0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ректор МДА: Церковное пение научило меня любить службу и молитву

Ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий совершил отпевание профессора Николая Гаврюшина

Москва, 17 августа 2019 г.

13 августа 2019 года отошел ко Господу многолетний профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин.

16 августа ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий возглавил в Покровском академическом храме Божественную литургию и чин отпевания усопшего, сообщает Патриархия.ru.

Перед отпеванием архиепископ Амвросий обратился к верующим со словом. «Мне хотелось бы выразить от всех здесь начальствующих, учащих и учащихся сочувствие и соболезнование прежде всего родным, детям Николая Константиновича, всем тем, кто является его другом, соработником, коллегой, всем тем, кто считает его очень дорогим и близким для себя человеком. Наш главный дар ему сегодня — молитва. Молитва о его бессмертной душе», — сказал архиерей.

Архиепископу Амвросию сослужил епископ Переславский и Угличский Феоктист. Также Его Высокопреосвященству сослужили и молились в алтаре архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), протоиерей Георгий Климов, протоиерей Александр Задорнов, протоиерей Павел Великанов, иеромонах Марк (Святогоров), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Дионисий (Шленов), игумен Мелетий (Соколов), протоиерей Игорь Фомин, протоиерей Сергий Забелич, протоиерей Владимир Стасюк, протоиерей Димитрий Степаненков, иерей Стефан Домусчи, иерей Александр Кузнецов, иеромонах Аполлинарий (Панин), иеромонах Филофей (Артюшин), иеромонах Дометиан (Курланов), иеромонах Дамиан (Воронов), иерей Сергий Будков, иерей Константин Кирчу, диакон Иоанн Зорин, диакон Сергий Шумских, диакон Дионисий Спиров.

В храме молились дети почившего — сын Иван Николаевич и дочери Анна и Наталья; профессора МДА А.И. Осипов, М.С. Иванов, А.М. Пентковский, А.Т. Казарян, проректор МДА Н.В. Леонтьева, профессор А.Б. Зубов, преподаватели, сотрудники, студенты МДА и других вузов.

Были прочитаны заупокойные апостольское и евангельское чтения. После сугубой ектении диакон Иоанн Зорин возгласил заупокойную ектению о новопреставленном Николае.

Богослужебные песнопения исполнили женские каникулярные хоры под управлением К.А. Тарелкиной и К.А. Алексеевой.

По 3-й песни канона слово на отпевании произнес профессор архимандрит Платон (Игумнов), надгробное слово по 6-й песне канона произнес проректор МДА протоиерей Александр Задорнов, по 9-й песни к присутствующим обратился преподаватель МДА священник Стефан Домусчи.

Н.К. Гаврюшин был похоронен на Благовещенском кладбище Сергиева Посада, на участке Московской духовной академии.

Николай Гаврюшин родился 28 ноября 1946 г. в семье киносценариста Константина Лаврентьевича Гаврюшина.

В 1970 г. окончил филологический факультет МГУ. С 1971 г. работал в Институте истории естествознания и техники, с 1997 г. — старший научный сотрудник.

В 1973 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук «Художественное творчество и развитие науки (становление идеи освоения космоса)». Руководил Проблемной группой по изучению памятников науки и техники. Член Оргкомитета чтений К.Э. Циолковского (1975-1980). В 1977-1978 и 1978-1979 уч. гг. читал курсы эстетики и истории эстетических учений на дневном и вечернем отделении исторического факультета МГУ.

С 1980 г. сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата. В середине 1980-х читал курсы лекций по истории русской религиозной мысли в Доме ученых в Протвине, в ГАХИ им. В.И. Сурикова.

С 1987 г. — преподаватель философии Московской духовной академии и семинарии, с 1997 г. — доцент, с 2002 г. — профессор. С 1997 г. также преподавал в Минской духовной академии.

В 1981-1992 гг. — редактор ежегодника «Памятники науки и техники». В 1997-2000 гг. — главный редактор «Богословского вестника», издаваемого МДА. Редактор серии антологий «Сокровищница русской религиозно-философской мысли».

Автор более ста печатных работ по истории науки и философии. Основные работы посвящены истории космологических идей и истории русского космизма, религиозной антропологии и эстетике, истории логики на Руси в XI-XVIII вв.

Ахилла

Главное Меню
  • Главная
  • Новости
  • Ректор МДА: Общежительный устав в академии учит любви к ближнему

Ректор МДА: Общежительный устав в академии учит любви к ближнему

26 марта 2019 Ахилла

Ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий (Ермаков) в своем телеграм-канале опубликовал мысли о том, кто такие православные священники.

По словам архиерея, «святым и служителем призван быть каждый» в церковной общине, а священник — «только предстоятель»:

«Господь не разделяет нас на священников, мирян, монахов. Он дает одинаковые заповеди каждому из нас и спросит на Своем Суде, не взирая на одежды и духовный сан».

Архиепископ Амвросий объясняет будущим пастырям — семинаристам, что люди смотрят на священников, как на людей святых:

«К вам будут предъявлять требования, как к подвижникам, о которых читали в житиях и святоотеческой литературе. Это скорее плохо, нежели хорошо, что в нашем обществе сложилась такая ситуация. Конечно, священник — не святой. Священник — такой же, как и прочие люди. Но раз уж так сложилось, вы должны помнить, что священническая одежда обязывает вас ко многому. Потому что, разочаровавшись в священнике, люди чаще всего разочаровываются в Боге и в Церкви».

Почему происходит такое разочарование? Потому, что «совершая Литургию, священник в некоторые моменты службы становится иконой Христа», — объясняет ректор духовной школы.

Читать еще:  Смерть как смс-сообщение для живых – 6 честных историй об уходе

Исходя из вышесказанного, архиепископ Амвросий поясняет, почему в МДА такие «серьезные требования» к будущим священникам:

«Академия — своего рода сито, через которое отсеиваются люди, способные быть священниками, от людей, не способных к этому бремени».

Режим жизни в духовной академии специально создан сложным:

«Это система правил, ограничений, рамок, в которых растут будущие священнослужители. Она создана не нами, а теми, кто был прежде — десятки и сотни лет назад. И тех студентов, кто не способен справляться с ними, Академия не пропустит к служению в священном сане. Если хотите, вся эта система правил — своего рода фильтр. Пройти сквозь него сложно, но для того, чтобы справиться с этим всем, нужна колоссальная работа над собой».

Например, если семинарист не готов терпеть длинные постовые службы, то ему стоит задуматься, правильное ли призвание он выбрал:

«Когда кто-то отлынивает от такого богослужения, то, конечно, ему стоит испытать себя и подумать хорошо, за тем ли служением он пришел в Церковь, в Академию. Ведь такой человек может быть прекрасным мирянином, сможет сделать много добра. Но священником ему пока становиться рановато, а возможно и вообще не стоит. (..) Тот, кто не живет богослужением, не любит его, отлынивает от него, — не может быть священником».

По мнению ректора, общежительный устав академии существует для того, чтобы научить будущих пастырей служить ближним:

«Мы все вместе едим, молимся, живем в одном общежитии. И если тут не научиться не раздражаться ближними, даже более — служить своим сокурсникам, сокелейникам, собратьям — то, поверьте, выйдя служить на приход, научиться этому будет еще сложнее. Если вас раздражают люди, подумайте, сможете ли вы справиться с этим, либо лучше оставить этот путь».

Напоследок архиепископ Амвросий призвал будущих пастырей, когда они пойдут на приходы, «быть подлинным авторитетом, а не авторитарной личностью», а также помнить, что священники — «не чиновники от Церкви».

Фото: Московская духовная академия/kazpds.ru

Обсудить статью на форуме

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Ректор МДА поделился воспоминаниями на концерте Хора Троице-Сергиевой Лавры в Зарядье (ВИДЕО)

15 сентября 2019 года в Москве отметили 10-ю годовщину преставления главного регента и уставщика Хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля). Вечером 15 сентября в Московском концертном зале «Зарядье» прошел торжественный концерт Хора Троице-Сергиевой Лавры.

Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.

Репертуар программы составили на основе дискографии, созданной отцом Матфеем за долгие годы его служения. В эту программу вошли не все известные песнопения Концертного хора Троице-Сергиевой Лавры, а преимущественно этапные фрагменты творческой деятельности отца Матфея и его коллектива.

В начале концерта хор пропел «Вечную память» великому регенту.

На экране появился видеофрагмент из фильма, где отец Матфей спрашивает певчих: «Как слышно, братья? Удобно ли стоять?» По взмаху руки отца Матфея на экране Хор на сцене запел «Приидите, поклонимся». Все песнопение Хор пропел под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).

С приветственным словом к зрителям обратился ректор Сретенской семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий.

Хор исполнил песнопения «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (музыка иеромонаха Нафанаила), «Союзом любве» (музыка Петра Турчанинова) и «Уне тебе бяше, Иудо» (музыка Александра Кастальского). Все песнопения прошли обработку архимандрита Матфея (Мормыля) для мужского хора.

В течение концерта на экране показали фрагменты интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, советским российским хоровым дирижером, народным артистом СССР Владимиром Мининым и руководителем Московского Синодального хора, заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.

Песнопения чередовались с рассказами из жизни архимандрита Матфея. Хор исполнил 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите Господа» (музыка Павла Чеснокова), догматик 7 гласа знаменного распева (музыка Александра Кастальского), «Ныне отпущаеши» (музыка Александра Кастальского), «От юности моея» (музыка Александра Никольского), «Свете Тихий» (музыка Павла Иванова-Радкевича), «Хвалите имя Господне» (музыка Александра Гречанинова).

Во втором отделении Концертный хор Троице-Сергиевой Лавры исполнил светилен основателю Обители преподобному Сергию Радонежскому «Процвел еси». Воспоминаниями со зрителями поделился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим:

Читать еще:  Святая блаженная Ксения: святость как следствие любви

Удивительным педагогом был отец Матфей, тонким, внимательным, очень любящим. Я, к своему ужасу, оказался в его хоре. Это я, который, когда начинал петь, меня умоляли, чтобы я замолчал. На прослушивании мне достался тропарь Успению. По-моему, это был единственный тропарь, который я мог спеть небезобразно.

Потом, когда вывесили списки, я узнал, что меня взяли в хор отца Матфея. Для меня это было пыткой. Я никогда не забуду первые спевки. Один стоит, повязанный шарфом или платком, как заяц с ушами. У другого на губе висит клочок бумаги, чтобы он губой не шлепал. У третьего кусок бумаги засунут под верхнюю губу. Я с ужасом ждал, когда до меня дойдет очередь и мне придется петь, и молился: «Господи, хоть бы мне только не опозориться!»

Дошли наконец до басов, и мне нужно было петь. Я спел – хор покатился со смеху. Я смотрю на отца Матфея — а у него в глазах страх. Он почувствовал мое душевное состояние, тут же прекратил общий хохот и перешел на кого-то другого. Больше он меня никогда не трогал.

Но мне то все равно нужно было петь. Прошло два месяца. А уйти из хора отца Матфея было невозможно, если только «выкинут». Я к нему подхожу: «Батюшка, я себя чувствую в Вашем хоре как грешник в раю, отпустите меня». Он: «Сколько тебе лет?» — «33», — «Ну да, староват уже». В общем, он меня отпустил: «Иди, ищи другое послушание».

Потом мы с ним встретились уже на 4 курсе семинарии, когда он преподавал Новый Завет, послания апостола Павла. Послания апостола Павла сложно преподавать. А отцу Матфею это удавалось — причём строго в святоотеческом духе. У него это получалось. И вновь я увидел внимательное, личное отношение к каждому ученику. Он каждого раскрывал, к каждому был внимателен. Я его так полюбил, что взял у него дипломную работу по антропологии апостола Павла.

За эти десять лет я стал все больше и больше понимать – он нас любил сильнее, чем мы его. Как апостол Павел обращался к христианской общине: «Я вас люблю больше, чем вы меня». Большое видится на расстоянии, тем более такое великое явление, как отец Матфей. По прошествии десяти лет понимаешь, как ты его любил, и сейчас любишь еще больше.

Сохраним эту любовь в своих сердцах, передадим ее потомкам — это именно та благодатная любовь, которая «никогда не перестает».

Хор исполнил песнопения «Не ввери мя человеческому предстательству» (музыка Степана Смоленского), «Со святыми упокой» (из Панихиды древних распевов), «Господи, воззвах» (распева Гефсиманского скита, со стихирой 8 гласа), «К Богородице прилежно», «О, сладкаго Твоего гласа» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Взбранной Воеводе» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Совет Превечный» (музыка Александра Никольского), «Слава в вышних Богу» (музыка Александра Кастальского), «Братие, сие да мудрствуется в вас» (гимн Христу из послания апостола Павла к Филиппийцам, музыка диакона Сергия Трубачева).

С торжественным словом к гостям обратился президент фонда «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» игумен Антоний (Зимин).

Закончился концерт исполнением Пасхального тропаря «Христос Воскресе» (музыка Александра Кастальского).

Справка:

В 1961 году регентом Хора братии Лавры и студентов Московской духовной академии стал Лев Мормыль, впоследствии архимандрит Матфей. Спустя годы кропотливой и усердной работы отца Матфея Хор стал известен по всему миру. Благодаря регулярным выступлениям за границей, культуру русского церковного пения узнали, запомнили и полюбили. Объединенный хор Московской духовной академии и Троице-Сергиевой Лавры выступал на Святой Земле в годовщину 2000-летия Рождества Христова, неоднократно давал концерты в Европе. Хор и его знаменитый регент сопровождали в поездках по епархиям Святейшего Патриарха Алексия II, регулярно пели на Патриарших богослужениях.

Отец Матфей управлял хором 48 лет. Заслуженный профессор Московской духовной академии воспитал тысячи семинаристов — певчих, священнослужителей, церковных иерархов. Имя архимандрита Матфея вдохновляет даже тех, кто с ним не работал. Он воссоздал культуру церковного пения — нотные сборники, регентские и певческие приемы. А главное — воспитал благодарных учеников, которые вдохновляются его примером и несут его слово и звук по всему миру.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ректор МДА: Церковное пение научило меня любить службу и молитву

Не успели отгреметь первые два гомосексуальных скандала в Русской православной церкви, касавшиеся домогательств к юным студентам в Казанской духовной семинарии и похождений гомельского архиепископа Стефана, как разразился третий. На этот раз руководству РПЦ и в СМИ пожаловались воспитанники самой главной в России Московской духовной академии, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. Юноши откровенно рассказали о царящем в церковном учебном заведении разврате, передает сергиево-посадское издание «Альтернативная газета».

Троице-Сергиева лавра. © Фото — Андрей Трофимов

Интересно, что к главе РПЦ патриарху Кириллу будущие священники относятся весьма положительно: благодарят его за помощь академии в строительстве общежития и надеются на разрешение своих проблем. А вот ректора МДА, архиепископа Верейского Евгения (кстати, он является еще и председателем Учебного комитета РПЦ и курирует все церковные вузы России), обвиняют во множестве грехов.

Читать еще:  Наша Церковь — Украинская не потому, что не русская

— За почти 20 лет руководства Академией он занимался только тем, что своим наплевательским отношением ее разваливал, — написали студенты МДА в СМИ. — Архиепископ Евгений лишь разъезжал по дорогим курортам на деньги, что получал от продажи квартир старушек, которые завещали свое жилье МДА. А ведь студенты академии до самой их смерти носили бабушкам еду и убирали в этих квартирах в свое личное время.

При этом, по словам студентов, за развратом, происходящим в стенах учебного заведения, ректор не только не следит, но и всячески ему потворствует. А происходят там при этом, скажем прямо, нелицеприятные вещи.

— «Ученые монахи» регулярно устраивают пьянки в 50-м академическом корпусе, — пишут студенты. — При этом туда приглашаются юные воспитанники учебного заведения, которых пытаются склонить к гомосексуальной близости, и зачастую удачно. Особенно активным участником таких оргий являлся бывший дежпом МДА епископ Николай (Ашимов) по кличке «Машенька». Когда он был еще обычным иеромонахом, то неоднократно сексуально домогался к студентам. Ректору МДА архиепископу Евгению было доподлинно известно о данном грехе, однако это не помешало ему дать Николаю отличную характеристику при рукоположении в сан епископа и назначении на руководство Амурской епархией.

Руководить ей, по словам студентов Московской духовной академии, теперь уже епископ Николай поехал не один. Незадолго до этого, пишут юноши, он «соблазнил студента семинарии, дружившего на тот момент с девушкой, развел его с ней и уговорил отправиться в свою епархию в Комсомольске-на-Амуре».

Недобрым словом студенты вспоминают также бывшего начальника епископа Николая — игумена Вассиана, работающего в академии на должности проректора по воспитательной работе. Даже на младших курсах его, не стесняясь, называют мужеложником.

А секретарь Ученого совета МДА игумен Адриан, пишут студенты, неоднократно был пойман с поличным за просмотром гей-порно, о чем неоднократно докладывалось ректору академии архиепископу Евгению, но тот никаких организационных выводов не сделал. Кроме того, еще один академический игумен Герасим, совершенно не стесняясь, на глазах у юных студентов приводил к себе в келью переодетых в женское транссексуалов.

— То, как ректор Московской духовной академии занимается укрывательством разврата в среде академического монашества, свидетельствует о том, что он причастен к гей-лобби, — пишут студенты. — Ведь именно архиепископ Евгений уволил из академии протодиакона Андрея Кураева, который является давним противником этого греха. Кроме того, архиепископ Евгений давно дружит с известным в Москве гомосексуальным игуменом Петром (Еремеевым). Именно теперешний ректор МДА привез его из Ставрополя в Москву и назначил своим проректором. А когда домогательства Петра к студентам стало уже невозможно скрывать, отправил его на должность первого проректора в только что начавшую работать Хабаровскую духовную семинарию. Когда же тамошний правящий архиерей, не потерпев разврата, выслал игумена Петра обратно, архиепископ Евгений назначил его сразу ректором Российского православного университета в Москве.

Известный своей непримиримой борьбой с гомосексуализмом в рядах Русской православной церкви протодиакон Андрей Кураев, который ранее, после публикации своих разоблачений, был уволен из Московской духовной академии, уже успел прокомментировать скандальное письмо воспитанников церковного вуза у себя в блоге.

— Мне уже позвонили несколько студентов различных российских духовных академий (но все они ранее были воспитанниками Московской духовной семинарии), которые восторженно отзывались об опубликованной статье, — написал Андрей Кураев. — Всем им я задавал один и тот же вопрос: насколько достоверна описанная в материале картина? В среднем выходило, что процентов на 70 это — правда. Что будут делать в патриархии сейчас? Понятно, что искать авторов письма в газету и давить на редакцию. Но, возможно, одной из тех вводных лекций, которые читают первокурсникам церковных вузов в начале сентября следует посвятить вопросам личной безопасности в церковных стенах? Честно рассказать юношам о наличии в РПЦ гомосексуального клира и методах его «охоты»? Просто предупредить, что цена коньяка, который юноши распивают в келье «приятного во всех отношениях монаха» может оказаться слишком высокой? И объяснить, что, если такой собеседник во время разговора не выпускает твою руку из своей и все время поглаживает по запястью, то встреч с таким собеседником наедине лучше избегать?

Официальных комментариев к письму, опубликованному студентами духовной семинарии в местной сергиево-посадской газете со стороны Московской патриархии РПЦ пока не последовало.

Напомним, несколько дней назад известный пропагандист РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин выступил с инициативой об отказе россиян от использования смартфонов. Они, по мнению церковника, способствуют различным грехам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector