1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Редкий христианин признает, что бывает неправ

Елицы

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Не бойтесь ошибок.

Не бойтесь ошибок
АРХИМАНДРИТ АНДРЕЙ (КОНАНОС) | 20 ИЮЛЯ 2016 Г.
Мудрый архимандрит Андрей (Конанос) продолжает разговор о решении проблем и поиске верного выбора.
Не бойтесь ошибок
Фото: lisaferentz.com
Не путайте исповедь с психотерапией
Легко сказать человеку: “Твое место в аду!”, но духовную жизнь так не построить
Редкий христианин признает, что бывает неправ
Не заедать проблемы, но идти вперед и молиться
Архимандрит Андрей (Конанос)
Архимандрит Андрей (Конанос)
В начале пути всегда совершаются ошибки. Мать первоклассника, видя, как ее сын старательно выписывает буквы, не ругает его за кривой почерк, а думает про себя: «Он еще маленький, только учится писать – конечно, он ошибается». Но важно, что дитя при этом старается, то есть не сидит сложа руки, а борется, занимает активную позицию по отношению к жизни. Так же и у взрослых.

Прими какое-то решение! Даже если ошибешься – ты же не стремишься совершить ошибку. Твоя цель – чтобы получилось хорошо. А если произойдет ошибка, Господь просветит тебя, и ты осознаешь ее вовремя, и вовремя вернешься назад. Я услышал это в одном монастыре. В то время я не собирался ни жениться, ни принимать монашество. Просто сидел на одном месте и ждал. Один священник сказал мне тогда:

– Ты стоишь на перекрестке пяти дорог и всё думаешь, по какой пойти. Чего ты ждешь?

– Хочу выбрать самый лучший путь, принять самое верное решение.

– А кто ты такой, чтобы твое решение оказалось самым лучшим? Шесть миллиардов людей на нашей планете постоянно рискуют, проигрывают, выигрывают, а ты хочешь, чтобы у тебя всё вышло идеально?

– Что же мне делать?

– Выбери один путь. Прими решение. Скажи: «Я пойду по этой дороге!» Если этот путь окажется неверным и ты поймешь это, то вернешься, не успев далеко уйти. А если не поймешь и продолжишь идти вперед – ну, значит, пойдешь неверным путем. Что тут поделаешь? Иногда приходится совершать ошибки.

Например, я купил дом, а оказалось, что в нём сыро, грибок и прочее. Могу я купить другой дом? Если да, то так и поступаю. Не могу? Продолжаю жить в этом доме. Не могу больше терпеть сырость? Переезжаю куда-нибудь. В любом случае нужно найти какой-нибудь выход из сложившейся ситуации. И в любом случае не нужно бояться совершить ошибку. Бог не смотрит строго на тех, кто старается.

Помните, что сказал Господь о бедной вдове? Денег, которые она опустила в ящик с пожертвованиями, было очень мало, они не имели никакого значения для храмовой казны, не говоря уж об экономике страны. Но Христос не на это обратил внимание. «Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, – сказал Он. – Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела» (Мк. 12:43). И мы можем так поступать.

Пусть Господь просветит нас, чтобы наш выбор оказался нам во благо. И брак – это лотерея, и монашество – лотерея. Что будет – то будет. Никто не может сказать с уверенностью, что твой выбор будет удачным. И я не могу сказать. Каждый делает выбор сам – на свой риск.

У меня есть дядя, не очень церковный человек. Три года назад он сказал мне:

– Ты молодец! Устроил свою жизнь! Нашел работу, стал священником, преподаешь в школе. Теперь самое время тебе жениться!

– Нет, дядя, не получится. Мой поезд уже ушел.

– О-о, дитя мое, это всё у тебя как-то слишком серьезно!

А какие советы дают святые?

Один человек пришел к старцу Порфирию и спросил, нужно ли его родственнику продолжать принимать антидепрессанты, или же можно прекратить лечение. Некоторые люди считают, что, раз в Церкви они нашли всё, что им нужно, то Бог Сам будет их от всего лечить. Ломает такой человек ногу – и сразу в храм; голова болит – в храм; живот заболел – в храм. А старец Порфирий так ответил посетителю:

– Передай своему родственнику: пусть продолжает пить таблетки, потому что без них он не может самостоятельно принимать решения.

Люди, просвещенные Господом, всегда были уравновешенными. Их не бросало в крайности. Они не говорили: «Бросай лечиться, ходи только в храм!» Потому что и лекарства – от Бога. А наши решения обычно носят панический характер. И испытывая стресс, мы постоянно ошибаемся. Например, сын или дочь плохо себя ведут. Какой будет наша реакция? Крики, ругань… А святые, просвещенные Богом, не совершали подобных ошибок.

Каким бы ни было решение, всё равно – понять, верно оно или нет, можно только по результатам. Не слова важны, а результат. Нельзя говорить правильные вещи, если в семье при этом – неразбериха, нервы, ругань… «Но я по крайней мере знаю, как надо!» Нет. Правильное решение возможно только при нормальных семейных отношениях и приятных манерах.

Разным людям святые дают разные советы, подобно тому, как врач выписывает разным пациентам разные лекарства: одному больному нужно пить такие таблетки, другому – другие, третьему – аспирин, четвертому необходима операция, а пятому – пересадка органа за границей. Одинаково всех лечить нельзя. Вот о чём нужно помнить, обращаясь к Богу. «Господи, просвети меня, помоги мне принять верное решение!» Но для того, чтобы Он смог просветить наш ум, мы должны заглянуть в свое сердце, где нет нерешенных проблем.

Запомните: когда человек молится, он заглядывает внутрь себя, и там, в глубине души, его встречает состояние полного покоя, и все проблемы решаются. Ведь наши трудности носят исключительно внешний характер. Все они находятся на периферии души. Господь говорит: не бойтесь людей, смущающих вас извне, даже если они поведут вас на смерть, потому что они бессильны что-либо сделать (Мф. 10:28).

Внутри вас – прекрасный сад, где живет Дух Святой, дарованный при Крещении; внутри вас – полный покой и умиротворение. Я не знаю, сколько раз в день вы заглядываете в свой прекрасный сад. Можно удобно устроиться на кушетке, в кресле или в кровати, закрыть глаза и убежать от всех беспокойств и волнений, которые причиняет нам наш ум. Потому что стресс идет не от души – душа спокойна, как море в штиль. Ведь в ней обитает Святой Дух. Стресс идет от ума, от помыслов.

Собственный ум способен свести человека с ума. Но стоит нам остановить ход мыслей, выйти за границы ума – хотя бы на несколько секунд, – мы почувствуем себя словно на гавайском пляже. И всё будет казаться бесконечно прекрасным, как бывает у влюбленных. Такому человеку начинаешь говорить про экономический кризис, а он в ответ: «Мне нет дела до кризиса. Я влюблен!»

Фото: behance.net
Фото: behance.net
Один человек так и сказал мне: «Когда я обнимаю любимую девушку, до кризиса мне нет никакого дела. Я нахожусь в ином пространстве». Так и мы – если поймаем это «иное пространство», то и верные решения найдутся, потому что через молитву мы входим в соприкосновение с Самим Господом. Я не знаю, сколько раз вы молились сегодня с утра до этого момента, не знаю, как вы молились на Литургии – потому что можно ходить в церковь, но при этом постоянно думать о проблемах, смущаться и отвлекаться. Все проблемы решатся – если не в этой жизни, то по ее окончании. Поймите это.

У одного человека была очень говорливая теща. Она постоянно говорила, и ничего с этим поделать было нельзя, она говорила без остановки. И когда она умерла, на памятнике под ее именем сделали надпись: «Теперь она молчит». Вот и решение проблемы. Это я к тому, что выход находится всегда. Некоторым своим чадам, которые ругаются друг с другом и никак не могут договориться, я так и говорю: «Дети мои, помните о том, что те, с кем вы ругаетесь, когда-нибудь уйдут. А вы будете скорбеть и сокрушаться: „Почему же мы не пришли тогда к согласию!“ Поэтому старайтесь разрешить ситуацию сейчас».

Никто не может по-настоящему помочь нам там, где нужно действовать самостоятельно. Да, помощь важна, но главную роль в своей жизни всё-таки играем мы сами. И личная борьба приводит к верному решению. Оно есть всегда.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

Теги: Архимандрит Андрей (Конанос), выбор, выбор пути, ошибки, проблемы

Не дай скорби сломить тебя. Часть 1.

АРХИМАНДРИТ АНДРЕЙ (КОНАНОС) , ЕЛИЗАВЕТА ТЕРЕНТЬЕВА | 25 МАРТА 2014 Г.
Не дай скорби сломить тебя
Редкий христианин признает, что бывает неправ
Архимандрит Андрей (Конанос): Легкая жизнь затрудняет путь ко Христу
Архимандрит Андрей (Конанос): Не злись на себя и не прячься от себя
Прошу тебя, не переживай из-за этой проблемы. Она решится, и все пройдет. Ты выйдешь из затруднения, в котором сейчас находишься. Эти дни – тяжелы, и твое терзание велико. Я пытаюсь говорить с тобой, но это трудно, потому что знаю, какую боль ты сейчас испытываешь. В один момент направление всей твоей жизни полностью изменилось.

Долгое время – дни, месяцы, годы – ты счастлива. И вдруг что-то начинает происходить: появляются плохие новости, рушатся какие-то отношения, ты узнаешь о том, что больна, – все это начинает уничтожать, раздавливать тебя, и ты впадаешь в уныние. Я понимаю, что тебе плохо. Ты сама говоришь об этом, сама это чувствуешь. Мои силы скудны, но я призываю на помощь великую Силу Божию, Его великую Любовь, его Благодать и Обетование. Он обещал нам, что будет с нами в каждый миг нашей жизни и поможет нам, если мы попросим Его об этом. И мы все молим Его защитить нас, заступиться за нас и вернуть нам ту радость, которую мы имели.

Счастье – это важнейший признак того, что в твоей жизни, твоей душе всегда присутствует духовная свежесть. Когда ты счастлива, воодушевлена, когда ты полна жизни, вдохновения, когда тебе ничто не страшно, ты просыпаешься и видишь, что все прекрасно, – это означает, что ты вошла в живое соприкосновение с Богом; ты дотрагиваешься до Него, и в тебе появляются живительные силы.

Бог – Источник жизни. Когда ты прикасаешься к Нему, ты берешь от Него силу. Другими словами, – когда ты счастлива, радостна, в хорошем настроении, когда ты полна жизни, когда хочешь жить, это значит, что ты чувствуешь Бога и Его прикосновение. И доказательство этому – то, что ты радуешься, поешь или хотя бы насвистываешь. Ты счастлива, и тебе хочется петь, танцевать, прыгать. Что-то входит в твое сердце и заставляет тебя трепетать от счастья, радости и воодушевления. Это означает, что Бог – в тебе.

А сейчас – не так. Но для того, чтобы получить помощь, нужно крепко верить в то, что Бог поможет тебе. Нужна крепкая вера, твердая уверенность в сердце и большая надежда на силу Христа.

«Веруешь ли ты?» Этот вопрос Христос часто задавал людям, которым была нужна Его помощь. Эти люди болели, их мучили бесы и различные душевные недуги; они страдали от бедности, несправедливости, тяжких грехов, сердечного горя. И эти люди хотели исцелиться. Они хотели освободиться от скорби, печали, одиночества и слёз. И Господь спрашивал их: «Веруешь ли ты?» А что значит – верую? Это значит, что я открываю всего себя Христу, полностью доверяюсь Ему и мысленно представляю себе свое исцеление еще до того, как оно произошло. Я заранее чувствую его, радуюсь ему и наслаждаюсь им. И это «ускоряет» чудо, словно помогая ему быстрее произойти.

Читать еще:  Именно в театре мы увидели, как особый ребенок начал взрослеть

Когда в твоей жизни все плохо и ты в отчаянии, когда ты постоянно думаешь о том, что у тебя не получилось, вместо того чтобы поверить в скорое решение проблемы, когда ты целиком погружаешься в мысли о трагедии, которая ожидает тебя, о безнадежности, которая наступает, когда ты вся в отчаянии, охватывающем тебя, – ну как в таком случае может измениться твоя жизнь? Как? Произойдет то, о чем говорил Господь: «По вере вашей будет вам». Случится то, во что ты веришь. Ты сама притягиваешь к себе это.

Поверь в Христа, в Его силу и любовь. Не принижай себя так сильно. Не думай, будто ты родилась для того, чтобы пережить тотальную катастрофу и полный провал, а потом всю жизнь жаловаться и отчаиваться. Нет! Ты не для этого создана. Ты создана для того, чтобы преодолевать трудности, радоваться, и наслаждаться жизнью.

Сейчас твой ум затуманен, потому что у тебя есть проблема. Проходя через тяжелое испытание, ты смотришь на мир глазами, полными слез; а в страдании и мраке всё кажется безнадежным. При этом ты можешь услышать что-то совершенно новое для себя, – то, что любому другому человеку на твоем месте внушило бы надежду, дало бы желание жить и радоваться. Любому – но только не тебе. Ты ничего не слышишь в этот момент. Хотя совсем недавно, когда ты себя хорошо чувствовала, была счастлива и в твоем сердце царила радость, твоя душа была душой ребенка, которого всё радует – даже дождь за окном, ведь он вдохновляет на творчество.

Тогда твоя душа была живой, и всё вокруг помогало тебе расти вверх. Но сейчас, когда тебе плохо, ничего из этого не работает. Система повреждена, заблокирована. Но ты не должна позволить обстоятельствам сломить, уничтожить тебя. Поверь в Христа и помоги своей душе пробудиться, ожить. Как? То, что ты делаешь в данный момент, – тоже немалая помощь самой себе. Ты слушаешь, что другие говорят о твоей проблеме, как пытаются ее решить и как стараются избавить тебя от нее. Великий дар – то, что мы можем думать о происходящем с нами, приблизиться к своим трудностям, дотронуться до них и начать очищать себя от них, подобно тому, как очищаем головку лука – слой за слоем. Так и тебе необходимо видеть то, что происходит с тобой.

Что случилось? Посмотри на проблему с точки зрения логики, потому что чувства твои сейчас мрачны и ослаблены. И при этом они доминируют в твоей душе, а потому разрушают тебя. Но ведь по природе своей они святы, как и разум.

Итак, подумай немного. Подумай логически о своей проблеме, о том, что так сильно беспокоит и разрушает тебя изнутри. И как бы ни было тебе плохо в настоящий момент, я уверен, что ты сможешь поразмыслить над тем, что я скажу тебе дальше. Я объясню тебе, как сохранить способность рассуждать с точки зрения логики, когда боль готова уже поглотить тебя.

Человеку трудно справиться со своей проблемой в одиночку – какую бы музыку он ни слушал для поднятия настроения и какие бы советы ни получал. Хорошо давать советы. Представь, например, что я обжег руку о плиту, а ты стоишь рядом и меня утешаешь. Это прекрасно. Но сколько бы ты ни утешала меня, боль все равно пройдет только тогда, когда ожог полностью заживет. А до этого мне будет больно. Нужно время, чтобы рука зажила. Конечно, твое доброе слово утешает меня. Но все слова когда-то заканчиваются, и вот я вновь смотрю на свой ожог, и проходит неделя или даже две, пока рана заживет и перестанет болеть.

Все дело в том, что под давлением этой боли, «бурь» и «напастей» твоя душа начинает смягчаться. Попробуй посмотреть мысленным взором в будущее, через месяц или два, или через год. И подумай: «Сейчас я страдаю, но пройдет время, которое, как говорится, лечит». И это правда. Вспомни, сколько всего ты пережила в прошлом, как ты плакала, какую боль испытывала, как тебе не хотелось ничего делать. Как ты шла на работу и говорила себе: «Увольняюсь! Не хочу больше здесь работать!» Или: «Не хочу больше разговаривать с мужем, не хочу готовить, не хочу ничего делать!» И хотя у тебя были основания для того, чтобы так говорить, потому что именно это ты чувствовала тогда, проходили дни, месяцы, проходило время, и ты начинала оживать. Долгое время все видели тебя грустной и в слезах, пока однажды, находясь в гостях, ты не улыбнулась слегка. Ты услышала чью-то шутку и улыбнулась. А прошел год – и вот ты уже смеешься от души. Ты, которая сейчас (как и тогда) говорит мне: «Мне так плохо, что больше я никогда не смогу смеяться и радоваться жизни».

Тебе не плохо. Это твои мысли заставляют тебя чувствовать себя плохо. Но на самом деле тебе не плохо! Ты сталкиваешься с неприятностями, но тебе не плохо. Потому что, когда ты говоришь: «Мне плохо!», – ты тем самым словно хочешь сказать, будто твоя душа полна отчаянием. Но душа твоя полна надежды на Христа, полна благодати Духа Святого, которую ты приняла еще во время крещения – а святая купель содержит множество Его Даров и животворящей Силы.

Плоды Святого Духа – это любовь, мир и радость в твоей душе. Радость всегда в тебе, она глубоко в сердце, но твоя внезапно появившаяся проблема закрыла от тебя эту радость. И потому едва не убила тебя. Но эта проблема лежит на поверхности. Она – в твоей голове, твоих мыслях; ты видишь только ее, и она огорчает тебя, омрачает твою жизнь и причиняет боль.

О плодах Духа, которые содержит в себе сердце человека, говорит нам апостол Павел. Эти плоды – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). И все это живет в тебе. И в глубине души ты счастлива, потому что ты – человек Божий, а скорби, через которые мы проходим и которые причиняют нам столько боли, происходят от наших мыслей и переживаний – и именно эти мысли и переживания ранят, уничтожают и убивают нас.

И здесь возникает вопрос: а где же наш духовный взгляд? Ведь мы – духовные люди.
Бог знает о том, через что мы проходим? Ты сейчас ответишь: «Ну да, знает, и что из того?» Но вопрос не в том, что Он просто видит и слышит. Разве все это – не под Его контролем? Разве не Он устраивает нашу жизнь, и разве не Он допустил всему этому случиться с нами? В то мгновение, когда это произошло, разве не Бог сказал: «Да будет»?

Когда ты счастливо выходишь замуж, рожаешь красивого здорового ребенка, когда твоя жизнь наполнена счастьем, когда вокруг все прекрасно, – это происходит по Божьей воле или, как говорят, по Божию благоволению, от глагола благоволить (одно из значений этого слова – допускать совершиться тому, что кажется добрым и хорошим).

Но есть и иная Божья воля, которая называется попущением. Бог попускает, позволяет этому произойти. Например, какому-то инциденту, несчастному случаю – автокатастрофе и т.д. Разбивается машина, калечатся или даже погибают люди, и вот кто-то говорит: «Так угодно Богу». Другой человек, услышав эти слова, моментально теряет всякую надежду и говорит: «Что же это за Бог, если Он хочет, чтобы мы погибали?» Но никто не имеет здесь в виду, что Бог хочет, чтобы это произошло, и радуется этому. Это – Божие попущение. Бог попустил этому случиться. И одно дело – допустить что-то, а другое дело – сделать. Здесь можно спросить: «Неужели Бог не мог предотвратить это? Неужели Он не мог сделать что-то, чтобы этого не случилось?» Да, Он мог. Но вот здесь нам следует остановиться. Дальше мы уже не должны ничего объяснять, потому что реально не знаем и не можем понять, что «думает» Бог. Мы не можем постичь Его тайн. И эта тайна также закрыта для нас. Но мы понимаем одно: Бог знает, что делает.

Если сейчас ты испытываешь сильную боль и не хочешь думать о таких вещах, то эта мысль может и не помочь тебе. Но если хочешь, подумай об этом. Подумай, чтобы утешиться и сказать себе: «Бог видит то, что происходит со мной. Он думает, Он наблюдает за мной – Он рядом. Бог дал на это Свое согласие, «подписал» документ, прежде чем он вошел в силу, и сказал – да! Значит, это не случайно». Ведь ничего не бывает случайного в нашей жизни.

Сейчас, когда ты страдаешь от боли и плачешь, тебе этого не понять. И это естественно, ты имеешь право не понимать – никто не упрекает тебя. Но через пять месяцев, через год, когда ты обернешься назад и вспомнишь о том, что было, об этой боли, ты поймешь, что в итоге все это не только не было злом, но и привело к добру. Твое сердце смягчилось, стало более чувствительным, у тебя поубавилось высокомерия, эгоизма, нервов, претензий и грубости, а смирения, наоборот, прибавилось. Ведь раньше ты, может быть, никого не прощала и никого не понимала. А теперь все это получается у тебя очень хорошо.

Сейчас ты этого не понимаешь. И спросишь, зачем я все это говорю тебе. А говорю я, чтобы, как уже было сказано, призвать на помощь твой разум, который сейчас отсутствует. Ты позволила своим чувствам – боли, отчаянию, безнадежности – властвовать над тобой, позволила печали задушить тебя. И, падая, ты заболела душевно. А я подаю тебе руку. Точнее, подаю тебе руку Христа. Ведь если ты ухватишься за мою руку, мы оба потонем, потому что я стану таким же, как ты. Поэтому мы оба хватаемся за руку Христа и говорим: «Господи, подними меня!» и вспоминаем о том, что все происходящее в нашей жизни не представляет для Бога никакой тайны.

Надеюсь, что твоей душе станет значительно легче, если ты поймешь: Христос знает всё о том, что происходит. И раз Всемогущий, Преблагой, Премудрый, Великий и Чудный Бог знает об этом, то я полностью доверяю ему – как врачу, когда мне требуется серьезная операция. Мне страшно, я вижу всю эту аппаратуру и инструменты, похожие, скорее, на орудия убийства, – потому что они острые, они будут резать меня, и я испытаю сильную боль. Врач будет резать мое тело, мои внутренности или даже сердце, и все мое существо кричит во мне: «Это нестерпимо!» Но разум говорит в ответ: «Это хороший врач, он хочет тебе только добра. Ты знаешь его, и он обещал вылечить тебя». И как я поступаю после этого? От размышлений перехожу к делу: доверяюсь врачу и больше не спрашиваю его ни о чем.

В нашей жизни нет ничего случайного. Любое расставание, когда тебя бросают и уходят, не случайно. Даже если в этом есть и твоя вина – сейчас мы не ищем виноватых и не обвиняем себя. А если наоборот – мы тоже не пойдем к обидчику и не будем ругаться с ним, требуя за все ответа. Я говорю тебе о другом: то, что произошло – не случайно. Бог проследил за этим.
Даже если ты ошиблась, ты снова можешь вернуться на путь истинный. Но для того, чтобы это произошло, сначала надо успокоиться. И я говорю тебе все это для того, чтобы ты успокоилась. Успокойся перед тем, как разговаривать с человеком, который сильно огорчил тебя и с которым ты поругалась – мужем, ребенком, уволившим тебя начальником… Ничего нельзя делать сгоряча, не подумав, когда внутри у тебя все бурлит и кипит, когда твоя душа полна возмущения, горечи, ненависти, зависти. В этом случае никто не в состоянии поступать правильно. Сначала вспомни обо всем, что я говорил тебе. И успокойся. Пусть в твоем сердце все утихнет.

Читать еще:  Летние каникулы: заниматься или отдыхать? Советы психолога

Сердце – как озеро: когда буря затихает, волны исчезают и можно хорошо разглядеть дно. Старец Паисий так говорил нам: «Когда на море волны, мы не отправляемся ловить рыбу, а ждем, пока море успокоится, и потом уже думаем, что делать».

Так и с тобой. Горе душит тебя и не дает думать. Сейчас ты не можешь даже помолиться. Я понимаю тебя. Однажды я сказал одной женщине, когда ей было очень плохо, что надо молиться. А она ответила мне: «В таком состоянии я даже молиться не могу!» Ты и правда не можешь молиться, потому что горе задушило тебя. В такие моменты попробуй вздохнуть или даже слегка вскрикнуть и вспомни о такой простой вещи: Бог знает о том, что происходит с тобой. Все происходящее – под Его контролем, и ничего не произойдет более того, что Он допустил. Если Бог допускает что-то, это происходит, и мы ничего не можем с этим поделать.

Значит, все это исключительно полезно для нас, и мы должны предаться Его воле и не сопротивляться там, где мы ничего не можем сделать. Ты не можешь сопротивляться Богу и тому, что неизбежно.

Елицы

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Не бойтесь ошибок.

Не бойтесь ошибок
АРХИМАНДРИТ АНДРЕЙ (КОНАНОС) | 20 ИЮЛЯ 2016 Г.
Мудрый архимандрит Андрей (Конанос) продолжает разговор о решении проблем и поиске верного выбора.
Не бойтесь ошибок
Фото: lisaferentz.com
Не путайте исповедь с психотерапией
Легко сказать человеку: “Твое место в аду!”, но духовную жизнь так не построить
Редкий христианин признает, что бывает неправ
Не заедать проблемы, но идти вперед и молиться
Архимандрит Андрей (Конанос)
Архимандрит Андрей (Конанос)
В начале пути всегда совершаются ошибки. Мать первоклассника, видя, как ее сын старательно выписывает буквы, не ругает его за кривой почерк, а думает про себя: «Он еще маленький, только учится писать – конечно, он ошибается». Но важно, что дитя при этом старается, то есть не сидит сложа руки, а борется, занимает активную позицию по отношению к жизни. Так же и у взрослых.

Прими какое-то решение! Даже если ошибешься – ты же не стремишься совершить ошибку. Твоя цель – чтобы получилось хорошо. А если произойдет ошибка, Господь просветит тебя, и ты осознаешь ее вовремя, и вовремя вернешься назад. Я услышал это в одном монастыре. В то время я не собирался ни жениться, ни принимать монашество. Просто сидел на одном месте и ждал. Один священник сказал мне тогда:

– Ты стоишь на перекрестке пяти дорог и всё думаешь, по какой пойти. Чего ты ждешь?

– Хочу выбрать самый лучший путь, принять самое верное решение.

– А кто ты такой, чтобы твое решение оказалось самым лучшим? Шесть миллиардов людей на нашей планете постоянно рискуют, проигрывают, выигрывают, а ты хочешь, чтобы у тебя всё вышло идеально?

– Что же мне делать?

– Выбери один путь. Прими решение. Скажи: «Я пойду по этой дороге!» Если этот путь окажется неверным и ты поймешь это, то вернешься, не успев далеко уйти. А если не поймешь и продолжишь идти вперед – ну, значит, пойдешь неверным путем. Что тут поделаешь? Иногда приходится совершать ошибки.

Например, я купил дом, а оказалось, что в нём сыро, грибок и прочее. Могу я купить другой дом? Если да, то так и поступаю. Не могу? Продолжаю жить в этом доме. Не могу больше терпеть сырость? Переезжаю куда-нибудь. В любом случае нужно найти какой-нибудь выход из сложившейся ситуации. И в любом случае не нужно бояться совершить ошибку. Бог не смотрит строго на тех, кто старается.

Помните, что сказал Господь о бедной вдове? Денег, которые она опустила в ящик с пожертвованиями, было очень мало, они не имели никакого значения для храмовой казны, не говоря уж об экономике страны. Но Христос не на это обратил внимание. «Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, – сказал Он. – Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела» (Мк. 12:43). И мы можем так поступать.

Пусть Господь просветит нас, чтобы наш выбор оказался нам во благо. И брак – это лотерея, и монашество – лотерея. Что будет – то будет. Никто не может сказать с уверенностью, что твой выбор будет удачным. И я не могу сказать. Каждый делает выбор сам – на свой риск.

У меня есть дядя, не очень церковный человек. Три года назад он сказал мне:

– Ты молодец! Устроил свою жизнь! Нашел работу, стал священником, преподаешь в школе. Теперь самое время тебе жениться!

– Нет, дядя, не получится. Мой поезд уже ушел.

– О-о, дитя мое, это всё у тебя как-то слишком серьезно!

А какие советы дают святые?

Один человек пришел к старцу Порфирию и спросил, нужно ли его родственнику продолжать принимать антидепрессанты, или же можно прекратить лечение. Некоторые люди считают, что, раз в Церкви они нашли всё, что им нужно, то Бог Сам будет их от всего лечить. Ломает такой человек ногу – и сразу в храм; голова болит – в храм; живот заболел – в храм. А старец Порфирий так ответил посетителю:

– Передай своему родственнику: пусть продолжает пить таблетки, потому что без них он не может самостоятельно принимать решения.

Люди, просвещенные Господом, всегда были уравновешенными. Их не бросало в крайности. Они не говорили: «Бросай лечиться, ходи только в храм!» Потому что и лекарства – от Бога. А наши решения обычно носят панический характер. И испытывая стресс, мы постоянно ошибаемся. Например, сын или дочь плохо себя ведут. Какой будет наша реакция? Крики, ругань… А святые, просвещенные Богом, не совершали подобных ошибок.

Каким бы ни было решение, всё равно – понять, верно оно или нет, можно только по результатам. Не слова важны, а результат. Нельзя говорить правильные вещи, если в семье при этом – неразбериха, нервы, ругань… «Но я по крайней мере знаю, как надо!» Нет. Правильное решение возможно только при нормальных семейных отношениях и приятных манерах.

Разным людям святые дают разные советы, подобно тому, как врач выписывает разным пациентам разные лекарства: одному больному нужно пить такие таблетки, другому – другие, третьему – аспирин, четвертому необходима операция, а пятому – пересадка органа за границей. Одинаково всех лечить нельзя. Вот о чём нужно помнить, обращаясь к Богу. «Господи, просвети меня, помоги мне принять верное решение!» Но для того, чтобы Он смог просветить наш ум, мы должны заглянуть в свое сердце, где нет нерешенных проблем.

Запомните: когда человек молится, он заглядывает внутрь себя, и там, в глубине души, его встречает состояние полного покоя, и все проблемы решаются. Ведь наши трудности носят исключительно внешний характер. Все они находятся на периферии души. Господь говорит: не бойтесь людей, смущающих вас извне, даже если они поведут вас на смерть, потому что они бессильны что-либо сделать (Мф. 10:28).

Внутри вас – прекрасный сад, где живет Дух Святой, дарованный при Крещении; внутри вас – полный покой и умиротворение. Я не знаю, сколько раз в день вы заглядываете в свой прекрасный сад. Можно удобно устроиться на кушетке, в кресле или в кровати, закрыть глаза и убежать от всех беспокойств и волнений, которые причиняет нам наш ум. Потому что стресс идет не от души – душа спокойна, как море в штиль. Ведь в ней обитает Святой Дух. Стресс идет от ума, от помыслов.

Собственный ум способен свести человека с ума. Но стоит нам остановить ход мыслей, выйти за границы ума – хотя бы на несколько секунд, – мы почувствуем себя словно на гавайском пляже. И всё будет казаться бесконечно прекрасным, как бывает у влюбленных. Такому человеку начинаешь говорить про экономический кризис, а он в ответ: «Мне нет дела до кризиса. Я влюблен!»

Фото: behance.net
Фото: behance.net
Один человек так и сказал мне: «Когда я обнимаю любимую девушку, до кризиса мне нет никакого дела. Я нахожусь в ином пространстве». Так и мы – если поймаем это «иное пространство», то и верные решения найдутся, потому что через молитву мы входим в соприкосновение с Самим Господом. Я не знаю, сколько раз вы молились сегодня с утра до этого момента, не знаю, как вы молились на Литургии – потому что можно ходить в церковь, но при этом постоянно думать о проблемах, смущаться и отвлекаться. Все проблемы решатся – если не в этой жизни, то по ее окончании. Поймите это.

У одного человека была очень говорливая теща. Она постоянно говорила, и ничего с этим поделать было нельзя, она говорила без остановки. И когда она умерла, на памятнике под ее именем сделали надпись: «Теперь она молчит». Вот и решение проблемы. Это я к тому, что выход находится всегда. Некоторым своим чадам, которые ругаются друг с другом и никак не могут договориться, я так и говорю: «Дети мои, помните о том, что те, с кем вы ругаетесь, когда-нибудь уйдут. А вы будете скорбеть и сокрушаться: „Почему же мы не пришли тогда к согласию!“ Поэтому старайтесь разрешить ситуацию сейчас».

Никто не может по-настоящему помочь нам там, где нужно действовать самостоятельно. Да, помощь важна, но главную роль в своей жизни всё-таки играем мы сами. И личная борьба приводит к верному решению. Оно есть всегда.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

Теги: Архимандрит Андрей (Конанос), выбор, выбор пути, ошибки, проблемы

Редкий христианин признает, что бывает неправ

Опубликовано: 17-12-2015, 13:06 Комментариев: 0

Порой нам кажется, что мы точно знаем, что нужно другому человеку, уверенно оцениваем его поступки и советуем, как поступать. При этом мы находим евангельские цитаты, ссылаемся на святых отцов, приводим в пример личный опыт. Но всегда ли мы бываем правы? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Верь. Вера – великое дело. Она есть живое доверие к Богу, Его силе и Премудрому Промыслу о нас, Его Любви к нам – ко мне, к тебе. Господь любит тебя очень сильно.

Я говорю тебе это, хоть и недостоин произносить такие слова. Если бы кто-нибудь другой сказал тебе об этом, наверное, звучало бы более убедительно. Потому что эту великую Истину не должны произносить грешные уста. Хотя даже и в таком случае Истина не перестает быть Истиной.

Бог любит тебя очень сильно. Он думает о тебе днем и ночью. Он знает все твои желания, вопросы, сокровенные мысли, знает все о твоих страданиях и муках. Почувствуй себя в руках Божиих. Он заботится о тебе.

Читать еще:  Семь закатов в Барятино, или Зачем мирянину ехать в монастырь

Ничего случайного не происходит в твоей жизни, все – к добру. Бог всегда доводит дело до конца, и ты поймешь это, еще даже не дойдя до этого конца. Поймешь в процессе. Мудрый план реализуется в твоей жизни шаг за шагом, приводя тебя к вере, мудрости, святости и красоте, делая твою душу зрелой, сильной и одновременно мягкой.

Многое из того, что с тобой случается, является ответом на твои молитвы. Например, ты ведь стремишься к святости? Хорошо, а как стать святым человеком? Просто так? Нет. И Господь дает нам уроки святости, как бы спрашивая: «Хочешь стать святым? Тогда потерпи».

Потерпи коллегу, который завтра будет посмеиваться над тобой на работе. Потерпи уборщицу в доме, которая позавчера наговорила тебе массу безумных вещей. Потерпи и прости соседку, которую раздражает отсутствие нормальной звукоизоляции в доме и потому она постоянно говорит тебе: «Тише, тише! Я больше не могу вас слушать!» (хотя время – одиннадцать утра, и ты имеешь право разговаривать как угодно).

Чего только ни приходится выслушивать! Но Господь говорит нам: «Да, это урок. Урок святости, урок прощения, взаимопонимания и сострадания». Даже если раздражается кто-то другой, не ты, то все равно возникает вопрос: а как ты относишься к человеку, который раздражается?

Допустим, он действительно неправ. А Господь говорит тебе: «Я хочу научить тебя еще кое-чему – терпеть и хорошо относиться к тем, кто неправ и имеет нелегкий характер. А ты покажи свое доброе сердце, не будь таким, как они».

Да, этот человек – сложный, но ведь и ты сложный, и вот начинаются крики, ссоры и нервные срывы. А ты прости ближнего! Помолись! Помолись о всех людях – о себе, о своих детях, жене или муже, помолись обо мне! И я помолюсь о тебе и обо всех.

Нет человека, который не получал бы в этой жизни оплеух. Все в какой-то момент испытывают страдание и боль. Не существует абсолютно счастливых семей, абсолютно счастливой жизни. Я не знаю человека, у которого в жизни все было бы розового цвета.

Все мы проходим через различные испытания. Вопрос в том, можем ли мы говорить об этих испытаниях, обсуждать их, смотреть проблеме «в глаза», не прячась от нее. Можем ли мы признать свой страх, неуверенность, одиночество, беспомощность? Да, мне плохо! Меня бросили, предали, я боюсь будущего!

Это нужно произносить вслух в молитве к Богу. Об этом нужно рассказывать своему духовному отцу, который руководит твоей духовной жизнью, ведя при этом и свою личную борьбу. Так следует идти вперед.

Итак, нет человека, который не проходит через какое-либо испытание – маленькое или большое. Во всяком случае, я так думаю. И говорю тебе это не для того, чтобы ты расслабился и преисполнился иллюзий (хотя некоторая расслабленность тоже полезна – делать что-то не под давлением, а расслабленно и спокойно). Просто такова жизнь.

Приведу пример. Один молодой человек пришел ко мне и сказал: «Раньше я выкуривал по три пачки сигарет в день, а сейчас – всего по три сигареты. Мне трудно, но я стараюсь бросить курить, с Божией помощью». И я сказал ему: «Молодец! Продолжай в том же духе!» – «Что же мне делать?» – «Продолжать! Продолжай выкуривать по три сигареты в день!»

А кто-то услышал мои слова и сказал: «Что ты такое говоришь? Ему надо совсем перестать курить!» И я ответил: «Раньше он выкуривал по три пачки в день. Хочешь – пойди, посоветуй ему теперь вообще не курить».

И этот человек действительно поговорил с ним, после чего тот обиделся, они поссорились и теперь не разговаривают друг с другом. И я спросил его: «Ну и чего ты добился? Думаешь, я сам не мог запретить ему курить?

Но ведь главное – это борьба за душу человека. Главное – не лишить человека желания бороться, не лишить его ревности по Богу. Знаешь, сколько сигарет в одной пачке? Лично я не знаю. Наверное, много. А тебя так опечалили эти три сигареты – хотя в трех пачках их, наверное, сотня!»

Но потом мое решение все же показалось мне слишком мягким, и я решил посмотреть, что в таких случаях говорили святые, как они относились к подобным ситуациям. Патерик всегда утешает меня и дает мне почву для размышлений – в первую очередь, о себе самом и своем пастырском служении.

Здесь я люблю обращаться к авве Пимену (что, кстати, в переводе означает «пастырь»), потому что он был настоящим пастырем добрым для людей.

Итак, один монах пришел к нему за советом. Авва спросил его:

– Чем ты занимаешься? Что делаешь?

– Я работаю у себя на поле, мне это нравится. Сажаю, выращиваю, а собрав урожай, раздаю его нищим как милостыню.

– Молодец! Хорошо делаешь. Продолжай, – сказал ему авва Пимен, который духовным зрением видел сердце этого монаха (как и множество других вещей).

Но его слова услышал другой монах и сказал авве:

– Отче, как тебе не стыдно! Ты Бога не боишься? Монах пришел к тебе за советом, а ты ему: «Молодец, что работаешь на своем поле!» Это не совет! Наоборот, так ты уводишь брата с верного пути!

Авва Пимен всегда замолкал в разговоре с подобными людьми. Вот и теперь его ответом на эти слова было молчание. А через несколько дней он позвал к себе того монаха, у которого было свое поле. Тут же был и второй монах, сделавший до этого авве замечание. И вот на его глазах авва Пимен говорит первому монаху:

– Послушай, отче! Ты сказал мне несколько дней тому назад, что работаешь у себя на поле?

– Отче, я дал тебе неправильный совет. Понимаешь, я думал, что ты говоришь мне о своем брате, который в миру, – что это у него поля. А ты – монах, тебе не следует иметь собственное поле и возделывать его. Надо заниматься духовным трудом, а то, что делаешь ты, не годится для монаха. Понял ли ты меня? Очень прошу тебя, не занимайся этим больше!

И после этого тихо спросил второго монаха:

– Отче, все хорошо? Я поправил его? Ты доволен?

– Конечно! – ответил тот. – Сейчас ты дал ему правильный совет. А то, что ты ему до этого говорил о каких-то полях… Но теперь ты сказал, что следует. Он – инок, и ему непозволительно заниматься подобными вещами.

– Тогда послушай, что ответит на это наш брат, – сказал авва Пимен и спросил первого монаха:

– Ну что, отче, как думаешь? Перестанешь работать на поле, да?

И бедный монах ответил:

– Послушай, отче! Прости меня, но я не могу делать ничего другого. Эту работу я выполняю хорошо, она мне нравится, я не могу ее бросить! И не могу послушаться твоего совета. Прости, но я буду и дальше работать на поле, но теперь не знаю, когда снова приду к тебе. Мне нехорошо.

И ушел – в печали, разочаровании. Ему словно обрезали крылья.

А второй монах, считавший себя до этого великим аскетом и суперправославным, сказал:

– Отче, прости меня! Я ошибся, когда сказал тебе, что надо было дать другой совет этому брату. Прости меня!

Авва Пимен ответил ему:

– Брат, то, о чем ты сказал мне тогда, я и сам могу сделать – проповедовать, поучать, cтроить из себя великого учителя, осекая каждого со словами: «Прекрати это делать, так нельзя!» Я знаю, что работа в поле – не главное дело для монаха. Но с этим братом я разговаривал на его языке, исходя из его мыслей и помыслов. Я «подстроился» под него, подталкивая его к дальнейшему подвигу. Это была моя цель. И еще. Да, этот монах трудится исключительно на поле, но помнишь, что он сказал тогда? «Весь свой урожай я раздаю бедным, как милостыню». Эту его любовь к ближнему я и поставил во главу угла. А чего мы добились сейчас? Я обидел его (хоть и сказал ему все это исключительно для твоего успокоения), и он ушел в огорчении. При этом он все равно не перестанет работать на поле, но мы, в свою очередь, отняли у него радость и спокойствие, которые были с ним во время его трудов. Мы смутили его – без причины.

Вот как бывает, когда мы даем человеку совет без рассудительности, без любви и просветления от Бога. Без дерзновения от Бога. Потому что для того, чтобы дать совет, требуется дерзновение.

Авву Пимена не интересовало, что о нем подумают другие, когда он похвалил монаха, благословив его продолжать работу на полях. Он понимал, что молитва по сто часов – не для него, он так не сможет. Да, он посвятил свою жизнь Господу, но ведь можно показывать свою любовь к Нему и с помощью других своих трудов, не только молитвы. Работа в поле приносила бόльшую пользу его душе.

Вот в чем искусство любого Пимена – пастыря. Ведь и ты пастырь. Потому что у тебя есть дети, ученики, слушатели. Каждый, кто руководит людьми – учит, помогает, организует, поддерживает, – является пастырем.

И авва Пимен говорит: «Мне ли не знать, что такое строгая духовная жизнь? Мне ли не знать, что такое акривия (от греч. ἀκρίβεια — «точный смысл, строгая точность, тщательность»)? Думаешь, я сам не мог наложить запрет для этого монаха?»

Так же было и со мной. Разве я не мог тогда сказать молодому человеку, что курение вредно для здоровья, что это – грех? Конечно, мог. Но я знал, что после этого у меня с ним пропадет контакт. Этими словами я разочарую, «срежу» его, и таким образом потеряю одну человеческую душу, что гораздо хуже, чем курение.

Чего недостает всем нам? Рассудительности, открытости, способности признать свои ошибки. Очень редко можно встретить христианина, который годами ведет духовную жизнь и при этом признает, что бывает неправ.

Мы привыкаем мыслить по одному и тому же шаблону и «застываем» в своих мыслях, подобно готовому глиняному сосуду. Глина застывает и уже не меняется. Так и наш ум. Все, я так решил, я так считаю. Может, у тебя и получается менять ход своих мыслей, но в шестьдесят лет это очень трудно сделать, особенно если речь идет о духовной жизни.

А что говорит Бог? «Моя Воля – бескрайний океан. Или море. А иногда это море превращается в ручей, или в пар, который затем становится облаками, из которых льет дождь, образуя бурные потоки и реки. Моя Воля не есть неподвижный камень. Постоянна только Божественная Любовь.

Но как Она воплощается в жизни человека? Здесь не один путь, не один ответ». Поэтому одному Господь говорит: «Следуй за Мной!», другому – «Возвратись в дом свой», а третьему – «Иди и расскажи всем о чудесах, которые Бог сотворил для тебя!» Одного Бог посылает в монастырь, другого – на проповедь, третьего – создавать семью. Не существует одного пути, одного ответа. На один и тот же вопрос я даю тебе один ответ, а ты мне – другой. Общего ответа на все вопросы не существует.

Вот почему в Церкви никто никого не копирует. Но мы можем сравнивать, потому что у нас есть ряд критериев. Что же это за критерии? Духовная жизнь, молитва, любовь, умиление, смирение, истина. Мы берем все это и «замешиваем» в своем сердце, которое уникально. Так появляется личный результат каждого человека.

Перевод: Елизавета Терентьева, старший преподаватель ПСТГУ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector