1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Растим прирожденного читателя. 15 советов, как читать вместе с детьми

Растим прирожденного читателя: папа советует!

Джейсон Буг написал книгу, как он читал вместе со своей дочерью Олив и лучше её узнавал, одновременно и познавая себя.

Это очень увлекательно! — уверяет Буг. И мы ему верим. Ведь это уникальная возможность пережить еще одно детство со свои ребёнком. Он видел, как радуется его дочь, переживая сюжет и сопереживая героям, и радовался вместе с ней. Мечтает — и он заново учился мечтать!

«Рожденный читать» – книга нестандартная и очень личная. Я буду часто рассказывать вам о моей дочке и о том, как мы с ней живем, – что читаем, какие приемы чтения вслух были опробованы у нас в семье и что подошло нам больше всего. На всем протяжении этого пути я поверял каждый шаг исследованиями и обращался за разъяснениями к специалистам. Эта книга опирается на опыт и глубокие знания библиотечных работников, писателей, издателей, экспертов по технологическим вопросам, психологов и других профессионалов, посвятивших себя детской литературе

Несколько советов от Джейсона Буга:

  1. Мало просто накупить детям книг. Чтобы воспользоваться их развивающим потенциалом, родители должны создать для ребенка опыт именно интерактивного чтения.

Читайте вместе. Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой – любым носителем литературного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать.

Как начать общение: Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно что-нибудь приготовить с помощью этого приложения.

2. Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы – это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.

Как начать общение: Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?

3. Обсуждайте детали книги. Показывайте иллюстрации, которые вам больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.

Как начать общение: Эта машина красная. Ты видишь еще что-нибудь красное? Хочешь сосчитать зверей?

4. Разыгрывайте историю в лицах. Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.

Как начать общение: Тогда гусеница съела одну… А потом она кого-то увидела – кого?

5. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки. Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.

Как начать общение: Белочка хочет спать – погладь ее по головке. Ты когда-нибудь переживал так же сильно, как этот малыш?

6. Хвалите ребенка во время чтения. Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг или компьютерных приложений.

Как начать общение: Мне так приятно, что ты выбрал эту книгу. Как ты здорово сориентировался в iPad!

7. Делитесь мнениями о книге. Если ребенку понравилась сказка, спросите, почему. Если он ерзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.

Как начать общение: Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочется, чтобы мы снова ее почитали?

8. Читайте ребенку о вещах, которые он любит. Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.

Как начать общение: Хочешь еще что-нибудь почитать про медведя-панду? Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.

9. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.

Как начать общение: Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?

10. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета. Подобные вопросы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки – идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь. Я до сих пор развлекаюсь этой игрой, когда смотрю фильмы.

Как начать общение: Как ты думаешь, кто выиграет в гонках? Что, по-твоему, спрятано в коробке?

11. Поддерживайте диалог. Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.

Как начать общение: Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобразами? Ты помнишь, что такое аккордеон?

12. Расширяйте границы знаний ребенка. Ученые называют этот прием «развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.

Как начать общение: Ты знаешь, почему эта машина не завелась? Хочешь, я расскажу тебе, как она сварила суп?

13. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания. Для меня, выросшего в сельской глубинке Мичигана, это стало жизненной необходимостью. Прежде чем я воочию увидел Францию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, все эти чудеса открылись мне на страницах книг. Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что-то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес.

Как начать общение: Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе на карте, где находится Франция?

14. Соотносите сюжет с реальным опытом. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.

Как начать общение: Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно расстроилась, когда мы ушли из парка?

15. Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории. Я обожаю, когда Олив пересказывает мне свои любимые книжки за завтраком. Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!

Как начать общение: Можешь прочитать эту книгу своему медвежонку? Что случилось, когда Слоненок уронил свое мороженое?

А также в книге есть советы специалистов по поводу доступа к гаджетам! Как разумно выбирать игрушки в дом! Как читать с ребёнком в первые годы жизни и даже до рождения! Как читать сказки. Как играть. Что читать. Рассказывать истории и в них играть.

Читать еще:  К Родительской субботе. Мысли о себе самом

Всё это можно прочесть в увлекательной и понятной книге Джейсона Буга «Рождённые читать». Книгу можно бесплатно читать в ЛИТРЕСЕ!

Подписывайтесь на библиотеку ЛИТРЕСА от детской библиотеки №7 Василеостровского района и читайте книги бесплатно!

Код доступа выдаёт библиотекарь.

Рекомендуем и другие книги по психологии чтения (см. иллюстрацию)

статья- «15 приемов интерактивного чтения из книги Джейсона Буга «Рожденный читать: растим прирожденного читателя»».
статья по развитию речи (старшая группа)

Даже если вы сами терпеть не можете книги, а одна мысль о том, чтобы обсуждать прочитанное с ребенком, сводит вас с ума, вы все равно обязаны читать ребенку — и читать правильно. А еще вы должны научить этому всех остальных, кто заботится о вашем ребенке. Но могу вас обрадовать: применять на практике правила «Растим прирожденного читателя» вовсе не трудно и не скучно. Наоборот, большинству родителей они помогают, как никогда прежде, наслаждаться временем, проведенным за чтением с ребенком. Из унылой повинности это занятие превращается в захватывающее приключение, которое придется по душе и родителям, и другим воспитателям, и детям.

Лучшей подготовкой будет вырезать из «Рожденного читать» две страницы и вывесить их на дверце холодильника. Постепенно вы усвоите эти приемы, и они станут неотъемлемой частью вашего чтения ребенку.

Если список навыков и методов кажется вам угрожающе длинным, не спешите отчаиваться. На страницах книги я постоянно привожу рекомендации и примеры, показывающие, как тот или иной метод выглядит на практике.

Не старайтесь прыгнуть выше головы и втиснуть в каждые посиделки за детской книжкой все 15 приемов интерактивного чтения. Вы же не используете одновременно пылесос, молоток и домкрат, чтобы повесить картину в гостиной! Пользуйтесь теми приемами, которые лучше всего подходят к конкретной книжке или ситуации.

Великое множество людей пытаются советовать вам, как растить ребенка. Одни родители включают еще не родившемуся малышу классическую музыку, а другие покупают младенцам обучающие видео. Одни пособия призывают вас к строгости, другие советуют быть помягче. Я не собираюсь указывать вам, что делать. Просто расскажу о собственном пути — пути отца, научившегося читать книги дочери, и поведаю обо всем, что узнал сам.

Я читаю дочурке столько времени, сколько она живет на свете, и думаю, что это самый быстрый и действенный способ стать лучшим родителем. Делясь с вами опытом, я надеюсь, что вы найдете собственные пути к тому, чтобы сделать чтение неотъемлемой частью жизни вашего ребенка.

Вместе мы придумаем, как вырастить поколение прирожденных читателей.

Растим прирожденного читателя.

Читайте вместе. Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой — любым носителем литературного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать.

Как начать общение:

Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно что-нибудь приготовить с помощью этого приложения.

Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.

Как начать общение:

Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?

Обсуждайте детали книги. Показывайте иллюстрации, которые вам больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.

Как начать общение:

Эта машина красная. Ты видишь еще что-нибудь красное? Хочешь сосчитать зверей?

Разыгрывайте историю в лицах. Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.

Как начать общение:

Тогда гусеница съела одну. А потом она кого-то увидела — кого?

Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки. Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.

Как начать общение:

Белочка хочет спать — погладь ее по головке. Ты когда-нибудь переживал так же сильно, как этот малыш?

Хвалите ребенка во время чтения. Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг или компьютерных приложений.

Как начать общение:

Мне так приятно, что ты выбрал эту книгу. Как ты здорово сориентировался в iPad!

Делитесь мнениями о книге. Если ребенку понравилась сказка, спросите, почему. Если он ерзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.

Как начать общение:

Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочется, чтобы мы снова ее почитали?

Читайте ребенку о вещах, которые он любит. Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.

Как начать общение:

Хочешь еще что-нибудь почитать про медведя-панду? Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.

Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.

Как начать общение:

Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?

Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета. Подобные вопросы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки — идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь. Я до сих пор развлекаюсь этой игрой, когда смотрю фильмы.

Как начать общение:

Как ты думаешь, кто выиграет в гонках? Что, по-твоему, спрятано в коробке?

Поддерживайте диалог. Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.

Как начать общение:

Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобразами? Ты помнишь, что такое аккордеон?

Расширяйте границы знаний ребенка. Ученые называют этот прием «развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.

Как начать общение:

Ты знаешь, почему эта машина не завелась? Хочешь, я расскажу тебе, как она сварила суп?

Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания. Для меня, выросшего в сельской глубинке Мичигана, это стало жизненной необходимостью. Прежде чем я воочию увидел Францию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, все эти чудеса открылись мне на страницах книг. Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что-то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес.

Как начать общение:

Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе на карте, где находится Франция?

Соотносите сюжет с реальным опытом. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.

Как начать общение:

Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно расстроилась, когда мы ушли из парка?

Читать еще:  Рождественский пост: между голодом и чревоугодием

Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории. Я обожаю, когда Олив пересказывает мне свои любимые книжки за завтраком. Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!

Как начать общение:

Можешь прочитать эту книгу своему медвежонку? Что случилось, когда Слоненок уронил свое мороженое?

Я постоянно говорю об этих 15 приемах в каждой главе книги, чтобы вы увидели, как применять основные принципы интерактивного чтения на каждом этапе развития ребенка. Во всех главах под заголовком «Растим прирожденного читателя» приводятся специфические для каждой возрастной группы примеры и рекомендации. Это поможет вам лучше понять любой прием и в совершенстве овладеть важными навыками интерактивного чтения. Принцип «Рожденного читать» применим как к печатным, так и к электронным книгам, причем к вопросам чтения с цифровых носителей мы перейдем уже в следующей главе. Готовьтесь, в ней обсуждается одно из самых сложных решений, которое вам, родителям, придется принять!

Чтение с ребенком — хорошая семейная традиция

Во многих ли семьях сейчас практикуется совместное чтение книги с ребенком? Вряд ли. Мы сильно заняты своими делами и интересами. Поэтому такое понятие, как семейное чтение, становится чуть ли не пережитком.

Конечно, всегда можно найти оправдания. Раньше не было телепередач и интернета, по вечерам людям делать было нечего. Вот они и читали всей семьей одну книгу; а, наверное, и книг было мало, поэтому и читали книгу вместе и вслух. А сейчас у нас все настолько заняты своими делами, что на совместное чтение не хватает не времени, а желания.

Чтение с ребенком — есть ли необходимость?

А, может, и не нужно это совместное чтение? Пусть каждый читает то, что ему по душе. Как в детском стихотворении: «Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать… А можно взять и почитать!»

И когда ребенок научился читать, многие родители радуются, что теперь читать вместе с ребенком уже нет необходимости. И на все просьбы ребенка почитать вместе, отвечают отказом. Мол, ты уже взрослый и умеешь читать сам. И несет малыш эту книгу в комнату, пытается читать самостоятельно.

Только родители забывают, что ребенок много прочитать еще не может. Так же как не может читать с выражением. А значит, и смысл текста он понимает не полностью. А самое главное, он не получает радости от общения с книгой и родителями.

Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения. Ему могут быть непонятны некоторые слова и предложения. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом родители начинают переживать из-за того, что ребенок не хочет читать, и заставляют его читать. Что получается в итоге? Конечно, полное неприятие чтения.

А ведь эту ситуацию можно предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге. Нужно только потратить 20-30 минут в день на чтение вместе с ребенком. И не так важно, кто это будет – мама, папа, бабушка или сестра. Главное, чтобы кто-нибудь из взрослых с удовольствием читал вместе с ребенком.

Положительное отношение к чтению формируется на основе примера родителей. Невозможно объяснить значимость чтения ребенку, не видевшему взрослых с книгой.

Почему важно читать вместе с ребенком

Вы можете спросить: А для чего это, если ребенок умеет читать сам? Пусть читает самостоятельно.

Самостоятельно ребенок читать, рано или поздно, научится. Тем более, что этому учат в школе. Но вот получать удовольствие от книги он может и не научиться. Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребенка, особенно на первых порах — тяжелый труд, а не удовольствие. И станет ли оно таковым, зависит во многом от взрослых.

Кроме этого, в процессе чтения ребенок может не понять весь смысл прочитанного. А раз умного взрослого в этот момент нет рядом, не получается уточнить и осознать. Вот и выходит, что ребенок читает, устает и не понимает всего смысла текста. Он теряет мысль, не замечает причинно-следственных связей. Ему не всегда удается распознать смешные моменты, потому что он полностью поглощен процессом чтения. И книга становится ему непонятной или он понимает ее не совсем верно. Возьмет ли он книгу в руки в другой раз с удовольствием?

Почему старшее поколение, нынешние бабушки и дедушки, практически все любят читать и читают все свободное время? Возможно, именно потому, что в детстве читали вместе с родителями. Потому что во время их детства и юности в каждой семье отводили время для совместного семейного чтения книг.

Во время родительского чтения вслух возникает удивительное взаимодействие взрослого и ребенка, они обсуждают один сюжет, вместе сопереживают героям. Это очень важный момент формирования эмпатии, особенно в то время, когда авторитет родителя так значим.

Совместные эмоции, переживания, особая атмосфера единения приводят к пониманию, что чтение — это приятно. Сложным детям уже не нужно придумывать различные способы привлечения внимания, родители транслируют заботу и любовь.

Просмотр мультфильмов, игры не могут заменить книгу. Ведь именно чтение формирует образное мышление, создавая волшебные фантазийные миры ребенка, не демонстрируя готовый продукт. Открывается книга, и ребенок представляет сказочного гнома, рыцаря на коне, злую волшебницу и прекрасную принцессу.

Исследование значения чтения книг для детей

Ученые из Университета штата Огайо опубликовали данные исследования, посвященного детям дошкольного возраста. Исследователи сообщили, что дети, которым регулярно читали родители, на момент поступления в школу слышали на 1,4 миллионов слов больше, чем сверстники, которым родители читали мало. А таких был выявлен достаточно большой процент

По мнению ученых, этот миллион слов — залог дальнейшей успеваемости школьника.

Связь между чтением и развитием речи очевидна. И дети не только слышат слова и начинают понимать их смысл. У них развивается фонематический слух, они усваивают синтаксический строй речи, учатся копировать лексические ударения, паузы. Дети учатся выделять «кирпичики» речи: предложения, слова, слоги, звуки. А это основа будущей грамотности.

В чем польза чтения книг вообще

  • Чтение развивает внимание, память, учит слушать и слышать — умение очень важное в мире, где коммуникации приобретают решающую роль.
  • Существуют клинические данные снижения гиперактивности от регулярного чтения. Дети, которым регулярно читали от рождения до трех лет, через полтора года показывали результаты самых низких показателей поведенческих проблем. Эти дети обладали более устойчивым вниманием.
  • Английские нейропсихологи выявили связь между чтением и общим расслаблением. Они утверждают, что даже 6 минут погружения в текст понижает уровень стресса на две трети.
  • Чтение снижает частоту сердечных сокращений, расслабляет мышцы. Такого эффекта не дают прогулки, музыка или чашка чая. Хороший способ снять лишнее напряжение ребенка, обеспечить спокойный переход ко сну.
  • Секрет релаксации в том, что книга включает механизмы творчества, погружает в выдуманный мир писателя, стирая внешние раздражители. Это состояние измененного сознания. Чтение не просто учит новым словам, учит слышать, запоминать, структурировать новые миры. Чтение формирует эмоции, расслабляет, дает уверенность.

Регулярное чтение способствует снижению гиперактивности у детей

Так, может, стоит возродить эти традиции и начать читать книги вместе с детьми?

Какую пользу приносит чтение с ребёнком?

• Вы ненавязчиво прививаете ребенку любовь и интерес к книге. Ваш ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, обсуждают друг другу и детьми. А в ребенке закладывается и взращивается то, что он видит вокруг себя.

• Вы учите малыша читать правильно, с интонацией.

• Вы облегчаете ребенку понимание текста, задавая вопросы и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

Читать еще:  Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева

• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону. При этом помогаете понять подтекст истории.

• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

• Вы узнаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и аккуратно корректировать их.

• Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите друг другу себя в эти минуты. При этом укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

• Ваш ребенок развивает технику чтения, любовь и интерес к книге. И все это совсем незаметно для него и ненавязчиво, просто читая книги вместе с родителями.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Подарите ребенку радость общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.

Читайте своим детям, читайте вместе с ними!

Пожалуйста, оцените произведение

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Растим прирожденного читателя

Растим прирожденного читателя

1. Читайте вместе. Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой – любым носителем литературного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать.

Как начать общение: Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно что-нибудь приготовить с помощью этого приложения.

2. Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы – это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.

Как начать общение: Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?

3. Обсуждайте детали книги. Показывайте иллюстрации, которые вам больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.

Как начать общение: Эта машина красная. Ты видишь еще что-нибудь красное? Хочешь сосчитать зверей?

4. Разыгрывайте историю в лицах. Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.

Как начать общение: Тогда гусеница съела одну… А потом она кого-то увидела – кого?

5. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки. Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.

Как начать общение: Белочка хочет спать – погладь ее по головке. Ты когда-нибудь переживал так же сильно, как этот малыш?

6. Хвалите ребенка во время чтения. Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг или компьютерных приложений.

Как начать общение: Мне так приятно, что ты выбрал эту книгу. Как ты здорово сориентировался в iPad!

7. Делитесь мнениями о книге. Если ребенку понравилась сказка, спросите, почему. Если он ерзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.

Как начать общение: Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочется, чтобы мы снова ее почитали?

8. Читайте ребенку о вещах, которые он любит. Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.

Как начать общение: Хочешь еще что-нибудь почитать про медведя-панду? Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.

9. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.

Как начать общение: Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?

10. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета. Подобные вопросы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки – идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь. Я до сих пор развлекаюсь этой игрой, когда смотрю фильмы.

Как начать общение: Как ты думаешь, кто выиграет в гонках? Что, по-твоему, спрятано в коробке?

11. Поддерживайте диалог. Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.

Как начать общение: Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобразами? Ты помнишь, что такое аккордеон?

12. Расширяйте границы знаний ребенка. Ученые называют этот прием «развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.

Как начать общение: Ты знаешь, почему эта машина не завелась? Хочешь, я расскажу тебе, как она сварила суп?

13. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания. Для меня, выросшего в сельской глубинке Мичигана, это стало жизненной необходимостью. Прежде чем я воочию увидел Францию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, все эти чудеса открылись мне на страницах книг. Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что-то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес.

Как начать общение: Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе на карте, где находится Франция?

14. Соотносите сюжет с реальным опытом. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.

Как начать общение: Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно расстроилась, когда мы ушли из парка?

15. Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории. Я обожаю, когда Олив пересказывает мне свои любимые книжки за завтраком. Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!

Как начать общение: Можешь прочитать эту книгу своему медвежонку? Что случилось, когда Слоненок уронил свое мороженое?

Я постоянно говорю об этих 15 приемах в каждой главе книги, чтобы вы увидели, как применять основные принципы интерактивного чтения на каждом этапе развития ребенка. Во всех главах под заголовком «Растим прирожденного читателя» приводятся специфические для каждой возрастной группы примеры и рекомендации. Это поможет вам лучше понять любой прием и в совершенстве овладеть важными навыками интерактивного чтения. Принцип «Рожденного читать» применим как к печатным, так и к электронным книгам, причем к вопросам чтения с цифровых носителей мы перейдем уже в следующей главе. Готовьтесь, в ней обсуждается одно из самых сложных решений, которое вам, родителям, придется принять!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector