0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковный раскол в XVII в

1 Церковный раскол в XVII в. Патриарх Никон и протопоп Аввакум.

2 Причины проведения церковной реформы в 17 веке Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь Алексей Михайлович. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие — греческие оригиналы (Никон).

3 В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой. Кратко о реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними: замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»; написание «Иисус» вместо «Исус»; сокращение числа просфор для литургии; во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные; движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца; в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

4 Нововведения были одобрены церковными соборами годов. В течение годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги. Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили протопопы Аввакум и Даниил. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Протопоп Аввакума Петрова стал духовным лидером старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие 11 лет в Сибирь, где остался верен «старой вере». В последствии приговорен решением Церковного собора и заживо сожжен в 1682 г. Старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

5 По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь. С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам. Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины. С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви. Страшным последствием раскола явились гари массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи в конце XIX века.

6 1667 год из-за отказа братии Соловецкого монастыря принять нововведения правительство распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. 12 (22) июня 1668 года На Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря (Соловецкое восстание). Ноябрь 1671 года верховная дворцовая боярыня, представительница одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства Феодосия Морозова, твёрдая сторонница старого обряда, была перевезена в Чудов монастырь в Кремле, откуда после допросов отправлена в заключение на подворье Псково- Печерского монастыря год при штурме Палеостровского монастыря погибло от 2000 до 3000 старообрядцев. Согласно старообрядческой точке зрения (изложенной в начале XVIII века), старообрядцы заперлись в церкви, а затем сгорели, из-за пожара при обстреле церкви новообрядцами. Согласно новообрядческой точке зрения (изложенной в середине XIX века) при осаде монастыря правительственными войсками старообрядцы сами устроили самосожжение. Милорадович С.Д. Путешествие Аввакума по Сибири

7 В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь». Конец 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. По распоряжению царя Алексея Михайловича Морозова с сестрой высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. 11 (21) сентября 1675 года Евдокия Урусова скончалась от истощения. 2 (12) ноября 1675 года Феодосия Морозова также была уморена голодом в земляной тюрьме (причислена к лику святых в старообрядческой церкви). 22 января 1976 г Соловецкий монастырь взят приступом, во время которого было убито и казнено около 400 старообрядцев. В. И. Суриков «Боярыня Морозова» 1887 г

8 Значение церковного раскола Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари». В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении веков. — Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов. — Как итог церковного раскола прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.

9 Иванов С.В. Во времена раскола -Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества. -Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира. -Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентацию можно использовать при объяснении темы: Реформы патриарха Никона в 7 кл.

Презентацию можно использовать при объяснении темы: Реформы патриарха Никона в 7 кл.

Презентация к уроку истории России 7 класс «Церковный раскол».

УРОК-СЕМИНАР ВОЗМОЖНО ПРОВЕСТИ В 10 КЛАССЕ ПРОФИЛЬНОМ, ИЛИ СОКРАТИВ МАТЕРИАЛ В КЛАССЕ С БАЗОВЫМ УРОВНЕМ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ. К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ДОБАВЛЕНЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ПО ДАННОМУ УРОКУ.

Дополнение к уроку.

Конспект урока по ситории — 7 класс.

Читать еще:  Что сказать человеку с безнадежным диагнозом?

презентация для 7 класса по истории России .Тема «Церковный раскол».

Презентация к уроку истории «Раскол»

Презентация к уроку истории «Раскол» по истории России в 7 классе. Учебник «История России. XVI – конец XVII века. 7 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории «Раскол»»

Суриков В.И. «Боярыня Морозова», 1887 год

«Церковный раскол»

Почему раскол Русской Православной

Церкви стал трагической страницей

в истории России?

Роль православной церкви в духовной и политической жизни России

  • Религиозное сознание было господствующим, священнослужители определяли духовные и нравственные идеалы, образцы поведения для всех слоев населения.
  • В руках церкви сосредоточивались огромные материальные богатства.
  • Церковь имела хорошо организованную структуру со своими органами управления, слугами, обладала судебными и податными привилегиями.

Патриарх Никон и протопоп Аввакум

Протопоп Аввакум

Патриарх Никон

Причины реформы.

Многовековое

существование

Русской православной

Искажение церковных обрядов

Искажение текстов

церковных книг

Необходимость наведения порядка в церковных книгах

Реформа патриарха Никона

Содержание церковной реформы

До реформы

После реформы

Крещение двумя перстами

Крещение тремя перстами

Земной поклон

Поясной поклон

Двукратное пение «аллилуйя»

Троекратное пение «аллилуйя»

Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу

Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца

Написание имени Христа Исус

Написание имени Христа: Иисус

Физминутка для глаз

Раскол –

религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Церковный Собор 1666 — 1667 гг.

Приговор: «Отселе не будеши патриарх и священная да не действуеши, но будеши яко простой монах». 12 декабря 1666 г. с Никона сняли клобук и панагию, и велели ему жить в тихо и безмятежно, а о своих согрешениях молить всемилостивого бога. «Знаю я и без вашего поучения, как жить», — язвительно ответил Никон .

Царь не пришёл на заседание Собора..

Церковный Собор 1666 — 1667 гг.

Старообрядцы (раскольники)

Суриков В.И. «Боярыня Морозова», 1887 год

Ответы на вопросы теста:

1. Никон

2. Искажение церковных обрядов

3. Протопоп Аввакум

4. К расколу между верующим

«Для человека главное — жить по совести. Лекарства смогут продлить наш срок на несколько лет, а праведность и терпимость подарят жизнь вечную».

Митрополит Кирилл:

Рефлексия

Минус

Интересно

  • Церковь после Смуты
  • Реформа патриарха Никона
  • Разногласия между светской и церковной властью
  • Церковный собор 1666-1667гг
  • Протопоп Аввакум

Церковь после Смуты

Церковь, как и остальное население, разделилось на две части:

  • Патриарх Илларион и часть священнослужителей поддержали Лжедмитриев.
  • Большая часть священнослужителей и патриарх Филарет, продолжали служить Отечеству и помогали в освобождении Москвы и страны.
  • В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси.

Н. Тютрюмов. Портрет

патриарха Филарета.

Патриарх Никон

Протопоп Аввакум

Конец 1640-х гг – 1652 г. – «Кружок ревнителей древнего благочестия» (Никон – патриарх с 1652 г.), С. Вонифатьев (духовник царя), протопоп Аввакум.

Реформу проводили с 1653-1655гг.

Прочитайте пункт на стр. 58, выпишите в тетрадь ответы на вопросы:

  • Перечислите нововведения в церкви.
  • Каковы были последствия реформы?
  • Какие изменения были внесены на Церковном Соборе?

  • Скрижаль Никона 1656 года
  • «Предание прияхом сначало веры от святых апостол,и святых отец ,и седми святых соборов, творити знамение честнаго креста с треми первыми персты десные руки и кто от христиан православных не творит крест тако ,по преданию восточныя церкви,еже держа сначало веры даже доднесь, есть еретик и подражатель арменов,и сего ради имамы его отлучена от Отца,Сына и Святаго Духа и проклята

Реформы (1653 – 1655 гг.)

1654 гпринятие их Церковным собором

Содержание реформ

Позиция Никона (реализована)

  • Исправление богослужебных книг
  • Новые греческие богослужебные книги

Позиция Аввакума

  • Исправление обрядов, икон, архитектуры
  • Древнерусские (византийские) книги
  • Троеперстие, упорядочение церковной службы, уничтожение старинных икон, запрет шатровых церквей
  • Максимальное сохранение старины

«Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в.»

Крещение двумя перстами

Земной поклон

Единократное пение «аллилуйя»

Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу

Написание имени Христа: Исус

После реформы

Крещение тремя перстами

Поясной поклон

Троекратное пение «аллилуйя»

Движение верующих в церкви вокруг алтаря ….

Написание имени Христа: …

С.В. Иванов «Во времена раскола»

Последствия реформ

  • Централизация церкви
  • Установление единства РПЦ с остальным православным миром
  • Установление контроля над священниками и усиление дисциплины
  • Контроль над верующими
  • Развитие церковного образования
  • Усиление личной власти Никона
  • Церковный раскол

Разногласия между светской и церковной властью

Причины:

  • Идея первенства церковной власти перед светской.

Царь и патриарх поссорились, после чего Никон сложил с себя полномочия и удалился в Новоиерусалимский монастырь, в это время царь готовит церковный суд над бывшим патриархом.

  • Читаем документ на странице 60, отвечаем на вопросы.

Церковный собор 1666-1667гг

Лишение Никона

Патриаршего сана.

Неизвестный художник.

  • В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патриархов и устроил суд над Никоном.
  • Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
  • Собор осудил противников реформы и передали их лидеров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви.

Протопоп Аввакум

Прочитайте пункт на странице 59, ответьте на вопросы:

  • В какой кружок входил протопоп Аввакум?
  • Каковы идеи этого кружка?
  • Как сложилась жизнь Аввакума, в связи с его взглядами?

Сожжение протопопа

Аввакума. Миниатюра к.17 в.

Сожжение староверов в Пустозёрске

В.И. Суриков. «боярыня Морозова »

Презентация к уроку на тему «Церковная реформа патриарха Никона»

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием, ходом реформы Никона и научить отслеживать причины обострения отношений между светской и церковной властями

Задачи урока: Образовательные задачи: — создание целостного представления о целях, содержании, итогах и последствиях церковной реформы как одного из событий «бунташного» XVII века; — усвоение содержания понятий — ревнители древнего благочестия, церковная реформа, раскол, старообрядцы; — усвоение основных событий и хронологии раскола – 1654, 1666, 1681, 1682; — знание основных участников событий: Никон, Аввакум Воспитательные задачи: — развитие эмоциональной сферы – сопереживание, эмоциональное отношение к происходящим событиям; — формирование коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной деятельности. Развивающие задачи: — развитие познавательного интереса; — развитие умения анализировать представленные видеофрагменты; — развитие умения формулировать оценочные суждения.

Технология: проблемное обучение, личностно-ориентированного обучения, ИКТ

Содержимое разработки

Переходим к новой теме !

Предлагаю рассмотреть иллюстрации и назвать тему урока !

Тема урока «Русская православная церковь. Церковный раскол в правление Алексея Михайловича»

Цель урока !?

Цель урока: сформировать представление о роли православной церкви в жизни Российского государства и выяснить причины и последствия церковного раскола

1) Церковь после Смуты

2) Реформа патриарха Никона

3) Протопоп Аввакум

4) Разногласия между светской и церковной властью

5) Церковный собор 1666-1667гг

Задание на урок: Почему церковный раскол стал трагическим явлением русской истории?

Церковь после Смуты

! Смута стала серьезным испытание для церкви !

Всё это не только не сломило, а, наоборот, укрепило духовные силы верующих и священнослужителей !

Церковь, как и остальное население, разделилось

на две части:

Патриарх Игнатий Лжедмитрия I

Патриарх Гермоген Василия Шуйского

Патриарх Филарет Лжедмитрия II

Поляки, находившиеся в годы Смуты в Москве:

  • Грабили церковную утварь и оскверняли мощи святых
  • Уничтожили при отступлении около 450 московских церквей
  • Убивали служителей церкви или брали их в заложники
  • В плену оказался и ростовский митрополит Филарет

В 1619 году Филарет возвратился в Москву из 8-летнего польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси.

При нём роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Филарет был практически вторым государем.

Однако многие сложные вопросы так и не были решены ни при нём, ни при его преемниках – Иоасафе I и Иосифе

Патриарх Никон

После смерти патриарха Иосифа главой церкви по предложению Алексея Михайловича был избран новгородский митрополит Никон.

Патриарх Никон

1 . Из какой губернии родом Никон (в миру Никита)?

Нижегородской

2. Чем увлекался Никита в детстве?

Изучал грамоту, читал книги

3. После каких событий, Никон сделал выбор отрешиться от мира?

После смерти детей

4. Поначалу Никон был священником, потом игуменом, затем архимандритом, митрополитом. Будучи в Москве он понравился царю, а в народе его называли добрым и большим человеком. За что?

Помогал нищим, устраивал багодельни для убогих, посещал тюрьмы, лично выслушивал жалобы

Патриарх Никон

5. Всем ли нравилось такое поведение Никона и его тесные взаимоотношения с царём?

Читать еще:  Вы видите, как ребенка бьют на улице – что делать

Нет. Ни боярам, ни представителям духовенства

Патриарх Никон

После смерти патриарха Иосифа Алексей Михайлович настоял на том, чтобы новым патриархом в 1652 г. стал именно Никон . И именно на Никона царь возложил проведение церковной реформы 1653 – 1655 гг.

В 1653 году началось осуществление им церковной реформы.

Реформа патриарха Никона

! В середине XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни !

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ :

1. В русских церковных книгах, которые переписывались от руки из века в век, имелось много описок и искажений в текстах в сравнении с оригиналами.

2. Сомнения вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы, т.е. использование разных молитв

3. Крещение двумя перстами (пальцами)

4. Земные поклоны

5. Правописание и произношение — Исус

Реформа патриарха Никона

Мнения разделились

Другие предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам

Одни считали, что исправляя церковные книги и обряды, следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам , с которых они переписывались

НИКОНИАНЦЫ или НИКОНИАНЕ

СТАРООБРЯДЦЫ, СТАРОВЕРЫ или РАСКОЛ ь НИКИ

Реформа патриарха Никона

Реформа Никона была одобрена на Церковном соборе в 1654 г.

Церковная реформа Никона 1653-1655 гг. предполагала:

1) иконы и церковные книги исправлялись по греческим образцам

2) вводились поясные поклоны вместо земных

3) двоеперстие сменялось троеперстием при крещении

4) изменилось правописание и произношение Исус на Иисус

5) вводилось единое песнопение при молитвах

Старообрядцы. Протопоп Аввакум

Вернувшись в Москву из ссылки в 1663 г., он продолжил борьбу с церковной реформой.

За отказ от смирения на Церковном соборе 1666-1667гг. Аввакум был осужден, предан проклятию и сослан в Пустозёрск, где провёл 15 лет в земляной тюрьме. Там он написал знаменитое произведение «Житие».

По царскому указу в 1682 году Аввакум и его сподвижники были заживо сожжены на костре.

Выдающимся руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум .

Реформы патриарха Никона Аввакум воспринял резко отрицательно , считая, что если и обращаться к первооснове веры, то в русских традициях, а не греческих.

За свои проповеди и взгляды, Аввакум был арестован и заключен в монастырь. Позже он был сослан в Сибирь. Но это не помешало ему вести активную проповедь своих идей.

Старообрядцы

Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям в России.

Разнообразны были формы протеста: от самосожжения и голодной смерти до вооруженного сопротивления.

Только за 20 лет (1675-1695гг.) в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев

Крупнейшими вооруженными выступлениями старообрядцев были:

  • Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
  • Московское восстание 1682 г.
  • Выступление на Дону 1670-1680 гг.

Судьба патриарха Никона

1. Какие взаимоотношения сложились между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем после церковной реформы?

Пункт 3, & 24,

Судьба патриарха Никона

1. Какие взаимоотношения сложились между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем после церковной реформы?

ОТВЕТ: Получив огромную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть. Царь отнесся к предложению отрицательно. Это ударило по самолюбию Никона и он заявил о сложении с себя патриарших полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. И стал там ждать, что царь передумает и будет уговаривать его вернуться в Москву. Царь поступил иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном .

Судьба патриарха Никона

2. Какова была судьба патриарха Никона по решению Церковного собора 1666-1667 гг.?

Пункт 4, & 24,

Судьба патриарха Никона

2. Какова была судьба патриарха Никона по решению Церковного собора 1666-1667 гг.?

ОТВЕТ: Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор. На него под охраной привезли подсудимого. Царь на суде заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрёкся». Этими словами он дал понять, кому принадлежит власть в стране. Присутствующие царя поддержали и осудили Никона, лишили его сана патриарха и навечно решили заточить в монастырь.

Суд над патриархом Никоном

Итог церковной реформы Никона

Реформа патриарха Никона 1653-1655 гг. и Церковный собор 1666-1667 гг. положили начало расколу в Русской православной церкви или как говорили в народе к церковному расколу

Почему раскол стал трагическим явлением русской истории?

1. Сегодня на уроке я узнал(а)… 2. Сегодня на уроке меня удивило… 3. Я еще хотел(а) бы узнать….

Домашнее задание

1. п. 24, чит., перес. 2. Термины, даты учит ь , повторят ь

Презентация на тему: Раскол в русской православной церкви

Раскол в русской православной церкви Домашнее задание:§ 11; вопрос 6,7 (с. 75) письменно

План урока 1. Церковные реформы.2. Никон и Аввакум.3. Старообрядцы.

Церковь после Смуты Церковь, как и остальное население, разделилось на две части:Патриарх Илларион и часть священнослужителей поддержали Лжедмитриев.Большая часть священнослужителей и патриарх Филарет, продолжали служить Отечеству и помогали в освобождении Москвы и страны. В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси.Н. Тютрюмов. Портретпатриарха Филарета.

Русская православная церковь играла огромную роль в жизни страны. Россия была единственным православным царством, и потому к ней тянулись взоры всего православного мира.Алексей Михайлович

Вопросы к фильму:- Чем была вызвана необходимость церковной реформы?Кто такой патриарх Никон?

Реформа патриарха Никона Причины:в церковных книгах, переписываемых от руки содержится много ошибок и искажений текста, в сравнении с оригиналом.Некоторые обряды вызывали сомнения (многоголосие в церковной службе, крещение двумя перстами).Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович – по византийским.

Реформа патриарха Никона Реформу проводили с 1653-1655гг.Прочитайте пункт на стр. 70, просмотрев фильм, выпишите в тетрадь ответы на вопросы:Перечислите нововведения в церкви.Каковы были последствия реформы?

Реформы Никона Заменил на новые старые обряды, которые не совпадали с греческими:Креститься следовало не двумя пальцами, а тремя.- Во время крестного хода идти не по солнцу, а против него.Совершать походы не земные, а поясные.Иначе писать имя Христа – Иисус вместо прежнего Исус.Отдельные слова богослужения были заменены новыми.Иконы и богослужебные книги переписывались по греческим образцам: неисправленные подлежали уничтожению.

Вопрос к фильму: Почему произошел конфликт между Алексеем Михайловичем и Никоном?

Борьба светской и церковной власти Получив власть над верующими Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Филарета.Царь перестал посещать патриарший Успенский СоборОбиженный патриарх отказал царю в благословении и заявив о сложении патриарших полномочий удалился в Новоиерусалимский монастырь. Патриарх Никон.

Разногласия между светской и церковной властью Лишение Никонана СобореПатриаршего сана.Неизвестный художник.(19 век). Причины:Идея первенства церковной власти перед светской.Царь и патриарх поссорились, после чего Никон сложил с себя полномочия и удалился в Новоиерусалимский монастырь, в это время царь готовит церковный суд над бывшим патриархом.

Церковный собор 1666-1667гг Лишение Никонана СобореПатриаршего сана.Неизвестный художник.(19 век). В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патриархов и устроил суд над Никоном.Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.Собор осудил противников реформы и передали их лидеров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви.

Протопоп Аввакум Прочитайте пункт на странице 71-72, ответьте на вопросы:Кто такой Аввакум?Каковы его основные идеи?Как сложилась жизнь Аввакума, в связи с его взглядами?Сожжение протопопа Аввакума. Миниатюра к.17 в.

Протопоп Аввакум Сожжение протопопа Аввакума.Миниатюра к.17 в.Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум.Он встретил реформы отри-цательно,считая первоос-новой веры русские ис-точники.Аввакум был сослан в 1653 г. в Сибирь,в 1663 г. после кратковременного возвра-щение в Москву он был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме.В 1682 г.он был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу.

Словарь: Старообрядцы – противники церковной реформы.

Для старообрядцев были характерны:- фанатичная преданность старине;- неприятие нового, иноземного;- негативное отношение к любым светским знаниям;- отказ от общения с последователями Никона.

Раскольники отказывались: Подчиняться государству, которое поддерживало патриарха НиконаПлатить государственные налоги и выполнять государственные повинностиВыполнять повинности в пользу официальной церкви

Они не могли обучать своих детей вгосударственных учрежденияхНе могли поступить вгимназии и университеты

Благодарю за внимание Вы посмотрели презентацию на тему: «Церковный раскол при Алексее Михайловиче Романова»

Презентация по истории: «Церковный раскол. Никон и Аввакум»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. НИКОН И АВВАКУМ.

В чем трагичность судеб Никона и Аввакума? ? Почему раскол стал драматичным явлением русской истории?

Кружок священнослужителей (30-е годы XVII в.) Место: с. Кириково близ Лыскова. Руководитель: священник Ананий. Члены: Иван Неронов, Павел Коломенский, Никита Минич, Авраамий, Агафоник, Иван Курочка, Аввакум Петров. Цель: борьбы за очищение духовной жизни России.

Читать еще:  Матушка Галина Соколова: Ребенок должен чувствовать любовь

Кружок «ревнителей древнего благочестия» (1646 – 1648 г.г.) Место: Москва Руководитель: духовник царя Стефан Вонифатьев Члены: царь Алексей Михайлович Никон окольничий Ф. М. Ртищев протопоп Казанского собора Иван Неронов дьяк Благовещенского собора Федор протопоп Аввакум Петров Никита Пустосвят Цель: выявить и устранить появившиеся в результате многократного переписывания неточности в священных книгах. Разногласия: какие образцы должны лечь в основу переписывания церковных книг – новогреческие или древнерусские.

Церковный раскол (1653 – 1667 г.г.) Причина: реформы по обновлению церкви 1653 – 1656 г. г. Патриарх Никон – инициатор и руководитель церковных реформ Протопоп Аввакум – расколоучитель, борец за сохранение старой веры

Единый для всех православных церквей культ богослужения Креститься тремя перстами Слово «аллилуйя» произносить трижды Ходы посолонь заменялись крестными ходами навстречу солнцу Единогласие во время церковной службы Литургия совершалась на пяти просфорах Земные поклоны заменялись поясными Замена икон. Исправление ошибок в богослужебных книгах по греческим образцам

Скиты в Нижегородском крае «…в том же 7180 году (1672) в Нижегородском Закудемском стану во многих селах и деревнях крестьяне церкви божии не ходили…и во всем от раскольников развратилися и многие по раскольничей прелести с женами и детьми на овинах пожигались…». «Нижегородский летописец» «За 28 лет число «добровольно» сгоревших нижегородцев перевалило за 2 тысячи…» Д. Смирнов

Точки зрения … С 1666 года раскол перешел из сферы церковной в сферу…. народной жизни, и здесь принял характер народно-демократической оппозиции против преобразования России в европейское государство. Щапов А. П. Раскол составлял протест против иноземных нововведений, особенно тех, которые явились стеснением свободно развивающейся жизни и нисколько не гармонировали с духом народа. Аристов Н. Я. …в расколе привыкли видеть одну тупую любовь к старине, бессмысленную привязанность к букве; его считают плодом невежества, противодействием просвещению, борьбою окаменелого обычая …с наукою. Раскол не есть старая Русь… Раскол является крупным явлением умственного прогресса. Костомаров Н. И.

Кроссворд По вертикали: 4. Поселения общин старообрядцев. 5. Патриарх, проводивший церковные реформы. 6. Самосожжения. По горизонтали: 1. Люди, не принявшие реформы церкви. 2. Великий расколоучитель. 3. Преобразования 6 2 1 4 5 3

Ответы: По горизонтали: Раскольники Аввакум 3. Реформы По вертикали: 4. Скиты 5. Никон 6. Гари

Проверь себя. Правильно распредели картинки Обряды по реформе Никона Обряды староверов 2 3 4 8 9 1 5 6 7 10

Патриарх Никон (1605-1681 г.г.) В миру Никита Минов (Минин) – русский патриарх родился в семье мордовского крестьянина в с. Вельдеманове Княгининского уезда. Принял постриг в Соловецком монастыре, был священником Нижегородского уезда, затем игумен Кожеозерского монастыря в Поморье. 1646 г. – Никон приехал в Москву, участник кружка «ревнителей благочестия». Архимандрид Новоспасского монастыря. Отличительные черты: -решительность -непреклонность -фанатическая вера -проницательный ум -слава чудотворца

1648 г. – митрополит Новгородский. 1652 – 1667 г.г. – патриарх всея Руси. 1653 — 1656 г.г. – проводит церковные реформы. Влияние Никона на царя было неограниченным. Никон начал отстаивать идею преобладания духовной власти над светской. 1658 г. – открытый разрыв между царем и патриархом. Никон покинул Москву, уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. 1666 г. – суд над Никоном, обвинялся: в самовольном оставлении своего поста; в хуле на царя и церковь в жестокости с подчиненными. 1667 г. – с Никона снят сан патриарха, отправлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь. 1676 – 1681 г.г. – переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. 1681 г. – царь Федор Алексеевич разрешил перебраться Никону в Воскресенский монастырь. Умер на пути, в Ярославле. Погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.

Патриарх. Патриарх (греч. — родоначальник) — глава, старейшина рода, общины, семьи. В Русской православной церкви — высший духовный сан, глава самостоятельной (автокефальной) церкви в 1589-1703. В 1589 при деятельном участии Годунова Б.Ф. учреждено патриаршество в России: митрополит Дионисий, порицавший поступки Годунова Б.Ф., был низложен, а на его место возведён преданный Борису ростовский архиепископ Иов (1598). Иов стал первым русским патриархом. Одновременно введение патриаршества укрепляло и позиции государства по отношению к церкви — было составлено «Уложение о патриаршестве», предусматривавшее обязательное утверждение патриарха, митрополитов и епископов царём. Патриаршество восстановлено в 1917.

Аввакум Петров (1620/21-1682 г.г.) Отличительные черты: -угрюмость -строгий нрав (даже к самому себе) -фанатичность -беспощадность к отступлениям от церковных правил -начитанность. Автограф Жития протопопа Аввакума с припиской в круглой рамке старца Епифания. Рукопись Российской национальной библиотеки. Аввакум родился в семье бедного священника. «Рождение же мое в Нижегороцких пределах, за Кудмою – рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати — Мария, инока Марфа…». «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

Аввакум — ревнитель православия, отчего пришлось бежать ему от возмущенной паствы в 1651 г. в Москву. Участник кружка «ревнителей благочестия». Участвует в «книжном исправлении» при патриархе Иосифе. 1653 г. сентябрь – брошен в тюрьму за ревностное отстаивание старой веры, сослан в Тобольск. 1659 г. – состоял при воеводе Афанасии Пашкове. Доходил до Нерчинска, до Амура. 1663 г. – возвращен царем в Москву, продолжал возводить хулу на реформы. 1664 г. – сослан в Мезень, где продолжал фанатичные проповеди. 1666 г. – привезен в Москву, на Церковном соборе пытались увещевать, затем расстригли и прокляли. Среди народа, знатных людей – недовольства за расстрижение Аввакума, ходатайство перед царем. 1667 г. — В Чудовом монастыре восточные патриархи пытались переубедить протопопа. Сообщников казнили. Аввакума наказали кнутом и сослали в Пустозерск.

В Пустозерске просидел 14 лет в земляной тюрьме, продолжал свои проповеди, рассылал грамоты с хулой на царскую семью. 14 апреля 1682 г. – сожжен в Пустозерске вместе со своими сообщниками. Аввакум – талантливый проповедник, публицист-писатель. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе и его автобиографию («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).

Церковный раскол – религиозно-общественное движение в России, возникшее в XVII веке, направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект (старообрядчество) (Ожегов С. И.). Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. (Лишь в 1971 г. Церковный собор признал гонения старообрядцев ошибкой). Скиты – поселения общин старообрядцев. Гари – самосожжения.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учётом реализации ФГОС ООО

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Данный материал можно использовать на уроках истории России XVII века в 7 классе, также на уроках краеведения.

  • Колесник Татьяна НиколаевнаНаписать 10003 26.03.2014

Номер материала: 38554032632

  • Всеобщая история
  • Презентации
    26.03.2014 11666
    26.03.2014 1626
    26.03.2014 7347
    26.03.2014 4121
    26.03.2014 638
    26.03.2014 1573
    26.03.2014 1005

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения РФ обновит систему преподавания истории в школах

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Понятие «образовательные услуги» будет исключено из закона об образовании

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector