0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пятая седмица Великого поста. О чем не забыть

Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Проповеди

Толкование Евангелия

Записи богослужений

Житие преподобной Марии

Сатане недостаточно растлить, главное – не допустить покаяния.

Старец Зосима причащает прп. Марию Египетскую. Сретенский монастырь. Иконостас левого придела в честь прп. Марии Египетской. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru В пятое воскресенье Великого Поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния. До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву была современная, очень современная – позорная женщина, с самых юных лет. Только если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то ароматное. Все делается в нашей стране, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния. С раннего детства начинается преступное растление. В школах устраивают конкурсы красоты для третьеклассниц, наподобие недавнего вступления в пионеры; о конкурсах стриптиза пятнадцатилетних объявляют по телевидению и радио, и вовлечение детей в проституцию становится обычным бизнесом. Подъезжает к школе некий хлыщ на иномарке, подходит к восьмиклассницам на перемене: «Девочки, кто хочет зарабатывать после уроков? Четыре дня в неделю». Он не боится, что его задержит милиция, что ему дадут по существующей статье закона срок: их время, их власть, их стихия. Что же родители молчат? Впору им устраивать самосуд, если не защищает государство.

Когда государство потворствует разврату, оно не заинтересовано в сохранении себя как государства. Это и неверующие все понимают, что ядро государства – семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос. Что такое апокалиптическая блудница на красном звере? Власть демократии, наследница тоталитарного коммунизма, насаждающая растление? Или шестнадцатилетняя проститутка, как кинозвезда, дающая интервью по телевидению: «Вы от своей работы получаете удовольствие? – Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги». Власть денег, корень всех зол, торжество маммоны, диавола: все продается и покупается – Отечество, красота, и жизнь человеческая. Пресса регулярно дает информацию о курсе доллара и таксе на заказное убийство, которое, разумеется, при необходимости может быть сколь угодно массовым. И что страшнее – сотни раз публикуемое газетами сообщение о том, что большинство десятиклассниц в таких-то школах считают проституцию самой престижной профессией (не исключено, что эти сообщения могут быть намеренно лживыми, чтобы подтолкнуть слабые души «быть как все» – к разврату) – или то, то что к подобным сообщениям так привыкли, что их уже не воспринимают.

Сатане недостаточно растлить, главное – не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием. И прежде всего с этой целью ведется яростная атака на Церковь. Не удалось ее сжечь дотла, не получилось разрушить изнутри – теперь пытаются смешать ее с грязью. Что же делать Церкви в этой беде? Наш долг – возвысить свой голос, бить в набат, взывая к стыду и совести всех, заявляя громкий протест власть предержащим. Неуверенность и недоговоренность здесь неуместны. Церковь должна говорить прямым и ясным языком, как это делает Библия, об угрозе человечеству. Здесь болезнь вырождения нации, которое отражается в третьем, четвертом поколении, вплоть до генетических искажений. Здесь покушение на существование России, превращаемой в Содом и Гоморру, и здесь вечная смерть, широкий путь во ад, как говорит Писание.

Церковь не может оставаться безучастной по отношению к тому, что происходит во внешнем мире, хотя бы потому, что это касается ее собственных чад. Если бы с самого начала так называемой «перестройки» Церковь адекватно реагировала на сатанинское, организовываемое государством растление, многое сегодня бы было иным. И сегодня мы должны напомнить всем, кто надеется совместить несовместимое, и каждому, кто дерзает переступать порог православного храма, о как никогда актуальном Сотом правиле VI Вселенского собора: «Всякий, занимающийся изготовлением непотребных изображений, или покупающий эти изображения (применительно к нашим дням – смотрящий их по телевидению) да будет отлучен от Церкви». Ты вне Церкви, ты лишен ее молитвы, ее заступничества, ее Божественной силы. Всякий раз, когда ты прикасаешься к ее святыням, ты делаешь это в суд себе и во осуждение: ты не можешь принести в ней даже покаяния, не оставив прежде своего мерзкого занятия. Вот о чем говорит это Сотое правило. И мы знаем еще, что грех блуда по разумению Церкви стоит рядом с убийством и идолопоклонством, и на много лет лишает причастия. Если по нынешним, ненормальным временам мы не в состоянии во всей строгости исполнить каноны святых отцов, которые никто никогда не отменял, и не может отменить, потому что они продиктованы любовью: да не опалится твоя душа, и да узнаешь ты по милости Божией, чего ты лишаешься, совершая этот грех, – все это может значить только одно: глубина покаяния и плоды покаяния должны восполнять недостаток продолжительности его.

Мы помним из жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. А этот человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его не менее ужасные грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему томительно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и скоро совсем перестает ходить в церковь – буквально не может войти в нее. То же древнее чудо, только в ином, печальном варианте, повторяется вновь.

Итак, прежде всего мы должны стать на трезвую почву. Зло должно быть названо своим именем, и вся разрушительная сила греха должна быть правдиво обозначена. Только после этого можно говорить о покаянии, до тех пор оно может существовать в одних мечтах и воображении. Без покаяния как говорить о самой главной тайне жизни, о воплощении Слова Божия, и о том, что оно связано с тайной целомудрия? Не представлять ли тем самым для самонадеянных глупцов, как говорит апостол Иоанн Богослов, Бога лживым? Как осмелиться произнести, что за всепревосходящую чистоту Девы Марии даровано всему человеческому роду спасение? С кем поделиться сокровенной мудростью о том, что личность человека – не только душа, но и тело. Кто услышит и поймет, что тело христианина чисто и свято, и сродно Телу Христову, что оно омыто водою крещения, помазано святым миром, причастно животворящим Христовым тайнам? Не метанием ли бисера будет обратиться со словами: «Разве вы не знаете, что тела ваши – храмы Духа Святого?» Только тогда, когда мы приносим Господу подлинное покаяние, узнаем мы Духом Святым, для чего дано нам тело, и исполняемся решимости до смерти стоять за чистоту, которую имели в телах своих святые мученики, приобщившиеся силе Креста Христова и Воскресения.

Читать еще:  Святитель Лука Крымский: чудо с маленьким пианистом

Без ясного и глубокого различения добра и зла как будет наш пост Марииным стоянием? Как душа, подобно жене грешнице, которая возлюбила много, принесет плач о себе, о Господе, и о всех, ради кого Господь пришел принять страдания!

5-я седмица Великого поста

Иные седмицы Великого поста
  • Три­одь Пост­ная. Служ­бы 5-й сед­ми­цы Ве­ли­ко­го По­ста.
  • Своеобразие великопостного богослуженияЕ.Н. Никулина
  • Чтение на каждый день Великого постаДементьев Д.В.
  • Пятая седмица и пятая Неделя Великого постаГермоген Шиманский
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 5-я Великого поста
  • Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)
  • Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
  • Суббота акафиста
  • Аудиозаписи Великого канона
  • Видеозаписи Великого канона

Осо­бен­но­сти бо­го­слу­же­ний

В сре­ду пя­той сед­ми­цы на ве­черне, от­но­ся­щей­ся к чет­вер­гу, кро­ме обыч­ных сти­хир на «Гос­по­ди, воз­звах», по­ют­ся 24 по­ка­ян­ных сти­хи­ры Ве­ли­ко­го ка­но­на – тво­ре­ние свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. Все сти­хи­ры име­ют окон­ча­ние: «Гос­по­ди! Преж­де да­же до кон­ца не по­гиб­ну, спа­си мя».

В чет­верг пя­той сед­ми­цы на утре­ни чи­та­ют весь, пол­но­стью Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го и Жи­тие пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской (V–VI вв.) из без­дны по­ро­ка вос­шед­шей пу­тем по­ка­я­ния на та­кую вы­со­ту со­вер­шен­ства и свя­то­сти, что она упо­до­би­лась бес­плот­ным ан­ге­лам. Это бо­го­слу­же­ние по­это­му на­зы­ва­ет­ся ина­че Ма­ри­и­ным (или ре­же: Ан­дре­евым) сто­я­ни­ем. В прак­ти­ке оно со­вер­ша­ет­ся в сре­ду ве­че­ром.

В чет­верг ра­ди чте­ния Ве­ли­ко­го ка­но­на со­вер­ша­ет­ся ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров и ко­ло­коль­ный звон бы­ва­ет не ве­ли­ко­пост­ный.

Суб­бо­та пя­той сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся Суб­бо­той Ака­фи­ста, а са­ма служ­ба по­лу­чи­ла на­зва­ние «По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». В этот день (обычно в пятницу вечером) на утре­ни чи­та­ет­ся Ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри в па­мять Ее за­ступ­ле­ния и из­бав­ле­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в дни по­ста от на­ше­ствия ино­пле­мен­ни­ков в VII в.

Пя­тая сед­ми­ца Ве­ли­ко­го по­ста

Непре­стан­но ру­ко­вод­ствуя пра­во­слав­ных хри­сти­ан в про­дол­же­ние Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в освя­ти­тель­ных по­дви­гах по­ста и по­ка­я­ния, Цер­ковь при бо­го­слу­же­нии в пя­тую сед­ми­цу уте­ша­ет и одоб­ря­ет по­стя­щих­ся тем, что они про­шли уже по­ло­ви­ну по­ста, и по­буж­да­ет, чтобы мы, «пре­по­ло­вив­ше свя­щен­ный по­ще­ния путь, ра­дост­но тек­ли к бу­ду­ще­му вос­кре­се­нию» [1] . Усу­губ­ляя при кон­це пост­но­го по­при­ща по­буж­де­ния к неослаб­но­му бо­го­угод­но­му жи­тию, Цер­ковь и в пя­тую сед­ми­цу про­дол­жа­ет на­по­ми­нать нам, что мы впа­ли в гре­хи, по­доб­но впав­ше­му в раз­бой­ни­ки, и вну­ша­ет ожи­дать ми­ло­сер­дия от Гос­по­да. «Возо­пи Хри­сту Бо­гу за тя рас­пен­ше­му­ся, – го­во­рит Цер­ковь, – и ра­ны во­лею при­ем­ше­му: по­пе­кись о мне, Гос­по­ди, и спа­си мя». Свя­щен­ные пес­но­пе­ния, ныне воз­но­си­мые при бо­го­слу­же­нии пя­той сед­ми­цы, пре­да­ны Церк­ви в 7 и 8 ве­ках св. Со­фро­ни­ем Иеру­са­лим­ским, Ан­дре­ем Крит­ским, Иоси­фом и Фе­о­до­ром Сту­ди­та­ми.

«Да не бу­дут лю­ди ле­ни­вы к ду­хов­ным по­дви­гам», Цер­ковь в три дня пя­той сед­ми­цы, в чет­вер­ток, суб­бо­ту и день вос­крес­ный пред­ла­га­ет осо­бен­ные для ве­ру­ю­щих по­буж­де­ния к по­дви­гам бла­го­че­стия. В чет­вер­ток на утрен­нем бо­го­слу­же­нии Цер­ковь про­из­но­сит весь Ве­ли­кий ка­нон св. Ан­дрея Крит­ско­го и жи­тие св. пре­по­доб­ныя Ма­рии Еги­пет­ской. По­се­му со­вер­ше­ние ка­но­на св. Ан­дрея Крит­ско­го в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ет­ся ино­гда сто­я­ни­ем Ма­рии Еги­пет­ской.

Чет­вер­ток сед­ми­цы. Ве­ли­кий ка­нон

Уми­ле­ния, Хри­сте мой, об­ра­зы даждь
По­ю­щим ныне ка­нон Те­бе ве­ли­кий.

Эти­ми сло­ва­ми на­чи­на­ет­ся си­нак­сарь в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и го­во­рит: «Ве­ли­кий ка­нон уми­ле­ние неис­чет­но имущ: вся­кую бо Вет­хо­го и Но­во­го за­ве­та по­весть снис­кав и со­брав, от Ада­ма да­же до са­мо­го Хри­сто­ва воз­не­се­ния и апо­столь­ския про­по­ве­ди, на­уча­ет вся­кую ду­шу бла­гим рев­но­ва­ти и под­ра­жа­ти по си­ле: злых же от­бе­га­ти и прис­но к Бо­гу во­с­те­ка­ти по­ка­я­ни­ем, сле­за­ми, ис­по­ве­да­ни­ем и иным бла­го­уго­жде­ни­ем. Этот ка­нон то­ли­ко есть ши­ро­кий и слад­ко­глас­ный, как и са­му же­сто­чай­шую ду­шу до­во­лен умяг­чи­ти и к бод­ро­сти бла­гой воз­двиг­ну­та, аще точ­но с со­кру­шен­ным серд­цем и вни­ма­ни­ем по­ет­ся».

Ве­ли­ким ка­нон на­зы­ва­ет­ся по мыс­лям и вос­по­ми­на­ни­ям в нем со­дер­жа­щим­ся, ибо пло­до­вит тво­рец его, сло­жив его от­лич­но от про­чих ка­но­нов, ко­то­рые за­клю­ча­ют в се­бе по 30 и немно­го бо­лее тро­па­рей, а этот 250 тро­па­рей, из ко­то­рых каж­дый ис­то­ча­ет неиз­ре­чен­ную сла­дость. По­се­му этот Ве­ли­кий ка­нон, при­но­ся­щий ве­ли­кое уми­ле­ние, и про­из­но­сит­ся в ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­це [2] ; и про­из­но­сит­ся два­жды на по­ве­че­ри­ях пер­вой сед­ми­цы раз­дель­но, в че­ты­ре пер­вые дня ее, а в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на утрене весь в пол­ном его со­ста­ве со­во­куп­но с ка­но­ном это­го дня.

«Ве­ли­кий ка­нон гла­го­лем кос­но, – го­во­рит Цер­ковь, – и с со­кру­шен­ным серд­цем и гла­сом, тво­ря­ще на кийж­до тро­парь ме­та­ния (зем­ные по­кло­ны) три».

Вме­сте с Ве­ли­ким ка­но­ном для обод­ре­ния ду­хов­но труж­да­ю­щих­ся, Цер­ковь про­из­но­сит пол­ное жи­тие св. пре­по­доб­ныя Ма­рии Еги­пет­ской, по­ка­зы­вая в ней об­ра­зец ис­тин­но­го по­ка­я­ния и при­ме­ром ее на­зи­дая ве­ру­ю­щих, «це­ло­муд­рен­ны па­ки бы­ти тво­рить, и к Бо­гу воз­дви­жет, и не нис­па­да­ти ни­же от­ча­я­ти­ся ес­ли ино­гда неки­ми пре­гре­ше­нии улов­ле­ны бу­дем». По­вест­во­ва­ние о пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской по­ка­зы­ва­ет об­ра­зец ис­тин­но­го по­ка­я­ния и неиз­ре­чен­но­го че­ло­ве­ко­лю­бия Бо­жия к ис­крен­но хо­тя­щим об­ра­тить­ся от пре­гре­ше­ний сво­их [3] .

Ма­рия Еги­пет­ская в жиз­ни сво­ей со­еди­ни­ла и яви­ла две про­ти­во­по­лож­но­сти, – без­дну гре­ха и вы­со­ту бла­го­че­стия и доб­ро­де­те­ли. В ле­тах юно­сти, увле­чен­ная со­блаз­на­ми по­ро­ка, она 17 лет про­ве­ла в без­за­ко­ни­ях, но си­лой бла­го­да­ти Бо­жи­ей, как за­блуд­шая ов­ца, опять воз­вра­ще­на Церк­ви [4] . По гла­су ее, Ма­рия, не ве­дая бо­же­ствен­ных за­по­ве­дей, по­мра­чи­ла в се­бе об­раз Бо­жий, бо­же­ствен­ным же про­мыс­лом и бла­го­дат­но об­но­ви­лась.

Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, жив­ший в на­ча­ле 7 ве­ка, со­ста­вил по­дроб­ное жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, сей­час чи­та­е­мое Цер­ко­вью при бо­го­слу­же­нии [5] . А св. пре­по­доб­ный Ан­дрей Крит­ский, име­ну­е­мый и иеру­са­лим­ским по ино­че­ским по­дви­гам в Иеру­са­ли­ме, при­слан­ный от иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха Фе­о­до­ра на ше­стой Все­лен­ский Со­бор, в 691 го­ду при­нес жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­ной Ма­рии вме­сте с ка­но­ном сво­им, из­вест­ным под име­нем Ве­ли­ко­го, в Кон­стан­ти­но­поль. С тех пор Пра­во­слав­ная Ка­фо­ли­че­ская Цер­ковь до сих пор со­вер­ша­ет этот ка­нон и по­ста­но­ви­ла про­из­но­сить жи­тие пре­по­доб­ной в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, а в вос­крес­ный день этой сед­ми­цы со­вер­ша­ет по­сле­до­ва­ние в честь пре­по­доб­ной, пред­став­ляя в ней об­раз ис­тин­но­го по­ка­я­ния.

Тру­да же ра­ди бден­но­го, Цер­ковь со­вер­ша­ет в чет­вер­ток Ли­тур­гию пре­ждео­свя­щен­ных да­ров и об­лег­ча­ет пост.

В суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Цер­ковь со­вер­ша­ет мо­леб­ное по­сле­до­ва­ние Ака­фи­ста, или по­хва­лы «Оди­гит­рии» Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­чи­ная ска­за­ние на этот день сти­ха­ми:

Читать еще:  Постное письмо № 23. «Лествица». Наедине с опасной книгой

Пес­ня­ми неусып­ны­ми бла­годар­ствен­но
Град в бра­нех бод­рую по­ет Пред­ста­тель­ни­цу.

По ска­за­нию древ­не­го пре­да­ния [6] , по воз­не­се­нии Гос­по­да, св. еван­ге­лист Лу­ка, знав­ший ико­но­пи­са­ние, на­чер­тал об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­ка­зал ей. Узрев­ши изо­бра­же­ние свое, она вспом­ни­ла преж­нее свое про­ре­че­ние: «от­ныне убла­жат Мя вси ро­ди», и ска­за­ла: «бла­го­дать Моя с сею ико­ною да бу­дет». Св. Лу­ка по­слал ико­ну в Ан­тио­хию к дер­жав­но­му Фе­о­фи­лу (Лк.1:3), ко­то­ро­му на­пи­сал и по­слал он свое Еван­ге­лие и кни­гу Де­я­ний Апо­столь­ских. Из Ан­тио­хии, где ве­ру­ю­щие с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем по­чи­та­ли бла­го­дат­ную ико­ну, по про­ше­ствии мно­гих лет, она пе­ре­не­се­на бы­ла в Иеру­са­лим; по­том. Ев­до­ки­ей, су­пру­гой гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия 2 (408–450), ко­то­рая пу­те­ше­ство­ва­ла на по­кло­не­ние св. ме­стам, из Иеру­са­ли­ма при­сла­на в Кон­стан­ти­но­поль, сест­ре су­пру­га ее св. Пульхе­рии, в зна­ме­ние ми­ра и люб­ви [7] . В Кон­стан­ти­но­по­ле об­раз Вла­ды­чи­цы, с бла­го­го­ве­ни­ем и ра­дост­но при­ня­тый Пульхе­ри­ей, по­став­лен был ею во Влахерн­ской церк­ви, где хра­ни­лась и чест­ная ри­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы [8] , и сде­лал­ся из­ве­стен под име­нем Влахерн­ско­го [9] . Бла­го­че­сти­вая Пульхе­рия учре­ди­ла во Влахерн­ском хра­ме еже­не­дель­ное мо­ле­ние к Бо­го­ро­ди­це во втор­ник [10] .

От св. об­ра­за Бо­го­ма­те­ри, на­пи­сан­но­го еван­ге­ли­стом Лу­кой и пре­бы­вав­ше­го в Кон­стан­ти­но­поль­ском хра­ме, со­вер­ши­лись мно­гие бла­го­дат­ные зна­ме­ния. Явясь од­на­жды двум слеп­цам, Бо­го­ма­терь при­ве­ла их во Влахерн­скую цер­ковь, к об­ра­зу Сво­е­му, и по­да­ла им со­вер­шен­ное про­зре­ние. По это­му бла­го­дат­но­му зна­ме­нию этот чу­до­твор­ный об­раз ста­ли име­но­вать «Оди­гит­риа», т. е. пу­те­во­ди­тель­ни­ца, за­ступ­ни­ца и по­мощ­ни­ца. Это на­зва­ние чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри со­хра­ни­лось по­том на­все­гда и утвер­ди­лось трое­крат­ным из­бав­ле­ни­ем Кон­стан­ти­но­по­ля от силь­ных вра­гов, ко­то­рое Цер­ковь до­стой­но при­пи­сы­ва­ет неви­ди­мо­му за­ступ­ле­нию «Оди­гит­рии» [11] .

Пер­вое бы­ло при им­пе­ра­то­ре Ирак­лии в 626 го­ду от пер­сов и ава­ров или ски­фов [12] . Спу­стя 36 лет по­сле пер­во­го из­бав­ле­ния, Кон­стан­ти­но­поль вто­рич­но спа­сен был за­ступ­ле­ни­ем «Оди­гит­рии» при Кон­стан­тине По­го­на­те (668–685) от са­ра­цин, ко­то­рые семь лет оса­жда­ли Ви­зан­тию. Боль­шая часть ко­раб­лей и 30000 непри­я­те­лей, по мо­лит­вам Церк­ви и пред­ста­тель­ству Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­гиб­ли пред сте­на­ми го­ро­да от гре­че­ско­го ог­ня и ко­раб­ле­кру­ше­ния.

На­ко­нец, в тре­тий раз Кон­стан­ти­но­поль со­хра­нен был за­ступ­ле­ни­ем Оди­гит­рии при Льве Ис­ав­ре (716–741) от са­ра­цин. В цар­ство­ва­ние Льва Ис­ав­ря­ни­на са­ра­ци­ны окру­жи­ли Кон­стан­ти­но­поль на 1800 су­дах в на­деж­де рас­хи­тить его. Жи­те­ли го­ро­да, взяв все­чест­ное дре­во Кре­ста Гос­по­да и Спа­си­те­ля и св. ико­ну «Оди­гит­рии», со­вер­ши­ли по сте­нам го­ро­да крест­ный ход со сле­за­ми уми­ло­стив­ляя Гос­по­да. Флот са­ра­ци­нов по­чти весь по­гиб от чрез­вы­чай­ной бу­ри в Эгей­ском мо­ре, и ед­ва де­сять ко­раб­лей оста­лись це­лы; тру­пы вра­гов гру­да­ми по­кры­ва­ли ост­ро­ва, бе­ре­га и вхо­ды к при­ста­ням [13] .

Див­ную по­мощь «Оди­гит­рии», бла­го­дат­но по­дан­ную ве­ру­ю­щим, Цер­ковь вспо­ми­на­ет и про­слав­ля­ет в суб­бо­ту пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста, по­то­му что пер­вое из­бав­ле­ние Кон­стан­ти­но­по­ля по­мо­щью «Оди­гит­рии» бы­ло око­ло это­го вре­ме­ни. При­том Ма­терь Бо­жия есть спо­спеш­ни­ца и по­ка­я­нию. Ее со­дей­стви­ем пра­во­слав­ные по­беж­да­ют вра­гов ви­ди­мых и неви­ди­мых. Ее по­мо­щью гре­ки мно­го­крат­но по­беж­да­ли неве­ру­ю­щих, а Ма­рия Еги­пет­ская, вос­по­ми­на­е­мая в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и в сле­ду­ю­щий вос­крес­ный день, по­бе­ди­ла грех свой.

Бо­го­слу­же­ние, со­вер­ша­е­мое в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в честь Бо­го­ро­ди­цы, на­зы­ва­ет­ся по­хва­лой и сто­я­ни­ем, по­то­му что хва­леб­ные пес­ни Бо­го­ро­ди­це пер­во­на­чаль­но при­не­се­ны бы­ли ве­ру­ю­щи­ми стоя, в про­дол­же­ние но­чи. От­че­го хва­леб­ное пе­ние в честь «Оди­гит­рии», до­се­ле со­вер­ша­е­мое Цер­ко­вью, на­зы­ва­ет­ся Ака­фи­стом, или сто­я­ни­ем. «Не се­даль­ный же (Ака­фист) ре­че­ся, зане про­сто сто­я­ще то­гда вси лю­дие, Ма­те­ри Сло­ва песнь вос­пе­ша» [14] .

К уте­ше­нию и обод­ре­нию по­стя­щих­ся, Пра­во­слав­ная Цер­ковь и в пя­тую неде­лю Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на Ли­тур­гии чте­ни­ем Апо­столь­ским вну­ша­ет о спа­си­тель­ном дей­ствии крест­ной жерт­вы за нас Сы­на Бо­жия: Хри­стос же при­шед ар­хи­ерей гря­ду­щих благ ни кро­вию коз­лею, ни­же тель­чею, но сво­ею кро­вию вни­де еди­ною во свя­тая, веч­ное ис­куп­ле­ние об­ре­тый (Евр.9:11-14). А чте­ни­ем Еван­ге­лия пред­ва­ри­тель­но на­по­ми­на­ет по­стя­щим­ся о при­бли­жа­ю­щей­ся ра­до­сти вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, про­ро­че­ствен­ны­ми сло­ва­ми Иису­са Хри­ста, чи­та­е­мы­ми в Ли­тур­гий­ном Еван­ге­лии неде­ли: се вос­хо­дим во Иеру­са­лим, и Сын Че­ло­ве­че­ский пре­дан бу­дет ар­хи­ереом и книж­ни­ком: и по­ру­га­ют­ся ему, и уяз­вят его, и оплю­ют его, и убьют его, и в тре­тий день вос­креснет (Мк.10:35-46).

При­ме­ча­ния

[1] Цер­ков­ная служ­ба в пя­тую сед­ми­цу Че­ты­ре­де­сят­ни­цы.

[2] Си­нак­сарь в чет­вер­ток 5 неде­ли Че­ты­ре­де­сят­ни­цы.

[3] Си­нак­сарь в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы.

[4] Чет. Мин. 1 ап­ре­ля. Жиз­не­опи­са­ние Ма­рии Еги­пет­ской.

[5] Ни­ки­фор. ис­тор. кн. 17, гл. 5.

[6] Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Сти­хи­ры ли­тии 26 ав­гу­ста в служ­бе Бо­го­ма­те­ри Вла­ди­мир­ской ико­ны.

[7] Socrat. Lib. 7, cap. 46.

[8] Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сен­тяб­ря. Ни­ки­фор. Цер­ков­ная ис­то­рия, кн. 14, гл. 2.

[9] О Влахерне см. день по­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

[10] Фе­о­дор-чтец, кн. 1,? 1.

[11] Си­нак­сарь в суб­бо­ту пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Чет. Мин. 26 июня. Ка­рам­зин, ис­то­рия, т. 1, прим. 284.

[13] Си­нак­сарь в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. Ком­бе­фи­зий. Auctores incerti, т. 2, с. 805.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Пятая неделя Великого поста: неизвестные подробности

Пятая седмица Великого поста – самая необычная неделя святой Четыредесятницы. Именно на этой неделе совершаются две уникальные великопостные службы – Мариино стояние, Суббота Акафиста. С историей и особенностями этих служб давайте разберемся.

Мариино стояние

Мариино или Андреево стояние, Стояние Марии Египетской – это народное название закрепилось за службой, которая совершается на утрени четверга пятой седмицы Великого поста. Назвали ее так, потому что «главные действующие лица» этой службы – святитель Андрей Критский и преподобная Мария Египетская. На службе читается Великий канон св. Андрея Критского и Житие Марии Египетской.

Преподобная Мария Египетская – ярчайший образ покаяния. Ее житие составлено, скорее всего, в VII веке (в VIII в. его упоминает святой Иоанн Дамаскин). Автором традиционно считается святой Софроний Иерусалимский. Почему это житие читается на службе в четверг 5-й седмицы поста, сказать довольно трудно. Очевидно, это связано с тем, что временем действия большей части жития является Великий пост, а темы покаяния, используемые в житии, тесно переплетаются с читаемым в этот день Великим покаянным каноном святого Андрея Критского

Поговорим о Великом каноне. Его автор – живший в VII веке святитель Андрей Критский и Иерусалимский, церковный писатель и автор множества песнопений. Как считают исследователи, святитель Андрей написал Великий канон не для церковного употребления, а для личной молитвы. Собственно, он и не сразу начал называться каноном, в древних рукописях встречаются названия «Великая стихира», «стихиры святоградца», «последование песней святоградца» и т. д.

Впервые за богослужением этот канон был исполнен во время страшного константинопольского землетрясения в 740 году. Святой Феодор Студит, живший в то же время, скорее всего, его отредактировал и включил в состав созданной им Постной Триоди. С тех пор он начал исполняться во время Великого поста. Однако первоначально не было точно установлено время его исполнения. Его пели или по частям с понедельника по пятницу 5-й седмицы, или в 5-е воскресенье Великого поста, или в четверг 5-й седмицы. Последняя практика существует до сегодняшних дней.

Читать еще:  8 марта: Баба Яга против, а что святой Поликарп?

Великий канон состоит из более 200 тропарей, объединенных в 9 песней. Также с Великим каноном связаны 24 стихиры, которые поют на службе накануне Марииного стояния (это самое большое количество стихир, одновременно исполняющееся за богослужением), и тропари, которые поются вместе с евангельскими блаженствами. (Таких циклов тропарей с блаженствами всего два – для Стояния Марии Египетской и для Великой Субботы).

Интересно отметить, что так любимый многими кондак «Душе моя, востани, что спиши» напрямую с Великим каноном не связан. Он был написан гораздо раньше и принадлежит перу святого Романа Сладкопевца, известного песнописца V века.

Суббота Акафиста

Рассмотрим вторую уникальную службу Великого поста – Субботу Акафиста. В этот день по нашему Уставу единственный раз в году во время богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице.

Немного об Акафисте. Мы сейчас называем акафистом целый жанр песнопений, но на протяжении многих веков Акафист был один – Божией Матери, написанный в VII веке. И только в XIV веке (то есть только через семь веков) появились другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, Святителю Николаю и т. д.

Авторство Акафиста Богородице до сих пор не установлено. Некоторые его приписывают еретику-монофелиту патриарху Сергию, некоторые – его секретарю, многие думают, что он написан раньше – святым Романом Сладкопевцем.

Может показаться странным, но самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием Акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания.

Акафист состоит из 24 строф, в славянской традиции мы их называем кондаки и икосы, в греческой же традиции они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита. В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих.

Первоначально этот акафист употреблялся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее его стали петь в субботу пятой недели Великого поста. Это, во-первых, связано с тем, что в субботу в Константинополе еженедельно совершали праздник и торжественный крестный ход в честь Богородицы, а во-вторых, с тем, что, по преданию, после прочтения Акафиста в 5-ю субботу Великого поста была снята осада Константинополя аварами в 626 году.

Таким образом, службы пятой недели поста действительно уникальны. Многое теряют те, кто забывает о них. Давайте ходить на эти службы, молитвенно приобщаясь к вершинам византийского гимнотворчества – Великому Канону и Акафисту Богородице.

Пятая седмица и пятая Неделя Великого поста

Пятая седмица Великого поста в 2019 году – с 8 по 14 апреля. Церковь при богослужении в Пятую седмицу утешает и ободряет постящихся тем, что они прошли уже половину поста. Многие верующие уже успели принять участие в Таинстве Соборования, которое в большинстве храмов проходит именно в пост. Но еще есть время собороваться — ради исцеления души и тела.

В среду, 10 апреля, и пятницу, 12 апреля, Пятой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.

В среду вечером на утрени прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня Первой седмицы, а также читается житие преподобной Марии Египетской, представляющее образец истинного покаяния, дающее пример неизреченного милосердия Божия. Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным ангелам. Житие разделено на две части: первая читается после кафизмы; вторая – после 3 песни. Житие преподобной Марии Египетской составил святой Софроний, Патриарх Иерусалимский, а святой Андрей Критский, присланный от Иерусалимского Патриарха Феодора на VI Вселенский Собор (692 г.), принес житие святой Марии вместе со своим каноном. Читать канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской в четверг Пятой седмицы установлено со времени VI Вселенского Собора.

В среду 5-й седмицы на вечерне кроме обычных стихир на «Господи, воззвах» поются также 24 покаянных стихиры – творение святого Андрей Критского. Стихиры имеют одно и то же окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

Умиления, Христе мой, образы даждь
Поющим ныне канон Тебе великий.

Этими словами начинается синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы и говорит: «Великий канон умиление неисчетно имущ: всякую бо Ветхого и Нового завета повесть снискав и собрав, от Адама даже до самого Христова вознесения и апостольския проповеди, научает всякую душу благим ревновати и подражати по силе: злых же отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами, исповеданием и иным благоугождением. Этот канон толико есть широкий и сладкогласный, как и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнута, Аще точно с сокрушенным сердцем и вниманием поется».

По случаю чтения великого канона в четверг служится Литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», то есть не великопостный.

Суббота 5-й седмицы называется Субботой Акафиста, а сама же служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В пятницу вечером на утрене читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя во дни поста от нападения сарацин и скифов в 626 году.

Акафист прочитывается по частям – четырьмя частями по 3 икоса и по 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16 кафизмы и малой ектений; вторая часть – после 17 кафизмы («Непорочны») и малой ектений; третья часть – после 3 песни канона и малой ектений; четвертая часть – после 6 песни и малой ектений.

Каждое чтение начинается и завершается пением «Взбранной Воеводе». На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма. В конце утрени поется великое славословие.

В пятую Неделю (Воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (ум. в 522 г.) и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренно кающимся.

В песнопениях канона этой Недели, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы «Ваий» раскрывается смысл притчи о богаче и Лазаре, дабы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. А «Царство Божие есть не пища и питие, но правда и воздержание со святостью. Посему войдут в него те, которые от сокровищ своих влагают в руки нищих».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector