1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология усвоения и понимания знаний и понятий

Психология усвоения и понимания знаний и понятий

Усвоения знаний является сложным процессом, который охватывает механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта, что происходит на протяжении всей жизни в результате наблюдения, обобщения, принятия решений и собственных действий, стихийно или в специальных образовательных условиях; является сложной интеллектуальной деятельностью человека, сочетающего в себе все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемические, мыслительные и метакогнитивные знания), которые обеспечивают прием, смысловую обработку, хранение и воспроизведение материала; это результат обучения, учебной деятельности (крепко, системно, качественно усвоенные знания).

Психология усвоения. Особенности человеческой деятельности Основные формы усвоения

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) вне зависимости от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. Усвоение, представляя собой сложное, многозначное понятие, может трактоваться с разных позиций, с точки зрения разных подходов.

Во-первых, усвоение — это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение», в терминах А.Н. Леонтьева, социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни человека в результате наблюдения, обобщения, принятия решений и собственных действий безотносительно к тому, как оно протекает — стихийно или в специальных условиях образовательных систем.

Во-вторых, усвоение — это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемологические), обеспечивающиеприем, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

В-третьих, усвоение — это результат учения, учебной деятельности. Говоря о прочности, системности, качественности усвоения учебного материала, исследователи чаще всего имеют в виду именно результативную сторону. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, «центральной части процесса обучения», по С.Л. Рубинштейну. Более того, согласно В.В. Давыдову, «усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности» [43, с. 76].

В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи. По определению С.Л. Рубинштейна, «процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д.» [194, т. 2, с. 84].

Педагогическая психология: конспект лекций.

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учебной деятельности) вне зависимости от того, выделяется ли оно как самостоятельный процесс или же отождествляется с учением. Усвоение может трактоваться с разных позиций. Во-первых, усвоение – это механизм формирования индивидуального опыта человека через «присвоение опыта» общественно-исторического, осуществляющееся на протяжении всей жизни человека в результате наблюдения, обобщения и принятия решений и протекающее в различных условиях – стихийно или в специальных условиях образовательных систем. Во-вторых, усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала. В-третьих, усвоение – это результат учения, учебной деятельности, их основная цель.

В общем виде усвоение можно определить как процесс приема, осмысления и сохранения полученных знаний и применения их для решения практических и теоретических задач. Главными критериями усвоения выступают возможность использовать знания в форме умения решать на их основе новые задачи, возможность экстериоризации знаний, т. е. воплощения их во внешних, практических предметных действиях.

Все исследователи усвоения отмечают, что это неоднородный процесс, включающий в себя несколько компонентов, ступеней или фаз. Так, В. А. Крутецкий дидактически интерпретировал психологические компоненты усвоения,[24] выделенные Н. Д. Левитовым.

1. Положительное отношение учащихся. Оно выражается в их внимании, интересе к содержанию урока. Переживаемое на уроке положительное эмоциональное состояние способствует разгрузке произвольного внимания, что снижает утомление учеников. Если же положительное отношение к содержанию урока у них не сформировано, их эмоциональное состояние не будет облегчать усвоение материала и даже может существенно затруднить его.

2. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом. В этом компоненте усвоения важную роль играют наглядность самого материала и наблюдательность обучающихся. Многое зависит и от того, как учитель преподнесет материал, как будет его излагать, подчеркивать голосом важнейшие вопросы, указывать учащимся на то, что необходимо записать, нарисовать, начертить. В силах педагога сделать наглядным любой учебный материал, позаботившись о связи предметной, изобразительной (включая символическую) и словесной наглядности.

3. Мышление как процесс активной переработки полученного материала. При логическом разборе изученного материала происходят осмысление и понимание всех связей и отношений, новый материал включается в уже имеющийся у обучающегося опыт. Устанавливаются междисциплинарные связи, ученик видит, каким образом можно применять изучаемый материал на практике.

4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Многочисленные исследования в этой области показывают, что эффективность данных процессов зависит от установки на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике) и включенности учащегося в активную собственную деятельность. Так, в условиях установки на важность, значимость учебного материала, ориентации на то, что его можно будет использовать в жизни, и в то же время при сравнении его с другой усвоенной ранее информацией он будет удержан в памяти дольше и прочнее, чем если бы запоминание опиралось только на понимание необходимости выучить заданное, чтобы ответить на поставленные учителем вопросы.

Все эти психологические компоненты усвоения взаимообусловлены и сами формируются в ходе учебной деятельности. С ними соотносятся этапы, стадии усвоения. С. Л. Рубинштейн выделял следующие стадии усвоения: 1) первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; 2) его осмысление; 3) специальную работу по его закреплению; 4) овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике.[25] Особо следует отметить то, что и среди компонентов, и среди стадий усвоения осмысление материала идет раньше его запоминания. Это показывает, что само по себе запоминание материала еще не означает его подлинного усвоения. Основным показателем усвоения учеником материала для учителя служит то, способен ли учащийся изложить суть изучаемого вопроса своими словами, не исказив общего смысла. Это возможно только в том случае, если заучиванию материала предшествовала его логическая интерпретация, включающая осмысление использовавшейся в нем научной терминологии. Если же материал запоминался механически, без надлежащего осмысления, учащийся при ответе воспроизводит текст учебника, но не в состоянии взглянуть на рассматриваемый вопрос с какой-либо иной точки зрения.

Воспроизвести текст, смысл которого непонятен, может уже младший школьник, поэтому с первых же дней школьного обучения педагог должен следить за тем, чтобы ученики не ограничивались лишь механическим запоминанием, а везде, где для этого есть возможность, применяли и смысловое запоминание. Основополагающим принципом организации усвоения является положение С. Л. Рубинштейна о том, что постоянно должно осуществляться не только повторительное, но и свободное воспроизведение учебного материала: «Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он ее прочно запечатлевает».[26] Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности, и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение учащимися изучаемого материала.

Читать еще:  Молитва на ночь перед сном ребенку. Сильная молитва для того, чтобы ребенок спал хорошо и безмятежно

Применение же знаний на практике как показатель усвоения есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков. На этом этапе усвоения овладение материалом направлено уже не на учение, а на практические жизненные цели.

Усвоение характеризуется несколькими основными свойствами. Первое и самое важное их них – прочность, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от различия ситуаций и условий их применения. В целом прочность усвоения существенно зависит от системности, смысловой организованности учебного материала, его личностной значимости и того эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у учащегося. Если сам учебный материал, его восприятие, запоминание вызывают чувство радости, удовлетворения, то этим создаются психологические предпосылки прочности усвоения. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.

Вторая характеристика усвоения – управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий (см. 3.1), реализовываться традиционным путем, посредством проблемного обучения и другими его формами. Усвоение личностно обусловлено теми отношениями, которые складываются у ученика в процессе обучения к учебному материалу, учителю, самому учению, и в то же время влияет на формирование личности ученика. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий усвоения, оценивания, характера, мировоззрения и т. д.

Психологические особенности характера усвоения существенно зависят от возраста учащихся. По мере взросления и овладения учебной деятельностью в полной мере ученики начинают использовать все больше средств учения и у них изменяется соотношение репродуктивных и продуктивных действий в процессе усвоения. Младшие школьники еще демонстрируют свою зависимость от устройства учебного материала, всегда сохраняют при воспроизведении структуру подлинника, они пока не умеют перекомбинировать информацию. У старшего школьника для этого уже имеются все возможности, и если они не реализуются, то причины этого – в неправильной постановке обучения, в придании слишком большого значения именно репродуктивным действиям в ущерб продуктивным.

Усвоение характеризуется также легкостью актуализации знаний и их полнотой и системностью. В целом же обо всех характеристиках усвоения свидетельствуют действия, предпринимаемые на основе усвоенной информации.

Основные формы усвоения

Процесс усвоения перманентен, он начинается с момента рождения и осуществляется на протяжении всей жизни человека, являясь основой развития психики и поведения. Механизмы усвоения действуют непрерывно на протяжении всей жизни, безотносительно к тому, протекает ли оно стихийно или в специально смоделированных условиях образовательных систем.

Слово «форма» обозначает внешнее выражение какого- либо содержания. Основные формы усвоения обусловлены особенностями созревания и функционирования психики человека, а также спецификой его взаимодействия с окружающим миром. Естественно, что в разных психологических теориях они трактуются по-разному. Так, рассмотренные выше концепции ассоцианистов, бихевиористов, когнитивистов предлагают свои представления и о специфике форм, и о выделении этапов усвоения.

В отечественной психологии принято трактовать формы усвоения, исходя из культурно-исторической концепции Л. С. Выгодского. Утверждается, что эти формы складывались исторически, а впоследствии были закреплены в культурно-образовательных традициях. При их выделении за основу берется «теория ведущих видов деятельности» (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Значение того или иного вида деятельности для индивида определяется ее содержанием и зависит от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе выполнения.

В. П. Зинченко и Б. Г. Мещеряков утверждают, что на основе современных данных о развитии психики человека в онтогенезе можно выделить следующие виды ведущей деятельности:

  • – непосредственное общение младенца с взрослыми;
  • – предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства (в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами);
  • – сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;
  • – учебная деятельность младших школьников.

При описании ведущей деятельности подростков в современной отечественной психологии встречаются существенные расхождения. Так, Д. Б. Эльконин утверждал, что это «общение со сверстниками»; по мнению Д. И. Фельдштейна и В. В. Давыдова, – это «общественно полезная (просоциальная) деятельность»; другие авторы считают, что это «самоопределение», «ролевое экспериментирование», референтно-значимая деятельность и т.п. Несмотря на представленные расхождения, несложно заметить, что все они, так или иначе, сводятся к процессам активного взаимодействия подростка с социумом.

Для взрослых это «собственно трудовая деятельность».

Авторами подчеркивается, что представленные виды деятельности взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Описывая доминирующие в каждом возрасте пути или факторы усвоения, авторы этого подхода (В. П. Зинченко, И. А. Зимняя, Б. Г. Мещеряков и др.), предлагают рассматривать их в качестве форм усвоения. Действительно, каждый из этих ведущих видов деятельности имеет и свое содержание, и присущее только ему внешнее выражение (форму). Примечательно и то, что все это тесно связано с этапами развития личности в онтогенезе.

Ряд современных исследователей весьма серьезно и аргументированно критикуют «теорию ведущих видов деятельности». Рассмотрение этих вопросов выходит за рамки обсуждения проблемы усвоения. Однако факторы усвоения нового опыта индивидом могут быть рассмотрены и самостоятельно, вне рассуждений о существовании или отсутствии ведущих видов деятельности. К этим факторам можно отнести:

  • – взаимодействие индивида с предметным миром;
  • – взаимодействие индивида с социумом;
  • – игру;
  • – учение и другие виды деятельности.

Причем содержание каждого фактора усвоения в данном случае следует трактовать максимально широко. При этом усвоение, протекающее в рамках каждого из выделенных факторов, отлично от других и по содержанию, и по форме. Таким образом, о формах усвоения можно говорить и с данных позиций.

Содержание усвоения, стоящее за каждой из этих форм, в наиболее общем виде можно представить как ассимиляцию индивидом когнитивного опыта и способов деятельности. Для каждой формы усвоения характерны определенные закономерности, изучению которых посвящено множество специальных психологических исследований.

Кроме того, в педагогической психологии исследуется каждый из выделенных выше путей или факторов усвоения. Наиболее подробно изучены и описаны особенности усвоения происходящего в форме учебной деятельности. Обусловлено это тем, что в учебной деятельности усвоение рассматривается в качестве основного продукта. Напротив, в игре, во взаимодействии с предметным миром и социумом, в трудовой деятельности индивида усвоение обычно рассматривается как продукт побочный.

Специфическим способом осуществления учебной деятельности служат учебные задачи, они призваны направлять активность учащегося на приобретение необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков. В ходе решения учебных задач у учащихся с помощью обучающих формируется познавательная деятельность, адекватная той, которая осуществлялась людьми при создании понятий.

Читать еще:  Отличие апостольской церкви от православной. Чем отличается армянская и грузинская церкви от русской

Задача как объект мышления и способ осуществления учебной деятельности

Мышление в психологии чаще всего рассматривают как процесс, развертывающийся в ситуации решения задач. В данном контексте понятие «задача» имеет расширенное толкование. Под задачей понимается цель, поставленная в определенных условиях и требующая достижения.

Обычно в сознании большинства людей понятие «задача» ограничивается рамками хорошо известных всем по школьному обучению учебных задач. Это естественно, ведь слово «задача» ассоциируется у большинства из нас со школой, где используются в основном преднамеренно созданные ситуации, требующие разрешения (учебные задачи, игровые задачи и др.). Составлены они на основе использования определенных законов или правил.

В психологии мышления термин «задача» имеет значительно более широкую трактовку, здесь речь идет не только об искусственных, но и реальных задачах, решаемых человеком в самых разных областях знаний и практической деятельности.

Для того чтобы двигаться далее в деле рассмотрения задачи как психологической категории нам необходимо соотнести его содержание с близкими понятиями – «проблема» и «проблемная ситуация». Как известно, термин «проблема» происходит от слова, заимствованного из древнегреческого – problema, прямой перевод – задача или задание. На первый взгляд может показаться, что круг замкнулся, мы определяем одно понятие через другое, но это происходит только на уровне языковом, и в логике, и в психологии понятия «проблема» и «задача» нетождественны, они четко дифференцируются.

Проблемная ситуация, как принято считать, является генетически первичной по отношению к задачам и проблемам. Поэтому и проблема, и задача берут свое начало в проблемной ситуации. В данном случае под проблемной ситуацией мы понимаем психологическую модель условий порождения мышления на основе спонтанно (ситуативное) возникающей познавательной потребности. В ходе теоретических рассуждений или практической деятельности человек сталкивается с препятствием – такая ситуация обычно квалифицируется как проблемная.

Это препятствие обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В итоге этого первичного взаимодействия рождается познавательный мотив, и выдвигаются предварительные гипотезы относительно возможного разрешения проблемной ситуации. В дальнейшем требуется проверка выдвинутых гипотез, она приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в проблему, либо в задачу.

Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. Особенно ярко эта особенность задач проявляется в учебных и игровых задачах. В данном случае задача выступает как знаковая модель проблемной ситуации.

В отличие от задачи проблема осознается как противоречивая ситуация. Ее главной отличительной чертой являются диалектически связанные, противоположные позиции, возникающие при объяснении характера одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, как часто бывает в задаче, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса. Здесь мы реально сталкиваемся с раздваиванием на противоположности и требованием построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Преобразование проблемной ситуации в задачу или серию задач является актом продуктивного мышления.

Разрешение диалектических противоречий является стержнем проблемы. Это же обстоятельство делает проблему источником развития научных теорий. Таким образом, в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, в задаче – знаковый объект, а в проблеме – противоречие. Для того чтобы решить проблему она должна быть преобразована в творческую, познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.

Задача становится психологической категорией тогда, когда она предъявляется субъекту и принимается им. Она выступает как объект и как предмет мыслительной работы человека. В итоге, субъект начинает решать задачу, что свидетельствует о включении процесса мышления. Поэтому и мышление часто рассматривают как процесс решения задач.

Задача имеет определенную структуру. Обычно она включает в себя требования – «цель», условия – «известное» и искомое – «неизвестное». Эти элементы естественно связаны между собой. Особенности структуры задачи влияют на деятельность по ее решению. Полный цикл продуктивного мышления включает в себя постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут быть реальными, т.е. возникающими в процессе жизни и деятельности, а могут быть искусственными, составленными специально для достижения определенных целей, чаще всего педагогических. К искусственным относятся задачи, используемые в обучении – учебные и игровые.

Поскольку эти задачи создаются специально, искусственно, необходимы общие правила, по которым их можно создавать. При разработке этих правил, делается опора на основные функции процесса обучения. Так как именно из них эти правила и вытекают, и в соответствии с ними могут рассматриваться с трех точек зрения: информационной, развивающей и мотивационной. Таким образом, в наиболее общем виде, учебная задача должна помогать в овладении новыми знаниями, развивать мышление и другие познавательные функции, мотивировать интерес к дальнейшему изучению предмета.

Поэтому первое правило, предъявляемое к учебной задаче – задача должна строиться на материале, дающем новое знание, формирующем научную картину мира.

Поскольку в плане обучения важен не только внешний информационный материал, на котором строится задача, но и сам процесс решения, то решение должно быть сложным, оно не должно явно прочитываться, истинный замысел должен быть скрыт. Иногда для этого лаже используются разные приемы: вводится парадоксальный первый ход, противоречащий правилам ведения данного вида деятельности; создается видимость отхода от решения; задается так называемый «ложный след».

Следующее правило – решение должно быть динамичным, острым, неожиданным.

Четвертое правило – замысел должен быть оригинальным.

И, наконец, пятое – задача должна удовлетворять эстетическим требованиям.

Психология усвоения знаний

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) вне зависимости от того, выде­ляется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. Усвоение, представляя собой сложное, многозначное понятие, может трактоваться с разных позиций, с точки зрения разных подходов.

Во-первых, усвоение – это механизм, путь формирования че­ловеком индивидуального опыта через приобретение, «присво­ение», в терминах А.Н. Леонтьева, социо-культурного общест­венно-исторического опыта как совокупности знаний, значе­ний, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни че­ловека в результате наблюдения, обобщения, принятия решений и собственных действий безотносительно к тому, как оно про­текает – стихийно или в специальных условиях образователь­ных систем.

Во-вторых, усвоение – это сложная интеллектуальная дея­тельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемические), обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

В-третьих, усвоение – это результат учения, учебной деятель­ности. Говоря о прочности, системности, качественности усвое­ния учебного материала, исследователи чаще всего имеют в ви­ду именно результативную сторону. По отношению к учебной де­ятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, «цен­тральной части процесса обучения», по С.Л. Рубинштейну. Бо­лее того, согласно В.В. Давыдову, усвоение научных знаний и со­ответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности.

Раскрытие целей обучения позволяет ответить на вопрос, для чего организуется обучение. Знание содержания обучения отвечает на вопрос о том, чему надо учить, чтобы достичь по­ставленных целей. Осознание закономерностей усвоения дает возможность ответить на вопрос, как учить: какие выбирать методы, в какой последовательности их использовать и т.д.

Читать еще:  Христианская община и гражданское общество

В самом общем виде усвоение определяется как процесс при­ема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и при­менения их в новых ситуациях решения практических и теоре­тических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи. По определению С.Л. Ру­бинштейна, «процесс прочного усвоения знаний – центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный про­цесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоми­нания. В него включаются восприятие материала, его осмыс­ливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуаци­ях, по-разному им оперируя, и т.д.».

Все исследователи усвоения (учения) отмечают, что это не­однородный процесс, включающий в себя несколько компонен­тов, ступеней или фаз. Так, к понятию «психологических ком­понентов усвоения» Н.Д. Левитовым были отнесены 4 основных компонента, позднее дидактически интерпретированных В.А.Крутецким:

1) поло­жительное отношение учащихся, выражается в их внимании, интересе к содержанию уро­кадидактически связывается с оптимальным для усвоения учебного материала учащимися каждого конкретного возраста темпом учебной работы;
2) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом,два суще­ственных момента его организации в процессе усвоения: на­глядность самого материала и воспитание наблюдательности у обучаемых.
3) мышление как процесс активной переработки полученного материаларассма­тривается в терминах осмысливания и понимания всех связей и от­ношений, включения нового материала в уже имеющуюся в опы­те обучающегося систему.
4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной инфор­мации.на­ибольшая эффективность этих процессов определяется: а) кон­кретностью установки на условия запоминания (время, цель, ха­рактер использования в практике и т.д.) и б) включенностью обу­чающегося в активную собственную деятельность.

Компонентность усвоения отмечается всеми исследователя­ми этого процесса, хотя сами компоненты называются по-разно­му.

В то же время глубинный анализ процесса усвоения, по С.Л. Рубинштейну, предполагает не столько наименование его компонентов и их количество, сколько понимание того, что все входящие в условие процессы — восприятие, запоминание, мышление «формируются в самом ходе обучения». Они находят­ся в двустороннем процессе обучения, где взаимосвязаны и вза­имообусловлены учитель-ученик и учебный материал. Это, по С.Л. Рубинштейну, первый и основной прин­цип правильной трактовки самих этих процессов в учебной де­ятельности и усвоения в целом.

Основные характеристики усвоения. своение прежде всего характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений от времени, различия ситуаций и усло­вий их применения. В целом прочность усвоения существенно зависит от системности, смыслоорганизованности воспринимаемо­го учебного материала, его личностной значимости и того эмо­ционального отношения, которое этот материал вызывает у уче­ника. Если сам учебный материал, его восприятие, запоминание вызывает чувство радости, удовлетворения, то этим создаются пси­хологические предпосылки эффективности усвоения. Лучше ус­ваивается то, что включено в деятельность и нацелено на исполь­зование в будущей практике.

Важная характеристика усвоения – его управляемость. Уп­равление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий; оно может реализоваться «классическим» (традиционным) путем, программированным или проблемным обучением и т.д. Важно только, чтобы усвое­ние было объектом управления, а оно само было специфичным для каждого учебного предмета.

Авторы подчеркивают личностную обусловленность усвоения (и в то же время влияние усвоения, учебной деятельности на фор­мирование личности школьника). С.Л. Рубинштейн считал, что усвоение и вообще весь ход учения существенно обусловлен теми специфическими отноше­ниями, которые складываются у ученика в процессе обучения к учебному материалу, к учителю, к самому учению, а само обучение в то же время формирует не только те или иные способности, но и личность в целом, ее характер и мировоззре­ние.

Все исследователи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Ру­бинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.) отмечают пси­хологические особенности характера усвоения для разных воз­растных периодов школьников как по использованию средств (опосредованности), так и по соотношению репродуктивных и продуктивных действий. В младшем школьном возрасте на­блюдается обычно большая зависимость учащегося от учеб­ного материала. Воспроизводя его, он склонен всегда сохранять структуру подлинника, ему очень трудно дается реконстру­ирование, перекомбинирование его. У старшего школьника для этого имеются уже все возможности. Механизмом усвоения является перенос, внутренний механизм которого – обобщение. В процессе обучения про­исходит обобщение по трем линиям: обобщение принципа, про­граммы и способа действия. При этом, если обобщение прин­ципа действия есть понимание учеником основного правила, за­кономерности, основной стратегии действия, то обобщение спо­соба есть понимание пути ее осуществления. Программа есть последовательность действий. В учебной деятельности, следо­вательно, должны отрабатываться все три составляющие обоб­щения.

Усвоение характеризуется также готовностью (легкостью) актуализации знаний и их полнотой и системностью. Важной ха­рактеристикой усвоения является и то, что его показателем слу­жит действие, характер которого свидетельствует об усвоении. Другими словами, характер действий свидетельствует обо всех характеристиках усвоения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

усвоение

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

  • уровень притязаний
  • условие любви к проститутке

Полезное

Смотреть что такое «усвоение» в других словарях:

Усвоение — Усвоение: Усвоение (питательных веществ) Усвоение … Википедия

усвоение — См … Словарь синонимов

УСВОЕНИЕ — УСВОЕНИЕ, процесс, в ходе которого организм употребляет вещества, поступившие из окружающей среды, для создания новой протоплазмы или для обеспечения энергии на процессы метаболизма. Он включает в себя проникновение продуктов пищеварения в живые… … Научно-технический энциклопедический словарь

УСВОЕНИЕ — УСВОЕНИЕ, усвоения, мн. нет, ср. Действие по гл. усвоить усваивать. Предмет, трудный для усвоения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

усвоение — УСВОИТЬ, ою, оишь; оенный; сов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

УСВОЕНИЕ — англ. adoption; нем. Aneignung. Процесс приобретения индивидом обществ. истор. опыта, в ходе к рого он овладевает соц. значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми… … Энциклопедия социологии

УСВОЕНИЕ — УСВОЕНИЕ. Форма познания, имеющая три этапа: понимание, запоминание, возможность практического использования. Включает приобретение знаний, формирование навыков, развитие умений. В психологии получило распространение несколько концепций У.,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Усвоение — овладение ребенком общественно выработанным опытом (т.е. значениями предметов, способами действия с ними, нормами межличностных отношений). В усвоении человек может двигаться от активной переработки общественного опыта к улучшению и… … Словарь-справочник по педагогической психологии

УСВОЕНИЕ — основной способ приобретения индивидом общественно исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает специальными значениями предметов и способами обращения (действия) с ними, нравственными основами поведения и формами общения с другими … Профессиональное образование. Словарь

Усвоение — овладение ребенком общественно выработанным опытом (т.е. значениями предметов, способами действия с ними, нормами межличностных отношений). В усвоении человек может двигаться от активной переработки общественного опыта к улучшению и… … Словарь по педагогической психологии

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector