0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог: любить себя – значит быть уверенным в Боге, людях и себе

Люби не себя в Боге, а Бога в себе

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

Человек, живя в пространстве личности, находится в её эмоционально-ментальной сфере, «становясь» своими мыслями и эмоциями. Любовь к Богу в себе вибрационно поднимает над этим уровнем, и уже невозможно отождествление: не возникают мысли, а, значит, отношения и суждения.

Исчезают крайности. Ты понимаешь, что всё имеет свою противоположность, но Любовь стирает эти грани. Она расширяет тебя до бесконечности, ты растворяешься в Том, Что-Есть и становишься с Ним единым. Открываются глубины, где нет времени. Ты открываешь себя – Настоящим и наполняешься Любовью к себе, о которой так много говорят, и которая непонятна личности. Она рождает столь сильные ощущения, что они воздействуют на нервную систему, на мозг, где возникают новые нейронные связи. Происходят изменения в видении, то есть в сознании, затем и в подсознании. И как следствие, это затрагивает энергетику, психику, физиологию. Вылечиваются многие болезни. Меняются взаимоотношения.

Каждый находится на линии своей судьбы, со своими приоритетами и взглядами. И они могут резко отличаться от твоего видения. Как не осуждать, не критиковать, не упрекать? Любя Бога в себе. Это и есть Приятие. Глобальное Приятие себя, других, всего существующего.

А если видишь, как дорогих тебе людей засасывает болото? Любовь к Богу в себе подсказывает нужные слова, направляет к точным действиям. Когда «падающего — подтолкни», а когда протяни ему руку помощи. Но позволь каждому идти своим Путём.

Любить Бога в себе не значит быть мягкотелым. Ты становишься силой, которая растворяет неуверенность, сомнения, комплексы. Желающие ворваться в твою внутреннюю территорию, манипулировать, подавлять контролем натыкаются на величие твоего собственного достоинства и отступают. При этом ты очень ответственен за то, КАК ты что-то делаешь, ЧТО говоришь. Ты спокоен, сопричастен и бережен к другим Душам.

В Любви к Богу нет собственной важности и значимости проблем, так как растворяется личностное «я», их порождающее. Исчезает ложный образ себя. Я – не то, за кого себя принимал(а)! А отношения, которые в недостатке Любви неумело выстраивались, сейчас можно изменить.

— Осознайте, что беспокоит вас больше всего (мне не везёт с противоположным полом, у меня нет понимания с детьми; я неудачник, я не заслуживаю любви, я боюсь… и т.п).

Корень всех проблем – глубоко в прошлом. Это вытесненный в подсознание шок от кажущегося разрыва с Космическим Источником Любви. И на этом фоне — стресс, переживаемый младенцем от мнимого разделения с любящей матерью. Это двойное потрясение запечатлено в наших клетках, и мы всю жизнь, в различных вариациях, отрабатываем его, неосознанно стремясь любой ценой избежать одиночества.

— Переведите его в энергию (боли, обиды, униженности, страха и т.п).

— Забудьте о себе как о форме и расширьтесь в Любви к Богу в себе.

— В центре этой широты поместите низкочастотную энергию как узкий вертикальный ручеёк. Это должна быть причина, а не следствие, и не объяснение произошедшего.

— Наблюдайте, как эта энергия будет растворяться в потоке Любви.

Насладитесь обретённой лёгкостью, и, возможно, захлестывающим чувством любви к себе таким, каков вы есть. Наполните этими ощущениями все клетки тела.

— Как вы теперь будете говорить и действовать? Несколько раз повторите в сознании этот новый паттерн поведения.

Любовь к Богу в себе – очень высокая, преобразующая частота. Но духовный рост только через повышение вибраций – замедленный путь развития. Человек – частица Всеобъемлющего Сознания Абсолюта. И его движение связано, прежде всего, с очищением своего сознания от всего наносного, возврату к чистоте Первоистока, осознанию Единства с Ним и всем сущим. Поэтому, совершая какие-то шаги в Любви, не будем забывать два магических вопроса, включающих осознание: ЧТО я делаю и ЗАЧЕМ.

Проблема, личность, форма, содержание, Любовь – всё есть Энергия различной частоты = Пространство = Сознание = Бог.

Люби Бога в себе, и ты увидишь Его во всём – в каждом цветке и дереве, в птице, клюющей хлеб на земле и летающей в небе, в бездомной кошке и любимой собаке, в зомбированном террористе-смертнике и Вознесённом Владыке. И в себе.

Когда ты чувствуешь во всём существующем одну и ту же Первозданную Субстанцию (неважно, как её называть), ты растворяешься в этой Энергии. Ты-Есть, но тебя больше нет. Ты — Пустота — Бытие — Любовь Бога к тебе.

Психолог: любить себя – значит быть уверенным в Боге, людях и себе

Арина, О любви к себе и ближнему, Что значит — полюбить себя?

Любовь к себе — одна из излюбленных тем, звучащих на самых различных психологических и психотерапевтических сайтах, форумах, тренингах, лекциях. Довольно часто мне доводится слышать рассуждения о том, что, дескать, для того чтобы любить ближнего, нужно научиться любить себя.

Вообще-то, понятие о любви к себе взято из того места Евангелия, где в центре внимания все же — вопрос о любви к ближнему. А перед этой заповедью — есть заповедь о любви к Богу.
Но главное, что меня не устраивает в этой расхожем утверждении, что «чтобы полюбить ближнего – полюби себя» – то, что в нее можно вложить какое угодно содержание. Потому что, помимо выдирания заповеди из ее религиозного контекста — не дается определения: а кто такой ближний, и кто такой я, которых стоит полюбить? Ни разу не слышал, чтобы кто-то, изрекая формулу «полюби себя», объяснял или хотя бы задавался вопросом – а кто такой «я»? . далее http://dusha-orthodox.ru/forum/index.php?showtopic=2938

Протоиерей Игорь Гагарин. Любовь к себе приходит через отвержение себя http://www.pobedish.ru/main/samopoznanie?id=154

Арина,
1. О том как возлюбить Господа нашего Иисуса Христа и что такое любовь к Богу, есть в Священном Писании.

Толкования на Ин. 14:21

Свт. Иоанн Златоуст.

Ст. 21-22. Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. Глагола Ему Иуда не Искариотский: Господи, и что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови.

Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (14, 21). Значит, не довольно только иметь, но нам нужно еще тщательно соблюдать. http://bible.optina.ru/new:in:14:21

Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова)

2. О правильной и неправильной любви к себе. Любить себя правильно – это значит осознавать и принимать себя в качестве образа Божия, а не адепта очередной идеологии – политической, потребительской и т. д.

3. То же, соответственно, касается и любви к ближним. Любить ближнего – это значит видеть в нем, как и в себе, образ Божий – и направлять свою любовь именно к этому образу, а через это – к Богу, а не к чему-то в человеке. Поэтому, если я люблю человека – друга, напр., – то не буду предлагать ему закурить. Если это любовь к девушке – значит любящий не будет вовлекать ее в блуд, то есть добрачные сексуальные отношения. подробнее http://dusha-orthodox.ru/forum/index.php?showtopic=2938

Любовь к ближнему.

В писаниях святых отцов находим учение, основанное на Священном Писании (см. 1 Ин. 2:5), что любовь к Богу приобретается любовью к образу Божию — человеку. Учение святое! Учение истинное! Это учение тождественно с учением, что любовь к Богу стяжевается исполнением евангельских заповедей, потому что правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего, не в действиях относительно его по влечениям падшего сердца, по расчетам и понятиям лжеименного разума. Исполнение евангельских заповедей относительно человеков по большей части непонятно и неприятно для них, они ищут и требуют, чтобы была исполняема воля их, чтобы были удовлетворяемы страсти их. http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfo..

Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь — О любви к ближнему http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_4..

Любовь к ближнему, заботы о спасении других, осуждение, обиды, прощение:

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин.1: 6).

Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего.

Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа.

И святые отцы не велят искать от ближнего исполнения заповеди, потому что это только нарушает мир.

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним. Ненависти к ближнему предшествует осуждение его, уничижение, злословие, презрение к нему, иначе — гордость.

Читать еще:  Реституция церковного имущества: кто приобретет, а кто потеряет?

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.

Не доложить бремя на ближнего – не беда; переложить – и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться ни к чему неспособным.

О непокоряющихся и не внимающих слову спасения, не надо очень печалиться; но сказав им подобающее, предавать их воле Божией, которая может их обратить на правый путь чрез другая орудия и средства, которых в деснице Его бесчисленное множество.

Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова)

ПРАВИЛЬНАЯ любовь к себе — О любви к ближнему (Свт. Игнатий Брянчанинов).

Любовь к себе — одна из излюбленных тем, звучащих на самых различных психологических и психотерапевтических сайтах, форумах, тренингах, лекциях. Давайте обратимся к православной психологии с вопросом: Что такое ПРАВИЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ К СЕБЕ и ближнему?

Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение.

Светские психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки. Эта поразительная узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которые делают их подобными каторжнику, прикованному по рукам и ногам цепями к своей тачке, не дают им возможности увидеть и поверить, что существует, кроме их аудиторий и экспериментальных институтов и кабинетов, ещё другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, — жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений…

Светские психологи не знают и не подозревают ни тех чувств, ни тех настроений, которыми горит подвижник. Даже движения собственных страстей, гордости, тщеславия, неверия, чревоугодия ими не изучаются, а уж, кажется, чего бы проще и естественнее.

Итак, светские психологи в уме, чувстве и воле видят лишь один определенный аспект — греховный, противоестественный; для них самих, впрочем, нормальный.

Святые же отцы, когда рассуждают о разумной, раздражительной и вожделевательной силах души, рассуждают не только в отношении плотского человека, но и борющегося со страстями, и даже святого. Они изучают духовную жизнь в трех срезах (духовном, душевном, плотском), по трем сторонам (способностям), сразу с девяти точек зрения, а еще надо помнить про бесчисленные переходы между ними и оттенки.

Что же мы находим о любви к себе и ближнему в трудах святителя Игнатия Брянчанинова? То что ПРАВИЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ К СЕБЕ заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедем Его, сказал Иоанн Богослов (2 Ин. 1:6) Свт. Игнатий Брянчанинов.

Святитель Игнатий Брянчанинов — Поучение 2-е в двадцать пятую неделю. О любви к ближнему.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты — О любви к ближнему.

Имя святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Ставропольского и Кавказского сияет в летописях Церкви и России ярким светом благодатного избранничества. Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, архипастырь, миротворец, человек высочайшей духовности и культуры, он известен всему цивилизованному миру, как творец бессмертных духовных произведений, талантливый администратор, ревностный хранитель православных традиций и культуры, как один из наиболее авторитетных руководителей человека на пути к Вечной Жизни.

Великий русский духовный писатель XIX века встретил серьезные препятствия на пути к монашеству. Против пострига была его семья и высокое начальство. В 1826 году прошение офицера Брянчанинова об отставке было отвергнуто Николаем I. Вскоре он заболел тяжелой формой туберкулеза, и врачи уверяли, что монашеский образ жизни для него невозможен. Но вопреки их предсказаниям, юноша выздоровел. В 1827 году великий князь Михаил Павлович сообщил Брянчанинову, что император предлагает ему вместо отставки перевод в любой гвардейский полк в южных губерниях России, благоприятных для здоровья. «Гораздо почетнее спасать душу свою, оставаясь в мире»,- сказал великий князь. «Остаться в мире и желать спастись — это, Ваше Высочество, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть», — ответил молодой офицер… //

Что значит любить себя?

Современный мир исказил многие понятия, и самое, пожалуй, основное из них – любовь. А что значит любить себя? Где истинный ответ на заданный вопрос? Об этом размышляет владыка Даниил.

Апостол Павел писал: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). С момента грехопадения в душу пришел «ветхий» человек и заслонил собой образ Божий. Наша задача – «ветхого» человека умалить, чтобы внутренний обновился. Но этого не бывает без труда. Любовь к себе должна быть праведная, то есть правильная. Сделаем такое сравнение. Врачи заботятся о здравии человеческого тела. Они часто входят в противоречие со своими пациентами. Многие ведь твердят, что к докторам ходить не надо, они только мешают жить так, как хочется: если нельзя пить, курить, объедаться, зачем такая жизнь? Врачи же ратуют за здоровый, правильный образ жизни. Они понимают, что человека, получающего удовольствие, угождающего своему чреву, поедающего чипсы, «сникерсы» и запивающего их колой, ждут печальные последствия. Так же священнослужители, являясь врачами человеческих душ, говорят духовным чадам: то, что тебе сейчас приятно, на самом деле не полезно, это погубит.

В уголовном кодексе есть статья за убийство человеческого тела, но, к сожалению, у нас нет наказания за убийство человеческой души. Убийство души другого человека – страшный поступок. Человек с убитой душой становится изгоем, он не может построить семью, поскольку крайний эгоист и не способен ни с кем ужиться…

Господь сказал Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16: 24).

Согласно толкованию святого Макария Великого, отвергнуться себя — значит отвергнуться своей «второй» души, той, которую образовали в нас грехи, страсти. Христос сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Лк. 9:24). Что означает погубит? Мы настолько срослись со своими страстями и грехами, что, когда начинаем вести против них борьбу, кажется, это уже не жизнь. Вспоминаю 1980-е годы, как люди реагировали, услышав о том, что кто-то стал монахом: «Что ж ты с собой сделал-то? В монастырь ушел, ужас!» А человек стал подвизаться в монастыре, чтобы бороться со своим эгоизмом, с которым все рождаются.

Главные болезни души – гордость и тщеславие, то есть желание тщетной, пустой славы, когда мы постоянно думаем, как выглядим, что о нас подумают, скажут. Человек ищет, чтобы его прославляли. А дальше еще выше — гордость, когда человек презирает других. Он великий, у него на престоле главное место занимает его «Я». Знаю одну семью, мужу с женой за пятьдесят лет и они отказались от рождения детей, потому что весьма сильно «любили» друг друга. Жена побоялась потерять форму, ведь муж любил ее именно такой. Женщина сознательно не стала матерью, потому что испугалась изменений своего тела, настолько оно любимо ею. Это неправильная любовь к себе. Или другой пример. Вместо того чтобы встать утром пораньше, сделать зарядку, выйти на пробежку, человек себя «любит»: он подольше поспит, повкуснее поест. Но это опять же не любовь к себе.

Мы должны бороться против всего неправильного. Отвергнуться себя, иными словами, отлучить себя от всего нечистого, греховного, дьявольского. Тогда человек восходит на крест, и страдания, самораспятие становятся «чистилищем», очищением. Праведная любовь – любовь к себе как к образу Божию, к себе такому, каким ты вышел из рук Божиих. То есть нужно полюбить оригинал. В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры как-то раскрыли старинную икону, а под ней оказался еще более древний и более ценный образ, его реставраторы и оставили. Сейчас есть технология, когда можно снять и сохранить оба изображения, но мы должны сохранить оригинал. В советское время на досках, на которых были написаны иконы, изображали упитанных, дородных трактористок, с оскалом, чтобы не говорили, что в СССР плохо живется. И вот такая безвкусица была намалевана на месте иконы. Мы понимаем, что это наносное, убираем его и возвращаемся к оригиналу. Человек вышел из рук Божиих замечательным, совершенным, но грех испортил его.

Мы должны любить всех, это высшая точка. Но сколько человек дошло до нее? Слышал такое: вот, сосед мой в храм ходит, а меня не любит. Но в храм как раз за тем и ходят, чтобы научиться этой любви. А учеба происходит не за три дня, и не за три месяца, и не за три года. В любви много ступеней, чтобы достигнуть самой высокой, нужно много лет. Мы знаем заданное направление и в этом направлении движемся. Господь, как читаем в Евангелии от Луки, сказал: «Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быть Мой ученик» (Лк. 14:26). Возненавидит не душу, которую Он создал, а тот образ, который привнесен грехом человека страстного, эгоистичного, гадкого. Мы должны его вытеснить и вырастить человека, способного на жертву, на добрые дела, слова. А начинается это с чего? Конечно, хочется сразу на сотый этаж перескочить. Но у нас лифта нет, есть лестница, по который идем своими ножками. Взойти на последний этаж можно только постепенно, и начинается это с доброй мысли. Именно с этого начинается наше спасение: заставлять себя по-другому думать. Мы должны жалеть другого человека. Если родители постоянно ссорятся, скандалят, какой ребенок у них вырастет? Есть поговорки на этот счет: «от лисы лисенок, от свиньи поросенок», «яблочко от яблоньки» и так далее. И вот вырос такой убогенький, и ему тяжелее, чем другим, быть добрым, тяжелее нести свой крест. Значит, нужно пожалеть человека, сказать: «Господи, помоги ему, а я не замечу, что он нагрубил, отвечу ему по-хорошему».

Читать еще:  Педиатр Сергей Бутрий: Я был полноценным антипрививочником

С какими людьми нам комфортно? С теми, которые готовы понести наши немощи, немощи нашего характера — сегодня я не в духе, а они выдержали меня, я им благодарен. Именно среди таких людей мы хотим жить. А если у меня искра, от ближнего — другая искра, что тогда? Даже с медицинской точки зрения это путь в могилу, преждевременный, потому что поднимается давление, появляются психозы, уныние, расшатывается здоровье. Медицина запрещает так жить. А если скажем о скандалящем: «Господи, помоги ему», помолимся за него, значит, не пойдем этим же путем. Повторю, все начинается с добрых мыслей, а потом пойдут добрые слова, следом — маленькие поступки, которые постепенно станут большими. Когда человек начинает к такому привыкать, ему некомфортно, если он не сделает что-нибудь доброе. И наоборот бывает, пока человек не спустит на кого-нибудь собак, ему некомфортно. Что ж, тоже жертва, но которую приносят не Богу, а бесу.

Человек должен не только за внешностью смотреть, но и следить за своими мыслями, сердечными пожеланиями, словами. А что у меня на сердце? Неприязнь, раздражительность, злоба, зависть. Что с этим делать, есть ли лекарство в аптеке? Нет, и к самому лучшему профессору придешь, не выпишет рецепт. Но, оказывается, лекарство есть. Оно в церкви, почему люди туда и приходят. Это не просто аптека, а целый стационар, где лечат. Ведь сердце только своими силами изменить невозможно. Часто сделаешь что дурное, совесть гложет, и что делать? Обратиться к Богу. Когда? Тут же. Нет возможности идти в храм прямо сейчас, незамедлительно обращайся к Богу: «Занесло меня, неправильно сделал, Господи, прости и помоги». Сердце свое нужно омывать, очищать, изменять и таким образом одухотворять.

Вот что значит любить себя — следить за собой, очищать себя молитвой и покаянием. И жалеть себя нужно. Совершил что-то неблагообразное, можно руки опустить, а можно пожалеть, то есть быстро уврачевать себя: вставай, не лежи в греховной грязи, заставляй себя сделать шаг. Пожалеть себя – это не лежать в постели. Как парализованный человек тренирует мышцы, постепенно начав ходить, делает гимнастику, так и мы должны. Ради какой цели человек жалеет себя? Чтобы достичь очищения. Очищение дает удовлетворение. А мы думаем, что удовлетворение, это когда свои уды довольствуем. На самом деле нехорошо желудок набивать неполезной пищей: разрушаешь весь организм.

Себя возлюбить означает жить правильной жизнью. Человек – социальное существо, он в связке, он не одиночка, у него есть родственники, друзья, значит, он должен помочь еще и им. Мы отвечаем за этих людей. Каждый христианин – воин, который воюет против духов злобы поднебесных, поэтому должен себя правильно любить, правильно жалеть и правильно относиться к ближним.

Материал из журнала «Вестник Архангельской митрополии» №4/2016

Елицы

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

О ПРИНЯТИИ СЕБЯ. ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО.

О ПРИНЯТИИ СЕБЯ. ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО.
Как-то так получилось, что тема принятия себя за последнее время стала все чаще и чаще возникать в психотерапевтических сессиях. Работа в психотерапевтической группе тоже без этого не обходится. Как же нам принимать себя? Ведь мы православные. А это означает в том числе и то, что мы должны тщательно исследовать себя на предмет греха. А если принимать себя, то не будет ли это равносильно попустительству своему греху, своим страстям?
Вот почему так важно рассмотреть эту тему подробнее. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, привожу стихотворение Елены Р. Лена попросила не указывать свою фамилию. Дело в том, что у многих существует предубеждение, что если человек посещает психолога, ходит в психотерапевтическую группу, то с ним что-то не явно не так… Одним словом, Лена не хочет, чтобы кто-то из ее знакомых знал об этом. Кстати, это действительно предубеждение, сложившееся в нашем обществе. Многие продолжают посещать группу не потому что у них что-то не так, а потому, что осознают, что они могут жить иначе: лучше, полнее, радостнее… Группа способствует этому. Подтверждается это кстати, и тем фактом, что абсолютно все члены группы на определенном этапе начинают реализовывать свой творческий потенциал. И тут нет ничего удивительного. Мы ведь созданы по Образу Божиему, а значит, потенциально все мы способны к творчеству. Вот только не всем удается этот потенциал в себе распознать, открыть и реализовать. Лена пишет стихи. Одно из ее стихотворений я предлагаю вашему вниманию:

Легко любить себя успешную,
Легко любить себя красивую.
Ходить походкою неспешною,
Смотреть с улыбкою игривою.

Легко любить себя любимую,
Заботливой рукой холёную.
В дневных трудах неутомимую,
Мечтою светлой окрылённую.

А ты попробуй – неумытую
Спросонья. И с помятым ликом.
Нечёсаную и небритую.
В своём несчастии великом.

С истерикой, наружу рвущейся
Или слезою депрессивною.
С душой измученной, метущейся.
Лени-апатие-пассивную.

Так любят те, кто с нами рядом.
Кто видит нас сквозь толщи грёз.
То злясь, то требуя награды,
Не оставляют нас всерьёз.

Прощая всё, как дети малые,
Спасая всё, что губит грех,
Являя милость небывалую,
Так любит Тот, кто ближе всех.

Мы учимся любить ближнего, стремимся выстраивать отношения с Богом. Выражение о том, что не полюбив себя, мы не сможем никого любить стало уже расхожим. Но, по всей вероятности, проблема принятия себя остается для многих из нас действительно неразрешимой проблемой. И выражается она амбивалентным (противоречивым, полярным) отношением к себе. С одной стороны – это недовольство собой, отсутствие принятия себя, непомерная к себе требовательность; неумение потерпеть себя таким, каким ты являешься сейчас, а именно в этой конкретной ситуации, в этот конкретный момент своей жизни…
С другой стороны – это наше удивительная особенность тщеславиться и гордиться самым ничтожным достижением, успехом, постоянное стремление к тому, чтобы услышать о себе что-то лестное и приятное, стремлением к тому, чтобы на нас обращали внимание, хвалили, ценили, почитали…
На первый взгляд в этом нет ничего плохого. Мы хотим меняться. Хотим стать лучше, а значит вроде бы так и должно быть: и критика в свой адрес постоянная и суровая… Важна и «обратная связь», то есть оценочное мнение других людей… Однако, есть в таком подходе определенные ловушки или подводные камни, о которых мы должны знать. И именно они портят всю картину и отравляют человеку жить. И не только отравляют, но и тормозят, не позволяют нам двигаться дальше.
Зачастую у православного человека складывается определенный идеальный образ себя — хорошего, правильного, успешного в своем духовном развитии, возможно, и просто успешного по жизни. И соответственно есть стремление соответствовать этому образу… Действительно, придя к вере, в какой-то момент мы осознали, что какую-то часть своей жизни мы жили без Бога, жили не правильно. И понятно, что хочется скорее все исправить и теперь жить иначе. Но, почему-то не все получается. Не получается у нас всегда делать то, что хотим, что считаем правильным.
Вот и апостол Павел пишет: «19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. . 24 Бедный я человек!» (Рим.)
Что же происходит? Мы должны помнить о том, что для того, чтобы измениться, требуется время. Психика человека обладает инерцией. И сила этой инерции велика. Наше сознание не может быстро перестроится, как бы мы того ни хотели. Именно наша гордыня, наше тщеславие подталкивают нас к ожиданию быстрого результата. Но это невозможно. Чтобы перемены стали устойчивыми, чтобы изменения произошли на всех уровнях, требуется время. По большому счету, если мы имеем ввиду христианское преображение личности, то на этот процесс отведена вся наша жизнь. Для этого есть еще и духовные причины. А значит, в этом есть и определенный смысл. Если бы мы быстро все получали, чего желаем, в том числе изменений на духовном уровне, было бы это полезно нашей душе? Не стали бы мы гордиться своими дарованиями?
Вот почему изменения наши не будут быстрыми. Пройти по пути изменений равносильно подвигу. Слово подвиг святые отцы трактовали как подвижение, то есть подвиг не определяется порывом, волевым усилием, каким-то единичным актом. Это именно медленное постепенное движение к намеченной цели. Движение это обязательно будет сопряжено с искушениями «сойти с дистанции». И если мы притчу о блудном сыне, возьмем как метафору, то суть подвига (подвижения) — это обратный путь. Но есть и часть пути – это путь возвращения в «дом отца». И эта самая трудная и ответственная часть пути. Обычно всегда уделяют внимание той части пути, которая привела блудного сына к состоянию духовного голода. Существует заблуждение, что достаточно подойти к той точке, когда возникает намерение жить иначе. И что этим все решено. Но так не бывает. Именно здесь все и начинается. Трудности в том, что от человека потребуются совсем иные качества, иные навыки для совершения пути назад. Я бы даже сказала другие внутренние ресурсы, до сих пор нами не востребованные. Это ресурсы духовного порядка. Ведь потребуется пройти обратный путь, пройти его до того, момента, когда встреча с Отцом станет для нас очевидной и все сомнения, основанные на нашем малодушии, останутся позади. Путь к Богу никак не может оказаться быстрым. Именно на этом пути формируются наши отношения с Ним, укрепляется наша вера. Именно этот путь и есть по сути путь внутренней трансформации личности — динамический процесс психических и духовных изменений в человеке.
На этапе возникновения намерения «возвратиться» для человека знать о том, что вектор выбран правильно. Это позволяет укрепиться в намерении и сохранять мотивацию к продолжению пути в моменты, когда будут одолевать сомнения. От нас потребуется в любом случае продолжать этот путь не смотря на все искушения. Одно из искушений – это ожидание быстрого результата. Но так не бывает. Не обойтись нам без «регресса» (есть такой термин в психотерапии, обозначающий откаты назад). Говоря языком святоотеческой аскетики, не пройти человеку этот путь без падений. И тут самое важное это отказаться от ожиданий, что можно их избежать. Понимание этого позволит нам перестать бояться падений. А значит, мы перестаем принимать состояние регресса, как показатель того, что мы сбились с пути. Регресс это нормально. Это всего лишь повторение пройденных уроков, закрепление так сказать выученного материала, призыв нас к большей осознанности, к развитию внимания к своему «внутреннему человеку», к развитию таких необходимых духовных качеств, как смирение и терпение. Понимание характера внутренней динамики личностного развития дает нам возможность не позволять помыслам уныния овладевать собой. А они, эти помыслы, обязательно будут стремиться овладеть нашим сознанием, сбить с пути, и даже отказаться от его продолжения. В разной форме, но звучат они примерно так: «все напрасно, ничего у меня не получится, все бесполезно, почему именно у меня все так трудно? почему у других иначе? жизнь прошла зря и ничего не исправить, уже поздно что-то начинать. ». Здесь следует напомнить, что святые отцы называют помыслами не только мысли, но и эмоциональные состояния, непосредственно с ними связанные. Об этом очень важно знать. Дело в том, что у человека не может быть мыслей отдельно от состояний. Не зря же мы часто слышим фразу о том, что мысль материальна, мысль обладает энергией. В нас все связано и все подвергается влиянию. В данном случае, это касается мыслей, чувств и поступков. Любая мысль всегда наполнена нашей психической энергией. И если мы позволяем вышеперечисленным мыслям укрепиться в сознании, то они обязательно приводят к унынию. А уныние – это состояние человеческой души без Бога. В унынии мы остаемся наедине с собой, лишаемся Божией поддержки. Состояние уныния не случайно считается одним из грехов. Ведь именно в унынии, хотим мы того или нет, мы ропщем против Бога, мы отказываемся доверять Божиему промыслу о нас. Мы начинаем по-своему трактовать происходящие с нами события. Получается, что мы добровольно отворачиваемся от Него, отказываемся от Его поддержки и заботы. А ведь корень проблемы в том, что мы в какой-то момент отказываемся потерпеть себя, возомнив, что мы уже должны быть иными. Мы забываем о том, что человеческая душа возрастает, проходя через скорби, иными словами через падения (для нашей гордыни нет большей скорби, чем пройти через падение). Поэтому для духовного исцеления личности падение необходимо. Однако, это не означает, что надо оставаться в падении, пребывать в нем. Нет, необходимо вставать, не поддаваясь чувству жалости к себе, пока страсть уныния не овладела нами. Принцип простой и понятный: «упал — отжался». И никак иначе. И если нам удастся об этом помнить, мы научимся спокойнее относиться к своим «падениям». А это означает, что мы будем себя принимать себя и не успешными, и совершающими ошибки, и совершающими глупые и неразумные поступки. Все это опыт. Ведь для того, чтобы прийти по-настоящему, к пониманию христианства, к глубокому, внутреннему пониманию, мы обречены пройти путь «блудного сына». Иными словами, обречены на опытное познание себя, людей, Бога. А это всегда происходит именно таким путем. Вот почему христианский путь – это путь крестный. Радует то, что в какой-то момент человек на самом глубинном своем уровне начинает это осознавать. И вот это и есть та точка, с который возможен путь обретения веры, такой веры, которая постепенно начинает нас укреплять и помогать нам на жизненном пути. Нет, проблем не станет меньше, не станет меньше и скорбей. Просто изменится наше отношение к ним. Уйдет страх, уйдет возмущение, ропот… А это самое главное. И вместе с этим изменится и отношение к себе. Мы подойдем к пониманию сути христианской любви, в том числе это касается и любви к себе. Такие понятия, как любовь к себе, любовь к ближнему, любовь к Богу – все это понятия имеют общую основу. И если мы не можем потерпеть ближнего, то конечно это говорит о том, что мы не в состоянии спокойно и трезво понести и свои немощи… И получается, что перед Богом нам важнее не быть самим собой; а прежде всего очень важно выглядеть, казаться. А значит, как таковых, отношений с Ним нет. Но мы продолжаем снова и снова забегать вперед, в своем стремлении не быть, а казаться. Но ничего не получается… Нас останавливают, нас притормаживают… Для Бога важно, чтобы мы прошли весь путь нашего духовного возрастания последовательно и постепенно, отказались от ненужных ролей и масок, научились общаться с Ним открытой душой. Пока не будет пройдено достаточное количество уроков, проделаны все «работы над ошибками», Он всегда нас будет возвращать обратно. А это значит, что надо с радостью и смиренно принимать эти уроки, благодарить Его за Его терпение и любовь к нам.
Вот уже постепенно мы приходим к большей осознанности, к тому, что такие понятия как терпение, смирение, добродетель рассуждения становятся для нас не просто терминами из святоотеческих текстов, а важным полезным опытом, опираясь на который мы приобретаем способность уже не так горько унывать в своих падениях.
Возможно, настанет момент, когда мы поймем смысл слов Луки Войно-Ясенецкого «Я полюбил страдание». (Такое название имеет одна из его книг). И это, конечно же, не о мазохистской любви к страданию… И то, о чем сказал Серафим Вырицкий в своей брошюре «От Тебя это было» для нас в какой-то момент нашей жизни станет многое понятным потому что эти знания будут созвучно нашему опыту. Но для этого требуется время. И требуется продолжение нашего пути. Однако мы должны помнить, о том жизнь каждого человека уникальна и одним из важных отличий опыта современного человека от опыта вышеупомянутых святых состоит в том, что на долю человека нашего времени в большей степени выпадают страдания иного плана. Я бы обозначила их как страдания невротического характера. Вероятно, каждое время характеризуется своими особенностями, в том числе и особенностями христианского подвига.

Читать еще:  “Макарошки” как символ новой искренности чиновников

Но в каждом христианском пути любого человека, человека всех времен, всегда есть общее. Закончить эту статью мне бы хотелось словами о том, что хорошо бы нам чаще размышлять о том, каким образом наша гордыня и наше тщеславие стоят на пути принятия себя. И не просто поразмышлять. А каждый такой случай в своей жизни рассмотреть внимательно и честно. Возможно, это поможет нам начать относиться к себе терпимее и с некоторой долей христианской любви. Ведь не может быть христианства без любви… В том числе и по отношению к себе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector