0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постриг в ниловой пустыни и другие

Постриг в ниловой пустыни и другие. Паломническая поездка в тверскую епархию Духовник тверской епархии протоиерей леонид береснев

Хор богословских курсов «Сокровенный мир Православия» под руководством регента Елизаветы Лазаревой принял участие в Божественной литургии и молебне в храме Казанской иконы Божией Матери в с. Красное Калязинского района. Божественную литургию совершил протоиерей Леонид (Береснев) в сослужении протоиерея Олега (Рябышева). После молебна для хора была подготовлена трапеза стараниями старосты храма Веры Викторовны и прихожан храма.

Следующей остановкой паломнической поездки стал город Калязин. Коллектив хора посетил храм Вознесения Христова, поклонился мощам прп. Макария Калязинского. В ходе небольшой экскурсии участники поездки услышали о восстановления Вознесенского храма, о замечательной победе, одержанной русским ополчением под руководством Михаила Скопина-Шуйского над польско-литовскими войсками в 1609 г. Особенное впечатление произвел рассказ экскурсовода Ирины Кузьминой о трагической странице истории – затоплении 2/3 города Калязина в ходе строительства Угличской ГЭС.

После посещения Калязина хор посетил Спасо-Преображенский храм в с. Спасское Калязинского района, где служит выпускник Николо-Угрешской семинарии иерей Георгий (Иванов). Отец Георгий провел экскурсию по храму, рассказал о его истории, ответил на большое количество вопросов участников поездки.

Народный хор богословских курсов «Сокровенный мир Православия» благодарит ректора Николо-Угрешской семинарии игумена Иоанна, по благословению которого была совершена эта поездка, а также иерея Георгия и Владимира Владимировича Алёшкова за помощь в организации поездки. Участники поездки выразили надежду, что это паломничество станет началом серии поездок народного хора по сельским приходам, в которых совершают служение выпускники Николо–Угрешской духовной семинарии.

Пастырь добрый

Почётного гражданина Калязинского района протоиерея Леонида Береснева поздравили с двойным юбилеем.

18 июня у духовного наставника многих верующих, уважаемого батюшки всеми калязинцами, настоятеля церкви в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Красное Калязинского района, протоиерея Леонида Береснева был большой юбилей — 80 лет и 45 лет священнического служения. В честь этих двух важных событий, в День Ангела о.Леонида в Вознесенском храме состоялось торжественное чествование батюшки, в котором приняли участие благочинный Кимрского благочиния протоиерей Евгений Морковин, Глава Калязинского района К.Г. Ильин, священнослужители Кимрского благочинного округа Тверской Епархии и много благодарных верующих, любящих и почитающих своего духовного наставника. Все желали дорогому батюшке многая и благая лета!

По гражданской профессии отец Леонид — военный летчик. Но вера в Бога привела его в Церковь. Он окончил Одесскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1971 году о. Леонид был рукоположен в сан диакона, а через год — в сан священника. Настоятелем красносельского храма является с 1981 года, а настоятелем Введенского и Вознесенского храмов благословлялся священноначалием в 2005 году. Протоиерей Леонид Береснев многие годы был духовником всей Тверской епархии, исповедуя и мирян, и священство.

Батюшка приложил много сил и молитв для восстановления в Калязине главного большого храма Вознесения Господня. Именно этот храм стал местом, где ныне покоятся мощи Святого покровителя Калязина Преподобного Макария.

За свое ревностное служение Русской Православной Церкви батюшка имеет церковные награды, он также является Почетным Гражданином Калязинского района.

Сегодня прочитала отзыв Татьяны Григорьевой на рассказ о преподобном Макарии Калязинском. Много воспоминаний у меня с древним городом этим связано. Посмотрела сайт Тверской епархии с надеждой узнать рассписание Волжского Крестного хода — 2011
и, о чудо!, Владыко Виктор, архиепископ Тверской и Кашинский благословил перенесение мощей преподобного Макария в Калязин.

В день памяти преподобного Макария Калязинского архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня в г. Калязине
30.03.2011

30 марта Русская Православная Церковь совершает память (день преставления) преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу.

Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое повечерие и утреню с полиелеем в соборе «Белая Троица» г. Твери в сослужении клирика Воскресенского кафедрального собора г. Твери архимандрита Сергия (Швыркова), настоятеля Иоанно-Предтеченского храма г. Твери священника Вячеслава Дроговоза, клириков собора. Литургию Преждеосвященных Даров Его Высокопреосвященство возглавил в храме Вознесения Господня г. Калязина. Владыке сослужили благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, духовник епархии протоиерей Леонид Береснев, духовенство Кимрского благочиния. За богослужением Архиепископ Виктор наградил клирика церкви в честь Введения Божией Матери во храм г. Калязина священника Романа Решетилова правом ношения наперсного креста.

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье. Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении. Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два — скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находившийся неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий и посвятил всю свою жизнь служению Богу. Чудодейственна была молитва преподобного, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих; наградил Господь духоносного старца и даром прозорливости. Преставился игумен Калязинский в 1483 году на 82-ом году жизни. Множество исцелений людей, страдавших болезнью суставов, ног, слепотой происходило и от мощей святого.

В 1521 году были обретены нетленные мощи Калязинского чудотворца. До 1547 года преподобного Макария почитали местно. Но чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих Угодников, и память его было постановлено праздновать по всей России.

Чествуя ныне память преподобного Макария, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил богослужение в тверском соборе «Белая Троица», поскольку с начала 90-х годов прошлого столетия здесь покоятся мощи Калязинского святого.

РЕШЕНИЕМ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА (от 22.02.2011 г.), ПО ХОДАТАЙСТВУ БЛАГОЧИННОГО КИМРСКОГО ОКРУГА протоиерея Евгения Морковина и НАСТОЯТЕЛЯ ВВЕДЕНСКОГО ХРАМА города КАЛЯЗИНА ПРОТОИЕРЕЯ ЛЕОНИДА БЕРЕСНЕВА МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО БУДУТ ПЕРЕНЕСЕНЫ из храма «Белая Троица» г. Твери в город КАЛЯЗИН в рамках ВОЛЖСКОГО КРЕСТНОГО ХОДА — 2011.

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ МАКАРИЕ МОЛИ БОГА О НАС!

СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ, СЛАВА ТЕБЕ!

Много лет духовником Тверской епархии был протоиерей Леонид Береснев.

В прошлом году батюшка отметил 80-летний юбилей. Во время Великого поста в Нилостолобенской пустыни над ним был совершен монашеский постриг, и ему было дано имя Луки в честь святителя Луки, архиепископа Симферопольского. Иеромонах Лука (Береснев) является настоятелем храма в честь Введения Божией Матери во храм г. Калязина и церкви в честь иконы Божией Матери «Казанская» в с. Красное Калязинского района.


Врачи выкупили на аукционе икону XVIII века и подарили ее монастырю в Тверской области.

В среду, 11 апреля, группа врачей-реаниматологов Службы экстренной медицины и санитарной авиации «ТрансМедАвиа» преподнесла в дар музею монастыря Нило-Столобенская пустынь икону XVIII века, находящуюся в прекрасном состоянии, на которой изображены преподобный Макарий Калязинский, святитель Димитрий Ростовский и преподобный Нил Столобенский.

Икона хранилась в частной коллекции и была выставлена на продажу в интернете. Светлые пасхальные дни, наполненные радостью и ликованием, в обители ознаменовались и таким замечательным событием. Подаренный образ дополнит коллекцию икон XVIII-XIX веков, находящихся в собрании музея, и, самое главное, его смогут увидеть многие и многие паломники монастыря. Насельники выражают искреннюю благодарность жертвователям и желают им обильной помощи Божией и Его всесильного благословения.

Прихожанка храма святителя Николая г. Торжка Акиншина Тамара Федоровна 1937 г.р., по образованию юрист, пенсионер МВД:

В сентябре 1944 года мне надо идти в первый класс, но ни обуви, ни одежды, ни школьных принадлежностей нет. Как быть? Но меня стали готовить к школе: солдат дал сумку из-под патронов – это портфель. Газет у нас было много – писать есть на чем. Мама где-то добыла перо, его нитками прикрутили к карандашу – ручка есть. Чернильницу керамическую где-то мама добыла, а чернила бабушка делала из шишечек, которые на листьях дуба. Букварь, сказали, будет один на весь поселок.

Каждому ученику каждый день надо было приносить в школу полено из сухостоя, так как школа отапливалась только нашими дровами. В классе мы следили за чистотой, так как уборщица была одна на большую школу. Учились почти все на «4» и «5».

Однажды, придя в класс, учительница Анастасия Петровна сказала:

– Дети, не обижайте Васю, к ним пришла похоронка, убили отца.

Все обступили Васю, и один из детей протянул ему руку, в которой лежал маленький кусочек сахара, может 0,5 см, и сказал:

У других детей ничего не было.

Прошел месяц учебы в школе, учительница говорит:

– Вы теперь зрелые ученики – поможем фронту! Для этого завтра вы каждый принесите в школу палку длиной полтора метра. Мальчишки сразу оживились и стали махать руками, как саблями:

Читать еще:  Игумения Серафима: Духовное падение – это еще не «Титаник»

– Будем немца бить палками!

Принесли все. Учительница говорит:

– Будем соблюдать светомаскировку, у кого неплотно закрыты шторы – палочкой в это окно. И пока не будет видно света, не уходите, так как немец до сих пор прорывается и бомбит Москву и Подмосковье.

Остров надежды, или Как в Ниловой пустыни спасают обреченных, изгоняют бесов и перевоспитывают грешников

Корреспондент Tverigrad.ru побывал в уникальном монастыре на берегу Селигера в Тверской области и узнал, что давая новую жизнь людям, эта обитель и сама нуждается в спасении.

Очарованный странник

В Нилову пустынь я приехал в будни. Было с переменным успехом солнечно, ветрено, с неба сыпал град, но не ледяной, а в виде крупного спрессованного снега, словно клюква в сахаре. Монастырь был пустынен — из посторонних был только я, что удивляло. Обычно здесь толпы туристов и паломников, но не в этот раз. Хотя необитаемым его нельзя было назвать даже с большой натяжкой — тут постоянно живут 60 человек братии (послушники и монахи), 98 трудников и 130 кошек.

— Подбрасывают и подбрасывают кошек, привозят и оставляют, нет бы наоборот — забирать, — смеется иеромонах Иаков, в миру Павел Стёпкин 42-х лет от роду.

За главного в монастыре вот уже 10 лет наместник, архимандрит Аркадий (Губанов). Во многом благодаря ему и его предшественнику, ныне почившему архимандриту Вассиану, монастырь обрел новую жизнь, стал возрождаться, сюда, как и в прежние времена, потянулись люди. Нилова пустынь вновь стала одним из символов тверской земли.

Монастырь очаровывает: доминанта Богоявленского собора, высокая набережная из дикого гранита, о которую безуспешно бьются воды Селигера, гостиный двор с цветниками, архиерейская пристань, надвратная Светлицкая башня в стиле позднего классицизма, настоящая брусчатка под ногами, взлеты и подъемы островного ландшафта.

С тех пор, как сюда, на остров Столобный, в 1528 году пришел отшельник, преподобный Нил, судьба монастыря не всегда была радужной. Были и сложные, болезненные времена. В советские годы пустынь пережила и колонию для несовершеннолетних на своей территории, и лагерь для польских военнопленных, и военный госпиталь, и дом для престарелых, и турбазу, пока (30 лет назад) вновь не обрела своего монастырского предназначения.

Сложная судьба не только у монастыря, но и у тех, кто приезжает сюда в поисках новой жизни.

Художник, лазарет и раскаявшийся бандит

У Сергея глаза редкого цвета — прозрачно-серые, а в минуты задумчивости — голубые, как небо на рассвете. Ум и опыт в них граничат с наивностью, а постоянная жгучая боль омывается прохладой ноток смирения и понимания. Сергею 58 лет, он талантливый художник, но выставки, картины, резные скульптуры, поклонницы и поклонники остались для него в прошлом. Он жил, творил и крепко пил в Осташкове до тех пор, пока его не сразил инсульт. С тех пор он частично парализован.

— Сам виноват, много пил, — признается он. Голос совсем детский, тонкий, слабый.

Художник уже полгода в монастыре. Здесь за ним ухаживают, кормят, поят, меняют белье. Без монахов и трудников Сергей совсем беспомощен — левая часть тела предательски подводит, почти не работает. Словно судорогой сведенная рука поверх одеяла поджата, как перебитая лапа. Но мысли о болезни он отгоняет светлыми воспоминаниями.

— Крестился я в сознательном возрасте, специально, в Кувшиновском районе, в деревне Васильково, — смотрит он в потолок и улыбается. Хотя, обычно это и не улыбка вовсе — из-за инсульта мимика нарушена, так что художник «улыбается» даже тогда, когда плачет. Но сейчас, вспоминая об этой церквушке в Васильково, он, кажется, действительно счастлив, вновь и вновь рисуя внутри себя некогда увиденную красоту:

— Хорошая церковочка на бугорке, очень замечательная, аккуратненькая. Православные церквушечки — они все такие аккуратненькие, если в старорусском стиле…

Почти никто в лазарете не ходит — лежачие, многие смертельно больны, у троих рак. Трудники монастыря, послушники и монахи в меру сил о них заботятся.

— Лазарет у нас с 2010 года, за больными ухаживают трудники, а мы готовим людей к переходу в вечность, исповедуем, причащаем, соборуем, — благочинный монастыря иеромонах Антоний показывает мне лазарет, где он частый гость. Кстати, художник Сергей учит этого монаха, и не без успеха, рисовать.

— Из больницы один раз прислали человека без рода, без племени, без родственников, человек умирал, — подхватывает нить разговора отец Иаков. — Мы сказали, что его не воскресим, но поможем подготовиться к переходу в вечность. Несколько раз исповедовали, причащали, соборовали, а потом… Потом он встал на ноги, стал приходить на службы. Затем познакомился с женщиной, и она его увезла.

— Здесь он получил исцеление, — тихо подтверждает благочинный. — А еще у нас был трудник Анатолий, в тюрьме у него выявили рак, к нам он прибыл уже с третьей стадией… Стал ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Поехал через три месяца проверяться к врачам, а они у него ничего не обнаружили. Полностью исцелился. Врачи не поверили своим глазам — все рассосалось. Это чудо…

Главный в лазарете — трудник Владислав. Седобородый 58-летний крепыш в черной водолазке. Хотя это сейчас он крепыш, раньше, как сам говорит, был скелетом, кожей обтянутым, крепко болел, ноги не ходили, лицо загнивало. Причина — беспробудное пьянство. Признается, что целых 10 лет каждый день «не просыхал», пил так, что лишь чудом не умер.

История жизни Владислава по большей части своей связана с криминалом. В 90-х бандитствовал в Бологовском районе.

— Всяким занимался…, — туманно говорит трудник. — Бандитствовал, завод обанкротил, большими кражами промышлял, КамАЗами с завода товар вывозил. Денег было много, адвокат хороший, дали условный срок, 298 миллионов иска повесили. Потом сел на семь лет за то, что за долги машину у человека отнял. Отсидел, освободился по УДО, вышел — жена ушла, развелся. Стал пить беспробудно. И так 10 лет.

В конце концов Владислав сподобился прийти за спасением в монастырь: «Умереть на улице не хотелось». Сначала поехал в Иверский монастырь под Валдаем, потом — в Тверскую область, в Нилову пустынь. Здесь он уже третий год, трудника выходили, вылечили, теперь его послушание — заботиться от тех, кто в лазарете, называет себя «братом милосердия». По душам он с подопечными не говорит, объясняет, что не его это дело, но вот заботится он о них от сердца, переживает, когда кто-то умирает. Объясняет, что все их болячки на себя воспринимает.

— Вне монастыря, в миру, я очень устаю. На неделю уезжаю и уже на пятый день устаю. От людей, от общения с ними, там все другое. Собираюсь, приезжаю обратно в монастырь, здесь уже мой дом. Для себя решил, что это мое и все, нашел свое место в жизни.

Трудники на распутье

Поток трудников в Нилову пустынь не иссякает, принимают здесь всех. Люди, которые потеряли себя из-за пьянства, наркотиков, тех, кто впал в депрессию из-за горя, потери близких, тех, кто потерял смысл жизни. Но остаются здесь далеко не все. Многие попросту не выдерживают порядка, монотонности, рвутся обратно в мир, к пьянству, гулянкам, забвению.

Часто путники приходят ночью, стучатся в ворота надвратной Светлицкой башни, просятся в трудники. Им не отказывают, одевают, обувают, кормят, дают место в общих комнатах, где тепло и есть двухъярусные кровати. Затем дают послушание. Работы здесь много, ведь монастырь практически всем обеспечивает себя сам. Заготовка дров (монастырь отапливается дровами, на то, чтобы провести газ, требуется 55 миллионов рублей, таких денег у монахов нет, — авт.), пекарня, коптильня, скотный двор, медовая, огород и так далее. Без дела не сидит никто.

Бывает, что приходят люди с «зоновскими» замашками, сразу пытаются устроить жизнь «по понятиям». Таких здесь не держат, просят уйти.

— Такое сразу пресекается, — объясняет благочинный, иеромонах Антоний. — Жаргон, тюремные разговоры, сквернословие — человек за такое исключается из монастыря. Если есть жалобы, если человек начинает себя агрессивно вести, всё! Он ведь пришел в семью. Если видим, что он ведет себя неадекватно, начинает хамить, то просим его покинуть территорию. Можем обуть, одеть, накормить, но просим покинуть монастырь.

— А в 2009 году пришел к нам трудник, который чудом выжил на пожаре, — рассказывает отец Антоний. — Отдыхал с компанией, вспыхнул пожар, все погибли, а он лежал на диване и ничуть не пострадал, даже дымом не пропах. Вокруг него все полыхало, а у него ни ожога, ничего. Жар такой был, но у него даже волосы не опалились. Пожарные ему тогда сказали, что это чудо, и посоветовали идти в монастырь. Полгода он у нас пробыл…

Был в монастыре и настоящий вор в законе, известный карточный игрок. В советские времена его по Союзу с охраной возили. В начале 90-х плавал он с возлюбленной на лодке по Селигеру и услышал голос, который поведал ему год и день смерти.

— Пришел к нам с чемоданами, сказал, что пришел потрудиться, искупить грехи и жить здесь до самой смерти, — рассказывает отец Иаков. — Привез Иверскую икону Божией матери, подарил монастырю. Эта икона до сих пор у нас висит в трапезной. Нес послушание у ворот дежурным, сказал, что недостоин жить среди братии. Потом у него возникла проблема с ногой, требовалась простейшая операция. Он со всеми попрощался, все раздарил, сказал, знает, что не вернется. Поехал в Москву и во время операции умер в 2008 году. Ровно в тот день, который обозначил ему голос.

Монахи и одержимость

Монахи и послушники Ниловой пустыни просыпаются рано — в пять утра. Уже через полчаса они на молитве, затем на литургии, затем несколько часов на послушаниях, у каждого свое. Трапезничают полчаса, затем час отдыхают, а затем вновь послушания, богослужения и так вплоть до времени сна — 23:00.

Читать еще:  Искривленная любовь — как искренние чувства сочетаются с насилием

Народ это совсем не замкнутый, как я раньше предполагал. Общаются охотно, шутят, впрочем, лишь когда есть свободное время, а его у монахов немного. Своей историей удивил благочинный. Отцу Антонию 35 лет, сам он из Крыма, там выучился на повара-пекаря, затем вместе с братом-близнецом поступил в Смоленскую духовную семинарию.

— По латыни друг за друга экзамены сдавали в семинарии, один изучил цитаты, другой — молитвы, свитерами менялись, — смеется иеромонах.

Так вот, мало того, что и он и его брат стали монахами и оба сейчас живут в Ниловой пустыни, так оказалось, что их мать с отцом после того, как вырастили детей, тоже стали монашествующими. Целая династия монахов!

Неожиданной стала наша с монахами беседа о бесах и одержимости. Уж к этому-то я всегда относился со здравой долей сомнения и скептицизма. Однако монахи воспринимают это серьезно. Хотя и говорят, что экзорцизмом не занимаются, но одержимых не раз видели.

К примеру, в составе паломнической группы приезжала в Нилову пустынь женщина. В Богоявленском соборе она пыталась приложиться к мощам Преподобного Нила Столобенского, которые вернули в обитель в 1995 году. Но сделать этого ей не удалось.

— Она даже не смогла приложиться к стеклу, начала рычать, начала кукарекать, — серьезен отец Антоний. — Я подошел к ней, взял под руку, посадил на скамеечку, дал ей крещенской воды. А она просто отталкивает ее и всё. И я просто влил ей воду в рот. Она начала кричать, что жжет, а потом раз и всё, всё прошло, женщина полностью успокоилась, пришла в себя. Или был у нас трудник Андрюша, бывший суворовец. До прихода в монастырь сильно пил. Очень талантливый парень, к любому делу относился со всей ответственностью. Но если выпьет, становился по-настоящему одержимым. Говорил такие вещи, которые не мог знать. Однажды я вне стен монастыря разговаривал с человеком по телефону, затем вернулся, Андрей ко мне подошел и весь этот разговор пересказал. Вот откуда, скажите, он мог это знать?

Отец Иаков поддерживает иеромонаха:

— Многие говорят, что видели чертей, когда выпьют, и над ними смеются. А ведь на самом деле бесы являются человеку именно тогда, когда он находится в пограничном состоянии. Он внушаем, он управляем, его можно подвигнуть на безумные поступки. У беса задача — душу погубить. Вот в таком состоянии они человеком овладевают, начинают им манипулировать, доводят его до безумных поступков. Для нас, верующих людей, это совершенно реально.

На самом деле в монастыре не всё так идиллически, как это может показаться на первый взгляд. Уникальный архитектурный ансамбль Нило-Столобенской пустыни требует капитального ремонта и профессиональной реставрации. Величественные храмы и постройки XVII-XIX веков нуждаются в дорогостоящем уходе. Монастырь на пожертвования пытается отреставрировать разрушенный Иоанна-Покровский храм (XVIII в.) на месте подвигов преподобного Нила, храм Всех Святых (XVII в.), воссоздать внутреннее убранство храмов преподобного Нила, святых апостолов Петра и Павла, Крестовоздвиженского.

Сейчас монастырь, в котором спасение находят трудники и смертельно больные люди, и сам требует спасения…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Своеволие паче послушания?

Что действительно произошло в Ниловой пустыни: свидетельство очевидца

23.12.20017 года на сайте РНЛ была опубликована статья писателя В.П.Филимонова «ЧП в Ниловой пустыни!». В этой статье, в контексте темы неприятия СНИЛС, ИНН, медицинских полисов и прочих форм «электронного рабства», прямо заводящих нас в «царство антихриста», описывалась конкретная ситуация в монастыре Нило-Столобенская пустынь, связанная с позицией нескольких насельников, оказавших прямое неповиновение отцу-наместнику монастыря, а затем и священноархимандриту обители, Высокопреосвященному Виктору, митрополиту Тверскому и Кашинскому.

Так получилось, что я знаком с жизнью Ниловой пустыни и был непосредственным свидетелем ряда описанных событий. Будучи приглашенным выступить с докладом на конференции «Нравственные ценности и будущее человечества» 21 декабря, присутствовал в качестве гостя и на собрании монашествующих, состоявшемся накануне (20 декабря), когда, собственно, вся история достигла кульминации.

К сожалению, статья В.П.Филимонова несколько однобоко освещает ситуацию, а самое главное, содержит прямое искажение фактов или, по крайней мере, создает все условия для искаженного понимания произошедшего. Прочитав статью, я оказался в сложном положении. С одной стороны, трудно молчать, когда плохо и несправедливо говорят о людях, которых ты хорошо знаешь и уважаешь. С другой — мне не хотелось вступать в полемику по двум причинам. Во-первых, любая обитель, а Нилова особенно — семья. И если ты стал свидетелем некоторых событий семейной жизни, это не дает тебе права обсуждать их публично. Во-вторых, я не сторонник поддержания дискуссий об «ИНН и прочем», ибо они редко обходятся, как точно сформулировано в редакционной преамбуле, «без истерики и кликушества».

Но поскольку, во-первых, наместник Ниловой отец Аркадий позволил мне (по моей просьбе) прокомментировать ситуацию, а во-вторых, «неприятие ИНН и прочего» стало обретать некоторые социально небезопасные следствия, что беспокоит меня как ученого, занимающегося проблемами современной России, пишу данную статью. При этом воздержусь от обсуждения ИННной проблематики по существу.

Подчеркну, относительно событий в Ниловой пустыни буду опираться исключительно на то, чему сам был свидетелем.

Итак. 20 декабря состоялось собрание монашествующих Тверской и Кашинской епархии под председательством митрополита Виктора. Сначала было заслушано несколько докладов. Первый — митрополита о результатах Архиерейского Собора, особенно о принятом на нем Положении о монастырях и монашестве. Второй — архимандрита Аркадия (Губанова), наместника Ниловой пустыни и Председателя Епархиального отдела по монастырям и монашеству о положении монастырей епархии и направлениях развития монашеской жизни. Третий — иеромонаха Иакова (Степкина), насельника монастыря и зам. Председателя ОММ с отчетом о собрании епархиальных ответственных за монастыри, прошедшем в Москве, в актовом зале Сретенской духовной семинарии.

Затем в разделе «Разное» и был поднят обсуждаемый вопрос. Отец Аркадий кратко изложил историю конфликта, выслушали самих «протестантов», потом выступили игумения Вознесенского Оршина монастыря матушка Евпраксия (Инбер), иеромонах Иаков, насельники Ниловой. Вел обсуждение Владыка Виктор. Тональность и взгляды всех выступавших для вразумления «протестантов» были более чем спокойными и взвешенными, соответствующими позиции священноначалия РПЦ. Увещевая «протестантов», все признавали возможные опасности цифровой цивилизации, но одновременно указывали на необратимость и позитивные стороны технического прогресса, призывали не увлекаться поисками антихристовой печати в водяных знаках и номерах полисов, забывая о реальных духовных проблемах, приводили случаи из собственного опыта. И самое главное, что искажено в статье — никто не принуждал «протестантов» принимать ИНН, СНИЛС или брать медицинский полис, им запрещалось только проповедовать свою позицию (а по сути, агитировать за нее) среди насельников и прихожан обители.

Убеждая их, говорили, «ну, подумайте о простых людях, которых вы агитируете за отказ от медицинских полисов и прочих документов. Вас здесь в обители в любом случае и накормят, и вылечат, даже платно (подобный случай, как вспомнил Владыка Виктор, был в епархии — один из монашествующих, отказавшихся от полиса, заболел и требовал лечения за счет страховой системы, ему отказывали, и только личный авторитет Владыки помог выйти из положения), а как быть простым людям? На работу не устроиться, медицинской помощи не получить и т.д.? Достойно ли защищенным братской опекой обрекать на страдания других, подобной опеки не имеющих?»

Но разумные аргументы на «протестантов» не действовали. Тогда Владыка напомнил им об обете послушания, нерушимом для всякого монаха. Послушания наместнику и тем более священноархимандриту обители. Впустую. Обеты для «протестантов» уже ничего не значили: «не пойду в царство антихриста, т.е. не только сам полис не возьму, но и других к тому призывать буду». Вот за это и было наложено прещение. За нарушение священного монашеского обета послушания. Прещение — более чем мягкое. Из сана не извергли, в запрет не отправили, из обители не изгнали, а только отстранили от служения вплоть до возвращения к послушанию, т.е. прекращению агитации. Владыка Виктор благословил отца Аркадия в таком случае сразу снять прещение. «Протестанты», действительно, выслушали решение Владыки «кротко и смиренно», но вот на следующий день на конференцию монашествующих не пришли, хотя к тому и обязывал всех насельников отец Аркадий.

Подтверждаю — беседу с нарушителями монашеских обетов вели предельно мягко, с братской любовью и сочувствием. К взглядам их проявляли уважение, ни в коем случае не унижали и не обижали. Полагаю, что даже в сверхлиберальном Московском Университете, не говоря уже о прочих учреждениях, с нарушителями прямых указаний администрации разговор был бы другим.

Вообще, в Ниловой любовь — не пустое слово. Там все основано на любви. А она, как известно, «долготерпит, милосердствует», «не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла», «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Кор. 13: 4-7). Не так ли повело себя священноначалие по отношению к монахам, грубо нарушившим свои обеты, проявившим непослушание, гордыню, поставившим свое мнение выше воли духовных наставников? Можно ли про них сказать: «не превозносится, не гордится»?

И вот что мне интересно. Собрание прошло 20 декабря. 23 вышла статья В.П.Филимонова, которого на собрании не было. Как же дошла информация? Не от самих ли «протестантов», использовавших «бесовские» коммуникационные технологии для обретения себе защиты в «царстве антихриста» — Интернете?

Странно заявление В.П.Филимонова, пусть и со ссылкой на Михаила Новоселова: «В Православии не существует понятия авторитета в вопросах веры и совести». Священное Писание — не авторитет? Священное Предание — не авторитет? Монашеские обеты — не авторитет? В таком случае под именем «веры и совести» будут скрываться гордыня и своеволие, а они куда ближе к антихристу, чем полисы ОМС и электронные пропуска. А попрание монашеских обетов — отречение от Христа.

Читать еще:  Почему без прививки от кори ребенка не допустят к экзамену

Вот и «протестанты», мнящие себя новыми «старцами», присваивают право по собственному разумению толковать общецерковные документы, не руководствуясь мнением Священного Синода, Патриарха. Для них все это не авторитет. Встает вопрос, как было справедливо замечено на собрании, а веруют ли они «Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»? Или лишь лукаво произносят устами слова? Ведь если нет доверия иерархии, священноначалию, то есть ли вера во Христа — основателя и созидателя Церкви?

Меня учили — хочешь свободы, неси ответственность. И еще — живи, как учишь. Не более ли того в монашестве, которое «свет мирянам»? Попираешь собственные обеты? Нарушаешь священные законы обители? Покидай монастырь, будь честен хоть перед собой. Но «протестанты» за пределы обители, как пристало бы отвергающим послушание, не ушли. Конечно, за ее стенами (в том числе, ИННом и учредительными документами) и попечительством отца Аркадия, на пирожках да рыбной соляночке в теплой келье со всеми удобствами, куда покойнее да комфортнее, чем в миру без медицинского полиса и прочих документов, как маются поверившие им «духовные чада», лишенные возможности заработать кусок хлеба и получить помощь врачей в случае болезни.

Не напоминают ли «протестанты» раскольничьих «старцев», которые в период всероссийских переписей населения убеждали своих чад назло антихристу заживо сжигать себя с малыми детьми, но сами «в гари» не спешили, продолжая «брань с лукавым» в прогулках по российским просторам?

Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, доцент МГУ

Популярные новости

Плановое отключение электроэнергии в Твери и городах Тверской области с 4 по 10 октября 2021 года

03 октября 2021 16:45

Миссионерский отдел Тверской и Кашинской епархии указал на проблемы духовно-нравственной сферы культурных мероприятий

03 октября 2021 15:00

Ретропоезд «Селигер» продолжить ходить по субботам и воскресеньям

01 октября 2021 22:00

В Тверской области расширен перечень категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19 0

В Твери завершился сезон фонтанов 0

Разъяснения требований по срокам и способам проведения охоты на копытных животных 0

Жители Тверской области могут проголосовать за Лучшее семейное подворье-2021 0

Тверская область примет участие в федеральной проверке систем оповещения населения 0

В Тверской области стартует второй этап Всероссийского конкурса «Народный участковый-2021» 0

Поздравление Губернатора Тверской области Игоря Рудени с Днем учителя 0

В Тверской области начала работу «горячая линия» по профилактике гриппа и ОРВИ 0

Сотрудники МЧС рассказали жителям Тверской области о правилах эксплуатации электроприборов в осенне-зимний период 0

Плановое отключение электроэнергии в Твери и городах Тверской области с 4 по 10 октября 2021 года 0

Миссионерский отдел Тверской и Кашинской епархии указал на проблемы духовно-нравственной сферы культурных мероприятий 8

С 2022 года изменится размер ежемесячных пособий будущим мамам и одиноким родителям 0

Ретропоезд «Селигер» продолжить ходить по субботам и воскресеньям 0

С 1 октября меняются реквизиты распоряжений о переводе средств при перечислении налоговых платежей 0

Земной рай

— Что для Вас Нилова пустынь и её святой покровитель Нил Столобенский?

— Что Вы пожелаете нашим читателям в преддверии светлого праздника Пасхи?

— Я уже тридцать лет служу священником и пятьдесят лет помню себя в храме. Но каждая Пасха особенная. Можно привыкнуть, например, к Новому году. А к Пасхальному празднику никогда не привыкнешь. Духовные энергии, которые Господь даёт к этому торжеству, заряжают всё человечество. Через этот праздник Он даёт понять, что такое бессмертие. Уже здесь и сейчас мы живём в вечности. Если на земле не привыкнем к общению с Богом, то можем не получить его и когда окончательно соприкоснёмся с Царством Божиим. Поэтому я желаю всем приобщиться к пасхальной радости. Мы призваны к радостной жизни, к счастью, к тому, чтобы пребывать в спокойном состоянии духа. Да поможет нам в этом Господь!

11. Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский служил Литургию каждый день. Но при этом вычитывал каноны и последование так же ежедневно. Путешествуя по России он встречался с духовенством и предупреждал, что нужно вычитывать положенные молитвословия. Если вы сильно заняты делами, тогда дробите их, читайте в пути, в пролетке, когда едете на извозчике, дожидаясь приема в консистории… Используйте для этого каждые свободные четверть часа. Сам отец Иоанн часто ездил в Санкт-Петербург и обратно. Так и вижу перед глазами, как он плывет в пароходике и читает молитвослов.

12. Все сказанное, естественно, действительно будучи наполненным верой в Бога. Иначе уместно вспомнить историю, рассказанную Сергием Фуделем [1] , про убийцу, отобравшего у замученной им маленькой девочки деньги, пирожки и яйца. Деньги и пирожки были съедены, а вот яйца безумец не тронул, так как была среда. Сергий Иосифович считал, что дело в вере. Что нельзя верить во Христа и быть хладнокровным убийцей. Но думаю, что это не совсем так. Кровавая история средних веков, т.е. тех времен, когда устав церковный был законом для стара и млада, говорит о другом. Можно знать наизусть и Отче наш, и не понимать о каком Отце идет речь… Точнее, не иметь понимания о том, к чему это понимание нас обязывает!

13. Тот же Сергей Фудель очень любил и часто цитировал фразу, приписываемую другому подвижнику благочестия протоиерею Валентину Свенцицкому [2] : «Грех в Церкви есть грех не Церкви, но против Церкви». Эти слова были и есть одними из главных в здании истинной Церковности, которую безошибочно чувствовали и Фудель и отец Валентин.

14. Известный старец архимандрит Серафим(Тяпочкин) [3] говорил своим духовным чадам: «Все, что церковь приняла и облобызала, нам надлежит с благоговением исполнить». Старец не только соблюдал молитвенное правило, но и суточный круг, включая такие «мелочи», как междучасия соблюдал. Бог за смирение и усердные молитвы украсил его дивными духовными дарами. Жаль, что некоторые известные духовные дети этого старца встали на путь церковного либерализма.

15. Однажды я спросил у иеромонаха Марка, известного своей рассудительностью насельника Пафнутиево-Боровского монастыря, что делать для укрепления молитвы, ибо порой теплота сердечная отступает и молиться становится неимоверно трудно. «Какая там теплота сердечная!» — тихо с сокрушением произнес отец Марк, — «Ты, отец, наверное, не знаешь, ибо бывает, что Господь попускает нам пребывать в духовной пустыне на долгие годы, подобно Моисею в пустыне синайской. Так что, твое положение еще вполне благоприятно».

16. Однажды архимандрит Адриан(Ульянов) сказал нам: «бывает так, что дар молитвы теряется. Есть случаи, когда священники не молятся совершенно». Это для нас важное предупреждение.

17 Был я однажды у схиархимандрита Серафима(Мищука) [4] в Липецкой области, в селе Ожога. Старец был уже тяжко болен, и после нашей встречи с ним через год почил. «Как укрепляться в молитве?» — спросил я. «Отец! Что меня спрашиваешь? Я ведь почти не молюсь» — ответил старец. Но он был очень смиренный монах и не хотел от меня прославления.

18. Со слов Митрополита Питирима(Нечаева) [5] : « Был такой замечательный иерарх — архиепископ Филарет Рижский [6] . Как-то раз он сказал: «А я правило вообще не читаю». Я, иподьякон, услышав это, чуть в обморок не упал: как же так, такой хороший архиерей и вдруг — правило не читает! А он продолжал: «Я прихожу в свою домовую церковь и сижу в кресле перед алтарем, пока не почувствую, что готов служить обедню». Сколько он так сидит — он мне не рассказывал, и что он при этом делает — тоже, — я уже и вникать перестал: получил — и успокоился. Но, во всяком случае, это внутреннее состояние — уже не необходимость, а желание, и даже жажда молитвы, как раз то, с чем священник должен подходить

к литургии». Что переживал архиепископ Филарет, сидя в кресле? Думаю, что душа его смиренно беседовала с Богом, скорбя о недостоинстве своем, и о недостоинстве каждого, и испрашивала разрешения служить и причащаться. И когда ТОМЛЕНИЕ ЛЮБВИ К БОГУ возносило его душу ГорЕ, он ощущал, что за эту любовь, Бог примет Св.Дары от смиренного старца-митрополита, и шел служить. Другое просто невозможно. Ибо и я иногда прихожу на Литургию с воплем в сердце «Недостоин, Господи, но ради пришедших в этот день в храм Твой, сотвори меня достойна!» Но и каюсь я потом за нерадение в приготовлении, как в ОЧЕНЬ ТЯЖКОМ ГРЕХЕ.

19. Раз однажды, мы, священники одного из тверских благочиний, имели доверительную беседу с нашим епархиальным духовником протоиереем Леонидом Бересневым [7] . Много было сказано слов о духовности, искренности, вреде формализма. Говорили об икономии, о необходимости милосердия в делах пастырского окормления и еще много хороших и благородных слов. А потом отец Леонид вздохнул и твердо сказал: «Так-то, оно так! Но только, братия, подвига не уничижайте!» И нам все стало понятно. Трудов, постов и правила молитвенного уничижать, то есть принижать их важность, или отменять вовсе, нельзя.

20. По поводу милосердия к пасомым: архимандрит Адриан(Ульянов), принимая перед хиротонией мою генеральную исповедь, сказал мне: «Видишь как трудно и долго ты шел к Богу? Помни об этом и будь снисходительным к тем, кто еще на пути». Это мне очень помогает с тех пор.

[1] Фудель Сергей Иосифович(1900 – 1977), сын священника, церковный писатель, исповедник веры дважды осуждавшийся за веру на лагеря и ссылки.

[2] Протоиерей Валентин Свенцицкий(1882 — 1931), священник, апологет, церковный писатель и исповедник веры. Умер в сибирской ссылке.

[3] Архимандрит Серафим(Тяпочкин)(1894-1982), настоятель храма в селе Ракитное Белгородской области, старец.

[4] Схиархимандрит Серафим(Мищук)(?- 2003), старец, настоятель храма в селе Ожога, Липецкой области.

[5] Митрополит Питирим(Нечаев)(1926-2002), Волоколамский. Долгое время руковдил Издательским отделом Московской Патриархии.

[6] Архиепископ Филарет(Лебедев)(1887-1958). Рижский.

[7] Протоиерей Леонид Береснев(р. 1939) настоятель ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Красное, Калязинского района. Духовник Тверского епрахиального духовенства.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector