0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протоиерей Александр Салтыков: Секрет современной иконы

Протоиерей Александр Салтыков: Секрет современной иконы

Вы смотрите мобильную версию сайта. Перейти к полной версии

Что нужно, чтобы стать иконописцем? Декан факультета церковных художеств ПСТГУ — о том, какие трудности стоят перед современными иконописцами, зачем в эту область искусства приходят девушки, и почему модернисты не умеют писать лики.

Выставка икон, созданных преподавателями и студентами православных учебных заведений, открылась в Москве, в Центре славянской письменности и культуры. Правмир пообщался с куратором выставки — протоиереем Александром Салтыковым.

— Отец Александр, каковы основные трудности, с которыми сталкиваются современные иконописцы? На чем они чаще всего, что называется, спотыкаются?

— Иконописцы бывают разные: если они учились — у них одни проблемы, а если нет — проблемы совсем другие. Если говорить о тех, кто учится, то у них проблемы в основном связаны с тем, чтобы хорошо учиться, других проблем особенных нет. Если правильно поставлено преподавание и наличествует благочестие, то будут и успехи. А вот если благочестия или образования не хватает, то вот тут, конечно, успеха достичь трудно: получается недоразумение, в полном смысле слова — человек не разумеет до конца, что он хочет сделать. Две основы иконописного искусства — это образование и благочестие.

— А как вообще становятся иконописцами? Это занятие предполагает огромную ответственность — кто, какие люди готовы ее взять на себя?

— Приходят к нам в университет молодые люди, имеющие или не имеющие подготовку. Они проходят испытание, где показывают свое умение и благочестие. Благочестие хорошо видно по характеру работы, а потом еще мы с ними разговариваем, пытаемся понять, кто они такие. Несомненно, чтобы быть иконописцем, нужно верить в Бога и понимать, что это — не просто твои фантазии, а ты имеешь дело с высшей реальностью. И когда мы видим, что человек хорошо настроен и может учиться — мы его принимаем. К сожалению, идут в последнее время почти одни девушки.

— С чем это связано, на ваш взгляд? И чувствуется ли потом женская рука в иконах, которые они пишут?

— Связано это с тем, что мужчины быстрее теряют веру — легче, чаще, они менее устойчивы в вере, чем женщины. Это всеобщая особенность религиозности в современном мире. Раньше же девушки только вышивали, иконы писали исключительно мужчины. Сейчас это положение изменилось. Но не могу сказать, что женская рука чувствуется — на саму икону не влияет, кто ее пишет. Перед Богом все равны — нет ни мужчины, ни женщины, и как сказал апостол Павел в Послании к Колоссянам: «Нет ни Еллина, ни Иудея… раба, свободного, но все и во всём Христос».

— Со времен классической русской иконописи, со времен Андрея Рублева до сегодняшних дней — что изменилось в написании икон?

— Это очень объемный вопрос: Андрей Рублев жил 600 лет назад, изменилось многое, и говорить обо всем сложно. Прошло множество эпох, река времени унесла огромное количество ценных вещей и идей. Мы очень много утратили в самом понимании иконы, и сейчас в первую очередь мы возрождаем именно это — понимание иконы. В иконе должна быть система и структура. Если люди не понимают этого, не ищут этого, если они не изучают эти вещи на древних подлинниках, то они никогда не станут хорошими иконописцами.

— Понимание иконы происходит за счет изучения исторических источников и традиций?

— Для нас древние иконы, написанные руками великих иконописцев — как бы вторая природа. Для всякого художника первый учитель — природа. А для иконописца такая природа — все древние иконы, которые рождались совершенно в другой исторической обстановке и были написаны совершенно другими людьми. Эти люди, как правило, вели подвижнический образ жизни, были созерцателями божественных откровений сами или находились под руководством святых старцев. Они жили в другом ритме, отличном от нашего, и благодаря всему этому произведения из-под их рук выходили совершенно другими. Древние иконы часто несут в себе идеальные черты, и недаром существует сказание, что иконы пишут ангелы. Поэтому для нас очень важно, чтобы наши иконописцы учились на тех образцах, о которых можно сказать: их писали ангелы.

— Как повлияли различные течения в искусстве — те же модернизм или авангардизм — на развитие иконы?

— Я уверен, что приверженцы этих течений все очень хорошие люди, но они не понимают, что такое литургическое искусство. Мы же стоим на той позиции, что создаем именно литургическое искусство — оно вливается в ткань богослужения. Это основная разница.

Например, модернисты — они совсем не могут писать лики, а почему? Потому что они не понимают значения лика, в их сознании нет такого понятия, как святость. Когда иконописец пишет лик, он пытается достигнуть евангельского совершенства. А поле светского искусства — это какие-то случайные состояния души и эмоции.

— Сами иконописцы спорят о том, как правильно писать образ того или иного святого. Откуда берут начало эти споры?

— Это связано, вероятно, с понятием образца. Все иконы — по существу идеальные исторические портреты. Вот апостолы Петр и Павел имеют некоторые специфические черты внешности. Эти черты иконописец должен сохранить, сделать Петра и Павла узнаваемыми. То есть, он должен считаться с внешними особенностями человека, которого изображает. А эти внешние особенности до нас доходят в других произведениях, и отсюда проблема образца, канона. Если мы не будем интересоваться, какой нос был у апостола Петра и какой лоб у апостола Павла, какой у них был разрез глаз, как они выглядели-то мы будем изображать, в конечном счете, уже не их, а кого-то другого. Этого не должно быть.

Проблема образца — это, прежде всего, проблема внешнего сходства. Но, кроме того — еще и проблема канонического и благочестивого изображения, выработанного в результате многовековой традиции. Фигура святого должна выражать некое благочестивое духовное состояние, и вот это состояние нужно искать у своих предшественников. Здесь неправильно утверждать: «А вот я вижу так!». Нас не волнует, как ты это видишь — видишь и прекрасно — но нам важно, чтобы икона научала нас благочестию.

— Насколько часто вам приходится, общаясь со студентами, будущими иконописцами, возвращать их в это каноническое русло? Они — люди молодые, и понятно, что порой им бывает трудно сдержать какие-то свои фантазийные порывы.

— Те, кто понимает, что благочестие и духовное состояние — это главные ценности в иконе, работают хорошо. Ведь, в конечном счете, именно этими параметрами икона и отличается от не-иконы. Светское искусство — авангардистское ли, модернистское, любое другое — не озабочено вопросами благочестия. А наше искусство — озабочено. Это принципиальная разница. Поэтому если молодой человек, пришедший на наш факультет, не озабочен вопросами благочестия, то он вряд ли останется на нем.

— Мы можем говорить о росте интереса к иконе в наше время?

— Судя по наличию споров, которые вокруг этого вопроса ведутся, интерес, конечно, возрос. И споры, как говорит апостол Павел, это хорошо: «Подобает быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

Читать еще:  Надо ли поститься, если пост не в радость?

Я имею в виду, прежде всего, спор между традиционалистами и модернистами. Предмет этого спора, как мне кажется — это все тот же вопрос благочестия: если вы хотите, чтобы ваша икона была подлинно благочестивой, вам необходимо сверяться с традицией. А если вы хотите что-то другое, то, конечно, традиция не нужна. Сторонники новых исканий говорят: надо что-то новое, это все мы уже видели. Хорошо, но в таком случае хочется ответить: если вы хотите чего-то нового, то пишите тогда новую литургию. У нас есть литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, а литургии Петра Ивановича Смирнова у нас нет — пусть он напишет ее, а мы посмотрим, примет ее Церковь или нет? То же самое и в иконах: что здесь значит новое? В иконе может иметь место новое, но это всегда плод собственной богатой духовной жизни — на уровне подлинного творческого откровения и в рамках данного канона.

— А что нового может быть в рамках канона?

— Новое рождает сама церковная жизнь, каждый следующий виток истории производит новое. Вот, например, у нас есть гигантская иконография новых мучеников — тысячи и тысячи людей, с которых надо писать иконы. Новые судьбы, новые жития, новые ситуации появились. Вот убили русского царя со всей его семьей — это же колоссальнейшая творческая тема! Она, кстати говоря, более-менее раскрыта в иконописи, но никак не затронута светской живописью. Хотя это событие чрезвычайной исторической важности, необыкновенное по своему трагизму — но почему-то светское искусство не обращает на него никакого внимания. А вот церковное искусство этой темой очень интересуется, и огромное количество икон изображают сейчас царскую семью. Хотя изображают, конечно, очень по-разному.

— Отсюда следует еще один вопрос: как быть иконописцам, изображающим новомучеников — на какую традицию и какие образцы опираться?

— Здесь требуется большой поиск, и окончательно современное церковное общество еще не выбрало, на чем остановиться. Исторически канон утверждался неформально — появлялся какой-то образ в искусстве, который хорошо ложится в литургическую жизнь и который молитвенно всех устраивает. Вот этот канонический образ царя и его семьи еще только предстоит выбрать.

— Какое будущее ждет икону, по вашему мнению?

— Здесь, я полагаю, не надо искать особых путей. Есть богослужебная жизнь, она существует и будет существовать до конца времен — так что беспокоиться насчет будущего иконы не нужно.

Протоиерей Александр Салтыков: «Суд начнется с Дома Божия» Священнослужители РПЦ поддержали о.Алекси

Сейчас слышны возгласы о некой слишком тесной сцепке Церкви и государства. Государство действительно сделало для Церкви довольно много: возвратило имущество, стало внедрять ОПК в школах.

Такое ощущение, что это плата Церкви за ее молчание и ее невмешательство в то, что творится вокруг. Так вот, такого невмешательства уже быть не должно. Мне кажется, что сейчас настал очень активный период в жизни Церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам. Церковь должна заявить себя перед всем народом, что она – защитница народа, который сейчас находится в совершенно ужасном состоянии – духовном, нравственном упадке, засилии криминальных «понятий», которые воспитываются в детях с самого первого класса…
Мы говорим, что миссия от прихода должна идти через социальное служение, через катехизацию. Это абсолютно верно. Такая миссия началась, будет продолжаться и будет приносить свои благие плоды. Но миссия должна идти еще и сверху. Миссия должна идти еще и от священноначалия. И эта миссия заключается в том, чтобы народ услышал голос Церкви, которая о нем заботится.

Церковь сегодня не говорит ничего такого, о чем думают и говорят все люди, о тех проблемах, которые нас тревожат. О тех же национальных проблемах отдельные священники высказываются, когда у них спрашивают. Но это не звучит для людей как голос Церкви, это слишком тихо, это слишком частно. Конечно, государству выгодна молчащая Церковь, которая только строит храмы, открывает приходы, которая занимается только тихой благотворительностью и низовой миссией, потому что это никак не влияет ни на политику, ни на экономику, ни на что. У многих создается впечатление, что церковь не для них, а для каких-то других людей.
Пока Патриарх не поехал в краснодарскую епархию, ни слова не писали о станице Кущевская, ни слова! До этого в эту станицу не приехал местный епископ митрополит Исидор. Почему он, зная, что в его епархии случилось несчастье, не приехал туда, не поговорил с этими людьми, не помолился вместе с ними, не утешил их, не успокоил, не призвал их к мужеству, не призвал к ответственности за это власти. Как будто этого нет, как будто это нас не касается. И если дальше также нас не будет касаться, то мы потеряем наш народ.
Мне кажется, что в Церкви должна быть всегда сформированная позиция (по таким вопросам) – как, например, у католиков сразу идет четкое заявление, четкое выступление. Наша общая забота, наша общая боль должна быть высказана с предъявлением определенных требований.
Церковь должна еще и как совесть выступать, она должна тревожить государственные умы, людей, выступать как ходатаица за свой народ. Время компромиссов должно было быть, но, мне кажется, что оно затянулось. Хватит компромиссов, пора говорить», – написал о. Алексий.
Портал Regions.Ru попросил священнослужителей РПЦ прокомментировать эту статью.
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, полностью согласен с о. Алексием Уминским. «Церковь действительно является совестью народа и должна возвышать свой голос, в том числе и в тех случаях, когда государство свои обязанности выполняет плохо или вообще не выполняет. Ведь невозможно жить в государстве, в котором чиновникам нужно платить взятку, чтобы исполнился закон. Такое государство просто не имеет будущего», – сказал он. «Но здесь также необходимо указать на важность различения религии и идеологии. Это совершенно разные вещи. Религия – это не часть идеологии, и вообще не идеология. И когда священнослужители выступают относительно социальных или идеологических проблем, они должны понимать, что их проповедь связана с воскресшим Христом и направлена не на переустройство государства, а на то, чтобы приводить людей ко спасению. И даже праведно обличая государственные или социальные устои, мы, священнослужители, никогда не должны забывать о своем предназначении», – добавил отец Владимир.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, также поддержал о. Алексия. «Да, бывает так, что компромисс необходим. Хотя в данном случае словосочетание «время компромисса», может быть, не очень подходящее, поскольку компромисс появляется там, где есть спор. А сейчас вроде бы между Церковью и государством спора нет. Но всегда есть необходимость называть вещи своими именами: воров – ворами, бандитов – бандитами», – сказал он. «Время и место для подвига всегда есть, хотя это и очень трудно. Но в Церкви должно быть хотя бы стремление к подвигу», – сказал отец Александр. «Безусловно, Церковь – это совесть народа. Потому и сказано, что Суд начнется с Дома Божия. Потому что на Церкви как на совести народной лежит ответственность за все, что с народом происходит», – заключил он.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что позиция о. Алексия подтверждается всем историческим опытом нашей Церкви. «Ярчайший пример – патриарх Гермоген, оказавший сильнейшее влияние на рост народного самосознания в эпоху Смутного времени», – сказал он. «Да, Церковь должна быть совестью народа, обличать беззакония и возвышать свой голос в защиту народа и быть с народом. Другое дело, что можно перейти некую грань и оказаться втянутым непосредственно в социальную и политическую борьбу. Выражение народных чаяний вовсе не означает превращения Церкви в некую собственно социальную структуру, которая и должна по преимуществу заниматься решением социальных проблем», – отметил отец игумен. «Но Церковь должна искать и давать ответы на все вопросы современной жизни, и поэтому, безусловно, не должна молчать. И сейчас, конечно, для народа, воспринимающего Церковь как свою защитницу, особенно актуальным является мнение Церкви о тех социальных нестроениях, которые переживает наша страна», – заключил он.

Читать еще:  Наступит момент, когда поздно будет присоединяться к Царству

Протоиерей Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что с тем, что Церковь должна говорить, согласятся все, потому что Церкви Самим Христом дано слово, которое она должна нести в мир. «Это ее миссия. И я верю, что Церковь никогда не молчала. Но всякое слово Церкви должно быть проповедью Христа и Евангелия, включая и те случаи, когда она касается, например, вопросов социальной справедливости», – сказал он. «Да, компромиссы случаются. И уровень чувствительности к ним соотносится с уровнем ответственности церковного сознания, потому что Церковь – это действительно совесть народа. Ответственностью пронизана и статья о. Алексия, вызывая безусловное доверие к словам пастыря и уважение к его позиции», – заключил священнослужитель.
Русская линия

Протоиерей Александр Салтыков: Секрет современной иконы

Организация и проведение научных конференций (с личным участием в качестве докладчика) «Кадашевские чтения» (2 раза в год), «Чтения памяти Д.И. Арсенишвили» (ЦМИАР, ежегодно), научно-практическая конференция Межвузовского иконописного совета «Христианский образ и сакральное пространство», 2019 г., секции «Христианское искусство» в рамках Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (ежегодно), в качестве докладчика во многих других научных конференциях.

Главный редактор сборников научных статей «Искусство христианского мира», «Кадашевские чтения», научно-просветительского журнала «Мир Божий».

Редактирование отдельных работ по истории Русской Церкви и жизнеописаний подвижников Русской Церкви новейшего периода.

Подготовка монографии о Сотворении мира.

Подготовка учебника по Иконоведению.

В должности старшего научного сотрудника ЦМИАР – чтение лекций в научно-просветительском отделе, консультант редколлегии научного сборника «Чтения памяти Д.И. Арсенишвили» .

Список научных и учебно-методических трудов

Статьи протоиерея Александра Салтыкова

1. Научно-Богословские статьи

1.1. Шестоднев:

  • О первозданном мире Шестоднева // Сборник «ИКОН КЭ ТЕХНИ: Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры: Памяти А.Г. Жолондзя» сост. К.И. Маслов. М.: Новый ключ, 2007 г.
  • О мифологической форме библейского повествования о сотворении мира // Вестник ПСТГУ, I: Богословие. Философия, 2008. Вып.2(22), с.14-26
  • Мироздание как храм // Сборник докладов 2-й конференции»Кадашевские чтения», 2008 г.
  • Художественный принцип Божественного творения мироздания // Cборник статей «Искусство христианского мира», №10, ПСТГУ, 2008 г.
  • О первозданном человеке по учению святых отцов // «Мир Божий» № 13, 2008-2009 гг.
  • Последствия грехопадения: вражда, страдание, проклятие земли. 09.12.2009 г. [Электронный ресурс]. — Сайт Храм Воскресения Христова в Кадашах. — Режим доступа: http://www.kadashi.ru/images/kadchteniastatii/IX_Kadashevskie_chteniya-9-41.pdf
  • «Творение мира в святоотеческой литературе и естествознание. Змей» // Труды семинара ПСТГУ»Наука и вера», № 1, 2011 г.
  • «Питание человека и животных в библейском повествововании» // «Мир Божий» № 16, 2011 г.
  • Наука красоты 25.04.2012 г.[Электронный ресурс]. — Сайт Православие и мир. — Режим доступа: https://www.pravmir.ru/nauka-krasoty/
  • Салтыков А., прот., Н.С. Серебряков Богословие. К проблеме времени первозданного творения: «кажущийся» возраст // Сборник докладов XIX Кадашевских чтений, 2016 г.

Интернет-публикации по теме «Шестоднев»

  • Числовая символика
  • К изучению Шестоднева. Постановка проблемы
  • О Боге – Художнике
  • Грехопадение: изменение человека и мироздания
  • «Нагота» и «одежды» в Шестодневе
  • Схемы библейского повествования о творении
  • Святоотеческое понятие о Боге как о величайшем Художнике
  • Мир Шестоднева, как прекрасное произведение Бога
  • Сущность библейского откровения о сотворении мира
  • Бог создавал мир именно в перспективе рая
  • Слово Божие и творение. Проблема именования в связи с творением
  • Реалии первозданного мира. Рай
  • Порядок становления этапов бытияПорядок становления этапов бытия
  • О животных
  • Основные предпосылки православного понимания Шестоднева
  • Иерархичность творения
  • Грехопадение. Ступени познания
  • Вопрос о продолжении человеческого рода
  • Библейские сведения о первозданном мире и о Рае после книги Бытия
  • «Древние комментаторы единодушно принимали, что библейский Шестоднев является богоустановленным принципом изменений суточного времени…»
  • Творение мира в святоотеческой традиции и естествознание

1.2. Иконоведение:

  • Богословие иконы в неделю Торжества Православия, изложенное протоиереем Александром Салтыковым, http://www.kadashi.ru/item/1534-nedelya-1-ya-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya.html
  • «Доброе мастерство» древнерусской живописи // «Слово о полку Игореве», памятники литературы и искусства XI-XVII веков, 1976г.
  • «Библейские основы иконопочитания», «Мир Божий» № 1(2), 1997 г. Описание иконы собора святых новомучеников и исповедников российских, pravmir.ru, 24.06.2006г.
  • «Сюжет иконы Рождества», Статья на сайте Православие и мир,07.01.2010 г.
  • «Торжество Православия. Иконопочитание» ,Статья на сайте Православие и мир, 21.02.2010 г.
  • «Древняя, почитаемая, чудотворная икона — это памятник культуры или святыня?» , Сайт Православие и мир, 05.05.2010 г.
  • Цифровой рассказ о Рождестве: pro et contra, Сайт Православие и мир, 05.01.2011 г.
  • Иконопись. Беседа с батюшкой, ТВ Союз, 12.01.2011 г.
  • Современные иконы: китч или новаторство? Правда.ру, 28.01.2013 г.
  • Художники призвали защитить русскую иконопись от обмирщения, Церковный вестник, 28.01.2013 г.
  • Иконописец подобен древним библейским пророкам, Православие и мир, 26.03.2013
  • Секрет современной иконы, pravmir.ru, 29.01.2014
  • С халтурщиками в церковной жизни лучше дела не иметь, pravmir.ru, 5 декабря 2015
  • Чтобы создать икону – мало быть художником, pravmir.ru, 6 июля 2015г.
  • Как правильно изображать злодеев на иконах? ,pravmir.ru, 26 июня 2015г.
  • Об антиискусстве и уважении, pravmir.ru, 18 августа 2015г.
  • Икона Рождества Христова, pravmir.ru, 7 января 2016г.
  • Нужно признать авторитетность исследований Третьяковской галереи, pravmir.ru 2 июля 2017г.

1.3. История Русской Православной Церкви и России:

  • Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов?, Сайт Православие и мир, 01.12.2011 г.
  • Русско-турецкая война – исключительная в мировой истории, Победа под Плевной — общая память двух народов Сайт Православие и мир, 12.12.2012 г.
  • К вопросу об анафеме Патриарха Тихона, 12.03.2018
  • О единстве российской истории, Regions.ru, 25.09.2013
  • Чудотворец и город, pravmir.ru, 6 сентября 2015
  • Выбор веры (к 1000-летию кончины святого равноапостольного великого князя киевского Владимира), Сборник докладов XVII Кадашевских чтений, 2015 г.
  • История – это «присутствие ушедшей жизни», pravmir.ru, 5 октября 2016

2. Другие статьи и материалы

  • «Паломники наши православные волей-неволей свидетельствуют о христианском отношении к миру» — интервью для паломнического центра «Россия в красках» в Иерусалиме, 11 февраля 2007г.
  • Отвечает ли начальник за души подчиненных? Сайт Православие и мир, 15.11.2010 г.
  • Воля человеческая должна быть продолжением Воли Божией Журнал»Лампада», ноябрь 2010 г.
  • Отец Павел Троицкий – чудеса XX века Сайт Православие и мир, 08.11.2011 г.
  • Вспоминая отца Александра Куликова Сайт Православие и мир, 29.04.2011 г.
  • Что такое лжесвидетельство и почему это — тяжкий грех? Рузский курьер, 22.08.2012 г.
  • Многих лет Святейшему Владыке! Сайт Православие и мир, 20.11.2012 г.
  • Издание трудов свт. Амвросия Медиоланского Сайт Православие и мир, 18.11.2012 г.
  • Постных дней у нас много, и в этом сила Церкви pravoslavie.ru, 22.10.2013
  • Проповедь в день памяти Новомучеников и исповедников российских, в годину безбожных гонений за Христа пострадавших. Православие и мир, 10.02.2013
  • О Великом посте, мудрости и молодёжи pravoslavie.ru, 03.03.2014
  • Во время масленицы читайте Апокалипсис pravoslavie.ru, 22.02.2014

Кадашевские чтения:

  • «Будет ли существовать историческая Москва?»
  • Сборник докладов I «Кадашевских чтений», 2007 г.
  • «Мироздание как храм»
    Сборник докладов II конференции»Кадашевские чтения», 2008 г.
  • «Образование и нация в ХХI веке»
    Сборник докладов III конференции «Кадашевские чтения», 2008 г.
  • «Последствия грехопадения: вражда, страдание, проклятие земли»
  • Сборник докладов IX Кадашевских чтений, 2011 г.
  • Выбор веры (к 1000-летию кончины святого равноапостольного великого князя киевского Владимира)
  • Сборник докладов XVII Кадашевских чтений, 2015 г.
  • Богословие. К проблеме времени первозданного творения: «кажущийся» возраст
  • Сборник докладов XIX Кадашевских чтений, 2016 г.
Читать еще:  Когда вызывать скорую и как попасть в больницу. СПРАВКА

Храм св. Троицы в Серебряниках.

Четверг, 28.05.2020, 00:20

Декан факультета церковных художеств ПСТГУ: С халтурщиками в церковной жизни лучше дела не иметь

Протоиерей Александр Салтыков

– На что обратить внимание человеку, решившему купить икону себе домой?

– Итак, обычный человек пришел в церковь, увидел, как там всё по-другому, почувствовал, – именно там есть то, что он ищет, ему там хорошо, спокойно. Увидел и иконы.

Почему у православных христиан они есть, а у протестантов – нет? Ему священник объясняет, что иконы – это образ Первообраза. Господь создал человека как Свою икону, как собственный образ и подобие. Вот и человек тоже творит Божий образ и подобие из дерева, из каких-то других материалов, пишет красками – для того, чтобы на ум себе приводить память о Боге, молиться пред Ним, возносить Ему ежедневную хвалу, благодарение и прошение.

Потом этот человек узнает, что есть иконы художественные, что есть просто шедевры. Узнает про Рублева и Ушакова, про чудеса от икон: мироточение, обновление, исцеление.

Человек чувствует необходимость иметь икону и у себя, дома предстоять перед образом. Вот здесь начинают возникать вопросы: а равноценны ли икона, писаная художником, и отпечатанная на бумаге типографским способом репродукция?

Если кто-то хочет иметь дома древнюю икону, допустим, Владимирскую, то нужно будет приобретать репродукцию: почти никто не напишет буквальную копию, это будет очень дорого. Главный критерий здесь – благочестивое отношение, этот принцип распространяется на материал: он должен быть прочным. Бумажные иконы с этой точки зрения не очень хороши. Но их можно наклеить на твердую основу, например, на доску.

А если кто-то захочет приобрести именно написанную красками на доске авторскую икону, то он может обнаружить в церковной лавке и такую.

– Первый вопрос, который возникает у человека в церковной лавке: «А почему написанные иконы стоят настолько дороже, по сравнению с печатными?»

– Иконы вообще нельзя продавать, строго говоря. Но их и в древности продавали, потому что люди слабые и деньги им нужны, в том числе для того, чтобы содержать храм. Приходится идти на какие-то компромиссы, что поделаешь!

К тому же и художнику нужно на что-то жить. Иконы же не как грибы из земли рождаются, их делают люди, это труд. Иконописцу самому есть надо, детей кормить, за квартиру платить, покупать лекарства и так далее – нужды, как у любого обычного человека. Икона пишется не так быстро, как штампует печатный аппарат, потому разница в цене очевидна. Это долгий рабочий трудозатратный процесс, работа профессионала. И приходится эту работу оплачивать.

Фото: Александр Филиппов

– Эстетическая составляющая иконы важна?

– Конечно, очень важна. Эстетическое и духовное тесно связано. Всё по-настоящему прекрасное направляет человека к Богу. А отвратительное или безобразное от Бога отводит. Поэтому икона должна быть красивой!

Она должна быть и качественной – с художественной точки зрения. Если человек не умеет писать, он не должен браться за написание иконы. Причем не каждый художник может писать иконы, а только тот, кто имеет моральное право на это, кто специально учился иконописи и ведет благочестивую жизнь. Тогда это будет действительно образ.

– Если какая-нибудь рукодельница скажет: «А зачем мне эти иконы покупать, я сама сейчас их вышью крестиком или бисером, вот и образец купила в магазине «Всё для рукоделия».

– Да пусть вышивает для себя, пожалуйста. Только пусть сначала подойдет к священнику и попросит благословение. А также лучше показать ему образец – нет ли грубых канонических нарушений.

– В светской живописи работает совет – если у вас нет денег на качественную авторскую картину, не стоит идти на Крымский вал и покупать ширпотреб, лучше отправиться в Третьяковку и приобрести репродукцию известной картины большого художника. На иконы его можно распространить?

– Конечно! Не всегда мы с вами в силах приобрести авторскую икону хорошего мастера. Можно купить качественную репродукцию, но, как я уже сказал, укрепить ее, как того требует благочестие. Кстати, профессионализм – это тоже некоторое условие благочестия, потому что халтура – это плохо, это не благочестиво. С халтурщиками вообще дело не надо нигде иметь. В церковной жизни – тем более.

Кроме того, большой вопрос, что лучше: репродукция с древней иконы, с той же Владимирской или со «Спаса» Андрея Рублева, или икона, которую написала девочка-студентка? Еще не известно. Да, она написала всё по правилам, живая рука, но разве понятно, что это за девочка такая, насколько это церковный человек, а опыта духовного у нее точно пока меньше, чем у древних иконописцев. Так что без репродукции древних икон нам трудно обойтись, потому что это великие намоленные древние образы. Их величие остается и в репродукциях.

Фото: Александр Филиппов

– Как относиться к тому, что чуть ли не на каждом углу продаются объемные «иконы», с лампочками, с переливами…

– Мы сейчас живем в такое время – «с переливами». У нас всё в электричестве, всё с отблесками, со вспышками какими-то. Мне кажется, что это всё просто игрушки, далекие от благочестия: ведь икона – это не фокусы, не предмет для развлечений. Это напоминание о вечном Боге, о Котором мы узнаем только при покаянии. Тут и иконописец, и просто верующий человек без покаяния, без очищения сердца не поймет, что есть Бог. Причем тут переливы и всякие фокусы? Их с благочестием не соединить.

– Как быть с православными календарями? Ведь там на каждой странице – иконный образ, потом год заканчивается…

– Ничего плохого в том, что верующий вешает такой календарь у себя дома, чтобы следить за церковными праздниками, я не вижу. Год закончился – отнести календарь в храм, в каждом есть специальная печь, где сжигаются записки, поврежденные иконки. Благочестие не будет нарушено.

– Что вы скажете про размещение иконных образов на обложках светских книг?

– Мы ведь не можем всех людей посадить в казарму и строить их по своему приказу. Люди разные и всё вокруг нас разное. Жизнь сейчас так устроена, что всё перемешано – и хорошее, и плохое.

Да, может быть, вы купили светскую книжку с иконой на обложке. Оставили на столе, потом кто-то поставил на нее чашку с чаем, потом измазали вареньем, потом она упала на пол, по ней собака пробежала. Понятно, всё это может быть. Потому не создавайте искусительных ситуаций сами, потому что всего, что вокруг, предусмотреть невозможно. Благочестие должно быть во всём. Это закон христианской жизни. И это очень хорошо, что разговор об иконах нас приводит к разговору о благочестии. Всё должно быть по законам благочестия – в быту, в одежде, во всём нашем поведении. Это определенный образ жизни, который отличает церковного человека от нецерковного.

Благочестивый самоконтроль должен быть во всём. Тогда человек и сам, по внутреннему чутью купит правильную икону. Если же вы пока еще сами не сильно разобрались в вопросах благочестия, спросите совета у священника или благочестивых людей в храме.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector