0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протоиерей Александр Ильяшенко: Как учить истории

Протоиерей Александр Ильяшенко: «Я прекращаю всякое сотрудничество с Правмиром»

Москва, 11 июля 2019 года

Протоиерей Александр Ильяшенко Протоиерей Александр Ильяшенко, стоявший у основ портала «Православие и мир» и в течение долгих лет его опекавший, сделал сенсационное заявление:

«В самом начале 2000-х годов в приходе храма Всемилостивого Спаса, настоятелем которого я являюсь, появился славный молодой человек, ныне покойный Анатолий Данилов. Однажды он обратился ко мне с предложением создать приходской сайт. Я благословил его инициативу и сказал, что не следует ограничиваться только рамками прихода, круг интересов должен быть шире, надо говорить обо всем с православных позиций доходчиво, содержательно, интересно и доброжелательно. Поэтому я нарек нашему начинанию имя “Православие и мир”.

Наши прихожане подхватили эту идею и с энтузиазмом стали развивать новый проект. В первую очередь это были, конечно, сам Анатолий, Анна Любимова, которая по моему благословению стала Главным редактором, а через год-два совместной работы стала Даниловой, создав с Толиком прекрасную семью. Надо назвать еще Сергея и Софию Зеленовых, Екатерину Сысину, Татьяну Алешину, Максима Власова. Благодаря их энтузиазму, а также исключительным таланту, инициативе, работоспособности А. Даниловой сайт стал быстро развиваться, приобрел широкую известность и весьма обширную аудиторию.

В 2013 году произошло большое несчастье: скоропостижно скончался Анатолий Данилов. Тяжелая потеря не сломила Анечку, активная работа продолжалась, и проект по-прежнему набирал обороты.

К сожалению, из тех, кто начинал работу на Правмире, практически никого не осталось, редакция работает в обновленном составе. В последние несколько лет, вопреки моим неоднократным возражениям, на сайте стали регулярно появляться материалы, недопустимые на православном ресурсе. Очевидно, Главный редактор и возглавляемая им редакция руководствуются далеко не всегда согласными с моими принципами. Один из главных принципов – принцип свободы. Христианство понимает его, как свободу от греха, а не свободу делать то, что кажется правильным, проявляя непонятное упрямство и нежелание видеть и исправлять свои ошибки.

Нынешнее издание перестало в полной мере соответствовать названию “Православие и мир”.

Политика редакции, подчас не церковная и не православная, нанесла сильный удар по репутации Правмира, с него ушли многие серьезные православные читатели и авторы. Но неприемлемая политика редакции нанесла удар не только по репутации Правмира. Подобные публикации ударяют и по моей личной репутации, ведь читатели имеют право думать, что это делается с моего ведома и одобрения.

Мои требования не встретили понимания со стороны редакции, поэтому нет моего благословения на деятельность, ставшую носить явно не православный характер.

В силу принципиального расхождения моей церковной позиции с редакционной политикой интернет-портала “Православие и мир”, считаю свое дальнейшее пребывание в составе редакции этого портала невозможным, выхожу из ее состава и прекращаю всякое сотрудничество с ней. Прошу меня с этим порталом не ассоциировать».

Вахтанг Кипшидзе Заявление отца Александра прокомментировал Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:

«Мы разделяем те оценки деятельности портала “Правмир”, которые даны протоиереем Александром Ильяшенко. Действительно, данный портал вызывает множество вопросов с точки зрения соответствия его содержания православному СМИ.

Например, в последнее время приходилось сталкиваться с публикациями, авторы которых публично придерживаются нетрадиционной сексуальной ориентации, а также и другими недопустимыми на православном ресурсе публикациями.

С сожалением сообщаю, что в Отдел поступают регулярные жалобы от верующих людей на деятельность портала “Правмир”, задаются вопросы о том, насколько его содержание соответствует учению Православной Церкви.

Полагаем, что деятельность редакции портала, фактически приводящая к выдавливанию из ее состава православного священника, стоящего у истоков этого изначально православного портала, аморальна. Призываем главного редактора портала А. Данилову решительно пересмотреть редакционную политику, принести о. Александру извинения и прислушаться к его пастырским советам. Продолжаю верить, что для такого шага у неё есть достаточно христианского благоразумия.

Выход протоиерея Александра из редакции портала “Правмир” — это важный сигнал авторам и читателям данного СМИ, которое вопреки всему продолжает позиционировать себя как православное».

Протоиерей Александр Ильяшенко: Как учить истории

Как учить школьников истории? О чем нужно говорить, о чем — молчать? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря.

— Древнеримский историк Цицерон сформулировал перед историками две задачи — первая: не говорить неправды, и вторая, еще более трудная: говорить правду. Конечно, всю правду ведает только Один Господь Бог. Люди во всей полноте ею не обладают. Речь идет об искренности, а не о полноте. Ведь сознательно не сказать правды, которой располагаешь, все равно, что сказать ложь, а отец лжи — дьявол. Умолчал о чем то, и вот, то или иное событие получает совершенно иное звучание. Если строить жизнь на сознательном умалчивании фактов, а на самом деле, на искажении — это означает строить жизнь на лжи. На таком фундаменте ничего прочного построить нельзя.

Народ должен знать правду. Но, действительно, правду знать очень трудно. К сожалению, многие важнейшие события отечественной и мировой истории освещаются очень пристрастно, с политических и идеологических позиций, которые не пересмотрены до сих пор. Поэтому, прежде чем говорить о школьном учебнике, необходимо по возможности объективно взглянуть на ключевые моменты истории, а для этого нужно провести исследования, но не келейно, а вынести их на широкое обсуждение.

Например, сталинская эпоха — это очень сложное явление. Это противоречивая, преступная и, одновременно, героическая эпоха. В эту эпоху наш народ необыкновенно много потерял, но и достиг необыкновенно многого. Я бы отметил два великих достижения: первое — русский народ сохранил Православие и Церковь, а второе великое достижение — победа над германским фашизмом.

Сталин, конечно, был жестоким диктатором, но мы все недостатки коммунистической системы приписываем ему одному, что неверно. Страшные преступления творили такие крупные функционеры, как Хрущев, Каганович, Жданов и другие. Если говорить о том, знал ли Сталин о масштабе проводившихся репрессий, то ответ — да, несомненно, знал. Отвечает ли он за них все? Ответить на этот вопрос надо, но опять же, нужно знать правду: а может быть, что-то производилось против его воли? Нужно разбираться. Сводить всю огромную эпоху к отдельной личности нельзя, так же как нельзя не назвать имена других преступных главарей партийно-государственной верхушки. Надо помнить, кто были преступники, а кто были герои, какую оценку должна получить та или иная фигура.

— В концепции учебника истории говорится не только о сталинских, а вообще обо всех коммунистических репрессиях, ведь они начались при Ленине.

— Да, кровавые репрессии начались при Ленине, продолжились при Сталине, а после смерти Сталина — при Хрущеве и других советских лидерах, периодически ужесточаясь или смягчаясь.

Об этом нужно говорить, но нельзя вырывать явление из контекста истории. Например, первые концлагеря возникли еще при Ленине, а собственно ГУЛАГ — в 1930 году. За время его существования, с 1930 по 1956 год в этой страшной карательной системе умерло примерно 1 600 000 человек — расстреляны, казнены другими способами, умерли от болезней, голода, холода, издевательств, непосильного труда. Но, говоря о сталинских лагерях, необходимо говорить и о гитлеровских лагерях, в которых за четыре года погибло от 8 до 10 млн. человек. Это же поистине чудовищная цифра.

Необходимо сказать о другом малоизвестном факте. По официальным данным, только в одной Германии в результате стратегических бомбардировок так называемых «демократических» стран Англии и Америки погибло более 600 000 мирных жителей. По другим данным — около 2 миллионов. Реальные данные до сих пор засекречены. Заметьте, это не военные потери, а гражданское население, мирные люди. Об этом не пишут, поэтому и не знают.

— Откуда цифра по ГУЛАГу?

— Это данные современной исторической науки. В 1990-е годы, когда были открыты архивы, ряд исследователей получил к ним доступ. Можно отметить многотомный труд под редакцией известного «прораба перестройки» Яковлева, которого никак нельзя обвинить в симпатии к Сталину. В этом труде опубликованы архивные данные, позволяющие утверждать, что за сталинское время через ГУЛАГ прошло около 10 млн. человек.

— Сколько всего было убито по вине Сталина? И сколько всего Россия потеряла по вине коммунизма?

— Как разделять, кто погиб по вине Сталина, а кто — по вине Ленина, Троцкого, Каменева, Зиновьева, Тухачевского? Голод в Поволжье в начале 20-х годов был инспирирован при Ленине и Троцком. На второй вопрос не так уж сложно ответить. Российская империя до революции росла с потрясающей скоростью. Темп роста населения составлял около 1,8% в год. Это означает, что каждый год население России увеличилось более чем на 2 млн. человек.

Читать еще:  Десятина, налог на Церковь или пожертвование? ОПРОС

Если бы этот темп сохранился, (а он должен был бы возрасти, поскольку медицина и вся советская система здравоохранения делали огромные успехи), то в наше время в России жило бы более 700 млн. человек. Сейчас на той же территории проживает не более 300 млн. человек. Получаем, что Россия понесла по вине коммунизма более 400 млн. так называемых демографических потерь. К демографическим потерям относятся те, кто погиб из-за голода, войн, репрессий, невыносимых условий жизни, роста детской смертности, а также те, которые могли бы родиться, но не родились из-за изменившихся в неблагоприятную сторону условий.

— По сведениям общества «Мемориал», жертвами только сталинских репрессий стало от 11 до 40 млн. человек, 4,5 млн. были расстреляны, около 7 млн. погибли от голода. Хрущев делал на ХХ съезде КПСС доклад, в котором дал такие цифры: 2 млн. было осуждено на 25 лет, 600 000 было расстреляно.

— Это все крайне интересная тема, но я не уверен, что было расстреляно 4,5 млн. человек. По приговорам судов и внесудебных карательных органов было расстреляно около 800 тысяч человек, но это все-таки не 4,5 млн. К цифрам надо относиться осторожно.

Историческая наука и всадники Апокалипсиса

— Статистика — важная тема, но другая, а мы с вами говорим о том, как об этих репрессиях говорить школьникам, и вообще, нужно ли о них говорить?

— Моя точка зрения: говорить об этом нужно обязательно, но делать это объективно и никакие явления не вырывать из контекста. Нельзя говорить о сталинских репрессиях, не говоря о репрессиях и геноциде, которые совершались фашисткой Германией. Нельзя забывать, что французские, польские, бельгийские солдаты и офицеры сражались на стороне Германии, Европа была объединена Гитлером, также как перед этим она была объединена Наполеоном.

Нельзя не говорить о гитлеровских лагерях, а также о том, как союзники бомбили немецкие, французские и бельгийские города. Если об этом не говорить, то это, значит, тоже умалчивать о правде. Как можно умалчивать о подобных злодеяниях? Не говорить о том, какие злодеяния японцы совершали в Китае и на Филиппинах? Умалчивать о том, что англичане делали в Индии? В 2015 году будет столетие геноцида армян, который устроили турки в 1915 г. Если говорить о том, что Сталин устроил геноцид и не говорить о других фактах геноцида, то сложится закономерное впечатление, что только Сталин устроил геноцид. Тогда на этом фоне создается односторонняя картина.

Если говорить только о репрессиях Сталина, то он покажется уникальным монстром, но если посмотреть вокруг, то окажется, что все в большей или меньшей степени были монстрами. Но если говорить всю правду, то возникает картина страшного зла. Оказывается, что и эти, и эти, и эти политические деятели совершали преступления, и тогда станет ясно, что зло имеет не только национальную, социальную, политическую, но, прежде всего, духовную природу. Не какой-то отдельный политический строй виноват в этом, а то, что стоит за этим — зло вырвалось наружу и уничтожает людей. Просто какие-то апокалиптические всадники пришли на землю!

История имеет дело с фактами, подчас нежеланными для власть имущих, поэтому она — самая идеологизированная наука. Многие факты искажаются, замалчиваются, и о них просто ничего не известно. Потери России — это вина не только системы, но и революции. А Февральскую революцию устроила буржуазия, к ней коммунисты прямого отношения не имели.

— Но главное зло — это октябрьская революция.

— Если бы не было февральской революции, то не было бы и октябрьской. Возможно, что октябрьская революция не произошла бы, если бы не было многомиллионной финансовой помощи Германии большевикам. А если бы демократические США осудили бы Троцкого за терроризм, то тоже может быть, революции бы не было. Однако они его не осудили, а, снабдив деньгами, выделили для него и его банды целый корабль и прислали их в Россию.

Государь Николай II отрекся от престола с условием, что его примет Англия. Согласие было получено. Но через несколько месяцев на запрос Временного правительства о возможности приезда Государя, из Англии был получен отказ, который на дипломатическом языке звучал так: «Правительство ее королевского величества не настаивает на приезде императорской семьи в Англию». Если бы Англия приняла бы к себе императора, то, может быть, возле него собрались бы здоровые монархические силы? И тогда, может быть, коммунисты бы не устояли? Однако, зачем Англии сильный конкурент? Но разве все эти факты известны широкому кругу наших соотечественников?

— Это риторический вопрос. Тогда нужно было начинать искать причины революции в том, что Петр I уничтожил Патриаршество?

— Ну и что? Что изменило бы, если бы был Патриарх?

— Церковь была бы более свободна.

— Неизвестно, была бы, или не была. Гадать, что было бы, не метод истории. Мы можем только обращаться к прецедентам. Кто осудил великого святого Иоанна Златоустого? Собратья-иерархи. Императрица Евдоксия приказала, они и осудили. Известно, что византийские императоры-еретики ставили и патриархов-еретиков, и низлагали православных Патриархов. Кто дал согласие на низложение причисленного ныне к лику святых митрополита Арсения (Мацеевича)? Синод. Императрица Екатерина приказала, и никто возражать не стал, и его сгноили в Ревельской тюрьме в башне «Толстая Маргарита». А если бы иерархи решительно и дружно встали бы на его защиту — тогда посмотрели бы мы на матушку императрицу. А если бы был Патриарх, и он один самоотверженно вступился за митрополита Арсения, не отправился ли бы он еще дальше несправедливо осужденного митрополита?

— Значит, была слабая Церковь?

— Это свидетельствует не столько о слабости Церкви, сколько о том, что государство, опираясь на силу, далеко не всегда считалось с ней. Вот говорят, что Патриарх не мог влиять на советскую власть. А на императорскую власть он бы смог влиять?! Синод не мог на нее влиять, а один Патриарх бы смог? Мне кажется, это заблуждение. Причины революции в том, что аристократия, включая высшую, практически вся интеллигенция, купечество, уклонились от Церкви. Утрата веры была, конечно, и в народе. Но нельзя все взваливать на какого-то одного человека. Человек живет среди определенных условий, множество людей влияет на них, они влияют на человека, человек влияет на них и принимает решения, а из этих влияний, условий, решений, поступков состоит история.

— Почему сегодня снова появилась идея скрывать правду от молодежи?

— Появилась эта идея не сегодня, и скрывали правду от всего народа, не только от молодежи. Весь советский период правды не говорили, и получается, что и теперь мы ее не знаем, и по-прежнему мы «родом из октября», как утверждала советская пропаганда.

— Как в самой Германии обстоит дело с изучением в школе фашистских репрессий?

— Преподавание истории в немецкой школе — это интересный вопрос, я не знаю об этом, хорошо бы об этом узнать.

— Там существуют мемориальные центры репрессий на месте концлагерей.

— Существовать-то мемориальные центры существуют. А вот об уничтожении русских в этих центрах сказано? О белорусских детях, которых убивали, разбивая их головки о стены, о русских девушках, которых насиловали немецкие солдаты, сказано?

— Они говорят о своей истории, а о русских девушках должны говорить мы сами.

— Это почему же? Насилия, которые творили германские солдаты в России, не относятся к истории Германии? Такой подход уже дает обильные «плоды». Например, как мы уже выше говорили, в германских концлагерях погибло 8-10 миллионов жертв. Однако историческая память имеет свойство «усыхать». Теперь Германия признает гибель только 2 миллионов жертв. Работать надо по-крупному, не так ли? Сгинули миллионы жертв, и никто за их гибель не отвечает! Если говорить однобоко, то снова начнется искажение истории, и никто не будет застрахован от повторения ее трагических страниц.

Следствие и суд над коммунизмом

— Как вы правильно говорите, зло имеет духовную природу, значит, дело не в национальности, а в религиозности. Если народ сохраняет веру в Бога, то в нем много людей, делающих добро, если теряет, то любой народ теряет вместе с верой и человеческий облик.

— Да, согласен. Еще Ф. М. Достоевский писал, что русский и православный — синонимы, отнимите у русского православие, и останется дрянь. Очень хорошо, что Вы поднимаете эти темы, потому что они страшно интересные, острые, но и необъятные. Нужно тысячу раз собираться с разными специалистами и обсуждать эти темы, чтобы найти правильные решения. Нельзя на сложные проблемы смотреть односторонне. Нам нужно непредвзятое осмысление истории. Совершенно необходимо самое широкое обсуждение этих проблем, в том числе общественное обсуждение преподавания истории в школе, чтобы новая концепция, выработанная высокими профессионалами, работала в интересах нашего многострадального народа.

Читать еще:  Чем чаще исповедуешься — тем ты благочестивее?

— Другими словами, нам нужнее суд над коммунизмом.

— Нам нужен не суд, а объективное следствие, если уж пользоваться юридической терминологией. История — это и есть своего рода следствие, которое устанавливает историческую правду. Труд историка напоминает труд следователя. И на основе фактов можно будет вынести объективное суждение о сложных и противоречивых проблемах.

Интервью дал Порталу Credo.ru по поводу сладострастных пожеланий отца Ильяшенко.

Клирик Православной Российской Церкви священник РОМАН КРАЗА: «О. Александр Ильяшенко разделил обществу на элиту и демографический материал для обслуживания государства»

«Портал-Credo.Ru»: Как Вы оцениваете призыв о. Александра Ильяшенко к отказу девушек от высшего образования ради вступления в ранние браки с целью решения демографических проблем РФ? Этот призыв вызвал возмущение православной блогосферы…

Священник Роман Краза: Я не хочу осуждать протоиерея Александра Ильяшенко, хотя он мне как священник не симпатичен. У меня есть такое наблюдение: если священника невозможно увидеть в светской одежде, то он религиозный сноб. Даже если пытается играть в рубаху-парня. Или если не может допустить, чтобы к нему обратились по имени, — только с прибавлением «отец». Ведь важно уметь над собой пошутить, а не ходить святошей с постной рожей. Такое поведение свойственно некоторым девушкам, которые даже в булочную без косметички не пойдут…

У протоиерея Ильяшенко качественная биография, он брат известного ученного-математика. Вместе с супругами Даниловыми организовывал сайт «Православие и мир», до этого — учился, женился. Отец 12 детей. Вот эта информация о детях и замыливает напрочь глаз. Двенадцать детей? Не может быть! После этого смотрят на батюшку снизу вверх. Все-таки согласитесь, есть разница — воспитывать приемных детей или своих. Рожали пока рожалось, в чем заслуга? Кому-то Бог дал одного ребенка, кому-то двух, кому-то ни одного. Это не говорит о том, что та семья, у которой одно чадо, обязательно предохранялась. Помогать многодетной семье необходимо, это да. Но это их решение — иметь много детей. Это трудно, но много чего в жизни трудно. Вот воспитывать приемных детей в большом количестве — это подвиг; своих — только тяжкий труд.

— Знакомы ли Вы лично с о. Александром?

— С отцом Александром я лично общался единственный раз, на телевидении. Было ток-шоу, посвященное проблеме алкоголизма и наркомании. Пространство шоу разделялось на две команды по три человека в каждой. В нашу команду входила бесконечно уважаемая мной кинокритик и журналист Екатерина Барабаш, женщина-психолог, имени которой я не запомнил, и я. Причем я был в светской одежде, представлялся как специалист по социальной работе среди алко- и наркозависимых. Работал я тогда в московских правительственных структурах, был очень активен в социальной сфере именно по проблемам алко-наркозависимых. В противоположной команде был протоиерей, какой-то музыкальный продюсер, а третьего человека совсем не помню. Меня поразило, как человек, который вообще не смыслит ничего в вопросе, так уверенно нес какой-то запредельный бред. Но мы все-таки выиграли у другой комнаты — за нас голосовали живые люди.

После той передачи я понял, что о. Александр – «человек в образе». Защитник православия, мудрец, опытный духовник, специалист широкого профиля по всем вопросам, которые интерпретирует в зависимости от текущего церковного тренда. Отдельных людей «добрый» батюшка не видит.

Тогда были вегетарианские времена. Сейчас время совершенно иное, людоедское, можно ни в чем себе не отказывать. Вот он и не отказывает. Его реплика на «Русской народной линии» многих удивила, но я, собственно, не понимаю этого удивления. Все привыкли к подобным словам от Ткачева, Шумского, Смирнова, но Ильяшенко — тот вроде другой масти, мягонько стелет. Нет, друзья мои, не время слюни распускать, хочешь быть в тренде — нагони жути! Тем более должность сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями обязывает.

— Какие конкретно идеи о. Александры для Вас неприемлемы и почему?

— Вот фрагмент из его статьи: «НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НОРМОЙ РАННИЕ БРАКИ И ДЕТОРОЖДЕНИЕ. ДЕВУШКА В 17 ЛЕТ СПОКОЙНО МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕКРАСНОЙ МАМОЧКОЙ. БОЛЕЕ ТОГО, В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ЮНАЯ ДЕВУШКА ЕЩЕ НЕ РАСТРАТИЛА СЕБЯ, НЕ НАХВАТАЛА РАЗЛИЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ИНФЕКЦИЙ, поэтому вполне может быть хорошей и доброй мамочкой. . В школе НАДО ОБЪЯСНЯТЬ УЧЕНИКАМ, ЧТО ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ НЕ ПРОСТО ТРЕВОЖНАЯ, А УГРОЖАЮЩАЯ. И им решать эту проблему таким естественным способом как ранний брак. РАННИЕ БРАКИ ИЗБАВЛЯЮТ СТРАНУ ОТ НЕНУЖНОГО ОГРОМНОГО КОНТИНГЕНТА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ. Кому нужно высшее образование? Женщины вытесняют мужчин из сферы управления и т.д. А ЕСЛИ БЫ ЖЕНЩИНА ВМЕСТО РАБОТЫ ВОСПИТЫВАЛА ДЕТЕЙ, ТО ПРИНОСИЛА БЫ НЕСРАВНЕННО БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ ДЛЯ ОБЩЕСТВА».

Попробуйте первые три предложения прочитать без привязки к автору. Вполне эти слова мог произнести русский барин по отношению к своим крепостным. Обрадовались этому призыву сластолюбцы, охочие до свежего девичьего тела. Тем, у кого есть малолетняя дочь, сигнал: на вашу кровиночку положили глаз, будьте внимательны.

Второй абзац можно квалифицировать как вовлечение несовершеннолетних в сексуальную связь. Когда детям в школе говорят об опасности СПИДа и других венерических заболеваний и об опасности ранней беременности, таких учителей называют извращенцами и безбожниками. Но когда многодетный отец и дед предлагает детям заниматься сексом и при этом не предохраняться ради величия страны, с чем это сравнить — даже не знаю. Они, значит, проповедуют по телевизору 30 лет, довели страну до крайности, а дети должны плюнуть на свои жизни и исполнять пожелания какого-то старца в рясе.

В третьем абзаце он задает вопрос: кому нужно высшее образование? Очень смешно, но ВСЕ ЕГО 12 детей получили высшее образование. Это вообще как? Он — белая кость, а вокруг быдло, которому нужно рожать и обслуживать это государство?! Далее привычный мужской шовинизм, ни хочу это комментировать.

— Станут ли убедительным для читателей призывы протоиерея?

— Вот, у него 12 детей, дочь Варвара умерла от онкологии, будучи взрослой, возраст детей примерно от 45 до 30 лет, повторюсь — все дети получили высшее образование, и сам он, и его жена также имеют высшее образование, родной брат — известный ученый. Никто из детей на заводе не работает. Так для кого предназначен его посыл? Может, он хочет попробовать на своих внучках и внуках? Предлагаешь — действуй! Нет? Тогда для чего ты все это говоришь, отец Александр? Не зря ведь на Всеправославном соборе обвинили РПЦ МП в ереси этнофилитизма, это когда отдается предпочтение национальным интересам, а не общецерковным. Людей готовят не для Царствия Небесного, а работать и умирать во славу страны.

Пикантность всей этой ситуации еще в том, что дед супруги о. Александра Марии, Владимир Абрацумов, новомученик. Владимир стал священником в 1927 году в городе Глазове, в Удмуртии, и сразу после хиротонии был отправлен в Москву. Он стал настоятелем Князь-Владимирского храма в Москве. Но почти сразу уволился за штат, так как не был согласен с политикой митрополита Сергия (Страгородского). Так что он почти и не послужил священником. По решению «тройки» приговорен к расстрелу и был расстрелян на Бутовском полигоне 5 ноября. Да, сохранились расшифровки его допросов. Так вот, он никого не предал и не сдал. А что делают его внуки?

Мой путь к Богу

Священник Александр Ильяшенко — О православном СМИРЕНИИ — Мало ныне знают, как начать свой путь христианский, и где живет Любовь

Что значит считать себя хуже всех?

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, мой вопрос о смирении. Что значит «считать себя хуже всех»? Это значит – считать себя тупее, уродливее и неудачливее всех? Объясните, пожалуйста. Ирина

Считать себя «тупее, уродливее и неудачливее всех» – не есть смирение. Если человек действительно умный и красивый, он никогда не сможет искренне считать себя глупым и уродливым.

Но необходимо понимать и помнить, что ум, красота, здоровье – это дар Божий, никакой заслуги человека в этом нет, а, следовательно, и гордиться нечем. Если ты красивее, чем твой ближний, это не значит, что ты – лучше, и нельзя из-за этого считать ближнего хуже себя. Другими словами, смирение – это не уничижение своих достоинств, а памятование того, что твой ближний, пусть не такой красивый и умный – такое же любимое чадо Божие, и отношение к нему должно быть соответствующее.

Смиренных людей очень мало. Смиренный человек – это, можно сказать, святой человек, потому что мир с Богом означает, что человек преодолевает свои грехи. Только грех разделяет человека с Богом, а если у него внутри мир, значит и грехов нет.

Читать еще:  Поминовение усопших – почему третий, девятый и сороковой день?

Смиренный человек уподобляется Богу. Господь сказал: “Я кроток и смирен сердцем”. Преподобные превзошли человеческую природу, уподобляясь Богу. Смирение – необходимое условие этого уподобления: Писание говорит: Бог гордым противится, смиренным дает Благодать.

Очень хорошо различие реального и мнимого смирения описано у К. Льюиса в «Письмах Баламута». Это письма, написаны от лица опытного демона (Баламута) своему юному племяннику (Гнусику) и содержат советы как искушать человека, уводить его от Христа.

Так вот, в 14-м письме есть замечательное место, которое простым понятным языком разъясняет суть смирения. Еще поясню, что поскольку переписка идет от имени бесов, то Врагом в данной ситуации называется Господь, и все, что описывается как благо – на самом деле вред для человека, и наоборот.

Мой дорогой Гнусик!

Особенно тревожит меня в твоем докладе, что подопечный больше не принимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальное обращение. Он не обещает добродетели, он даже не ожидает благодати на всю жизнь – он только надеется всякий день и час получать поддержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. А это очень плохо!

Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечный приобрел смирение – заметил ли ты это? Все добродетели для нас менее страшны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее в себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности, подсунь ему приятную мысль «А ведь я становлюсь смиренным». Если он очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь его возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишком долго, ибо есть опасность, что ты пробудишь в нем чувство юмора и здравомыслие. Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать.

Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на этой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют в конце концов именно для этого; пока они не служат этой цели от них мало вреда. Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется преимущественно собой.

Кроме того, самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особенное (а именно – плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает.

Но не в этом дело. Самое главное – чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины – считать себя дураком.А поскольку то, во что они старались верить – явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь недостижимого.

Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться этому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду.

Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель – в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: Он действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.

Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно, какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того, Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет, чтобы они сверх меры копались в своих грехах – чем скорее человек после покаяния займется делом, тем Врагу лучше.

Твой любящий дядя Баламут.

И еще замечательный пример: Митрополит Антоний Сурожский:

Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:

«Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!»

— «А что ты делаешь против него?»

— «Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает».

— «А в чем же заключается твое тщеславие?»

— «Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!»

Я улыбнулся и сказал: «А знаешь что, это правда!»

Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула:

«Что же тогда мне делать? Я погибла!»

— «Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту».

— «А как же это сделать?» – говорит она.

«Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице».

Я думаю, что это можно применить и к духовным свойствам. «Нищи духом» те, которые сознают, что все, что у них есть, – от Бога, и вместо того, чтобы ради приобретения ложного смирения отказываться от этого, отрицать это, они воспринимают это и обращаются к Богу с благодарностью за то, что Он это им дал.

Смирение – это дар Божий тому, кто искренне желает его получить и от души молит Господа об этом.

Смирение – это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек – это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла: «Побеждайте зло добром».

Протоиерей Александр Ильяшенко

Биография протоиерея Александра Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко является дуовниом и директором крупнейего православного интенет-портала «Православие и мир».

Родился Александр Ильяшенко в 1949 году.
Выпускник Московского Авиационного Института, долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии имени Курчатова.

В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), Александр Ильяшенко принял сан священника.
Отец Александр Ильяшенко — настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре.

В семье батюшки Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга батюшки Александра, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед — священник Владимир Амбарцумов — новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян.
В семье отца Александра Ильяшенко и матушки Марии — 12 детей и уже 18 внуков.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector