1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протоиерей Александр Борисов: Я просил солдат не поднимать оружия

Протоиерей Александр Борисов о людях, покидающих Церковь

События вокруг «Пусси райот» стали настоящим испытанием для Церкви, считает известный московский священник отец Александр Борисов. Сильнее всего эта история ударила по либеральной церковной интеллигенции, ответившей на судебный приговор серией демаршей.

Фото: Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф разрушенного Храма Христа Спасителя.

На вопросы о причинах побудивших некоторых христиан покинуть Церковь «Нескучному саду» ответил настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов, чью общину принято считать главным «интеллигентским» приходом столицы.
— По следам истории «Пусси райот», уже после оглашения приговора в сети распространились публичные «отречения», людей, кто в итоге решил покинуть Церковь, не в силах мириться с, как они считают «лукавыми, лживыми, своекорыстными людьми». Что их толкает на такой поступок?

Неадекватность изначальной реакции некоторых представителей церковной общественности на это неприятное, безобразное событие (имеется в виду «панк-молебен» — прим. ред.) породила волну эмоций. Она попала в какую-то болевую точку. Многих людей это спровоцировало на какие-то резкие высказывания, что в свою очередь поляризовало мнения. Я думаю, что радикальные решения, вроде: «уйду из Церкви» – результат духовной незрелости. Своим прихожанам я в этой связи очень советую прочитать книгу Сергея Иосифовича Фуделя: «Церковь верных». Она недавно была прекрасно издана с замечательным предисловием отца Николая Балашова. Эта книга касается тех же вопросов, что и сегодня мучают некоторых из нас, но ответы она дает исходя из опыта русской церковной истории первой половины XX века, а именно обновленческого раскола. С. И. Фудель был сыном очень известного московского священника, который был настоятелем храма в Бутырской тюрьме, и его мнение было выстрадано в перипетиях куда более серьезных, чем нынешние. С. И. Фудель неоднократно подвергался арестам, ссылкам и т.д. Он аргументировано пишет, что даже ошибки иерархии не могут быть поводом для раскола Церкви.

Конечно, нужно молиться за этих девушек, потому что они несчастные, больные люди. Их история стала большим искушением для нашей Церкви. Я убежден, что в подобных случаях нужно держаться золотой середины: с одной стороны не оставаться равнодушными к происходящим событиям, с другой не позволять этим событиям захлестнуть нас целиком. Нельзя уходить с головою во все эти скандалы, обсуждения, мнения, потому что тогда мы теряем трезвость, адекватность восприятия. На любые скандалы мы должны реагировать по-христиански, как тому учит Евангелие, и не позволять страстям и экзальтации захватить нас. В любом случае уход из Церкви — только на руку, скажем так, темным силам.

— Но как чувствовать себя комфортно в Церкви, если ты знаешь что значительная часть твоих единоверцев стоит на диаметрально противоположных позициях…

— Ну начнем с того, что нам никто и не обещал комфортной жизни в Церкви. Нам сказано: «посылаю вас как овец среди волков». А также: «будете иметь скорбь». И это несомненно. Не нужно строить по этому поводу никаких иллюзий. Жизнь в Церкви – это всегда чреда проблем, а вовсе не комфортное лежание на теплой печке. Поэтому от нас и требуется мудрость, молитва, смирение и терпение.

— В советское время в церковной жизни многое тоже могло смутить. Среди вашего круга, были люди кто и тогда не выдерживал, хлопал дверью?

Не то чтобы «хлопали дверью», но я. например, хорошо помню знаменитое открытое письмо двух священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина, когда они в 1965 г. выступили против нового устава, навязанного Церкви советской властью и принятого Собором 1961 г. В этом письме, в частности, они выступали против решения об обязательной регистрации крещений, против фактического возглавления приходов старостами, поставляемыми органами советской власти и др. Отец Александр Мень, чьим духовным чадом я был, не поддержал их инициативу. Было очевидно, что резкая критика двумя священниками решений архиерейского собора повлечет за собой запрещение их в служении. Что вскоре и произошло. О. Александр считал трагедией, что два хороших священника этим письмом вычеркивают себя из числа служителей Церкви. Устав – это ведь не самый главный вопрос церковной жизни, он не стоил таких жертв. В итоге отец Александр не поддержал письма, остался в Церкви, и это позволило ему совершать пастырскую работу куда более важную, чем та критика священноначалия, с которой выступили Эшлиман и Якунин в своем письме. Хотя они так смело и резко выступили против того, что им казалось несправедливым. Последствия этого выступления были для жизни Церкви скорее негативными: в Церкви стало двумя хорошими священниками меньше. Последующие годы показали правильность позиции отца Александра Меня. Отец Александр сам вышел из среды церковной интеллигенции, принадлежавшей к подпольным общинам, не поминающих патриарха Сергия. Впрочем, он тогда был, еще ребенком. Но с 1945 года, когда на патриарший престол был избран патриарх Алексий Первый, и он, как и весь тот круг, к которому принадлежали его родители, вернулся в патриаршую церковь.

Читать еще:  Что в Церкви ответят, если подросток спросит «вы все это всерьез?»

— Но насколько корректно сравнивать события советского времени с «Пусси райот»?

— Это события одного порядка, в том смысле, что в Церкви возникают какие-то коллизии, заставляющие людей занимать полярные точки зрения. В таких случаях нельзя рубить с плеча. Здесь нужна мудрость и осторожность. И мирянам, и священникам, и иерархам.

Протоиерей Александр Борисов.О прощении.

Сейчас мы поговорим о прощении; о том, что такое прощение, почему мы должны прощать и как мы можем это сделать.Я хотел бы начать с одной, быть может, самой важной молитвы- молитвы, которую нам дал Сам Господь Иисус Христос.

(. )Если мы посмотрим внимательно на текст молитвы, то увидим, что она содержит шесть главных прошений.Первые три: да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе,- относятся к духовной жизни человека.

А три других прошения посвящены уже непосредственно нашим человеческим нуждам: хлеб наш насущный дай нам на сей день, прости нам долги наши, как и мы прощаем… и не введи нас во искушение, то есть не дай нам войти в испытания, которые превысят наши человеческие силы.

Но сегодня я хотел обратить ваше особое внимание лишь на предпоследнее прошение: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим. То есть мы просим, чтобы Бог простил меня так же, как я прощаю тем людям, которые что-то сделали против моей воли, против того, чего бы мне хотелось, которые причинили мне какой-то вред, какой-то ущерб, как-то были резки со мной.

Надо сказать, что в Евангелии Иисус сразу после молитвы дает и разъяснение, причем разъясняет только это прошение.Он говорит: если ты встаешь на молитву, то прости тем, против кого ты что-либо имеешь.Ибо если вы будете прощать прегрешения людям, которые согрешили против вас, то и Бог простит вам прегрешения ваши.А если вы не будете прощать, то и Бог не простит вам прегрешений ваших.

(. )Если я в чем-то не примирился, если я не могу простить своему ближнему, я не могу ожидать от Бога прощения. И мы должны подумать- всегда ли мы вправе молиться этой молитвой. Если я не прощаю ближнему, то я фактически прошу так же отнестись ко мне и Бога, фактически я прошу Его и меня не прощать за мои прегрешения.

Эта тема так важна, что Иисус дополнительно разъясняет ее в довольно большой притче о немилосердном должнике… Один человек был должен своему царю огромную сумму денег- десять тысяч талантов… И царь проявил милосердие и простил его.Не успел этот человек выйти на улицу, как встретил своего приятеля, который должен был ему несколько динариев, и стал требовать с него долг.Динарий- это была зарплата за один день.(. )Схватил его, начал душить: «Отдай мне, что должен. »Повел его и посадил в темницу.Друзья этого человека увидели всё это, очень огорчились, пошли и сказали царю… Тогда царь разгневался и приказал схватить и бросить его в темницу, доколе не отдаст всего долга, десять тысяч талантов.И сказал: «Лукавый раб! Я простил тебе весь долг.Не надлежало ли и тебе простить долг своему товарищу?»

Когда нам трудно бывает простить какую-то обиду, если мы ее долго носим в своем сердце- неделями, месяцами, годами,- то это создает непреодолимый барьер между нами и Богом. У нас много таких барьеров- это и наши грехи, это и наше легкомыслие… Но один из самых серьезных барьеров- это именно барьер непрощения, когда старые обиды связывают нас по рукам и ногам.(…)Как своему сердцу приказать простить какого-то человека, когда я не могу простить ему, когда это очень тяжело для меня? Следует понять, что прощение- это не чувство, прощение- это направление моей воли.Следует принести молитву Господу , сказать: Господи, я не могу по своему естеству, по своему испорченному сердцу, греховному и немощному, простить этого человека, но я хочу это сделать, хочу лишь потому, что это сказано в Твоем Слове, что об этом сказано в молитве, которую Ты нам оставил, единственной молитве.Ты включил туда это прошение необходимости прощать.И наверное, это очень важно.Поэтому я прошу, Господи,- дай мне силы простить этому человеку.»

И если мы так поступим, то увидим, что пройдет некоторое время, быть может, даже очень короткое, когда в нашем сердце появится…такое чувство, что мы уже иначе относимся к какой-то неприятности, которая имела место в прошлом.И, как говорил апостол: «Будем прощать друг друга, потому что и Бог во Христе простил нас.»(…)

Поэтому и мы призваны прощать друг друга, потому что Бог во Христе простил нас.Он простил нечестие тех, которые распяли Его Сына, и мы не должны думать, что мы не имеем к этому никакого отношения.Нет.Он понес на Себе наши немощи, наши болезни, Он берет на Себя грехи мира, в том числе и наши с вами, как и сказал Иоанн Предтеча: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.»

Читать еще:  «Матроны.Ру», которые должны были случиться

Будем помнить, что жизнь наша может быть по-настоящему радостной, по-настоящему полной, если она будет открыта Богу, если мы будем прощать своих ближних, как Бог простил нас в Сыне Своем.Аминь.

Печатается в сокращении.

Из книги: Прот.А.Борисов.Начало пути христианина.-М., Эксмо,2008.

Протоиерей Александр Борисов: Я просил солдат не поднимать оружия

Во вторник священники Русской православной церкви опубликовали открытое письмо в поддержку фигурантов «московского дела». Свои подписи под ним поставили 52 человека. Это первый случай при президентстве Владимира Путина, когда священники выступают в поддержку заключенных. Русская служба Би-би-си поговорила со священниками, подписавшими письмо, о том, что их сподвигло на такой поступок.

Открытое письмо священников опубликовало издание «Правмир». В нем они призвали пересмотреть приговоры, по котором участники акций протеста, прошедших этим летом в Москве, получили реальные сроки лишения свободы, и выразили надежду на то, что других фигурантов дела, которые еще ожидают суда, отпустят на свободу.

«В отношении фигурантов «московского дела» вызывают наше недоумение приговоры суда в сравнении с другими, гораздо более мягкими приговорами, которые вынесли российские суды обвиняемым в более тяжелых преступлениях. Мы считаем, что наказание должно быть соразмерно нарушению закона, а власть накладывает на человека дополнительную ответственность, а не освобождает от нее. В противном случае само правосудие превращается в насмешку и «массовый беспорядок», — говорится в письме, подписи под которым на данный момент поставили 52 священника.

В письме они также обращаются к судьям: «Многие из вас крещены в православной Церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью».

Опубликовав письмо, священники исполнили «пастырский долг печалования», то есть ходатайства об осужденных. Это первый подобный случай за время президентства Владимира Путина, пояснил Би-би-си протодиакон Андрей Кураев.

Утром 18 сентября письмо прокомментировали в РПЦ. Замглавы отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе назвал его «попыткой участия в правозащитной деятельности, которая де-факто превратилась в политическую декларацию».

Церковь «имеет право печалования и активно им пользуется», а в России, «как и в любой стране», есть несправедливо осужденные, «но когда из них всех выбирается несколько подсудимых, наиболее известных по СМИ, это политика, а не печалование», заявил он.

Позже на сайте синодального отдела появилось сообщение о том, что РПЦ намерена изучить материалы уголовных дел тех, кто упомянут в письме священников.

«Учитывая общественную значимость судебного процесса в отношении задержанных в ходе протестов, правозащитному центру Всемирного Русского Народного Собора поручено озаботиться изучением материалов дел лиц, упомянутых в вышеназванном заявлении, и иных лиц на предмет возможного нарушения их прав в ходе судебного процесса и, в случае в необходимости, оказать им квалифицированную правовую помощь», — говорится в сообщении.

Русская служба Би-би-си поговорила с некоторыми священниками, подписавшими письмо, о том, почему они это сделали и считают ли свой поступок политическим.

Иерей Владимир Лапшин, и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке

Я подписал письмо, потому что мы устали от несвободы. Я устал. Я подписывал, как человек. Там в преамбуле письма написано, что каждый сам по себе, каждый сам за себя подписывает письмо. Это не какая-то коллективная декларация. Это все желающие, кто хочет, от себя подписывает.

Я подписал письмо просто как человек, который живет в этой стране, как отец, как дед, которому страшно за внуков, которые будут жить в этой стране.

Протоирей Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине

Я подписал письмо, потому что такие жестокие приговоры за вполне невинные действия вызывают в обществе только озлобление, противостояние и так далее. То есть очень немирную, экстремальную ситуацию.

Поскольку служение христиан, как говорил апостол Павел, это служение примирения, то мне кажется, такое письмо как раз призвано примирить стороны и призвать к тому, чтобы не было такого противостояния. Конечно, прежде всего путем пересмотра мер наказания, Потому что за брошенную пустую бутылку два-четыре года тюрьмы? Это совсем уж неадекватно. Ну, максимум 15 суток, штраф какой-нибудь небольшой.

Так что я думаю, это будет способствовать только такому озлоблению в обществе, поскольку Господь говорит, что блаженны миротворцы. Так что именно с этой миротворческой целью я подписал письмо, как и все остальные.

Это письмо — не политическая декларация. Это только призыв к тому, чтобы была адекватная реакция на эти действия.

Я согласен, что участие в несогласованных митингах — это неправильно. Но такого рода жестокие наказания будут только усиливать это противостояние. Поэтому я думаю, что если власти согласятся на пересмотр [приговоров], то это принесет им огромную пользу.

Это покажет демократически настроенному населению, что власть принимает его во внимание. Для большинства таких людей это будет и другой взгляд на церковь, что церковь не равнодушна к такого рода событиям.

Протоирей Андрей Лоргус, заштатный клирик храма святителя Николая на Трех Горах, директор Института христианской психологии

Я подписал письмо, потому что [фигуранты «московского дела»] — это мои прихожане в каком-то смысле. У некоторых семей, которые как раз являются прихожанами моего храма и тех храмов, где я служил, возникли сложные юридические ситуации и сложные отношения с правоохранительными органами. Поэтому это моя забота, моя совесть, моя печаль, моя боль.

Читать еще:  Не удерживай Меня! Магдалина, Петр и Вознесение

Не могу сказать, что я подробно слежу за каждым делом. Скорее я нахожусь в живом контакте с людьми, которые связаны с этим. Они обращаются ко мне как к священнику и рассказывают про него [«московское дело»].

Я знаю, что кто-то письмо не подписал, но это дело каждого. Понимаете, у священника есть одна трудность, которая останавливает его от того, чтобы подписать то или иное общественное открытое письмо. У него есть тайна исповеди. И у него есть связь с людьми и с той стороны, и с другой, и с третьей.

И поэтому священник не может занимать какую-то одну позицию: я за этих и против этих. Так невозможно.

Поэтому есть священники, которые очень деликатно относятся к любой позиции и боятся ее высказывать, чтобы не оказаться критиками тех людей, которые к ним обращаются и которые приходят к ним на исповедь, за советом, на беседу.

В ответе РПЦ на наше письмо есть одна очень верная фраза, что пастырь призван воспитывать и праведных судей, и праведных полицейских, и всех. Это верно, но это-то как раз мы и имели в виду как цель.

Для меня важно и солдат, и офицеров, и судей, и надсмотрщиков в тюрьмах — всех их призвать к правде божьей.

Ведь они же тоже приходят на исповедь, они же тоже хотят быть перед Богом в ответе. В этом смысле я рассматриваю письмо как призыв ко всем ним. Как призыв пасторский, не обличительный. Подумайте, ребята, что вы делаете.

Протоиерей Александр Борисов

«Все три решающих для страны дня протоиерей Александр Борисов проведет на московских улицах. Депутат Моссовета, настоятель храма св. бессребреников Космы и Дамиана, он станет автором знаменитого воззвания к солдатам, пронесет вместе с тысячами людей триколор до Красной площади и отслужит панихиду по погибшим.

«Мы подошли к танку, я стучу. Крышка танка открывается. Спрашиваю: «Ребят, сколько вас там человек?» Молчат, растеряны. «Это военная тайна? Мы хотим вам Евангелие дать». – «О, нас тут шесть человек. Давайте». Высовываются руки».

22 августа 1991 год. Проносят флаг России. В первых рядах колонны идет отец Александр Борисов

Плод веры. Беседа с протоиереем Александром Борисовым. Часть 1

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Протоиерей Александр Борисов

Предыдущие выпуски

  • 14 апреля 2020 г. Плод веры. О Златоустовском монастыре г. Москвы
  • 7 апреля 2020 г. Плод веры. Директор Музея военной истории Российского военно-исторического общества Елена Синицина. Часть 2
  • 1 апреля 2020 г. Плод веры. Директор Музея военной истории Российского военно-исторического общества Елена Синицина. Часть 1
  • 24 марта 2020 г. Плод веры. Генеральный директор Института Русского Афона Валерий Пирогов. Часть 2

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 28 мая 2020 г. Лекции профессора А.И.Осипова (Москва)

А.И. Осипов. Без подвига нет совершенства. Часть 1

28 мая 2020 г. «Православная Брянщина» (Брянск)

Православная Брянщина. Возрождение Никольского храма в с. Елисеевичи Брянской обл.

28 мая 2020 г. «Сказки Добролесья» (Екатеринбург)

Сказки Добролесья. На обиженных воду возят

28 мая 2020 г. «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 28 мая

28 мая 2020 г. «Письма из провинции» (Нижний Новгород)

Письма из провинции (Нижний Новгород). Выпуск от 28 мая

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

Епархия
Телеканал
Радио
Газета
Журнал
Типография
Семинария

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector