0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прот. Владимир Вигилянский о признаках деградации общества

ВИГИЛЯНСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

В 1977 году закончил Литературный институт имени Горького, отделение литературной критики. Печатался в качестве критика и публициста с 1969 года.

В 1979-1988 годах — научный сотрудник Института Искусствознания Министерства культуры СССР.

В 1982-1985 годах — внештатный сотрудник Издательства Московской Патриархии.

В 1988-1991 годах — заведующий отделом журнала «Огонёк», член редколлегии.

С 1991 года — член Союза российских писателей.

В 1991-1995 годах — главный редактор журнала «Русская виза», редактор-стилист русского издания «Нью-Йорк таймс», штатный сотрудник газеты «Московские новости».

14 февраля 1995 года был рукоположен во диакона в храме Знамения Пресвятой Богородицы, что у станции метро «Рижская» города Москвы патриархом Московским и всея Руси Алексием II, и с этого же дня диакон-чтец в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы.

26 сентября 1995 года был рукоположен во иерея патриархом Московским и всея Руси Алексием II ко храму святой мученицы Татианы при МГУ города Москвы.

В 1996-1998 годах вёл курсы «Церковной публицистики» и «Радиожурналистики» в Институте церковной журналистики при Издательском Совете Русской Православной Церкви.

В 1998-2005 годах читал курсы лекций «Основы теории журналистики» и «Церковной публицистики» в Российском православном университете ап. Иоанна Богослова.

В 1999-2004 годах читал курс «Современные формы миссионерства» в Высшем пастырском училище при Сретенском монастыре.

В 2001-2005 годах — декан факультета Православной журналистики в Российском православном университете апостола Иоанна Богослова.

В октябре 2004 года руководил пресс-службой Архиерейского Собора 2004 года.

В декабре 2004 года назначен руководителем пресс-службы Московской Патриархии.

С 2005 года — редактор нового официального информационного ресурса Русской Православной Церкви Московского Патриархата «Патриархия.ru».

С 2006 года — член-корреспондент РАЕН.

С сентября 2009 года в связи с преобразованием Пресс-службы Московской Патриархии в Пресс-службу Патриарха Московского и всея Руси стал руководителем последней.

31 марта 2010 года был возведён в сан протоиерея патриархом Московским и всея Руси Кириллом в кафедральном соборном храме Христа Спасителя города Москвы.

В марте 2012 года был назначен настоятелем строящегося храма святителя Василия Великого в деревне Зайцево Одинцовского района Московской области и духовником гимназии святителя Василия Великого там же, в связи с чем в июне 2012 года был освобождён от должности руководителя пресс-службы патриарха Московского и всея Руси.

31 августа 2012 года назначен настоятелем храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова с сохранением попечения о домовом храме гимназии свт. Василия Великого.

3 октября 2014 года включён в состав комиссии по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ, с 15 октября 2018 года — комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [1].

Женат на Олесе (Ольге) Александровне Николаевой, поэтессе, писательнице и публицисте. Имеет троих детей в том числе сына Николая (ныне диакон) и семь внуков.

Сочинения

Автор двух книг и многочисленных публикаций (более 200) в светской и церковной печати.

  • «Последняя грань». Издательстве Сретенского монастыря, 1988.

Его статьи публиковались в научных изданиях издательства «Искусство», альманахе «Поэзия», журналах «Новый мир», «Огонек», «Литературное обозрение», «Знамя», «Православная беседа», «Журнал Московской Патриархии», в светских и церковных газетах — «Литературная газета», «Независимая газета», «Московские новости», «Неделя», «Радонеж», «Татьянин день» и др.

Награды

  • орден святителя Иннокентия Московского III степени (указом патриарха Алексия II, к пятидесятилетию за усердные миссионерские труды, 2001)
  • камилавка (от патриарха Алексия II, к Пасхе 2002)
  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени (во внимание к трудам и в связи с 250-летием МГУ им. М.В. Ломоносова и 10-летием возобновления богослужебной жизни храма мц. Татианы)
  • наперсный крест (от патриарха Алексия II, 27 апреля 2005)
  • орден преподобного Серафима Саровского III степени (7 апреля 2006)
  • медаль во имя сщмч. Иоанна, Архиепископа Рижского, I степени, (Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, 2006)
  • орден св. равноап. кн. Владимира III степени (во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 60-летем со дня рождения, 6 марта 2011)
  • палица (6 апреля 2015, за усердное служение Церкви Божией [2])

Протоиерей Владимир Вигилянский: Мы приближаемся к временам Византии, когда догматы церкви обсуждались на рынках

Православным, живущим за рубежом, придется решать, с каким храмом и священником они будут связаны. Но такой выбор вставал перед многими эмигрантами на протяжении всей советской эпохи, считает бывший глава пресс-службы московского патриарха п ротоиерей Владимир Вигилянский

17 октября 2018 10:59

Р азрыв общения между РПЦ и Константинопольским патриархатом и его значение для рядовых верующих — проблема, которая делится на несколько подвопросов. Так, рядовых верующих на территории России этот вопрос не затрагивает никак. Для них все остается как было. Они могут даже ничего не знать о произошедшем. А вот смешанные семьи, живущие вне России, это уже ставит перед определенным выбором. В Западной Европе, Америке и некоторых других странах большинство русских храмов находится под управлением Константинопольского патриархата — это наследие советской истории, когда в поисках окормления часть православных эмигрантов, не присоединившихся к Русской православной церкви за рубежом, перешли под омофор Вселенского патриарха. Поскольку теперь Русская православная церковь запрещает своим верующим причащаться в таких храмах, они столкнутся со сложностями.

Какие-то затруднения появятся и у путешествующих на Афон или живущих в Северной Греции, которая находится в юрисдикции Константинополя. Так что на разных группах верующих это скажется по-разному. Кто-то не заметит, а кому-то придется принимать решения, поскольку наша церковь, считайте, запрещает участвовать в таинствах церкви под юрисдикцией Фанара, а значит, не будет признавать крещение и венчание, совершенные в этих храмах.

Читать еще:  Буклеты к празднованию памяти святых Петра и Февронии

Но в этом смысле ситуация за рубежом вернется к положению, известному из недавней истории. Ведь, скажем, для зарубежной русской церкви таинства в храмах Московской патриархии считались безблагодатными. Они их не признавали. Из-за этого часть зарубежников так и не смогла признать объединение с Москвой. Что ж, люди тогда тоже выбирали, какой храм им ближе, с кем они хотят быть. Я человек пожилой, поэтому помню, как решался вопрос верующими внутри СССР. Мы ведь тоже знали, в какой храм ходить не стоит (потому что священник там, например, излишне связан с властями), и вместо этого ездили, например, в Псково-Печерский монастырь.

Предполагаю, что на Афоне все останется так, как и было заведено, — втайне и от Московского, и от Константинопольского патриархата

Люди прекрасно ориентировались и будут ориентироваться сейчас. Почему-то принято думать, что большинству нынешних верующих абсолютно все равно, в какой храм ходить, лишь бы было «Господу помолимся — Господи, помилуй». Но это совершенно не так. Видимо, мы приближаемся к временам Византии, когда на рынках обсуждались догматические вопросы и именно народ судил, кто отпал от веры, а кто нет. Сейчас люди тоже все отсортируют. Кто-то признает для себя решение РПЦ, кто-то посчитает, что ему ближе его константинопольский приход, но думаю, что таких будет меньшинство. Я и сейчас знаю живущие в Германии семьи, которые возят причащать своих детей в соседний город, потому что в их городе «батюшка не тот». Так что не думаю, что уже сложившийся баланс может сильно измениться.

Как-то решится и с Афоном. Я неплохо знаю наших афонитов — и богатых паломников, и просто фанатиков Святой горы. Знаю и местную ситуацию. Думаю, что большинство афонских монахов поддерживают Московский патриархат в споре по поводу Украины и не согласны с действиями Варфоломея. Они принадлежат к Константинопольскому патриархату, но не особенно любят патриарха. Да и самому Варфоломею от Афона не нужно ничего, кроме поминовения на службах. У постоянных паломников на Афон там обычно есть свои духовники — греческие монахи. Они могут спросить у них, как следует поступать, когда Московский патриархат запретил принимать таинства на Афоне. И как духовник скажет, так они и будут действовать. Не могу судить, но предполагаю, что втайне и от Московского, и от Константинопольского патриархата все там останется, как и было заведено.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • по миру (1805)
  • Мир животных (493)
  • мир растений (252)
  • Интересное в мире (88)
  • немного о кулинарии (1348)
  • сладкая выпечка (365)
  • салаты (249)
  • мясные блюда (202)
  • выпечка (151)
  • напитки (112)
  • овощные (103)
  • украшение (95)
  • рыба (71)
  • ВТОРЫЕ БЛЮДА (5)
  • ЗАГОТОВКИ (1)
  • СУПЫ (1)
  • модели фасоны (1183)
  • Комплекты блузки брюки юбки (625)
  • платья (449)
  • вечерняя мода (212)
  • Мир подиума (115)
  • МОДА ИЗ ИНТЕРНЕТА (107)
  • живопись фото художественное (1133)
  • о жизни (1130)
  • интересные факты (138)
  • Интерьер-дизайн (1027)
  • ДОМА НА ЗЕМЛЕ (21)
  • КВАРТИРЫ (16)
  • Красивый дом (985)
  • сделаем сами укпашения для дома (235)
  • украсим дом к празднику (47)
  • украшения для кухни (9)
  • кашпо (4)
  • это полезно (648)
  • Путешествия-мир (548)
  • автомир (537)
  • Украшения (527)
  • любуемся (265)
  • украшения своими руками (130)
  • украшения для волос (22)
  • красота женщины (487)
  • уход (202)
  • макияж (90)
  • прически (78)
  • питание для красоты и здоровья (29)
  • немного о психологии (452)
  • Что такое гардероб? (446)
  • с чем носить (303)
  • КАК ПРАВИЛЬНО НАДО (16)
  • сад-огород-дача (298)
  • просто-так (292)
  • Новогодние хлопоты (281)
  • вязание (270)
  • шью сама (236)
  • украшение одежды (Я САМА) (31)
  • чушь всякая (230)
  • Красивые фото (164)
  • игрушки (143)
  • Удивительный мир (121)
  • вера (118)
  • Бисероплетение (105)
  • Скульптуры Памятники (98)
  • для души (77)
  • Хакасия- моя родина (72)
  • поделки из ничего (69)
  • Цветы — сделаем сами (53)
  • детские модели одежды (50)
  • сумки (40)
  • бутылки-роспись, украшение (32)
  • Красивые места планеты (30)
  • Шторы (28)
  • Парки сады (24)
  • Красивые города (23)
  • Живопись улиц (23)
  • Игры с детьми (23)
  • ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ (16)
  • рукоделие-валяние шерсти (12)
  • День Святого Валентина (9)
  • мои работы (8)
  • ВОСПИТАНИЕ (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Прот. Владимир Вигилянский: конец света – суицидальность современной культуры


Источник: РИА Новости

Календарь древних майя обрывается на 21 декабря 2012 года, что дало повод для заявлений о предсказанном майя конце света и вызвало широкий общественный резонанс в разных странах мира. Об отношении Церкви к этому явлению, о признаках Апокалипсиса, подростковом состоянии человечества, суицидальном характере современной культуры и других причинах психоза наших дней рассказал в беседе с журналисткой РИА Новости Ольгой Липич экс-глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси, настоятель Татианинского храма при МГУ имени М.В. Ломоносова, член Союза журналистов и Союза писателей России протоиерей Владимир Вигилянский.

— Отец Владимир, как Церковь относилась в прошлом и как относится сегодня к идее конца света? Будет ли он и если да, то когда?

— Люди в Церкви, конечно, руководствуются теми евангельскими строками, которые есть. Потому что Сам Господь Иисус Христос говорит об этом: в Евангелиях от апостолов — в каждом из них есть целая глава, посвященная «кончине века сего» (то есть концу света).

Христос довольно подробно возвещал ученикам о признаках конца света, которые будут, и ученики Христа даже ждали конца света. Апокалипсическое ощущение — что он придет — свойственно было во многие века, потому что сказано о тех вещах, которые повторяются в самые разные времена. В частности, Христос говорит, что одним из признаков конца света будет «умножение беззакония» и что «во многих охладеет любовь». Это свойственно человеческому роду. И каждый, оглянувшись вокруг и заглянув вглубь себя, может подтвердить это. Так было во многие времена.

Читать еще:  Педиатр Григорий Шеянов: Как распознать у ребенка неотложное состояние

Говорится о землетрясениях, голоде, войнах, когда народы идут на другие народы, когда предают родители своих детей, брат — брата и так далее, — это все тоже происходило в разные эпохи в разных странах. И мы в XX веке претерпевали это: были и мировые войны, и тоталитарные режимы, во время которых люди предавали друг друга. Гонения на христиан — признак конца света, уничтожение проповедующих, что тоже мы претерпевали в XX веке.

При этом Господь говорит, что никто, даже святые и ангелы, не знают этого часа — только Отец Небесный.

— Почему же тогда в XXI веке, не обагренном пока мировыми войнами или воинствующим атеизмом, тиражируются конкретные даты конца света и доводят некоторых до психоза?

— Ощущение деградации нашей цивилизации есть во многих людях самых разных профессий и устремлений. Действительно, мы все являемся свидетелями того, что рвется связь времен, уничтожаются традиции, время, мы (человечество) не учимся на своих ошибках и приумножаем эти ошибки и грехи. Это внутреннее ощущение разлито в мире, и очень многие люди падки на то, чтобы верить в конец этого века, света.

Мы являемся свидетелями того, что наша планета Земля уже изношена, она постарела. Уничтожены и продолжают уничтожаться многие виды животных, растений, о чем свидетельствует Красная книга, исчерпываются полезные ископаемые. Цивилизация сама себя съедает. У природы уже не хватает ресурсов, чтоб содержать человечество, а мы безжалостно ее проедаем. Это ощущение тоже подсознательно присутствует у людей.

Поэтому предсказания конца света ложатся на психологически подготовленную почву. Мы видим какое-то отсутствие надежды на стабильность. Этим я объясняю наблюдающийся в последние десятилетия время от времени психоз.

Кроме того, современная культура имеет суицидальный характер, и мы видим нарастание суицидальности во всех видах культуры. Если будем сравнивать музыку, архитектуру прошлого, рвущуюся к небу, то придем к такому выводу. Только что я был в Италии, видел прекрасные мозаики V века, резьбу по камню X-XII веков — люди создавали это для будущего, для других, для потомков. А сейчас перспективы делания для будущего нет ни в чем — люди живут сегодняшним днем, сиюминутным наслаждением. Даже в науке — поразительная вещь: та наука хороша, которая приносит доход сегодня, а не через сто или тысячу лет. Это рождает пессимистический настрой людей.

— Но христиане сегодня не выглядят пессимистами и паникерами. В чем основания для спокойствия, помимо того, что «не ваше дело знать времена или сроки»?

— Казалось бы, христиане должны быть больше всех приверженцами и распространителями ощущения конца света. Но именно христиане, самых разных конфессий — наибольшие противники этого психоза и всегда очень скептически относятся к подобного рода разговорам. Потому что среди христиан эта любовь (о которой говорится в Писании) еще не оскудела.

Мы видим, что ради праведников Господь милует. Бывали и пострашнее времена и ситуации. Господь дает людям время для покаяния. Во всех Евангелиях Он говорит, что еще не закончена христианская миссия в мире, что должно быть проповедано Евангелие по всему миру, и еще впереди большие труды, связанные с этим.

По евангельскому свидетельству, все это — только «начало болезни». Самый главный признак конца света — это когда «будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за Мое имя» (Евангелие от Матфея).

Да, мы уже вступили в апокалипсические времена, но это только начало. Могут пройти тысячелетия до финальной стадии. Но то, что это будет, в это мы, христиане, верим. Просто не сейчас.

Господь говорит о том, что появятся лжепророки, лже-Христы, которые соблазнят очень многих людей. Но этого еще пока нет.

— А что вы думаете о ближайшей назначенной дате конца света — о 21 декабря 2012 года, когда обрывается календарь майя?

— Это очень невежественное толкование, что кончается какой-то календарь, значит нужно ждать конца света. Любой календарь, который висит на стене, имеет конец — 31 декабря (в нашей современной традиции). Можно на этом основании впадать в панику хоть каждый год.

Вообще всякая нумерология, видение мистики цифр — это чисто магическое отношение к жизни, к истории. Христианство это отрицает категорически.

— Что бы вы посоветовали людям в свете сегодняшних размышлений о конце света?

— Конечно, человечество должно образумиться, выйти из подросткового состояния. Пора быть взрослыми людьми. У нас (в обществе) явное проявление синдрома подростка. Это, с одной стороны — полная дегероизация, с другой-
нелюбовь к традициям и их отсутствие, неуважение к старшим, к нашим предкам, к знаниям, горделивое представление, что «я все знаю».

Кроме того, гедонистическое психологическое состояние — это типичные подростковые дела. Подростку еще свойственно невежество и нежелание думать о ближних — только о себе.

Бывали времена, когда культура и цивилизация становилась взрослой. То есть развитие происходит волнообразно. Но сейчас — полный упадок. Мы катимся вниз в любом направлении, в любой профессии: культура,просвещение, экономика, природопользование — все идет вниз. Там газа — на 25 лет, там нефти — на 75 лет — уже подсчитано, когда все будет исчерпано. Леса, вода пресная — все имеет конец. Поэтому человечеству пора вести себя на Земле более ответственно и взросло.

Любовь — дар и задание

Сегодня исполнился год со дня интронизации Патриарха Кирилла. 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя при большом стечении верующих и приглашенных гостей над Патриархом было провозглашено «Аксиос» («Достоин»).

Читать еще:  Почему ученые советуют спать вместе с младенцем

Каким мы увидели Патриарха Кирилла за первый год служения? Чему удивились, чему научились, что заметили? На вопросы корреспондента «РГ» отвечает глава пресс-службы Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский.

Российская газета: Отец Владимир, какая-нибудь неожиданная или очень яркая черта выделилась в Патриархе за первый год служения?

Протоиерей Владимир Вигилянский: Мы все знаем Патриарха как человека чрезвычайно яркого. Проявления его яркости и энергии постоянны.

Но прежде всего за этот год стало видно, что он полностью выкладывает себя на поприще Патриаршего служения. За год он провел более 230 богослужений. Человеку, далекому от Церкви, эта цифра ничего не говорит, но церковным людям она говорит очень многое. Патриарх очень много времени проводит в молитве.

И еще одна черта. Мы, конечно, всегда знали о том, что он яркий проповедник. Но его проповеди, выступления перед общественностью, молодежью, во время Патриаршего служения говорят о том, что этот человек — настоящий генератор идей.

РГ: Можете поделиться какими-то секретами из жизни Патриарха?

Вигилянский: Скорее, опытом наблюдений. Он уезжает «с работы» намного позже всех. И уже все в Патриархии расходятся, а он еще остается. И приезжает иногда очень рано. Часто бывает, что мы приходим на работу, а Святейший уже здесь. Он полностью отдает себя делу, Церкви. И очень предан своему Патриаршему служению.

РГ: Качество, которое вас удивило?

Вигилянский: Я увидел совершенно бесстрашного человека. Я бывал на некоторых переговорах Патриарха и наблюдал, как он проводит эти часто сложные переговоры с разными людьми, например с президентом Украины Виктором Ющенко или президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с представителями других Церквей, со светскими людьми. Он ни разу не пытался мимикрировать, подстроиться под мнение своего собеседника.

РГ: Самое большое свершение первого года его Патриаршего служения?

Вигилянский: В этом году пришли к своему логическому завершению процессы, которые происходили в Церкви годами, и события, которые долго готовились. Например, все то же введение в школе уроков Основ православной культуры или присутствие священнослужителей в армии. Но это одновременно и показатель той твердости и целеустремленности, которые явлены в характере Патриарха.

Из интервью Патриарха Кирилла телеканалу «Россия».

О лестнице в небо

Есть такая притча. Человек прислонил лестницу к стене и полез, лестница длинная и опасная. Человек напрягает все свои силы, чтобы достичь цели, поднимается на самый верх. И вдруг понимает, что не к той стене он лестницу подставил. Состояние у него такое, что он готов сброситься с этой лестницы вниз. Столько сил, столько энергии и времени он потратил. Вот что такое молодежь. Это возраст, когда человек подставляет лестницу и по ней он полезет вверх. И это будет не простое восхождение. И как важно, чтобы, достигнув вершины, он сказал — это то, я избрал правильный путь. Мне кажется, что многие молодые люди сегодня не туда лестницу подставляют. Они даже треть пути не пройдут — сорвутся. Вот почему мне хочется встречаться с молодежью. Вот почему мне хочется сказать им от своего опыта, от тысячелетнего опыта Церкви, но передать это в словах понятных молодым людям. Чтобы возбудить некую ревность позаботиться о самих себе и не делать роковых ошибок.

О праведниках и грешниках

. Человек имеет внутри себя склонность ко греху. Это притяжение греха обусловлено тем, что человек не живет по Божьим заповедям. Наш отказ жить по Божьем закону создает некую внутреннюю трещину в целостной природе человека. Это как здание с трещиной. Вот оно стоит и может долго стоять, а если тряханет, как на Гаити тряхануло, то здание с трещинами падает. Что такое святость? Святость — это целостность человека, это в первую очередь внутренняя сила. Святого человека не может поколебать никакое землетрясение. Ни физическое, ни духовное. Он самодостаточен. И что очень важно: у этого человека есть внутреннее зрение. Почему праведный считает себя грешником — потому что ему хватает мужества и внутреннего зрения видеть свою неправду. А грешный человек — он ничего не видит, только собственное «Я» в розовом свете. Один реалист, другой фантазер. Один человек целостный и сильный, а другой внутренне слабый.

О труде Патриарха

. Я не думаю, что, опираясь на свои собственные силы, можно осуществлять это служение. Минувший год меня убедил, что без помощи Божьей, которая обеспечивается в первую очередь молитвой миллионов людей, осуществлять это служение практически невозможно. Для меня первый год был годом неких духовных потрясений. То, чего я раньше не испытывал и не чувствовал. Я очень чувствую руку Божью. Я вижу поддержку верующего народа, который со слезами молится о Патриархе. И пока будет так, Патриарх сможет справляться со своими обязанностями.

О любви и влюбленности

. Вы плохо думаете о человеке. Можно поддаться этому чувству и жить с этим. Можно сделать этому человеку добро, и тогда меняется отношение к этому человеку. Любовь — это такая ориентация человеческой воли, которая направляет поступки человека к совершению добра.

. Вот встретились молодые люди, про них говорят: полюбили друг друга. Это большой вопрос полюбили или нет. Это большое испытание, и жизнь покажет, есть здесь любовь или нет. А вот, для того, чтобы влюбленность переросла в любовь, нужно направлять волю к добру. Нужно отдавать часть самого себя другому человеку. Поэтому любовь, с одной стороны, дар, а с другой стороны — задание, которое Бог перед каждым из нас ставит. Вот пока это в роде человеческом существует, существует такое понятие, как «общность» людей, существует такое понятие, как «добро», потому что в основе добра всегда любовь. Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector