0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прошагаем! Как одна учительница инклюзивный класс создавала

Технология работы учителя на уроке в инклюзивном классе

Технология работы учителя начальных классов на уроке в инклюзивном классе .

Мне бы хотелось начать эту статью словами П. Шумана « Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования педагога».

Цель образования: достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Но действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Что же это такое?

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Конечно, педагогам очень сложно работать в разнородном классе, но если педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, то все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.

Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:

Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;

Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;

Коррекционно-развивающая — в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что успешность обучения таких детей во многом зависит от своевременной и тактичной помощи учителя. Я, как педагог, стараюсь оказывать ее по принципу от минимальной к максимальной по 4 направлениям:

Трудность в том, что приходится составлять план урока отдельно — для всего класса и для ребенка с ОВЗ.

Методы и приемы на уроках с детьми ОВЗ

В процессе обучения использую:

четкие указания, как устно, так и письменно, порой одним глаголом ;

поэтапно разъясняю задания;

учу последовательно выполнять задания;

повторяю инструкции к выполнению задания;

демонстрирую уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

использую индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

акцентирую внимание на хороших оценках;

разрешаю переделать задание, с которым ученик не справился и оцениваю его.

Совместно с учеником пошагово анализирую выполнение задания. Работа в группах позволяет такому ученику раскрыться и учиться у своих товарищей. Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов.

Стараюсь облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор, схем, таблиц.

Активизирую работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Например, когда весь класс пишет несколько строчек букв, такой ребенок, написав 1 строку, может лепить их из пластилина, работать с интерактивной доской и т.д.

Мне очень помогает:

Введение физминуток через 15-20 минут.

Создание ситуации успеха на занятии.(выполнить посильный объем работы и получить одобрение, похвалу)

Оптимальная смена видов заданий (игровых, познавательных, вербальных и практических).

Точность и краткость инструкции к заданию.

Связь обучения с жизнью.

Постоянное управление вниманием.

Главная составляющая работы — общение и индивидуальный подход.

Особую роль играет психология общения в ходе занятия, стиль общения. Важно, чтобы обучение было без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии). Сегодня в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть формируется «идеальный педагог», обладающий такими качествами: чуткость и такт, креативность, гибкость мышления и др.

Но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Необходимо наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель-дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Они создают индивидуальный учебный план и индивидуальную образовательную программу ребенка с особыми образовательными потребностями.

Индивидуальная образовательная программа — документ, дающий представление о содержании деятельности учащегося, направленной на реализацию заявленных целей. Образовательная программа проектируется коллективом педагогов-предметников и специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающие занятия.

Индивидуальный учебный план — совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимися, их родителями (законными представителями).

Дети с ограниченными возможностями нуждаются в нашей поддержке и понимании. Давайте поможем им обрести уверенность в своих силах .

1. Леско Д. Основные принципы инклюзии // Здоровье детей 2008.

2.Иденбаум Е.Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условия: проблемы, предпосылки, некоторые варианты организации и содержания Иркутск 2008.с8

3.РООИ « Перспектива» « На пути к инклюзивной школе» ( пособие для учителей) 2005.с 1-42

4. Рубцова В.В. Психолого – педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование 2010. С 6-20

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы — под ред. В.В.Воронковой — Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. — М.»Просвещение», 2008.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2011

Журналы «Начальная школа» с 1976 по 1996 годы.

Прошагаем! Как одна учительница инклюзивный класс создавала

Войти

Учителю инклюзивного класса

Пост из блога Николь Эредикс (Nicole Eredics), в котором она сама про себя пишет:
«Я горячая сторонница инклюзивного образования и обожаю рассказывать людям о том, что узнала за прошедшие 20 лет, будучи учителем инклюзивного класса, матерью, правозащитником, писателем и оратором».

Читать еще:  Зачем поют псалом изгнания и каков смысл Недели о блудном сыне

10 СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ В КЛАССЕ
Исследования и опыт свидетельствуют: чтобы добиться в жизни успеха, необходимы навыки общения. Учителя инклюзивных классов преподают эти навыки на самом высоком уровне, поощряют и практикуют сами, добиваясь включения разных учеников в жизнь класса и помогая детям приспособиться друг к другу. По существу инклюзивный класс – это модель реального мира, где сосуществуют люди из различных слоев общества и с разными способностями. На самом деле в США есть школы, учебный план которых составлен специально с прицелом на коммуникативные навыки и эмоциональное развитие детей. Ниже приведены некоторые способы, с помощью которых можно углубить инклюзию и развить навыки общения учеников:

1. Учитель — пример для учеников

Если Вы хотите научить детей уметь общаться, Вы должны стать для них примером. Доброжелательность и позитивное отношение учителя задает тон общению между учениками в классе. Они учатся взаимодействовать и ценить друг друга. Например, если учитель ожидает от учеников, что они будут говорить «про себя», то и он не должен повышать голос, чтобы привлечь внимание класса. Иными словами, поступай так, как хочешь, чтобы поступали твои ученики.

2. Возлагайте на учеников обязанности по классу

Ученики, у которых есть обязанности по классу, имеют возможность продемонстрировать свою ответственность, умение работать в команде и быть лидерами. Выполнение заданий, например, раздать работы, отметить присутствующих или возглавить группу, подчеркивает сильные стороны ученика, что в свою очередь придает ему уверенность. И при этом уменьшается нагрузка на учителя. Часто учителя меняют ответственных еженедельно или ежемесячно, чтобы у каждого ученика была возможность проявить себя.

3. Разыгрывайте по ролям коммуникативные ситуации

Всякий учитель знает, что важны не только теоретические знания, но и возможность попрактиковаться в пройденном. Например, если мы обучаем умножению, то даем практическое задание, чтобы дети показали свои знания. Аналогичное правило действует и для навыков общения. Необходимо давать ученикам возможность попрактиковаться в применении этих навыков. Разыгрывание по ролям – эффективный метод практического обучения навыкам общения. Учитель может предложить структурированные сценарии, по которым ученики будут разыгрывать сценки, и сразу давать ученикам свои замечания.

4. Друзья по переписке

Многие годы я поддерживала практику переписки моих учеников с детьми из другой школы. Это был мой излюбленный метод на различных уровнях обучения. Самое главное, что эта практика учила детей демонстрировать навыки общения через письменную речь, что особенно ценно для интровертов. При написании письма у ребенка есть время собраться с мыслями. На этом поле «особые» и невербальные дети играли на одном уровне с остальными. Иногда я давала шаблоны, по которым дети вели вежливую беседу со своими друзьями по переписке. Запуск такой программы в классе требует некоторой подготовки еще до того, как начнут писаться письма. Необходимо рассказать ученикам, каким может быть содержание письма, и объяснить правила информационной безопасности.

6. Задания в больших и малых группах

Помимо преимуществ для учебного процесса, работа в больших и малых группах дает детям возможность развивать навыки общения в команде, учит ставить цели и отвечать за результат. Часто в группе ученикам назначаются такие роли как «Докладывающий», «Секретарь», «Следящий за временем». Иногда группы собираются произвольно, а иногда их формирует учитель. Выборочное применение групповой работы помогает застенчивым ученикам наладить общение со сверстниками, эта форма обучения нравится экстравертам и поощряет вежливое общение в классе. В большой группе могут проводиться обсуждения, проекты, игры. Малые группы используются для выполнения более сложных заданий.

7. Шефы и товарищи

Общение со сверстниками – важный навык. Это также важно, как уметь взаимодействовать с теми, кто младше или старше тебя. Система шефства – отличный способ научиться общению и уважению к людям различных возрастных групп. Часто старший класс берет шефство над младшим, и они вместе работают над арт-проектом, читают или играют. Данный вид работы должен быть хорошо спланирован заранее, с учетом сильных сторон и интересов учеников. Как правило, классные руководители заранее проводят встречу, чтобы сформировать пары учеников и подготовиться структурированной деятельности. Также необходимо отвести время, когда учитель сможет сформулировать правила взаимодействия и придумать темы для общения. В целях обогащения школьной жизни некоторые школы (в США) уже внедрили программы шефства во всех классах. (например, программа «Как запустить программу чтения в паре с товарищем»)

8. Социальные истории

Существует масса историй для детей, напрямую или косвенно обучающих навыкам общения. Постарайтесь использовать эти истории при обучении. Можно выделить время для ежедневного чтения истории вслух, или построить на основе истории урок. А еще лучше, дайте задание классу написать собственные истории, где персонажи проявляют определенные черты характера.

9. Собрание класса

Собрание класса – прекрасный способ научить детей быть дипломатичными, демонстрировать лидерство, решать проблемы и брать на себя ответственность. Обычно собрания проводятся еженедельно, на них ученики обсуждают текущие дела и события в классе. Удачные и продуктивные собрания сосредоточены не на личных проблемах, а на проблемах класса. Одновременно поощряется вклад каждого ученика в жизнь класса. Перед собранием учитель может объяснить ученикам правила поведения на собрании, дать подсказки и предложить шаблоны, чтобы способствовать осмысленной коммуникации.

Школа для всех: интервью с командой инклюзивного класса

Ценность инклюзии как современного тренда развития образования в том, что в ее условиях каждый ребенок способен к развитию и саморазвитию; каждый ребенок уникален, у каждого свой путь приобретения опыта и знаний; каждый ребенок может научиться делать выбор, принимать решения, оценивать результаты своих действий и нести за них ответственность. Как это возможно и зачем нужно маме первоклассника Максима, рассказывают организаторы первого инклюзивного класса в «Школе на Третьяковке» (cтруктурном подразделении Колледжа малого бизнеса № 4) – Тамара ** Антонова , директор Колледжа малого бизнеса №4, Кремнева Светлана , руководитель «Школы на Третьяковке», Мария **Прочухаева, заведующая детского сада №288, Федор Козлов , учитель первого класса и Екатерина ** Павлова**, завуч.

Читать еще:  Анатолий Данилов: Хорошие люди в объективе

Зачем нужно инклюзивное образование? Почему это важно моему, вполне обычному сыну?

Тамара Антонова: Инклюзия (включение людей с особенностями развития в различные деятельности) является частью обычной жизни – мы вместе живем в большом городе, ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка с первичным признанием его индивидуальности. Задача учителя создать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся в соответствии со своим темпом обучения и индивидуальными способностями осваивал базовую программу или ее повышенный уровень. В условиях инклюзивной школы это становится возможным благодаря реализации технологии разноуровневого обучения.

Мария Прочухаева: Для вполне обычных детей инклюзия – это возможность индивидуального подхода учителя к ним, который, к сожалению, в последние годы утрачен. Мы ставим задачу качественного образования. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, был умным, свободно общался, много знал, умел решать задачи, в том числе, жизненные. Если в детском саду и школе у детей не формируется понятийное мышление, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, они не смогут его объективно оценить. И будут действовать под влиянием эмоций и субъективных представлений. В быту сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук. Мы будем учить детей умению выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, умению систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. В современном обществе параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы. Дети перенимают ценностные установки от родителей и окружения. Самой главной задачей воспитания в «Школе на Третьяковке» будет развитие мышления. Высшие функции, по мнению Льва Выготского, могут компенсировать нижестоящие.

Как может быть построено обучение детей с очень разным уровнем развития в одном классе? Ведь школаэто уже требования, обязательный набор знаний, ориентация на результат…

Светлана Кремнева: Применение технологии разноуровневого обучения позволит учителю четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения учащимся, применять гибкую систему оценки знаний. Например, в зависимости от успешности ребенка учитель может давать задания, разные по объему, с включением задач на формирование мыслительных операций, творческих способностей; предоставлять ученикам разную степень самостоятельности и помощи. Благодаря технологии разноуровневого обучения, мы избегаем трудности, которой опасаются родители и педагоги, – образовательный дисбаланс в сторону сильных или слабых учащихся. Конечно, владение технологией разноуровневого обучения предъявляет высокие требования к личным и профессиональным компетенциям учителя. Подготовить материал учителю помогает ассистент-психолог, дефектологи, работающие с ребятами с интеллектуальными проблемами.

Вы возьмете в класс прямо-таки любого ребенка, даже с глубокими нарушениями развития?

Федор Козлов: Мы только начинаем эту работу на уровне начальной школы, и, формируя первый класс, опираемся на опыт включения детей с особенностями развития в дошкольные группы детского сада №288. Разные дети включаются в образовательный процесс по-разному, каждому необходим свой период адаптации, своя индивидуальная образовательная траектория. Для того чтобы инклюзия была успешной, необходима и предварительная оценка особенностей и возможностей ребенка, и регулярная оценка эффективности (мониторинг) образовательного и воспитательного процессов для каждого обучающегося. Сегодня мы говорим о включении в общеобразовательный класс 3-4 учащихся с особенностями развития, большинство из них – выпускники нашего детского сада.

Надеетесь ли Вы вывести всех детей на один уровень в конце обучения?

Светлана Кремнева: Единый уровень образования детей – это не цель инклюзивной школы. Мы говорим о том, что каждый ребенок может и должен развиваться с учетом своих актуальных и потенциальных возможностей, личностных предпочтений, склонностей, интересов, в его персональном темпе, с учетом его индивидуальности, в конце концов.

Программа будет тоже какая-то «особенная»?

Екатерина Павлова: И да, и нет. Мы понимаем свою обязанность дать всем детям базовый уровень начального образования. Для этого будет организовано обучение детей по традиционной программе «Школа России», дополненное парциальным использованием программы «Гармония». Обогащение программы и ее индивидуальная «настройка» будет происходить за счет разноуровневой работы на уроке и работы во второй половине дня. Класс будет работать как школа полного дня с 8.30 до 18.00. В течение дня выделено время на прогулку и игры – все-таки наши ученики еще вчерашние детсадовцы. Но до 18.00 они успеют и поработать в кружках и клубах, и выполнить задания по самоподготовке. Запланированы математический кружок и занятия английским (второй иностранный со второго класса), спортивные секции, школа искусств в Третьяковской галерее, библиотечные часы и тренинги. Наш школьный автобус в конце дня отвезет ребят к метро «Римская» (многие наши ученики живут там).

Что происходит «за рамками» уроков? Кто-то помогает наладить социальные отношения, решать конфликты?

Федор Козлов: Учитель с ребятами остается на весь день, кроме того с классом работает психолог, оба они «наши», имеющие опыт инклюзии в детском саду. Большая часть класса – выпускники инклюзивных групп детского сада №288, они имеют опыт общения в таком коллективе, дружат и играют вместе. Во второй половине дня программа плотная: в школе отличные мастерские, спортзал. Запланированы экскурсии и туристические выезды. Жизнь у ребят должна быть насыщенная, а когда есть поводы для общения и общие дела, то отношения строить проще.

Читать еще:  Страстная cедмица: традиции, богослужения, проповеди

Это бесплатное образование? Звучит как условия в частной школе…

Тамара Антонова: Да, образование бесплатное. Вся школа должна в течение нескольких лет полностью перейти на систему инклюзивного образования. В ней, надеемся, сохранятся и классы для детей с нарушениями развития, которые будут также включаться в общую школьную жизнь. Эта школа – «Школа для всех»!

Как Вы видите будущее проекта?

Светлана Кремнева: Именно в этой школе постепенно от модели коррекционного обучения (изолированного обучения детей с особенностями в развитии) мы перейдем к инклюзивной модели разноуровневого образования. В будущем году планируем открыть уже не один, а три первых класса, постепенно «дорасти» и до средней школы в здании «Школы на Павелецкой». Более глобально – создать модель школы, в которой осознанно относятся к особенностям и возможностям каждого ученика, где есть подготовленные для этого кадры и построенные технологии работы. Хотелось бы перейти от лозунга «доступность образования для всех» к реальности, где оба слова «образование» и «для всех» не теряют своего смысла перед законом «берем всех в школу по прописке».

Федор Козлов: Будущее проекта – это ребенок, который пришел к нам в детский сад, а затем в школу. Он может стать студентом вуза или колледжа. Важно то, что это человек максимально способный к самоопределению, самореализации и независимости. Для нас важно и то, что наш выпускник умеет и готов жить в условиях человеческого многообразия и вариативности, способен принимать себя и другого человека как равноправного. А самое главное – реализовать себя и свой потенциал в этом сложном и прекрасном мире.

Как попадают дети в вашу школу?

Мария Прочухаева: Многие из учеников – выпускники детского сада №288, в котором инклюзивный подход реализуется уже много лет. Для кого-то из родителей важен именно индивидуальный подход к ребенку, кому-то по дороге с нашими ценностями. Родители приходят разными путями. Надеемся, надолго. В этом году в классе есть еще несколько мест, так что, приглашаем познакомиться с командой в четверг 5 июня в 18 часов по адресу ул. Пятницкая, 46, стр. 3. Приходите с ребенком, будем играть, общаться, знакомиться.

Как одна учительница инклюзивный класс создавала

Всё успеваете на уроках объяснить?

– Конечно, нет. (Переходит на шепот, чтобы мальчик не услышал.) Они ведь все сложные у меня, все тяжелые. Есть мальчик один, метеозависимый. Он очень чутко на погоду реагирует. Надо всегда внимательно следить, как только первые признаки начинаются, я его сразу хватаю в охапку, уношу в коридор, держу там, успокаиваю. Он очень агрессивный становится, кричит. Ну что поделаешь, такой ребенок. Маме его звоню сразу, чтобы забирала домой.

Конечно, как тут всё успеешь за один урок объяснить. Думала-думала, как выкрутиться, и придумала. Долги! Они у меня все теперь сдают долги после занятий. Я же не могу им сказать, что вы ничего не поняли, что у вас не получается. Они у меня все способные, все хорошисты. И вот придумала, что после уроков все сдаем долги, у кого есть. Так я им еще раз всё объясняю.

Подходят ко мне: «Татьяна Анатольевна, у меня есть долги?» Я смотрю с умным видом в свой журнал, да, говорю, есть, вот девятнадцатый у тебя не доделан. Он и не знает, что там за девятнадцатый у него не доделан, а я заново всё еще раз объясняю, разбираю. Вот, говорю, теперь всё, без долгов, всё сдано. Сейчас я вам один набор покажу, мы по нему занимаемся.

Уходит к шкафу, достает коробку, приносит, показывает. Читаю, что на ней написано: «Нумикон».

Нумикон – методика и набор наглядного материала, разработанный в Великобритании в 1960-х годах для занятий арифметикой с детьми с синдромом Дауна. Цифры в нём представлены формами-шаблонами разных цветов. Детям проще их запоминать и затем ассоциировать с цифрами, чтобы производить математические вычисления.

– Эту программу разработали в Великобритании специально для детей с синдромом Дауна, чтобы их арифметике учить. Мне никто не мог сначала объяснить, как им пользоваться, его и в нашем отделении «Даунсайд ап» не было. Одна родительница из Москвы привезла.

Ну что делать, села сама разбираться. Английский немного знаю, где-то словарь помог. Стала читать про «Нумикон», искать информацию на сайтах британских. Одним словом, я выучилась и стала детям своим показывать. Сначала мы их просто трогали, изучали. Я за ручку каждого брала, пальчиками проводила: «Вот, смотри, вот такая фигурка» чтобы подержали в руке, познакомились. Затем по цветам запоминали, у них цифры с цветами ассоциировались, потом уже с символами. Вот здесь дырочки, видите, удобно на палец надевать, удобно считать, а потом, смотрите, вот прибавить один, фигурки складываются, одна под другую подходит, вот отнять.

И они стали считать! Они все у меня стали считать!

Мы теперь так лихо всё считаем, до сотен дошли! Два года так занимались. Потом приехали в город специалисты, из института усовершенствования, стали показывать, как с этим набором работать. Меня туда тоже отправили обучаться, я говорю: «Да я уже разобралась». Дала открытый урок, показала. Удивились очень, подтвердили, что действительно всё верно делаю. Выдали мне международный сертификат, я теперь тоже могу других обучать, как с ним заниматься.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector