0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Открытый христианский форум

Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Библейские повествования иногда наполнены неприметными, но важными деталями, и для того, чтобы иногда разрешать, кажущиеся нам, противоречия или заблуждения, можно обратить внимание на эти мелкие детали. А рассмотрев эти, на первый взгляд, незначительные детали библейских повествований, возможно иногда увидеть новый смысл Библейских историй.
Как пример такого подхода, предлагаю рассмотреть историю пророка Валаама.

Пророк Валаам.

«И от всякого, кому дано много, много и потребуется,
и кому много вверено, с того больше взыщут». Иисус Христос

Книга Чисел открывает для нас удивительную историю пророка Валаама. Думается, что некоторые детали библейского повествования этой истории не учитываются сегодня в существующих на неё толкованиях.

Рассказ о Валааме, сыне Веоровом, начинается после того, как сыны Израилевы захватили земли, еще совсем недавно принадлежащие Моавитянам, и расположились на долинах у Иордана.
Моавитяне испугались этого многочисленного, «разношерстного», и активно ищущего свое место под солнцем народа, называющего себя сынами Израилевыми, так как знали, что они сделали Аморреям. Моавитяне опасались теперь дальнейшего захвата Израилем их территории. Они не выступили против Израиля открыто, но стали искать союзников для совместного решения такой жизненно важной для них проблемы. Дружественные Моаву старейшины Мадиамские дали Валаку надежду, посоветовав обратиться к известному им пророку (Числ 22:1-3)
И в этот момент библейское повествование сообщает нам о пророке, жившем в городе Пефор.

Часть1. Кто Валаам был и где жил?
Где находился город Пефор ? Есть различные мнения по этим вопросам. Сегодня почти повсеместно преобладает мнение, что Валаам жил в Месопотамии. Но это, кажущееся нам очевидным, мнение, становится сомнительным, если обратить внимание на детали повествования. Тексты Библии дают нам серьезные основания считать, что Валаам, жил не в Месопотамии, а в среде Мадианитянин и, очень вероятно, являлся потомком Исава, а, следовательно, и потомком Авраама.(см примечание *2)
Что говорит нам Библия?

Из первых текстов 22 главы книги Чисел можно увидеть, как, будучи у Валака и узнав его проблему, старейшины Мадиамские посоветовали ему обратиться к пророку Валааму, который, как они считали, может проклясть этот опасный для Моавитян народ. Валак отправил своих послов к Валааму, рассчитывая с его помощью решить возникшую проблему с Израильским народом, а старейшины Мадиамские выступили посредниками, которые не только указали дорогу к Валааму, но и являлись гарантом помощи дружественному соседу.
После прихода послов к Валааму, как говорят нам тексты 22 главы, старейшины Мадиамские не только не остались ночевать у Валаама, но и не возвращались с послами обратно, что странно, если бы действие происходило в Месопотамии. Но эти детали библейских текстов можно расценивать как приход Мадианитян в свою местность и к своим домам. Поэтому им и ночевать у Валаама, и возвращаться обратно к Валаку необходимости уже не было. Нам можно было бы пренебречь догадкой о месте проживания Валаама в среде Мадианитян, основываясь только на этих текстах, но дальнейшее повествование ещё более утверждает нас в этой мысли.
Обратимся к 24-й главе Чисел. Здесь в двух текстах говорится о том, что Валаам, после завершения Божьей миссии (благословения израильского народа), отправился домой, к народу своему. А из 31-й главы Чисел ясно видно, что Валаам, идя домой, пошел не в Месопотамию, а совсем в другую сторону — в среду Мадианитян (которые, кстати, не только не звали его к себе, но и не обещали ему никаких даров). Там же, в среде Мадианитян, Валаам и закончил свое служение людям и Богу, быв убит вместе с пятью семействами Мадианитян. Все эти факты библейского повествования дают нам серьезные аргументы считать местом проживания Валаама не Месопотамию, а местность проживания Мадианитян, расположенную где-то у восточной границы Моава, на расстоянии от 60 до 100 км от Иерихона (у гряды восточных гор).

А теперь, чтобы убедиться, что все было именно так, необходимо подробно ( по пунктам) разобрать свидетельствующие об этом тексты книги Чисел:
1. Не случайно упоминаются старейшины Мадиамские на этом этапе повествования библейской истории. Ведь сразу после того, как сказали Моавитяне им о своих проблемах

«этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую»,

И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы (Чис.22:7)

И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама (Чис.22:8)

И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали [ему]: не согласился Валаам идти с нами (Чис.22:14)

Во второй раз к Валааму ходили уже только князья Валака.

5. В довершение истории Писание так же рассказывает нам о том, что, завершив свою миссию по благословению народа Израильского, Валаам сказал:

«Итак, вот я иду к народу своему… (Числ 24:14)

и пошел в свое место (Числ 24:25)

«И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою» (Чис.24:25)

«И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом»(Чис.31:7-8.)

И еще: разве не является так же доказательством места проживания Валаама город не на реке Евфрат, то что его встреча с Валаком произошла не в районе дислокации Израильтян (если бы Валаам следовал с севера), а южнее как минимум на 50 км на реке Арнон (см Числа 22:36). Вероятно, это так же указывает на то, что Валаам жил восточнее Моавитян?
(Арнон впадает в Мертвое море приблизительно по середине его восточного берега)

А вот, что пишет Харри Виттакер в книге «Израиль в Пустыне»

«Если бы место проживания Валаама находилось, как предполагают археологи, недалеко от Кархемиса, то послам Валака за свое дважды совершенное путешествие туда и обратно, пришлось бы пройти в общей сложности около 1 600 миль. Да и Валааму пришлось бы преодолеть за довольно-таки сжатый срок 400 миль на ослице – животном не отличающимся высокой скоростью передвижения.

А время при поисках ответа на этот вопрос, играет далеко не маловажную роль. Ибо Аарон умер (гл.33,38) в первый день первого месяца последнего года скитания по пустыне, по общепринятому мнению, хотя и без веских на то оснований. Его оплакивали целый месяц (гл.20,29) так же, как позже оплакали и Моисея (Вт.34,8). А потому на все эти поездки оставалось только пять месяцев (Вт.1,3; Нав.5,10), т.е. в пределах досягаемости, на юг – до Ецион-Гавера, на восток – до пустыни (гл.22,4), на север – до Арнона. В этот период времени входит и кампания против Сигона, и поездки к Валааму (предположительно война против Васана началась еще до прихода Валаама), а также война с Моавом при Ваал-Фегоре.

Можно ли в пять месяцев вместить все эти походы в северную Сирию? И может ли район Кархемиса называться «горами восточными» (гл.23,7)? И разве само упоминание «гор» не сводит на нет любые предположения о проживании Валаама в безнадежно плоской, равнинной Месопотамии?

Так же страна, названная в Пс.59,2 «Сирией Месопотамской («Арам-Нахараим»), может означать, «Едом междуречный». Путаница между двумя еврейскими словами, «Арам» (Сирия) и «Едом», хорошо знакома всем читающим Ветхий Завет на еврейском (например, 2Пар.20,2; 2Цар.8,14). Так же в сирийской, самаритянской Библии и в вульгате, в Числ.22,5 говорится, что Валак послал своих послов «в землю сынов Аммоновых (разница в одной еврейской букве, а как меняется смысл!?)»

И конечно, с некоторыми аргументами Харри Виттакера трудно не согласиться, так как они очевидны.

Часть 2. Безумие пророка.
Когда началось безумие пророка, о котором так много рассуждают христианские проповедники, желая показать в своих рассуждениях грех сребролюбия? Действительно ли пророк Божий превратился в этой пагубе в обычного человека, обуреваемого страстью богатства? Действительно ли Господь Бог выбирает Себе таких пророков, которые могут так низко падать?
Чтобы ответить на такие вопросы, уместно вспомнить о словах Христа:

«И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут»

Уже одно это высказывание должно обратить наши мысли от прямого принижения достоинств пророка, к осознанию его особой ответственности и обладанию особыми духовными качествами. (продолжение следует)

Часть 3. Служение и пророчества.
При рассмотрении той великой миссии, которую поручил Бог своему пророку .

Часть 4. Смерть пророка.
Когда Валаам, не боясь гнева и мести Валака, совершил все благословения и пророчества Божьи относительно Израильского народа он, отправился в «свое место» .

Примечания:
Как известно, потомки Мадиана, четвертого сына Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2) — арабское племя, родиной которого была страна к востоку от Чермного (Красного) моря, где географы отмечают местоположение городов Мадиана. Мадианитяне распространялись и дальше к северу до земли Моава и к западу по Синайскому полуострову. В рассказе о Валааме упоминается та часть народа Мадиамского, которая жила отдельно от основного народа в анклаве расположенном, видимо, где-то на восточной границе Моава у восточных гор.

*2 тексты Быт 36:32 и 1Пар 1:43 и др. сообщают нам —

Бела, сын Веоров, царствовал над Едомом,

«И говорил им Иисус: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и между сродниками своими и в доме своем» (см. тексты Мар.6:4, Матф.13:57, Лук.4:24, Иоан.4:44).

——
Выводы:
1. Пророчества Валаама убедили Моавитян не пытаться вытеснить пришедший на их территорию народ, а занять миролюбивую политику по отношению к Израилю. И это позволило им избежать неминуемого поражения;
2. История Валаама явилась серьезным уроком всем будущим пророкам Израиля;

Источники:
1. Библия – русский синодальный перевод – 1992 г;
2. Толковая библия – Петербург, 1904 -1907;
3. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский — М.:’Советская энциклопедия’, 1990 г.- 672 с.)
4. Э.Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный), 1868 г.;
5. В. Вихлянцев. Библейский словарь (историко-религиозный), 1994 г.;
6. Х. Виттакер «Израиль в Пустыне»;

Исправлено пользователем ValeryZ 02/01/10 17:40.

Уважаемый Алексгриг,
постарайтесь в дальнейшем не злоупотреблять спецформатированием.

На это сообщение отвечать не нужно.

Если Валаам жил за счёт наведения проклятий и благословений, то это типичный колдун того времени. В ВЗ он и характеризуется прорицателем и как занимающийся волхованиями.

Примечательно одно археологическое открытие которое касается непосредственно Валаама и его занятий, а волхв он был известный (как впрочем это следует и из текста ВЗ).

——
В марте 1967 году на востоке Иорданской долины, на холме под названием Телль Дейр Алла (Tell Deir ‘Alla) голландская экспедиция во главе с профессором Хенком Фрэнкеном (Henk J. Franken) производила раскопки древнего языческого святилища (капища)

Фрагмент I замечателен тем, что в нем говорится о личности, известной прежде только из Священного Писания Ветхого Завета — о Валааме, сыне Веоровом (*** Билам бен Беор), который почитался в данном святилище как прорицатель. Уже первые слова фрагмента I, написанные красными чернилами и являющиеся подзаголовком части текста, гласят: «Книга [или: слова] [Ва]лаама, [сына Веорова], человека, который был боговидцем».

Как и повествование книги Чисел в 22-24 глав, надписи описывают Валаама в качестве прозорливца и называют его «боговидцем». Валаам, сын Веоров, предстает свидетелем собрания богов, которые пытаются упросить либо бога солнца Шамаш, либо богиню преисподней Шагар (чтение текста не вполне ясно) навсегда покрыть небеса облаками, дабы наступила темнота и прекратилась греховная жизнь людей на земле. Что происходит после этого — не вполне понятно; видимо, с помощью магии Валааму удалось предотвратить катастрофу.

Если Валаам жил за счёт наведения проклятий и благословений

Обратите внимание на слова Бильама:

«Даже если даст мне Балак полный свой дом серебра и золота, не могу я переступить повеления Б-га Всесильного моего, ни в малом, ни в великом»

В ВЗ он и характеризуется прорицателем и как занимающийся волхованиями.

Буду Вам весьма признателен, если Вы, ссылаясь на Тору, приведете аргументы в пользу того, что пророк занимался магией и волхованием.

Читать еще:  Причастие — это благодатное приобщение души к вечной жизни

Всего Вам доброго.

1 Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне.
(Чис.24:1)

Прежде, надо полагать, Валаам занимался волхованием, но в данной ситуации решил не делать то, что делала обычно прежде.

Вот ещё.
6 итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят.
(Чис.22:6)

Получается, что известен Валаам был тем, что наводил или проклятия или благословения и был в этом деле весьма успешен.

7 И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы.
8 И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама.
9 И пришел Бог к Валааму и сказал: какие это люди у тебя?
(Чис.22:7-9)

Обратим внимание, что Валаам не разразился гневом, мол, да как вы можете, какие проклятия, какие подарки, да я отродясь порчей всякой не занимаюсь, вы, наверное, перепутали меня с кем-то, да я вообще об этом никогда и не помышлял.

Но нет! Предложение в порядке вещей, только надо бы с Богом посоветоваться, что он скажет по этому поводу, а там я и дам ответ.
Если да, то прокляну как профи, без проблем, а нет, то нет.

22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими.
Иис.Нав.13:22

Валаам описан, именно как прорицатель, а не пророк.
При этом это самое занятие прорицания осуждается в Торе Втор.18:10, 14.

И археологическое открытие прекрасно подтверждает авторитет именно волхва-прорицателя с открытым «третьим глазом».

Валаам занимался волхованием, но в данной ситуации решил не делать то, что делала обычно прежде

Исправлено пользователем watcher 13/02/10 03:56.

В том и грех Валаама что он «решил» проклясть Израиля,

«И от всякого, кому дано много, много и потребуется,
и кому много вверено, с того больше взыщут».
Иисус Христос (Лук.12:48)


Книга Чисел открывает для нас удивительную, неоднозначную и , конечно, поучительную для нас историю пророка Валаама. Думается, во всей этой истории есть о чем поразмышлять.
Рассказ о Валааме начинается после того, как сыны Израилевы вошли в земли, еще совсем недавно принадлежащие Моавитянам, и расположились на долинах у Иордана.
Но Моавитяне испугались сынов Израилевых, так как знали, что сделал Израиль Аморреям. Они не выступили против них открыто, но стали искать союзников для совместного решения этой проблемы. Старейшины Мадиамские дали Валаку надежду, посоветовав обратиться к известному им пророку (Числ 22:1-3)
«И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям; и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время» (Чис.22:2-4)
И в этот момент библейское повествование сообщает нам о пророке, жившем в городе Пефор.

I . Кто был ВАЛААМ и где жил?
Где находился город Пефор ? Есть различные мнения и догадки по этим вопросам. Но, если обратить внимание на детали повествования, то тексты Библии дают нам серьезные основания считать, что Валаам, жил в среде мадианитянин и, вероятно, также являлся потомком Исава*2
Что говорит нам Библия?
Из первых текстов 22 главы книги Чисел можно увидеть, как, будучи у Валака и узнав его проблему, старейшины Мадиамские посоветовали Валаку обратиться к проживающему в их среде Валааму, который, как они считали, может проклясть этот опасный для Моавитян народ. Валак отправил своих послов к Валааму, рассчитывая с его помощью решить возникшую проблему с Израильским народом, а старейшины Мадиамские выступили посредниками, которые не только указали дорогу к Валааму, но и являлись гарантом помощи дружественному соседу. После чего отправились по своим домам.

Можно подробно разобрать эти тексты:
1. Не случайно упоминаются старейшины Мадиамские на этом этапе повествования библейской истории. Но после того как сказали Моавитяне им о своих проблемах «этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую» так сразу Валак принял решение отправить послов к Валааму (очевидно, что если бы пророк жил не в среде Мадианитян , то не имело бы никакого смысла упоминать в текстах старейшин Мадиамских);

2. С послами Валака к Валааму пошли и старейшины Мадиамские (идти в далекую Месопотамию Мадианитянам не было нужды, но по пути домой показать дорогу к пророку и замолвить слово за просителей необходимость была).
И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы (Чис.22:7);

3. Переночевать у Валаама остались только послы Валака, т.е.
старейшины Моавитские, а старейшины Мадиамские, как можно предположить, показав дорогу и попросив Валаама помочь соседнему народу отправились по домам.
И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама (Чис.22:8);

4. Обратно к Валаку вернулись только его подданные, а старейшины Мадиамские остались дома.
И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали [ему]: не согласился Валаам идти с нами (Чис.22:14)
Во второй раз к Валааму ходили уже только князья Валака.

Также Писание рассказывает нам о том, что, завершив свою миссию по благословению народа Израильского, Валаам сказал: «Итак, вот я иду к народу своему… (Числ 24:14) и пошел в свое место (Числ 24:25) , но оказался не в Месопотамии, а в среде Мадианитян.
«И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою» (Чис.24:25)
Позже, Израиль мстил Мадианитянам и убил всех их мужчин, среди которых были пять царей Мадиамских и Валаам, сын Веоров.
«И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом»
(Чис.31:7-8.)

И еще: разве не является доказательством проживания Валаама в среде Мадианитян, то что его встреча с Валаком произошла не в районе дислокации Израильтян ( если бы Валаам следовал с севера), а южнее как минимум на 50 км на реке Арнон, где проходила новая граница владений Моавитян (см Числа 22:36). Может быть, это так же указывает на то, что Валаам жил восточнее Моавитян?
(Арнон впадает в Мертвое море приблизительно по середине его восточного берега)

Вот что пишет Харри Виттакер «Израиль в Пустыне»
«Если бы это место проживания Валаама находилось, как предполагают археологи, недалеко от Кархемиса, то послам Валака за свое дважды совершенное путешествие туда и обратно, пришлось бы пройти в общей сложности около 1 600 миль. Да и Валааму пришлось бы преодолеть за довольно-таки сжатый срок 400 миль на ослице – животном не отличающимся высокой скоростью передвижения.
А время при поисках ответа на этот вопрос, играет далеко не маловажную роль. Ибо Аарон умер (гл.33,38) в первый день первого месяца последнего года скитания по пустыне, по общепринятому мнению, хотя и без веских на то оснований. Его оплакивали целый месяц (гл.20,29) так же, как позже оплакали и Моисея (Вт.34,8). А потому на все эти поездки оставалось только пять месяцев (Вт.1,3; Нав.5,10), т.е. в пределах досягаемости, на юг – до Ецион-Гавера, на восток – до пустыни (гл.22,4), на север – до Арнона. В этот период времени входит и кампания против Сигона, и поездки к Валааму (предположительно война против Васана началась еще до прихода Валаама), а также война с Моавом при Ваал-Фегоре.
Можно ли в пять месяцев вместить все эти походы в северную Сирию? И может ли район Кархемиса называться «горами восточными» (гл.23,7)? И разве само упоминание «гор» не сводит на нет любые предположения о безнадежно плоской, равнинной Месопотамии?
Так же страна, названная в Пс.59,2 «Сирией Месопотамской («Арам-Нахараим»), может означать, «Едом междуречный». Путаница между двумя еврейскими словами, «Арам» (Сирия) и «Едом», хорошо знакома всем читающим Ветхий Завет на еврейском (например, 2Пар.20,2; 2Цар.8,14). Так же в сирийской, самаритянской Библии и в вульгате, в Числ.22,5 говорится, что Валак послал своих послов «в землю сынов Аммоновых (разница в одной еврейской букве, а как меняется смысл!?)»

С этими аргументами Харри Виттакера можно согласиться, так как они очевидны.

продолжение следует
—————————————-
Как известно, потомки Мадиана, четвертого сына Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2) — арабское племя, родиной которого была страна к востоку от Акабского залива Чермного (Красного) моря, где арабские географы отмечают местоположение городов Мадиана. Мадианитяне распространялись дальше к северу до земли Моава и к западу по Синайскому полуострову. В рассказе о Валааме упоминается та часть народа Мадиамского, которая жила отдельно от основного народа в анклаве расположенном, видимо, где-то на восточной границе Моава у восточных гор.

*2 тексты Быт 36:32 и 1Пар 1:43 и др. сообщают нам — Бела, сын Веоров, царствовал над Эдомом , следовательно, Валаам мог быть братом царя, а жить мог, например, в стороне – в среде Мадианитян. ( имя Веор употребляется в библии 11 раз: 3 раза в связи с первым царем Едомлян и 8 раз в связи с Валаамом и, видимо, не несет другой нагрузки, как только для установления нами родства Валаама и царя Едома). Очень сложно поверить в то, что Валаам мог оказаться в Месопотамии, в чужой стране, с чуждой ему культурой, чужим языком, оторванным от своих близких большим расстоянием. Можно предположить, что жизненные обстоятельства заставили его уйти к Манианитянам. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса Христа о пророках ( «И говорил им Иисус: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и между сродниками своими и в доме своем» — см. тексты Мар.6:4, Матф.13:57, Лук.4:24, Иоан.4:44).

Последний раз редактировалось сергей павлович; 16.09.2009 в 02:17 .

Пророк валаам ветхий завет. Валаам в библии

Кто такой Валаам?

Испытание верности

Но Господь испытывает верность Своих слуг. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю,»- читаем мы в Откр.3:19. Вот и у ворот Валаама остановились послы Моавитского царя Валака. «Приди, прокляни мне народ»,- передают они просьбу царя, обеспокоенного появлением у его границ израильтян, с которыми шел могущественный Бог.

Послы пришли не с пустыми руками. Библия не открывает нам, что именно они принесли, но для Валаама их приход был искушением. Однако он заявляет посланцам о своей верности Богу: «Как скажет мне Господь».

Удивительно, что Бог, придя к пророку, спрашивает его о послах: что это за люди? Неужели всеведущий Бог не знает? На самом же деле Он испытывает Валаама и желает услышать его оценку. Подобный вопрос был задан и пророку Иеремии: «Что видишь ты, Иеремия?» (Иер.1:11). После ответа Иеремии Бог заключает: «Ты верно видишь. » Верно отвечает и Валаам, поэтому и слышит волю Господню: «Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен». Как же передает пророк послам этот категорический отказ? «Пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами». Как видим, слова Валаама и категорический Божий отказ сильно отличались. Ответ Валаама содержал намек на то, что он бы и пошел, да вот Бог не разрешает, т.е. возможны варианты. Эта двойственность была замечена послами.

Возможно, мы бы никогда не узнали, в чем причина этой неточности пророка, если бы Писание не открыло ее нам. В 2 Пет.2:15 и в Послании Иуды,1:11 говорится об обольщении мзды. Проследим, как она проникает в его сердце.

Обольщение

Вторая делегация была еще представительней. Мы ничего не читаем об их дарах, однако они обещают Валааму гораздо больше — царскую щедрость: «Сделаю тебе все, что не скажешь мне». Это выражение могло обозначать и до полуцарства, от которого, однако, человек вежливо отказывался, выбирая себе награду соответственно своему положению в обществе. В свою очередь, это еще больше укрепляло авторитет царя. Это видно на примере царя Ирода. Дочь Иродиады «плясала перед собранием и угодила Ироду», и он обещает ей, что она ни пожелает (Мф.14:7).

Читать еще:  «Теперь мы ищем виноватых». В Италии возросло число исков против врачей

Валаам уже знает Божью волю об этом деле, однако он не объявляет ее послам. Вместо этого он еще раз декларирует свою верность в исполнении воли Божией: что Он скажет, то я объявлю. Колебания пророка выдают его желание получить обещанное ему царское вознаграждение. Происходит внутренняя борьба, и чтобы выявить выбор Валаама, Бог позволяет ему пойти с послами: «Пойди, но далай то, что Я буду говорить тебе».

Говорящая ослица

Дальнейшее повествование у многих читателей Библии вызывает недоумение: если Бог позволил Валааму идти, то почему же воспылал Его гнев за то, что он пошел? Ведь у Бога нет никакой неправды. Следовательно, переменились другие обстоятельства. Что же случилось между ночным Богоявлением Валааму и виноградником, где произошло удивительное событие, придавшее всей этой истории широкую известность — ослица заговорила человеческим голосом?

Похожая ситуация возникала и у Моисея, когда Бог повелел ему возвратиться в Египет. Об этом написано в книге Исход 4:24 — «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь». Оказывается, приступая к величайшему служению, Моисей не обрезал одного их своих сыновей по еврейскому обычаю. Закон Божий гласил: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт.17:14).

В начале пути в Валааме происходит внутренняя перемена. Возможно, в пути послы рассказывали ему об обычаях и вере моавитян. В пути скрытые желания его сердца перерастают в явные помыслы. Как написано в послании Иуды,1:11, он «предался обольщению мзды». Каждое из этих слов очень точно и глубоко выражает причину Господнего гнева: предательство (измена), обольщение (соблазн, искушение) и мзда — неправедная награда. О чем размышлял Валаам в начале пути? О первоначальном запрете идти с послами? О вторичном явлении Господа и позволении идти? Нет. Неправедная мзда, как пишет апостол Петр, уже овладела его сердцем, он ее возлюбил. Именно это и было той причиной, по которой Бог раскаялся в Своем позволении Валааму идти с послами. Он был готов даже умертвить Валаама. Его путь стал неправ перед Богом.

Чтобы убедиться в этом, внимательно рассмотрим события у виноградника. Глубоко погруженый в свои мысли, пророк не только не замечает неожиданную строптивость доселе послушной ему ослицы, но даже ее речь не вызвает у него никакого недоумения (?). Будто бы ослицы разговаривают каждый день. Побивая ее, он объясняет ей (?!) причины своего гнева и даже оправдывается: она его посрамила перед послами. Оказывается, степенно выглядеть перед слугами моавитского царя для Валаама было важнее, чем во всем слушаться Бога. Мечты его прерваны, и это вызывает не просто раздражение на ослицу, но даже готовность убить ее. Такое душевное состояние Писание называет беззаконием и безумием: «ослица … остановила безумие пророка» (2Пет.2:15). Наконец, Бог открывает плотские очи пророка и он видит ангела с обнаженным мечем, раскаивается и обещает верно говорить слова Божии. И действительно, так он и делает. Трижды благословляет он Израиля, за что Валак прогоняет его, обманув с обещанной ему наградой. Но в глубине своего сердца пророк все же остается обольщенным.

Вера жителей Ханаана

Описанные в 22-24 гл. книги Чисел события не дают нам ответа на вопрос, за что были уничтожены народы Ханаанской земли. В самом деле, здесь мы видим только царя, обеспокоенного появлением у своих границ многочисленного врага. Он поступает гораздо мудрее современных политиков, ибо понимает свою зависимость от Провидения. Его попытки отвратить гибель своего народа вызывают даже понимание и сочувствие. Он разочарован в своих богах, но не настолько, чтобы оставить их и принять настоящую веру (пример моавитянки Руфи показывает, что это было возможно). Имея опыт общения со жрецами своей религии, он применяет его, решив нанять самого известного ему посредника. Отнюдь не раскаяться и устранить причину грядущего суда, не переменить жестокие и отвратительные обычаи своего народа, но за подарки уладить отношения и с Богом евреев.

В Деяниях Апостолов мы встречаем подобную ситуацию и отношение к ней апостола Петра. «Серебро твое да будет в погибель с тобою» — говорит он волхву Симону, решившему за серебро получить дар Святого Духа (Дея.8:20). Такая же участь постигла и Валака.

Причина же уничтожения народов Ханаана ясно описана в других книгах Библии: наполнилась мера их беззаконий (Лев.18:24-29). К такому итогу привела их ложная религия, допускавшая и оправдывающая многие мерзости вплоть до человеческих жертвоприношений, общение с нечистыми духами, разврат и идолопоклонство. Бог не смог более взирать на их дела, и в Своем суде Он использует израильтян, повелевая им предать эти народы заклятию.

Подданные Валака, моавитяне и мадианитяне, поклонялись Ваал-Фегору. Суть их веры видна из кн. Чисел,25:1-3 и 6-8, также гл.31:15-16. Это был не просто блуд, упоминаемый, например в Бытии 38:15-17, но блуд ритуальный, т.е. легальный и «освященный» в глазах общества, неотъемлемая часть жизни целого народа. Это становится ясным из украинского перевода первого стиха из 25 гл. книги Чисел: «І осівся Ізраїль у Шіттімі, і народ зачав ходити на розпусту до моавських дочок»*. Этот эпизод по своим последствиям напоминает нам ложное поклонение израильтян у Синая (Исход, 32).

Причина

Возвращаясь к судьбе Валаама, с которым мы расстались после его изгнания Валаком, следует обратить внимание на одно противоречие. При расставании с царем пророк заявляет, что возвращается к своему народу. Но его бесславная кончина, описанная в книге Иисуса Навина 13:22, обнаруживает, что он остался среди этого народа и разделил его участь — гнев Господень. Более того, за этот период он «научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Отк.2:14).

Почему же этот «муж с открытым оком» остался, научил и стал соучастником гибели 24 тыс. израильтян? Почему вера в Ваал-Фегора не стала для него омерзительной и он не вернулся на свою родину, как он объявлял Валаку?

Возвратимся еще раз к его истории и сопоставим некоторые слова Валаама, сказанные им в разное время. «И встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами» (Чис.22:13). «Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла» (Чис.23:8). «Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего» (Чис.23:20). Прослеживается как бы извинение самого пророка за переданные им Божии слова, сочувствие и понимание участи моавитян. Так с кем же его сердце?

Если приложить к этому слова Писания, что Господь не захотел послушать пророка, то возникает мысль, что пророк действительно желал проклясть евреев, хотя и не сделал этого. И причиной его желания, по-видимому, стала обещанная ему мзда.

Что же это за награда?

Первая делегация принесла ему подарки. Но вряд ли серебро было его слабостью. Иначе вторая делегация принесла бы его еще больше, а этого металла у них было предостаточно. Ведь речь шла об их жизни и смерти, что гораздо дороже серебра. И когда Валаам дважды заявляет: «Хотя бы давал мне Валак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господня», ему стоит верить. Ведь после того, как Валак прогоняет его, у Валаама не оставалось надежды на обогащение, и поэтому ему выгоднее было бы возвратиться на свою родину. Но он почему-то не возвращается. Нет, не серебро было его слабостью. Что же остается? Вера моавитян и мадианитян обольстила его, ему понравилась их религиозная практика, ритуальный (освященный) блуд. Такой вывод напрашивается из приговора Моисея мадианитянским женщинам: «И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем; итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте» (Чис.31:14-17). Один из таких примеров мы встречаем в книге Чисел, 25:6-8.

Полезный урок

Библия не зря так подробно описывает нам историю Валаама. Она богата отрицательными примерами, особенно актуальными перед вторым пришествием Христа, когда «Сын человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.13:8).

Валаам научал Валака, как им остаться в живых, не переменив своих греховных обычаев. Так же поступают и нынешние христиане, когда не возрожденного, не имеющего живой связи с Богом человека научают своей религии, ритуалу. Как следует вести себя, что и где говорить, что делать, чтобы выглядеть христианином, а по сути — притворяться. Но, как и Валаамова, эта наука окажется тщетной. Ибо неверующие люди очень хорошо видят притворство, чувствуют родственный им дух, и, слыша правильные слова, но не вовремя, без действия Святого Духа, соблазняются. «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв»- слышим мы приговор Ходящего посреди золотых светильников (Откр.3:1).

Валаам не отделился от греховного общества, не стал его обличителем, светом во тьме для погибающего народа. Это повлекло за собой обратное: проникновение греха в его сердце и последующую гибель. Подобно сему образу просходит везде, где верующие не отделяются от греха, проникший и укоренившийся среди именующихся христианами грех не обличается, он маскируется под традиции, обычаи, правила. И тогда религиозностью, видимостью любви, единства и согласия прикрывается духовное убожество, отсутствие рек живой воды и живой веры, действующей любовью. «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16).

Сегодня к Божьим человекам никто не присылает послов с подарками за волхвование. Но описанный в истории Валаама способ ввести в грех Божий народ исправно используется врагом человеческих душ. За терпимость ко греху в среде Божьего народа он расплачивается автомобилями и церковным должностями, зарплатами от иностранных миссий и обещаниями переезда в богатую страну, выгодным замужеством или женитьбой. За благословение сомнительных дел и предприятий — должностями, властью, славой и благотворительными взносами. Существует и множество других вариантов, однако все они кончаются тем же, что случилось с Валаамом: он не получает обещанной награды и гибнет вместе с неверными.

Писание дважды, во Втор.23:4 и Неем.13:2 с осуждением говорит, что Валаама наняли. Желающих откупиться от грядущего суда не поубавилось и сегодня. Но современная практика найма «божьих слуг» несколько отличается. Несмотря на ясное указание Нового Завета, что единым посредником между Богом и человеком является Иисус Христос, есть много желающих получать неправедную мзду за посредничество и удовлетворение т.н. религиозных потребностей человека, а по сути — за обман. Не вызывает сомнения греховное происхождение фиксированных цен за обряды и требы в традиционных религиях. Но особо печальна практика разного рода благословений за явные и скрытые подарки в среде появляющегося протестантского духовенства. «О несчастные люди, решившие, что через возложение рук передается Дух Святой!» — говорил известный евангелист прошлого века Иван Каргель. Действительно, можно ли подкупить Бога? Нет. Можно только обмануть себя и окружающих. «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7).

Библия показывает нам, что пророк Божий — не марионетка в Его руках. Он провозглашает Божьи слова вполне осознанно, с любовью и состраданием к слушателям. И хотя нам известна обличительная проповедь Ионы в Ниневии — «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион.3:4), но книга Ионы заканчивается не этой проповедью, а Божьим воспитанием, врачеванием сердца пророка.

История Валаама также учит, что Божий человек должен во всем, до мелочей, быть верен Богу. Не только верно передавать Его волю, но и всем сердцем принимать ее, чувствовать и быть на стороне Бога. Только тогда поверят в его искренность, даже если и не примут его слова. «Да будет совершенен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Тим.3:17). Ведь враг человеков знает его слабости и обязательно воспользуется ими. Посвящение и освящение — не просто красивые слова. Без них личная миссия христианина в битве за человеческие души обречена на поражение. Да благословит нас Господь быть верными Ему во всем.

Благодарение Господу за Его обильные откровения в этой истории. Имеющий ухо да слышит!

© BV >>>
июль 2003 г
оновлено — апрель 2012 г

Читать еще:  Мифы войны и мира — беседа с Владимиром Мединским

КОММЕНТАРИЙ ДОБАВИТЬ СВОЙ

Пророк Валаам в Ветхом Завете

Ветхий Завет и Новый Завет ясно говорят, что Бог точно против таких вещей, как гадание и идолопоклонство. Тем не менее я думаю, что мы должны быть честны по отношению к пророку Валааму. Хотя у него был очень неоднозначный характер, который искушал израильтян впасть в аморальное поведение, но, насколько я знаю, он никогда не занимался гаданием, колдовством или идолопоклонством.

Они сошли с истинного пути и отреклись от него, последовав по пути, избранному Валаамом, сыном Восора, который радовался плате, получаемой за неправедные поступки, но обличён был в причинённом зле: ослица, не имевшая дара речи, заговорила человеческим голосом и предотвратила безумство пророка. (2-е Петра 2:15-16)

И всё же кое-что Я имею против тебя. Есть среди вас некоторые, придерживающиеся учения Валаама, который научил Валака вынудить жителей Израиля совершить грех. Они съели пищу, пожертвованную идолам, и тем самым свершили прелюбодеяние. (Откровение 2:14)

Валаам был пророком Иегова, хотя и с серьезными недостатками. Нам надо пользоваться золотым правилом и не приписывать людям того, что мы наверняка не знаем о них. Насколько я знаю, Валаам не делал тех вещей, которые вы ему приписали.

Новый Завет говорит, что пророк Валаам был виноват в том, что продал Израиль за деньги, из-за чего Библия не перечисляет его в списках героев веры. Хотя вы незаслуженно обвинили Валаама в некоторых вещах, ваш вопрос остается: почему Бог использовал человека, считавшегося врагом Израиля, в качестве Своего пророка?

Божьи пути не наши пути, поэтому мы не можем знать наверняка истинные причины такого поступка. Мы должны помнить о том, что все библейские пророки были грешны. Давид был виновен в прелюбодеянии. Моисей не смог контролировать свой гнев и вышел из себя. Авраам лгал. Валаам тоже был грешен. Нельзя быть наверняка уверенными, почему Бог избрал Валаама. Несмотря на свои грехи, Давид был человеком Божьим.

Лично я благодарен, что Бог проявляет Свою милость к грешным людям и использует их в Своих планах. Я уверен, что у Валаама тоже были положительные качества. Хотя он начал очень хорошо, но позже упал, как и Соломон. Несмотря на все это, общаясь с оракулами, Валаам всегда с большой смелостью передавал волю Бога. Я не защищаю его греховное поведение, но и не буду тем, кто первым бросит в него камень. Я не могу сказать, почему Бог использовал Валаама, но я верю в мудрость Бога и доверяю Его мудрости.

ВАЛААМ

Смотреть что такое ВАЛААМ в других словарях:

ВАЛААМ

месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне. смотреть

ВАЛААМ

Валаам жемчужина Ладоги Словарь русских синонимов. валаам сущ., кол-во синонимов: 2 • жемчужина ладоги (1) • остров (218) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: жемчужина ладоги, остров. смотреть

ВАЛААМ

Валаам — месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было очистить себе путь и обеспечить тыл. Отсюда столкновения его с мелкими народцами, жившими к востоку от Мертвого моря. Царь моавитян Валак, чувствуя свое бессилие выступить против израильтян с оружием в руках, решился прибегнуть к помощи магии, и с этой целью обратился к Валааму. Прорицатель этот жил в городе Пефоре, находившемуся, судя по надписям Салманассара II, вероятно, в земле Хатти, на берегах верхнего Евфрата, неподалеку от знаменитого торгового центра Каркемиша. Выгодностью местоположения этого города на большом торговом тракте, по которому постоянно двигались торговые караваны между Месопотамией и прибрежьем Средиземного моря, легче всего объясняется и та известность, которой Валаам, в качестве волхва, пользовался среди народов Сирии и Палестины. Прельстясь богатством присланных ему подарков, В. — повествуется в Библии — согласился на предложение Валака, несмотря на предостережения и внушения свыше, бывшие как бы протестом его собственной совести против предпринимаемого им нечистого дела. Уже на пути В. получил новое предостережение от бессловесной ослицы, которая, заговорив человеческим голосом, обличала его безумие; но алчность в нем восторжествовала над лучшими чувствами. Обрадованный царь принял его с необычайной торжественностью. После блестящего пира приступлено было к делу. Прорицатель выведен был на посвященную Ваалу высокую гору, откуда открывался вид на лагерь израильтян. Валаам хотел произнести проклятие на израильский народ — но, вместо того, произнес величественное благословение. То же самое повторилось во второй и в третий раз; он предсказал великую будущность Израиля, как народа, из среды которого взойдет звезда, имеющая затмить всякое земное величие. Таким образом замысел Валака окончился полной неудачей, и он должен был изыскивать новые средства для борьбы с врагами. По совету В., моавитяне сделали попытку обольстить израильтян своим сладострастным культом в честь Ваал-Фегора (см. это слово). В конце концов и эта попытка оказалась неудачной. Очнувшись, израильтяне порешили истребить моавитян; при этом погиб и Валаам. Знакомство В. с ветхозаветной религией, выражающееся в некоторых его изречениях, объясняется, быть может, тем, что на реке Евфрате среди населения сохранялось предание об Аврааме, вышедшем из той же местности. Кроме того, как волхв, пользовавшийся широкой известностью у различных соседних народов, Валаам, для поддержания своей прибыльной славы, очевидно, должен был следить за ходом религиозных воззрений этих народов, чтобы не обнаружить своего невежества перед прибегавшими к его помощи царями. Из числа исследователей библейской истории одни считают В. истинным пророком, но только погрешившим, под влиянием корысти и честолюбия; другие видят в нем ложного пророка и язычника, который лишь под высшим влиянием сделался орудием благословения для израильтян. В Библии Валаам никогда не называется именем истинного пророка — наби, а только именем косем, прилагаемым обыкновенно к волхвам или вообще людям, занимающимся запрещенным в законе волхвованием или чародейством. Под «звездой», восходящей от Иакова, последующее предание, перешедшее в богословие, разумело Мессию, и мнение это получило столь широкое распространение в иудейском народе, что, пользуясь им, один лжемессия, являвшийся при Адриане, принял название «Сына Звезды» — Бар-Кохба. (см. это слово). В Библии история Валаама излагается в книге Чисел, гл. ХХII-XXIV, XXXI, 8. Указания на него делаются и в Новом Завете: 2 Петр., II, 16; Иуд., 11; Откр., II, 14. О нем упоминается также у И. Флавия и у Филона, а у позднейших талмудистов вырастают целые легенды, в которых Валаам ставится в самые разнообразные положения и, между прочим, в положение правителя одного города в Эфиопии, где ему пришлось впервые столкнуться с Моисеем. Отголоски сказаний о нем есть также в Коране и в арабских легендах, где он отождествляется с мудрецом Локманом, имя которого, по своему этимологическому происхождению, означает то же, что и Валаам (по-еврейски Билеам), т. е. развратитель или разрушитель народа. Ср. Hengstenberg, «Die Geschichte Bileams und seine Weissagungen» (1842); Sam. Сох, «Balaam, an exposition and study» (1884), а также большие курсы истории израильского народа (например, Эвальда). А. Лопухин.

ВАЛААМ

Валаам Валаам — крупнейший остров Валаамских островов в северо-западной части Ладожского озера, на территории Карелии (см. Карелия). Всего островов . смотреть

Почему остров Валаам назван в честь ветхозаветного лжепророка

В русской топонимии хватает названий с таинственной этимологией. Названий ярких, сочных, которые буквально искрятся смыслами. Одни смыслы веселят, другие-смущают, третьи-вселяют тревогу.

Благо, что попавшему в макабрический водоворот смыслов реципиенту непременно придут на помощь лингвисты и успокоят. Окажется, что внушающий русскому уху страх топоним вовсе финно-угорского происхождения и имеет безопасное значение. У русских лингвистов-дешифраторов топонимов, кажется, существует негласное правило – «То, что не поддается расшифровке, имеет финское происхождение»

Топоним «Валаам» не способен ввести в смущение людей, незнакомых с Ветхим Заветом. Округлое, несколько плотное, звучание этого слова источает если не спокойствие, то нейтральное настроение. Пожалуй, лишь финальное «-ам» несет легкий аффект – будто топоним, словно змей Уроборос, изловчившись, хочет поглотить свое окончание.

Знатоки же Ветхого Завета могут рассматривать «Валаам» совсем с иного угла: для этого им достаточно вспомнить вехи тезки острова – моавского волхва Валаама.

Итак, книга Чисел. Евреи, покинув Египет, на пути в Землю Обетованную встали станом «на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона». Местный царь Валак в панике. Правда, у него есть могущественное оружие – маг Валаам…

«И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».

Однако, выслушав посланцев моавского царя, Ваал взял паузу – сказал, что нужно посоветоваться с Богом. Всевышний не разрешил – «не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен», и волхв отправил послов восвояси. Но Валак не унимался; вскоре пред Валаамом предстало новое посольство с предложением великих почестей магу. Он снова обращается к Господу, и Всевышний ему позволяет. Правда, с условием – Ваалам может отправится в путь только, если послы снова придут к нему с просьбой, а главное — «делай то, что Я буду говорить тебе».

И волхв дрогнул: не дождавшись, третьего посольства он снаряжает ослицу и отправляется к Валаку. Дорогу ему преграждает ангел с мечом. Но видит ангела только ослица Ваалама. Маг избивал животное (между ними даже происходит трогательный диалог), пока Господь ни «отверз глаза Валаама», и тот не увидел ангела с мечом.

В итоге Господь позволяет магу отправиться к Валаку. Правда, Всевышний берет с Валаама обещание – «только говори то, что Я буду говорить тебе».

Моавский царь тщательно приготовился с церемонии проклятия, которую должен был провести Валаам. Однако вместо великой порчи Валаам трижды благословил еврейский народ – «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!». Для Моава все было кончено -«И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою».

Казалось бы – моавский жрец заслужил, чтобы попасть в сонм ветхозаветных праведников, однако из дальнейшего повествования мы узнаем, что Валаам погиб от меча израильского воина, и был истреблен весь род его… За что? Незадолго до казни маг якобы дал совет моавским женщинам растлить израильских воинов и тем самым спровоцировать гнев Всевышнего на евреев.

Этот поступок Валаама выглядит очень странным в свете того, что именно он трижды благословил Израиль.

Важно сказать, что все эти перипетии описаны буквально в двух строчках. Авторы Книги Чисел уделили трагедии Валаама в несколько раз меньше места, чем диалогу мага со своей ослицей. Фигура Валаама вызывала очень много споров в среде комментаторов Писания. Одни считали его пророком, другие колдуном. Некоторые христианские экзегеты были уверены, что Валаам предсказал пришествие Христа в своем пророчестве: «Вижу его, но его еще нет; зрю его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава”. И в то же время читаем во Втором послании апостола Петра обличение лжепророков: “Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка”.

Почему именно в качестве примера лжеучительства святой апостол выбрал пример Валаама? Это останется для нас загадкой.

Но если Библия не открывает нам со всей очевидностью грех Валаама, то иудейские предания куда более конкретны. Из талмудического трактата «Санхедрин» мы узнаем, что Валаам был одним из семи великих «языческих» пророков. Однако из-за своей порочности он в конце жизни лишился своего дара. Именно Валаам дал совет фараону убивать еврейских младенцев-мальчиков. Именно он «вдохновил» амаликитян напасть на евреев после исхода из Египта. Евреи интерпретировали этимологию имени Валаам как «без-народа», «губитель народа».

Сегодня топоним Валаам мы не найдет ни в Палестине, ни в Египте, ни на какой территории, где правят семитские языки. «Проклятое слово» нашло себе прибежище далеко на севере, в холодных водах Ладожского озера. В этом есть какой-то высший промысел. Может, таким образом Господь дал последний шанс могущественному моавскому магу искупить свой грех. В виде острова, который называют Русским Афоном.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector