0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Про исповедь «по списку»: читать чужие грехи категорически опасно

Содержание

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • прочие статьи (109)
  • Религия (103)
  • Новости (93)
  • Ностальгия по СССР (75)
  • взгляд (43)
  • Шахматная школа (21)
  • Наш Крокодил (21)
  • Новые товары (19)
  • Уроки футбола С Валерой Ермаковым (11)
  • спросите доктора Полянского (10)
  • Интервью (7)
  • Зооуголок на дому. Советы. (7)
  • фотошкола (6)
  • в мире (5)
  • Энциклопедия общая (3)
  • Лекции Анатолия Вассермана (3)
  • бахаизм (2)
  • полезные советы (1)
  • Дом и быт (1)

Цитатник

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ (о Льве Николаевиче Толстом) 7 ноября 1910 на станции Астапово, Рязанской губерни.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Когда ты устал от бесцельных исповедей…

Когда ты устал от бесцельных исповедей…

В Священном Писании – и в Евангелии, и в Ветхом Завете на эти вопросы есть ответы. Их можно обобщить…

Протоиерей Алексий Потокин

Когда вышел на проповедь Иоанн Предтеча, он сам еще не знал Христа, он только готовился к встрече с Ним, а людям потом предстояло самим прийти ко Господу и обрести Его.Подготовка была такая: Иоанн Креститель призывал народ покаяться. И больше никаких пояснений – в чем каяться, как каяться, где каяться – не было. То есть он обращался к каким-то остаткам совести человека, которая может понимать добро и зло без посторонних советов.

Есть вещи, которые понятны почти всем людям, любой веры и даже атеистам – что, скажем, грабить, насиловать – нельзя. С ложью уже сложнее, потому что некоторые убеждены, что соврать можно во благо. Но всё-таки недопустимость откровенной, грубой лжи признается всеми.

То есть первая проповедь Иоанна Предтечи была обращена просто к человеческому сознанию с померкшей совестью, уже полумертвому, больному. Но даже больные люди способны иметь наивное, упрощенное представление о хорошем и плохом. Потому в каждом обществе есть человеческие суды, которые публично осуждали и осуждают разбойников, а в качестве защиты изолируют их от общества.

Это еще даже не встреча с верой. Это просто обращение к остаткам первозданного живого в человеке, который пока еще с симпатией относится к подзабытой Истине. Можно считать, что у них есть две лепты, которые можно принести Богу… и это – настоящее богатство, поскольку есть категория людей, которые жизнь возненавидели, не только вокруг себя, но и в самих себе. Для них все ценности переворачиваются, и добром становится принесение несчастий и даже собственная смерть, а успех, радость других мучают, необходимость пребывания с людьми и Богом – убивают.

Это уже противоестественное состояние человека, в котором достучаться до чего-то здорового под коростой страданий бывает очень сложно. Но и у этих людей нечаянно, чудесно может закрасться сомнение в том, что так и надо, и они могут задать вопросы Богу и людям: что с нами случилось? А может быть, и вспомнить, что всё-таки так было не всегда, может, в детстве или позднее они бывали другими, им нравилось что-то иное.

Человек, который имел когда-то представление о хорошем и плохом, но потом так случилось, что у него померк разум, ушла память, может хотеть вспомнить, что хорошо и что плохо. Он тогда – в книжки, семейные реликвии, смотреть, соотносить с собой нынешним. Бывает, люди так больны, что не чувствуют ни рук, ни ног. Поэтому им нужно посмотреть, убедиться в медицинской энциклопедии, что вообще-то человек может ходить и бегать, строить и ухаживать, поэтому сейчас с его состоянием явно не всё в порядке.

С другой стороны, странно будет, если вы всю жизнь ходили и пели, и вдруг, когда у вас голос пропал или нога заболела, вы пришли к врачу и по шпаргалке рассказываете, что у вас не действует и болит. Врач тогда незаметно от вас позовет психиатра…

То же самое и в вере. Заповеди помогают всем, кто еще помнит в себе совесть, но которую он уже не чувствует в себе и не слышит. Их простые подсказки – что лгать плохо, воровать плохо – возвращают и оживляют ее. И после того, как человек раз, два высказался, открыл свои падения, ему опять эти бумажки не нужны, подсказки не нужны, он будет носить закон в себе. Но это еще не совершенная вера. Потому что ветхие заповеди – это некие общие запретительные положения, чего нельзя делать, чтобы не разрушать.

Главное и спасительное – человек должен открыто, творчески узнать, а что есть жизнь? Спросите об этом любого человека. Ответы будут у всех разные, а про подлинное, вечное никто не скажет. И даже многие христиане не знают, что есть жизнь. Но, когда я, не ведая, что творю, от этой жизни отклоняюсь, то я тем самым ее предаю, я ее убиваю, и именно это – настоящий грех.

Первый грех, единственный грех – это умаление взаимности, предательство ближнего.

Поэтому каждому надо знать лично, каково благо своей глубиной и всегда видеть его. И если я хочу с кем-то объясниться в своих чувствах, в дружеских отношениях, в любви, а ищу, как это сделать, в книжке и заучиваю наизусть, то я иду объясняться не от своего лица, а чужие слова передаю. Ну, возможно, любовь и возникнет, и дружба, может, тоже состоится, но какая-то она будет странная, неизвестно кого с кем. Потому что говорить нужно от избытка своего, пусть даже маленького, сердца.

Всё сокровенное проявляется в поступках. Что бы ни предпринял, скажем, человек унылый, какое бы прекрасное дело ни совершил, это дело будет с ядом. Соответствующее настроение будет тайно действовать, руководить всеми словами, всеми поступками человека либо обиженного, либо того, в котором горит жадность, уж не говоря о примеси гордости, тщеславия и так далее… они у всех у нас есть.

Человек, который знает, что является жизнью, будет знать, и каково покаяние, которое есть дверь, открывающая жизнь. Покаяние – это тоже величайший дар, который не в наших возможностях, не в наших руках, это подарок нам свыше, то, что приносится вопреки справедливости, а нами принимается как милость незаслуженно.

Человек, который лгал, обижался, ярился, валялся в грязи, разврате, слепнет своей совестью и не способен к покаянию. Нужно, чтобы его души коснулась жизнь не отсюда, дух истины. И вдруг открывается «блудному сыну», что есть нечто прекрасное в нем, то, что не исчезает до конца, но есть и то, что мешает вернуться к нему и зажить им. И вот в этом соприкосновении с самим собой настоящим человек начинает сам всё мешающее высказывать и исповедовать. Вот это и есть живое соприкосновение и воссоединение двоих. И не только между человеком и Богом, но и между человеком и человеком.

На самом деле истинного, огненного покаяния, сокрушающего эгоистическую твердыню, не бывает никогда, ни у кого. Одно только, так сказать, представление, а чаще – одно кривляние перед зеркалом, одно лицемерие.

Людям честным, серьезным не стыдно ждать покаяния, искать его. И это прекрасно, потому что надежда не посрамляется. В ожидании есть уже семя спасения и свидетельство: «Господи, я не знаю, что такое каяться; Господи, я пока болен, я не могу Тебе открыться, я, с одной стороны, не могу высказать себя и не могу Тебе довериться, так же, как не могу другому, я не могу быть верным и преданным, я погиб, выручай!»

Что такое совершенное, подлинное покаяние? Когда ничего во мне темного не остается. Ну а мы каемся в каком-то поступочке, а всё остальное, вся наша двойственность между отношением к себе и другому, между желаниями тела и души? Когда у человека есть жажда жить вечностью, он всегда увидит, что этой жизни мешает. Вот это путь зрячий. Подсказки здесь, как я уже сказал, бывают полезными, пережитое когда-то и утраченное мы можем возвращать. Но если у меня никогда этого пережитого не было, то мне не к чему возвращаться, мне нечем жить. Поэтому не стыдно сказать: «Я еще не начал жить, дай мне положить начало благое, Господи, дай мне вкусить этого блаженства, и тогда я новый могу принести от себя подобное».

Читать еще:  Храм в Бутырке: поддержка святых вместо обвинения

Или так: «Вот я высказался устами, Господи, одни колени наклонил, может быть, одни слова заученные высказал, но прости, больше ничего не могу». А бывает: «Господи, исповеди мои – пусты, боюсь я Твоего наказания и из-за этого каюсь, только от страха, а сам не стремлюсь вернуться ни к чему, что предал. Вот низменное чувство, которое подчинило меня себе. Господи, прости меня, лукавого, лицемерного христианина!»

Нужно бывает устать от своих бесцельных, глупых, пустых исповедей, чтобы крикнуть: «Господи, неужели я только на это способен, неужели я никогда не могу сказать ничего, ни одного живого слова?!» Вот когда человек устанет от себя такого, скажет живое слово, глядишь, и откроется в вере что-то не мечтательное, настоящее.

К покаянию часто относятся, как к некоторой промежуточной инспекторской деятельности, когда правильными циркулярами можно что-то исправить для того, чтобы начать праведное существование. А покаяние, в принципе, если оно истинное – и есть спасение и жизнь во Христе. Ничего у нас в вере дополнительного тайносовершительного, кроме покаяния, нет. И Бог приходит к нам, погибающим от греха, в долину смерти. Он не прячется далеко на облаках и не требует от нас каких-то заслуг, подвигов, свершений, вместо Него путей на Голгофу. Он туда взошел один и никто другой никогда туда не войдет. Поэтому между человеком и милующим Богом самая главная, существенная, соединяющая их в одно, часть – покаяние.

Дух сокрушенный должен пронизывать всё. Никто человеку не докажет, что наше добро – гнусная пародия на истинное благо, что наша правда – полуправда, что наша симпатия – временная, льстивая и все наши устремления – не до конца, не навсегда. Святой Иоанн Кронштадтский был хорошим священником, и то он пишет в дневниках всё время: «Господи, прости меня за мою лицемерную любовь!»

Когда хороший человек убедится, что земной добротой не проживешь, что всё это только подделка, а вся его жизнь – это волк в овечьей шкуре, вот тогда он скажет: «Истина, где же ты? Господи, где же твое благо, не хочу этих подмен, двойников добра, сделанного руками человеческими!»

Что такое антихрист? Это тот, кто вместо Христа. Не враг Его, нет, – заменитель. Людям для удобства, для беспечного существования сейчас нужен заменитель, доступная антивера, то есть то, что вместо недоступной веры, успокоительное антидобро вместо пылающего добра.

Христианам кажется, что они должны каяться только в своих уголовных преступлениях. Да нет, в том, что мы своим унылым невежеством и безрадостным исполнением положенного позорим нашу веру, мы, зарыв свои таланты, бездарностью позорим себя. Подойдите к любому христианину – во всех житейских делах мы буйные, ну а что касается веры, каждый со смиреньицем скажет: «Я червяк, ничего не могу». Разве может каяться червяк? Может каяться только сын Божий, Его дочь, Его чадо. Вот это достоинство – быть чадом Божиим. Если я не считаю, что на моем лице может быть написано достоинство сына Божьего, – это хула на Бога. Образ мы и подобие Его или нет? Назови в лицо Богу, кто ты Ему, и тогда вера сама откроет тебе, что есть мерзость лицемерия, мерзость запустения на святом месте.

Здесь не перечислишь, грехи не опишешь – им нет числа. Если ты прочитаешь все грехи в книжке и станешь против них, тебя другие, новые точно съедят. Придут невиданные доселе и соблазнят, и обманут.

Всякое усложнение говорит о некой неправде, потере целостности, разделенности в себе. Переусложненность, многоярусность в человеке – это признак его глубокой болезни разложения, ведущей к смерти.

В чем есть самообман современных верующих людей? Они считают, что надо быть хорошими, а значит самодостаточными. Я думаю, что наша вера всегда совершается с сокрушением духа, с первого дня и до последнего, и никак иначе. Если я потерял сокрушение (причем это сокрушение светлое, светлой печали), в котором чувствую над собой милость Спасителя, то это уже антипокаяние, ложное сокрушение. Есть сокрушение иудино, когда люди говорят: «Я не могу простить себя». Прощение просят перед другим, другой прощает. Если человек просит прощение в себе, то он обязательно удавится от бессилия простить себя, и это мерзейший грех, хула на покаяние.

Возвращаясь к началу разговора: прежде всего нужно начать жить, быть вместе с другими…

Исповедь… чужих грехов

Исповедь… чужих грехов

Одна из обращавшихся за духовным руководством к старцу Зосимовой пустыни отцу Иннокентию рассказала о себе:

«Жила я с Ольгой, тоже «батюшкиной». Очень раздражала она меня тем, что всё в доме делала не так, как я привыкла. Уж я терпела, терпела… Ну, думаю, всё про тебя расскажу батюшке. Дождалась, когда можно на исповедь к батюшке пойти, пришла и долго, подробно рассказывала про все неверные действия Ольги. Батюшка слушал, не перебивая, не спрашивая ни о чём. Наконец — всё. Кончила. Молчу я, молчит и батюшка. Помолчали, он и спрашивает:

— Ты всё о ней рассказала?

— Теперь так же хорошо расскажи о себе.

Тут-то я и поняла, что о себе не могу ничего сказать. Не только хорошо, даже плохо не могу… Я же всё за ней следила, всё её поступки разбирала, запоминала, накапливала в памяти. А о себе? О себе забыла, не до себя было… И вот стою у батюшки, он молчит, а я думаю: это называется я на исповедь пришла. Принесла грехи других, а свои где? Кто мне велел чужие-то грехи помнить? Мне, что ли, за них отвечать? Каждого Бог за себя спросит. Другие-то, может быть, давно покаялись, а я вот не знаю, в чём и каяться. Батюшка мне ничего не сказал, дошло до меня так. На всю жизнь выучил, как за другими замечать».

Похожие главы из других книг:

Свой среди чужих

Свой среди чужих Я – коренной, неисправимый западник, и нисколько этого не скрывал и не скрываю. Иван Тургенев Переезд в Москву и перестройка открыли передо мною мир. В конце 1980-х – в 1990-х я побывал с лекциями и для научной работы во многих университетах и научных центрах

Глава 10. У старых грехов длинные тени

Глава 10. У старых грехов длинные тени 1 декабря 1950 года Военной коллегией Верховного суда СССР были осуждены к высшей мере наказания – расстрелу член Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель Председателя Совета Министров СССР Н. А. Вознесенский, член Оргбюро, секретарь ЦК А. А.

Глава четвертая. На чужих берегах

Глава четвертая. На чужих берегах Крушение американской мечты Еще за много лет до встречи со Светланой Иосифовной мы читали ее первую книгу. Тогда, в конце 60-х, она ходила по Москве в замусоленных «:самиздатовских» копиях наравне с прозой Пастернака, Солженицына,

Глава X. В чужих краях. 1799

Глава X. В чужих краях. 1799 Назначение Суворова главнокомандующим союзной армии. – Итальянский театр войны. – Победы над французами. – Суворов – князь Италийский. – Предоставление ему царских воинских почестейТощим, ослабевшим физически, болезненным явился Суворов в

«Лазурь чужих небес»

«Лазурь чужих небес» Так уж случилось, что именно в Ницце, небольшом средиземноморском городке, словно в едином нервном узле сошлись пути и судьбы российских самодержцев и потомков великого поэта.Кто только не прогуливался по знаменитой Английской набережной — ее камни

Среди чужих

Среди чужих Книга «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» не вызвала симпатий в кругах буржуазных читателей. Им было не по себе. В Англии ведущие критики встретили роман с неприкрытой враждебностью. Но Твен уже начинал привыкать к тому, что он живет среди чужих, не

ЧАСТЬ IV ЧУЖОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

ЧАСТЬ IV ЧУЖОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ Глава 1 «Шедевры из пустоты» Русская эмиграция по-разному относилась к живому Есенину, но умершего поэта вся зарубежная пресса почтила доброжелательно.Новый, 1926 год начался с материалов о Есенине. В них неподдельная скорбь и сожаление, печаль и

Антонио Сальери Семь смертных грехов

Антонио Сальери Семь смертных грехов Ты, Моцарт, бог, — и сам того не знаешь. Я знаю… (приписывается Антонио Сальери) 18 августа 1750 года в итальянском городе Леньяго родились одновременно два персонажа: один из реальной истории музыки, а другой — из маленькой трагедии

В ЧУЖИХ КРАЯХ

В ЧУЖИХ КРАЯХ Весною 1840 года Академии художеств отправила своих пенсионеров Гайвазовского и Штернберга в чужие края для усовершенствования в живописи. Русская академия посылала тогда своих лучших воспитанников совершенствоваться в Италию.Путь Гайвазовского и

Список грехов

Список грехов Василевс Роман I Лакапин, в правление которого были усмирены болгары и возвратился под власть империи богатый город Мелитина, был сыном неграмотного армянского крестьянина по имени Феофилакт Невыносимый.История, увы, умалчивает о том, каким образом

Школа грехов (1528)

Школа грехов (1528) «Древние обозначали заведомую глупость пословицей, а именно: “Соваться в Афины со своими совами”; не менее глупо, или даже нечестиво – посылать дьяволов в ад. Ты знаешь, что адом я называю именно эту школу грехов».Негодующий оккультист Агриппа написал

Человек чужих земель

Человек чужих земель V «Объединенным русско-японским отрядом, при поддержке бронепоезда № 14–69, партизанские шайки Вершинина рассеяны. С нашей стороны убитых 42, раненых 115. Боевая выдержка союзников выше всяких похвал. Преследование противника в сопках продолжается. Нач.

Одна среди чужих

Одна среди чужих Когда я проснулась — передо мной стоял молодой человек и пристально смотрел на меня. Я заметила его особенные глаза: они были синие, как самое чистое небо. Он также был весь в лохмотьях, и в руках он держал кружку. Только теперь я почувствовала, как сухо у

С песней в чужих краях

С песней в чужих краях Не сиделось Плевицкой в захолустном Горно-Паничерове. Слишком тесными были рамки скромного полкового театра. Стала выезжать с концертами по Болгарии. Как верный паж, всюду ее сопровождал Скоблин. В угоду ей стал он пренебрегать своими

Как подготовиться и провести Великий пост

Исповедь, которая приводит внутреннего человека к смирению

«Когда я обращаю свой взор на самого себя и внимательно прослеживаю изменения своего внутреннего состояния, то убеждаюсь, что не люблю Бога, что не имею веры и что я полон высокомерия и заботы о материальном. Все это я обнаруживаю в результате подробного исследования своих чувств и поведения.

Я не люблю Бога. Если бы я действительно любил Бога, мои мысли были бы постоянно обращены к Нему, и я был бы счастлив. Каждое помышление о Боге давало бы мне радость и ликование. Однако я, наоборот, очень часто и очень легко думаю о различных земных вещах, притом что занимать свою мысль Богом становится для меня трудным и неинтересным занятием. Если бы я любил Бога, то моя беседа с Ним через молитву была бы мне пищей и наслаждением и вела бы меня к непрерывному общению с Ним. Но я не только не нахожу радости в молитве, но мне всякий раз приходится прикладывать усилия, чтобы молить . Читати далі »

Читать еще:  Первые дни Страстной: не поддаваться желудку

Самоиспытание и самоосуждение

Как мы уже отмечали, многие приступают к исповеди без подготовки: вроде бы им нечего сказать духовнику, оправдываются своей слабой памятью, просят, чтобы батюшка помог. Однако, как говорит священник Александр Ельчанинов, «слабая память и забывчивость вовсе не являются оправданием. Это может происходить от недостатка серьезного отношения к греху, от нашей бесчувственности. Грех, который тяготит нашу совесть, не может забыться».

Перед тем как отправиться к духовнику, нужно побыть в уединении, горячо помолиться Богу, чтобы Он дал нам истинное покаяние, осветил тайные уголки нашего сердца, и, насколько возможно, честно, объективно, без всяких скидок исследовать глубины своей души. Одна из главных целей автора этих строк — помочь подготовиться к исповеди, как можно скрупулезнее проверить себя. В этом могут . Читати далі »

Грех и его горькие плоды

С первых же строк притча вполне определенно показывает, что есть грех. Обычно мы понимаем его как преступление неких законов или неисполнение какого-то долга перед Богом и ближними. Но грех — явление несравненно более глубокое. Так, блудный сын не просто нарушает некий закон, он восстает, бунтует против отца, властно требуя от него: «Дай мне следующую мне часть имения«. Получив свое, он уходит далек . Читати далі »

Во обличение тех, кто откладывает Причащение до последних минут жизни

Введение

Чаша Господня — сообщество с Ангелами, а без Чаши Господней с кем будет сообщество, кроме бесов? Кого чуждаются Ангелы, того похищают бесы. Что, если бы спросить кого-либо так: чего ты больше хочешь — иметь ли Жизнь Вечную или смерть вечную? Получить царство небесное или геенну? Быть в обществе Ангелов или бесов? Не знаю, найдется ли такой, который бы сказал: «Мне лучше смерть, чем жизнь; лучше геенна, чем царство; лучше бесы, чем Ангелы». Не всякий ли скажет так: «Лучше жизнь, чем смерть, лучше царство, чем геенна; лучше Ангелы, чем бесы», ибо всякий человек естественно и разумно больше желает лучшего, а не худшего. Если же, о человек, ты желаешь лучшего, то почему пренебрегаешь Чашей Господней? Если ты боишься вечной смерти, . Читати далі »

В Неделю Крестопоклонную

Вегетарианство и его отличие от христианского поста

Христианский пост многократно и многообразно подвергался нападениям и нареканиям со стороны «плотских» людей. Нападения эти становятся тем ожесточеннее, чем более в известное время люди ходят по плоти и заботятся об угождении ей. В такие времена господства плоти и измельчания духа голоса в защиту поста раздаются редко и робко. Тем приятнее слышать голос в пользу поста, раздавшийся в наши дни из мира светского, который далеко не часто поет в унисон с миром духовным, церковным. Разумеем вегетарианское движение, возникновению которого оставалось бы только радоваться, если бы сами вегетарианцы не допускали в своем учении немалых промахов и погрешностей.
Под именем вегетарианства разумеется такое направление в воззрениях современного общества, которым допускается употребление в пищу только растительных продуктов, а не мяса и рыбы [Читати далі »

О грехе блуда

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
«Благовещение. Библиотека православного христианина.» (www.wco.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
«Православие и мир. Электронная библиотека» (lib.pravmir.ru).

По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

  • тому человеку, через которого соблазн приходит.
    (Мф. 18, 7)

Каждому православно-верующему христианину, вероятно, хорошо знакома история прохождения мытарств святой Феодорой Цареградской (Житие ее см. 30 декаб . Читати далі »

Чудо исповеди. Непридуманные рассказы о таинстве покаяния

Сейчас появилось немало книг, цель которых подготовить верующего человека к исповеди, настроить на покаянное чувство. Безусловно, книги эти приносят огромную пользу, и их надо изучать каждому православному.

Но тайна подлинного покаяния не исчерпывается знанием соответствующей литературы и сухим перечислением своих грехов. Она, эта тайна, совершается глубоко в сердце кающегося и зависит не только от его душевного расположения, но и от Бога милующего.

И огромную роль в совершении таинства исповеди играет свидетель, посредник, поставленный волею Божией между Богом и кающимся человеком — священник. Бывают исповеди, которые, благодаря чуткому, глубокому и сердечному отношению священника к своему грешному чаду, буквально перерождают -все существо человека, изменяют самый с . Читати далі »

Если священник. нетрезв

Тот же архиепископ Феофан рассказывал, что он, еще учась в Санкт-Петербургской Духовной Академии, однажды пришел на исповедь к одному из иеромонахов Александро-Невской Лавры. Подойдя к аналою, понял, что иеромонах нетрезв. Не смущаясь этим, студент Василий Быстров (будущий владыка Феофан) как ни в чем не бывало поисповедовался, взял благословение и спокойно ушел. Когда он пришел в следующий раз, тот иеромонах до земли поклонился студенту, прося прощения. При этом иеромонах воздал должное Василию за правильное отношение к случившемуся, за то, что он не смутился и не осудил его. Все случилось неожиданно и для самого духовника. Он не знал слабости своего организма и опьянел от малого (значит — это для него было редкостью, или даже вообще в первый и единственный раз). А молодой человек проявил мудрость, памятуя о том, что на исповеди человек предстоит Богу, а не . Читати далі »

Слово о вечном мучении в четвертую неделю Поста

О борьбе со страстями

Сегодня мне хотелось бы коснуться темы борьбы со страстями. Конечно, я не смогу полно пересказать Иоанна Лествичника или преподобного Иоанна Кассиана — великих отцов, да, наверное, это и не имеет смысла, потому что их творения лучше прочитать самостоятельно. И нет у меня намерения сказать что-то особенно новое: конечно же, я один из самых немощных, самых, может быть, неудачных учеников этих святых отцов (однако же мню, что нахожусь в числе их учеников). Поэтому ничего принципиально нового я сказать, разумеется, не могу. Но так как я сам вынужден этим заниматься и поскольку являюсь вашим современником, то, возможно, я скажу что-то интересное именно для нас — людей современных, потому что в каждое время опыт борьбы со страстями, в связи с многообразием пороков и развитием греховности, немного интерпретируется. А в принципе, по сути своей он остается тем же, каким был во времена даже не свя . Читати далі »

Высший! Преподобный авва Дорофей говорит о такой разновидности гордости, как надежда на свой разум. Это тоже очень опасный и страшный вид гордости. Также авва Дорофей совершенно справедливо говорит: «Я не знаю другого падения монаху, как если он понадеялся на свой разум». В сущности, можно назвать два рода самонадеянности: когда человек надеется на свои силы и когда он надеется на свой разум. Если я надеюсь на свой разум, то есть думаю, что я сам во всем разберусь, то я непременно запутаюсь. Если я рассчитываю на свои силы, то я обязательно не выдержу того или иного испытания или искушения и упаду. Нужно стараться победить прежде всего этот вид гордости, следует обращать на него особенное внимание. А постепенно, постепенно к нам придет и неподдельное смирение. Оно появляется не от каких-то человеческих ухищрений, но от действия благодати Божией. Иоанн Лествичник, если не ошибаюсь, говорит, что смирение нево . Читати далі »

Христианский обычай: начинать дело молитвою о благословении Божием

«Господи, благослови!» — говорит добрый христианин, сотворив крестное знамение пред началом всякого дела. Обычай прекрасный и истинно христианский. Он вместе с богатым наследством других добрых обычаев передан нам от благочестивых наших предков. Предки наши научились ему у святой Церкви, а Церковь постановила его по учению слова Божия (Пс.64:5-14; Пс.66; Пс.106:35-38; Пс.131:15; Пс.144:15). Поэтому должно думать, что в сим обычае есть глубокий смысл и великая польза для христианина. Свято сохранять его — наша обяза . Читати далі »

Сила креста

В древности, во время грубого язычества, крест был предметом всеобщего ужаса и отвращения. Это было орудие позорной казни: на крестах обыкновенно распинали тяжких преступников и рабов, и эта казнь считалась самою жестокою и позорною. Проклят есть от Бога всяк висяй на древе (Втор.21:23), — гласил ветхозаветный закон относительно распятых на кресте. Так было до того времени, когда крест послужил орудием страданий и смерти Спасителя мира. Единородный Сын Божий, явившийся в мире, чтобы понести грехи всего человечества, в Своей любви к человеку дошел до крайней степени самоуничижени . Читати далі »

Грешно сквернословить

Господь отличил человека от всех других земных тварей даром слова, чтобы он мог с одной стороны прославлять Бога и возвещать Его святые дела, а с другой — выражать свои добрые мысли и чувствования, свои различные нужды и потребности. Но человек, забывая волю Божию, часто злоупотребляет этим драгоценным даром, произносит, по выражению Апостола, слова гнилые, каковы: клевета, осуждение, ложь, клятвопреступление, буесловие, сквернословие и т.п. Предостерегая христиан от таких и подобных слов, св. Апостол Павел говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (Еф.4:29 . Читати далі »

Грехи на исповеди: перечень, список. Как подготовиться к исповеди и причастию, какую молитву читать, как правильно называть грехи?

С каких слов начать исповедь, как проходит исповедь?

Исповедь – главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех – это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением.

Исповедь – искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.

Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств.

Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь – возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Читать еще:  Паломничество на Святую Землю — как подготовиться

В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.

Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя.

До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.

Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть – это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди, значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.

В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.

В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.

По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.

Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.

Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.

Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).

Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:

  • вера в Господа Иисуса Христа,
  • искреннее сокрушение о грехах,
  • устное исповедание грехов,
  • твердое намерение исправить свою жизнь,
  • примирение с ближними,
  • надежда на милосердие Божье.

Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.

В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).

Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.

Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.

В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.

Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.

В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.

В Ветхом Завете есть несколько мест, свидетельствующих о том, что покаяние имело большое значение для судеб Древнего мира. Самое яркое из них относится ко временам Ноя, который проповедовал покаяние, но лишь его большая семья прислушалась к праведнику и спаслась ( Быт. 6, 7 гл., 1Петр. 3; 20 ). Другой пример: проповедь пророка Ионы ниневитянам, возвещающая им погибель, была услышана жителями этого величайшего города древности. Раскаявшись в грехах, они умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение ( Иона 3; 3 ).

Уже в Новом Завете Предтеча и Креститель Христов Иоанн до того, как Господь вышел на общественное служение, проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Лк. 3; 3 ), а приходившие к Иоанну Крестителю каялись, исповедуя грехи свои ( Мк. 1; 5 ). Потом призыв к покаянию прозвучал уже из Божественных уст. Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1; 15 ), – возгласил Христос. Отпускать грехи в ветхозаветное время мог только Сам Господь; в основанной же Христом Церкви такое право дается апостолам и их преемникам. Так апостолу Петру Господь говорит следующие слова: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16; 19 ).

Исповедь как главнейшая часть Таинства Покаяния, совершалась со времен апостолов: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои ( Деян. 19; 18 ).

Обрядовые формы совершения Таинства в апостольский век не были разработаны в деталях, но основные компоненты литургико-богослужебной структуры, присущие современному чинопоследованию, уже существовали. Они были следующими.

1 . Устное исповедание грехов перед священником.

2 . Поучение пастыря о покаянии сообразно с внутренним устроением принимающего Таинство .

3 . Ходатайственные молитвы пастыря и покаянные молитвы кающегося.

4 . Разрешение от грехов.

Если исповеданные кающимся грехи были тяжкими, то могли назначаться серьезные церковные наказания: временное лишение права участвовать в Таинстве Евхаристии; запрещение присутствовать на собраниях общины. За смертные грехи – убийство либо прелюбодеяние – не раскаявшихся в них публично извергали из общины. Грешники, подвергнутые такому суровому наказанию, могли изменить свое положение только при условии искреннего покаяния.

В древней Церкви существовало четыре разряда кающихся, отличающихся степенью строгости наложенных на них епитимий.

1 . Плачущие . Они не имели права входить в храм и должны были, оставаясь в любую погоду у паперти, со слезами просить молитв у идущих на богослужение.

2 . Слушающие . Они имели право стоять в притворе и благословлялись у епископа вместе с готовящимися ко Крещению. С ними же слушающие при словах «Оглашеннии, изыдите!» удалялись из храма.

3 . Припа́дающие . Они имели право стоять в задней части храма и участвовать с верными в молитвах о кающихся. По окончании этих молитв они получали благословение епископа и выходили из храма.

4 . Купностоя́щие . Они имели право стоять вместе с верными до конца Литургии, но не могли причащаться Святых Тайн.

Большую часть чинопоследования Покаяния в наше время составляют молитвы, которые Церковь в продолжение всего времени, назначенного древним кающимся для исправления, возносила между Литургией оглашенных и Литургией верных.

Покаяние в первохристианской Церкви могло совершаться как публично, так и тайно . Публичная Исповедь была неким исключением из правил, поскольку назначалась лишь в тех случаях, когда член христианской общины совершал тяжкие грехи, которые сами по себе были достаточно редки. Примером такого Покаяния в Новом Завете может стать коринфский грешник, который по увещанию апостола Павла был отлучен от общения с верными после содеянного им тяжкого греха. Его полное раскаяние подвигло апостола просить о возвращении его в лоно Церкви: Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь ( 2Кор. 2; 6–8 ).

Исповедание тяжких плотских грехов делалось публично, если было точно известно, что человек их совершил. Происходило это лишь тогда, когда тайная Исповедь и назначенная епитимья не приводили к исправлению кающегося. Отношение к таким смертным грехам, как идолопоклонство, убийство и прелюбодеяние в древней Церкви было очень строгим. Виновные отлучались от церковного общения на долгие годы. а иногда и на всю жизнь, и лишь близкая смерть могла стать причиной того, что епитимья снималась и грешнику преподавалось Причастие.

Публичное Покаяние практиковалось в Церкви до конца IV века . Его отмена связана с именем Константинопольского Патриарха Нектария († 398), который отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния. Вслед за этим постепенно исчезли степени Покаяния, и к концу IХ века публичная Исповедь окончательно ушла из жизни Церкви . Это произошло по причине оскудения благочестия. Такое сильнейшее средство, как публичное Покаяние, было уместно, когда строгость нравов и ревность по Боге были всеобщими и даже «естественными». Но позже многие грешники стали избегать публичного Покаяния из-за связанного с ним стыда. Другой причиной исчезновения этой формы Таинства явилось то, что грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для недостаточно утвержденных в вере христиан. Таким образом, тайная Исповедь , также известная с первых веков христианства, стала единственной формой Покаяния . В основном, вышеописанные изменения произошли уже в V веке.

В настоящее время при большом стечении исповедников в некоторых храмах совершается так называемая « общая Исповедь ». Это нововведение, ставшее возможным из-за недостатка храмов и по другим, менее значимым причинам, – неправомерно с точки зрения литургического богословия и церковного благочестия. Следует помнить, что общая Исповедь – отнюдь не норма, а допущение, обусловленное обстоятельствами. «Поэтому, даже если при большом стечении кающихся священник проводит общую Исповедь , он должен перед чтением разрешительной молитвы дать возможность каждому исповеднику высказать наиболее отягощающие его душу и совесть прегрешения. Лишая прихожанина даже такой краткой личной Исповеди под предлогом нехватки времени, священник нарушает свой пастырский долг и унижает достоинство этого великого Таинства” 49 .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector