0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Природа в узком и широком смысле обществознание. Сходства и различия природы и общества

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

  • Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
  • Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

1.2 Взаимодействие общества и природы

Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.

В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.

Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями.

Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований. Общественная жизнь включает в себя:

  • материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности;
  • духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.

Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие. Любое природное биологическое образование стремится к совершенствованию форм жизнедеятельности. Эта же тенденция присуща и обществу, но только в обществе это становится не природным инстинктом, а сознательной целью.

Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
  • Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
  • Общество — структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
  • Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.

Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.

Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

Читать еще:  Христианское фэнтези: 6 лучших авторов на все времена

В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество. 1

Необходимость разграничения понятий «природа» и «общество»

Прежде чем дать определение общества, необходимо разграничить такие широкие понятия, как “природа” и “общество”, выяснить соотно­шение между ними. И хотя, строго говоря, эту проблему призвана решать в первую очередь не социология, а соци­альная философия, ее правильное решение имеет для соц­иологии исходное, методологическое значение.

Мы часто и не без основания говорим, что человек, об­щество — часть природы. И в то же время не менее часто и с не меньшим основанием четко различаем и даже проти­вополагаем человека, общество природе. Нет ли здесь про­тиворечия? Думается, что нет, если учитывать, в каком конкретно аспекте, ракурсе рассматривается каждый раз данная проблема.

Понятие «природа» в широком смысле

В первом случае понятие “природа” употребляется в предельно широком смысле, выражающем природное единство всего мира, всей действительности (неорганиче­ского и органического мира, человека и общества). Тезис “общество — часть природы” отражает тот непреложный факт, что: человек, а следовательно, и общество происхо­дят из природы; человек — существо и биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы; об­щество находится в органической связи и теснейшем взаи­модействии с природной средой и не может функциониро­вать и развиваться вне природы, в отрыве от нее; и приро­да и общество подчиняются в своем развитии некоторым общим фундаментальным законам и т.д.

Понятие «природа» в узком значении слова

Во втором случае понятие “природа” используется в бо­лее узком смысле, как часть, а не весь реальный мир, как внешняя (природно-географическая) среда по отношению к человеку, к обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек — это не только и не столько биологическое (живое, природное) су­щество, пусть и в высшей форме своего проявления, а ка­чественно новое, принципиально особое явление с прису­щими только ему социальными качествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом; а жизнь общества — это качественно своеобразная, соци­альная жизнь, которая не сводима к биологической жизни (включая и жизнь высокоорганизованных животных — че­ловекоподобных обезьян), где действуют особи, лишенные социального сознания и не выделяющие себя из мира жи­вотных. Когда К.Маркс определял сущность человека как совокупность общественных отношений, он тем самым стремился подчеркнуть, что человек — прежде всего и не­посредственно продукт общества.

Основные особенности человека

Известный югославский социолог Д.Маркович выделя­ет три основные особенности человека — творчество, сво­бода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек — это “общественное существо, которое своим деятельным отношением к при­роде реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социаль­ных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия”.

Читать еще:  Святитель Николай — бывают ли такие епископы?

Единство природы и общества

Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия “природа” и “общество”, “природное” и “соци­альное”, ни абсолютно разрывать и противопостав­лять их. Природа и общество — это две качественно различные формы проявления единой реальности, кото­рым в едином человеческом знании соответствуют две ос­новные области — естествознание и обществознание.

Биосоциальные основы человека и общества

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) — природно-социальную, био­социальную — основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обще­стве, так и отрицания ведущей, решающей роли социаль­ного в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и абсолютиза­ция места и роли биологического в ущерб социальному.

Все это имеет не только теоретическое, но и практиче­ски-политическое значение. Исторический опыт убедитель­но свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям лич­ности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе при­знания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на обще­ство законов природы приводили к крайне реакционным вы­водам и не менее негативным последствиям на практике.

Общество как совокупность людей

Первое, что бросается в глаза при самом об­щем взгляде на общество, это то, что оно — совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его со­знанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян — антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сход­ства. Общество — это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого обще­ства составляют отношения людей друг к другу.

Природа — основа жизнедеятельности общества

С точки зрения влияния на человека социальное стоит выше биологического. Но соотношение при рассмотрении жизнедеятельности каждой из этих сред склоняется в пользу природы. Она становится естественным базисом.

Общество, в отличие от природы, формирует поведенческую психику, выступает бихевиористическим фактором для развития личности. Но сама его жизнедеятельность неразрывно связана с естественными объектами. Так, природа — и предмет труда, и сокровищница объектов материального производства (например, тех же полезных ископаемых). Если общества вдруг не станет, она по-прежнему будет функционировать. Но не наоборот.

Примеры взаимосвязи человека и природы в современном мире

Проблема состоит в том, что нет единого понимания: использовать или беречь природу? Этим характеризуется современная реальность. Действие тех, кто за использование без ограничений, выражается во всё большем повышении нагрузки на окружающую среду для обогащения.

Смысл ухода людей в небольшие экопоселения, неучастия в индустриальном производстве и городской жизни заключается в том, что нагрузка на окружающую среду должна не превышать биологической ёмкости локального ландшафта.

Определение, сколько можно взять из природы, какие практики экологические, а какие нет, даёт методика экологического следа, имеющая много сторонников на уровне личностей, сообществ, муниципалитетов, региональных правительств.

Читать еще:  Вознесение. И ты теперь не только сын, но соработник, соратник и друг

Другое направление усилий – глобальный план действий городских экологических групп, которые регулярно встречаются и советуются, как в быту снизить нагрузку на окружающую среду. Экономия электричества, воды, тепла, разумные покупки и поездки, вторая жизнь вещей, бережное отношение к природным объектам, сбор и утилизация мусора дают им надежду на будущее.

Большинство людей на планете уже живут в городах. Поэтому самое перспективное направление – это зелёные муниципалитеты, где новые здания строят с газонами и садами на крыше, а также используют только экологичный транспорт, природосберегающие технологии, натуральные местные продукты, раздельный сбор и утилизацию мусора, энергию ветра и солнца. Среди любителей сельской жизни популярны органическое земледелие, пермакультура, лесосады.

Природа в узком и широком смысле обществознание. Сходства и различия природы и общества

Ключевые слова конспекта: Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.

Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей

Понятие «oбщество» используется в двух смыслах:

Исходной составляющей общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество.

Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности —> общество есть совокупность общественных отношений.

Примечания:
1 Общность — относительно устойчивая реальная совокупность людей, отличающаяся сходными условиями и образом жизни.
2 См. тему 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.1.

ВОПРОС: Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь материальный мир.
2) всё человечество в прошлом.
3) единство биологического и социального.
4) естественную среду обитания человека.

Тема 1.2. Взаимодействие общества и природы

Понятие «природа» используется в двух смыслах:

Обществo как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано:

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако полной зависимости человека от природы уже не было.

Совершенствование орудий труда —> общество стало оказывать усиливающееся воздействие на природу, где-то улучшая её, а где-то и ухудшая. Человек не мог обойтись без природы ещё и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для его функционирования и развития.

Благоприятные природные условия:

  • давали толчок к бурному развитию той или иной цивилизации —> великие цивилизации древности возникли в устье плодородных рек или в плодоносных долинах;
  • способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

Общeство как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.2.

ВОПРОС: Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
2) формирование кастовой системы в Древней Индии
3) издание Иваном IV Грозным нового Судебника
4) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае.

Это конспект по математике на тему «Общество. Взаимодействие общества и природы». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Основные сферы общественной жизни
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector