0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопрос 13

Вопрос 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ (К. СЕН-СИМОН, Ш.ФУРЬЕ, Р.ОУЭН)

КЛОД АНРИ де РУВРУА СЕН-СИМОН (1760-1825)– французский утопист, создал новое социальное учение «сенсимонизм». В его социальной философии особое место уделяется критике капиталистического строя и предсказывается его неминуемая гибель. Взамен капитализма он предлагал программу создания нового, более справедливого общественного строя, основанного на началах ассоциации, причем без революционных потрясений мирно и достаточно быстро предлагал перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости.

К. СЕН-СИМОН возлагал надежды на человеческий разум и считал, что начать нужно с частичных реформ – с отмены права наследования; выкупа земли у тех, кто её не обрабатывает; отстранения от власти тех, кто не занят производительным трудом. В целях изменения общественного строя предлагал объединить буржуазию и рабочих в единую группу «промышленников», к которым относил земледельцев, слесарей, столяров и фабрикантов, и купцов и др. (исключая дворян и буржуа).

По мнению СЕН-СИМОН каждая общественная система в истории является шагом вперед. В соответствии с этим он определил в развитии истории 3-х фаз: 1) теологическую — это период господства религии (охватывает рабовладельческое и феодальное общество); 2) метафизическую – это период крушения теологической и феодальной систем; 3) позитивную фазу – это будущий общественный строй, как закономерный результат предшествующей истории.

Поэтому он считал французскую революцию закономерным явлением, уничтожающим господство церкви и духовенства, праздного феодализма. Однако произошла ошибка — власть оказалась в руках законников, а «промышленники» власти не получили и оказались в роли эксплуатируемых. Выход он видел в развитии производства на научной основе, передаче власти «промышленной системе», а значит — ученым, предпринимателям и индустриалам.

В будущем считал, что общество должно быть основано на научной и планово-организованной крупной промышленности. Главную роль в этом обществе отводил ученым и промышленникам, при этом он не отвергая частную собственность при социализме, считая, что она служит основой общественного здания и необходим лишь закон, устанавливающий и регулирующий её.

Идеи Сен-Симона легли в основу лекций, изданных его учениками под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала влияние на распространение идей социализма в Европе и России.

ШАРЛЬ ФУРЬЕ (1772-1837) был влиятельным противником сенсимонистов и предложил не менее оригинальную модель «справедливого» социального устройства будущего. Он не уповал как Сен-Симон на правительственные реформы, а предпочитал инициативу «снизу» – как и Оуэн. В его социальной философии главной стала проблема человека, он был полон иллюзий и убежден, что наступит время, когда люди будут счастливы. Особенно его интересовала организация труда, эффективность которой он оценивал по степени свободы труда.

В своих трудах он гневно критикует классическую политэкономию с экономикой свободной конкуренции и предлагает покончить с порочной эксплуататорской системой так называемого цивилизованного общества и перейти посредством реформ к новому — «социетарному миру», в основе которого будут ассоциативные образования «фаланстеры». В них по его замыслу не будет места наемному труду, так как собственность приобретет всеобщий характер, а рабочий, став акционером, сможет участвовать в прибылях и быть избранным на руководящие должности в структуре соответствующей фаланги.

ФУРЬЕ рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех. Однако из этого ничего не получилось, но в созданное воображением Фурье общество гармонии, описанное в деталях и мельчайших подробностях и возможные пути перехода к нему, верили целые поколения.

РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858) — английский социалист-утопист, автор ряда работ, содержащих проекты социалистических преобразований.

Его теоретические трактовки были близки к классикам, у них он безоговорочно принял трудовую теорию стоимости, но в отличие от них не допускал положения, что ценность товара включает в себя ещё и прибыль. Именно несправедливость возникновения прибыли он считал причиной обездоленности рабочих и экономических кризисов.

Не разделял он и мальтусовской теории народонаселения, считая, что «при правильном руководстве физическим трудом…страны могут давать средства существования безгранично возрастающему в численности населению, притом с большой выгодой для всех жителей». Он, неоднократно участвуя в комиссиях по обследованию положения детей на фабриках, видел вопиющие картины использования детского труда и стал родоначальником фабричного законодательства, организуя мероприятия по решению социальных проблем в условиях фабрично-заводской организации производства. Так, для своих фабричных рабочих в Нью-Ланарке ещё в начале 19 века им были построены специальные благоустроенные жилища, столовая, торговая лавка, сберкасса, детский сад и ясли и т.д.

Если в начале века Р.ОУЭН занимался филантропической деятельностью (сократил рабочий день, повысил зарплату, отказался пользоваться трудом детей младше 10 лет и др.) тем самым на полвека опередив соответствующее фабричное законодательство, то через 30 лет он перешел от благотворительности к социальным преобразованиям.

Р.ОУЭН был за создание коммунистического общества без революционных потрясений, полагая, что переход к новому обществу будет осуществляться постепенно, мирно, при условии реализации «научных начал». Так, в одном из проектов он предполагал постепенно скупить землю у тех, кто её желает продать, чтобы потом превратить в общественную собственность с целью использования земли как единственного источника государственных доходов. Свои надежды он возлагает на усилия «разумного правительства» по обеспечению разумных условий в число которых относил: широкое применение в ассоциациях машин в различных сферах, обеспечение изобилия при замене металлических денег бонами труда, ликвидация бесполезной частной собственности, превращение труда в единственное мерило ценности и др. И пытался убедить английский парламент в полезности своих проектов.

В результате в Англии и США были организованы коммунистические колонии, которые впоследствии распались, не выдержав натиска капиталистической системы. В Лондоне он устраивал меновые базары, где деньги заменялись трудовыми бонами-рабочими деньгами, учитывающими количество труда, затраченного владельцами на производство товаров, что было шагом в сторону уравнительности. Но капиталистический рынок смел меновые базары и деятельность Оуэна на этом поприще не принесла ему прибыли — он разорился. В начале 30-х гг. 19в. Р.ОУЭН участвовал в профсоюзном и кооперативном движении, основав «Великий национальный союз производств». В дальнейшем это нашло развитие в кооперативном движении Англии. Идеи Роберта Оуэна получили развитие в трудах последователей социалистов–утопистов и в других странах.

ВЫВОД: Хотя идеи утопистов не стали массовым умонаследием в Англии, но сама идея социализма и справедливого общественного устройства, оказалась устойчивой в последующий период.

Экономические идеи позднего утопического социализма

В результате буржуазных революций возник поздний утопический социализм, представителями которого были: Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн и социалисты рікардіанці.

Они критиковали капиталистический строй и изображали «фантастические картинки» мирового будущего. Социалисты-утописты утверждали, что рыночные отношения и частная собственность в историческом плане преходящи. Они верили в приход такого строя, который принесет людям свободу, равенство, братство и счастье.

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) — французский социалист утопист, выходец из семьи аристократов, современник антифеодальної революции 1789-1794 гг. Его труды: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «О промышленной систему» (1821), «Катехизис індустріалів» (1824), «Новое христианство» (1825).

Сен-Симон впервые попытался обосновать объективную необходимость движения к социализму ссылкой на процесс исторической эволюции. Человечество проходит ряд последовательных этапов в своем развитии, причем каждый следующий более прогрессивный, чем предыдущий. Поскольку современное ему общество было далеким от идеала, оно закономерно должно было измениться более прогрессивным общественным строем. Движущей силой изменения исторических этапов является борьба классов. Именно борьбой дворянства и третьего сословия объясняет он французскую революцию, но она не решила окончательно проблемы классовых антагонизмов.

Современное ему общество состоит из двух основных классов: разрешительных собственников и трудящихся індустріалів. Первые получают паразитические доходы — ренту, процент — путем эксплуатации тех, кто получает трудовые доходы, к которым он относит зарплату и прибыль.

Движущей силой развития человечества Сен-Симон объявил образованность людей. Будущее справедливое общество он называл индустриальной системой, которая будет развиваться на основе крупного промышленного производства не стихийно, а планомерно, управляться такая система будет индустриальной элитой — учеными, которые будут осуществлять планирование, и предпринимателями, которые организуют производство, а воплощают его в жизнь рабочие. Фактически Сен-Симон изобразил современное постиндустриальное общество, его «золотой век».

А. Сен-Симон считал, что только всемирное развитие промышленности на основе использования научных принципов организации труда может избавить трудящихся от нищеты и страданий. К основным принципам такого развития относятся:

Читать еще:  “Не стыдитесь наших лиц”. История одного военнопленного

^ введение для всех производительного труда;

^ обеспечение равных возможностей применения способностей субъектов экономики;

^ создание плановой организации производства.

то Есть, на смену анархии производства придет планомерная его организация, целью которой будет «возможно более полезное сочетание всех отдельных работ в области наук, искусств и ремесел». Регулирующим центром будет государство, которое постепенно будет терять свои политические функции, оставляя за собой лишь функции «управление вещами», то есть производством и распределением.

Историю государства Сен-Симон рассматривал как процесс эволюционного преобразования общества в промышленное, которое включает три стадии (рис. 7.2).

Движение к новому обществу будет реализовываться путем постепенных мирных преобразований, на основе достижения материального благополучия, с одной стороны, и духовного перевоспитания силой убеждения и личного примера, с другой. Эволюция завершится созданием единого класса ассоциации производителей с общими интересами и мировую ассоциацию народов, в которой политика по науке управления людьми превратится в науку управления производством.

Рис. 7.2. в Стадии эволюционного преобразования общества за Сен-Симоном

Сен-Симон обращается к Наполеону, затем к Людовику XVIII, призывая их понять те выгоды, которые принесет индустриальная система и способствовать ее внедрению, но понимания не встретил. Последователи Сен-Симона превратились в религиозную секту, которые пытались представить его учение в виде новой религии, но симпатиями и популярностью не пользовались.

Шарль Фурье (1772-1837) — французский утопист, служил торговым агентом. Его труды: «Всемирная гармония» (1803), «Новый промышленный и общественный мир» (1828), «Теория всемирного единства» (1822). В своих трудах он критиковал капитализм и разработал программу создания общества социальной справедливости. Доказывает, что с развитием крупной промышленности будет достигнут такой уровень производства, что обеспечит гармонию страстей. Это станет основой достижения гармоничного общества, или ассоциации свободных работников, бесклассового общества (коммунизма), которое исходит из принципов удовлетворения потребностей людей. Основой циклического развития человечества и общественного устройства является фаланги (производственно-потребительские общества), которые наследуют от предыдущего общества частную собственность, нетрудовые доходы, имущественное неравенство, но общественный труд, распределение, обслуживание и воспитания умножают общественное богатство, стирают классовые антагонизмы, гармонизируют интересы индивида и коллектива.

Труд является общей и обязательной, организованной на основе принципа изменения труда. Фурье резко критикует пороки капиталистической специализации, которая делает работника рабом его профессии и превращает труд в монотонное и обтяжне занятия. Поэтому в будущем обществе предусмотрена частая смена деятельности.

Своеобразно организован в системе Фурье распределение созданного продукта. Он осуществляется в виде выплаты дивидендов на акции, которыми владеют все члены ассоциаций. Акции могут быть трех видов: полученные в виде вознаграждения за труд, за вложенную в сообщество собственность и особые способности и таланты. Неизбежную при такой системе неравенство в доходах Фурье пытался компенсировать более высокими дивидендами, которые выплачивались за трудовыми акциями.

С экономической точки зрения модель Фурье была обоснована достаточно слабо и неубедительно.

Идеи утопического социализма нашли благодатную почву не только в послереволюционной Франции, раздираемое социальными противоречиями, но и в Англии, где эти противоречия были порождены последствиями промышленного переворота.

самой Яркой фигурой среди носителей этих идей стал Роберт Оуэн (1771-1858) — английский утопист, который отрицал частную собственность в любых вариантах. Его труды: «Замечания о влиянии промышленной системы» (1830), «Изложение рациональной системы» (1840), «Книга о новый нравственный мир» (1840). В своих трудах Г. Оуэн критиковал капитализм, частную собственность, предрекал неминуемую гибель капитализма. В 1817 Г. Оуэн выдвинул план радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся поселений без частной собственности, классов, противоречий между умственным и физическим трудом. Он создал собственную социальную программу, в которой выдвинул ряд предложений по улучшению условий труда и равномерное распределение продукта. Источником стоимости он провозглашал труд и делал социалистический вывод, что продукт труда должен принадлежать тому, кто его производит.

Главной причиной экономических кризисов Г. Оуэн считал противоречия между ростом производства и уменьшением объемов потребления. В отличие от других утопистов он не только предлагал проекты социальных преобразований, но и пытался реализовать их на практике. Сначала он проводит эксперимент на ткацкой фабрике в шотландском городке Нью-Ленарці, которая принадлежала ему. Создав рабочим элементарные человеческие условия труда и быта (короче рабочий день, сносные условия жилья, пенсии и пособия, детсады и ясли для детей), он достигает поразительных результатов в виде роста производства и социального оздоровления. Затем он создает на территории США колонию-коммуну «Новая гармония», где пытается организовать производство и быт на коммунистических началах в соответствии со своими представлениями об общественном устройстве. Но все кооперации, которые создал Р.оуэн в Англии и США, или розорились, или превратились в коллективные предприятия капиталистического типа.

Согласно этим представлениям общество должно состоять из трудовых кооперативных общин, где люди совместно работают и совместно владеют средствами производства. Труд высокопроизводительная и привлекательна, поскольку базируется на широком использовании машин и новейших достижениях науки и техники, которые спасают ее от тяжелых и монотонных операций. У Роберта Оуэна, как и у Шарля Фурье предусмотрена смена труда, участие в многогранной деятельности общины, которая включает умственную и физическую, промышленную и сельскохозяйственную работу.

В 20-х гг. XIX в. в Англии появилась группа социалистов-утопистов, которая пыталась для обоснования своих социалистических идей привлечь теорию трудовой стоимости Рикардо. Самыми заметными среди них были Уильям Томпсон, Джон Грей, Джон Фрэнсис Брей, Томас Годскін.

Экономические взгляды социалистов-рікардіанців основывались на выводах классической политической экономии, прежде всего, трудовой теории стоимости Рикардо. Лидерами социалистов — рікардіанців были: Томас Годскін (1787-1869) — один из первых начал разрабатывать теорию рыночного социализма.

Уильям Томсон (1785-1833) — соединил теоретические выводы Д.Рикардо с учением, которое основывается на «кооперативной собственности» Р.Оуена. Условием построения «кооперативного социализма» Томсон считал эксплуатацию собственности, а мирное захвата политической власти через всеобщее избирательное право.

Если стоимость создается только трудом, — рассуждали они, — то прибыль и рента являются вычетом из этой стоимости, которое принадлежит рабочим как ее создателям. Такая система не может быть справедливой и вечной, потому что построена на нарушении естественного права. Работнику недоплачивают при обмене труда на заработную плату — в этом состоит суть капиталистической эксплуатации. Стоит реформировать сферу обращения так, чтобы рабочий мог получать полный продукт своего труда. Они широко поддерживали идею справедливого обмена согласно трудовых затрат, а некоторые (Д. Грей) пытались организовать специальный банк, через который такой обмен за «трудовыми» квитанциями мог бы осуществляться. Судьба этой попытки оказалась схожей с другими ей подобными — банк быстро обанкротился. Вместе с тем именно эта группа утопистов ближе всего подошла к проблеме экономического обоснования социалистической идеи, что было довольно слабым местом во всех проектах представителей этого направления.

Причины краха идеи социалистов утопистов и марксистов. Экономические взгляды социалистов-утопистов

Лекция 17. Социалисты-утописты

Социализм – теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.

Утопический социализм – течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.

Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез – «что было бы, если», «предположим, что» и т. д.

Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.

Основными произведениями Клода Анри де Рувруа Сен-Симона (1760—1825) являются «Письма женевского обитателя», «Взгляды на собственность».

К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от одной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики.

Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые).

Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам.

Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.

Шарль Фурье (1772 – 1837) считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: 4/12 – капиталу, 5/12 – труду и 3/12 – таланту. С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ш. Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества – «фалангах», располагающихся в огромных дворцах – «фаланстерах». Таким образом, состоится переход к общественной собственности в масштабах трудовых коллективов. При этом, по мнению Ш. Фурье, конкуренцию сменит соревнование, от которого будут выигрывать все.

Читать еще:  Существа из славянской мифологии. Книга: Славянские мифические существа

Средства для создания и функционирования фаланг должны дать капиталисты.

Ш. Фурье не исключал возможности существования при этом частной собственности. Роль государства в таком обществе ничтожно мала и является пережитком прошлого.

Роберт Оуэн (1771 – 1858) в отличие от вышеприведенных утопистов свои теоретические воззрения осуществлял на практике.

Основным врагом общества Р. Оуэн считал частную собственность. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда, затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.

В 1800 году Р. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), где и осуществил свои идеи на практике. Он постарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Р. Оуэн приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10,5 часов. Под его руководством строились детские сады, культурный центр и т. д.

Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815 – 1816 годов, но после ухода Р. Оуэна в 1829 г. его блестящий эксперимент потерпел крах.

Экономические учения социалистов-утопистов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Экономические учения социалистов-утопистов
Роберт Оуэн , Анри Сен-Симон ,
Шарль Фурье .

Далее
Бойцов Анатолий 11 В

презентация на тему

Описание слайда:

Утопический социализм и его основные черты.

Трудно сказать точно ,когда и кем впервые было употреблено слово
«социализм».Принято считать,что это произошло в 1834 г.,когда увидела
свет книга французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и соци-
ализме».Тогда же воспользовался этим термином и один из «героев» дан-
ной темы Роберт Оуэн.
Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания.Оно
обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ-
ление справедливого общественного порядка,в котором эгоизм и своеко-
рыстие владельческих классов будут преодолены на началах,исключающих
неравенство в распределении собственности и доходов ,- порядка ,в ко-
тором интересы общества и личности чудесным образом совпадут.
Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием
«утопических».Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен-
ной книги Томасам Мором в 16 в.,он придумал это слово, в буквальном пе-
реводе с греческого оно означает — «место ,которого нет».Словом «уто-
пический» характеризуют идеи и представления ,осуществление которых
либо невозможно,либо крайне затруднено.
В чем причины появления этих идей и их популярности ? Историки объ-
ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями
19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капита-
лизм.Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ
жизни многих слоев населения (крестьянства,мелких торговцев,дворянс-
тва).Рождался рабочий класс,положение которого в те годы было чрезвы-
чайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости
социальной поддержки обездоленных слоев населения.Социалистический
идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс
европейского населения,из желания создать общество,в котором гарантии
благополучия были представлены всем.

Описание слайда:

Утописты
Учение Роберта Оуэна

Учение А.Cен-Симона
Учение Шарля Фурье
Вывод

Описание слайда:

Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек.
Главный вид занятий в общине — земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть ни эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в., что человеческий характер является продуктом общественной среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны. Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

Роберт Оуэн (1771-1858)

Описание слайда:

Сен-Симон принадлежал к высшей французской аристок-
ратии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно объясняющего
общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного
устройства.
А.Сен-Симон первым употребил понятие «индустриального общества»,под-
метив то обстоятельство,что промышленное машинное производство стано-
вится основой экономической системы капитализма.Все общество он делил
на 3 класса — «бесплодных» (дворянство,духовенство),бесполезных для
общественного прогресса,- и «индустриалов» (предпринимателей,рабочих
крестьян,ремесленников), производителей материальных благ.
Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкурен-
цию,обнищание широких масс населения ,бедственное положение рабо-
чих.Этой системе был противопоставлен проект так называемый «новой
промышленной системы», в которой :люди будут трудиться сообща,в тесном
взаимодействии,на основе плановой организации производства и распреде-
ления материальных благ по потребностям.
А.Сен-Симон полагал,что путь к «новой промышленной системе» лежит
через осознание предпринимателями необходимости опекать ,поддерживать
рабочих,выделять на их социальное обустройство часть прибыли.Частную
собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.

Назад
Анри Сен-Симон
(1760-1825)

Описание слайда:

Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее попу-
лярным в России было учение француза Шарля Фурье .Участники
знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в
России.
Главный порок капитализма он видел в том,что капитализм извратил че-
ловеческие способности и влечения.Он считал необходимым построить та-
кое общество,в котором труд будет организован на началах соревнова-
тельности,привлекательности,перемене занятий по потребностям людей.
Он выдвинул проект создания производственно-трудового объединения . -«фаланги».Люди в нем будут совместно заниматься сельскохозяйственным и промышленным трудом,свободно выбирать себе занятия,меняя время от времени.Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом,городом и деревней.Материальные блага он предлагал распределять по труду,талантам и вложенному капиталу.
Высказывал догадки о построении коммунистического общества (о труде как потребности и наслаждении человека , об уничтожении противоположности между умственным и физическим трудом ).Осуществление своего идеала связывал с перевоспитанием людей ,с утопической надеждой на организацию “фаланг” при помощи средств ,получаемых от филантропов .

Назад
Шарль Фурье (1772-1837)

Описание слайда:

Вывод :
Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины19 века.Легко заметить то общее ,что было в них:критика современного строя ,основанного на погоне за прибылью,сочувствие трудящимся,стремление облегчить их жизнь,распределение по потребностям или по труду,планирование производства.Многие идеи утопистов-социалистов вошли в идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.
Оуэн — единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества. А Сен-Симон считал , что путь к осуществлению своего социалистического идеала не в революции , а в мирной пропаганде идей , поскольку источником исторического прогресса считал развитие разума .
Шарль Фурье высказывал гениальные догадки о коммунистическом обществе.
конец

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Документ Microsoft Office Word.docx

При создании своего общественного идеала Фурье, находился под влиянием естественно-правовых воззрений. Хотя он и критиковал взгляды просветителей XVIII в., однако, воспринял ряд идей из их теоретического багажа. Прежде всего, это видно в трактовке Фурье вопросов о взаимосвязи природы, общества и человека. Взяв мысль просветителей о том, что надо «жить сообразно с природой», Фурье развивает собственную оригинальную натурфилософскую концепцию, в которой глубокие, содержательные идеи сочетаются с наивными, даже фантастическими. Мыслитель создает «теорию всемирного единства», доказывая взаимосвязь природы и общества. Он пишет о необходимости познания закономерностей их развития, о возможности господства человека над природой. Человек, по мнению Фурье, — это почка на необозримом и вечно живом древе вселенной, он ответствен не только за свою жизнь, но и за жизнь всего человечества. Мыслитель считает, что человечество идет к такому общественному строю, который будет соответствовать природе и страстям человека.

Остро и едко критикуя строй цивилизации, Фурье не был, однако, сторонником социального равенства, основанного на общности или равенстве имущества. Он называл равенство химерой, утверждал, что «всякое уравнительство — политическая отрава», так как человек по инстинкту враг уравнительности и склонен к иерархическому режиму. Поэтому и в будущем обществе следует добиваться, по мнению социалиста-утописта, «согласия неравенства». Причем это неравенство должно быть весьма значительным и стать источником дальнейшего развития общества. «Невозможно организовать серии ,по страсти, — писал он, — без большого неравенства состояний, характеров, вкусов и инстинктов: если бы не существовало этого ряда ступеней неравенств, надо было бы его создать, установить во всех отношениях, прежде чем получить возможность ассоциировать то, что относится к страстям». Тем самым Фурье порывает с грубо уравнительным, аскетическим пониманием справедливого общества, характерным для утопического коммунизма XVIII в. Поэтому в своем общественном идеале он не ликвидирует частную собственность, правда, подвергает ее определенным изменениям. По мнению социалиста-утописта, в критикуемом им обществе вопрос о собственности крайне запутан, а он, между тем, играет большую роль. «При строе цивилизации, — пишет Фурье, — царит страшный мрак в отношении всех вопросов, касающихся права собственности». Эта собственность не обеспечивает процветание общества, ведет к чрезмерной зависимости трудящихся от работодателей. А социалист-утопист постоянно думает о бедняках, считая, что они должны жить в совершенно иных условиях, не хуже, чем живут при строе цивилизации состоятельные люди. Поэтому он понимает под «общественным богатством изобилие разных степеней, ставящее наименее богатых людей в безопасность от нужды и обеспечивающее им, по крайней мере в качестве минимума, участь, которую мы называем средним ‘буржуазным достатком». Отмечая необходимость сохранения частной собственности, мыслитель постоянно подчеркивал, что страсть к богатству, без которого нет удовлетворения потребностей и наслаждения жизнью, присуща «природе» человека. Чувство хозяина, сопричастность к собственности, личная заинтересованность в результатах труда играют большую роль. Поэтому, считает Фурье, надо всячески возбуждать в людях дух собственности, дать возможность и беднякам приобщиться к ней. «Инстинкт собственности, — писал он, — это самый могучий из известных нам рычагов для усиления жизнедеятельности цивилизованных народов: можно без преувеличения сказать, что производительность труда собственника вдвое выше по сравнению с трудом раба или наемного рабочего. Следовало бы, поэтому для разрешения основной проблемы политической экономии превратить всех наемных работников в собственников, заинтересованных в производстве». Однако Фурье отнюдь не был сторонником сохранения частной собственности в том виде, как она существует при строе цивилизации. Он многократно писал о «тирании индивидуальной собственности», господство которой означает противостояние интересов одного человека интересам всего общества. В будущем обществе собственность должна измениться «в соответствии с общественными удобствами».

Читать еще:  «Я болею коронавирусом». Врач — о том, как протекает болезнь

Сама жизнь подтвердила значимость идей Фурье. Его творчество оказало заметное влияние на развитие различных отраслей науки и течений художественного творчества. Большого внимания и дальнейшего пристального изучения заслуживают и представления Фурье о равенстве и справедливости, мечты о будущем. Как заметил А. Бебель: «Идеям Фурье еще суждено воскреснуть при будущем переустройстве общественных порядков, хотя в ином виде, чем это рисовалось их творцу».

4.Роберт Оуэн

Роберт Оуэн — выдающийся английский социалист-утопист. Оуэн родился в мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Йорке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Йорке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.

Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине — земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 веке, что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек.

Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 был организован “Великий национальный объединенный союз производств”, поставивший себе задачей осуществление этого оуэнского плана. Капиталистическая действительность разбила утопичные надежды Оуэна. Ряд организованных предпринимателей локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации “Великого союзы” в том же 1834.

Неудача “Великого союза” была началом заката оуэнизма. Осуждая политическую борьбу рабочего класса, Оуэн и большинство его сторонников остались в стороне от мощного классового движения английского пролетариата — чартизма, и отрицательно относились к нему. Тем не менее заслуги Оуэна велики. Сорок лет проповедовал Оуэн идеи социализма. Всю сознательную жизнь служил он интересам рабочего класса, борясь за фабричное законодательство, за улучшение условий труда.

Оуэн — единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества.

5.Учение А. Cен-Симона

А. Сен-Симон (1760 — 1825) принадлежал к высшей французской аристократии. Целью своей жизни он считал создание учения, научно объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства.

А. Сен-Симон первым употребил понятие «индустриального общества», подметив то обстоятельство, что промышленное машинное производство становится основой экономической системы капитализма. Все общество он делил на 3 класса — «бесплодных» (дворянство, духовенство), бесполезных для общественного прогресса, — и «индустриалов» (предпринимателей, рабочих крестьян, ремесленников), производителей материальных благ.

Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкуренцию, обнищание широких масс населения, бедственное положение рабочих. Этой системе был противопоставлен проект так называемый «новой промышленной системы», в которой: люди будут трудиться сообща, в тесном взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям.

А. Сен-Симон полагал, что путь к «новой промышленной системе» лежит через осознание предпринимателями необходимости опекать, поддерживать рабочих, выделять на их социальное обустройство часть прибыли. Частную собственность А. Сен-Симон считал необходимым сохранить.

Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины 19 века. Легко заметить то общее, что было в них: критика современного им строя основанного на погоне за прибылью, сочувствие трудящимся, стремление облегчить их жизнь, распределение по потребностям или по труду, планирование производства. Многие идеи утопистов-социалистов вошли в идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.

Список литературы:

1. Антология экономической классики. Т. 1. М.: Эконов, 2003.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М. Дело ЛТД. 2004.

3. Гелбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 2001. С. 36.

4. Всемирная история экономической мысли / Гл. ред.— В.Н.Черковец. Т. 4, М., 2003.

5. Жид Ш., Рист III. История экономических учений. М.: Экономика, 2004.

6. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. Ред. колл. Л.И. Абалкин и др. М.: Экономика, 2003.

7. Самуэльсон П. Экономикс. Т. 2. М.: Прогресс. 2004.

8. Столяров И.А. Предисловие // Антология экономической классики. Т. 1. М.: Эконов, 2003.

9. Титова Н.Е. История Экономических Учений. М.: ВЛАДОС. 2003.

10. Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. М.,2002.

11. Ядгаров Я. История экономических учений. М.,2004.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector