0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Презумпция невиновности, или как перестать наказывать детей

Содержание

Как мне перестать бить ребенка и кричать на него

Почему родители шлепают детей, хотя знают, что этого делать нельзя

Виктория Дмитриева социолог, основатель Школы адекватных родителей, мама троих детей

Около 60% россиян, согласно опросу, считают возможным физически наказывать детей за непослушание. Но все больше становится таких мам и пап, которые приходят в ужас от собственного крика и шлепков — и хотят перестать так обращаться со своими малышами. Что им делать — идти к психологу? Мама троих детей, которая смогла отучить себя и мужа орать на детей, предлагает другой вариант.

Я была идеальной матерью. Пока у меня не было детей. Я думала, что никогда не повышу голос и уж тем более не подниму на ребенка руку. Ведь я так много изучала детскую психологию и точно знаю все возможные последствия. Ни за что! Никогда!

Но уже через пару лет мои мечты рухнули. Я день за днем терпела педагогическое фиаско. Сыновья не слушались. Ни с первого раза, ни с десятого. Сначала их мог привести в чувство мой крик. Потом уже и он перестал срабатывать. Я стала срываться на шлепки.

Но, ударив ребенка пару раз, я поняла, что это вообще не помогает. Скоро стало казаться, что мальчишки специально нарываются, с трепетом ожидая, когда же мама превратится в истеричку.

С мужем происходило то же самое. В какой-то момент я заметила, что он в принципе спокойным голосом с детьми не разговаривает. Только на повышенных тонах и в приказном тоне. И руку поднимал.

Если бы это помогало в воспитании — не вопрос! Но ситуация становилась все более неуправляемой. Неуправляемые родители и неуправляемые дети.

«Я себя чувствую не просто монстром, а чудовищем, становлюсь самой себе противна, но вот, честное слово, стараюсь бороться с этим, понемногу получается, и очень надеюсь, что я смогу справиться! Кстати, усиленно бороться с собой заставили испуганные глаза ребенка, в которых я узнала себя в детстве, когда мама меня наказывала. И ведь поводы моих срывов абсолютно мелочные, и не нужно на них так реагировать! В общем, не хочется испортить малышу психику и чувствовать себя чудовищем! Хочется жить в абсолютной любви и гармонии».

«Я, честно, и наорать могу, и налупить. Потом так стыдно, и сердце сжимается, что хочется плакать (и плачу)».

«Ору, да. Потом стыдно и прошу у дочки прощения — не знаю, это правильно или нет, но хочется и прошу, она обнимает и говорит, что прощает. Так и живем».

Зато в следующий раз будешь знать!

Представьте, что вы с мужем и друзьями пошли в ресторан, вам весело, вы танцуете. Муж говорит: «Тебе хватит, пойдем домой». Вы не хотите, отказываетесь, веселье в самом разгаре. Подруги все еще остаются, никто не уходит.

И тогда, получая ваш отказ, муж как зарядит вам по жопе или по лицу — за непослушание. Прилюдно. С криками «Зато в следующий раз будешь знать!».

Это научит вас слушаться мужа? Сблизит вас? Вы станете его больше уважать? Любить?

Когда родители бьют детей, они думают, что учат их дисциплине и послушанию. Но на самом деле учат:

  • унижать более слабых;
  • ни во что не ставить желания других;
  • бояться.

И еще создают огромную пропасть между ребенком и родителем, в которую проваливаются все родительские слова и нравоучения, поэтому кажется, что «ребенок меня не слышит, до него не достучаться, ему только порка поможет, дать бы один раз по жопе, чтобы знал». Но ведь это почти никогда не заканчивается одним разом, ведь правда?

Когда вы кричите и распускаете руки, то дети:

  1. Привыкают не искать способы решения проблемы, а просто переждать скандал.
  2. Слушают вас только тогда, когда вы говорите на повышенных тонах.
  3. Не чувствуют себя с вами в безопасности и из-за этого становятся нервными, непослушными, капризными.
  4. А вы все больше срываетесь на капризных и непослушных детей.

Откуда берутся злые родители

Когда мы с мужем поняли, что ор и рукоприкладство не работают, мы стали искать другие способы восстановления мирной обстановки в семье.

Скажу сразу: все наладилось очень быстро, когда мы поняли главную причину—счастливые, отдохнувшие, реализованные родители не срываются на ор и тем более на шлепки. Поэтому начать надо с главного.

Никакая психология не поможет, если ваше физическое состояние близко к критическому. Вы можете сколько угодно работать с лучшими психологами страны, но если вы сильно устаете и мало спите — вы так или иначе будете срываться на крик и рукоприкладство.

Если мы регулярно не досыпаем — в кровь вбрасывается много гормона стресса кортизола. Этот гормон делает нас агрессивными и раздражительными. И он сильнее любых психологических примочек.

«Это так правильно, жаль я не понимала это¬го несколько месяцев назад. Истощение было сильное, каждодневная рвота. Даже не знала, что так можно уставать! Дети с мужем, конечно, первые под удар попадали, и я честно старалась себя контролировать, а потом начинала реветь целыми днями! Любимый муж увез отдыхать без детей! По детям скучаю, но привезу им лучшую мать».

«Меня иногда уже дочь спрашивает: „Мама, а ты выспалась?“. Ну потому что я часто говорю, что не выспалась, поэтому злая».

Не хочу кричать на ребенка и бить его. С чего начать?

Поэтому шаг 1-й — для начала устраните усталость и недосып. Бросьте все силы, деньги и время именно на эту часть жизни. Вместо трат на успокоительные и психологов возьмите няню на два часа в день и доспите. Если спать не дает ребенок — наймите консультанта по сну. Сделайте что угодно, но спасите себя!

Меняйте парадигму! Не «сначала сделаю все дела, а если время останется, то посплю», а «сначала высплюсь, а потом сделаю все дела».

Малыш не вспомнит, насколько грязные полы были у вас дома. Зато он вспомнит вечно уставшую, орущую мать, которая замахивается на него из-за разлитого компота, а потом плачет и просит прощения. Дайте своему организму отдых. Иначе все это бесполезно.

Работать с последствиями, не устранив причину, не имеет никакого смысла. Если вы забьете на усталость и недосып, то именно вы потом будете говорить: «Все эти психологи — фигня, мне не помогли».

Что важно наладить:

  • Качественный сон не меньше 8 часов подряд.
  • Сон должен начинаться до полуночи.
  • Смена картинки и отдых от ребенка хотя бы пару часов в неделю.

Вот если все это есть, а срывы все равно случаются часто, то тогда идем в сторону психологии. Тогда мы начинаем говорить про психологические проблемы.

А до того момента это не психика, а гормоны. Это не голова больная, а тело. И ему нужно помочь.

О следующих шагах, которые помогут нам разучиться бить детей — в следующий раз.

Читать еще:  «Деньги не помогут». Почему в российской медицине нет новых технологий

Как наказывать ребенка — позитивное родительство

Что делать с ребенком, который не слушается, манипулирует, канючит, бросается в слезы, чтобы только добиться своего? Как реагировать и стоит ли наказывать детей за плохое поведение?

Когда мы наказываем ребенка, мы делаем что-то с ним. Но задача родителей — избегать призыва наказать и стремиться решить проблему совместно с ребенком. Когда вы думаете про то, чтобы наказать ребенка, значит пришло время его научить, как правильно себя вести.

Давайте посмотрим, какие методы наказания не работают, а какие — действительно помогают ребенку научиться владеть своими эмоциями и не повторять плохое поведение в будущем.

Наказания, которые ничему не научат:

1. Ставить в угол, бить по попе ремешком

Этот способ наказания не учит ребенка ничему. Он не получает правильную модель поведения. Таким способом родители лишь показывают, что физически они сильнее, чем ребенок.

Аналогично действует отправление ребенка в свою комнату с целью подумать о своем поведении.

2. Призыв извиниться

Тоже не работает. Через это наказание малыш понимает, что человека можно обидеть как угодно, а потом просто извиниться. Извинение теряет свою ценность.

3. Лишение мультиков на весь день

В этом случае ребенок быстро говорит: “Ну без мультиков, так без мультиков!” — и находит себе другое занятие. Он не придает значение такому наказанию и опять оно ничему его не учит.

4. Несдержанные угрозы:

«Никакого сладкого!» «Все, никаких мультиков! » — Обычно ребенок начинает плакать и просить еще сильнее, и вы меняете свое решение: “Ладно, только 1 конфету/один мультфильм…”

«Будешь плохо себя вести — не поедем на море!» — Естественно, в этом случае понятно, что все равно при любом поведении ребенка семья поедет на море. Так как путевка была куплена заранее.

Такие угрозы учат тому, что родители не держат своего слова. И ребенок учится так относиться ко всем попыткам установить границы и в отношении других вещей.

Когда вы планируете дать ребенку какое-то злостное обещание, стоит сделать паузу и подумать, а сможете ли вы его выполнить. И если дали обещание, нужно его держать. Или лучше вообще этого не делать.

Как правильно наказывать за непослушание:

  • Выбирайте методы, которые сохранят достоинство обоих — ребенка и взрослого. Жестко не наказывать.
  • Способы наказания должны подходить по возрасту и быть понятны малышу. Ребенок должен уметь справиться с наказанием эмоционально на уровне своего развития.
  • Наказание должно помогать ребенку чему-то научиться и понять, как влияют его действия на других и почему.
  • Давайте четкую инструкцию малышу во время наказания
  • Наказание должно быть адекватно “преступлению”

Как наказать ребенка за плохое поведение в 1 год

С года можно уже рассказывать ребенку, что он сейчас чувствует:

-ты устал, так как не поспал;

-ты голодный, поэтому злишься;

-тебе холодно, потому что ты не надел варежки.

Учитесь с раннего возраста узнавать своего ребенка. Выделяйте его сильные стороны и стороны, которые требуют поддержки. Нельзя менять малыша под себя.

Начинайте учить ребенка дисциплине как можно раньше — вместе продумывайте альтернативы физическому наказанию, исходя из позиции любви. Стремитесь к объединению усилий над решением вопроса: мы вместе справимся, решим, придумаем.

Как наказывать ребенка в 2-3 года

Лучший вариант наказания — делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.

В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции — дать ребенку пространство, где он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние.

Как правильно наказывать тайм-аутом:

Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго скажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.”

Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату.

Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когда ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоится.

Посыл такой передышки:

  • создать безопасную для всех среду
  • научить справляться со своими эмоциями, проговаривая их ребенку
  • показать, что с любыми чувствами можно справиться, заметив их

“Подушка мира” — еще один вариант эффективного наказания трехлетнего малыша.

Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно.

Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”.

Если ребенок отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.

Как наказывать ребенка в 4-5 лет

В этом возрасте многие родители думают, что ребенок манипулирует. Манипуляция с точки зрения родителя — это преднамеренно рассчитанный сценарий, который приведет к результату: «Чтобы получить конфету — нужно пинаться, кричать, пока мама не даст ее.» Но на самом деле очень долго дошкольник не способен к выстраиванию такого плана.

Дети в состоянии понять, как они воздействуют на родителей: если долго плакать, моя мама сделает так, чтобы я не плакал. Когда мы подкрепляем такие действия, ребенок запоминает и повторяет этот сценарий. И родителям кажется, что он манипулирует. Здесь важна ваша реакция, чтобы прекратить такое поведение.

В этот период детям очень нужно чувствовать любовь родителей. И поэтому они могут начать врать, так как им важно быть хорошими для взрослых.

Используйте в качестве наказания логичные последствия.

Это самый понятный и доходчивый вид наказания. Его можно использовать и раньше четвертого года. Мы не исправляем ошибки ребенка, а даем почувствовать и понять, к какому результату приводят его действия. Например:

  • Вышли на прогулку без шапки — он замерз. Можно достать шапку и сказать: “Да, видишь, без шапки уши мерзнут.” И в следующий раз, когда ребенок будете собираться на прогулку, спросите его, что нужно надеть, нужна ли шапка? Что нужно сегодня надеть, чтобы ему было тепло на улице?
  • Ребенок голодный на прогулке, так как плохо поел. Объясните: “Ты не съел весь обед, теперь видишь, у тебя нет сил гулять”.

Позволяйте совершать ошибки — они помогут ребенку понять результат своих действий.

Наказывая, мы предлагаем решение. Если ребенок, ошибаясь, не принимает наше решение, мы анализируем последствия. Чтобы он смог вынести урок из конфликта.

С какими проблемами сталкиваетесь вы, наказывая ребенка?

9 принципов наказания, которое не нанесет вреда самооценке ребенка

Согласно статистике, практически каждый родитель уверен в том, что он отлично воспитывает своего ребенка. На практике же все получается не так гладко. Как правило, ошибки сводятся к неумению контролировать эмоции и назначать равноценное проступку наказание. Это, в свою очередь, имеет неприятные последствия для дальнейшей жизни ребенка: у него формируются комплексы, страхи и неадекватные жизненные установки.

Мы в AdMe.ru уверены, что никто не любит ругать малышей, но иногда это делать приходится. Разобраться в данном вопросе нам помогут советы специалистов, которые знают, какое наказание и в каких ситуациях необходимо.

1. За поступки без злого умысла не наказывают

В большинстве случаев ребенком движет не стремление навредить, а инстинкт первооткрывателя. Если малыш исходил в своих действиях из подобных побуждений, его стоит поддержать, даже если за поступком последовала неприятность. То же самое относится к ситуациям, вызванным банальной случайностью. Ребенку нужно посочувствовать и подсказать, как исправить последствия.

Наказывая за нечаянные проступки, родители рискуют вырастить нерешительного человека. Он будет идеальным исполнителем, поскольку привык безупречно вести себя в присутствии авторитетной личности. Серьезные самостоятельные решения такой взрослый принимать не сможет, да и ответственностью тоже обычно не отличается.

Читать еще:  Дмитрий Емец: «Ботаники» читают меньше «хорошистов»

2. Запрет и просьба — разные вещи

Такие ситуации называют стереотипными действиями. Как правило, грешат этим приверженцы традиционного воспитания. Мотивация взрослого в таком случае проста: «потому что так надо» или «потому что так делали мои родители». Скажем, между фразами «не играл бы ты в игры» и «не играй в игры» огромная разница: в первом случае это просьба, во втором — приказ. Отчитывать за невыполнение имеет смысл только в последней ситуации.

Для эмоционально сильного ребенка это не травматично, а чувствительного может ранить. Во взрослой жизни у него сформируется чувство вины. Он будет выполнять просьбы абсолютно всех уважаемых им людей, поскольку боится негативных последствий отказа.

3. Наказывать стоит хладнокровно, без эмоций

Если ребенок не хочет подчиняться, некоторые родители испытывают неконтролируемую ярость, хотя вообще-то чадо страстно любят. Часто это связывается с наличием у взрослых слишком высоких ожиданий по отношению к ребенку. А когда эти ожидания сталкиваются с реальностью, родитель испытывает неудовлетворенность. Такие эмоции нужно просто подавлять.

Ребенка со здоровой психикой частые крики и вспыльчивость родителей вряд ли заденут, а вот если малыш слишком впечатлителен, в будущем у него могут возникнуть проблемы. Среди них психологи называют принятие статуса жертвы и зависимость от людей, которые имеют более высокий социальный статус.

4. Публичное наказание недопустимо

Публичное наказание формирует у ребенка чувство стыда перед коллективом и часто озлобленность в сторону родителей. Психологи не рекомендуют употреблять даже такие расхожие фразы, как «а что скажут другие?». Примерно то же самое, кстати, происходит и при публичном поощрении, только формируется не стыд, а нарциссические тенденции.

Малыш, смирившийся с прилюдными «порками», постоянно чувствует себя униженным и ожидает повторения экзекуции. Во взрослой жизни он превратится в человека, целиком полагающегося на мнение большинства. Принимать решения, исходя из личных представлений о мире, он вряд ли решится.

5. Если пугали наказанием, нужно наказать

Если взрослый обещал наказание, его нужно претворить в жизнь. Неисполненная угроза, по мнению детских психологов, хуже, чем отсутствие наказания вообще. Ребенок осознает, что родители бросают слова на ветер, и перестает им доверять. Система ценностей у него приходит в негодность: он не может понять разницы между плохим поступком и хорошим, поскольку четкая система контроля отсутствует.

Впрочем, забыть о наказании можно, если само его ожидание возымело действие. Но до ребенка в этом случае нужно донести, что это не норма, а редкое исключение из правила.

6. Виновный не известен? Наказать всех!

Если взрослый не уверен в том, кто виноват, наказывать одного ребенка — это не выход. В том случае, если с малышом были друзья, лучше воздержаться от критики вообще, поскольку чужих детей ругать, конечно, не стоит. Если же это братья и сестры, а проступок серьезен и требует наказания, ему стоит подвергнуть всех детей.

В противном случае «виновник» получит комплекс жертвы и в будущем легко может стать мальчиком или девочкой для битья. А у других разовьется завышенная самооценка и чувство неприкосновенности, что тоже вряд ли хорошо скажется на их взрослой жизни. Разумеется, последствия будут только в том случае, если родители регулярно наказывают кого-то одного.

7. Ребенок отвечает только за текущий проступок, а не за прошлые огрехи

Одно из главных правил воспитания: «наказан — прощен — забыто». Ребенок, которому постоянно припоминают прошлые огрехи, вырастает мямлей. Он боится делать что-то новое и предпочитает рутину. Учиться на своих ошибках такому человеку тоже будет очень трудно: вместо того чтобы анализировать эти ситуации, он будет просто на них зацикливаться.

В том случае, когда родители узнают о проступке спустя длительное время после его совершения, психологи также рекомендуют отказаться от наказания. Достаточно просто объяснить малышу, в чем состоит его вина.

8. Наказание пропорционально возрасту и пристрастиям

Система наказаний должна быть четкой и сбалансированной. Не стоит одинаково отчитывать ребенка за двойку в дневнике и разбитое соседское окно. За мелкие шалости — мелкие наказания, а за серьезные проступки — хорошая взбучка.

Также нужно учитывать возраст и пристрастия. Если подросток любит социальные сети, их отсутствие явно будет воспринято как достойная кара, а вот малышу, который использует мессенджеры не так активно, смысл наказания вообще может быть непонятен.

Ребенок, которого одинаково ругают за все шалости и проступки, не сможет выстроить адекватную систему моральных ценностей. Ему будет трудно различать вещи по степени их значимости. Грубо говоря, разницы между тем самым разбитым окном и двойкой в дневнике он не увидит.

9. Отчитывают без использования нецензурных слов и оскорблений

Такое происходит спонтанно и под действием сильных эмоций. Многие родители даже не замечают, что обзывают детей. А психологи тем временем рекомендуют использовать исключительно нейтральную, безоценочную лексику.

У чувствительного ребенка оскорбления понижают самооценку. Слово, брошенное мамой или папой в пылу гнева, может впоследствии всплывать в памяти даже у взрослого человека. На девочек, кстати, такие вещи влияют сильнее, поскольку они больше склонны к рефлексии, чем представители сильного пола.

Может быть, вы лично сталкивались с неправильными методами наказания и их последствиями? А как вы своих детей наказываете? Расскажите нам об этом.

Если есть сомнения: наказывать или не наказывать ребенка, — не наказывай!

Экология жизни. Дети: Статья адресована родителям, бабушкам и дедушкам, педагогам, социальным работникам и всем тем, кто непосредственно участвует в воспитании детей.

В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и о том, кого, где, сколько, как и с какой целью наказывать.

На эти вопросы однозначного ответа по сей день не существует. Одни педагоги считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание без каких-либо наказаний.

Воспитание ребенка складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Поэтому наказание и поощрение являются своеобразным рычагом воспитательного процесса.

Но мы не должны закрывать глаза на реалии сегодняшнего дня. Дети, пока растут, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих материальный и моральный ущерб окружающим (вандализм, жестокое обращение с людьми, животными), и такие поступки не должны быть незамеченными. Другое дело, что еще сильны в педагогике традиции авторитарного воспитания (семья, детский сад, школа), где, к сожалению, педагоги и родители придают особое значение именно наказанию. Хотя мы знаем, что неверное его применение может нанести непоправимый вред психике ребенка.

Что же такое «наказание» и «поощрение» с точки зрения педагогики?

Наказание – это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые нормы поведения. Таким образом, психологический смысл наказания в том, что воспитатель добивается не послушания любой ценой, а личностной активности ребенка по преодолению ошибок и работы над собой, то есть ребенок должен понять, осознать, раскаяться и больше так не делать.

Наказание, так как после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и т.д.

И именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Поощрение — это мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку взрослым учения, труда, поведения детей и побуждающая их к дальнейшим успехам.

Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение, в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания педагогов и родителей, так как завершение какого-либо дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными эмоциями, чувством радости, гордости и т.п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми различного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения, то есть при минимальном вознаграждении удовлетворенность работой больше.

Читать еще:  Благотворительный фонд "Православие и мир"

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок – поощрение за то, что малыш был без мамы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая из группы к родителям, первым делом интересуется, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему «Ничего не принесли?».

Как поощрять и наказывать детей дошкольного и младшего школьного возраста? Но прежде чем ответить на этот вопрос, я предлагаю рассмотреть основные условия действительности метода наказания. Итак:

Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым). Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

Сочетать наказание с убеждением именно через проникновенное слово родителя или педагога может довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

Отсутствие поспешности в применении наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

Применять наказание лишь после того, когда все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взглянуть, для другого – категорическое требование, для третьего необходим просто запрет.

Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызения совести. Таким образом, смысл наказания теряется.

На мой взгляд интересны правила известного психотерапевта В. Леви:

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому!

Если есть сомнения: наказывать или не наказывать, — не наказывай! Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай!

За один поступок – одно наказание! Если поступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

Недопустимо запоздалое наказание! Иногда родители и педагоги ругают или наказывают за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаруживания проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

Ребенок не должен бояться наказания! Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева, а огорчения родителя, воспитателя. Если отношения с ребенком нормальные, то их огорчения для него является наказанием.

Не унижайте ребенка! Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

Если ребенок наказан, значит он уже прощен! О прежних его проступках – больше ни слова!

Как действуют агрессивные методы наказания?

Физические наказания по-прежнему остаются популярным воспитательным методом, хотя мы понимаем бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка. Каждый по себе знает, что когда тебя бьют, никакого раскаяния, а тем более осознания своего поступка, не испытываешь, скорее, наоборот, возрастает внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое. Бытует мнение, что физические наказания, не смотря на свой вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорешь, и ребенок на время как шелковый». Возможно это так, но беда в том, что «ребенок становится шелковым» только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.

Крик родителей многие дети тоже воспринимают как наказание. Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясением воздуха – это, по сути, битье ребенка словами! Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка.

Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочек важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, замечательная и т.д. Очень важно слышать девочке эти слова (они должны быть абсолютно искренними) от отца, дедушки или другого значимого для нее мужчины.

Неосторожное слово, особенно значимым мужчиной, способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напомнить о себе через много лет в супружеских отношениях в виде заостренной чувствительности к словам, фразам, выражениям любимого мужчины.

Особенно это важно в возрасте 5-ти лет, так как именно в этом возрасте открывается, формируется и укрепляется одно из главных чувств – чувство любви. У девочек любовь в этом возрасте направлена на отца. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого к ребенку в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем.

Педагогам, взаимодействуя с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными при оценке их поведения. Хвалить девочек необходимо по-особому, в отличие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «умница» и т.д. Для девочки очень значимо, кто их оценивает, и как их оценивают. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Мальчикам же более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство взрослого (родителя, воспитателя, учителя) для того, чтобы мысленно проиграть свои не правильные действия и не повторять их.

У дошкольника отрицательная оценка значимого для него взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом случае захлестывает ребенка, и не происходит осознание не правильных моментов своего поведения.

В младшем школьном возрасте особое значение для ребенка приобретает учитель начальных классов. И младшие школьники очень остро реагируют на его порицания и сверхчувствительны к его похвале.

Поставить в угол, посадить на стул, поставить за дверь школьного класса или посадить за парту штрафников – все эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штрафных санкций необходимо учитывать возраст ребенка (количество минут удаления соразмерно возрасту ребенка, т.е. если ребенку 4 года, то удаление должно быть не более чем на 4 минуты). Необходимо также заранее оговорить с ребенком те нарушения, за которые будет вводиться штраф. А после наказания провести беседу: за что наказали ребенка, понял ли он это.

Важно знать, что отношение к наказаниям и поощрениям может психологически наследоваться, особенно если взрослый человек положительно оценивает свое семейное воспитание. Мы часто поощряем и наказываем своих детей так, как нас наказывали и поощряли наши родители.

Как наказание, так и поощрение не должны быть чрезмерными. Особо важным является вопрос о соотношении поощрения и наказания. Недостаточное использование положительного подкрепления может создавать хронической дефицит поощрений. В свою очередь поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими, как сам ребенок.

Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям для полноценного развития их личности. В дошкольном и младшем школьном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия.

Недостаток похвалы со стороны воспитателя или учителя проявляется в том, что детям становиться не интересно с педагогом. А недостаток похвалы со стороны родителей может вызывать ревность между братьями и сестрами, а если ребенок единственный в семье, то дефицит похвалы может приводить к непослушанию, снижению родительского авторитета у ребенка и совершению им большого количества проступков. опубликовано econet.ru

Автор: Соснина Мария

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector