0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шесть веков обители

Содержание

Шесть веков обители.

Вологодская земля особое место русской святости. Память более ста угодников божиих отмечается Русской Православной церковью ежегодно в день собора вологодских святых. Протекает в Вологодской области река Сянжема. Название её переводится с угро-финского наречия как мох, вяжа, вода, болотная вода. Места эти действительно окружены болотами и густыми непроходимыми лесами. В 15 веке началось освоение этого красивого северного, но тогда ещё дикого края. В эти места на речку Сянжему пришел инок Евфимий. Он поселился в уединённой келлии. Жители окрестных селений нуждавшиеся в отеческих советах устремились к отшельнику. Преподобный Евфимий полагаясь на промысел божий и не смущаясь на нарушения своего безмолвия всех принимал, никому не отказывал в духовной беседе.Однажды к нему прищёл инок Харитон, будущий продолжатель дела преподобного Евфимия. Скоро они решили воздвигнуть храм и при нём основать обитель. Построенный вскоре храм был освящён в честь Вознесения Господня. В 1420 году был основан Вознесенский монастырь. Став игуменом преподобный Евфимий выполнял самые тяжёлые работы по монастырю, служа примером для братии. Выполняя монастырские послушания он не переставал хвалить Господа, распевая псалмы пророка Давида. Величайшим терпением и смирением преподобный Евфимий стяжал дар молитвы. Кончина его пришлась на вторую половину 15 века. Предчувствуя завершение земной жизни, святой передал управление монастырём преподобному Харитону, который был достойным преемником своего учителя и друга. Более 40 лет игуменствовал Харитон в Вознесенском монастыре на Сянжеме, продолжая труды своего наставника, старался во всём ему подражать. И украшенный сединами, почил о Господе в 1509 году. Спустя шесть веков вполне естественно и закономерно что того монастыря сегодня мы не увидим. Но за это время, когда успело в нашей стране произойти так много самых разных событий, память о действующем когда-то монастыре всё таки сохранилась. И всё это быть может благодаря тому что настоятелями святой обители были не простые подвижники, а великие и почитаемые чудотворцы Евфимий и Харитон Сямженские, причисленные к лику святых всей Руси ещё в 16 веке. Молятся братья перед Богом за эти места, вот и не попускает господь забвния в памяти народной. Больше 200 лет продолжал существовать монастырь, пока земли на которых распологалась обитель, не были конфискованы государством по указу императрицы Екатерины Великой. На тот момент в монастыре проживали 530 лиц мужского пола. И хотя он не считался богатым, но и не бедствовал. После закрытия обители, здесь возник православный приход. Летний храм в честь Вознесения Христова был расписан фресками о земной жизни Христа. В 1792 году вместо ветхой каменной Покровской церкви, построили новый зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ещё была часовня в 100 метрах от озера. Часовню эту когда-то поставил сам преподобный Евфимий Сянжемский возле святого источника. Но после революции она была сожжена, а источник перестал существовать. Послереволюционная судьба Евфимьевского прихода оказалась не долгой. Рассказывает протоирей Сергей (Гончаров) настоятель Свято-Никольского храма села Григорьево: «Мой дед, последний настоятель Евфимьевского прихода, протоирей Николай (Грачёв) просидел год в тюрьме, где подвергался постоянным допросам и обыскам, и умер от язвы в 1936 году. Храм закрыли, через два года церковь разрушили, сняли кресты, разбили купола. Колокольню сломали на кирпичи, которые увезли на стройку в Сямжу. На месте закрытого храма, в том же самом помещении, появился завод по производству крахмала и патоки. Вокруг храма находилось кладбище, где были похоронены многие сяшеннослужители. В 1937 году кладбище уничтожили и посадили огород. Мой дед отец Николай понимал, что это место всё равно не исчезнет, оно будет охраняться самими святыми. Ведь мощи святых находятся здесь под спудом.» И после своего земного странствия выполняют святые преподобные Евфимий и Харитон данное им самим Господом Богом- пробудить в людских сердцах Веру.

ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН

(† не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых), игумены Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря в честь Вознесения Господня, основанного Е. Наиболее ранним источником сведений о Е. служит Житие прп. Александра Куштского, первоначальная редакция к-рого была написана, по мнению В. О. Ключевского, ок. 1575 г. С. А. Семячко, исследовательница Жития, считает, что редакция, в к-рой повествуется о Е. (ред. B), была составлена в 1-й трети XVIII в. Эта редакция послужила главным источником Жития преподобных Александра Куштского и Е., сохранившегося в единственном списке 2-й пол. XVIII в.- ИРЛИ (ПД). Древл. Оп. 23. № 322. Л. 14-30 (др. источником данного текста было Житие прп. Кирилла Новоезерского; см.: Карбасова Т. Б. Литературные источники Жития Кирилла Новоезерского // ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 365). Житие преподобных Александра Куштского и Е. было составлено в 1747 г. в Сянжемском мон-ре.

О происхождении Е. ничего не известно (по предположениям авторов агиографических справочников XIX — нач. ХХ в., святой был уроженцем Вологды или Волока Ламского). Е. принял постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском оз. Отсюда он, стремясь к уединенному житию, ушел на р. Кушту на вост. берегу Кубенского оз., где поселился в «пустыне», построив себе «келейцу малу». Через нек-рое время, уступив Куштскую пуст. пришедшему сюда прп. Александру Куштскому († 1439), также постриженику Спасо-Каменного монастыря, Е. перешел на место подвигов последнего на р. Сянжеме (ныне Сямжена), близ оз. Шиченгского. Согласно Житию прп. Александра, «округ же того места блата, идеже дебри, непроходимо человеки», но невдалеке имелись и крестьянские поселения.

Читать еще:  Я беременна, и у меня коронавирус. Что будет дальше?

В Житии прп. Александра Куштского говорится, что в Сянжемской пуст. Е. построил ц. Покрова Пресв. Богородицы (в Житии 1747 г. уточняется, что она была деревянной), «велию и прекрасну и украси ю иконами и книгами чудне», после чего «поживе преподобный Евфимий лета довольно, с миром почи о Господе». Житие 1747 г., написанное по агиографическому канону, содержит дополнительные сведения. В частности, в нем рассказывается о том, что к святому приходили миряне и монахи, желавшие жить в пустыни, о том, что Е. возделывал землю, рубил лес, пек хлеб, об искушениях, которым подвергался святой, о его предсмертной беседе с учениками, о его кончине и о погребении.

Преставился Е., согласно Житию 1747 г., 20 янв. (день памяти прп. Евфимия Великого), агиограф XVIII в. предполагает, что это произошло «прежде за неколико лет» до кончины прп. Александра Куштского. Имеющаяся в дореволюционной лит-ре дата кончины Е.- 1465 г.- не подтверждается агиографическими памятниками и восходит скорее всего к рукописным месяцесловам (см. перечень их в труде еп. Сергия (Спасского)). Также из месяцесловов заимствованы сведения, приводимые в агиографических сочинениях и богослужебных изданиях кон. XVII — нач. XXI в., об ученике Е., 2-м игумене Сянжемского мон-ря — Х., преставившемся 11 апр. 1509 г.

Мощи святых почивали под спудом в Сянжемской обители. В Житии 1747 г. говорится о том, что по преставлении Е. «действуют многие чудеса, и исцеления различная подаются и до сего дне», приходящие в мон-рь припадают «ко святому. гробу многоцелебных мощей» и целуют образ святого (Х. в Житии не упом.). Мон-рь был закрыт в 1764 г., собор, перестроенный к тому времени в камне и освященный в честь Вознесения Господня, был обращен в приходскую церковь (погост Ефимов Монастырь Кадниковского у. Вологодской губ.). В наст. время постройки бывшего мон-ря находятся в руинированном состоянии.

Святым написаны тропари и общий канон (ИРЛИ (ПД). Древл. Оп. 23. № 322. Л. 1-13). Общерусская канонизация Сянжемских преподобных, по Е. Е. Голубинскому, совершилась в период между Собором 1549 г. и учреждением Святейшего Синода (1721). Имена Е. и Х. включены с общим годом кончины — 7017-м (1509) — в «Описание о российских святых», известное в списках XVIII-XIX вв. (С. 128), в Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ ОР. МДА. № 201. Л. 310, 303 об. («вологодские чудотворцы», пам. Е. под 20 янв., Х.- под 28 сент.)) и в др. святцы. Канонизация Е. и Х. подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова). В агиографических трудах и месяцесловах XIX — нач. XX в. общая память Сянжемских преподобных часто указывалась под 11 апр. (день кончины Х.).

Иконография

История создания первых образов Е. и Х. и их единоличные иконы неизвестны. Иконописные подлинники XVII-XIX вв. (4 авг. для обоих святых, 19 янв. для Е. и 11 апр. для Х.) уподобляют внешний облик Е. изображениям свт. Василия Великого, сщмч. Власия Севастийского или прп. Иоанна Кассиана Римлянина, а Х. сравнивают с прп. Сергием Радонежским или прп. Кириллом Белозерским. Е. «сед, брада доле Власиевы, на концы вдвоем повилась, аки Касьяна Римлянина»; Х. «рус, брада Сергиева кругла, власы просты» (посл. треть XVII в.; РНБ. Погод. № 1930. Л. 130, в перечне Вологодских чудотворцев без указания дня памяти Е. назван Евмением?). Е. «подобием надсед, брада аки Власиева, на конец раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах»; Х. «подобием надсед исчерна, брада шире и доле Сергиевы, ризы преподобническия и схима на плечах» (XVIII в.; Филимонов . Иконописный подлинник. С. 66; аналогичные описания в ркп. 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 201 об.). В подлиннике кон. XVIII в. к описанию Е. добавлено: «. а инде рус аки Василий Кесарийский», а про Х. сказано: «. на плечах схима» (БАН. Строг. № 66. Л. 134). В рукописи 20-х гг. XIX в. Е. «рус, брада аки у Василия Кесарийского, риза преподобническая»; Х. «в черне сед, брада шире и доле Кириловой Белозерскаго, ризы преподобническия» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 98 об., 137 об.).

На иконах ХVIII-ХIХ вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью.

На иконах этого извода 1-й пол. ХVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются — пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

Читать еще:  Надо ли носить маску, когда выходишь на улицу?

В молении Св. Троице Новозаветной святые представлены в рост на большой иконе 3-й четв. XVIII в., по-видимому тоже созданной в вологодских землях (ЦМиАР). Е.- слева в образе старца с седыми кудрявыми волосами и сужающейся, раздвоенной на конце бородой, куколь на плечах, в правой руке развернутый свиток с текстом: «Молю вы о Г[с]де чада и братия моя елика в вас сила подвизаитеся о своем спасении». Х.- справа, тоже с непокрытой головой, более молод, с русыми волнистыми волосами и округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в левой руке светлые четки (пейзажный фон с надписями на иконе восстановлен).

В составе Собора русских святых образы Е. и Х. включены в композицию с группой подвижников XVI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х — 70-х гг. XIX в. иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также, без индивидуализации облика, в число Вологодских чудотворцев (в 3-м ряду справа) на созданных мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х — нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве) и на совр. повторениях этого извода.

Читайте также

Поучение 2-е. Преподобный Харитон Исповедник (Почему путь в Царствие Небесное, указываемый Еваниелием, узок?)

Поучение 2-е. Преподобный Харитон Исповедник (Почему путь в Царствие Небесное, указываемый Еваниелием, узок?) I. В день преп. ныне прославляемого в церковных песнопениях и чтениях Харитона, достигшего Царствия Небесного узким путем сначала страдания за Иисуса Христа при

Преподобный Евфимий Великий[8]

Преподобный Евфимий Великий[8] Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей, и наконец, по усердным молитвам, у них

Преподобный Евфимий Суздальский

Преподобный Евфимий Суздальский Преподобный Евфимий Суздальский, с именем которого связана целая страница в истории города, происходил не из Суздаля. Родился он в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей, которые с юных лет отдали сына в обучение. Чуждаясь

Евфимий Сянжемский, преподобный

Евфимий Сянжемский, преподобный Преподобный Евфимий первоначально подвизался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. О роде и происхождении, о времени его прибытия в монастырь и пострижения сведений до нас не дошло. Известно только, что он был уроженец

ЕВФИМИЙ, преподобный, Сянжемский

ЕВФИМИЙ, преподобный, Сянжемский , уроженец Вологодский, постриженец Спасокаменного монастыря. Евфимий жил прежде отшельником, на реке Куште, близ Кубенского озера, а на реке Сянжеме жил преп. Александр. Сей последний, пришед к Евфимию, предложил ему поменяться жилищами.

ХАРИТОН, преподобный, игумен Евфимиева монастыря

ХАРИТОН, преподобный, игумен Евфимиева монастыря находившегося в 120-ти верстах от Вологды. Харитон был преемником основателя монастыря, преп. Евфимия Сянжемского. Он преставился 1509 г. апреля 11. Мощи его почивают под спудом в бывшей монастырской церкви, что ныне приходская

ХАРИТОН, преподобный Псковский

ХАРИТОН, преподобный Псковский преставился в XVI веке. Он был основатель и игумен Кудина монастыря, в трех верстах от Торопца на озере Кудине, где ныне приходская церковь. Мощи Харитона почивают там под спудом (315) Ист. Княж. Псков. III,

ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН

ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН (Зигавин, Зигаден) (ум. после 1118), визант. богослов и экзегет. Е. жил в Константинополе в эпоху последнего культурного расцвета Византии при Комнинах. Он получил хорошее образование, стал придворным ритором, однако покинул мир, чтобы вступить в один из

15. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. 16. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. 17. Тут раба придверница г

15. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. 16. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. 17.

3. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. 4. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. 5. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.

3. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. 4. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. 5. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Петр и Иоанн быстро пошли ко гробу, даже побежали — прибавляет Иоанн.

Харитон Сянжемский, преподобный

Харитон Сянжемский, преподобный О роде и происхождении прп. Харитона не дошло никаких сведений. Известно только то, что он был ученик и сподвижник прп. Евфимия Сянжемского (память 20 января/2 февраля) и во всем подражал ему.Вместе со своим учителем преподобный подвизался в

Савватий и ученик его Евфросин Тверские, преподобные

Савватий и ученик его Евфросин Тверские, преподобные В рукописном описании Тверских святых сказано: «Преподобный Савватий, игумен пустыни, образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Преподобный подвизался по благословению святителя Арсения, епископа Тверского, в 15

Читать еще:  «Папа, а ты у нас уже седьмой» – сказала наша дочь за обедом

Евфимий Суздальский, преподобный

Евфимий Суздальский, преподобный Среди бедствий татарского ига и удельного нестроения, когда Русь стонала от войн, погромов и опустошений, когда язычник-монгол убивал и грабил на Руси христианина ради добычи и жестокости, а христиане-князья поднимали друг на друга

Евфимий, Антоний и Феликс Карельские, преподобные

Евфимий, Антоний и Феликс Карельские, преподобные В рукописных святцах о прп. Евфимии сказано: «Прп. Евфимий начальник монастыря Карельскаго на Двине реце». Он был основателем Никольского монастыря на Карельском берегу, не вдали от Белого моря, около 1410 г. Но едва он успел

Преподобный Евфимий Архангелогородский (XVI в.)

Преподобный Евфимий Архангелогородский (XVI в.) Память его празднуется 20 янв. в день тезоименитства с прп. Евфимием Великим (+ 473)О прп. Евфимий Архангелогородском ничего не было известно до обретения его мощей 7 июля 1643 г., а в 1829 г. на основании «Дела об обретении мощей»

Преподобный Харитон Сянжемский (+ 1509)

Преподобный Харитон Сянжемский (+ 1509) Память его празднуется 11 апр. в день преставления и 28 сент. в день тезоименитства с прп. Харитоном Исповедником (+ ок. 350).Прп. Харитон — ученик и сподвижник прп. Евфимия Сянжемского (память его 20 янв.). После кончины прп. Евфимия прп.

Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские

Итак, в центре Вологодской области расположен Сямженский район. Свое название он получил от реки Сямжены. Название это переводится с угрофинского наречия как «мох», «вяжа» — вода — «болотная вода». Что удивительно, буквы «м» и «н» в этом названии поменялись местами. Когда-то река называлась Сянжема. А еще раньше — Сяйжена. Там действительно много болот, и есть совершенно непроходимые места.
В 15 веке началось освоение Сямженского края Московским государством. Село Сямжа образовалось из нескольких деревень, расположенных на пересечении архангельского тракта и реки Сямжены.
А в 1420 году, в первые века христианизации Русского Севера, на берегу реки Сямжены, близ озера Шиченское, монахом Евфимием был основан православный монастырь.
Вознесенско-Евфимьевский монастырь занимает особое место в истории края, поскольку его первыми настоятелями были святые преподобные Евфимий и Харитон Сямженские, причисленые к лику Святых всей Руси еще в 16 веке.
О жизни святых подвижников сохранилось не много сведений. Преподобный Евфимий был уроженцем Вологды. Монашеский постриг он принял недалеко от родного города, в Спасском Каменском монастыре на Кубенском озере. Эта древняя обитель была, начиная с XII века, духовным очагом Православия на Севере и в течение нескольких веков подготовила многочисленных подвижников и будущих основателей монастырей.
Инок Евфимий провел много времени в монастырских послушаниях. Но душа его стремилась к отшельнической жизни. Он оставил обитель и перешел на восточный берег Кубенского озера, в пустыньку близ устья реки Кушты. Своими руками он построил маленькую келлию и жил в полном уединении, окруженный непроходимыми болотами и густым лесом. Здесь подвижника навестил его собрат по монастырю преподобный инок Александр, также оставивший обитель для уединенных подвигов на реке Сянжеме.

Св. прп. Александр Куштский
Фрагмент иконы Собор Вологодских святых

Совершенная безлюдность этого места пришлась по сердцу преподобному Александру, и он предложил обменяться келлиями. И хотя преподобному Евфимию не хотелось покидать это место, он воспринял просьбу Александра как указание Божие и согласился, оставив свой крест в благословение иноку Александру, впоследствии прославившемуся духовными подвигами. Поселившись на реке Сянжеме (в 120 верстах от Вологды) в келлии преподобного Александра, инок Евфимий продолжал свои подвижнические труды непрестанной молитвы и поста. Но вскоре его уединение было нарушено.
Жители окрестных селений, нуждавшиеся в отеческих советах, устремились к отшельнику. Преподобный Евфимий, полагаясь на Промысл Божий и не смущаясь нарушением своего безмолвия, всех принимал, никому не отказывая в духовной беседе. Однажды к нему пришел инок Харитон, будущий продолжатель дела преподобного Евфимия. Юноша, искавший наставника в духовном делании, пришелся по душе преподобному, который предложил ему остаться на Сянжеме для совместного несения подвижнических трудов. Вскоре они решили воздвигнуть храм и при нем основать обитель. Чтобы получить благословение на это устроение, инок Евфимий отправился в Ростов, где, вероятно, и был рукоположен во пресвитера и одновременно назначен игуменом новой обители. Построенный вскоре храм был освящен в честь Вознесения Господня.
Став игуменом, преподобный Евфимий выполнял самые тяжелые работы по монастырю, служа примером для братии. Вместе со своим верным учеником преподобным Харитоном, старавшимся во всем подражать своему духовному отцу, он работал в огороде, рубил дрова, копал землю, носил воду, с радостью выполняя все то, чего не хотели делать другие. Выполняя монастырские послушания, он не переставал хвалить Господа, распевая псалмы пророка Давида.
Даже пищей преподобный Евфимий питался такой, которая казалась братии негодной. Величайшим терпением и смирением преподобный стяжал дар молитвы.
Точная дата кончины преподобного Евфимия неизвестна; вероятно это случилось в начале второй половины XV века, но не позднее 1465 года.
Предчувствуя завершение земной жизни, преподобный Евфимий передал управление монастырем преподобному Харитону, который был достойным преемником своего учителя и друга. Более 40 лет игуменствовал преподобный Харитон в Вознесенском монастыре на Сянжеме, продолжал труды своего наставника, старался во всем ему подражать и, украшенный светолепными сединами, почил о Господе 11 апреля 1509 года.

Слово о явлении мощей принадлежит епископу Вологодскому Иоасафу.
В Иконописном подлиннике дано описание ликов святых:
«Преподобные отцы наши Евфимий и Харитон игумены, иже на Сяйжене (Сянжеме) Вологодские чудотворцы. Евфимий подобием надсед, брада аки Власиева, на конец раздвоилась, ризы преподобнические, схима на плечах. Харитон подобием надсед изчерна, брада шире и доле Сергиевы, ризы преподобнические и схима на плечах».

День преставления 11 апреля / 8 ноября
День памяти: 20 января / 2 февраля
День памяти: 15 / 28 октября

Тропарь, Глас 1
Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, / Христов бо крест на рамо вземше / и Того стопам усердно последовавше, / на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, / молитвами и слезами, чистотою Богови приближившеся, / преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. / Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, / всех нас спасите с верою призывающих вас / и творящих честную вашу память, / и, яко имущии дерзновение ко Спасу, / мир мирови испросите и спастися душам нашим.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector