0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преподобный Варнава Гефсиманский: «Пророк в отечестве своем»

МОУ «Прудищинский центр образования»

Официальный сайт комитета по социальным вопросам АМО Веневский район

«Пророк в Отечестве своем»: Святой преподобный Варнава Гефсиманский

Варнава Гефсиманский (1831 — 1906)

Варнава Гефсиманский (в миру — Василий Ильич Меркулов) родился в селе Прудищи Венёвского уезда Тульской губернии 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян Илии и Дарии Меркуловых. В крещении младенца нарекли Василием.

По рассказам матери, мальчика, как избранного отрока своего, хранил сам Господь. Однажды четырехлетний Василий, заигравшись, попал под колеса тяжелогруженого экипажа. Мальчик, к изумлению очевидцев, остался цел и невредим. В другой раз, слезая с печи, он нечаянно оступился и сорвался с самой верхней ступеньки. Мать, горячо любившая сына, молилась за его выздоровление. На другой день, к ее несказанной радости, ребенок был совершенно здоров, только небольшой красноватый шрам, оставшийся на щеке, напоминал о случившемся. Известно еще об одном замечательном явлении. Когда Василий занемог от кашля, ему привидился юноша в белом одеянии. После этого мальчик мгновенно выздоровел.

В 20 лет, получив родительское благословение, Василий Меркулов покидает родные земли, удалившись в Троице-Сергиеву Лавру. 17 ноября 1856 года Василию Меркулову была выдана отпускная грамота, освобождавшая его от крепостной зависимости с предоставлением возможности избрать род жизни, какой сам пожелает. В декабре 1857 года Василий поступил послушником в Гефсиманский скит. Скитское послушание юноша проходил в слесарной мастерской. Ремесло, знакомое ему еще в миру, скоро сделало его известным под именем Василия-слесаря.

20 ноября 1866 года послушник Василий был пострижен в мантию с наречением ему имени Варнава. К этому времени отца Варнаву уже хорошо знали и почитали богомольцы Троице-Сергиевой Лавры.

Сохранилось предание, что сам Николай II посещал отца Варнаву около 1905 года, незадолго до кончины старца (старец Варнава скончался в 1906 году), посещал для беседы о самом важном — о России, ее будущем и искал у божьего человека совета указания. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять эту участь.

Святость старца Варнавы засвидетельствована праведностью жизни, подвижническим монашеским деланием, чудотворениями, бывшими при жизни старца, продолжающимися и поныне, непрекращающимся народным почитанием.

Этот человек предвидел гонения на веру, почитался как старец, и даже скончался, неся службу. После смерти преподобного прошёл почти век, прежде чем Русская православная Церковь оправилась после гонений от советской власти и смогла его канонизировать

Старец Варнава скончался в 17 февраля 1906 г в пятницу первой недели Великого поста, стоя в молитве на коленях в алтаре. Сразу после его кончины сестры основанного им Иверского монастыря обратились в Синод с просьбой похоронить его мощи в обители. Ныне мощи преподобного покоятся в храме Черниговской иконы Божией Матери лаврского Черниговского скита.

Канонизация. В 1989 году на Архиерейском Соборе был поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации старца Варнавы. 30 сентября 1994 года Патриарх направил письмо наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, в котором сообщил, что комиссия единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику местночтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова). 17 февраля / 2 марта Церковь чтит память преподобного старца Варнавы Гефсиманского — духовника Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры.

-Выксунский Иверский Женский Монастырь-

Осенью 1863 года преподобный Варнава Гефсиманский прибыл в село Выксу Нижегородской губернии для возведения обители. В версте от села старец вкопал крест и водрузил сломанную ветвь, тем самым обозначив место будущей постройки. В 1864 году на средства местных купцов была выстроена обитель на 12 человек. Община увеличивалась, появлялись новые постройки, и преподобный Варнава прислал Иверскую икону Божией Матери, благословив общине называться Иверской. В начале XX века в иконописной мастерской монастыря был сделан список размерами полтора на два метра. Список с иконы прославился как чудотворный, икона подаренная отцом Варнавой не сохранилась.

В 1887 году община возведена в степень третьеклассного монастыря.

Ко времени закрытия в 1919 году монастырь был одним из крупнейших и насчитывал 1000 послушниц. Летом 1927 года взорваны Собор Живоначальной Троицы и три верхних яруса колокольни.

После закрытия монастыря чудотворный список был вывезен, а затем был найден сторожем в подсобном помещении Христорождественской церкви города Выксы, когда тот пошёл на детский плач. Икона хранилась в доме сторожа до открытия Христорождественской церкви.

Преподобный Варнава Гефсиманский: «Пророк в отечестве своем»

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ГЕФСИМАНСКИЙ
И ВАСИЛИЙ МУРАВЬЕВ

по книге Валерия Павловича Филимонова
«Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа»

На рубеже 20 века иеромонах Варнава (Меркулов) был для России таким же духовным руководителем и наставником, как преподобный Серафим Саровский, оптинские старцы и праведный Иоанн Кронштадтский. Всю жизнь посвятил он служению Богу и ближним.

Люди явственно ощущали силу его молитвы. Ради имени Господа Бога любил он всех людей, особенно сострадал грешникам. Старец имел особый дар духовного утешения – от него все уходили в радосте о Господе, преодолевая земные скорби и печали. Всех приходящих он ласково называл сынками и дочками. Среди «сынков» батюшки Варнавы были многие митрополиты и епископы, обер-прокурор Синода Владимир Карлович Саблер, и сам Государь Император Николай II.

Сам Господь вновь привел юношу Василия Муравьева к о. Варнаве, и после продолжительной беседы духоносный старец благословил Василию быть его духовным сыном.

Читать еще:  Архидиакон Андрей Мазур: Христиан не хватает!

Среди многочисленных трудов и подвигов иеромонаха Варнавы первое место по своему величию и явленных в нем силе веры и любви старца, безусловно, занимает достославное дело основания, строительства и окормления им Иверского женского монастыря на реке Выксе в Нижегородской губернии.

Здесь никто не превозносился друг перед другом, каждое дело исполнялось с молитвой и богомыслием, а иеромонах Варнава был для всех отцом и учителем. Любвеобильный и сострадательный батюшка посвятил почти 40 лет духовному окормлению монастыря. За эти годы он стал одним из крупнейших женских монастырей России, воистину светочем Православия — здесь подвизалось несколько сот инокинь и послушниц, ее посещали многочисленные паломники и богомольцы.
Вот такого несравненного наставника даровал Всемилостивый Господь Василию Муравьеву. Около 20 лет продолжалось их духовное общение во славу Божию.

Это был дивный духовный завет между старцем и учеником его, на скрижалях двух сердец написанный. Василий Николаевич был близким по духу сыном и преданнейшим послушником отца Варнавы до самой блаженной кончины старца и после нее, а великий подвижник одновременно был для своего ученика и отцом, и нежно-любящей матерью. В их жизни и, особенно, в их личных нравственных качествах было очень много общего. Главным из них было истинное желание послужить Богу и ближним всеми силами души. Их духовная близость была необычайно сильна, хотя порою они подолгу не видели друг друга.
Когда позволяли дела, Василий Николаевич спешил в Гефсиманский скит, если там в это время находился его наставник; а о. Варнава, приезжая Санкт-Петербург в Синод и для встреч с благотворителями, всегда бывал в доме у молодого коммерсанта.

По благословению о. Варнавы Василий постоянно совершенствовал себя в чтении молитвы Иисусовой, все время старался блюсти чистоту ума и противостоять греховным помыслам, а его духоносный наставник всегда помогал ему советами и святыми молитвами, оберегая молодого подвижника от мирских соблазнов и готовя его ко вступлению в будущем на иноческий путь. Удаляясь от излишних знакомств и мирских развлечений, все свободное время он старался посвящать молитве, чтению Слова Божия и богомудрых творений святых отцов Церкви.
Жажда монашеской жизни по-прежнему владела Василием и в одной из бесед он с печалью поведал отцу Варнаве о благословении старца-схимника. На это духоносный отец ответил: «Чадо! Не его это была воля, но Божия! Да свершится она над тобою! Сейчас ты нужнее здесь — посмотри, сколько обездоленных и сиротствующих нуждаются в твоей помощи, сколько еще в России недостроенных обителей, храмов и богаделен. Храни ум, твори дела милосердия и угодишь Богу. Придет еще время, когда понадобится твоя чистая молитва за Россию и за весь мир. » Таково было благословение его духовного отца.

Не отрицал иеромонах Варнава жизни в достатке, только говорил: «Ешь вкусно, но помни, что тело будет добычей червей. Спи на богатой кровати, но помни о жестких гробовых досках…».

Для тех, кто воистину возлюбил Бога и возжаждал горнего уже на земле, преподобный старец Варнава Гефсиманский составил правила, которые помогают подвижникам устоять в добродетели и, по возможности, избегать греха:
1. Надобно избегать всех случаев ко греху, всяких мест, лиц, вещей, которые могут быть для вас соблазнительными и внушают нам греховные желания.
2. Надобно непрестанно памятовать «последняя своя»: смерть, Суд, Воскресение, будущую жизнь.
3. Как можно чаще представлять себе вездеприсутствие Божие, размышлять о благодеяниях Божиих, особенно о жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле, Его страданиях и смерти и вообще — о главных истинах православной христианской веры.
4. Сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа весьма способствует удерживаться от греха.
5. Надобно внимать себе, то есть бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, желаниями и поступками.
6. Как можно чаще должно прибегать к Таинству Покаяния, исповедоваться пред отцом духовным, просить у него и слушаться его советов и достойно причащаться Святых Таин.
7. Не упускать случая и возможности присутствовать при церковном богослужении и дома читать духовные книги.
8. Чаще беседовать с людьми благочестивыми и избегать разговоров праздных.
9. Постоянно в свободное от богослужений время иметь какое-либо полезное занятие, нести должность, заниматься какой-либо работой, чтобы не быть в праздности.

Итак, вот, смотри, что подобает делать христианину, чтобы по-возможности избегать греха, — это, кратко сказать, молиться, трудиться непрестанно и непрестанно же быть внимательным к себе. Господи, помоги нам!»

Всеми силами души старался Василий Николаевич обрести смирение и кротость Христовы. В течение многих лет пребывал он в незримом духовном подвиге. Это был покаянный плач о грехах своих с упованием на благодатную помощь Божию в невидимой брани с миром, плотию и врагом спасения. Познавая в мысленных падениях всю немощь человека, убивал он в себе гордыню — главнейший грех, отлучающий людей от Бога. В глубоком сокрушении сердца подвижник просил Господа о даровании духовного разума и чистой молитвы.

Однажды с Василием Николаевичем произошел удивительный случай, о котором он поведал своей супруге спустя многие годы. Это было во время одной из его встреч со старцем Варнавой в Гефсиманском скиту. Преклонив колени, долго молились они вдвоем у аналоя перед образами в келлии великого старца. Затем отец Варнава встал, трижды благословил духовного сына, возложил ему на главу руки и вновь помолился. То, что произошло после этого благословения, трудно поддается описанию — в душе и на сердце Василия Николаевича разлилось какое-то необыкновенное спокойствие, которое не оставляло его уже на протяжении всей последующей жизни; вместе с тем, у него необычайно обострилось духовное зрение, окрепла и без того удивительная память.

Когда старец приезжал в Петербург и останавливался там на несколько дней, Василий старался чаще находиться при нем, а порою по его благословению даже прекращал свои торговые дела и занимался единственно служением старцу — сопровождая в поездках по Петербургу и исполняя различные поручения его. Вдохновляя своего духовного сына, отец Варнава, тем не менее, предупреждал его: «Много придется тебе и претерпеть за труды твои, но не унывай никогда. Это гонения ненавистника нашего спасения. Придет время и скорби сменятся духовной радостью.»

Читать еще:  Три Великих войны. Уроки 5-6. Великая война с Гитлером

С душевной отрадой взирал о. Варнава на духовное преуспеяние Василия Муравьева и щедро делился с ним духовным опытом, готовя к иночеству. По благословению духовного отца супругам Муравьевым предстояло принять монашеский постриг, когда Россию постигнут тяжкие испытания и начнутся гонения за веру. Годы, проведенные под руководством старца, стали тем временем, когда был заложен прочный фундамент, на котором происходило дальнейшее духовное возрастание Василия Муравьева.
Общение с отцом Варнавой было для Василия Николаевича великой школой духовной мудрости: «Понуди себя на все доброе; принимай всех, как Самого Христа; всегда смотри только на свои недостатки; укоряй, уничижай себя ежедневно и считай себя хуже всех, и будешь поистине с Богом!»

Живая вера в Бога и загробную жизнь, глубокое самопознание, светлый ум, опытность, приобретенная долговременным навыком общения с людьми всех возрастов и сословий — все это сообщало живому слову отца Варнавы великую силу, убедительность и проникновенность. Для него не существовало мелочей в духовной жизни. Все эти качества он в полной мере старался привить своим духовным детям.

И люди отвечали на эту любовь и заботу своей искренней любовью. Имя отца Варнавы было известно по всей Руси православной и везде произносилось с чувством глубокой признательности и почитания. О нем вспоминали его «детки» — от простого крестьянина до иерархов Церкви и Государя Императора. Всем мог дать совет этот удивительный старец.
В начале 1906 г. отец Варнава тяжело занемог. Предчувствуя близкую кончину, он в последний раз посетил основанную им Иверско-Выксунскую женскую обитель и Петербург. В северной столице батюшка Варнава всегда был желанным гостем. В Петербурге старец провел два дня, встречаясь со своими любимыми «детками», благодаря их за любовь к нему и благодеяния обители Иверской, прося их не оставлять ее впредь своей помощью. В те дни Василий Николаевич и Ольга Ивановна в последний раз видели своего духовного отца.

17 февраля старец почил о Господе. Он исповедовал в Сергиево-Посадском Доме призрения. Поисповедовав начальницу Дома Е. Н. Гончарову, он попросил пригласить следующую исповедницу, а сам зашел в алтарь. Здесь он и был найден лежащим на левом боку лицом к престолу.

Еще при жизни о. Варнавы никто не сомневался в его святости. Тысячи людей испытали на себе силу молитвы батюшки Варнавы. Память о дивном старце и его советах, молитвенное его поминовение необыкновенно помогали Василию и Ольге на дальнейшем пути, полном, как и предсказывал старец, множества скорбей как для них лично, так и для всей России.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРАФИМ ЧИЧАГОВ

11 декабря – день памяти священномученика митрополита Петроградского Серафима (Чичагова), расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 году.

Благодаря этому архипастырю, батюшка Серафим стал Вырицким чудотворцем, молитвенником за Россию и ее народ в течение еще 20 лет своей жизни, а не мучеником за Веру в кровавые 30-е годы…

Из-за тяжелой болезни батюшки медики настоятельно советовали выехать из города в зеленую зону и в качестве климатического курорта была рекомендована Вырица. Старец ехать наотрез отказался — ему было тяжело расстаться ему со своим служением и со многочисленными духовными чадами. Он также предвидел скорое начало жесточайшей волны гонений и желал разделить эти страдания со всей братией. Митрополит Серафим (Чичагов), отлично разбиравшийся во врачебной науке, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Смиренному духовнику Лавры оставалось только принять это за послушание…

Много общего было у двух Серафимов: небесный покровитель – преподобный Серафим Саровский, Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры – в котором подвизался духовный наставник будущего Серафима Вырицкого – прп. Варнава Гефсиманский и в котором владыка Серафим принял иночество… В течение двух лет иеросхимонах Серафим и владыка Серафим взаимно исповедовались и окормляли друг друга.

Леонид Михайлович Чичагов – потомственный дворянин, боевой офицер-полковник, медик, художник, музыкант, в 37 лет стал священнослужителем, а после смерти супруги – монахом. Его духовным отцом еще в миру стал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Огромная роль принадлежит владыке Серафиму в работе по подготовке к канонизации прп. Серафима Саровского…

В 1937 году, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках, доставлен в тюрьму в машине «скорой помощи» и вскоре расстрелян.

Читать онлайн «Евангелие от Варнавы» автора Апокриф — RuLit — Страница 11

Тогда воззвали ученики к Иисусу, говоря: «Господи, сжалься над ними». Вздохнул тяжко Иисус и взмолился: «Господь Бог мой, Всемилостивый и Всемогущий, помилуй и прислушайся к молитвам раба Твоего: во имя любви отца нашего Авраама и во имя Писания Твоего смилуйся над людьми сими и исцели их». И, сказав это, обратился Иисус к прокаженным, говоря: «Идите и явитесь к священникам согласно Закону Божьему».

И ушли прокаженные, и по дороге очистились тела их. Узрев исцеление свое, один из них вернулся искать Иисуса, и был он исмаилитом. И, найдя Иисуса, поклонился он ему, говоря: «Истинно ты святой Господний», и в благодарность пожелал остаться у него в услужении. Сказал ему Иисус: «Десятеро были исцелены; где же остальные девятеро?» И сказал он исцеленному: «Не для того я пришел, чтобы мне прислуживали, но чтобы служить: посему ступай домой и помни, что Господь сделал для тебя, дабы знали все, что обетования, данные Аврааму и семени его, о даровании им Царствия Божьего сбываются». Ушел исцеленный и, придя в дом свой, рассказывал соседям своим, что Господь сделал для него через Иисуса.

Глава 20 ЧУДО ИИСУСОВО НА МОРЕ. ИИСУС ГОВОРИТ, ГДЕ ПРИНИМАЮТ ПРОРОКА

И пришел Иисус к морю Галилейскому и, сев в лодку, поплыл к Назарету; и была тогда великая буря на море том, и едва не утонула лодка. И спал Иисус на носу той лодки. И подошли к нему ученики его и разбудили его, говоря: «Учитель, спасайся, ибо гибнем мы!» Объял их страх великий, и дул встречный ветер, и бурлило море. Встал Иисус и, подняв очи свои к небесам, сказал: «О Господи Вседержитель! Сжалься над рабами Твоими». И когда сказал Иисус слова эти, утих ветер и успокоилось море. Испугались моряки, сказав: «Кто сей человек, что море и ветер послушны ему?» Прибыв в Назарет, рассказали всем моряки то, что видели они от Иисуса, и дом, где жил Иисус, окружен был великим множеством народу. И, придя к нему, спросили книжники и ученые мужи: «Премного наслышаны мы о деяниях твоих на море и в Иудее, так сотвори же чудо в родном городе своем».

Читать еще:  «Вечери Твоея Тайныя днесь». Литургия Великого Четверга

И сказал Иисус: «Эти лишенные веры ищут чуда, но не будет оно дано им, ибо не принимается пророк в отечестве своем. Много было вдов во времена Илии, но лишь вдове в Сарепте Сидонской совершил он чудо. Много было прокаженных во времена Елисея, но лишь Нааман Сириец был исцелен».

Жители пришли в ярость от слов этих, схватили его и потащили на вершину обрыва, дабы сбросить его. Но, пройдя сквозь толпу, Иисус оставил их.

Глава 21 ИИСУС ИСЦЕЛЯЕТ БЕСНОВАТОГО, И СВИНЬИ СБРАСЫВАЮТСЯ В МОРЕ. ПОСЛЕ ИСЦЕЛЯЕТ ОН ДОЧЬ ХАНААНСКУЮ

Пришел Иисус в Капернаум, и встретил его у города бесноватый, и не могли цепи сдержать его, и великий вред творил он людям.

Демоны закричали через рот его: «О святой человек, зачем беспокоишь ты нас?» И молили они его не трогать их.

И спросил их Иисус, каково число их. И ответили они: «Шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть». Услышав это, испугались ученики Иисусовы и молили его уйти. Тогда сказал Иисус: «Где вера ваша? Не я уйду, но демон». И бесы просили его: «Если выгонишь нас, пошли нас в стадо свиней». Вдали же от них паслось стадо свиней числом десять тысяч, и принадлежали они ханаанитам. Он сказал им: «Идите и войдите в свиней». И с шумом вошли демоны в свиней, и вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, что увидели и услышали от Иисуса.

Вскоре из города пришли люди и нашли Иисуса, и был среди них очистившийся. И были они исполнены страха и молили Иисуса не покидать их. Иисус же оставил их и пошел в Тир и Сидон.

Женщина ханаанская и два сына ее пришли издалека повидать Иисуса. Увидев его с учениками его, вскричала она: «Иисус, сын Давидов, сжалься над дочерью моей, ибо мучится она от дьявола!» Иисус не проронил ни единого слова, ибо сыновья ее были не обрезаны. Ученики же его сжалились и взмолились к нему: «О учитель, пожалей их! Вот плачут они!»

Иисус сказал: «Послан я к народу Израилеву». Тогда женщина и сыновья ее подошли к Иисусу, плача и причитая: «О сын Давидов, сжалься надо мной!» Иисус же сказал: «Нельзя отнимать хлеб у детей, дабы бросить его псам». И сказал он так, ибо были они нечисты, поскольку происходили из необрезанного народа.

Нет пророка в своем отечестве

Нет пророка в своем отечестве
Из Библии. Выражение сложилось на основе следующего евангельского стиха (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 57): «. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».
Иногда выражение цитируется на старославянском языке: «Несть пророка в отечестве своем».
Смысл выражения: люди не верят в талант, гениальность или истинность слов человека, который находится рядом с ними. Предполагается, что все истинно мудрое, правильное и т. п. может родиться не здесь, а где-то в прекрасном далеке.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Нет пророка в своем отечестве» в других словарях:

Нет пророка в отечестве своем — крыл. сл. Несть пророка в отечестве своем Выражение из Евангелия (Матф., 13, 57; Марк, 6, 4; Лука, 4, 24; Иоанн, 4, 44), где имеет значение: пророка не ценят в его отечестве, в его доме … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

несть пророка в отечестве своем — Ср. Видно справедливо изречение: нет пророка в отечестве своем. Гр. Л.Н. Толстой. Юность. 24. Ср. Известность (Бема), кажется, была велика и на родине (в Германии), но по изречению: не славен пророк в отечестве своем , там же терпел он и гонения … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия

РЕЛИГИЯ — (от лат. religio восстановление или воспроизводство лиги, связи) стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней). В зависимости от… … Современный философский словарь

Александр Кумор — афорист Ангельское терпение требует дьявольской силы. Ах, как мучительна ненависть без взаимности! Ах, как хочется вернуться к природе! с сигарой и рюмкой коньяку. Ахиллесова пята нередко укрыта в голове. Безобразный не потому безобразен, что у… … Сводная энциклопедия афоризмов

АДУ-1000 — В тексте этой статьи используются сокращения, не входящие в список допустимых к использованию. Пожалуйста, оформите статью согласно общим правилам и указаниям. Эта статья включает описание термина «Плутон»; см. также другие значения … Википедия

Зевин, Евгений Михайлович — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Ом Георг Симон — (Ohm) (1787 1854), немецкий физик. Установил основной закон электрической цепи (закон Ома). Труды по акустике (акустический закон Ома), кристаллооптике. * * * ОМ Георг Симон ОМ (Ohm) Георг Симон (1787 1854), немецкий физик. Установил основной… … Энциклопедический словарь

Застежка-молния — Принцип действия застёжки Водогазонепроницаемая молния (металлическая) на сухом костюме. Молния чёрного цвета, обычная, выполняет защитные функции. «Молнии» из пластмассы и … Википедия

ПОСЛОВИЦЫ БИБЛЕЙСКИЕ — афоризмы, заимствованные из Свящ.ПИСАНИЯ. Библ. П. широко распространены в лит–ре и устном народном творчестве тех народов, чья культура связана с Библией. П. вообще и библейские в частн. кратко выражают законч. мысль с помощью двух утверждений,… … Библиологический словарь

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector