1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преподобный Савва Сторожевский — и сегодня исцеления дающий

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Савва Сторожевский: икона, о чем молятся, молитва, источник

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Савва Сторожевский — это один из самых почитаемых монахов на Руси. Его деяния, которые были утверждены верой, навсегда останутся в душах мирян и монахов. Ведь благодаря им Преподобного причислили к лику Святых. Не так давно, в 2007 году, было отмечено 600-летие его пребывания в этом почетном, божественном статусе. Еще при жизни Савва считался самым первым и любимым учеником Святого Сергия Радонежского.

Житие преподобного Саввы Сторожевского

Предположительно монах был сыном из боярского рода княжества Смоленского. К сожалению, это только догадки, так как достоверной информации нет. Также неизвестна точная дата его рождения.

Известно только то, что с юности он был очень набожным мальчиком, с детства полюбил Бога и молитву, жил в Троицком монастыре под присмотром преподобного Сергия. Позже монаха избрали духовником братии Троицкой. После смерти Радонежского, Савва стал игуменом Троицкого храма. Это было в 1392 году.

В 1390 году преподобный благословил строительство монастыря Рождества Богородицы на горе Сторожи, что находится в населенном пункте Звенигород. Этот монастырь покровительствовал сам князь Юрий Дмитриевич.

Святой не раз благословлял Юрия в походы на территорию Орды (Волжскую Булгарию, Джуке-Тау, Казань и т.д.). Большинство из этих походов завершались славной победой. Еще позже благословение старца помогло спасти Московскую Русь, которой грозило полное уничтожение от нашествия Тамерлана.

Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде

Строительство монастыря закончилось к 1405 году. На территории этого святого места было воздвигнуто сразу несколько церквей. Преподобный для их росписи пригласил известного художника Андрея Рублева, который с благословением священника, стал автором Звенигородского (старомосковского) чина. Влияние преподобного на молодого художника было очень большим.

Говорят, что он сподвиг талантливого автора написать знаменитые «Троицу» и «Спас Звенигородский». Святой превратил монастырь в великолепное место того времени, куда старались попасть все верующие крестьяне.

Преподобный принимал к себе всех. Он выслушивал людские печали, давал советы. Он всегда поступал так, как его учил его родитель — Сергий Радонежский. За всю свою долгую жизнь монах не отвернулся ни от кого. Он лишь смиренно молился и направлял людей по пути Божьему.

В 1407 году старик умер. Перед своей кончиной он очень сильно болел. За три дня до смерти монах собрал Троицкую братию и рассказал о всех своих праведных деяниях. После его смерти потомки Юрия и Василия начали войну за престол. Звенигородский монастырь пришел в упадок. А память о святом источнике Саввы Сторожевского была стерта из памяти ненавистными родственниками Юрия, так как он был его наставником.

Источник Саввы Сторожевского

В XVI столетии Маркелл Хутынский написал агиограф о житие звенигородского святого. Это писание стало источником о божественных деяниях Саввы — источником его памяти и прославления. Именно благодаря Крюковским песнопения мы знаем об этом святом столько информации.

Агиографы написаны в строгом историко-филологическом принципе церковнославянского (древнерусского) языка. Александр Пушкин в свое время перевел на современный русский язык краткое житие игумена.

Чудеса, которые были сотворены звенигородским святым

Из-за войны за престол информация о преподобном была стерта из истории. О Савве знали только, как о местном святом. В средине XXVI века игумена канонизировали. А еще через столетие были найдены священные мощи преподобного в Звенигородском монастыре.

Правитель Алексей Михайлович Романов утверждал, что образ Сторожевского спас его от лап разъяренного медведя. С того времени царь считал его своим личным заступником.

Еще один примечательный случай с участием звенигородского игумена случился в 1812 году. Образ Сторожевского явился Эжену Богарне — военачальнику французского войска под командованием Наполеона. Святой попросил полководца не причинять беды монастырским стенам Звенигорода и его жителям.

Так он останется цел в войне, которую Франция проиграет. Когда предсказание игумена сбылось, Звенигородский монастырь вернул былую популярность.

Но на этом чудотворные действия молитвы Саввы Сторожевского не закончились. С 1998 года чудотворные мощи святого были перенесены в Звенигородской мужской монастырь. Это было связано с правлением коммунистов, которые запрещали монашескую и церковную деятельность.

Скит Саввы Сторожевского

Для молитвенного общения с Господом Преподобный любил удаляться из обители. Было установлено, что он отправлялся в глубокий овраг, который находился в версте от церкви. Монах ископал себе пещеру на склоне горы, недалеко от густого леса. В этой пещере он предавался слезным молитвам. Здесь он созерцал высшие обители неба и земли. Это место сохранено на века в память о святом.

В 1870 году над этим скитом была построена церковь, которую назвали в честь Саввы Сторожевского. Вскоре возле церкви возвели ансамбль монастырского Скита.

В предании сказано, что недалеко от скита звенигородского монаха находится целительный родник (источник). Говорят, что он был вызван молитвою Саввы Звенигородского. Этот родник бьет из недр земли.

Для того, чтобы добраться до этого источника нужно направляться вдоль стен Уточьей башни до Звонковой башни. Когда дойдете до ручейка, нужно перейти мостик и пройти по грунтовой дорожке по указателям. На месте источника находится деревянная часовенка и купель Саввы Сторожевского.

Говорят, что этот лечебный купель творит невероятные чудеса. Для того чтобы исцелиться душою и телом, нужно только окунуться в нем. Но многие утверждают, что он действует только на истинно верующих. Источник помогает только тем, кто непреклонен в своей вере и несет ее в своем сердце

Святой Савва Сторожевский — в чем помогает

К Преподобному монаху люди обращаются со всех уголков России и других стран СНГ.

  • Ему молятся, даже не зная, в чем он помогает;
  • Ему рассказывают о своих проблемах, и им становится легче;
  • Святой помогает всем своей незримой рукой;
  • Он направляет заблудшие души к Богу;
  • Святой обязательно ответит на праведную, искреннюю молитву.

Особенно сильная молитва к Преподобному 16 декабря. В этот день святого просят:

  • о праведности;
  • о укреплении веры;
  • о исцелении себя или близких;
  • о здравии;
  • о непорочности.

Икона Саввы Сторожевского

Икона звенигородского игумена выполнена в достаточно простом стиле. Ее основа положена на подвиги монаха и его служение Христу и Богородице. Даже на иконе Савва Сторожевский несет слово Божье в угоду Господу Иисусу Христу.

На этой иконе он изображен в монашеском одеянии. Поверх одеяния черная мантия. Эта мантия развернута и чем-то напоминает ангельские крылья. Цвет мантии — черный. Он символизирует совершенство отречения от суетного мира, покой и отказ от страстей.

Лик Святого обращен к молящемуся человеку. Так верующий человек лучше настраивается на духовный, внутренний диалог, как со святым, так и с Господом.

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому:

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Читать еще:  Антипасха в 2020 году — 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье

Смотрите видео о житие преподобного Саввы Сторожевского:

Преподобный Савва Сторожевский

Радонежские святые старцы оставили заметный след в истории православия. Одним из первых учеников святителя земли русской был Савва Сторожевский, жизнь которого имеет много общего с земным путём учителя.

Жизнеописание

Савва Сторожевской — один из любимых духовных детей преподобного Сергия Радонежского. Вся его земная жизнь была связана со служением Господу.

Ранние годы

О детстве и юности святителя Саввы отсутствуют достоверные сведения. Возможно, он происходил из богатой семьи смоленских бояр. Набожный юноша рано удалился от мирской жизни, обретя своё место в Троицкий обители.

Как и учитель, он вёл подвижническую жизнь, проводя время в молитве, праведном труде и посте. Его любили и прислушивались мудрым наставлениям и иноки, и миряне. Долгое время он являлся духовником троицкой братии.

Интересно: некоторое время считалось, что по благословению святителя Сергия Савва возглавлял общину Дубенского Успенского монастыря. Но современные исследования доказывают, что настоятелем этой обители являлся Савва Стромынский.

Зрелость

Когда Никон Радонежский, возглавивший Троицкую обитель после кончины основателя, уединился для отшельничества в своей келье, монастырская братия избрала своим главой общинного духовника. С 1392 по 1398 гг. он стоял во главе монашеской общины, основанной Сергием Радонежским.

В своей наставнической деятельности новый игумен равнялся на своего учителя, личным примером направляя братьев на праведный путь. Инок Савва являлся духовником не только своих братьев во Христе, но и звенигородского князя Юрия Дмитриевича, который начал близ своей вотчины на горе Сторожи небольшой деревянной церкви, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы.

Вокруг этого храма в конце XIV в. началось строительство монашеской обители, которую в 1398 г. возглавил духовный отец князя. Важную роль сыграли звенигородский князь и настоятель Троицкой обители в жизни святого иконописца Андрея Рублёва. Молодого инока пригласили для росписи главных храмов Троицкой и Рождественской обители, а также звенигородского Кремля.

С благословения праведного мужа были созданы образы звенигородского чина и «Троица», расположенная в иконостасе соборного храма Троицкой обители. Таким образом, старца считают духовным отцом талантливого иконописца. Савва возглавил обитель на горе Сторожи в глубокой старости, но несмотря на почтенный возраст, он проводил дни свои в праведных трудах, посте и молитве.

Для уединения престарелый монах выкопал у основания горы пещеру, в которой предавался долгим слезным молитвам. Земной путь преподобного Саввы Сторожевского завершился в третий день декабря 1406 г. Он был с почетом погребен в созданной им обители.

Почитание и память

После смерти звенигородского старца между наследниками Дмитрия Донского разразилась междоусобная война, в которой победу одержали сыновья Василия Дмитриевича. Победители постарались удалить из исторических хроник созидательную деятельность Юрия Звенигородского и его окружения.

Эта доля постигла и имя Саввы Сторожевского, который ещё во время земной жизни почитался монахами и мирянами как чудотворец и прорицатель. В течение 150 лет звенигородский старец почитался как местный святой. На первом Поместном соборе в 1547 г. митрополит Макарий предложил официально канонизировать основателя Сторожевского монастыря в преподобном лике.

Ещё через столетие по инициативе царя Алексея Михайловича были обретены мощи первого Сторожевского настоятеля. Этот правитель из рода Романовых оказывал мужской Саввиной обители особое покровительство. На деньги, выделяемые царской казной, произошла грандиозная перестройка монастырского комплекса, в результате которой обитель приобрела близкий к современному состоянию внешний вид.

Нетленные мощи святого старца, установленные в Рождественском храме, привлекали множество верующих людей. Богоборческая власть изъяла святыню. Основная часть была утеряна в хранилищах чекистов в доме на Лубянской площади. Но благодаря Божией помощи честная глава преподобного Саввы долгое время хранилась в семье Михаила Успенского, спрятавшему святыню в саду своего дачного участка.

В 1985 г. наследники Михаила Михайловича передали мощи преподобного Саввы наместнику столичного Данилова монастыря отцу Евлогию. В течение 10 лет святыня хранилась в алтарной части храма Вселенских соборов.

Важно! 23 августа 1998 г. прошло торжественное перенесение святых мощей в звенигородский Саввино-Сторожевской монастырь. Патриарх Алексий II провозгласил этот день праздником второго обретения и перенесения мощей преподобного старца.

Чудеса и явления

За праведную жизнь и смиренно служение Господь даровал святому Савве Сторожевскому дар прозрения и совершения чудес, совершаемые по усердной молитве.

К прижизненным чудесам относятся следующие события:

  1. За стенами Троицкой и Сторожевской обители до настоящего времени бьют источники, обладающие лечебными свойствами. Они появились по горячей молитве игумена Саввы. Вблизи этих ключей святой муж устроил уединенные скиты.
  2. В 1399 г. князь Юрий Дмитриевич перед походом земли волжских булгар пришёл к своему духовному отцу, прося о благословении и молитве за благополучный исход трудного похода. Старец, по милости Божией обладающий даром провидения, благословил воина и предсказал ему славную победу и скорое возвращение на родную землю. Русское войско под командованием звенигородского князя покорило множество городов и земель, распространяя в них православную веру.

После завершения земного пути святой муж продолжает помогать верующим людям и радеть за русскую землю перед Господом. В монастырской летописи звенигородской обители упоминается множество чудесных исцелений от физических и духовных недугов, произошедших по молитве преподобному мужу. Насельники монастыря несколько раз являлись свидетелями явления святого старца на монастырской территории.

С одним из таких явлений связано обретение святого образа основателя обители.

Однажды игумену Дионисию во сне явился седовласый инок, повелевший монаху написать его образ. Изумленный игумен спросил у старца как его зовут и услышал ответ, что явился ему Савва, основатель обители звенигородской. Утром Дионисий призвал старейшего инока обители, видевшего основателя живым, и попросил описать его. После ответа старого монаха у Дионисий не осталось сомнений, что именно преподобный Савва явился ему во сне.

Талантливый иконописец выполнил волю святого мужа и перенёс его лик на икону, которую поставили на могиле предстоятеля.

Являлся преподобный Савва Сторожевской и мирянам. В начале 1652 г. посетил звенигородскую обитель царь Алексей Михайлович. В один из дней он отправился на охоту. Сопровождающие монарха разбрелись по лесу, оставив правителя одного, и в этот момент на него вышел медведь. Огромный зверь наступал на царя, который молился, надеясь на помощь Господа.

В ответ на его молитву рядом возник старец в монашеской одежде, при появлении которого медведь отступил и ушёл в лес. Алексей Михайлович спросил старого человека как его зовут. Инок сказал, что имя его Савва, а домом его является Сторожевской монастырь.

Вернувшись с охоты, царь стал расспрашивать о монахе у монастырской братии, но никто не знал насельника с таким именем. И только увидев святой образ, работы Дионисия, царь понял, что избавил его от смерти преподобный Савва. После этого события Алексей Михайлович инициировал открытие захоронения праведника, в ходе которого обнаружились его нетленные мощи. Они были установлены в главном монастырском храме.

Множество чудес произошло по молитве у честных мощей звенигородского старца. Он не только помогал в людских несчастьях и болезнях, но и защищал свою обитель от врагов. Осенью 1812 г. в Звенигород пришёл отряд французских солдат под командованием генерала Евгения Богарне. Неприятели заняли кельи и постройки монастырской братии, разоряя и оскверняя храмы.

Однажды принцу явился старец в иноческих одеждах. Он грозно попросил генерала запретить солдатам бесчинствовать в монастыре и грабить святыни. Также монах предсказал, что, выполнив его просьбу, Богарне сохранит жизнь и Господь будет с ним во всех сражениях. Утром Евгений отослал почти весь отряд в Москву, а сам пошёл в храм, где увидел икону старца, обратившегося к нему в ночном видении. Принц опечатал Рождественский собор личной печатью и выставил около него личную охрану.

Интересно: Евгений Богарне благополучно вернулся из русского похода во Францию. В последующих наполеоновских войнах он ни разу не был ранен. Его потомки переселились в Россию и приняли православие.

Дни памяти

Основатель монастыря поминается Сторожевской монашеской общиной ежедневно, но наиболее торжественно отмечаются следующие даты:

  • преставление святого Саввы (3 декабря);
  • первое обретение мощей (19 января);
  • перенос честных мощей звенигородского игумена в новую сень (30 июля);
  • второе обретение мощей преподобного мужа (23 августа).

В эти дни в звенигородский монастырь прибывают множество паломников, которые просят святого мужа о помощи в исцелении душевных и физических недугов, об укреплении веры, о помощи в поиске работы.

Преподобный Савва Сторожевской — один из самых почитаемых русских святых предстоятелей. Его прижизненные деяния и посмертные чудеса оставили заметный след не только в душах православных людей, но и в истории православия и Российского государства.

Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский Чудотворец

Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Читать еще:  Ограничения на продажу пива — борьба с пьянством?

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя). Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к. его настоятелем в то время был другой Савва – Стромынский.

По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на «и») можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий.

Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация – Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок.

Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся. Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка, приводится на одной из страниц данного сайта. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

Преподобный Савва Сторожевский — и сегодня исцеления дающий

Помощь в оплате хостинга

В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря, любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как своего небесного покровителя — «молитвенника за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении столетий был «собственным государевым богомольем». Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее Михайловиче Романове, в царствование которого произошло первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В годы гонений на Православие эта обитель была закрыта, святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года, когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи вернулись в звенигородскую обитель. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского».

В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода. Он собирал сам первых братий, руководил строительством и росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной жизни.

Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года. «Много слез пролили братия, лишившись своего «кормника и учителя»; на погребение его собрались князья (был, без сомнения, и Юрий Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой Богородицы, им построенной…».

Читать еще:  Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви

Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547 году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со своей первой любимой супругой Анастасией Романовной. Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован. В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря

Маркелл составил житие прп. Саввы, собрав устные свидетельства о жизни и посмертных чудесах первого игумена звенигородской обители. )Чудесное заступничество прп. Саввы охраняло монастырь со дня его основания, особенно в Смутные времена, обрушившиеся на Русь в начале XVII века. Многие постройки и запасы обители были уничтожены тогда пожарами и грабежами. Но Саввино-Сторожевская обитель смогла выстоять. Молитва святого основателя сохранила монастырь во время всех испытаний.

Звенигородского чудотворца особо почитал Государь Алексей Михайлович Романов. При нём монастырь приобрёл статус Лавры, был обустроен новыми зданиями, стал загородной царской резиденцией и одной из богатейших обителей на Руси.

В древнем монастырском Рождественском соборе на правой стороне иконостаса под сенью бережно хранится святыня обители —св. мощи прп. Саввы Сторожевского. Они были обретены 19 января 1652 года.

С этим событием связана удивительная история: «Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующему в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому Царю. Царь Алексей Михайлович в декабре 1651 года ходил на охоту в окружающие обитель леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. У Государя не оказалось оружия и он, видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его появлением, зверь бежал от Царя. Спрошенный об имени старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к Царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро пришел в обитель и сам Царь Алексей Михайлович, и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет ни одного монаха именем Саввы. Тогда Царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам он», — писал историк И. В. Брандт.

Обители преп. Саввы была особенно дорога великокняжеская чета. На протяжении 1880—1890-х гг. они приезжали сюда довольно часто, иногда к ним присоединялся брат Великого князя Сергея — Павел Александрович. Приезжали в Звенигород они из усадьбы Ильинское, расположенной в 20 верстах от монастыря к западу от Москвы.

Связь с обителью Великой княгини не прервалась и после смерти её супруга. Елизавета Феодоровна оказала большую помощь городу и монастырю после разрушительного наводнения 1908 года.

Приближалось страшное время поругания святынь, гонения на Православие. В 1918 году христиане Звенигорода и окрестных селений в тревоге ожидали предстоящее вскрытие святых мощей прп. Саввы Сторожевского.

В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар. Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород организовать сельский совет с полномочиями Совета народных комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того, чтобы взять на учёт ценности обители. Разумеется, всем было ясно, что если большевики войдут в монастырь хозяевами, то лишат его главной святыни — мощей преп. Саввы.

15 мая комиссар Константин Макаров в сопровождении других «уполномоченных» явился в монастырь под предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он потребовал у наместника все ключи. Крестьяне шумно выражали недовольство происходящим. Ситуация становилась всё более бесконтрольной; началась драка, в которой Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть комиссара была нелёгкой. Страшно избитый, он был сброшен в мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через некоторое время снова приподнялся над водой, бросил последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал навзничь. Так местное предание приписывает Константину Макарову покаяние в последние минуты жизни.

Опомнившись, люди растерялись от такого поворота дел, — они шли защищать монастырь, не желая проливать кровь. После расправы над Макаровым и его приспешниками наиболее активные защитники обители двинулись в город для свержения власти советов. Но большевики действовали организованно, решительно и быстро. Срочно вызвали подкрепление из соседнего города Дедовска. Прибыл отряд красноармейцев, и в тот же день мятеж был подавлен. Многих защитников монастыря увезли в Москву, и их родные больше не получали от них никаких известий.

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты и святые мощи прп. Саввы Сторожевского.

Изъятие честных мощей преподобного осиротило Звенигородскую землю. Вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины св. Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придёт время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного напечатали даже в советских газетах тех лет как доказательство контрреволюционности монашества.

Но Бог поругаем не бывает. Преподобный Савва, по милости Божией, не оставил свою обитель, храня её и даруя исцеление, духовное утешение и благодатную помощь к радости и укреплению веры православных и недоумению и злобе властей века сего.

Чудом является уже то, что часть честных мощей преподобного сохранилась. Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца, которые в 20-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, а затем переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь совсем недавно стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню.

О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтёте нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события, произведшего на Успенского большое впечатление, он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (ныне — архиепископу Владимирскому и Суздальскому, а тогда — эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.

В 1995 году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Вновь в монастырских стенах возродилась православная служба, появились первые иноки и постоянные прихожане. Когда обитель праздновала своё 600-летие, святые мощи вернулись в родной дом. Это произошло в августе 1998 года.

В заключение процитирую слова из заметки, посвященной 250-летию обретения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Они написаны 100 лет назад, а кажется, что сейчас: «Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле Святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошёл и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, порежнему с верою ищущие помощи получают её и прославляют Бога и Его Угодника, Преподобнаго Савву».

Архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского монастыря

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector