0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ

КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ

Прп. Кирилл Белозерский, икона XVI века

Кирилл Белозерский (+ 1427), игумен, преподобный

В миру Косма, родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского.

Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора с именем Кирилл.

Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа.

Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симоново. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место».

В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом, поставил крест и выкопал землянку.

Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось. В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Кирилло-Белозерский монастырь.

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освещал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник». Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.

Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.

Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.

Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447-1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана, управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.

Сын состоятельных жителей Москвы, и племянник боярина при дворе Дмитрия Донского

XIV век – время, когда святыми становились самые образованные люди своего времени: ведь они могли читать священные тексты, жития и искренно вдохновляться жизнью первых христиан.

Так и Косма, будущий Кирилл, читая книги и посещая службы воспылал сердцем к тихой жизни подвижника. К тому времени он уже был сиротой и оставался на попечении своего родовитого дяди – боярина при дворе князя Дмитрия Донского.

Дядя, конечно, пророчил ему карьеру при дворе, ведь Косма был рассудительным, тихим, хозяйственным и умным юношей. Но случай изменил его намерения: их дом посетил преп. Стефан Махрищский и уговорил боярина отдать Косму в Симоновский монастырь

Постриг без пострига

Однажды, в доме Вельяминовых гостил Стефан – игумен Махрищского монастыря. Узнав, о пребывании в доме столь почтенного гостя, Косьма стал упрашивать его о постриге. Убедившись в том, что юноша действительно хочет стать воином Христовым, игумен, опасаясь гнева Тимофея Вельяминова, решил помочь Косьме, пойдя на хитрость. Он просто облачил юношу в иноческие одежды и без всякого пострижения нарек ему имя, Кирилл. А потом игумен пошел к Тимофею Васильевичу и сказал, что его приеемник пожелал принять иночество. Хозяин дома был в ярости, но игумен напомнил ему слова Христа, и Тимофей, образумившись, смирился с волей своего воспитанника.

Православные тексты

Святому Кириллу Белозерскому посвящен ряд молитвенных обращений разного типа. Эти тексты надлежит читать в памятные даты или если имеется просьба к преподобному. Молиться можно в храме или дома, келейно. Желательно отрешиться от всех мирских забот и сосредоточиться на молитве.

Тропарь

Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением твоим наставляемых, ихже и до конца, яко чадолюбивый отец, не оставил еси, посещая, да вси вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак

Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему, яко да святое твое успение празднующе, вопием: радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.

Молитва

О, священная главо, преподобне и Богоносне Отче Кирилле! Припадаем к тебе с верою и любовию, и просим тя, небеснаго Заступника нашего: яви велие милосердие твое нам, смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твои о нас.

общерусский святой, основатель Кирилло-Белозерского монастыря, † 1427 год, память 9/22 июня

Дата рождения: октябрь 1337 г.
Место рождения: Москва
Дата смерти: 09.06.1427
Место смерти: Кирилло-Белозерский монастырь

(Ок. 1337 г., Москва(?) – 9.06.1427, Кирилло-Белозерский монастырь)

Общерусский святой, основатель Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1997 г. исполнилось 600 лет со времени возникновения одного из самых известных в России памятников истории и культуры – Кирилло-Белозерского монастыря. Огромные суровые стены и башни монастыря многие столетия охраняют территорию, где вершили духовный подвиг создатели этого северного чуда.

Основные сведения о жизни и деятельности Кирилла содержит житие, написанное в начале второй половины XV в. выходцем с Афона Пахомием Сербом. Родился преподобный около 1337 г. и при рождении был наречен Козьмой. О родителях его почти ничего не известно. После их смерти опекуном его стал представитель одного из самых богатых и знатных московских родов Тимофей Вельяминов. Пахомий пишет, что Козьма приходился ему родственником. «Пережив отшествие к Господу своих родителей», Козьма «хотел облачиться в иноческие одежды, но никто не смел совершить его рукоположения из-за того вельможи». По достижении совершеннолетия Тимофей Вельяминов назначил Козьму казначеем своего имения, где тот приобрел некоторый административный опыт. Видимо, молодому человеку очень трудно жилось в неродном доме, а кроме того, должность казначея, хотя и была высокой, но все же относилась к категории слуг, поэтому он не оставлял мысли о пострижении в монахи. Козьме помог Стефан Махрищский – игумен монастыря в с.Махрищи, близ г.Александрова. Он определил Козьму в Симонов монастырь, где того и постригли под именем Кирилла. Было ему в тот период около 30 лет. Кирилл был отдан в послушание старцу Михаилу (будущий епископ Смоленский) и определен на работу в хлебню и поварню. Кроме того, ему поручали переписывать книги. Новый монах был замечен Сергием Радонежским, который при посещении монастыря первым делом шел в хлебню, чтобы побеседовать с Кириллом.

В Симонове монастыре Кирилл прожил около 30 лет и стал очень известен. Но его популярность за пределами монастыря, видимо, стала причиной ухудшения отношений с братией и руководством, поэтому он стал подумывать об уходе из данной обители. Однажды во время молитвы Кирилл услышал голос, говорящий ему: «Кирилле, иде на Белоозеро, и добрый покой обрящеши». И увидел свет за окном, нечто вроде панорамы с Белым озером, и место, «идеже и ныне монастырь стоит».

На Белоозеро Кирилл ушел с монахом того же Симонова монастыря Ферапонтом. Обоим было тогда около 60 лет. Путники обошли много мест, прежде чем Кирилл увидел с горы Мауры небольшой холм на берегу Сиверского озера, который ему очень понравился. Так в 1397 г. началось создание будущего Кирилло-Белозерского монастыря. «Место… где поселился Кирилл, находилось в глухом бору, в чаще, и не жил там никто из людей. Это был небольшой, но очень красивый холм, со всех сторон, словно стеною, окруженный водами». Ферапонт нашел себе место в 18 километрах отсюда, между Бородаевским и Паским озерами.

Вскоре к Кириллу присоединилось еще два монаха из Симонова монастыря – Зевезей и Дионисий. Следом за ними «начаша приходити к святому мнози отовсюду». К 1427 г. в монастыре было уже 53 человека. Начало быстро расти имущество обители. Всего сохранилось 25 грамот Кирилла, связанных с совершением земельных сделок. Крестьяне, конечно, несли повинности в пользу монастыря, но и монастырь поддерживал их в трудные годы. В монастыре велась переписка книг, неграмотных обучали чтению и письму. Рос монастырь, росла слава его создателя. Уважением к Кириллу прониклись сыновья Дмитрия Донского – Василий, Юрий и Андрей, с которыми он вел переписку.

На чем же основывался авторитет Кирилла? Прежде всего на мудрости и духовной силе. В тот жестокий и сложный век Кирилл показывал образцы работы над собой. В то время, когда господствовало право сильного, Кирилл призывал к милости и правде по отношению к слабым. Людям, которые пытались сделать ему зло, он не мстил, работал наравне со всеми братьями, но одежды и пищи получал меньше всех. Пахомий, прося в житии у усопшего Кирилла быть за него предстателем перед Богом, пишет: «Знаешь ведь нашу леность и уныние, знаешь, как природа наша легко поскальзывается и быстро устремляется ко злу». Кирилл не только исповедовал нравственные ценности, но и твердо, не позволяя себе ни малейшего послабления, следовал им. Не заискивал перед богатыми, был ровней с простолюдинами, а ведь он был из знатной семьи. В монастыре у себя он ввел общежительство, которое тогда вновь стало распространяться на Руси. Как пишет Пахомий, монахи работали «не как для себя, а словно для Бога», т. е. на совесть, и каждому доставалась лишь малая часть из заработанного – пища и одежда. Остальное все было общим. Общежительный устав Кирилло-Белозерского монастыря послужил образцом последующим обителям.

В своих посланиях князьям Кирилл пишет об ответственности носителей власти по отношению к своим подданным, призывает их судить праведно и честно, искоренять в княжеской администрации «мздоимство». По его мнению, власть должна быть нравственным образцом для простых людей.

Кирилл Белозерский известен и как древнерусский писатель: он автор трех посланий князьям – сыновьям Дмитрия Донского, нескольких купчих грамот и, возможно, нескольких духовно-поэтических текстов. В Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится подлинная, написанная на свитке духовная грамота (завещание) Кирилла. Свой монастырь этой грамотой Кирилл передал под покровительство великого князя Андрея Дмитриевича и под управление инока Иннокентия.

Кирилл был владельцем древнейшей дошедшей до нас русской личной библиотеки (12 книг: два Евангелия, Псалтирь, три Канонника, Лествица с Аввой Дорофеем, Святцы и четыре четьих сборника). В одном из сборников находятся диетические рекомендации на разные времена года, руководство по практической медицине.

В 1424 г. игумен Глушицкого монастыря Дионисий написал портрет Кирилла, благодаря чему мы теперь знаем, как выглядел знаменитый старец. Портрет этот хранится ныне в Третьяковской галерее.

Умер Кирилл 9 июня 1427 г. в возрасте 90 лет. Общерусское почитание святого началось в 1447–1448 гг. На свитке, который держит в руке преподобный Кирилл на своих изображениях, пишется последнее предсмертное слово его к братии: «Любовь имейте между собою!».

Жизнеописание Кирилла Белозерского, составленное Пахомием Сербом (Логофетом) в 1462–1463 гг., основано на подлинных рассказах учеников Кирилла – Кассиана и Мартиниана. В нем подробно говорится о молодости святого, о его родственниках – Тимофее и Ирине Вельяминовых, Стефане Махрищском и Сергии Радонежском и др. Духовный облик основателя Кирилло-Белозерского монастыря представлен зримо, колоритно и привлекательно.

Духовный заряд, данный Кириллом, был настолько велик, что из основанного им монастыря вышло впоследствии много замечательных подвижников. Из них самыми выдающимися были Нил Сорский, основатель на Руси скитского жития, и Корнилий Комельский, который в своей обители ввел общежительный устав Кирилла. Монастырская библиотека, богатая древними рукописями и книгами (до двух тысяч), стала настоящей сокровищницей для богословов и ученых исследователей старины.

Литература

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. – СПб.: Глаголъ, 1993.

Прохоров Г.М. Кирилл Белозерский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Вып. 2. – Часть 1. – Л., 1988. – С. 475–479.

Житие Кирилла Белозерского. Текст и словоуказатель. – СПб., 2000.

Из Послания Кирилла Белозерского к князю Андрею Дмитриевичу Можайскому:

«Господин князь Андрей, …людей, господин, своих смиряй дурные обычаи. Суды бы, господин, пусть судили праведно, как перед Богом справедливо. Клеветы, господин, пусть бы не было. И подметных, господин, писем тоже не было бы. Судьи бы взяток не брали, довольствовались бы своим жалованьем, потому что говорит Господь: «Да не оправдаешь нечестивого мзды ради, ни сильного, ни богатого не устыдись на суде, ни друга любви ради, ни нищего нищеты ради; ни сотворишь неправду на суде, ибо суд должен быть истинным; проклят всякий неправедно судящий»…

И ты, господин, следи внимательно, чтобы корчмы в твоей отчине не было, потому что, господин, великая от нее пагуба душам: христиане, господин, пропиваются, и души гибнут.

Также, господин, и поборов бы у тебя не было…

Также, господин, и разбоя и воровства в твоей отчине пусть бы не было. И если не уймутся преступники делать свое злое дело, то ты вели их наказывать своим наказанием, – чего будут достойны.

Также, господин, унимай подвластных тебе людей от скверных слов и от ругани, потому что все это прогневляет Бога. И если, господин, не постараешься ты все это исправить, то все это Он на тебе взыщет, потому что властителем над своими людьми ты от Бога поставлен.

А христианам, господин, не ленись управу давать сам: то, господин, выше тебе от Бога вменится и молитвы и поста.

А от упивания вы бы воздерживались, и милостыню по мере силы давали, потому что, господин, поститься вы не можете, а молиться ленитесь: так вместо этого вам милостыня ваш недостаток восполнит…».

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». —
Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — 568 с. — ISBN 5-87822-271-X


«Великая государева крепость» Кирилло-Белозерский монастырь — крупнейший в Европе. Здесь на территории в 12 га стоит 11 каменных церквей XV-XVIII веков. Он состоит из трёх частей — Большого Успенского и Малого Ивановского монастырей, а также Нового города. Все деревянные строения и стены обители сгорели в страшном пожаре 1557 года. К 1600 году были построены мощнейшие каменные стены с башнями и укреплениями. Благодаря им город и монастырь устояли во время польско-литовского нашествия. Западная часть обители — это Большой Успенский монастырь. Здесь до сих пор в два яруса стоят каменные стены (до 5,2 метра высоты и до 1,5 метров толщины). Имеются две надвратные церкви и четыре угловые башни: Свиточная, Грановитая, Мереженная и Круглая. Первоначально башни достигали 15 метров высоты и имели по 60 амбразур. Полностью в изначальном виде сохранилась только Свиточная башня. Остальные перестраивались.

С юга к Большому Успенскому примыкает Малый Ивановский монастырь. Стены здесь ниже (до 4 метров) и тоньше — всего метр. Когда-то тут было 4 башни, но сохранилась лишь одна — Котельная (Глухая), выходящая к озеру. С 1654 по 1680 годы вокруг монастыря было построено еще одно оборонительное полукольцо — высокие стены Нового города длиной почти 2 километра, высотой до 11 и толщиной до 7 метров. Самая высокая башня — Московская (40 метров).

Главная достопримечательность Кирилло-Белозерского монастыря — Успенский собор. Первое небольшое деревянное здание Успенского собора было построено в 1397 году. Через 100 лет обветшавшую церковь заменила новая. Она была тоже деревянная, «украшенная иконами и иными красотами». Но и она сгорела во второй половине XV века. Успенский собор, который мы можем видеть сейчас, — одно из первых каменных зданий в Белозерье. Он построен в 1497 году артелью ростовских мастеров, правда, с тех пор неоднократно подвергался перестройкам и реставрациям. Самое ценное и в духовном, и в художественном смысле в Успенском соборе — это иконы 1495-1497 годов. Они написаны мастерами ведущих школ живописи Руси. Сам собор расписал в 1641 иконописец Любим Агеев, который, к слову, вернувшись из Кириллова, расписал Успенский собор Московского Кремля.

В храме Иоанна Лествичника и храме Преображения сохранились иконостасы XVI века, выполненные местными мастерами. А в храме Иоанна Предтечи — иконостас XVIII века.

Интересна прогулка по галереям крепостных стен. Их длина — почти два километра. Знатоки рекомендуют обойти монастырь по периметру с внешней стороны. Самая высокая башня монастыря — Ферапонтовская или Московская. Её высота — около 40 метров со шпилем, а стоит она при входе в лавру. Потрясающе смотрятся Глухая (Котельная) башня XVI века и стоящая рядом Кузнечная башня XVII века.

Свиточная башня — единственная башня старой ограды, которая сохранилась полностью. Здесь чудом уцелел даже деревянный шатер. На первом ярусе Вологодской башни располагается выставка «Великая государева крепость». Здесь можно узнать об основных этапах строительства крепости и о событиях военной истории Кирилло-Белозерского монастыря.

Новый и Старый города соединяют Святые ворота 1524 года — старейший элемент укреплений монастыря. Они состоят из двух арочных проездов разного размера. Надвратная церковь построена в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного.

Действующие храмы: в честь Сергия Радонежского (службы только летом) и в честь Кирилла Белозерского (службы круглый год).

Читать еще:  Акафист перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица»
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector