0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИУСТИН (ПОПОВИЧ)

ИУСТИН (ПОПОВИЧ)

Прп. Иустин (Попович)

Иустин (Попович) (1894 — 1979), архимандрит Челийский, преподобный

В миру Благое Попович, родился 25 марта 1894 года в местечке Вранье, Южная Сербия, в многодетной семье Спиридона и Анастасии Попович. В семи поколениях семьи Попович были священники, вплоть до его деда — отца Алексия. Маленьким мальчиком Благое часто ездил с родителями в Пчиньский монастырь к мощам святого Прохора, чудотворца Пчиньского, подле которых его мать чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни.

В свои школьные годы Благое усердно читал Евангелие и старался жить по нему. Окончив школу он поступил в духовную семинарию святого Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Он проучился там с 1905 по 1914 год.

Во время Первой мировой войны был санитаром и пережил отступление сербской армии в Албанию.

1 января 1916 года он был пострижен в монашество с именем в честь святого Иустина, мученика и философа. С группой молодых одаренных семинаристов он был направлен из Скадара в Санкт-Петербург продолжать учебу в духовной академии, откуда вскоре, из-за начавшейся революционной смуты, перешел на богословский факультет в Оксфорд.

По окончании учебы и войны вернулся в Белград.

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха сербским первосвятителем Димитрием, и начал преподавать в семинарии в Сремских Карловцах. Здесь он познакомился с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким). Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Он преподавал, окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет, но при этом мечтал об уходе на Афон.

Вскоре он отбыл в Грецию, где в 1926 году [1] он защитил в Афинском университете докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания» [2]. По возвращении в Сремские Карловцы отец Иустин начал издавать журнал «Христианская жизнь», в котором регулярно по частям печатал свое исследование «Философия и религия Ф. М. Достоевского», написанное под влиянием митрополита Киевского Антония. Вскоре из Карловацкой семинарии он был переведен в Призренскую.

С конца 1930 года был направлен миссионером к возвращавшимся к Православию русинам в прикарпатских городах — Ужгороде, Хусте, Мукачеве и других. Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее.

С августа 1932 года отец Иустин — преподаватель Битольской семинарии. Вскоре вышел первый том его труда — «Догматики» («Православная философия истины»). Спустя два года он был избран доцент богословского факультета в Белграде, профессором догматического и сравнительного богословия.

В 1938 году отец Иустин вместе с другими сербскими мыслителями он основал Сербское философское общество.

В 1946 году по указке новых безбожных властей отец Иустин был уволен с богословского факультета и некоторое время провел в тюрьме. По выходе на свободу он некоторое время скитался из монастыря в монастырь.

Прп. Иустин Челийский

Наконец, с мая 1948 года он обосновался в монастыре Челие близ Вальева, где стал духовником и подвизался до кончины. Здесь он много времени посвятил писательскому труду, богословским изысканиям, переводческой и издательской деятельности, при содействии своих учеников и будущих видных архиереев Сербской Церкви — иеромонахов Амфилохия (Радовича), Афанасия (Евтича) и Артемия (Радосавлевича). Архимандрит Иустин, свободно владевший кроме родного сербского еще русским, греческим, английским и немецким, много потрудился в качестве патролога, агиографа и догматиста. Его труды, доступные современному читателю, думающему о вечности и ищущему смысл жизни, опираются на учение великий святых отцов Церкви и вошли в сокровищницу православной литературы.

Автор многочисленных духовных произведений, святой Иустин был выдающимся подвижником и исповедником Сербской Православной Церкви. Из-за его противостояния экуменизму «опала» в Челийской обители не прекратилась до конца его земной жизни.

Своим наследникам в монастыре он оставил завещание опубликовать его труды, с тем чтобы чистый доход шел в фонд святого Иоанна Златоуста, с целью, по возможности, возведения в Челийской обители храма во имя святого Саввы Сербского с южным приделом во имя мученика Иустина Философа и северным приделом во имя преподобной Марии Египетской.

Скончался в праздник Благовещения, 7 апреля, 1979 года в Челийской обители. Был погребен у южной стороны алтаря монастырского храма. По его указанию, надгробным украшением служил лишь каменный крест и цветы.

Прп. Иустин Челийский. Икона

преподобный Иустин (Попович)

Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

Архимандрит Иустин (в миру Благое Попович;т25 марта (6 апреля) 1894 — 25 марта (7 апреля) 1978) — священнослужитель Сербской Православной Церкви, доктор богословия, архимандрит. Прославлен в 2010 году в лике преподобных.

Родился 6 апреля 1894 года в Варне в семье священника. В честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы при крещении был наречён именем Благое. В 1905—1914 годы обучался в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде.

1 января 1916 года принял монашеский постриг с именем Иустин в честь священномученика Иустина Философа. После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии. В июне 1916 года Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет (обучался в нём до 1919 года). Из Англии отправился в Афины, где на Богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому» (защитил её в 1926 году). С 1921 года преподавал в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха. В 1930 году был назначен помощником епископа Битольского Иосифа, начал миссионерскую деятельность в закарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве). Был кандидатом в епископы возрождённой Мукачевской епархии, но отказался. С 1932 года профессор Битольской семинарии, преподавал догматическое богословие. В 1934 году стал доцентом догматического богословия Белградского университета. Стал одним из основателей, созданного в 1938 году Сербского философского общества.

В мае 1948 года стал духовником женского монастыря Челие близ Валево, где прожил до конца своих дней. Отец Иустин скончался в 1978 году в праздник Благовещения, был погребён в монастыре Челие. В 2010 году канонизирован Сербской православной церковью.

Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

Преподобный Иустин родился 6 апреля 1894 года в городе Вране Королевства Сербии. День рождения совпал с Благовещением Пресвятой Богородицы, поэтому отец-священник назвал ребенка Благое (благовеститель).

Мальчик воспитывался в благочестивом духе, часто бывал в монастыре Прохора Пчиньского на богослужениях. В 14 лет Благое Попович соединил почитание святых с чтением Священного Писания и всю жизнь ежедневно прочитывал три главы Нового Завета.

Образование Преподобный Иустин получил в Белградской Семинарии Саввы Сербского. Там с 1905 года юноша изучал литературу, философию. Наставники отмечали особую любовь к богословию, литературный талант ученика, который непрестанно молился Иоанну Златоусту, мечтая повторить его подвиги, стать монахом.

После учебы Благое попал на войну. В конце 1914 года заболел тифом, затем вместе с сербской армией дошел через Черногорию до Албании. Ужасы военного времени, испытания голодом, болезнью, холодом укрепили решение о монашестве.

Ночью 1 января 1916 года юноша принял монашеский постриг. Основой богословия отец Иустин выбрал смиренномудрие, соединение молитвой мысли, чувства, созерцания. По примеру Иоанна Златоуста он считал, что Христос — не просто историческая личность, а Спаситель мира, Богочеловек.

Через месяц с группой молодых богословов отправился в Петроградскую духовную академию. Из-за военного времени быстро перебрался из Санкт-Петербурга в Англию, но успел полюбить православную Россию, познакомился с русскими святынями. Отец Иустин познал, что подвиг святителей основан на душе народа, а истинное Православие заключается в стяжании Духа. Эти откровения выражались созданными молитвами , богословскими трудами.

Переехав в Афины в 1919 году, убедился, что отчуждение от Бога, декларируемое западной цивилизацией, является тупиковым развитием, еще больше уверился в правильности православного Божественного гуманизма.

Вернулся на родину, с 1921 года преподавал слушателям семинарии Сремских Карловцев догматическое богословие, Священное Новозаветное Писание, патрологию. Был рукоположен во иеромонаха, начал миссионерское служение по Закарпатью.

Решением Священного Синода Церкви Сербии с 1930 года стал помощником епископа Иосифа Битольского, создавал православные приходы в Чехословакии, оказывал помощь словацким христианам. Синод рассматривал вопрос о хиротонии во епископа, но Иустин отказался от сана, сказав, что не готов отвечать за чужие души перед Богом, не познав свою.

В 30-е годы написал «Догматику», стал профессором семинарии, затем доцентом Богословского факультета Белградского университета. Был одним из создателей Сербского философского общества.

Роль учителя видел в учении вечной жизни, поэтому давал студентам не только знания, но и мысли о поиске Царствия Небесного. Его позицией были слова Григория Богослова, что нужно сначала самому очиститься, стать мудрым, приблизиться к Богу, а только потом обучать этому других.

Перед Второй Мировой войной архимандрит открыто вещал о евангельской вере. Когда Ватикан решил сделать государственной религией Югославии католицизм, словом защищал дело Православия. Христос отметил своего служителя, явившись ему перед военными действиями с вестью о страшных испытаниях.

Немецкое вторжение повлекло закрытие факультета богословия. Иустин жил в монастырях, работал над переводами трудов отцов Церкви, создал «Житие Святых ».

После прихода к власти коммунистов, преподобного Иустина арестовали как врага народа, но заступничество патриарха Гавриила помогло избежать смертельного приговора. С 1948 года святой служил наставником женского монастыря Челие. Власть следила за ним: вызывала на допросы, не допускала к участию в важных Церковных событиях.

Годы изгнания стали для богослова духовным восхождением, жизнью из постов, молитв , Божественных литургий. Чтобы богослужение было понятным для народа, перевел множество церковных текстов на современный язык.

К святому исповеднику всегда шли люди за советами и поддержкой. Все, кто общался с ним, отмечали, что он живет для Бога и защиты единства Православия.

В 60-е началось отрицание единства Христовой Церкви, и преподобный Иустин вновь стал глашатаем совести, чтобы показать опасность этого течения. К тому времени условия изоляции смягчились, его пригласили на факультет, но святой отказался, призвав поддерживать церковное единство, подчеркивая, что универсальное лекарство для спасения — покаяние.

Почил богослов после недолгой болезни в 1979 году в день празднования Благовещения. Погребен в монастыре Челие.

В лике п реподобных канонизирован 29 апреля 2010 года. День памяти отмечается 7 апреля.

Широко известен архимандрит Иустин фундаментальными работами:

1. «Житие святых ». Энциклопедия из 12 томов повествует о Христовых подвижниках. Каждая книга содержит описание святых , чья память совершается в одном месяце. Истории сопровождаются фотографиями икон, монастырей. Тома завершаются алфавитным указателем имен.

2. «Догматики Православной церкви». Трехтомник указывает на то, что людям открыты вечные истины Бога. Их живым воплощением являются святые . Через обращения к ним христиане становятся едиными с Господом.

14 июня — День памяти преп. Иустина Поповича (1979)

141 июня — День памяти прп. Иустина Поповича, Челийского (1979). (Серб.)

Архимандрит Иустин (в миру Благое Попович ) (1894-1979) – один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века. Священнослужитель Сербской Православной Церкви, доктор богословия, архимандрит. Прославлен в 2010 году в лике преподобных.

Родился 6 апреля 1894 года в Варне в семье священника. В честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы при крещении был наречён именем Благое. В 1905—1914 годы обучался в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде.

1 января 1916 года принял монашеский постриг с именем Иустин в честь священномученика Иустина Философа. После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии. В июне 1916 года Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет (обучался в нём до 1919 года). Из Англии отправился в Афины, где на Богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому» (защитил её в 1926 году). С 1921 года преподавал в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха. В 1930 году был назначен помощником епископа Битольского Иосифа, начал миссионерскую деятельность в закарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве). Был кандидатом в епископы возрождённой Мукачевской епархии, но отказался. С 1932 года профессор Битольской семинарии, преподавал догматическое богословие. В 1934 году стал доцентом догматического богословия Белградского университета. Стал одним из основателей, созданного в 1938 году Сербского философского общества.
В мае 1948 года стал духовником женского монастыря Челие близ Валево, где прожил до конца своих дней. Преставился ко Господу, как и родился, в праздник Благовещения в 1979 году, был погребён в монастыре Челие.

В 2010 году канонизирован Сербской православной церковью.

Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

? Избранные цитаты из творений преподобного Иустина Поповича.
1. О любви.
Любовь – это единственное равенство, возможное на земле: равенство человека с человеком, человека с лилией; воробья с человеком; равенство всего со всем, всего на земле со всем, что на небе; равенство всеобщее, ибо оно на Боге основано, а Бог един на небе и на земле, в лилии и в человеке. Богом мы равны через любовь.

2. Страдание оправдывается Воскресением.
Страдание – это отрицание жизни, отрицание смысла; страдание отрицает жизнь, человека, – так говорят все Петровы ученики, не ведующие воскресения (ср.:Мф.16:22). Достоевский в страдании видит утверждение, самое глубокое, человеческое – жизни. Оправдание жизни. («В пытке корчусь, но я есмь»). Оправдание страдания возможно только воскресением; воскресение – единственное око, провидящее тайну смерти; вхождение в вечность. Как возможно оправдание страдания для тех, которые завершаются гробом, не идут далее, все сливаются в него?

3. О действии греха.
Грех? – Человек захотел и попытался стать с помощью дьявола Богом. Обманул самого себя: сознательно оставаясь на богоустановленной цели – обожение, становление богочеловеком, он практически стал причастен дьяволу, дьяволочеловеком – внес в себя силу смерти, соделывающую дьяволом. Отсюда распад человеческой личности: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30)

4. Целостный человек.
Это человек слившейся с целомудрием, стяжавший и хранящий целостность и здравость ума. «Исцели душу мою, яко согреших Тебе»: грех разбивает, рассеивает душу, личность человеческую. Только удалением греха из души человек «исцеляется», становится целым, самим собой, целостным. Отсюда – только безгрешным Богочеловеком человек совершенно целостен. И все Им исцелены; церковь – врачебница. Весь смысл Богочеловеческого домостроительства спасения – это восставить целостность личности человека, которую он имел до падения. Средства – церковь, святые таинства и все, что в ней. Об этом целостном, полноценном человеке говорит и святой апостол Иаков:«Чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:4). (Во время последней войны).

5. Блаженны нищие Духом.
По духу святых отцов: нищета духа потому блаженство, что она постоянно жаждет обогатиться и непрестанно обогащается Духом Святым, а Дух Святой и есть Царство Небесное; богоподобная природа духа человеческого по самой своей природе устремлена к Богу, алчет и жаждет Святого Духа, поэтому жизнь христианина – это не что иное, как непрестанный день Святого Духа. Нищий духом богатится Духом Святым. – Как? – С помощью святых тайн и святых добродетелей.

6. Бессмертность.
У нас, христиан, все вечно: вечна душа, вечно и тело – Воскресение Господа Иисуса Христа это являет и доказывает. Вечно наше добро, вечно и наше зло: свидетельство и доказательство сему – богатый и Лазарь. Все у нас бессмертно, и мы бессмертны – все христиане, а прежде всего монахи. Кто такой монах? Он – не имеющий смерти на земле: живет только бессмертным и вечным, ради бессмертного и вечного.

?Из размышлений преподобного на тему: «Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых»»
Вера в Господа Христа соединяет человека с вечным Господом, Который по мере веры человека разливает в душе его вечную жизнь, и он ощущает и сознает себя вечным. Притом тем больше, чем больше человек живет по той вере, которая ему постепенно освящает благодатными божественными силами душу, сердце, совесть, все существо. Соразмерно вере человека растет и освящение естества человека. И чем святее человек, тем в нем все сильнее и живее становится и ощущение личного бессмертия, и сознание своей вечности, и вечности каждого [человека]. Действительно, настоящая жизнь человека начинается его верой в Господа Христа, которая всю душу, все сердце, весь ум, всю крепость его предает Господу Христу, и Он их постепенно освящает, преображает, обожает. И через это освящение разливает по нему благодатные силы божественные, которые дают ему всемогущее ощущение и сознание личного бессмертия и личной вечности. В самом деле: наша жизнь настолько есть жизнь, насколько она во Христе. А насколько она во Христе, она показывает своей святостью: чем святее жизнь, тем она более бессмертна и вечна. Противоположна этому смерть. Что такое смерть? Смерть это созревший грех; а созревший грех есть отъединенность от Бога, в Котором единственно жизнь и источник жизни.
(По материалам сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)

Тропарь преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 8
Православия сладость, нектар премудрости, отче преподобне, излиял еси в сердца верных яко богатство: житием своим и учением показался еси живая книга Духа, Иустине Богомудре, моли Христа Бога Логоса да оло́госит тя почитающих.

Кондак преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 4:
Яко Божественную лествицу обретохом Иустине преподобне, твоя Боженственная поучения, к небеси ны возводящия, якоже учил еси, житием вообразил еси. Тем ти зовем: радуйся, православный философе Истины.

Преподобный Иустин Челийский

Преподобный Иустин (Попович), Челийский — великий сербский святой XX века, знаменитый православный философ и богослов.

Показать полностью.
Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года. Рожденный в праздник Благовещения, получил имя Благое. В 1905-1914 годах Благое Попович учился в Семинарии святого Саввы Сербского в Белграде. В годы обучения юношу особенно интересовали вопросы современной литературы и философии. Наибольшее внимание привлекали произведения Ф. М. Достоевского, о котором он написал впоследствии два исследования: «Философия и религия Ф. М. Достоевского» и «Достоевский о Европе и славянстве».

В 1916 году Благое Попович принял монашеский постриг с именем Иустин, в честь священномученика Иустина Философа († 166; память 1 июня). Вскоре после пострига по благословению Митрополита Сербского Димитрия (впоследствии Святейший Патриарх Сербский) отец Иустин отправился в Петербург, где поступил в Духовную академию.

В июне 1916 года отец Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет. Он учился здесь до 1919 года, затем возвратился на родину. В том же году отправился в Афины, где до 1921 года работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому», которую успешно защитил в 1926 году в Афинах (часть диссертации была впоследствии издана в журнале «Богословие, правда и жизнь», Афины, 1962. С. 153-175). С 1921 года отец Иустин преподает в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию. В 1922 году он был рукоположен во иеромонаха.

В 1930 году Священный Синод Сербской Православной Церкви назначил отца Иустина помощником епископа Битольского Иосифа. Совместной задачей Владыки Иосифа и его помощника стала организация православных приходов в Чехословакии, особенно в области Прешова и так называемой Карпатороссии, где в то время началось возвращение униатов в лоно Православия. Этому действительно трудному, но богоугодному делу отец Иустин отдал много сил. Помощи искали сами словацкие христиане. Поэтому Преосвященный Иосиф просил Священный Синод о хиротонии отца Иустина во епископа восстановленной Мукачевской епархии в Закарпатье. Но отец Иустин отказался от епископского сана.

В 1932 году отец Иустин возвращается из Чехословакии и начинает работу над первым томом «Догматики», который был опубликован в том же году. Затем он становится профессором Духовной семинарии в Сремских Карловцах. Через два года Священный Синод назначает его доцентом Богословского факультета университета в Белграде. В 1935 году отец Иустин опубликовал второй том своей «Догматики», в котором излагает православное учение о Богочеловеке и Его деле (христология и сотериология). Вместе с другими выдающимися представителями сербской духовной культуры отец Иустин участвует в те же годы в основании Сербского философского общества.

В 1948 году отец Иустин был назначен духовником женского монастыря Челье. Здесь он оставался до конца жизни, посвящая время молитве, богомыслию, научно-богословской и переводческой деятельности.

Скончался отец Иустин, как и родился, в праздник Благовещения в 1979 году. В 2010 г. канонизирован Сербской Православной Церковью.

(ко дню памяти Св. преп. Иоанна Кронштадтского)

Человек всегда – вечное существо, хочет он этого или нет. Сквозь все принадлежащее ему струится некая загадочная вечность. Когда он делает добро, какое бы то ни было добро, человек вечен, потому что любое добро своим самым внутренним нервом связано с вечным Божественным Добром. И когда он делает зло, какое бы то ни было зло, человек и тогда вечен, ибо всякое зло своей таинственной сущностью связано с вечным дьявольским злом.

Преподобный отец Иоанн Кронштадтский – это райский выход для русской души из всех ее трудностей. И не только для русской, но и для всякой души, для всякой человеческой души вообще. Есть ли такая проблема – русская, сербская, человеческая – которая не нашла бы в нем своего райского, своего окончательного, своего вечного решения? Есть ли такая трудная и трагическая мысль, которая не нашла бы в нем своего райского продолжения, углубления, обессмертчивания? Есть ли такое мучительное и тяжкое чувство, которое не нашло бы в нем своего райского преображения, просветления, освежения?
Вопрос, горький вопрос нашей хаотической современности: как русская душа может возвратить свой утраченный рай? – Только одним: если русская душа со всеми своими болями, проблемами, бедами, ранами поверит и предастся Кронштадтскому апостолу, отцу Иоанну, чтобы он провел ее через хаос современности и вывел в вечность Христовой истины и правды. То, что действительно для русской, действительно и для сербской души: только ведомые Святыми, они могут спастись от ада и войти в рай вечной жизни Христовой. Действительно, душа восстанавливает в себе рай, общаясь со Святыми и живя в молитвенном единении с ними. Потому что Святые вытесняют из нее грехи, пороки и страсти, которые делают душу адом, и исполняют ее божественной истиной, любовью и правдой, тем самым превращая ее в рай.
Вся жизнь и деятельность святого подвижника Кронштадтского показывает нам и учит нас, как человек создает рай в себе и в мире вокруг себя, и уничтожает ад в себе и в мире вокруг себя. Если бы мы захотели свести евангелие святого Иоанна Кронштадтского к одной мысли, она бы гласила: грехами и пороками человек создает свой вечный ад, а евангельскими добродетелями создает свой вечный рай.

Читать еще:  Загадки Тунгусского метеорита: факты и гипотезы
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector