0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преподобный Иосиф Волоцкий: утраченная тонкость

Преподобный Иосиф Волоцкий: утраченная тонкость

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Много лет назад один крупный ученый бросил ироничную фразу про эпос древних скандинавов: «О нем написано очень много. Тем не менее, кое-что о нем все еще известно».

К несчастью, о святом Иосифе Волоцком можно сказать ровно то же самое. Для современного образованного человека это странная фигура. О нем написаны горы книг и статей. В нашей публицистике, особенно политизированной, создан устойчивый образ этого человека, давно затмивший истинные черты его личности. Вокруг фантома без конца полемизирует, не замечая… как далек от предмета споров «оригинал». Для одной группы спорщиков преподобный Иосиф — зачинатель «садически жестокой» традиции в истории нашей Церкви, русский инквизитор в колпаке с прорезями для глаз, сторонник безудержного обогащения духовной власти и раболепный прислужник власти светской. Иначе говоря, ходячий кошмар. Для другой — это истинно-русский патриот, верный слуга престола, идейный вдохновитель славной опричнины и суровый борец за чистоту веры. Другими словами, образец нравственного совершенства.

Преподобного Иосифа как будто «растащили на клипы». Упростили. Сделали понятнее…

И убили, таким образом, всю многозначность этой фигуры. А ведь он был тонким мыслителем, человеком сложной душевной организации, блистательным интеллектуалом. Что же касается отношений этого духовными пастыря со светскими властями, то они никогда не носили признаков раболепия, более того, вообще не были ровными и благополучными. Ему не раз приходилось испытывать тяжелые удары со стороны светских правителей.

Наша интеллигенция склонна ставить Иосифу Волоцкому в вину, во-первых, исходящую от него апологию церковного «стяжательства» и, во-вторых, гонения на еретиков-«жидовствующих».

Как понимал «стяжание церковное» сам святой Иосиф? Он вовсе не стремился сделать богатыми иноков, священников и архиереев. Но большие монастыри, да и Церковь в целом — да, должны обладать значительным доходом, ибо только так у Церкви появляется надежный источник для строительства храмов, для наполнения их богослужебной утварью, для милостыни. Обобщая — только так можно поддержать их самостоятельность, их независимость от воли «сильных людей».

Его собственная обитель жила по строжайшему уставу, он сам ходил в ветхой рясе. Во время голода иноки раздавали все свои припасы окрестным жителям и даже покупали для них хлеб на монастырские деньги.

Перу святого Иосифа принадлежит полемический сборник — «Книга на новгородских еретиков» или, иначе «Просветитель». «Слова» (отдельные поучения), составившие этот сборник, он создавал в то время, когда еретикам покровительствовал сам великий князь московский, они были в силе, их боялись. И правитель русский склонялся к мысли воспользоваться их помощью, чтобы «разъяснить» Русскую церковь, как Шариков — чучело совы в «Собачьем сердце». Иначе говоря, отобрать земли, уничтожить старинную самостоятельность, упростить и подчинить своему контролю. Высокопоставленные еретики занимали важные посты в духовной и светской иерархии, пользовались большой властью. Их действия вели к разрушению церковного организма и тотальному искажению веры. Противники «жидовствующих» претерпели немало бед. Защищая свою Церковь от этого недуга, преподобный Иосиф многим рисковал. Шла борьба, обе стороны дрались отчаянно…

Талант полемиста, коим в полной мере обладал Иосиф Волоцкий, сыграл очень важную роль в победе над ересью. Он требовал самых жестких мер, включая смертную казнь. Здесь преподобный Иосиф следовал древней византийской традиции.

Зададимся вопросом: можно ли было поступить иначе? Виднейшие деятели Церкви колебались на этот счет. Русская политическая культура тогда была более мягкой, чем византийская и западноевропейская. В Московском государстве до Ивана Грозного вообще не устраивали массовых репрессий. «Огненная казнь» для еретиков выглядела на Руси устрашающей «новиной»… Преподобный Иосиф требовал самого сурового отношения к ним, поскольку нарыв зрел на протяжении многих лет, и прочие, традиционные для нашей Церкви методы, — полемика, увещевания, отправка в дальние обители на покаяние — давно были исчерпаны, не дав результата. Нападки «жидовствующих» на Церковь и веру возобновлялись вновь и вновь. Трудно сказать, удалось бы с ними справиться иным способом.

В 1504 году русская столица озарилась кострами, на которых пылали вожди «жидовствующих». В огонь попало лишь девять человек. Подавляющее большинство избегло костра: их отправили в отдаленные монастыри на покаяние. Стоит ли напоминать, что прими обстоятельства иной оборот, и преподобный Иосиф сам мог оказаться и на костре, и в дальней ссылке?

Для нашего времени та эпоха не должна служить образцом. Жестокое наказание обрушилось на еретиков лишь тогда, когда Церковь оказалась на краю гибели. Позднее такое случилось лишь однажды — во времена гонений от соввласти, при «обновленцах»… Сейчас Русская Православная Церковь избавлена от столь мучительных степеней страдания. Да и мир наш стал мягче, легче в нем следовать заповеди Господней «не убий».

Преподобный Иосиф не напрасно стяжал славу столпа русского иночества. Он никогда ничего не искал для себя лично. Ни богатства, ни славы, ни положения придворного священника. Он говорил и действовал, защищая веру свою, Церковь свою, да монашескую братию в своей обители. Он был истинным монахом, презревшим все блага мира сего ради Христа. Общерусское почитание его установилось в 1589 году. Преподобного Иосифа канонизировали как образцового инока, обличителя ересей и великого чудотворца.

Читайте также:

Иосифляне, нестяжатели и ИНН

На заставке Иосифо-Волоцкий монастырь (фрагмент фото). Автор: FontCity — собственная работа, CC BY-SA 4.0

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель «иосифлянства»,обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Иосифля́не — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Иван Санин, будущий преподобный Иосиф Волоцкий, происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Отец его владел селом Язвище в Волоцком княжестве. 7-летним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году — все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.

Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии.

В 20 лет в Боровском монастыре, обители Пафнутия Боровского, Иоанн принял монашеский постриг с именем Иосиф. Монашеский постриг приняли и три его родных брата и два племянника, а двое из них впоследствии стали епископами. Под руководством Пафнутия Боровского он прожил 18 лет. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

В 1477 году, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители в течение двух лет был Иосиф Волоцкий. Он пытался ввести строгий общежительный устав, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей, но встретив сильный отпор со стороны иноков, в 1479 году оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного. Недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, Иосиф вернулся в свою обитель. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя московского Ивана III другого игумена, но тот отказал. Встретив прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав, Иосиф основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как Иосифо-Волоцкий монастырь .

Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им «Уставу», которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.

Читать еще:  Святая мученица Татиана — 25 января день памяти: житие, икона, молитва

Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений.

Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек.

Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. На рубеже XV–XVI вв. Иосиф Волоцкий принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Он возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью «жидовствующих» , пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.

Е́ресь жидо́вствующих — православно-церковное идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы. Основателем считается иудейский проповедник Схария (Захария) , прибывший в Новгород в 1470 году со свитой Литовского князя Михаила Олельковича. «Жидовствующими» называли «субботников», соблюдавших все ветхозаветные предписания и ожидавших пришествия Мессии. Этнически субботники были русскими. Сами еретики не признавали себя таковыми. Среди них были и высокопоставленные бояре. Обольщенный жидовствующими, великий князь Иоанн III пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами — одного в Успенском, другого — в Архангельском соборах Кремля. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Фёдора Курицына (дьяк Посольского приказа и фактический руководитель внешнеполитической деятельности Руси при государе Иване III), брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит-еретик Зосима .

Еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения — Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.

Основные принципы борьбы с еретичеством Иосиф Волоцкий изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием «Просветитель» . Это глубокий и основательный богословский трактат, в котором объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции Православной Церкви. По сути дела, в нем было собрано все то главное, что необходимо было знать христианину. Причем яркий, страстный и образный стиль всего сочинения не только привлекал читателя, но и помогал ему в возможных религиозных диспутах о сущности веры. Недаром«Просветитель» был одной из самых популярных книг в XV–XVII вв. (известно более 100 списков).

Преподобный Иосиф выступал за самое жестокое обращение с еретиками. Даже покаявшихся еретиков он подозревал в обмане и считал их недостойными снисхождение. Единственный исход для таких — заточение в темницу. Еще более жестоко он призывал обращаться с упорствующими еретиками, которых называл «отступниками» — эти заслуживают лишь смерти. В 1504 году по инициативе Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор , который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына (дьяк и дипломат на службе царя Ивана III), брата Фёдора Курицына.

Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси — они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси.

В 1507 году Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. Ведь только обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет увеличиваться и, следовательно, заниматься своим главным делом — нести в народ Слово Божие. Более того, лишь богатая Церковь, по убеждению преподобного Иосифа, способна приобрести в обществе максимум влияния. А князь Федор Волоцкий посягнул на монастырское имущество. После этого Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. В 1508 году новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.

В начале 1510-х гг. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и «нестяжателем» Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные вопросы церковной жизни: отношение к еретикам, отношение к Ветхому Завету, вопросы церковного землевладения и др. Спор был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти — 9 (22) сентября, 18 (31) октября .

Документальный фильм «Преподобный Иосиф Волоцкий»

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Преподобный Иосиф Волоцкий

Святой Иосиф родился около 1439 года в благочестивой семье, принадлежавшей к служилому дворянству. Их семейным владением была деревушка близ Волоколамска, примерно в 115 километрах от Москвы. В 20 лет Иосиф оставил мир и удалился в Саввин монастырь в Твери. Там он подвизался под духовным водительством старца Варсонофия. Тот посоветовал Иосифу пойти к преподобному Пафнутию, ученику святого Сергия, игумену Боровского монастыря. Святой Пафнутий был одним из ярких духовных светочей Русской Церкви того времени.

Преподобный Пафнутий постриг Иосифа в монахи 13 февраля 1460 года и научил основам строгой монашеской жизни. Иосиф нес послушание на кухне и прислуживал в церкви. Молодой инок отличался терпением, послушанием и сострадательностью. Кроме того, у него были замечательные способности к пению. Он снискал всеобщую любовь, и старец Пафнутий предсказывал ученику путь гораздо более блистательный, чем его собственный. Во время пребывания в Боровском монастыре святой Иосиф убедил принять иноческий постриг своих родителей и братьев. 15 лет он заботился в монастырской больнице о своем отце, которого разбил паралич.

В 1477 году, по смерти преподобного Пафнутия, Иосиф был избран его преемником по настоянию Великого князя Ивана III. Приняв на себя это бремя, новый игумен пожелал ввести более строгий общежительный устав, но братия монастыря воспротивилась его намерению 1 . Тогда преподобный предпринял длительную поездку по разным русским монастырям, изучая их уставы. Из всех монастырей он предпочел Белоезерский, основанный преподобным Кириллом, поскольку общежительный устав соблюдался там строго.

Иосиф не вернулся в свой монастырь, но отправился в родные края, в Волоколамск. Там среди леса, в 29 километрах от города, он основал монастырь, посвященный Успению Богородицы (1479). Благодаря поддержке князя Бориса Васильевича († 1494), строительство монастыря шло быстро, и вскоре каменная церковь, украшенная великолепными росписями, была окончена (1484). Обитель получила от князя и других знатных благотворителей многочисленные пожертвования и доходы с окрестных деревень.

Здесь преподобный Иосиф смог устроить жизнь иноков во всей желанной ему строгости, в соответствии с уставом, опиравшимся на уставы Студийского и афонских монастырей. Именно эта строгость привлекла к нему многочисленных учеников, желавших взять свой крест и следовать за Спасителем в ежедневном умерщвлении плоти. Преподобный отечески принимал, невзирая на лица, бедных и богатых и давал знатным людям такие же послушания, как и их слугам, которые приходили вслед за господами. Подвиги монахов, их простая одежда из грубой ткани, их труды – все было общим. Все они вели жизнь самую суровую и строгую.

Святой Иосиф делал исключение только для немощных и старых, уча братию оставлять собственные послушания и приходить им на помощь. Он говорил, что важнее хранить Божию заповедь о любви, чем блюсти всякую заповедь человеческую. Воодушевляя иноков к духовным подвигам, преподобный Иосиф каждому давал собственное келейное молитвенное правило. Некоторые иноки носили вериги и клали от тысячи до трех тысяч земных поклонов ежедневно 2 . Сам игумен в течение дня был занят тяжелым трудом, помогая братиям на разных работах, а большую часть ночи посвящал молитве. Он носил простую рясу, обходился без келейника и почти никогда не покидал монастырь.

Та эпоха была трудным временем постепенного восстановления Русского государства после татаро-монгольского ига (1240–1480). Преподобный приходил на помощь всем нуждавшимся и учил богатых и власть имущих милосердию по отношению к подданным. В год страшного голода (1512) в его монастыре нашли пристанище и пищу около тысячи детей. В это время молодой князь Иван Рузский умер, не успев причаститься. Преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иван обрел вечное упокоение.

Читать еще:  Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей

Иосиф Волоцкий был духовным отцом многих бояр и благочестивых мирян. Однако он никогда не употреблял своего влияния, чтобы пользоваться их властью. Часто прозревая тайные грехи людей, приходивших к нему на исповедь, он с твердостью возвращал их на путь заповедей Божиих и призывал к справедливости и состраданию. Святой Иосиф удостоился дара пророчества и за год до смерти предсказал поражение московских войск от польско-литовской коалиции в битве при Орше (1514).

Вместе со святителем Геннадием, архиепископом Новгородским, на Соборах, созванных в 1490 и 1504 годах, преподобный Иосиф вдохновенной проповедью и примером праведного христианского подвижничества добился осуждения ереси жидовствующих, которая широко распространилась в новгородских землях.

По всей Руси росло число монастырей, и все больше богатых людей жертвовали им свое имение, надеясь на духовную помощь и заступничество пред Богом. В связи с этим возник вопрос: могут ли монастыри владеть землями и большим имуществом или же это противоречит евангельской проповеди бедности? Святой Иосиф участвовал в спорах на эту тему и отстаивал право монастырей иметь многочисленные владения, которые должны были служить благу Церкви и бедных. Он считал, что в этом случае богатство уже не является стяжательством, но становится общим благом всей Церкви и используется для приготовления к Царству Небесному уже здесь, на земле. Это мнение, признанное на Соборах 1503 и 1504 годов, на самом деле не отрицало в корне противоположную позицию, которую занимал преподобный Нил Сорский, считавший, что монахи должны жить в строгости и бедности. Речь шла о двух тенденциях, которые должны сосуществовать в Церкви 3 .

Община Волоцкого монастыря росла, а святой Иосиф уже почти ослеп и приближался к концу жизни. Чтобы сохранить заведенный в монастыре порядок, он составил Устав, основанный на писаниях святых отцов. Этот Устав впоследствии стал образцом для устройства других монашеских общин и руководством для епископов 4 . Затем преподобный собрал братию и велел избрать себе преемника. Игуменом выбрали Даниила Рязанского, не принадлежавшего к числу наиболее выдающихся старцев, но верного последователя преподобного Иосифа 5 . Дав преемнику наставления о возложенном на него долге, святой принял постриг в великую схиму. Уже на смертном одре он в последний раз собрал братию и призвал монахов хранить верность переданным традициям.

Преподобный Иосиф отошел ко Господу 9 сентября 1515 года во время утрени, перекрестившись и испустив три вздоха во имя Святой Троицы. Он был похоронен в церкви своего монастыря, и у его гробницы совершались многочисленные чудеса. В 1579 году было установлено местное почитание подвижника, а 1 июня 1591 года он был признан святым всей Русской Церковью.

Впоследствии, по обетованию самого преподобного, Волоцкий монастырь продолжал оставаться богатым и влиятельным. Однако в Смутное время (1603–1615) он был разорен поляками и затем восстановлен в нынешнем виде в конце XVII века. В 1920 году советская власть закрыла обитель, но в 1989 году она была возвращена Церкви, и в наши дни там вновь возрождается монашеская жизнь.

1 Возможно также, что он столкнулся с противодействием Великого князя Ивана III.

2 Поучительные жития многих из его учеников содержатся в «Волоколамском патерике». См., например, жития Герасима Черного, Кассиана Босого, Дионисия Звенигородского, Ионы Головы, Епифания и Арсения (князя Андрея Голенина).

3 Представление об этих двух позициях как о двух противоборствующих партиях неверно. Святые Иосиф и Нил, несмотря на различие характеров и духовной ориентации, имели много общего во взглядах на духовную жизнь, а монахи Иосифо-Волоцкого монастыря охотно переписывали и читали писания святого Нила. Заметим, что в «Послании к иконописцу», составленном против ереси жидовствующих и приписываемом святому Иосифу, в качестве основы почитания и создания икон выдвигается практика внутренней молитвы, основанная на исихастском богословии. По этой причине некоторые полагали, что данный трактат мог быть совместным произведением преподобных Иосифа и Нила.

4 Он стал основным источником Устава преподобного Корнилия Комельского и руководств, составленных митрополитами Даниилом Новгородским († 1539) и Макарием Московским для монастырей их епархий. Учение святого Иосифа легло в основу официальной позиции Русской Церкви в отношении церковного имущества, значимости священных обрядов и роли православного царя как защитника Церкви.

5 Он управлял монастырем в течение семи лет, а затем стал митрополитом Московским (1522–1539).

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Храмы святого и молитвы к нему

На территории России функционирует немало храмов и соборов, воздвигнутых в честь великого подвижника. Они расположены в таких местах:

  • в Москве, в районах Хамовники и Обручевский;
  • в городах Зубцов, Осташков Тверской области;
  • в поселках Развилка, Теряево Московской области.

Православные люди молятся преподобному об обращении неверующих и укреплении собственной веры, о защите от видимых и невидимых врагов, о благополучной работе. Святой помогает при различных болезнях, избавляет от многих трудностей. Здесь можно найти акафист и молитвы Иосифу Волоцкому.

Молитвенника считают небесным покровителем «православного предпринимательства и хозяйствования». Именно поэтому ему читают молитвы на благополучную торговлю, на процветание бизнеса.

Преподобный Иосиф Волоцкий

22 сентября — память преподобного Иосифа Волоцкого

Иосифо-Волоцкий монастырь. Величайшая святыня Западного Подмосковья… История этой обители насчитывает более половины тысячелетия: монастырь был основан в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким. Подвижником и просветителем, на века определившим будущее России и Русской Церкви. Святым, чьи честные мощи и сегодня почивают в созданной им обители.

Из жития преподобного Иосифа Волоцкого

«Преподобный Иосиф родился в дворянской семье в 1439 году. В семь лет был отдан на обучение в Волоколамский Крестовоздвиженский монастырь, а в двадцать – ушел в обитель преподобного Пафнутия Боровского, где стал послушником и учеником этого великого святого. Около 20 лет провел Иосиф Волоцкий в Боровской обители, после чего вернулся в родные земли и основал там новый монастырь. Где ввел очень строгий устав для монахов и повелел тратить богатства обители на помощь нуждающимся. «

Именно эта аскетичная строгость в сочетании с милосердием к окружающим стала основой учения преподобного Иосифа. Чьи молитвы и поучения позволили Московскому царству одолеть смуту, связанную с распространением на Руси ереси жидовствующих.

Как подчеркнул в комментарии Царьград. TV выдающийся русский историк профессор Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Фроянов:

«Эта ересь являлась не чисто религиозным течением, это было религиозно-политическое течение. Представители которого преследовали далеко идущие политические цели. И прежде всего перед ними стояла цель захвата верховной власти. «

В сущности ересь жидовствующих была попыткой совместить Православие, иудаизм и протестантизм. Что было крайне выгодно Западу в его деле ослабления стремительно укреплявшейся Московской Руси.

Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Преподобный Иосиф Волоцкий хорошо понимал социологическую и политическую сущность ереси, и как государственник, обладавший особым талантом видеть и понимать суть событий, противостоял появлению ересей в нашей стране. «

В своем трактате «Просветитель» Иосиф Волоцкий жестко бичевал вероотступников. Но вместе с тем, находил самые теплые слова для утешения кающихся грешников. И сегодня его заветы лучше всего показывают, что настоящее христианство – это не либеральный гуманизм. А подлинная любовь к ближним не исключает борьбы с врагами России и Православия.

День памяти прп. Иосифа Волоцкого

Сегодня мы также вспоминаем архиепископа Иннокентия (Беляева), профессора В.Е.Чернова, русскую героиню Р.М.Иванову и чтим память русских воинов, павших в сражении при Рымнике

Сегодня Святая Церковь отмечает попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896).

Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Глинских святых: прпп. Василия (1831), Филарета (1841), Феодота (1859), Макария (1864), Мартирия (1865), Евфимия (1866), Досифея (1874), Илиодора (1879), Иннокентия (1888), Луки (1894), Архиппа (1896), Иоанникия (1912), Серафима (1958), Андроника (1974), Серафима (1976), Зиновия Глинского, митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985).

Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Читать еще:  Что такое истина. Понятие истины в философии

Сегодня день памяти преподобного Иосифа Волоцкого . В миру Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным — 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии).

Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание».

В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского.

Жизнь преподобного Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей (духоборческих, христоборческих, иконоборческих), так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия — великую книгу «Просветитель».

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».

Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил и святой Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.

Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.

Сегодня также день памяти вдохновителя создания Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Иннокентия (Беляева) , скончавшегося в 1913 г. Он родился 23 сентября 1862 г. в семье священника во Владимирской епархии и в миру звался Иваном Васильевичем. Образование получил во Владимирской семинарии и Казанской духовной академии, которую закончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия. Занимался преподавательской деятельностью в Тобольске. Овдовев, в 1895 г. принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Ему удалось поставить на широкую ногу издательскую просветительскую деятельность. В 1899 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. В феврале 1903 г. назначен на самостоятельную кафедру — епископом Тамбовским и Шацким. В Тамбове владыка принял самое деятельное участие в прославлении прп. Серафима Саровского и организации церковных торжеств. Будучи монархистом по своим убеждениям, владыка поддержал инициативу по организации Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, лично отслужил молебен при торжественном открытии Союза в ноябре 1905 г. и благословил патриотов на борьбу со смутой. Тамбовский СРЛ был одной из самых активных монархических организаций в России. Владыка принимал участие в 4-м Всероссийском монархическом съезде в Москве в 1907 г. В 1909 г. назначен экзархом Грузии в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Скончался в Петербурге от паралича сердца.

22 сентября также день памяти председателя Киевского Клуба Русских Националистов доктора медицины профессора Василия Егоровича Чернова . Он родился 2 марта 1852 г. в семье солдата в Тифлисской губернии. Образование получил в Воронежской гимназии и Императорской Медико-хирургической академии. Принимал участие в русско-турецкой войне, работал в Ясском эвакуационном бараке и госпитале Красного Креста в тылу действующей армии. В 1889 г. стал профессором по кафедре детских болезней университета Св. Владимира в Киеве. В 1892 г. стал директором Киевского Мариинского детского приюта, за заботу о «благоустройстве и обеспеченности» которого удостоился благодарности Государыни Императрицы, в 1896 г. назначен директором Бактериологического института в Киеве. Гроза, пронесшаяся над Россией, та грязь и позор, которые она за собой оставила, превратили Чернова в передового борца за русские национальные идеалы. В 1908 г. в Киеве был организован и стал активно действовать Клуб Русских Националистов под председательством Чернова, которому удалось сплотить передовые силы русской интеллигенции и духовенства. Взвешенность в суждениях и основательность в оценках сделали Клуб одной из ведущих патриотических организаций в России. Отвергая обвинения в адрес Клуба в «реакционности», Чернов писал: «Еще нелепее мысль, будто русский национализм в его теперешних стремлениях отождествляет себя с реакционностью. Его пытаются отождествить, но только те, кому русская национальная политика невыгодна, т.к. мешает осуществлению тех или иных планов». Однако обремененный занятиями в университете Чернов в апреле 1912 г. вынужден был сложить с себя звание председателя Клуба, а в ночь на 9 сентября профессор скончался.

Сегодня мы вспоминаем русскую героиню Первой мировой войны — сестру милосердия Римму Михайловну Иванову, бывшую единственной женщиной в России, награжденной за подвиг офицерским Военным орденом Св. Георгия 4-й степени (посмертно).

В этот также день памяти русских воинов, павших в сражении при Рымнике в 1789 г. В этот день во время Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. из самых блестящих своих побед одержал великий русский полководец Александр Суворов. Прошло всего полтора месяца после учиненного Суворовым туркам разгрома при Фокшанах. На этот раз великий визирь Юсуф-паша собрал втрое больше сил — стотысячную армию и двинул ее против 18-тысячного союзного России австрийского корпуса принца Кобургского. Узнав о движении турок, Суворов с отрядом из 7000 человек за двое с половиной суток преодолел расстояние в 100 км и принял общее командование русско-австрийскими войсками. Уверенные в своем превосходстве, турки тем временем расположились четырьмя лагерями между реками Рымна и Рымник (территория современной Румынии). Суворов принял решение сразу же после ночного марша атаковать противника. Один за другим он разбил три лагеря не готового к бою противника, после чего тот обратился в бегство. Находившийся в гуще боя Суворов кричал солдатам: «Ребята! Смотрите неприятелю не в глаза, а на грудь. Туда придется всадить ваши штыки!». Союзники потеряли всего 700 человек, тогда как потери турок составили от 6 до 20 тысяч человек, весь их обоз, 100 знамен и вся артиллерия стали трофеями. Австрийцы после этой победы стали звать Суворова «Генерал Вперед», их император присвоил ему титул графа Священной Римской империи, а Екатерина II также удостоила Суворова графского титула с почетным наименованием Рымникский.

В этот же день в 1784 г. русские основали первое постоянное поселение на Аляске ; скончались графиня Варвара Николаевна Головина (1766-1819), мемуаристка и художница, фрейлина трех Императриц; Егор Францевич Канкрин (1774 — 1845), государственный деятель, ученый, писатель, генерал от инфантерии, граф, почетный член Петербургской (1824) и Парижской (1844) Академий наук; в 1944 г. войска Ленинградского фронта в результате стремительного наступления с боем овладели важной военно-морской базой и крупным портом на Балтийском море городом Ревель (Таллин) , а также заняли более 800 других населенных пунктов.

Также сегодня мы вспоминаем академика Александра Николаевича Динника (1876 — 1950), ученого в области механики и теории упругости; Бориса Николаевича Ливанова (1904 — 1972), актёра и режиссёра, народного артиста СССР (1948), лауреата пяти Сталинских и Государственной премии СССР; Илью Васильевича Балдынова (1903 — 1980), командира 109-й гвардейской стрелковой дивизии, Героя Советского Союза, почетного гражданина Берислава, Одессы, Будапешта.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector