0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преображение: праздник, говорящий о нашем будущем

Преображение Господне

Великие праздники

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: Иоанном – апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла – так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения. И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. – прот. А.В.) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, – Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей – Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина – в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? – спросит кто-нибудь из вас. А потому, – отвечают толковники Священного Писания, – что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения. Подниматься нужно было пешком, а значит – через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Раз Моисей смиренно склонил главу пред Христом, значит, Христос и есть Основатель и Ветхого, и Нового Завета

Итак, оказавшись там, на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом, и трепетом, и ужасом узрели Моисея и Илию. Моисей – законодатель, Илия – тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель. Почему, – спросите вы, – именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних воинов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним? Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем: раз, смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем, то отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос – не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними – апостолами, Илией и Моисеем –долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел освободить Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению.

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы – давайте вспомним икону Преображения – упав от страха, замерев… – очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто – распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они – Петр, Иоанн и Иаков – сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние – исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать – веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе. Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Читать еще:  Ураза-Байрам в день Крещения Руси — протодиакон Андрей Кураев

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени – три кущи: Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена. Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Христос – не невольная жертва Голгофской муки, но Он самоохотно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы, вкусив горчайшую мучительную смерть, победить ее, изжить Своим воскресением. Да, в ту Гефсиманскую ночь они, апостолы, все, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили – вспомнили всё. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе. И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру во Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной, живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, умиряя наше сердце, отгоняя от наших душ уныние и печаль, самое тело делая послушным инструментом разумной души.

Поднимемся и мы в этот день на гору Фавор – помыслом и чувством, чтобы предстоять Христу

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника. И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор – поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.

Преображение Господне 2020: история и традиции праздника

Так Евангелие описывает одно из величайших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа — Преображение.

Писание не уточняет, где именно это случилось, но Предание указывает на гору Фавор, что располагается в 9 км от Назарета. Хотя некоторые современные исследователи полагают, что с большей долей вероятности это произошло на другой вершине — Ермон, которая выше и была в те времена безлюдна, в то время как на Фаворе находилось римское укрепление. Впрочем, важно не место, а само событие, ведь это был первый раз, когда Господь явился перед людьми во всем Своем Божественном сиянии. Он знал, что предстоящие испытания уже близки, что апостолам предстоит проверить на прочность свою веру, и потому явил им чудо, позволив воочию убедиться в том, о чем они знали раньше лишь с Его слов.

Ведь, несмотря на большое количество чудес, совершенных Господом, ученики все равно в глубине души воспринимали Его как мудрого учителя, доброго человека, но все-таки не Бога. И вот на горе Фавор Он явил им Свою неземную суть, и совершилось это очень наглядно, информативно и доступно для понимания. Белизна одежд Спасителя стала такой, какую не мог создать ни один земной мастер. Очень важно было и присутствие при Преображении Моисея и пророка Илии. Своим присутствием они показали, что Господь не отвергает ветхозаветное учение, как считали фарисеи, а сами пророки, повинуясь Ему, показали, что Он есть Бог истинный. Кроме того, некоторые люди в то время принимали Иисуса за вернувшегося на землю пророка Илию, но сейчас все встало на свои места.

Господь показал Свою истинную Божественную суть апостолам и всем нам, христианам, маловерным и вечно сомневающимся.

Когда отмечается

Праздник Преображения Господня или, как его называют в народе, Яблочный Спас, относится к двунадесятым праздникам (двенадцати главным событиям в жизни Иисуса Христа и Богородицы) и отмечается Православной Церковью 19-го августа (6-го по григорианскому календарю).

Конечно, сегодня невозможно точно определить дату этого события, однако христианские историки указывают, что, скорее всего, это случилось незадолго до Крестной Смерти Спасителя — примерно в феврале или марте. Но почему же тогда мы отмечаем Преображение в конце августа?

Дело в том, что, воцарившись в мире, христианская Церковь постаралась не столько запретить языческие праздники, сколько органично заменить их. Вопреки модному сейчас мифу о насилии над идолопоклонниками, которое якобы чинили носители новой веры, христианство входило в сознание людей постепенно, не руша большинства народных традиций (если они, конечно, не противоречили заповедям). Так, праздник урожая, отмечавшийся повсеместно в конце лета, превратился в День Преображения Господня — можно сказать, тоже преобразился. На юге в этот день праздновали сбор винограда, а в России, где он не растет, солнечную лозу заменили яблоки. Так появилось народное название Преображения — Яблочный Спас. Вот такое мирное сочетание народного дня сбора плодов и православного праздника.

История праздника

К славянам праздник Преображения и освящения даров земли пришел из Византии. А вот на Западе он появился довольно поздно — лишь в средневековье. Кстати, некоторые деноминации протестантов до сих пор отмечают Преображение весной.

Сегодня этот день празднуется Русской Православной Церковью повсеместно. По всей стране 19 августа звонят колокола, а люди идут в храмы и несут туда яблоки, чтобы освятить их и разделить с близкими.

Двунадесятый праздник Преображения Господня наполнен множеством народных традиций, органично сочетая их с православными. Как и тысячи лет назад, современные люди очень любят ритуалы и обряды, и чин освящения яблок, совершаемый после Божественной литургии, пришелся по душе всем.

Накануне праздника служится всенощная, а утром читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие сияющие одежды, в которых явился Своим ученикам Христос.

Праздник приходится на Успенский пост, однако в этот день разрешается его послабление: допустимо есть рыбу, растительное масло и пить вино. А еще, согласно традиции, это первый день, когда можно начинать вкушать плоды нового урожая. Раньше люди строго соблюдали это правило и до Второго Спаса не прикасались к яблокам. Затем съедались первые, освященные плоды, а уж после можно было печь яблочные пироги, варить варенье и просто наслаждаться сочными дарами садов.

О духовном смысле Преображения для каждого из нас говорит отец Игорь (Сильченков), настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Рыбачье Алуштинского благочиния Симферопольской и Крымской епархии РПЦ МП: «В этот день мы читаем прекрасные слова молитвы кондака о том, что апостолы увидели славу Христову столько, сколько сердце их смогло ее вместить. И на это стоит обратить особое внимание. Наверное, на горе Фавор могли быть и другие люди, но они бы просто ничего не увидели. Они стояли бы рядом, но не увидели преобразившегося Христа.

Как тогда, так и сегодня люди живут бок-о-бок, едят одну и ту же еду, дышат одним воздухом, но один человек горит верою во Христа и дорожит каждой секундой своей жизни, ради того, чтобы посвятить ее Господу и спасению своей души, а другой равнодушно пройдет мимо храма и даже не заглянет туда, несмотря на великий праздник. Один человек никогда не боится, будет ли у него еда и одежда, что случится завтра и будут ли у него деньги, потому что знает, что единственное, что ему действительно необходимо сегодня, завтра и всегда — это спасение души, молитва и покаяние, и только это он боится потерять и этим дорожит, и этот человек видит Славу Божию и вмещает ее в свое сердце. А другой, тот, что не зашел в храм, потом спрашивает Бога, откуда в жизни взялось столько неудач и несчастий, почему ничего не получается: ни в работе, ни в семье, ни с детьми. А ответ очень простой: потому что он не молился и не просил Бога помощи обо всем этом. Человек не может вместить Благодать Божью, если душа его переполнена грязью, самооправданием, леностью. Такой человек, конечно, никогда не сможет увидеть Славу Божью. Каждый из нас начинает видеть ее и вмещать в свое сердце только тогда, когда остановится от земной суеты, осознает грехи и станет готовиться к покаянию».

Читать еще:  Александр Архангельский: Культура – это не среда обеспечения досуга

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

СИМВОЛЫ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

ГОСПОДЬ ПРЕОБРАЗИЛСЯ В ФЕВРАЛЕ?

Может для кого-то будет удивительно узнать, но событие празднуемое 6 или 19 августа, Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фаворе произошло вовсе не в августе месяце, а . в феврале! А именно за 40 дней перед распятием на кресте. Начиная с преображения, по слову апостола и евангелиста Матфея, Христос стал говорить о скорой своей смерти и воскресении.

Почему же Церковь празднует Преображение Господа тогда не в феврале, а в августе?

Если бы Преображение праздновалось в феврале , к примеру за 40 дней перед страстной пятницей, то этот великий праздник совпал бы с днями начала Великого поста. Время поста, это печаль и покаяние и радость Преображения трудно совместить с великопостными молитвами.

Пост отражает многобедственную нашу земную жизнь, а Преображение предзнаменует собой будущий век, время света и радости. Это две противоположности.

Потому решено было в древней церкви праздновать Преображение Господне в августе месяце 6 августа (по старому стилю) и этот месяц и дата были церковью выбраны тоже не случайно.

14 сентября по старому стилю мы празднуем Воздвижения Креста Господня и если от 14 сентября мы отнимем 40 дней, то получим дату 6 августа.

При чём тут Воздвижения Креста, спросите вы. Воздвижения Креста Господня, это вторичное празднование воспоминания Страстей Христовых. А так как Преображение было за 40 дней до распятия Иисуса Христа, то святые отцы церкви постановили Преображение праздновать отсчитав 40 дней от Воздвижения..

Ответ на этот вопрос можем найти в трудах св. Иоанна Дамаскина.

Петр был взят Христом на Фавор, чтобы показать Петру, что свидетельство его неложно им данное, что Христос есть Сын Божий, подтверждается свидетельством Бога Отца, дабы уверить Петра в своих словах и открыть ему свыще это свидетельство.

Иаков был взят Христом на Фавор, потому, что Христос знал, что Иаков будет первым апостолом, который умрёт за Него. Иаков первым испил Чашу страданий Христа и крестился за Христа крещением крови. Этим Иаков попал в число избранных учеников , а не только потому, что он был просто брат Иоанна Богослова, и Христос дал Иакову награду видеть Преображение и тем самым желая укрепить его этим.

Иоанн Богослов был взят Христом на Фавор, как девственника и чистейшего органа богословия, чтобы он увидел вечную славу Сына Божьего и возгремел сии слова: «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог»

Святые три апостола не вмещавшие ещё мысли о страданиях и смерти Христа, увидели истинную Его славу, которая навсегда останется неприкосновенной для всех враждебных сил. Они могли созерцать истинное величие Христа превосходящее всякое земное могущество. Они были свидетелями славы Божией ,их было трое, но по своему духу в лице своём они представляли и всех прочих.

Моисей и Илья, это два величайших человека Ветхого Завета. И как пишет Святитель Иоанн Златоуст, Моисей — это представитель от мира умерших, а Илья — это человек ещё не познавший смерти, предстали перед тремя апостолами рядом со Христом, чтобы показать, что Христос имеет власть как над жизнью, так и над смертью, как над землёю, так и над небом.

Св. Ефрем Сирин о празднике Преображения пишет, что «радостью исполнились пророки и апостолы, возшедшие на гору. «
Пророки Моисей и Илья радовались, потому что они на Фаворе увидели человечность Христа, которую они не могли видеть на небе, где Христос являет только своё Божество, а тут на земле пророки увидели в Господе, Божьем Сыне человека.
А апостолы Петр, Иаков и Иоанн наоборот, впервые на Фаворе увидели в своём Учителе божество, которое они не могли разглядеть находясь постоянно рядом с Ним.

На Фаворе, стояли первостоятели Ветхого и Нового заветов в виде пророков и апостолов, которых объединял Христос , стояли как служили в том обличие и смотрели пророки на апостолов, а апостолы на пророков. И это была радость!

В тот момент, гора Фавор представляла собой христианскую Церковь, ибо на том месте Христос объединял два завета Ветхий и Новый. Заветы, которые приняты нашей церковью одинаково. Иисус Христос на Фаворе впервые показал, что Он податель человечеству обеих заветов и нет Нового без Ветхого и Ветхого без Нового.

Изначально Преображение Господне праздновала только Церковь на Востоке. На Западе были избранные приходы, которые почитали так же этот праздник, но это не было повсеместным почитанием. Пока Папа Римский Каллист Третий в 1457 году не благословил Западную Церковь праздновать Преображение Господне как великий праздник повсеместно.

Правда мотивы которые подтолкнули к этому Папу, были чисто политические. В то время Султан Магомет Второй захватил Константинополь и был намерен захватить христианский Белград. В Белграде держать оборону от мусульман засел венгерский военноначальник, католик Гуниад, верный воин Венгерского короля Ладислава Пятого. Султан напал на Белград, силы были не равные, но христиане-католики одержали полную победу над войском Султана и не сдали город. Это произошло 6 августа 1456 года и уже ровно через год, Папа издал указ о повсеместном праздновании праздника Преображения в католической церкви.

В Православной Церкви на Востоке история праздника началась много раньше. Уже в 4 веке Св. равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. Это был первый храм посвящённый этому событию. Потом на Фаворе было построено множество православных храмов. Но в конце 11 века рыцари-крестоносцы, те самые что захватили Иерусалим, прибыли на гору Фавор, увидели там множество православных храмов, большинство из них захватили и переделали в свои католические храмы.

В 12 веке Палестину захватили мусульмане и на Фаворе они разрушили все храмы как православные, так и католические. После чего Фавор долгое время был местом необитаемым и только раз в год 6 августа на Преображение Господне и православные и католики восходили на гору чтобы помолиться в развалинах своих храмов.

В 1849 году, Иерусалимский Патриарх Кирилл Второй лично обратился к правительству Турции, чтобы турки и представители ислама дали разрешение построить на Фаворе православный храм. Целых 11 лет со стороны Турции не было положительного ответа. В 1860 году такое разрешение от Турции было получено и на Фаворе на месте древней разрушенной греческой церкви был построен храм Иерусалимского Патриархата.

Праздник Преображения Господня имел со старых времён большое почитание и в Российской Православной Церкви. Так до Революции в Скорбященской церкви города Москвы и в церкви села Новоспасское (оно же Деденево), хранились камни с горы Фавор. Камни эти были в Москву привезены так давно, что ни года их появления, ни фамилий тех, кто их привёз с Фавора уже самой Церкви были неизвестны.

Вопрос сам по себе не правильно сформулирован, ибо яблоки не освещаются, а благославляются в пищу каждением фимиама и окроплением святой воды. Это не освещение, а благословение, а потому и яблоки не освящённые, а благославлённые. Ведь именно словами «Благослови Господи, плод сей. » мы и обращаемся в молитве к Господу. Просим благословить.

Вообще, есть специальная молитва на «плод грозный» виноград, но в местах, где виноград не растёт, его заменили яблоками. Однако, благословлять следует не только яблоки и это видно из церковных указаний, где сказано: «Так же приносятся и другие овощи каждые в своё время ко храму».

То есть все спелые овощи в старые времена неслись в храм по ходу созревания чтобы их благословить на вкушения нового урожая. Для этого не нужно было ни каких особых праздников. Просто , что когда зрело, то тогда и несли в храм. Просто принимались начатки от земного благосостояния: хлеб, вино, масло, воск, ладан, молоко, мёд и т.д. Человек, что имел то нёс на молитву и конечно делился с Церковью. Эти приношения были постоянные, а не одноразовые в год. Хлеб, вино, фимиам, елей и воск вносились на жертвенник в алтарь для нужд богослужебных, а всё остальное мёд, молоко, в том числе мясо, отправлялись либо в трапезную для всех, либо в дом священника. И люди вкушали всё с благословением и церковнослужители питались от алтаря и не бедствовали. Начатки всякого добра проходили через храм.

Однако, уже в конце 19 века, от такой щедрости и веры людской остались только осколки, которые иногда попадают в наши храмы. Эти осколки, это в первый Спас ложка мёда, во второй яблоко, в третий три орешка. И люди несут в храм только для себя «осветить» это яблоко от Преображения к Преображению не оставив и косточки от яблока для храма. Съедают это яблочко и «освещаются» в своей жадности.

Читать еще:  За что дали Нобелевку по химии в 2019 — ОБЪЯСНЕНИЕ

Если действительно. к 6 августу несли благословлять Виноград в храм, то это только для того, что до реформ Петра Первого, 1 сентября праздновался Новый год и с этого винограда надо было с благословение Церкви вино сделать к новолетию! Какой Новый год без вина? А заодно на стол и закуску несли. Вот так весь август и носили на благословение и к столу то, чем Новый год встретить. Всем было потому радостно, весело и вкусно!

Христианство как бы продолжает Ветхозаветную традицию.

В 4 главе книги Бытия сказано: «Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу. И Авель тоже принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его».

В книге Исход 29 глава: «. Возьми. и один круглый хлеб, и одну лепёшку на елее и один опреснок из корзины, которая пред Господом. Это жертва Господу.»

Числа глава 15: «И будете есть хлеб той земли, то возносите возношения Господу»

Второзаконие глава 14 : «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое происходит с поля твоего каждогодно.»

Прежде всего приношением плодов в храм мы благодарим Бога ибо как учит Св.Иоанн Златоуст: » Земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, возращающаго оное ибо не насаждаяй есть что, не напаяяй, но возращаяй Бог»

Вот и Яблочный Спас он потому и яблочный, что яблоки заменяют в России виноград в тех местах, где виноград не растёт, а в Константинопольском Патриархате в Преображение Господне благославляет церковь виноград и колосья пшеницы. Вот почему-то именно про пшеницу на Руси вовсе а Преображение не вспоминают, однако в греческих церквях в храмы несут колосья пшеницы.

Почему виноград и колосья пшеницы? Это именно те плоды, с которых Церковь для литургии получает виноградное вино для причастия и пшеничную муку для выпечки просфор и Церковь благословляет именно то из чего будет на евхаристии принесены Тело и Кровь Христа, а всё остальное благословляется уже другой отдельной молитвой.

Почему благословение винограда и пшеницы бывает именно в Преображение Господне и тут ответ прост, только потому, что в Греции к этому дню созревал виноград и колосья пшеницы, примерно так, как в России яблоки, и ни какой другой привязки к празднику благословение винограда к Преображению Господнему не имеет.

Преображение Господне 2020: история и традиции праздника

Так Евангелие описывает одно из величайших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа — Преображение.

Писание не уточняет, где именно это случилось, но Предание указывает на гору Фавор, что располагается в 9 км от Назарета. Хотя некоторые современные исследователи полагают, что с большей долей вероятности это произошло на другой вершине — Ермон, которая выше и была в те времена безлюдна, в то время как на Фаворе находилось римское укрепление. Впрочем, важно не место, а само событие, ведь это был первый раз, когда Господь явился перед людьми во всем Своем Божественном сиянии. Он знал, что предстоящие испытания уже близки, что апостолам предстоит проверить на прочность свою веру, и потому явил им чудо, позволив воочию убедиться в том, о чем они знали раньше лишь с Его слов.

Ведь, несмотря на большое количество чудес, совершенных Господом, ученики все равно в глубине души воспринимали Его как мудрого учителя, доброго человека, но все-таки не Бога. И вот на горе Фавор Он явил им Свою неземную суть, и совершилось это очень наглядно, информативно и доступно для понимания. Белизна одежд Спасителя стала такой, какую не мог создать ни один земной мастер. Очень важно было и присутствие при Преображении Моисея и пророка Илии. Своим присутствием они показали, что Господь не отвергает ветхозаветное учение, как считали фарисеи, а сами пророки, повинуясь Ему, показали, что Он есть Бог истинный. Кроме того, некоторые люди в то время принимали Иисуса за вернувшегося на землю пророка Илию, но сейчас все встало на свои места.

Господь показал Свою истинную Божественную суть апостолам и всем нам, христианам, маловерным и вечно сомневающимся.

Когда отмечается

Праздник Преображения Господня или, как его называют в народе, Яблочный Спас, относится к двунадесятым праздникам (двенадцати главным событиям в жизни Иисуса Христа и Богородицы) и отмечается Православной Церковью 19-го августа (6-го по григорианскому календарю).

Конечно, сегодня невозможно точно определить дату этого события, однако христианские историки указывают, что, скорее всего, это случилось незадолго до Крестной Смерти Спасителя — примерно в феврале или марте. Но почему же тогда мы отмечаем Преображение в конце августа?

Дело в том, что, воцарившись в мире, христианская Церковь постаралась не столько запретить языческие праздники, сколько органично заменить их. Вопреки модному сейчас мифу о насилии над идолопоклонниками, которое якобы чинили носители новой веры, христианство входило в сознание людей постепенно, не руша большинства народных традиций (если они, конечно, не противоречили заповедям). Так, праздник урожая, отмечавшийся повсеместно в конце лета, превратился в День Преображения Господня — можно сказать, тоже преобразился. На юге в этот день праздновали сбор винограда, а в России, где он не растет, солнечную лозу заменили яблоки. Так появилось народное название Преображения — Яблочный Спас. Вот такое мирное сочетание народного дня сбора плодов и православного праздника.

История праздника

К славянам праздник Преображения и освящения даров земли пришел из Византии. А вот на Западе он появился довольно поздно — лишь в средневековье. Кстати, некоторые деноминации протестантов до сих пор отмечают Преображение весной.

Сегодня этот день празднуется Русской Православной Церковью повсеместно. По всей стране 19 августа звонят колокола, а люди идут в храмы и несут туда яблоки, чтобы освятить их и разделить с близкими.

Двунадесятый праздник Преображения Господня наполнен множеством народных традиций, органично сочетая их с православными. Как и тысячи лет назад, современные люди очень любят ритуалы и обряды, и чин освящения яблок, совершаемый после Божественной литургии, пришелся по душе всем.

Накануне праздника служится всенощная, а утром читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие сияющие одежды, в которых явился Своим ученикам Христос.

Праздник приходится на Успенский пост, однако в этот день разрешается его послабление: допустимо есть рыбу, растительное масло и пить вино. А еще, согласно традиции, это первый день, когда можно начинать вкушать плоды нового урожая. Раньше люди строго соблюдали это правило и до Второго Спаса не прикасались к яблокам. Затем съедались первые, освященные плоды, а уж после можно было печь яблочные пироги, варить варенье и просто наслаждаться сочными дарами садов.

О духовном смысле Преображения для каждого из нас говорит отец Игорь (Сильченков), настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Рыбачье Алуштинского благочиния Симферопольской и Крымской епархии РПЦ МП: «В этот день мы читаем прекрасные слова молитвы кондака о том, что апостолы увидели славу Христову столько, сколько сердце их смогло ее вместить. И на это стоит обратить особое внимание. Наверное, на горе Фавор могли быть и другие люди, но они бы просто ничего не увидели. Они стояли бы рядом, но не увидели преобразившегося Христа.

Как тогда, так и сегодня люди живут бок-о-бок, едят одну и ту же еду, дышат одним воздухом, но один человек горит верою во Христа и дорожит каждой секундой своей жизни, ради того, чтобы посвятить ее Господу и спасению своей души, а другой равнодушно пройдет мимо храма и даже не заглянет туда, несмотря на великий праздник. Один человек никогда не боится, будет ли у него еда и одежда, что случится завтра и будут ли у него деньги, потому что знает, что единственное, что ему действительно необходимо сегодня, завтра и всегда — это спасение души, молитва и покаяние, и только это он боится потерять и этим дорожит, и этот человек видит Славу Божию и вмещает ее в свое сердце. А другой, тот, что не зашел в храм, потом спрашивает Бога, откуда в жизни взялось столько неудач и несчастий, почему ничего не получается: ни в работе, ни в семье, ни с детьми. А ответ очень простой: потому что он не молился и не просил Бога помощи обо всем этом. Человек не может вместить Благодать Божью, если душа его переполнена грязью, самооправданием, леностью. Такой человек, конечно, никогда не сможет увидеть Славу Божью. Каждый из нас начинает видеть ее и вмещать в свое сердце только тогда, когда остановится от земной суеты, осознает грехи и станет готовиться к покаянию».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector