0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет

Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет

Сегодняшний праздник, дорогие братия и сёстры, даёт нам богатую пищу для размышлений. Мне хотелось бы отметить вот какую черту воспоминаемого ныне евангельского события. На горе Фаворской Христу, приоткрывшему нам в возможной для нашего земного восприятия мере Свою небесную славу, явились Моисей и Илия. Богослужебные тексты раскрывают нам один из смыслов этой встречи Бога с двумя величайшими ветхозаветными пророками: «яко небом владычествующему, и землею господствующему, и над преисподней власть имеющему, Христе, предстали Тебе от земли – апостолы, с небесе – Фесвитянин Илия, Моисей же – от мертвых, поюще согласно: людие, превозносите во вся веки» (канон, песнь 8-я).

Но в предстоянии Христу именно Моисея и Илии было ещё и нечто очень личное; на это указывают паремии праздника, которые читались вчера на Всенощном бдении. В Книге Исход говорится о том, как Моисей воззвал ко Господу: «если я обрёл благоволение в очах Твоих, то молю: яви мне Самого Тебя разумно, да вижу Тебя; покажи мне славу Твою». И ответил Господь Моисею: «Лица Моего нельзя тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». И сказал Господь: «Вот место у Меня – стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо тебе» (Исход, гл. 33). А в Третьей книге Царств повествуется о пророке Илии, возревновавшем о Господе Боге Саваофе. И сказал ему Господь: «Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдёт; и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня – глас хлада тонка, и там Господь». Услышав это, Илия закрыл лицо своё милотью своею (3 Царств, гл. 19).

Конечно, такая просьба, такое желание Моисея и Илии видеть Бога исходили из каких-то сущностных глубин их духовной жизни, потому что не просто так человек говорит Богу: яви мне Себя, покажи мне Себя. Из праздного любопытства эту просьбу обратить к Богу невозможно; она рождается из сердца только тогда, когда человек всеми своими силами хочет преобразить себя и всю свою жизнь так, чтобы в ней жил и действовал только Бог, и ничего, кроме Него. И то, что Господь на такую просьбу откликнулся, говорит именно об этом.

Ветхий Завет свидетельствует, что ни Моисею, ни Илии Бог Самого Себя не показал, а только дал Себя ощутить лишь неким краешком, прикрыв их восприятие Своею десницей. Но желание Моисея и Илии тем не менее не осталось без исполнения. Вот уже и Моисей отошёл в страну мёртвых, и Илия был таинственно взят с земли, и прошло много столетий – и их стремление видеть Бога в полноте исполнилось. На горе Фаворской Моисей и Илия созерцали Бога лицом к лицу – а ученики Христовы не могли смотреть на это и пали в ужасе на землю.

Читать еще:  Храм сегодня становится садом, и в нем – знамение полноты

И это большое нам утешение от Бога и назидание. Даже когда мы просим что-то у Бога от всей души, от всего сердца, и Господь не исполняет этого по каким-то причинам, которые нам не ведомы – всё равно наше благое желание обязательно исполнится, если не в этой жизни, то в будущей. И в этом – очень важная, глубинная суть Евангелия: ничего доброго в человеке не пропадает, любое его желание, обращённое к Богу, будет исполнено. И на это нужно всегда с верой и радостью уповать – особенно когда мы находимся в тяжких обстоятельствах, например когда человек претерпевает какое-то длительное внутреннее искушение. Бывает, что годами мы молимся Богу, а всё остаётся так же, как будто Бог нас не слышит. И тогда нужно вспоминать Преображение Христово и пророков Моисея и Илию, которые просили у Бога немыслимую, высочайшую вещь – и получили просимое от Него, хотя прошло и очень много времени. Но у Бога нет времени – и для христиан, приобщающихся Ему евангельской жизнью и святыми Таинствами, время никакого значения не имеет. Когда верою мы живём в Боге, то Он преображает нашу жизнь, облегчает нам наши скорби – и непременно исполнит все желания, исходящие из верующего сердца. Аминь.

Собор святого Архистратига Михаила, город Мирный (космодром «Плесецк»)

приходской сайт

19 августа — Преображение Господне. «Ничто доброе в человеке не пропадет»

В предстоянии Христу на горе Фавор ветхозаветных пророков — Моисея и Илии было нечто очень личное. Они хотели видеть Бога. И Ветхий Завет свидетельствует, что ни Моисею, ни Илии Бог Самого Себя не показал, а только дал Себя ощутить лишь неким краешком, прикрыв их восприятие Своею десницей. Но желание Моисея и Илии тем не менее не осталось без исполнения.

Вот уже и Моисей отошел в страну мертвых, и Илия был таинственно взят с земли, и прошло много столетий – и их стремление видеть Бога в полноте исполнилось. На горе Фаворской Моисей и Илия созерцали Бога лицом к лицу – а ученики Христовы не могли смотреть на это и пали в ужасе на землю.

И это большое нам утешение от Бога и назидание. Даже когда мы просим что-то у Бога от всей души, от всего сердца, и Господь не исполняет этого по каким-то причинам, которые нам не ведомы – всё равно наше благое желание обязательно исполнится, если не в этой жизни, то в будущей. И в этом – очень важная, глубинная суть Евангелия: ничего доброго в человеке не пропадает, любое его желание, обращенное к Богу, будет исполнено. И на это нужно всегда с верой и радостью уповать – особенно когда мы находимся в тяжких обстоятельствах, например когда человек претерпевает какое-то длительное внутреннее искушение. Бывает, что годами мы молимся Богу, а все остается так же, как будто Бог нас не слышит. И тогда нужно вспоминать Преображение Христово и пророков Моисея и Илию, которые просили у Бога немыслимую, высочайшую вещь – и получили просимое от Него, хотя прошло и очень много времени. Но у Бога нет времени – и для христиан, приобщающихся Ему евангельской жизнью и святыми Таинствами, время никакого значения не имеет.

Когда верою мы живем в Боге, то Он преображает нашу жизнь, облегчает нам наши скорби – и непременно исполнит все желания, исходящие из верующего сердца.

Игумен Петр (Мещеринов)

Елицы

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Читать еще:  Бог хотел дать нам ребенка, и мы решили не сопротивляться

Преображение Господне

Незадолго до Своих Крестных страданий Господь наш Иисус Христос возвел трех учеников, и далее бывших свидетелями Его тайн, — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор, для молитвы. Это проиходили в предрассветное время. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия — и беседовали с Ним. Толкователи Священного Писания говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Преображение — это зримое явление Царства Божьего на земле, явление Божественных энергий, Света Божества. Святитель Григорий Палама, развивший учение о невещественном Фаворском Свете, писал: «Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими».

Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что «Бог есть свет», вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.

«Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, — говорит митрополит Антоний Сурожский, — что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы. Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир сияние Преображения».

А епископ Иларион (Алфеев) пишет: «Именно потому Церковь празднует Преображение Господне, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию Божественного света — созерцанию которого за прошедшие века удостаивались столь многие. Но чтобы этот свет не был поглощен нашей человеческой греховной тьмой, мы должны жить в соответствии с Евангелием, и через наши добрые дела, через весь наш облик люди узнавали Христа. Ведь о Христе и христианстве судят прежде всего по нам, верующим, членам Церкви. Вокруг нас живет немало людей, которые, может быть, уже давно пришли бы в Церковь, если бы на жизненном пути не повстречали христианина, который не был достоин этого высокого звания и который, вместо того чтобы излучать свет и сияние Божества, источал смрад греховных страстей»

Православная Жизнь

Main menu

You are here

Преображение Господне: о сокровенной тайне совершенной красоты и счастья

Митрополит Антоний (Паканич) рассказал, как человеку должно преобразиться.

Три в одном

Для того чтобы верно понять значение праздника Преображения Господня, нужно прежде всего разобраться в себе: «Кто же я на самом деле? Чему должно преобразиться? О каком преображении говорил Господь?»

Каждый человек состоит из трех компонентов: он есть вместе дух, душа и тело, представляя собой нечто среднее между миром духовым и материальным.

Читать еще:  «Брак честен и ложе непорочно». Размышления о супружеском целомудрии

«…Живое существо – видимое и невидимое, временное и вечное, земное и небесное, касающееся Бога, но не постигающее, приближающееся и далеко отдающее», – говорил свт. Григорий Богослов.

Благодаря физической природе мы осязаем, дышим, слышим, ощущаем, чувствуем. Помимо этой полноты чувствований человек обладает высшей способностью ощущать Бога: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли…» (Деян. 17:27).

В нас есть, кроме человеческого, и Божественное, образ Божий – это наша душа, произошедшая от Бога. Душа – средство общения человека с Богом, а следовательно, способ познания Его.

Дух же – это дуновение Божие в нас, которое ценнее всего для человека, и именно духом мы возгораемся и стремимся к Всевышнему. Дух выступает за пределы человеческого разума и человеческих возможностей.

Безусловно, Бог самодостаточен и Ему ничего не нужно от нас. А у нас ничего нет вне Бога. Мы нищи и наги.

Дух – искра Божия, искра благочестия в нас, которая жаждет прорваться сквозь греховные оковы и слиться с единым пламенным Божественным потоком, вернуться к своему Первоисточнику, Высочайшему благу, ведь с Ним душа жаждет полного единения.

Так достигается обожение.

Обожение – единственный шанс для нас стать новым человеком, бессмертным.

Обожение – это не принудительный закон для всех, не обязательство души перед Богом, а личный выбор каждого человека, наделенного нравственной свободой.

Господь, преисполненный света, добра и любви, дал и нам возможность стать делателями добра. Добро не просто посеяно в нашу природу. Нам его нужно сознательно возделывать, выходя к свету, удаляясь от тьмы. Подобное самовоспитание и совершенствование, подражание Богу приводит к обожению.

Дух и плоть даны человеку, чтобы духом прославлять Творца и стремиться к Нему, а плотью страдать и болеть, и именно страданиями предохраняться от превозношения и надмения, чтобы помнить, что человек одновременно «велик и низок, наследник света и тьмы, небесный, но и земной, бессмертный, но и временный» (свт. Григорий Богослов).

Христос стал всецело человеком: с плотью и душой, разумом и сердцем, чтобы спасти всего человека от смерти. И образ спасти, и плоть обессмертить. Поэтому и преображение касается не какого-то одного аспекта, а включает в себя все три уровня, которые и делают его полным: дух, душа и тело.

Обожение, или преображение, возможно только во Христе, в райской обители нашей души. Все наши неровности выравниваются в Нем.

Преображение красотой

Как же мы преображаемся? Красотой.

Стремление к обожению – это стремление к наивысшей, совершенной красоте, которая есть Бог.

Душа тоскует по ней и ищет повсюду: в янтарном сиянии солнца на закате дня, в бескрайнем горизонте, в голубых облаках, в очертании гор, в звуке волн, в полевых травах, в тишине, в других людях, порой приукрашивая их достоинства, в быту.

Ведь, украшая себя или пространство вокруг, мы зачастую не осознаем, что все эти действия могут быть глубинным откликом души на совершенную красоту, ее стремление хоть к малому, частичному, преображению. Это вечный, неистребимый, ничем не заглушимый и ничем другим не утолимый зов.

Истинная красота требовательна. Если раз почувствовал ее прикосновение, присутствие, голос, то уже не можешь ее забыть, отмахнуться. Красота требует от тебя ответа, отдачи, перемены. Не зря «красота» с греческого – вызов.

К прекрасному стремились все святые. В сохранившихся письмах свт. Григория Богослова, где он постоянно упоминает то одних, то других друзей, мы можем найти следующее уточнение: «Когда называю кого-то друзьями, то разумею людей прекрасных, добрых, соединенных со мной узами добродетели…».
Рекомендуя же своих друзей кому-то, святой добавлял: «Григорий подлинно любитель всего прекрасного».

Совершенная красота есть Истина. Совершенная красота преображает человека, становясь точкой встречи души с Богом.

Записала Наталья Горошкова

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector