0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предкрещальные беседы: как довести человека до Церкви?

Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только

Современные крещаемые, кто они? Как правило, в храм приносят крестить младенцев, но встречаются и пришедшие креститься взрослые. Их намного меньше, чем детей. И за каждым редким случаем стоит чья-то жизнь с таинственным переплетением ее обстоятельств, чья-то живая судьба и чья-то твердая решимость. Что заставляет сделать такой судьбоносный шаг?

– Я заболела. И осознала, что моя болезнь из-за того, что я отошла от Бога, – признается Наталья, 47 лет, которая была ребенком крещена в католичестве. – Я не носила крестик, не соблюдала постов, редко ходила в храм. Дочь призывала: «Давай вечером вместе помолимся». А у меня не хватало времени. Когда я заболела, они с моей мамой (обе православные) очень за меня молились. Дочь даже съездила в Переделкино к старцу Илию, и тот благословил на операцию. Я поняла, как за меня много молятся и насколько сильна православная вера, и поклялась, что, если все будет хорошо, я приму Православие. Операция прошла удачно, и вот я уже в Православии.

– К этой мысли я шел очень давно, – рассказывает Антон, 42 года. – А тут вдруг ребенок ни с того ни с сего говорит: «Хочу креститься». Поэтому, собственно говоря, пришлось. Мама-то у нас крещеная. Ребенок сильно сподвиг меня к этой мысли.

– Сам, без принуждений, никто меня не уговаривал, к этому я пришел сам, – спешит поделиться Денис, 33 года. – Наверное, поскольку нет какого-то защитника, нет человека или Существа, Которому можно было бы доверить все свои желания и беды. Даже супруга не поймет. Хотя мы вместе уже пятнадцать лет из моих тридцати трех. Но есть вопросы, которые я никому не доверю, которые должны остаться только со мной. Огромное количество вопросов, которые, к сожалению, не могу в себе решить. И не могу заставить себя кому-то об этом сказать. Это живет внутри, гложет меня, разрывает. Есть ряд противоречий во мне, которые я хотел бы примирить.

Нужны ли этим людям огласительные беседы, которые всегда традиционно проводились в храме перед таинством крещения? Но если раньше проходило одно 45-минутное занятие непосредственно перед крестинами, то с начала прошлого года была введена новая система. Теперь родители и крестные младенцев участвуют в цикле из двух бесед (вторник и четверг), а взрослые крещаемые – в цикле из пяти бесед (по субботам). Прослушивание огласительных бесед является обязательным для участия в таинстве, и, приходя в церковную лавку для записи на крестины, люди получают номер телефона, по которому надо вначале позвонить и договориться о посещении огласительного курса.

Конечно, кто-то сразу разворачивается и уходит. Никуда не звонит. И сколько таких – отследить невозможно. Однако поведение остальных может проанализировать руководитель службы катехизации храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково Ирина Русова. Именно ей звонят крещаемые, получив в лавке указанный телефон.

– Процентов семьдесят говорят: «Я с радостью приду», – рассказывает Ирина. – А процентов тридцать: «Да зачем?! Мы пойдем в другой храм! И вообще, нам неохота всё это слушать!», или «Нам некогда, мы много работаем и сильно заняты!» Я начинаю объяснять, зачем нужны эти беседы. До смешного доходило! – вспоминает она.

Зачем креститься, если не готов потратить время на получение даже минимальных знаний о Церкви, членом которой собираешься стать? Мотивация может быть любой – от привычной, хотя и не осмысленной тяги к традиции до суеверного представления о том, что крещение защитит, например, младенца от болезни. Может быть, защитит. Но не менее защитит, если христианин хотя бы немного узнает о своей религии и станет чуть больше понимать, что именно собирается сделать. Случаи, когда человек не понимает, зачем нужно креститься, одновременно не понимает, что не понимает, и не хочет понимать, но хочет креститься, – достойны профессионального религиоведческого интереса.

Есть одно исключение – молодые люди 17–18 лет. Это возраст, когда, действительно, трудно заинтересовать какими-то знаниями. А вот чем руководствуются родители таких молодых людей, когда отказываются «водить» их на беседы (как будто те не в состоянии сами прийти)? Вот пример: мама 18-летнего юноши хотела его крестить. Но, узнав о необходимости прослушать несколько бесед, сказала: «Нет-нет! Мы найдем другой храм. Зачем это надо? Мы хотим креститься просто так». И разговор на этом закончился.

Другие девушки, Катя и Рая, 19 лет, посетив две беседы, каждый раз опаздывая на полчаса и поминутно спрашивая преподавателя, скоро ли он закончит, сорвались и ушли, хлопнув дверью. «У меня нет сил! Я загружена учебой! Что это за порядки?! – возмущалась Катя по телефону. – Эти беседы только отталкивают людей!»

– Мы решили, что больше ее не увидим, – вспоминает Ирина.

Однако весной, на каникулах, девушка вернулась. Она оказалась круглой сиротой.

– Надо было ее немного согреть, чего в начале мы, может быть, не сделали. Что-то упустили, недоглядели, – говорит Ирина.

Прослушав еще две беседы, Катя опять пропала. В итоге она пришла креститься через год после того, как появилась первый раз.

– Я рада, что ей хватило характера прийти к крещению, – вспоминает Ирина.

– Кстати, мы всегда идем навстречу, если у человека особые обстоятельства, – говорит она. – Можем, например, провести курс из пяти бесед за один день. Бывает, что человеку трудно дойти до храма, например в силу возраста. Ведь креститься приходят и в 80 лет! В этом случае мы можем провести беседы на дому. В принципе для тех, кто явно не готов ходить и слушать регулярно и как-то общаться и взаимодействовать, мы можем сделать исключение.

А для остальных? Так ли нужны эти пять бесед, и стоит ли на них тратить время по субботам? Ведь с тех пор, как в храме введена новая система, количество крещаемых резко сократилось. «Более чем вполовину», – поражаются одни. «Раньше целая толпа во дворе стояла в субботу и воскресенье (дни общих крестин), а сейчас никого нет», – ужасаются другие. Однако слушатели курса из пяти огласительных бесед отзываются о них с одобрением.

Александр, 26 лет:

– От самих бесед я получаю вдохновение, это чувствуется. Каждый день размышляю об услышанном. Всю жизнь у меня были вопросы, на которые я наконец-то получаю ответы. Вот моя сестра крестилась в 16 лет и ничего такого не делала. Она ради забавы нашла крестного на несколько лет старше себя. И всё. Всё таинство.

– Как вы отнеслись к необходимости прослушать несколько бесед?

– Меня это не испугало, я даже, наоборот, хотел знать, что меня ждет. А то мне невеста купила одежды для крещения, а я приду и даже не пойму, что делать, что говорить, как себя чувствовать. Я хотя бы нервничать перестану после этих бесед! Конечно, беседы не всё охватили, но у меня жизнь впереди. Всё изучу. Главное – я получил вдохновение, с которым теперь буду этим заниматься. Теперь я смогу стать крестным. Правда, надо еще две беседы прослушать! Для крестных. Я считаю, это правильно. Надо же ребенку что-то объяснять!

Читать еще:  «Матроны.Ру», которые должны были случиться

– С точки зрения ликбеза это программа совершенно потрясающая, потому что я понял в первый же день, что я вообще ничего не знаю. Все, что пришло с общим образованием, абсолютно ничего не стоит, потому что либо не соответствует действительности, либо просто этого мало. Здесь все очень четко рассчитано. Есть некая программа минимум, и, на мой взгляд, она очень полноценно реализована, просто если идти глубже, то это уже не пять занятий и не десять – нужно заниматься на регулярной основе гораздо дольше. Это уже школа либо вуз.

– Для некоторых это является препятствием к крещению.

– Ну и неразумно, по меньшей мере. Собственно говоря, почему это должно меня остановить? Чем такое серьезнейшее дело будет более осознанным, тем это правильнее. Правильнее для себя самого. Поэтому довольно глупо, наткнувшись на смешное препятствие, говорить: «Ой, нет-нет, это сложно. Я как-нибудь по-другому». Я был давным-давно на службе – всенощная, Пасха, и мне все понравилось, кроме прихожан, которые в третьем часу службы, воспользовавшись короткой паузой, спросили: «Когда уже грехи-то отпускать будут?!» Вот, оказывается, зачем люди пришли. Так и здесь. С одной стороны, можно воспринимать катехизацию как препятствие, а правильнее это воспринимать, наоборот, как благо.

– Безусловно. Я не имел ни малейшего представления о том, что мне стало понятным после первого-второго занятия. О том, что я вообще собираюсь сделать. Все встало на свои места. И о Православной Церкви я ничего не знал. Хотя, казалось бы, мне уже 40 лет, как же я не знаю? Все я знаю. А ничего я не знаю, как выяснилось.

Наталья, 47 лет (бывшая католичка):

– Конечно, вначале я подумала: вот, придется на это потратить время, но впоследствии не пожалела, потому что было очень интересно и поучительно. Мне кажется, надо увеличить количество бесед. Как я стала католичкой? Мы жили среди поляков и не имели православной церкви. Был только костел. Люди не вникали, поэтому крестили своих детей в католичестве – и моя мама крестила меня и моего брата… В советское время было воспитано не одно поколение, лишенное элементарных представлений о Церкви, а такие беседы (читает по бумажке) способствуют распространению духовной грамотности.

– Я думаю, что это самая правильная система, потому что не понимаю, как, например, крестился мой брат. Он заплатил какие-то деньги, пришел, и его просто окрестили. Меня это не устраивает. Я хочу больше понимать, для чего всё это, чтобы это имело какую-то ценность в конце концов! Если это слишком просто, то, наверное, малоценно для человека. К тому же, слишком много неверной информации о Церкви вокруг нас. Все это развращает, отталкивает…

Вот так. Для тех, кто пришел всерьез, – беседы не помеха, а подспорье.

– Судьбы очень разные, – говорит Ирина Русова, которая горячо поддерживает новую систему огласительных бесед. – Устаю ли я от катехизации? Да я от нее летаю! – смеется она.

Мужчина лет 40 хотел креститься, чтобы повенчаться со своей женой. Она умирала. С ним пытались разговаривать. Было очень тяжело.

– Потому что этот человек оказался мало согласен принять какое-то школьное учение, – вспоминает Ирина. – Нужно было что-то такое, что бы его перевернуло. Не знаю, насколько мы смогли до него хоть что-то донести, потому что он все опровергал, во все тыкал нас носом. Но Символ веры на крестинах читал по-настоящему. Это был тот самый случай: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9: 24). Видимо, Господь вел его таким тяжелым и страшным путем, потому что другой путь не оказался бы спасительным. Это был очень сильный человек.

– Потом приходила женщина, больная раком, – продолжает Ирина. – Собиралась ложиться на операцию, далеко не первую, и очень хотела, даже если не останется в живых, умереть христианкой. Мы провели с ней пять бесед за неделю. Потом она крестилась и рассказывала о своей душевной борьбе, о том, как ей тяжело было прийти на крестины: сначала в двери замок заело, потом оторвался ремешок на обуви – всё какие-то неполадки. Она пришла в отчаяние и просто сказала (это ее слова!): «Отойди от меня, сатана, я на тебя плюю». И всё вдруг успокоилось, и она пошла.

– Можно вспомнить двух китаянок, которые слушали беседы очень внимательно. Они русскоговорящие, хотя родились в Китае. Живут в России, пришли к православной вере и хотят креститься. И они крестились. Потом была женщина, которая переходила к нам из мусульманства. О своей прежней религии она отзывалась отрицательно, и было видно, что ее шаг очень выжит жизнью. Такой продуманный, прожитый, очень сознательный. Позже я неоднократно видела ее на службах, – вспоминает Ирина. – Она стояла, как послы князя Владимира в Константинопольской Софии. На Пасху она даже немножко помогала.

– Когда крестятся дети лет 12–14, мы приглашаем их прийти на беседы вместе с крестными и родителями, они тоже могут посидеть послушать. И приходят! Была очень интересная семья из США: американская бабушка лет 60 с двумя американскими внучками лет по 12–14. И они очень хотели креститься именно в России, именно в Москве, именно в историческом храме. Для чего они приехали из Америки, привезли документ от родителей, которые разрешали бабушке крестить девочек в Православии, слушали беседы очень внимательно, бабушка что-то записывала, задавала вопросы. И потом крестились. Или молодая мама Наташа, лет 22, которую дома ждал младенец нескольких месяцев. Она еле-еле вырывалась на беседы! Но у нее горели глаза, ей было интересно и хотелось идти дальше. Это замечательные люди, – говорит Ирина.

– Конечно, отток есть, – заключает Ирина. – Это особенно видно на младенцах. Их количество сократилось вполовину, это точно! Но люди стали более сознательно подходить к таинству крещения.

Последний факт радует. Однако густая толпа на крестинах растаяла только из-за дополнительной катехизации. Разбежались катехумены. Увы! Зачем же они тогда стояли? Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь? А насколько мы вообще ценим Церковь? Ответ почему-то напрашивается малоутешительный.

Предкрещальные беседы и воцерковление?

Оригинал взят у tapirr в post

**
Странные слова в статье:

«Все приходы за этот небольшой период разделились на 3 группы.

Настоятели первой, самой многочисленной, ввели у себя так называемые предкрещальные беседы. Тематику этих бесед, частоту проведения и продолжительность определяют сами, исходя из опыта и собственного отношения к проблеме. В принципе, это совсем даже неплохо, уж кому, как не настоятелю, виднее всего, чему надо учить своих будущих прихожан. В среднем это, как правило, три часовые беседы и несложные «домашние задания» в виде заучивания наизусть нескольких основных молитв и ознакомления с догматами Православия.

Вторая группа — предкрещальная катехизация проводится в строгой рекомендации ОРОиК. Таких приходов меньше. В основном такая катехизация проводится силами приходского катехизатора.

И последняя группа приходов, не столь уж и малочисленная, игнорирует обязательную катехизацию, обходясь краткой беседой перед самим таинством.»

Что в первой группе, в основном, три беседы, это крайне печально. Три беседы — это не катехизация и профанация идеи катехизации (не устану это повторять). Но это ладно. Может, в этой группе кто-то практикует и нормальную продолжительность (от 3 месяцев и больше).

Читать еще:  Православие или смех? «Вредные советы» отца Саввы

Непонятнее насчёт 2 группы. «»в строгой рекомендации ОРОиК»»?? Я разбирал эту рекомендацию (ми по тэгу), там куча правильных красивых слов, и потом оговорка: но не меньше двух. Бесед. Как говорится, дайтедве. Так что эти рекомендации тоже форма саботажа.

«95%, если не больше, крещенных без катехизации не начинают ходить в храм. Трехлетний мой опыт проведения предкрещальных бесед показывает, что это число, хоть и незначительно, но сокращается, доходя примерно до 75–80%. Эта цифра не может не расстраивать, но все же это положительный результат, хотя, конечно, и недостаточный.»

Очень интересно! Очевидно, что-то не то с подготовкой, раз 7-8 ч. из десяти по прежнему не становятся христианами после научения. Такие вещи (как и ужасный случай в конце статьи) наводят на вот какие выводы.

Человек должен СНАЧАЛА начать «ходить в церковь». А потом это его «хождение» следует зафиксировать (уже как факт: да, он член общины) таинством. Т.е. не надеяться » на то, что посеянное семя веры со временем взойдет» (из статьи), а — сперва сеишь. Потом ждёшь, что б взошло. И вот , только увидев первыц маленький куцый чахлый, но росточик, говоришь: Принимаем тебя в нашу общину». Крестишь.

А я напомню тем, кто забыл, что крещение НИ ЧТО ИНОЕ как принятие нового члена в общину. Он сперва должен доказать своё желание быть её членом, а не только на словах его выразить. Многие ведь и к вранью склонны.

К последнему случаю (с многодетной; кстати, что-то ремонтировать ей авансом точно не следовало) ещё добавлю из жизни похожее. Один человек — очень вдумчивый и серьёзный — готовился даже не 3 месяца, а все 5, наверное. Всё читал, всё слушал, всё обдумывал. А потом — был окрещён. Исходили мы, что, раз получил «теоретическую подготовку», значит — готов. Это была ошибка.
В храм он ходить не стал.
Знаете почему?
Там люди оказались недостаточно вежливыми.
То на исповедь, то на причастие его — ну, не то, что бы толкали. Но вы же знаете, как это бывает: все толпой идут. Вот наш новообращённый и обиделся: «Раз им так срочно надо, пусть они и ходят». А сам не стал.

Отсюда два вывода:
1. Никакая — даже очень продолжительная — подготовка не сделает оглашённого членом церкви. Нужно практическое его введение в её жизнь (кстати, у Кочеткова это есть: огл. посещают вечерню, лит огл ).
2. Необходима проверка готовности каждого — индивидуально — по результатам подготовки. Готовности не только теоретической, но и практической. И только по результатам такой проверки крестить. Или нет.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Огласительные беседы перед крещением, собеседование перед крещением

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого количества различных церковных обрядов особое значение имеет таинство Крещения. С давних времен православная церковь осуществляет этот обряд над младенцами. Поэтому очень важно выбрать хороших поручителей, ведь ребенок еще не может быть за себя в ответе. Согласно всем правилам, крестными родителями должна быть проведена беседа с батюшкой перед крещением ребенка. О том, какая это беседа, как проходит и сколько длится, и пойдет речь дальше.

Огласительные беседы перед крещением, правила проведения

Огласительные беседы является основным ритуалом, который происходит перед крещением издавна. Люди, которые собирались принять христианство, сперва «оглашались», иными словами в течении пары лет они изучали основные положения веры, проходили собеседования.

Но такие люди не могли участвовать в общих литургиях, исповедоваться и причаститься. Только после выполнения всех заданий и соблюдения всех правил, человек через один или три года мог на Пасху принять Крещение. Такой длинный путь совершали люди ради приобщения к христианскому вероисповеданию.

Крестные родители – самые главные личности во время таинства. Именно они получают на руки из купели нового окрещенного младенца. Крестная мать и отец должны быть обязательно крещенными, в отличии от родителей, которые могут и не входить в церковь. Обряд Крещения должен быть основан на вере крестных.

Как проходит беседы перед крещением? Для этого крестные родители должны прийти к святому отцу, с которым накануне беседовали родители. Он и посвятит их во все подробности таинства. Сколько длится беседа перед крещением – зависит от крестных родителей, ведь они должны будут выполнить ряд заданий, полученных от батюшки.

Важно также помнить, что духовные наставники дитя должны быть правильно выбраны:

  • не могут крестить ребенка близкие родственники – родители, дедушки, бабушки;
  • монахи или те, кто собираются стать монахами, не могут брать на попечительство ребенка;
  • одного ребенка не могут крестить муж и жена;
  • психически неуравновешенные люди не могут принимать участие в обряде;
  • человек, лишенный возможности входить в церковь, то есть с наложенной епитимьей, не имеет права крестить ребенка.

Процесс подготовки к таинству Крещения очень ответственный. И это касается не только материальной стороны. Недостаточно просто купить крестик, крыжму, заплатить за процедуру и посидеть за праздничным столом. Важно подготовить себя духовно и соблюсти все требования церкви.

Если все рекомендации относительно выбора кумовей и их настроения были соблюдены, священник рассказывает, когда и где пройти беседу перед крещением.

Беседа перед крещением для крестных, первое занятие

Учитывая большой наплыв желающих окрестится и окрестить ребенка, в 2013 году патриаршество Русской Православной Церкви приняло решение о том, что бы беседа в церкви перед крещение проводилась обязательно. Эти беседы должны быть проведены как для биологических, так и для крестных родителей. Без огласительных бесед святой отец не имеет права проводит обряд таинства Крещения.

Огласительные беседы перед крещением для крестных проходят в два этапа. Сначала священник поясняет, какую роль крестные родители будут играть в жизни ребенка. Они будут обязаны нести ответственность за душу ребенка. Далее батюшка объясняет процедуру таинства и рассказывает, что предстоит делать каждому крестному. После выдает задание на дом – то, что должны знать духовные наставники.

Основные положения задания следующие:

  • знать наизусть семь заповедей Христа и десять Заповедей, прописанных в Ветхом Завете;
  • крестные родители должны обязательно исповедаться и причаститься;
  • молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево» выучить;
  • «Символ веры» либо заучить, либо уверенно читать, понимая смысл сказанного;
  • знать составляющие Нового Завета, а также полностью прочесть Евангелие от Марка;
  • перед таинством крещения следует причаститься, исповедаться, а так же соблюсти трехдневный строгий пост.

Также при первой встречи со святым отцом заполняются анкетные данные на крестных родителей и ребенка, которого будут крестить.

Выполнение задания духовными родителями иногда может длиться и месяц, поэтому планировать дату крестин нужно, опираясь на успехи будущих кума и кумы.

Беседа перед крещением ребенка с крестными, второе занятие

Вторая беседа является очень важным этапов в подготовке к таинству Крещения. Сперва батюшка проверяет, насколько хорошо крестные родители овладели теорий: молитвой «Символ веры», Евангелие и молитвами «Отче наш» и «Богородице Дево», а также всеми заповедями. Если с теоретическими знаниями все в порядке, тогда священник должен исповедать крестных.

Это делается для того, что бы убедится в искренности веры поручителей. Затем будущие духовные наставники причащаются. Если же крестные родители отказываются исповедоваться и причащаться, их батюшка просит отстранить и заменить другими, более сознательными особами. Он имеет на это право, так как крестные должны строго соответствовать установленным правилам обряда.

Читать еще:  «Как ты могла родить больного – ты же причащалась»

Процесс проведения огласительной беседы с крестными родителями носит название катехизация. Этот процесс настолько серьезный, что может затягиваться на неопределенное время, поэтому крещение часто откладывают и переносят. Тем, кто успешно проходят беседу в церкви, выдается справка об оглашении, которую заверяют печатью и подпись.

Если крестный отец или мать живут в другом городе, они могут пройти огласительную беседу по месту фактического жительства, а справку привезти с собой на крещение.

Очень много зависит также от священника, который проводит катехизацию. Одни ограничиваются парами вопросов, другие со свей строгостью и по всем правилам проводят беседу. Верным может быть и тот, и другой случай.

Беседа с родителями перед крещением

Биологические родители являются пассивными участника процесса крещения. С ними святой отец согласовывает основные вопросы:

  • дату крещения;
  • время обряда;
  • одежду ребенка;
  • имя, которое будет дано младенцу после крещения.

Перед тем, как обсудить выше упомянутые вопросы, батюшка узнает от родителей, как часто они посещают храм, молятся ли, причащаются ли. После этого он рассказывает про дальнейшие действия родителей после крещения. Они обязуются:

  • причащать ребенка;
  • водить в храм;
  • молится за него;
  • активно воспитывать в рамках православной веры.

После крещения главным наставником в семье крещенного должен стать Иисус Христос.

Родители должны помнить, что они так же, как и крестные родители, отвечают за душу младенца до его совершеннолетия, поэтому должны всецело способствовать его духовному становлению.

Таким образом, обряд Крещения носит под собой ряд подготовительных действий, основным из которых остаются огласительные беседы и с биологическими родителя, и с крестными. На духовных родителей возлагается большая ответственность за приучения ребенка к церковным законам, поэтому их знания и умения должны быть на высоком уровне.

Помочь и удостовериться в истинности знаний крестных помогут огласительные беседы, к проведению которых нужно отнестись очень ответственно.

Господь всегда с Вами!

Из этого видео Вы сможете узнать как проходит беседа с батюшкой перед таинством крещения:

Предкрещальные беседы: как довести человека до Церкви?

Что изменилось после введения практики катехизации перед крещением? Как проходят предкрещальные беседы в реальности? Нужны ли они впервые пришедшим в храм? Размышляет протоиерей Андрей Ефанов, на протяжении трёх лет готовящий людей к принятию первого в их жизни церковного Таинства.

Прошло совсем немного времени, как в Русской Православной Церкви стала обязательной предкрещальная катехизация, но уже можно обернуться назад и сделать выводы.

Все приходы за этот небольшой период разделились на 3 группы. Настоятели первой, самой многочисленной, ввели у себя так называемые предкрещальные беседы. Тематику этих бесед, частоту проведения и продолжительность определяют сами, исходя из опыта и собственного отношения к проблеме. В принципе, это совсем даже неплохо, уж кому, как не настоятелю, виднее всего, чему надо учить своих будущих прихожан. В среднем это, как правило, три часовые беседы и несложные «домашние задания» в виде заучивания наизусть нескольких основных молитв и ознакомления с догматами Православия.

Вторая группа — предкрещальная катехизация проводится в строгой рекомендации ОРОиК. Таких приходов меньше. В основном такая катехизация проводится силами приходского катехизатора. И последняя группа приходов, не столь уж и малочисленная, игнорирует обязательную катехизацию, обходясь краткой беседой перед самим таинством.

В принципе, настоятелю в определенной степени предоставлена свобода в организации катехизации на конкретном приходе, при соблюдении указанного минимума (три беседы и дополнительная «домашняя работа»). Этот минимум выполняется всеми, кто организовал катехизацию на приходе. К сожалению, это нововведение не по душе желающим креститься «поскору», пришедшие креститься сами или крестить своих детей (что случается чаще) искренне недоумевают, зачем это нужно, «ведь раньше этого не требовали». Многие просто разворачиваются и уходят, потому что знают, что есть приходы, где их крестят без всяких вопросов.

Увы, эта проблема непроста. С одной стороны, больно видеть совершенное нежелание людей ознакомиться с основами той веры, которую собрались принять сами или же приобщить к ней своих детей, с другой — непонятно, почему некоторые вполне духовно чуткие и молитвенно настроенные настоятели решаются игнорировать обязательные и, несомненно, необходимые требования по катехизации.

Можно предположить, что эти священники просто привыкли совершать таинства над людьми, безразличными к вере, но это не объясняет, почему данная привычка мешает критически посмотреть на плоды такой практики. 95%, если не больше, крещенных без катехизации не начинают ходить в храм. Трехлетний мой опыт проведения предкрещальных бесед показывает, что это число, хоть и незначительно, но сокращается, доходя примерно до 75–80%. Эта цифра не может не расстраивать, но все же это положительный результат, хотя, конечно, и недостаточный.

Остается надежда на то, что посеянное семя веры со временем взойдет. В случае же с крещением без катехизации шансов на это почти нет, и беседа, непосредственно предшествующая таинству, вряд ли будет расслышана. Стол накрыт, гости ждут, дети шумят — услышит ли в такой обстановке человек слово пастыря?

Конечно, очень многое зависит и от уровня катехизации на субъективном уровне. Спешная беседа, не располагающая к личностному контакту, без внимания к пришедшим на катехизацию не принесет добрых плодов. Но такое отношение, конечно, исключение. Чаще можно встретить замкнутость от пришедших на беседу, потому что им не всегда понятно, что же от них хотят. Нужен ответ на вопрос, почему же раньше этого не требовали?

Лично я объясняю это так: в советское время сам факт обращения за крещением был исповеданием веры. Потом был переходный период, в который Церковь проявила доверие к желающим креститься. И, лишь увидев, что из принявших крещение лишь совсем немногие становятся христианами, Церковь стала проводить подготовку к таинству, чтобы человек мог осознать, какой серьезный шаг совершает он, приходя креститься.

Научить молитвам несложно, объяснить основы веры — тоже. Несравнимо сложнее поделиться с людьми частичкой той благодати, которая сохраняет самого священнослужителя или катезизатора в Церкви. Здесь лишь духовный настрой, искренность, любовь имеют силу, знания и умение их преподать почти бесполезны. А значит, именно правильная духовная жизнь тех, кто ответственен за научение пришедших креститься, должна стать стержнем катехизации. Катехизация не должна начинаться и оканчиваться беседой. Началом должна быть уединенная молитва катезизатора, завершением — совместная молитва и Причастие Святых Христовых Таин.

За три года, которые я провожу катехизацию, можно подвести определенные итоги. Они, к сожалению, не столь радостны. Даже проведенная катехизация не гарантирует, что человек начнет ходить в храм. Есть, конечно, и радостные моменты, когда человек, познакомившись ближе с Православием, становится постоянным прихожанином. Но мне хотелось бы поделиться грустным случаем из моей практики.

Одна женщина, назовем ее Еленой, пришла креститься сама и крестить своих детей. Несколько месяцев с ней два-три раза в неделю занимался приходской катехизатор, было несколько бесед со священником, все это время она посещала храм. Выучила Елена молитвы, приобрела и другие знания. Попутно была оказана и необходимая материальная помощь, сделан ремонт в квартире, детям купили вещи и игрушки (Елена — бедная мать-одиночка). И вот, наконец, долгожданный день крестин. В этот день я в последний раз видел Елену и ее детей в храме.

Сказать, что это был для меня удар — ничего не сказать. Прошло больше года, но Елена в храм так и не пришла. На вопрос, почему она так поступает, мы услышали отговорки занятостью. Недавно у Елены родился четвертый ребенок. Я боюсь увидеть ее в храме. Если она и придет, то лишь затем, чтобы крестить новорожденного. И я не знаю, что мне ей сказать…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector