0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии

«Сказа́ние о неви́димом гра́де Ки́теже и деве Февро́нии» — опера русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В опере четыре действия, шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. Либретто было составлено композитором совместно с В. И. Бельским. Римский-Корсаков приступил к написанию музыки к опере в 1903 году. 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы.

О Китеже существует единственный письменный источник, озаглавленный «Книга, глаголемая Летописец». Вот что в ней говорится.

Был на Руси великий князь Георгий Всеволодович, строил города и храмы. В 6672 (1164) году он из Ярославля поехал вниз по Волге, пристал к берегу в месте, называемом Малый Китеж, и основал там город. А оттуда он отправился к озеру Светлояр, лежащему в глубине лесов. «И виде место то велми прекрасно и многолюдно». Тогда он основал на берегу Светлояра город Большой Китеж. «И начаша град той каменный строити в лето 6673 (1165), месяца маия в 1 день… и постройша его в лето 6676 (1167), месяца сентября в 30 день».

А в лето 6747 (1239), согласно «Летописцу», «прииде на Русь воевати нечестивый и безбожный царь Батый». Георгий потерпел поражение в битве и бежал в Большой Китеж. Но и там его настиг Батый и взял город, а князя Георгия убил «февраля в 4 день». «И после разорения того, — сказано в «Летописце», — запустеша грады, Малый Китеж, что на бреге Волги стоит, Больший же, что на бреге езера Светлояра. И не видим будет Болший Китеж даже и до пришествия Христова».

К «Летописцу» примыкает «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже», где говорится, что Большой Китеж стал невидим и оберегаем рукою Господа для обычных людей. Но те, кто в чистоте сердца взыскует Господа, способен увидеть этот город и получить в нём прибежище, ибо и по сей день в Китеже живут и молятся праведники.

Старообрядческая легенда о Китеже

«Летописец» и «Повесть» являются исторической фальсификацией. Хотя там и указано, что они написаны «в лето 6759» (1251), но там же говорится, что Китеж «стал невидим по молению и прошению тех, кто достойно и праведно к нему припадает, кто не узрит печали от зверя-антихриста. Только о нас печалуют день и ночь, об отступлении всего нашего государства Московского, ведь антихрист царствует в нём».

Понятно, что такое писание могло быть составлено только после начала церковного Раскола старообрядцами, то есть не раньше конца XVII века. Тогда начали возникать старообрядческие общины в Керженских лесах, где и находится озеро Светлояр. Предание указывало приверженцам старого обряда путь к истинному спасению и покою, а легенда о Китежграде служила дополнительной приманкой, суля фанатичным верующим возможность узреть город, сокрытый от глаз нечестивых стражей власти и официальной церкви, и навсегда укрыться в нём от преследований. Точное географическое указание места, где находится город, открывающийся только посвящённым, отражало географию старообрядческих поселений и возникший уже в их среде фольклор, связанный с местной топонимикой.

Об анахронизмах «Летописца» излишне говорить. Достаточно сказать лишь, что великий князь Георгий Всеволодович, о котором там говорится, родился только в 1188 году, а начал править после смерти своего отца в 1212 году. Но он действительно погиб в сражении с монголами на реке Сить 4 марта 1238 года – это событие народная память запомнила, хотя и с искажением.

Сокровенный смысл сказания о граде Китеже

Легенда о Китежграде неоднократно обыгрывалась в различных литературных произведениях. До сих пор она вдохновляет многих на Руси на поиск Града Небесного на земле – конечно, не географическими экспедициями, а путём духовного делания. Град Китеж стал символом непорочной чистоты Русской земли и святой православной веры, хранящейся в сокровенном месте до Страшного Суда, только после которого град Китеж станет видимым всем, кого Господь не низвергнет в ад. Но и до того времени Китеж открывается праведникам. Китеж – своего рода духовное убежище от власти антихриста и прообраз тысячелетнего царства Божия на Земле.

Читать еще:  Разгребаешь кучу мусора, а на дне ее – забытый Крест

Сказание о невидимом граде Китеже

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто Владимира Бельского

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер и художник-постановщик – Дмитрий Черняков
Художники по костюмам: Ольга Лукина, Дмитрий Черняков
Художник по свету – Глеб Фильштинский
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Камиль Кутыев
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова

Краткое содержание

Краткое содержание оперы публикуется в авторском изложении Дмитрия Чернякова

Вступление
Похвала пустыне

Действие I
Пустынь
Середина лета. Птицы поют, кукушка кукует. Дело к вечеру. В лесной глухомани, в пустыни, с детства живет Феврония. На ее голос собираются птицы и звери: Журавль, Медведь, Тур.
Заблудившись во время охоты, в пустынь забрел княжич Всеволод, сын правителя Великого Китежа князя Юрия. В изумлении он застывает перед Февронией, говорящей со зверьми. Не наваждение ли это?
Но Феврония ласково и приветливо встречает гостя, которого приняла за княжеского ловчего.
Всеволоду нужно спешить, ведь уже темнеет, к тому же кровоточит рана, оставленная медвежьими когтями. Феврония заботливо обмывает рану и прикладывает к ней лесные травы. Пораженный чудесным исцелением, Всеволод расспрашивает Февронию, кто она и почему живет одна в лесной глуши. Феврония говорит о своей простой и бедной жизни, о нужде, о зимней стуже. О желанном приходе весны, когда цветение природы и голоса вешних птиц рождают в ней чудесные видения, золотые сны. Она словно видит преображение природы в храм Божий – пророчество, которому суждено сбыться.
Всеволод поначалу с сомнением слушает необычные речи. Но рассказы Февронии о Божьей радости увлекают и его. Восхищенный княжич обручается с девушкой. Заслышав в лесу голоса охотников, он прощается с ней. Феврония в смятении: последовав за Всеволодом в Великий Китеж, она должна будет оставить лесную обитель, зверей и птиц.
Появляются разыскивающие княжича охотники во главе с Федором Поярком и объявляют Февронии, кто был ее гость.

Действие II
Малый Китеж
Толпится народ, идет торговля. Нищие просят подаяния, снуют мальчишки. Горький пьяница Гришка Кутерьма смешит толпу. Городская жизнь идет своим чередом. Но сегодня здесь царит необычное оживление: через этот город проедет невеста княжича Феврония. Древний старик пророчествует о страшном бедствии и разорении, которое постигнет землю. Сперва испугавшись, толпа отказывается верить предсказаниям – беды, мол, ждать неоткуда.
«Лучшие люди» (богатые китежане) с негодованием наблюдают за оживлением толпы: оскорбил их Всеволод, взяв невесту без роду, без племени. Снабдив деньгами бражника Гришку Кутерьму, они хотят, чтобы тот унизил Февронию. Гришка рад поглумиться. Наконец-то прибывает Феврония в сопровождении Федора Поярка.
Толпа приветствует невесту. К Февронии пытается протиснуться изрядно захмелевший Гришка, но его не пускают. Она берет пьяницу под свою защиту. Кутерьма издевается над Февронией, высмеивая ее низкое происхождение. Она отвечает искренне и смиренно, жалеет горького пьяницу. Гришка теряется, злится и от злости кричит, предрекая Февронии нищету и унижения.
Общее смятение прерывает Поярок, призывая заводить свадебную песню. Но песня обрывается. Ко всеобщему ужасу пророчество старика сбывается: орды хана Батыя во главе с Бедяем и Бурундаем врываются в город. Татары убивают перепуганных жителей, хватают Февронию, ослепляют Федора Поярка.
Никто не указал им дороги на Великий Китеж. Один только обезумевший от страха пыток Гришка соглашается вести татар.
Феврония молит Бога сотворить град невидимым.

Действие III
Великий Китеж
В полночь весь народ от старого до малого собрался, чтобы узнать участь Великого Китежа. Все обступили Федора Поярка, который вместе с Отроком добрался до города. Всех потрясают его полные ужаса слова о страшном бедствии, о падении без боя Малого Китежа, о том, что, по слухам, сама невеста Феврония ведет татар к Китежу Великому.
Народ подавлен. Скорбит старый князь Юрий. Молитвы китежан чередуются со знамениями. Отрок видит горящий город и кровавые реки, текущие из его ворот. Это видение сменяет картина разоренного Китежа, и наконец Отроку является пустой берег озера Светлый Яр, затянутый туманом: город исчезнет с лица земли.
Китежане готовятся к смерти. Княжич Всеволод призывает мужчин в поле, на битву с врагом. Дружина уходит навстречу неминуемой гибели. Остаются жены, матери, дети. Они прощаются друг с другом.
Сами собой тихо загудели церковные колокола, на город густым покровом опускается туман. На пороге смерти или нового рождения скорбь китежан сменяется светлой радостью.
Сеча при Керженце
Княжеская дружина гибнет в кровавой битве с татарами. Всеволод получает сорок смертельных ран.
У озера Светлый Яр
Глухая ночь, темень непроглядная. Противоволожный берег, где стоит Великий Китеж, окутан густым туманом. Гришка выводит татар к озеру. Бедяй и Бурундай подозревают, что Кутерьма специально завел их в чащу и угрожают ему расправой, если поутру не увидят города, а пока привязывают его к дереву. Усталые татары делят добычу. Бурундай требует себе Февронию и во вспыхнувшей ссоре убивает Бедяя. Весь стан погружается в сон. Феврония плачет по погибшему Всеволоду. Кутерьму терзают страх смерти и китежский звон Успения, который непрерывно ему чудится. Окликая Февронию, он умоляет вызволить его, но та боится татарской расправы. Гришка признается, что велел всем говорить, будто это она повела татар на Китеж, а значит, беречь свою жизнь ей теперь незачем. Феврония поражена и напугана чернотой гришкиной души, но его жалобы заставляют ее перерезать веревки. Она отпускает Гришку, чтобы он смог замолить грех предательства. Кутерьма от страха не может бежать. В отчаянии он хочет броситься в озеро, но останавливается как вкопанный: в первых лучах зари он видит пустой берег и опрокинутое отражение города. Праздничный звон становится все громче. Кутерьма теряет рассудок и с диким криком бросается в лес, увлекая за собой Февронию.
Его крики разбудили татар. Увидев в воде отражение невидимого Китежа, они в безотчетном ужасе разбегаются.

Читать еще:  Значит, нету разлук, существует громадная встреча

Действие IV
Непроходимое место в китежских лесах
Темная ночь. Сквозь чащу много дней пробирается обессиленная Феврония в разорванном платье, Кутерьма следует за ней. Гришкины речи безумны. Не зная, где спрятаться от страха, он то возвращается к прежнему нахальству, то слезно жалуется. Феврония учит его молиться земле-матери, но Гришке повсюду чудятся бесы, и в конце концов он с диким воплем убегает в дремучую чащу.
Феврония окликает Гришку, но ответа нет. Она осталась одна. Путь завершен. Феврония ложится на траву и ждет смерти. Она погружается в блаженное состояние: усталость и боль прошли. И будто во сне начинают сбываться ее пророчества: мистическим образом все, о чем рассказывала она Всеволоду при первой встрече, обращается в явь. В момент, когда душа ее покидает земную жизнь, она видит преображение леса в Божий храм, видит райские цветы, слышит вещих птиц. Птица Алконост поет о смерти, покое и милости, птица Сирин – о радости и вечной жизни.
Феврония встречает погибшего жениха Всеволода. Полная сил, она бросается к нему. Теперь он приносит ей хлеб – хлеб причастия. Они отправляются в далекий путь, и перед дорогой исстрадавшейся Февронии нужно укрепиться. Крошки хлеба она бросает лесным птицам.
Хождение в невидимый град
Успенский звон все громче и громче. Сирин и Алконост поют о новом небе, новой земле, о светлом царстве и несказанном свете.
Невидимый град
Феврония и Всеволод входят в град Китеж, чудесно преображенный. Яркий, яркий свет со всех сторон. Феврония сквозь слезы умиления всматривается в счастливых китежан. Здесь и князь Юрий, и Отрок, и прозревший Поярок. Она узнает знакомую свадебную песню – ту самую, что не допели в Малом Китеже. Не помня себя от счастья, Феврония не понимает, за что ей эта радость, удивляется свету и белизне риз. Князь Юрий отвечает, что этот свет – молитвы праведных, что огнистыми столпами восходят к небесам, а белые ризы омыты слезами мучеников.
Среди этой гармонии Февронии не хватает только одного: она помнит об оставшемся в лесу Гришке и хочет ввести его в град. Но его время еще не пришло. Тогда Феврония пишет ему письмо и сообщает, что Китеж не пал, но скрылся, а китежане не умерли, но живут в дивном месте. Письмо Февронии – благая весть, указывающая на знамения как на путь в невидимый град.
Под колокольный звон и песнь вечной радости Всеволод и Феврония идут в собор венчаться.

Читать еще:  Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?

О спектакле

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – последняя большая эпическая опера Римского-Корсакова. Само ее длинное название адресует к былинным сказаниям, к их неторопливому, поэтически образному слогу. Думается, что главные слова в этом названии – «невидимый» и «дева». В последние годы своей жизни, пришедшиеся на начало смутных времен в России, композитор много размышлял о драматической судьбе родины и уже предчувствовал новые испытания, которые ей предстояло пережить. Он писал о «душных, тревожных состояниях», беспокоивших его, и грезил о «невидимой», то есть призрачно-идеалистической, затерянной в былинно-сказочном прошлом «девственной святой Руси». В философии этой оперы (а к ней нужно относиться именно как к философскому труду) много аллюзий и подтекстов. Сам сюжет ее мифологичен и в существе своем близок к библейским притчам: это история о силе человеческой природы, одухотворенной верой. Той силе, которая побеждает бесовскую «нежить» (слова самого Римского-Корсакова) искренностью и истовостью веры. Не случайно поэтому половину оперного действия занимают молитвы, коллективные или потаенно-исповедальные. А весь интонационный строй «Китежа» как бы всматривается вглубь, в исконные, сакральные первоосновы «русского духа». В этот последний период своей жизни Римский-Корсаков находился на вершине творческой зрелости, но постоянно занимался обновлением своего музыкального языка. Он писал: «Я чувствую, что вступаю в какой-то новый период и что овладеваю приемом, который у меня до сих пор являлся как бы случайным…» Речь идет об особой манере вокального письма, близкой к древним крестьянским распевам, свободным от тисков западноевропейской классической гармонии. Именно в «Китеже» результаты этих поисков достигли совершенного воплощения, как в больших хоровых сценах, так и в монологах солистов.
Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 года в Мариинском театре и прошла с исключительным успехом, которому предшествовали полтора года напряженных репетиций. Многие идеи шестидесятитрехлетнего композитора даже молодому поколению артистов казались чересчур радикальными, и однажды, уходя с очередной репетиции, Римский-Корсаков воскликнул: «Ноги моей не будет в этом театре». Общий язык все же был найден, композитор высоко оценил плоды нелегкого совместного труда.
Впоследствии театр неоднократно обращался к «Китежу»: постановки 1910, 1918, 1958, 1994 годов и, наконец, нынешняя – 2001 года. Режиссер Дмитрий Черняков использовал некоторые элементы оформления первой постановки, например – живописные занавесы Коровина и Васнецова. Но присущий ему новаторский дух проявился и в этой работе. Уже в начале действия декорации лесной пустоши, где обитает Феврония, пленяют зрителя видеорядом удивительной, сказочной прелести. Они столь причудливы, что сразу переносят зрителя в иные временные и пространственные координаты, в смысловое поле русского эпоса. По-иному решен образ Малого Китежа – вместилища мирских сует. Он напоминает некий привокзальный буфет с его обычной нищетой и неприкаянностью. Наконец, в финале режиссер блестяще визуализировал метафору преображения человеческого духа – путь искупления грехов и вознесения из земного тлена в царство небесного света.
Враг внешний мыслится Дмитрием Черняковым как враг внутренний, укоренившийся в слабых душах, беспомощных перед соблазнами порока. Тревожные предчувствия Римского-Корсакова находят, к несчастью, свое воплощение в сегодняшней России. Поэтому грандиозный духовный труд композитора, помещенный в партитуру «Китежа», до сих пор остается актуальным и даже злободневным. О том, почему так происходит, режиссер и размышляет в своей постановке.
Владимир Раннев

Спонсор постановки: Фонд Мариинского театра (Великобритания)

Мировая премьера: 7 февраля 1907 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 20 января 2001 года

Продолжительность спектакля 4 часа 50 минут
Спектакль идет с тремя антрактами

Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector