0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Праздник Рождества Богородицы: красота нашей веры

Содержание

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

История праздника

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка. «Из Назарета может ли быть что доброе?» — презрительно отзывались евреи о нем. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом.

Праведные Иоаким и Анна

Родителями Девы Марии были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна — младшая дочь священника от племени Ааронова Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетны, так как святая Анна была неплодна. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и 40 дней со слезами молился Господу о даровании дитяти.

Узнав об этом, жена его, бывшая дома, сильно скорбела. Как-то Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария.»

С той же вестью явился ангел в пустыне и Иоакиму. Благодаря всем сердцем Бога, тот с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой с твердой верой в исполнение обетования Господа.

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Место Рождества

Пещера, бывшая частью дома Иоакима и Анны

Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. На этом месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.

О католическом догмате «Непорочного зачатия»

«Непорочное зачатие», картина Мурильо. Иконография включает изображение Марии, парящей в небесах на полумесяце

Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы, называя это зачатие преславным и святым. Однако она не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь , которая в XIX веке провозгласила догмат «Непорочного зачатия». Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом — от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, «из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.»

Установление праздника

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот день празднуется рождение Той, через Которую пришёл Христос Спаситель.

Этот праздник установлен Церковью уже в древности. Первоначально он возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви. Cв. равноапостольная Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы.

Текст праздничного тропаря «Рождество Твое, Богородице Дево» имеется и в римско-католической службе, что является едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей. Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом.

Значение праздника

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Читать еще:  Великая суббота и Пасха в храме Всемилостивого Спаса

Ветхий Завет по преимуществу был временем Божиих обетований о спасении и человеческих упований на грядущее спасение. Господь из всех народов земли избирает Себе народ израильский и из всех родов израилевых – род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Господь Иисус Христос. Последним звеном цепи Божественных избраний и началом нашего спасения было Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы , которое Святая Церковь празднует в начале церковного года.

Рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества . Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:

— Лестница Иакова (Быт. 28:10-17);
— Пророчество Иезекииля (Иез. 43:27, Иез. 44:1-4);
— Слова Книги Притчей Соломоновых (Притч. 9:1-11).

В Рождестве Богородицы заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего не чем иным, как приготовлением пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель. Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была раскрытием на земле великой и страшной тайны любви Божией к миру и человеку, а затем Ее служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Поэтому и годичный богослужебный круг развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Документальный фильм. «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея.

Величание Рождеству Пресвятыя Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва в день Рождества Пресвятыя Богородицы
О, Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и земли Царице, на радость и утешение всему миру от безплодных и безчадных родителей Богом дарованная! Родившися Божиим промышлением, Ты разрешила еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми. О, Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей безчестия и от всякаго порабощения вражескаго. Наипаче же даруй нам, Пресвятая Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя, вопиюще: Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему. Слава девству Твоему, Мати Безневестная. Купно же с Тобою сподоби нас непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощенно, во чреве Твоем неопально носимо, Емуже слава подобает, честь и покланение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. А минь.

Праздник Рождества Богородицы: красота нашей веры

Рождество Богородицы — праздник, открывающий праздничный ряд нового православного года. Он, как и все остальные христианские праздники, имеет в народном сознании свои приметы и свои особенности.

Православие, пришедшее на смену язычеству, не смогло окончательно победить и после тысячелетней борьбы вынуждено было сменить тактику: перейти от прямого запрещения язычества к его «воцерковлению» и «обоживанию».

Сегодня все христианские праздники несут на себе «языческие отметины» и тесно переплелись с народными верованиями и превратились в церковно-народные.

Ранние осенние церковные праздники, начиная с Успения (28 августа) и заканчивая праздником Покрова (14 октября), по народным приметам и поверьям означали прощание с летом, переход к новому времени года — осени.

Рождество Богородицы – граница лета, осеннее равноденствие, новолетие , после которого день становится короче ночи, а календарь меняет окрас природы. Осень с 22 сентября, после осеннего равноденствия полностью вступает в свои права. Существовала народная поговорка:

«Первая Пречистая – жито засевает, Вторая – дождем поливает».

Вторые осенины соединяли в себе два начала: земное и духовное. Земное – праздник урожая, духовное – Рождение Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

Праздник Рождества Богородицы — это переход от лета к осени. В этот день продолжаются по всем законам гостеприимства народные гулянья: проводы лета, праздник урожая, встреча осени.

Вторые осенины сменили Первые – Успенские . К этому дню с полей все должно было перейти в амбары: зерно, лён, овес. С огорода – в погреба: лук, картошка, свекла, репа, морковь.

Овощной урожай дал еще одно название дню – Луков или Огородин. В этот день заготавливали калину. Селяне благодарили и чествовали Землю, образом которой была Богородица.

Этот Праздник назывался также «Пасековым» днем. Им заканчивался сбор меда, пчелы впадали в зимнюю спячку, в ульи на зиму закладывали сахар. Существовал также близкий по смыслу обряд «Похороны мух»: ловили муху или иное насекомое, закладывали его в «домину» и относили на поле и зарывали в могилу. Это знаменовало собой оцепенение насекомых на зиму.

Осень, богатая на красоту и урожай, дает еще одно удивительное название Празднику Рождества Богородицы — «Богач». С ним связаны особые обряды, напоминающие новогодние святки (вторые осенины — «други святки»), настраивающие на то, чтобы в доме всегда были доброта, тепло и достаток. Все в день Богача друг другу желали: «Будь богат как осень!». Молодежь в этот день тоже гадала.

Существовал и другой обряд, связанный с этим днем: с каждой семьи брали по ложке зерна и собирали его в общий лубок. Потом с ним обходили дворы, как бы очерчивая магический круг.

Круг должен был хранить от болезней, бед, напастей и несчастий. Люди верили в действенность обряда: он придавал им психологическую уверенность, настраивая на позитив и исполнение желаний.

В России Богач постепенно начинает обретать новую жизнь. Желающие его отпраздновать выбираются в осенний лес, участвуют в особых обрядовых действиях.

Они программируют на материальное благополучие, успех в делах, удачу в достижении цели, организуется общая трапеза, в старину называемую братчиной, которая также имеет глубокие народе корни.

В самый день Рождества Богородицы народ собирал в одной из изб большую трапезу, к которой заранее готовились, запасая свежие продукты. Готовилась кутья с медом из круп нового урожая, пеклась кулебяка с рыбой, варилось пиво, закалывали барана, готовился студень. Участникам трапезы подавали испить из общей чаши свежего пива, славя Богородицу, Мать – Землю. Праздник, в зависимости от урожая, мог длиться от нескольких дней до недели.

В этот день принято было родителям и крестным обходить дома молодоженов, смотреть, как они живут, как устроились. Хозяин показывал двор, утварь, хозяйка – свое хозяйство. Молодые подносили гостям угощение. Поэтому этот день назывался «Поднесеньевым днем», в который заканчивалось бабье лето.

Все было готово к встрече осени и Рождество Богородицы отмечалось как начало осенних святок по аналогии с зимними святками, наступавшими после Рождества Христова.

Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск

21 сентября православные празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Все аспекты этого праздника, историю, иконы и молитвы, мы рассмотрим в данной статье.

Читать еще:  Перед грозой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы: история

Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века “Протоевангелие Иакова”.

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”

Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Пресвятой Богородицы

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни

Святые Иоаким и Анна

Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)

Зачатие Пресвятой Богородицы

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV – начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300

Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Молитвы Рождества Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождества Богородицы , глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Читать еще:  Первая диссертация по теологии: кто и почему критикует?

Проповеди на Рождество Божией Матери

Рождество Божией Матери. Проповедь митрополита Антония Сурожского

Мы все – род Божией Матери. Слово протоиерея Всеволода Шпиллера в день – Рождества Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы: Истина, полнота и красота нашей веры. Проповедь протоиерея Валериана Кречетова в праздник – Рождества Богородицы.

Все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано. Проповедь священника Михаила Немнонова в праздник Рождества Богородицы.

Вы прочитали статью Рождество Пресвятой Богородицы | История | Иконы. Читайте также:

“Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…”, – о Рождестве Пресвятой Богородицы

Каждый церковный год оканчивается воспоминанием событий блаженной кончины Пресвятой Девы. Затем, первого сентября (14 сентября по новому стилю) следует церковное новолетие. И через несколько дней каждый новый церковный год открывается воспоминанием событий Рождества Пречистой – Той, с кого началось искупление человечества.

В ничем не примечательном иудейском городе Назарете, о котором некоторые израильтяне пренебрежительно спрашивали “из Назарета может ли быть что доброе?” (Ин. 1:46) жила пожилая пара благочестивых супругов – Иоаким и Анна.

Иоаким был состоятельным скотоводом и происходил из рода царя Давида, а Анна имела корни в священническом сословии. Жена первосвященника Захарии Елисавета приходилась ей племянницей, а сын Захарии и Елисаветы Иоанн Предтеча – троюродным братом её внуку (по человечеству), Господу нашему Иисусу Христу.

История Рождества Богородицы

Благословлённую Всевышним жизнь пожилой четы святых праотцев Иоакима и Анны омрачало только одно обстоятельство – у них не было детей (как не было их некогда и у святых праотцев Авррама и Сары, также благословлённых Богом).

Праведники не роптали на Бога и не теряли веру. Вместо этого, они много благотворили и горячо молили Господа о рождении чада. Иоаким и Анна даже дали Богу обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу.

Однажды Иоаким, оставив супругу дома на хозяйстве, пришёл в Иерусалимский храм, чтобы принести Богу положенную по закону Моисееву жертву в дни одного из иудейских праздников.

Первосвященник Иссахар знал о неплодности Иоакима и Анны и считал, что через это Господь обличает какой-либо сокрытый святой четой грех. “Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия”, – заявил первосвященник.

Опечаленный Иоаким тут же покинул храм и ушёл в пустыню, где стал со слезами молить Бога о даровании дитя. Его супруга Анна в это же время молилась о том же в Назарете, в саду своего дома.

В этот момент перед святой Анной предстал Ангел, который возвестил ей волю Всевышнего: “Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой”. Одновременно, с аналогичным приветствием ангел явился и к Иоакиму в пустыне.

Обрадованный праотец поспешил домой, где встретил радостную жену свою. Очень скоро по возвращении мужа Анна поняла, что носит под сердцем дитя. Через положенное время, супруга Иоакима родила дочь, которую нарекли “Марией”, что значит “надежда, госпожа”.

До трёх лет святые Иоаким и Анна утешались общением со своей благословенной дочерью, а потом, согласно данному Богу обету, привели её в Иерусалимский храм и отдали на обучение первосвященнику.

Источники и установление праздника

О событиях, предшествующих Рождеству Пречистой Девы, нам сообщает апокрифический источник написанный в конце II века по Рождестве Христовом и известный как “Протоевангелие Иакова”.

Часть сведений о событиях начала земной жизни Богоматери содержат и другие вошедшие в Предание Церкви сочинения, такие как “Евангелие детства” (оно же – “Евангелие от Фомы”), “Книга Иосифа Плотника” и т.п.

Празднование Рождества Богородицы установлено Церковью в V-VI веках. Первые сведения об этом относятся к сочинениям Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и требнику Римского папы Геласия (492-426 годы), а также не дошедшему до нас кондаку преподобного Романа Сладкопевца (536-556 годы).

Как и другие богородичные праздники, Рождество Богородицы Церковь стала отмечать более торжественно в противовес распространившейся в те времена монофизитской ереси, объявлявшей, что если даже Господь Иисус Христос и был не только Богом, но и человеком, вся человеческая природа в Нём была поглощена природой Божества.

На православном Востоке Торжество в честь рождения Пречистой Девы распространилось широко уже в VII столетии, а в Римской Церкви только к XIII-XIV векам.

Практически во всех Церквях Запада и Востока Рождество Богородицы открывает новый церковный год (непосредственная дата начала 1 сентября) и приходится на 8 сентября (21 сентября по н.ст.). И только египетские христиане-копты отмечают его 9 мая (н.ст.).

Традиции и особенности Торжества

Богослужения Двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, включающие 1 день предпразднства и 4 дня попразднства, духовенство совершает в облачениях голубого цвета.

Каноны праздника принадлежат преподобным Иоанну Дамаскину и Андрею Критскому. Стихиры праздника писали Константинопольский патриарх Герман, Солунский епископ Анатолий, Иосиф Песнописец, Стефан и Сергий Святоградцы.

Всенощное бдение с полиелеем содержит в себе три чтения из ветхого завета (паремии), содержащие прообразы рождества Богородицы: “Лестница Иакова”, “Пророчество Иезекииля”, а также слова из “Книги Притчей Соломоновых”.

В первой паремии сообщается о видении Иаковом лестницы, которая соединила небо с землею; во второй пророк Иезекииль Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, то есть Господом Иисусом Христом.

Если празднество выпадает на постный день, то ради великого события, православным христианам разрешается вкушение рыбы.

В народном календаре к празднику Рождества Богородицы уже убирали урожай и устраивали праздник, посвящённый плодородию и семейному благополучию, за которые благодарили Матерь Божию.

Интересные факты о Рождестве Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы – наиболее древнее из дошедших до нас песнопений этого торжества (V-VII века) и редкий случай полного совпадения богослужебного песнопения в Римо-католической церкви и Православных Церквях.

В Москве существует целый небольшой район, посвящённый родителям Пресвятой Богородицы – Якиманка. Он состоит из улиц Большая Якиманка, Малая Якиманка, Якиманский проезд и прилегающих к ним территорий.

Несмотря на то, что Иоаким и Анна жили в Назарете, их Пресвятая дочь родилась в Иерусалиме. На территории Старого города около Львиных ворот сегодня располагается монастырь Святой Анны, где по Преданию раньше располагался дом, в котором Пречистая появилась на свет.

В 1854 году папа Пий IX-ый возвёл в степень догмата ранее выдвигавшееся некоторыми католическими богословами мнение о непорочном зачатии Девы Марии, которое не разделяют Православные Церкви, так как на это нет никаких указаний в Священном Писании и Священном Предании.

Первый храм в честь Рождества Богородицы был построен в Иерусалиме по указанию матери святого императора Константина Великого,святой равноапостольной царицы Елены, еще в IV веке.

В Ферапонтовом Белозерском Богородице-Рождественском мужском монастыре (Вологодская область) в соборе Рождества Богородицы сохранились удивительные по глубине фрески начала XVI столетия, выполненные знаменитым иконописцем из учеников преподобного Сергия Радонежского – преподобным Дионисием.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector