1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Праздничный намаз – это подарок Всевышнего верующим

Праздничный намаз – это подарок Всевышнего верующим

Праздничный намаз является крайне важной по шафиитскому масхабу сунной (суннат-ун-муаккадатун). А по ханафитскому – ваджибом (больше чем сунна – меньше чем фард).

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому тому, кто имеет возможность для его совершения, порицаемо ею пренебрегать.

Сунной по шафиитскому и ваджибом по ханафитскому масхабу является совершение праздничного намаза в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть длинной дорогой, а вернуться короткой. У кого нет возможности совершить намаз в мечети, и есть на это Шариатом обоснованная разрешительная причина, – тот может совершать праздничный намаз дома.

Этика праздника: действия, являющиеся желательными, но необязательными

В эти дни желательно все то, что и в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть праздничную одежду (лучше белого цвета), отправиться на намаз пораньше. Не стоит слишком много времени и денег уделять для покупки праздничной одежды.ассказывают, что Умар бин Абдуль Азиз (пятый праведный халиф) (раа) в праздничный день увидел своего маленького сына, одетого в изношенную рубашку, и заплакал. Сын спросил: «Что заставило тебя заплакать?» Умар ответил ему: «О сынок, я боюсь, что в этот праздничный день ты будешь в печали оттого, что твои сверстники увидят тебя в этой изношенной рубашке». На что сын ответил: «О Повелитель Правоверных, поистине печалиться стоит тому, кого Аллах не наделил Своим довольством, или же тому, кто заставляет страдать своих родителей, а я надеюсь, что Аллах будет доволен мною, так как ты, мой отец, доволен мною». Прижав его к себе, Умар заплакал, поцеловал в лоб и прочитал дуа за него. И после смерти Умара его сын был самым набожным среди людей.

Также есть поговорка:

«Праздник не у того, кто надел хорошую одежду. Праздник у того, кто проявил больше усердия в поклонении».

Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно что-нибудь съесть, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы затем поесть блюда из жертвенного мяса.

С момента наступления праздничной ночи (а она начинается с азана на магриб) крайне желательно многократное произнесение такбира дома, в дороге, в мечети, на рынке – делая это вслух и громко. Женщинам же в присутствии посторонних мужчин не разрешается произносить вслух такбир. Его время заканчивается, когда имам начинает праздничную службу. Желательно идти на праздничный намаз одной дорогой, возвращаться – другой. Раздать закятуль-фитр (активная ссылка на матерал закят-уль-фитр) до отправления на намаз.

Когда читается ид-намаз?

Во время праздника разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам) и в праздник жертвоприношения (Ид-аль-адха, Курбан-байрам).

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда солнце поднимается над горизонтом на размер штыка, спустя 30 минут после восхода солнца. Это время начала зуха (духа)-намаза – Его срок истекает с наступлением обеденного намаза, т. е. когда солнце оказывается в зените – за 15–20 мин до азана.

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз по случаю Уразы-байрама ради Всевышнего Аллаха» .

Если намаз совершается джамаатом (коллективно), то к намерению ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Как и в других намазах, связывая с намерением, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу.

Подробное описание праздничного намаза

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два рака’ата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

«Субхаанакял-лаахумма уа бихамдикь, уа табааракясмукь, уа та‘аляя джаддукь, уа ляя иляяхэ гайрукь»

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы. По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя).

Перевод: «Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:

«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин. Ар-рахмаани ррахиим. Мяялики яумид-диин. Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин. Ихдина ссыраатоль-мустакыым. Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин»

Примечание: Слова «аминь» произносится про себя.

После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) в первом рака’ате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).

«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» (Св. Кур`ан, 87)

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» в обычном порядке делает поясной и земной поклоны, после встают на второй рака’ат.

Во втором рака’ате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:

«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид уа лям юуляд. Уа лям якул-ляху куфуван ахад»

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом рака’ате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон. Затем все делается так же, как при совершении первого рака’ата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака’ата, они садятся на левую ступню и читают ташаххуд.

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

«Ат-тахияяту лил-ляяхи уас-солауаату уат-тойибаату, Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю уа рахматул-лаахи ва баракяятухь, Ас-саляяму ‘аляйнаа уа ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн, Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь»

Во время произнесения слов «ля иляха» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.

Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салауат:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа Ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, Уа баарик ‘аляя сайидинаа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа Ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа Ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид»

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум уа рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

На этом два рака’ата праздничной молитвы завершаются. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):

«Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа»

Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):

«Аллаахумма анта ссаляям уа минкя ссаляям, табааракта я заль-джаляяли уаль-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя уа щукрикя уа хусни ‘ибаадатикь»

Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу.

Необходимо заметить, что во время совершения двух рака’атов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом. После намаза имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь о празднике разговения и.т.д.

Метод совершения праздничного намаза (салят уль-ид). По ханафитскому и шафиитскому мазхабу.

По мазхабу имама Абу Ханифы

‘Ид — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Читать еще:  Найти и прочитать древние мифы. Древние легенды и мифы доказаные учеными

Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.

Порядок совершения ‘ид-намазов
Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма’мумы) для праздничного намаза. Ма’мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма’мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллахума табарака исмука ва та’ала джаддука вала илаха гайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар» или прочитать «субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар». После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А’ла» вслух, затем совершают руку’ и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку’а. Совершают руку’ сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).

Такбир, читаемый в дни ташрика
Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ла илаха иллаллаху валлаху акбар. Аллаху акбар валилахил хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.

Желательные действия в оба дня
В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками
Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «Аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаху акбар кабиран валхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила ла илаха иллаллаху вахдаху садака ва’даху ва нассара ‘абдаху ва а’аза джундаху ва газамал ахзаба вахдаху ла илагьа илла ллаху вала на’буду илла иййяху мухлисина лахуддина ва лав карихал кафируна. Аллахумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ва ‘ала асхаби Мухаммадин ва ‘ала азваджи Мухаммадин ва салим таслима».

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)».

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «альФатиха». После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар», или «ал-Гашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

А ты идёшь на праздничный намаз ?

12 999 просмотров

Всевышний Аллах предписал мусульманам отмечать два праздника: Иду-ль-фитр (Ураза байрам, праздник разговения) и Иду-ль-адха (Курбан Байрам, праздник жертвоприношения). Слово «’ид», происходит от слова «’ауд», что означает «возвращение», «возобновление». Одно из объяснений происхождения данного слова заключается в том, что мусульмане в дни праздников проявляют радость, которая возвращается к ним каждый год.

Аллах говорит в Коране (перевод смысла аятов): «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (сура «Высочайший», аяты 14, 15). Аллах также говорит:«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (сура «Обильный», аят 2).

Некоторые учёные считают, что аяты суры «Высочайший» относятся к празднику Иду-ль-фитр. «Преуспел тот, кто очистился» – то есть выплатил закату-ль-фитр; «поминал имя своего Господа» – то есть возвеличил ночь перед праздником; «и совершал намаз» – то есть совершил праздничную молитву.

Аяты же суры «Обильный» учёные относят к празднику Иду-ль-адха. «Посему совершай намаз ради своего Господа» – то есть совершай праздничную молитву; «и закалывай жертву» – то есть совершай жертвоприношение.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, у ансаров со времён джахилии осталось два праздника в году, в которые они веселились. Затем Аллах заменил их на Иду-ль-фитр и Иду-ль-адха, которые олицетворяют окончание двух великих видов поклонения, двух столпов ислама – поста и хаджа в месяц Рамадан.

Передаётся, что, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, у жителей города было два дня веселья и развлечений. Тогда он сказал:«Аллах даровал вам вместо них два более прекрасных дня: день жертвоприношения и день разговения» (Абу Дауд, Ан-Насаи).

Утром в день праздников мусульмане совершают праздничный намаз. По одному из мнений учёных, праздничный намаз является настоятельной сунной (желательным), по другому – коллективной обязанностью, по третьему мнению праздничный намаз является индивидуальной обязанностью мусульман.

Время совершения праздничного намаза

По времени совершение праздничного намаза совпадает с намазом духа – желательный намаз, время совершения которого начинается с момента поднятия солнца на высоту копья после восхода (примерно, через 10–15 минут) и заканчивается перед зенитом.

Передаётся, что однажды несколько всадников вернулись из поездки и засвидетельствовали, что видели молодой месяц, после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал всем разговляться и на утро собраться в месте всеобщего моления (Ахмад, Абу Дауд).

Читать еще:  Что нужно знать о ребенке, рожденном в год Кролика (Кота)? Люди, рожденные в год кролика Малыши - Дракончики.

Место совершения праздничного намаза

Праздничный намаз желательно совершать в открытом месте, как это делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания. Если он хотел в это время послать куда-нибудь военный отряд или отдать какое-нибудь распоряжение, то делал это, после чего возвращался в город (Аль-Бухари, Муслим).

Место, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы, находилось вне города. Он выходил вместе с людьми на открытое место за пределы города, что подчёркивало праздничность этих дней. На праздничные намазы отправлялись все мусульмане – мужчины и женщины, дети и старики, богатые и бедные. Совершение праздничного намаза всеми вместе на открытой местности более соответствует духу праздника, передаёт праздничную атмосферу и демонстрирует силу ислама и единства мусульман.

Точно так же поступали и праведные халифы – Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) – после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые выходили вместе с народом для совершения праздничных намазов.

Дозволено совершать праздничный намаз и в мечети (а по мнению некоторых учёных, даже предпочтительнее). Тем более нет никакой проблемы в том, чтобы совершить праздничный намаз в мечети, если для выхода на открытое место есть какие-либо препятствия, как, например, плохая погода или возможная фитна (как, например, плохое поведение). Так, передаётся, что жители Медины во времена халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) совершили намаз в мечети по причине дождя, который помешал им выйти в привычную молельню.

Как уже было сказано, в праздничные дни, дни всеобщей радости, на намазы отправлялись все мусульмане. Умм ‘Атыйа (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Нам было велено выходить в день праздника. Мы выводили и незамужних девушек из их комнат и тех, у кого шли месячные кровотечения. Они становились позади людей, произносили вместе с ними такбир и обращались вместе с ними к Аллаху с мольбами, надеясь на благословение этого дня и его очищение». В одной из версий хадиса говорится: «Кто-то из женщин сказал: «О посланник Аллаха, у одной из нас нет джильбаба (покрывала)». На что он ответил: «Пусть её подруга даст ей свой джильбаб, чтобы она могла одеться»» (Аль-Бухари, Муслим).

Некоторые особенности праздничных намазов

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешил с совершением праздничного намаза в день Иду-ль-адха (праздник жертвоприношения) и немного откладывал совершение праздничного намаза в день Иду-ль-фитр(праздник разговения). Как говорят учёные, причина этого заключалась в том, что жертвоприношение желательно совершать в начале дня, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заботился о том, чтобы люди успели это сделать. Однако нельзя откладывать намаз в день Иду-ль-фитр так, чтобы это приносило неприятности людям, как на это указывали сподвижники.

Перед праздничным намазом в день Иду-ль-фитр желательно позавтракать. Перед же праздничным намазом в день Иду-ль-адха желательно не есть. Передаётся, что в день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из дома, не позавтракав, а в день жертвоприношения он завтракал только после совершения праздничного намаза (Ахмад, Ат-Тирмизи).

На праздничный намаз желательно отправляться пешком. Передаётся, что ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «В соответствии с Сунной, на праздничный намаз следует отправляться пешком» (Ат-Тирмизи). Молящимся желательно отправляться на праздничный намаз пораньше, после утреннего намаза, поскольку они должны стремиться попасть в первый ряд, и поскольку в ожидании намаза заключается благо. По пути желательно много произносить такбир (см. ниже) и другие зикры, повышая при этом голос. Также желательно искупаться, привести себя в порядок, надеть чистую красивую одежду и умаститься благовониями (мужчинам).

По пути на праздничный намаз следует проявлять смирение перед Всевышним Аллахом и отказаться от высокомерия. Женщинам следует вести себя скромно, не душиться и не одеваться так, чтобы привлекать внимание.

Имаму, напротив, желательно выходить на праздничный намаз позже. Так же как и на пятничный намаз, на который имаму желательно приходить или непосредственно к хутбе, или ближе к ней. Кроме случая, если он опасается, что что-то может задержать его. По мнению некоторых учёных, имаму следует отправляться на праздничный намаз позже, ближе к самому намазу, по причине того, что люди прекращают произносить такбир, когда увидят имама, как это делали некоторые сподвижники. Таким образом, имаму не следует идти вместе с людьми и сидеть с ними до наступления времени намаза, поскольку это более соответствует статусу имама. Также имаму следует надеть самую лучшую одежду, которая у него есть. Однако, как указали некоторые учёные, она не должна быть слишком хорошей, чтобы не отталкивать бедняков, и не должна быть слишком простой, чтобы не отталкивать состоятельных людей.

Желательно идти на праздничный намаз по одной дороге, а возвращаться – по другой. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвращался с праздничного намаза не той дорогой, по которой шёл на него (Аль-Бухари).

Порядок совершения праздничного намаза

Праздничный намаз совершается до праздничной хутбы (проповеди). Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и ‘Умар совершали праздничные намазы до праздничной проповеди (Аль-Бухари, Муслим).

Праздничный намаз состоит из двух ракатов. В первом ракате после такбирату-ль-ихрам (первое произнесение «Аллаху Акбар», которым начинается намаз) и дуа аль-истифтах(дуа, которые желательно читать перед началом чтения «Аль-Фатиха») и до ат-та’авуза (произнесения «а’узу би-Лляхи мина щ-щайтани р-роджим») и чтения суры «Аль-Фатиха» произносится семь такбиров («Аллаху Акбар»), при каждом из которых поднимаются руки. От Ибн Масъуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он говорил между такбирами: «Аллаху Акбар кабиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран, ва субханаЛлахи букратан ва асыля». По этой причине часть учёных посчитала это желательным.

Далее намаз совершается как обычно до начала второго раката. В нём совершается всё то же самое, что и в первом, за исключением того, что вместо семи такбировчитается пять. Сура «Аль-Фатиха» и идущие за ней читаются имамом вслух.

До и после праздничного намаза не совершаются другие. Также для праздничного намаза не читается азан и икама.

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во время праздничного намаза в день разговения следует семь раз возвеличить Аллаха словами “Аллаху акбар!” в первом ракате и пять раз – во втором ракате, после чего в обоих ракатах следует прочесть Коран» (Абу Дауд).

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничный намаз из двух ракатов, причём он не молился ни до, ни после этого намаза (Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы без азана и без икамы(Абу Дауд).

После праздничного намаза читаются две хутбы, таким же образом, как и перед пятничным намазом.Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания (Аль-Бухари, Муслим).

Тому, кто пропустил праздничный намаз, желательно восполнить его в той же форме, в которой он совершается. Тому, кто опоздал на один ракат, следует доделать намаз, произнеся во втором ракате пять такбиров, как об этом говорилось выше.

Произнесение такбира

В ночь на праздники желательно произносить побольше такбира. Аллах говорит в Коране: «Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней (поста) и возвеличили Аллаха (произносили такбир) за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «Корова», аят 185). Некоторые учёные даже сказали об обязательности произнесения такбира. Такбир громко произносится дома, по пути к месту совершения праздничного намаза и в самом месте. Произнесение такбиразаканчивается с началом имамом праздничного намаза. Такбир читается следующим образом: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд».

Нельзя специально договариваться произносить такбир вместе и тем более устанавливать «ведущего», который произносит такбир, и за ним его произносят остальные. Так не поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и это близко к нововведению.

Использованные источники: «Шарху зади-ль-мустакни’», шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкити

Праздничный намаз

Празднование торжества в той форме, которой доволен Аллах и его Посланник Мухаммад (мир ему и благословение)

Само слово «Ид» происходит от слова «Авд» («повторение», «возвращение») – возможно, из-за повторения праздника в каждом году, или из-за множества вознаграждений, уготованных Всевышним Аллахом Своим рабам в этот день, или из-за возвращения радости по его возвращению. Слово же «аль-фитр» означает «разговение».

Всевышний Аллах заменил для мусульман праздники, которые отмечали во время джахилия (время невежества до прихода Ислама), двумя большими праздниками Ислама:

1) праздником по окончанию священного месяца Рамазан,

2) праздником жертвоприношения.

Одним из значимых особенностей праздничного дня стало совершение коллективной праздничной молитвы.

Совершение праздничного намаза «Салатуль Ид» было установлено во втором году по Хиджре, и первый праздничный намаз, который совершил Пророк(мир ему и благословение), был намаз Ид-аль-фитр в втором году от переселения. Анас ибн Малик сказал, что когда Пророк(мир ему и благословение) пришёл в Медину, у ансаров было два дня, в которые они радовались и праздновали. Пророк(мир ему и благословение) спросил их: что это за два дня? Они ответили: это два дня, в которые мы радовались и праздновали во время джахилии. И сказал Пророк(мир ему и благословение): «Воистину Всевышний Аллах заменил вам эти два дня лучшими другими двумя днями: праздниками разговения и жертвоприношения».

Читать еще:  А что государство предлагает вместо беби-боксов?

Праздничный намаз по Шариату является сунатун муаккад (усиленно желательным намазом).

Также некоторые учёные сказали, что праздничный намаз является «фарзул кифаятом» из-за большего внимания и усердия Пророка(мир ему и благословение) над его выполнением. Пророк Мухаммад(мир ему и благословение) ни разу до смерти не оставил его, и сподвижники после смерти Пророка(мир ему и благословение) усердствовали над его совершением, из-за того что он считается одним из знамений Ислама.

Желательно совершить праздничный ид-намаз коллективно, как совершал его Пророк(мир ему и благословение), всем тем, которые обязаны совершать пятничный намаз. Также желательно совершить ид-намаз индивидуально тому, у которого не получилось присутствовать на коллективном намазе. Коллективный намаз считается лучше для всех, за исключением паломника, совершающего хадж. Для него же считается желательным совершение индивидуального ид-намаза.

Время совершения ид-намаза

Начало времени совершения ид-намаза наступает с восходом солнца первого числа месяца Шавваль, и длится оно до обеденного азана того же дня. Хадис Пророка(мир ему и благословение) передаёт Аль-Бара ибн Азыба: «Я слышал, как Пророк(мир ему и благословение) сказал: «Воистину первое, с чего мы начинаем сегодняшний день, это совершение намаза», а день начинается с восхода солнца».

Тот, кто упустил совершение ид-намаза коллективно с имамом, пусть совершает один, и его намаз будет считаться совершённым, если он успел совершить его до обеденного азана; если же он не успел, то упустил время его совершения. Но ему желательно совершить его как возмещающий намаз, так как желательно возместить ид-намаз, как другие желательные намазы.

В праздничный день желательно немного отложить совершение ид-намаза на время, пока солнце не поднимется в высоту на размер стоящего штыка. Так делал Пророк(мир ему и благословение).

В этом заключается мудрость того, что в праздничный день желательно раздать закат-сах (обязательную милостыню) до совершения праздничного намаза, а перенос намаза немного расширяет время для раздачи милостыни – закята.

Ид-намаз состоит из двух ракаатов. Сподвижник Умар сказал: «Праздничный намаз жертвоприношения состоит из двух ракаатов, праздничный намаз после месяца Рамазан тоже состоит из двух ракаатов».

Этика и желательные действия в день праздника

Купание и чистота.

Желательно купаться в оба праздника, подобно тому, как купаются в день пятничного намаза. Рассказывают, что Абдуллах ибн Умар «совершал купание в праздничный день Ураза-байрама до рассвета».

Желательно совершить купание человеку, который будет присутствовать на коллективном намазе, и тому, кто не может присутствовать на нём. Желательно подготовиться к праздничному дню: сбрить волосы с мест, где желательно брить волосы, постричь ногти, удалить неприятный запах с тела и одежды. Это праздничный день, и в нём желательно всё то, что желательно совершить в пятничный день.

Употребление пищи.

Желательно, что-то покушать до ид-намаза в праздничный день Ураза-байрама. Наилучшим является покушать то, что человек кушает в обычные дни, или финики, если человек не найдёт то, что упомянуто, желательно покушать по дороге или на месте совершения намаза, если будет возможность, чтобы отличить этот день от других дней.

В хадисе Пророка(мир ему и благословение), рассказанном от Бурайдата, говорится: «Пророк(мир ему и благословение) не выходил из дома в день Ураза-байрама, не покушав что-то…».

Одевание красивой одежды.

Желательно в праздничный день надеть лучшее из одежды. Лучшим из цветов одежды является белый. Праздничные дни, как и пятничный день, равны по желательности надевать красивую одежду, по соблюдению чистоты, по благовонию, бритью волос, удалению неприятного запаха.

Это всё желательно совершать и тому, кто хочет посетить праздничный намаз, и тому, кто остаётся дома и совершает его индивидуально, так как этот день – день приукрашивания, и в нём все равны.

Также желательно участвовать на праздничном намазе маленьким детям вместе с родителями.

Желательно тому, кто идёт на праздничный намаз, пойти в мечеть пешком, кроме как если есть причина не делать этого: например, болезнь или дальность места совершения праздничного намаза или др.

Также желательно тому, кто идёт на праздничный намаз, идти в мечеть или в место, где совершают праздничный намаз, одной дорогой, а возвратиться другой дорогой. Желательно идти туда длинной дорогой, а возвращаться домой коротким путём.

Присутствие женщин на праздничном намазе.

Желательно присутствовать на праздничном намазе и женщинам, кроме тех женщин, которые являются обладательницами красоты. Тем же женщинам, которые являются красивыми и которые притягивают взоры мужчин из-за их красоты, одежды или благовония, то им нежелательно посещать праздничный намаз.

В хадисе Пророка(мир ему и благословение) сказано: «Вы не удерживайте рабынь Всевышнего Аллаха от домов Всевышнего Аллаха, пусть они выйдут не надушившиеся благовониями».

Пребывание в богослужении в праздничную ночь.

Желательно оживить обе праздничные ночи богослужением: совершением намаза, чтением Корана, поминанием Всевышнего Аллаха (зикр), обращением к нему с мольбой о прощении грехов или о чём-то другом, восхвалением Пророка(мир ему и благословение) посредством чтения салавата. Вот как об этом сказано в хадисе Пророка (мир ему и благословение), рассказанном от Абу Умамата: «У того, кто оживит обе праздничные ночи, не умрёт сердце в тот день, когда умрут сердца».

Рассказывает имам аш-Шафии (да смилуется над ним Всевышний Аллах): «До меня дошло, что говорят: воистину на мольбу отвечают в пять ночей:

1) в пятничную ночь

2) в ночь Курбан-байрама

3) в ночь Ураза-байрама

4) в первую ночь месяца Раджаб

5) в серединную ночь месяца Шаабан».

Желательно в этот день вселять радость в сердца близких людей, посетить родных и близких, раздать садака неимущим и бедным.

Всё, что было сказано выше, является той формой празднования торжества, которой доволен Аллах и его Посланник Мухаммад(мир ему и благословение).

Теперь подумайте, братья, что среди нас есть и те, которые соблюдают пост целый месяц, а потом отмечают этот праздник, ставя на стол запретное – спиртное – и подобное этому, или женщины обслуживают гостей, не закрыв свой аврат, и т. д. Всё это, как мы знаем, по Исламу является недопустимым.

Все мы должны стремиться следовать пути, установленному Исламом, и отдаляться от всех запретов, чтобы Аллах принял наши посты и другие богослужения. Да примет Аллах наши посты и благие деяния, озарит наше сердце светом имана и сделает нас из числа Его праведных рабов. Аминь!

Ид-намаз — праздничный намаз в честь Аллаха

Ид — намаз — правила совершения праздничного намаза

Ид-намаз обязательный (ваджиб). Чтобы получить больше вознаграждения, ид-намаз совершают коллективно.

Ид-намаз установился во втором году хиджры. Первым совершил его Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) в день разговения.

Жители Медины при переселении Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) в город праздновали 2 дня праздник шариата. В рассказах упоминается, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил жителей, и те ответили, что веселились 2 дня. Посланник Аллаха сказал, что Аллах дал людям самые лучшие дни — праздник разговения (Идуль-фитр) и праздник жертвоприношения (Идуль-адха).

Кто совершает джума-намаз, обязан совершить ид-намаз. Он состоит из двух ракаата и хутба, как и пятничный намаз. Отличие: хутбу читают после намаза, в пятницу — хутбу читают перед ним.

Какие действия совершают при ид-намазе?

Искупаться, надушиться благовониями, надеть красивую одежду, выйти раньше на намаз. Перед разговением и дорогой в мечеть съесть нечетное количество фиников. Только на намаз Курбан-байрама прием пищи откладывается (съедают жертвенное мясо после намаза).

По дороге читают такбир про себя, вслух — в Курбан-байрам. Идут по одной дороге, а возвращаются по другой. До намаза раздают закятуль-фитр. После молитвы желательно посетить кладбище, раздать больше милостыни. Обе ночи не спят, читают Коран, совершают намаз, поминают Аллаха.

Как совершается коллективный ид-намаз?

Когда солнце поднимется на размер штыка (3,5 метра) над горизонтом, наступает время ид-намаза. Начинается зуха-намаз. Через 30 минут после восхода солнца и до обеденного намаза, когда солнце ближе к зениту.

Намаз праздничный начинают со слов «ассалату джамиа» («приходите на коллективный намаз). Пришедшие выстраиваются рядами. После произнесения «Аллах акбар» совершающие намаз складывают на животе руки и читают дуа «Санаъ». Потом имам читает три такбира. При каждом все поднимают руки вверх, как при вступлении в молитву, опускают и не складывают руки. Такбир произносится с интервалами 3 раза отдельно, чтобы присутствующие могли произнести «Аллах акбар». После третьего такбира руки соединяют на животе. Затем имам читает вслух «Аль-Фатиху» и еще одну суру. Совершают руку’a и сужуд, встают на второй ракаат. После чтения «Аль-Фатихы» и суры идут такбиры (как в предыдущий раз) 3 раза и последний такбир для руку’а.

Потом совершают руку’a, сужуд, «Аттахийяту» читают. Саломом выходят из намаза. Все сидят на местах, имам читает две хутбы. После — проповедь о празднике разговения или о жертвоприношении.

Ид-намаз — подарок Всевышнего верующим.

Если статья была для вас ценной, сделайте репост!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector