1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Право на Новый год, или Как поститься в праздники

Новый год во время поста – ночь без праздника?

В субботу, 28 ноября, у православных христиан начнется сорокадневный Рождественский пост. Готовясь к нему, Елена Ямпольская задала несколько насущных вопросов настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». О духовном смысле поста игумен Нектарий (Морозов) – в прошлом, кстати, москвич и журналист – рассказывал «Известиям» 2 марта 2009 года. А чем уникален именно Рождественский пост? Как людям, только вступающим в церковную жизнь, смириться и отложить веселье до 7 января?

О. Нектарий: Да, чтобы поститься, необходимо «плыть против общего течения». Можно сказать еще точнее: для того и необходим пост, чтобы научиться плыть таким образом. В современном христианине далеко не всегда с первого взгляда можно распознать человека верующего. Слишком мало тех отличий, которые должны в его жизни присутствовать. Например, христианин должен отличаться тем, что он не лжет, не осуждает, не гневается, не корыстолюбив, не привязан к благам и прелестям этого мира… А на самом деле мы все к этому миру очень привязаны. Пост дается трудно не столько организму, сколько еще не окрепшей душе. Но именно преодолевая трудности, душа становится сильнее. То есть то, что является сложностью поста, составляет его сущность. И называется словом «подвиг».

Известия: Но все-таки – как быть с Новым годом? Тем более что в 2010-м 1 января приходится на пятницу… Лечь спать, накрыв голову подушкой, чтобы не слышать разрывы петард во дворе? Никаких компромиссов, никакого праздничного стола?

О. Нектарий: В какой-то момент человек, живущий церковной жизнью, просто забывает, что есть такой праздник – Новый год. Всё сосредотачивается на подготовке к Рождеству. Но для делающего первые шаги то, о чем вы говорите, и правда проблема. Думаю, новогодний ужин в семейном кругу, в кругу друзей не будет большим грехом. При определенной изобретательности постный стол можно сделать очень вкусным и по-настоящему праздничным. А если сесть за стол вечером, до 12 часов, то это будет еще четверг… Вообще трудно бывает сразу перепрыгнуть от одной жизни к другой. Если вдруг жестко закрутить в себе все гайки, это приведет к срывам и полной расслабленности в итоге. Поэтому некоторые компромиссы нужны. Только чем дальше, тем меньше их должно становиться, а не наоборот.

Известия: Дети ждут на новогодние каникулы подарков и развлечений – редкие родители способны им в этом отказать…

О. Нектарий: А зачем отказывать? И подарки, и умеренные развлечения, и поездки – хорошо бы в такие места, где храм доступен, – всё возможно. Но главное – надо постараться приучить детей к ожиданию Рождества. Точно так же, как они привыкли считать дни до Нового года. Вера в сердцах детей не должна насаждаться сверху. То, чего детский ум не понимает, чего душа ребенка не вмещает, не может быть воспринято иначе, как из-под палки. Детская жертва Богу – маленькая, но очень дорогая – должна быть добровольной.

Известия: В связи с началом поста наверняка возобновится дискуссия: почему бы Русской Православной Церкви не перейти с юлианского календаря на григорианский и не выровнять расписание праздников по нашему, светскому образцу…

О. Нектарий: В богослужебном отношении юлианский календарь имеет много преимуществ перед григорианским. Переходить на новый стиль только ради решения проблемы Нового года – праздника совершенно не церковного, было бы недостойно.

Известия: Кстати, благодаря Рождественскому посту появляется удивительная возможность почувствовать себя человеком старой России. Для нас январь и февраль – время дремотное, вялое, а ведь раньше это были самые шумные и веселые месяцы в году. Кто выдержит пост, с удовольствием будет гулять от Рождества до Прощеного воскресенья включительно…

О. Нектарий: Немного ошибочно мнение, что радость от завершения поста связана с возможностью «есть что угодно» и «гулять». Пост – время, когда человек изо всех сил старается собраться, научиться жить более цельно, более строго к себе, более внимательно. Обидно потом сразу всё растерять. Гораздо обиднее, чем тому, кто сидел несколько месяцев на диете, вернуть за какую-нибудь неделю потерянные килограммы…

Известия: С конца ноября до 6 января – тяжелый для организма период. Холодно, световой день минимальный. Клонит ко сну, энергии и так не хватает, а тут еще надо отказаться от мясных и молочных продуктов. Хотя, если я правильно понимаю, Рождественский пост в гастрономическом отношении не столь строг, как Великий?

О. Нектарий: Он действительно не строг: большую часть поста можно использовать при готовке растительное масло. По субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни – если они не приходятся на среду или пятницу – можно подкрепить силы рыбой, морепродуктами и вином.

Известия: На каких церковных службах Рождественским постом надо побывать непременно?

О. Нектарий: Во-первых, это, как обычно, все воскресные дни. 4 декабря – будем называть даты по новому стилю – праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 17 декабря совершается память великомученицы Варвары. А 19-го – память святителя Николая, архиепископа Мирликийского, именуемого в России Чудотворцем – за удивительные чудеса, связанные с его именем, и за готовность скоро откликнуться на призыв о помощи.

Со 2 января, дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Игнатия Богоносца, начинается период предпразднества Рождества Христова, и, у кого есть возможность, очень хорошо присутствовать на всех вечерних богослужениях. 6 января утром – богослужение Навечерия Рождества Христова.

Известия: Во многих храмах Рождественским постом прихожан соборуют, однако существует устойчивое предубеждение, будто собороваться необходимо только безнадежно больным, умирающим людям…

О. Нектарий: Cоборование – или Елеосвящение – это Таинство, в котором Церковь молится об исцелении тех язв – душевных и телесных – которые нанесены нам грехами, и испрашивает благодатные силы для полноценной христианской жизни. Тяжко больных и умирающих соборуют, но обратной логики в этом нет. «Если пособоровался, то скоро умру» – так рассуждать ни в коем случае нельзя, это предрассудок. В помощи и благодати Божией мы нуждаемся всегда – невзирая на то, сколько еще нам осталось провести в этом мире.

Известия: Как подойти к посту творчески? Ограничения в еде, воздержание от супружеских отношений – что еще? Ведь у каждого свои слабости. Один мог бы во время поста оставлять меньше «постов» в интернете. Для другого болтовня по мобильному стала чем-то вроде наркотика…

О. Нектарий: Перед постом хорошо сесть, подумать и разобраться: что в моей повседневной жизни вредит душе? Чего я мог бы не делать или делать гораздо меньше? Лазить по интернету без конкретной цели, болтать – причем не только по мобильнику, телевизор смотреть, сердиться, злословить…

Известия: В большинстве организаций перед Новым годом устраивают вечеринки для сотрудников. Вряд ли кризис отменит эту традицию. Присутствие на «корпоративах» желательно вплоть до обязательности. Как человеку, который держит пост, не выглядеть белой вороной и не испортить отношения ни с коллегами, ни с начальством?

Читать еще:  Как компенсировать потенциальный вред здоровью детей во время самоизоляции?

О. Нектарий: Когда-то и мне приходилось решать для себя этот вопрос. Есть целый вечер капустные салаты – несложно, сложнее – оказаться по этому поводу в центре внимания. Как будто входишь в холодную воду. Но потом я привык, и ко мне привыкли. Причем настолько быстро, что даже обидно было: как же так, никто и не замечает.

Право на Новый год, или Как поститься в праздники

Имеем ли мы право отпраздновать Новый год в пост, как поститься в предновогодние и посленовогодние дни и достойно встретить Рождество, рассказывает протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.

– Отец Игорь, близится Новый год, как соединить его празднование с Рождественским постом? В Рождественский пост можно рыбу, например, значит, сложностей быть не должно?

– В Православной Церкви существует устав, и рыба разрешается далеко не каждый день. Но существует практика, которая сейчас распространена практически повсеместно, что в Рождественский пост, кроме среды и пятницы, рыбу едят. И я не считаю нужным это запрещать, хотя соблюдение устава приветствуется.

Например, что касается меня, я считаю, что мне полезнее есть рыбу только в субботу и воскресенье, а в остальные дни стараться от нее воздерживаться. Просто иначе я поста не почувствую. Любая рыба – это так вкусно, какой там пост! Но требовать этого от всех я не могу.

Конечно, Рождественским постом серьезные проблемы с Новым годом. Вплоть до того, что некоторые люди отчаянно доказывают, что нужно переходить на новый стиль в календаре.

И когда я спрашиваю, какие у них аргументы, они на полном серьезе говорят: «Но ведь Новый год! Как же? Получается, что все как люди справляют, а у нас пост!».

Конечно, мы имеем право отпраздновать Новый год, но с постным столом – рыба, морепродукты. Некоторые ревностные православные чуть ли не демонстративно ложатся спать и все. Когда спросишь, сразу: «Я Новый год не справляю, я православный человек, а это языческий праздник!».

Мне это не близко, я считаю, что Новый год – это хороший праздник. И то, что он выпадает у нас на пост – не должно отменять поста, но допустимо смягчить пост в день новогоднего праздника. А начиная со второго числа, вплоть до Рождества пост становится особенно строгим.

– Отрицательный опыт поста, когда поститься так и не получилось – значит, все, недостоин праздника Рождества?

– Я думаю, что слова «не получилось» могут быть применимы только к тем людям, которые даже не пробовали поститься. У них вообще никаких проблем нет, они и не собирались поститься.

Но если человек попытался, то значит, он хотя бы что-то сделал. А если он что-то сделал, то пусть он порадуется этому «что-то», тому немногому, что он сделал. Работники одиннадцатого часа, как мы знаем, награждаются так же, как и работники первого.

Если мы говорим о начале поста, то начать, потом бросить и больше до конца не поститься – это неправильно. В любом деле – конец делу венец. Я думаю, что если кто-то начал, попостился и бросил, то, поскольку еще весь пост впереди, пусть он постарается вернуться к посту хотя бы за какое-то малое количество дней до его конца. Это будет здорово, потому что тогда он действительно будет «работником одиннадцатого часа».

Даже если человек после Нового года начнет поститься, дня за четыре, за пять до окончания поста соберётся и решит: вот хоть столько я сделаю – это тоже будет очень хорошо. Раз не получается по-другому, пусть будет хоть так.

Тот, кто хотя бы что-то сделал, пусть поблагодарит Бога за это «что-то». И решит для себя, что в следующий раз он сделает больше. Раз я смог три дня поститься, значит, смогу и четыре, и пять. В жизни очень важно, чтобы наше движение шло по нарастающей, чтобы не было регресса. Если я в этот год попостился 10 дней, а в следующий – 9, то велика вероятность, что дальше будет еще хуже. И наоборот, если я в этот год попостился 9 дней, а в следующие – 10, то идёт рост.

– Радость Рождества, в чем ее особенность?

Радость Боговоплощения, Рождества – конечно велика. Дело в том, что Рождественский пост, он не такой, как Великий, и по сложности, и по богослужениям. Великим постом все меняется, вся жизнь, весь жизненный уклад. А Рождественским постом все проще, более обыденно, есть, конечно, определенные уставные изменения, но они верующими почти не ощущаются.

Конечно, Рождество – это торжество любви Божьей. Бог стал человеком. Любовь Божья к людям явлена с такой силой, так любит Бог человека, что Сам становится Человеком. Конечно же, эта любовь обращена не только к постникам, а ко всем без исключения людям, это радость для всех.

Пост, однако, может соделать душу способной более полно и глубоко пережить эту радость. Но только, разумеется, при условии, что не будем свысока смотреть на тех, кто не постился.

Новый год и Рождественский пост: Совместимы ли традиции?

101 год назад в России празднование Нового года впервые совпало с православным Рождественским постом.

101 год назад в России празднование Нового года впервые совпало с православным Рождественским постом.

Наверное, каждый, кто хотя бы раз попытался соблюдать дни Рождественского поста в соответствии с церковным Уставом, задумывался: а как быть с новогодними праздниками? Ведь у большинства даже глубоко воцерковлённых христиан есть родные и близкие, для которых Новый год – самый любимый семейный праздник, отказываться от которого они уж точно не собираются. Как и от ставших за многие десятилетия «традиционными» салата оливье, селёдки под шубой, шампанского, абхазских мандаринов и новогодней ёлки. Пусть зачастую искусственной, но создающей особый праздничный уют и тёплую ностальгию по детству с ожиданием подарков от Деда Мороза и Снегурочки.

Новый год – самый любимый праздник у детворы. Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Согласитесь, знакомая и очень трогательная картина, всплывающая в памяти практически у каждого? Правда, корнями она уходит не в новогодние празднования, а в дореволюционные рождественские традиции. Однако до событий 1917 года никто и подумать не мог, что празднование Нового года хоть как-то может нарушить Рождественский пост. Ведь по «старому стилю» (использовавшемуся в России до календарной реформы 1918 года Юлианскому календарю) пост завершался аж за неделю до Нового года – 25 декабря – в великий двунадесятый праздник Рождества Христова.

Из истории новогодних традиций

Конечно, Новый год праздновался и в Российской Империи, но это было лишь один из дней рождественских святок – времени, когда постные дни вовсе отменяются (даже в среду и пятницу). В этот день, 1 января по старому стилю (14-го по новому) в Церкви празднуется день Святителя Василия Великого, в народе известный как Василь-день. Несмотря на возвышенность праздника, в народе его называли по-простому – «свиным праздником», а главным блюдом на «новогоднем» столе Василь-дня был «кесаретский поросёнок». Конечно, эти названия далеки от церковного благочестия, но святки есть святки, а потому в Церкви с этим никогда не боролись.

Читать еще:  Счастья много не бывает. Многодетная жизнь

Впрочем, до 1700 года на Руси мало кто знал, что на святки приходится какой-то «новый год». По православному календарю церковное новолетие, именуемое «индиктом», праздновалось в сентябре, также на Руси было известно мартовское народное новолетие. О январском же новом годе знали лишь те, кто был знаком с западными римско-католическими и даже протестантскими традициями, постепенно проникавшими в XVII веке и в Государство Российское.

Однако вплоть до реформ Петра I никаких празднований 1 января не было. И только царь Пётр Алексеевич, одной из своих первых реформ введший гражданское летосчисление не «от Адама», а на западный манер от Рождества Христова, постановил в сей день всем «рядиться, напиваться, горланить песни и гадать». При этом, как замечал царь Пётр, должны было веселиться «рьяно», поелику кто имел «кислую мину», был бит батогами. Православной Церкви это, конечно, не нравилось, но возвысить голос против Царя решались не многие.

Царь Пётр Алексеевич одной из своих первых реформ введший гражданское летосчисление не «от Адама», а на западный манер от Рождества Христова, постановил в сей день всем «рядиться, напиваться, горланить песни и гадать». Фото: Vadim Nekrasov / Globallookpress

Как свидетельствуют исторические источники:

Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами для украшения хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлём и в частных дворах из маленьких орудий. Всё это делалось на немецкий образец.

После смерти Петра I новогодние празднования перестали быть официальными, но постепенно к началу XX века рождественско-новогодние торжества стали единым целым. Важно подчеркнуть: рождественско-новогодние, а не новогодне-рождественские. Ёлка, вошедшая в нашу жизнь из дохристианских европейских языческих традиций, но вполне органично прижившаяся, наряжалась к Рождеству, как к Рождеству готовились и подарки. Ну а Новый год? Тут у кого как. Но чаще всего с традиционным поросёнком Василь-дня и менее традиционным, но тоже прижившимся (в то время в основном только у дворян) шампанским.

Ёлка, вошедшая в нашу жизнь из дохристианских европейских языческих традиций, но вполне органично прижившаяся, наряжалась к Рождеству. Фото: Sergey Smirnov / Globallookpress

Революция 1917 года сломала всё. Сначала календарная реформа перекинула Новый год на время Рождественского поста, а с конца 1920-х большевики вовсе отменили празднование как Рождества Христова, так и Нового года. При этом Рождество фактически оказалось под запретом: специальные комсомольские патрули заглядывали в окна домов и выявляли, не готовятся ли несознательные граждане (или лица без гражданства – так называемые «бывшие») к празднованию «реакционного» и даже «контрреволюционного» праздника.

Правда, с 1936 года началась мягкая контрреформа: детские ёлки вновь стали организовываться на государственном уровне. Но, разумеется, исключительно как новогодние, а не рождественские. А с 1948 года 1 января стало официальным выходным днём. Вернулся и Дед Мороз, который в Российской Империи появился довольно поздно и опять-таки по аналогии с западным Санта-Клаусом (в XIX веке Деда Мороза пытались называть «Святым Николаем», однако эта традиция не прижилась).

Что интересно, образ Снегурочки как неизменной спутницы Деда Мороза – тоже советский, сталинский. До Нового 1937 года её не было. И именно в январе 1937-го на новогодней ёлке в Московском Доме Союзов эти два сказочных персонажа появились вместе. И с тех пор уже не расставались. По сути, большевики, осознавшие невозможность навязать консервативному большинству советских граждан марксистские догмы, начали формировать новую мифологию: основанную на дореволюционных традициях, но лишённую православного религиозного содержания.

Образ Снегурочки как неизменной спутницы Деда Мороза – тоже советский, сталинский. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Новый год и Рождество в наши дни: как быть верующим?

С начала 1990-х изменилось мало, правда, с января 1991 года Рождество стало нерабочим днём. К этому времени началось «Второе Крещение Руси»: миллионы русских людей возвращались в Церковь. Правда, далеко не все вслед за Святым Крещением начинали церковную жизнь, а потому для абсолютного большинства наших соотечественников и сегодня празднование Нового года в Рождественский пост не составляет никакой проблемы. По банальной причине несоблюдения этого поста.

Для людей же воцерковлённых определённая проблема есть. С одной стороны, мы должны стараться соблюдать предписания церковного Устава, с другой, по слову Священного Писания, не имеем права поститься, как лицемеры, напоказ, да ещё и осуждая непостящихся. И вот здесь православным христианам стоит выработать своё отношение к празднованию Нового года. Без картинного заламывания рук и проклятий в адрес «безбожного праздника», осуждения «языческих» Деда Мороза и Снегурочки, но и без нарушения церковных правил.

Итак, главный вопрос: можно ли православному христианину праздновать гражданский Новый год? Ответ: не просто можно, но и нужно. В храмах Русской Церкви даже установлен особый молебен на новолетие, а в некоторых церквях он даже совершается непосредственно в новогоднюю ночь. Это никак не обусловлено церковным Уставом, но установлено исключительно ради того, чтобы в это время не напиваться за праздничным столом и не нарушать пищевых постных ограничений.

А теперь что касается этих самых ограничений. Да, они довольно строги. Так, в 2019 году 31 декабря согласно уставным предписаниям благословляется только постная пища с растительным маслом. Но это значит, что выпить немного вина или того же шампанского не возбраняется. А вот 1 января уже более строгий пост – без растительного масла, а соответственно, и без вина. Поэтому вполне можно проводить старый год бокалом шампанского под постную закуску, при желании послушать выступление по телевизору Главы Государства Российского и лечь спать.

Вполне можно проводить старый год бокалом шампанского. Фото:illustrissima / Shutterstock.com

Ну а 1 января утром хорошо бы отправиться в ближайший храм на богослужение. Или, если позволяют возможности и бюджет, в небольшую паломническую поездку.

Что касается увеселений, от них лучше воздержаться, хотя походы в музеи или на каток с детьми не возбраняются. Впрочем, в таких житейских случаях и определяется важность опытного духовника: верующему человеку было бы полезно посоветоваться об этом со священником. Так, один из самых известных православных пастырей и проповедников протоиерей Андрей Ткачёв ровно год назад на страницах Царьграда уже дал по этому поводу такой совет:

Ставьте в новогоднюю ночь перед собой благие цели. Не просто: чпок и пробка в потолок, выпили, закусили, утром проснулись, и всё то же самое. Нет, будьте новыми, и будет вам Новый год. Обновляйтесь духом, умом, двигайтесь вперёд, ставьте перед собой благие цели, будьте благодарны Господу и, снова и снова повторюсь, с крестным знамением и молитвой встречайте бой курантов. Это общая заповедь и общий закон. А кто сможет, приходите в храм. С праздником!

Как отпраздновать Новый год в пост и не согрешить

Среди интересующих тем — как совместить Рождественский пост и празднование Нового года? Вот уж 20 лет популярность этого вопроса не угасает, и дискуссия вновь и вновь идет по кругу. Удивляют завидное постоянство вопрошающих и не меньшая сила воли отвечающих. Не ясно только одно, почему 20 лет одно и то же?

Читать еще:  Преподобный Варнава Гефсиманский: «Пророк в отечестве своем»

Рождественский пост

Рождественский пост — это один из четырех длительных постов Православной церкви. По своей строгости он умеренный.

Любой христианин знает, что пост — это не диета. Пост — это воздержание ради предстоящего праздника, который христиане стремятся пережить особо, нежели рядовые дни. Во все времена и во всех народах практиковалось воздержание в какие-то ответственные моменты жизни: перед важным военным сражением, перед религиозными праздником, в случае какой-то скорби. Отголосок этого — наши дни траура. С древности и у христиан установился обычай поститься перед великими праздниками в честь Господа Иисуса Христа. Естественно, ограничение себя призвано быть во всех сферах жизни и прежде всего в развлекательной, увеселительной. Но непосредственно как поститься — каждый христианин должен решать сам. Кто-то ущемляет себя в еде, кто-то в развлечениях, кто-то экономит средства и раздает нищим, кто-то свободное время отдает на служение ближним, пусть это будут его родные, нуждающиеся в помощи. Если христианин это делает ради Христа, если при этом он жертвует чем-то своим, то это и есть пост.

С кулинарной точки зрения, не вдаваясь в тонкости устава, можно сказать, что рядовым христианам предлагается так соблюдать Рождественский пост. Отказываются полностью от мясных и молочных блюд во все дни. В среды, пятницы и последние пять дней перед Рождеством отказываются также от рыбных блюд. К рядовым христианам не относятся люди пожилые и больные, а также беременные и кормящие женщины. Они вправе сами принять решение о мере воздержания, следя за своим здоровьем и самочувствием. Естественно, что мера поста детей определяется родителями. Как правило, дети едят молочные продукты, но получают меньше сладостей.

Крайне необходимо понимать, что указанную меру воздержания именно предлагают и только православным христианам. Дело в том, что никто не может заранее знать жизненные обстоятельства каждого. Поэтому конкретный вариант воздержания каждый христианин должен принять сам.

О празднике нового года

Сразу упомянем о сложившейся доброй традиции во многих храмах вечером перед наступлением Нового года служить специальный молебен, где всем предлагается вознести молитвенную благодарность Богу за год прошедший и испросить благословение Божие на год наступающий. Желающие могут узнать в храмах расписание и прийти в назначенное время помолиться.

Теперь о застолье. Среди православных христиан в наше время сложилось, наверное, три группы людей. Одни празднуют Новый год, другие празднуют старый Новый год, третьи не празднуют этот праздник вовсе. Понятно, что для вторых и третьих вопрос о соотнесении поста и праздника не стоит вовсе.

Для тех, кто постится и желает отметить праздник за праздничным столом, честно говоря, проблема возникает далеко не всегда. Сейчас такое обилие рыбных блюд и блюд из морепродуктов и всяких заморских фруктов и овощей, что раз в году устроить рыбный праздник — это даже романтично. Одна японская кухня чего стоит. Дело лишь в мере съеденного и выпитого. Понятно, что обжорство и тем более чрезмерное употребление алкоголя — вне зависимости от поста — плохи и не могут быть одобрены.

Трудности возникают, если Новый год приходится на среду или пятницу. Это означает, что от рыбы предлагается также отказаться, что и делают многие христиане, но немалая часть из них оставляют на столе морепродукты, поскольку о них ничего ни в каких предписаниях не сказано. Другие в честь праздника все-таки оставляют рыбу, третьи — составляют меню только из растительной пищи.

Важным моментом является состав участников. Дело в том, что еще сам Христос сказал, что правила существуют для людей, а не люди для правил. Если чего-то от нас вопреки правилам требует наша любовь к ближним, наша забота о них, то это выше дисциплинарных положений. Применяя к нашей ситуации, можно сказать, что предложенное выше меню относится только к тем, кто сам отвечает за празднование и сам готовит еду и увеселительную программу. Если человек взял на себя ответственность пойти в гости, то тут действует закон: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Что есть на столе, то и придется кушать.

В нашей стране Новый год часто воспринимается как праздник семейный. Это редкая возможность хоть раз в год и старикам, и внукам, и близким друзьям собраться вместе, пообщаться, порадовать друг друга сюрпризами и разделить совместную праздничную трапезу. Такое понимание праздника в наш век разделения, эгоизма, самодостаточности побуждает церковное священноначалие рекомендовать священникам снисходительно смотреть на некоторые нарушения постных установлений. На одном из ежегодных епархиальных собраний почивший Патриарх Алексий II с некоторым возмущением рассказывал о чрезмерно ретивом и неумном священнике, который не допустил к Причастию на Рождественской Литургии девушку, отметившую Новый год в кругу семьи, не соблюдя всю букву закона.

О просвещении народа

Одно то, что чисто дисциплинарная, прямо скажем, несерьезная тема актуальна в нашей стране уже 20 лет, говорит о какой-то системной недоработке, о том, что упущено что-то важное. Складывается впечатление, что вопрошающие — как дети, боятся сами принять какое-то решение и требуют санкции, а отвечающие не хотят указать вопрошающим на их свободу воли и ответственность и санкцию дают. Серьезных попыток просветить народ, подтянуть его к самостоятельному принятию решений я не припомню.

Если людей оставлять только на уровне регламентированных ответов и не предпринимать никаких усилий к воспитанию, то мы получим ту картину и те плоды, о которых в свое время писал один современный философ: «

В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие, либо делает то, что другие хотят от него».

Понятно, что первоочередной задачей Церкви в постсоветское время было сохранить единство, встать на ноги, обрести материально-техническую базу. Слава Богу, все это сбылось. Но теперь, наверное, настало время заняться и просвещением, а то и воспитанием тех людей, кто доверяет Церкви. Воспитание — это трудный процесс, цель которого привести человека к взрослой, осмысленной, ответственной жизни в свободе. Воспитанный христианин — это тот, кто действует не по шпаргалке, не по инструкции, а по совести, по заповедям Божьим. Такой человек понимает смысл происходящего в церкви, знает по сути, что такое пост, молитва, богослужение, милосердие, и это знание, просвещаемое совестью, дает ему возможность самому решать о месте и значении правил в его жизни.

Очень бы хотелось, чтобы люди, доверяющие церкви, с годами все меньше отказывались от своей свободы и все меньше перекладывали ответственность за устроение своей жизни на церковнослужителей. Как было бы хорошо, если бы уровень церковного просвещения достиг такой отметки, где начинается личное принятие решений.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector