1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Последняя проповедь протопресвитера Александра Шмемана

Содержание

Последняя проповедь протопресвитера Александра Шмемана

Узнайте, какие инструменты ВКонтакте помогут сохранить привычный ритм жизни, когда нужно оставаться дома.Посмотреть

Протопресвитер Александр Шмеман

Информация

Другое

Действия

Не ограничивайте себя во время самоизоляции!

Узнайте, какие инструменты ВКонтакте помогут сохранить привычный ритм жизни, когда нужно оставаться дома.Посмотреть

2 589 записей

Вознесение Господне празднуется сорок дней спустя после Пасхи, в четверг шестой недели после праздника Воскресения Христова.

Накануне, в среду, совершается, согласно церковному уставу, так называемое отдание Пасхи, как бы прощание с нею. Показать полностью… В этот день начало и конец службы совершается так же, как и в самый праздник Пасхи. Поются радостные стихи: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его. «, «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. «

Возглашая эти стихи, священник кадит весь храм с пасхальным трисвечником в руках, и в ответ на каждый стих несется радостное «Христос воскресе».

Прощаемся с Пасхой, «отдаем» ее до следующего года. И как будто должно было быть грустно на душе. Однако вместо грусти ниспосылается нам новая радость. Радость созерцания, празднования Вознесения Господня.

О самом этом событии в Евангелии рассказано так. Дав ученикам последние наставления, Господь «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой. «

«С радостью великой. » О чём эта великая радость, которая продолжается и до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в празднике Вознесения? Ведь как будто ушел, оставил их Христос, это был день разлуки. Впереди — длинный-длинный путь проповеди, гонений, мучений, соблазнов; до самых краев полна ими история христианства и Церкви. Кончилась, как будто, радость земного, ежедневного общения со Христом, покров Его силы, Его Божества.

Но как хорошо один проповедник озаглавил свою проповедь на праздник Вознесения, назвав его «радостью разлуки»! Ибо, конечно, не уход Христа празднует Церковь. Христос сказал: «Я с вами до скончания века», и вся радость христианской веры — от сознания Его присутствия, от Его слов: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Не уход Христа, а Его вознесение на небо.

Праздник Вознесения — это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины.

/из воскресных бесед на радио «Свобода»

Спасение предполагает гибель. О спасении, а не об утешении и утешительных словах молит тонущий человек, или человек, дом которого охвачен пламенем, или человек, летящий в пропасть. Между тем, именно ощущение гибели – и потому Показать полностью… переживания христианства как спасения – как бы выдохлось за долгие века христианства, и подавляющее большинство христиан, хотя по привычке и повторяют слова «Спаситель», «спасение» и мольбу «спаси нас», внутренне, подсознательно переживают их по-иному, не так, как переживали христиане вначале.

В самом христианстве произошла своеобразная подмена слов, или лучше сказать – не слов – ибо слова-то остались те же самые, – а смысла слов, их звучания. Произошла эта подмена потому, что мы перестали ощущать себя существами действительно гибнущими, существами, чья жизнь неумолимо стремится к бессмысленному распаду, которая поглощается злом, бессмысленностью, ужасом умирания и смерти, животной борьбой за существование, страшной похотью власти, войной всех против всех, ложью, отравляющей самые истоки жизни, серостью и приговоренностью всех к смерти, то есть всем тем, что пытается, и, увы, с успехом, заглушить, замазать наша так называемая «цивилизация».

Читать еще:  Противоречит ли Теория Эволюции Божественному Откровению?

Всего этого мы научились как бы не замечать, а то уж очень страшно жить. Все это мы научились заговаривать суетой повседневной жизни. Нет, не случайно все громче гремит оглушающая шумная музыка, ускоряется ритм жизни, все увеличивается число новостей, которыми глушат нас день за днем. Это человечество, боящееся остановиться, боящееся задуматься, боящееся остаться наедине с собою и увидеть гибель, страх, ненависть и зло как саму жизнь, к которой мы приговорены.

Между тем, именно таково ощущение, образ жизни в Евангелии. Христос приходит к людям, сидящим во тьме и сени смертной (Лк.1:79). Вот первое определение в Евангелии судьбы человеческой. Радость рождественской ночи сразу же омрачена. Ирод хочет убить Младенца и для этого убивает множество младенцев, и вот, пишет евангелист Матфей: глас в Раме слышен, плач и рыдание, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф.2:18).

/Воскресные беседы на радио «Свобода»

. Тут, в этом неслыханном учении, проходит черта между теми, кто эту веру принимает и ею живет, и теми, кто не принимает, говоря, что, хотя Христос и принес людям замечательное, возвышенное моральное учение, Сам Он – человек, а не Бог. Показать полностью…

Я останавливаюсь на этом выборе, потому что он, вне всякого сомнения, определяет собою все наше понимание христианства. Можно сказать так: либо мы принимаем Евангелие целиком, принимаем все учение Христа, как дано оно нам в Евангелии. Либо, подобно Толстому, что-то принимаем в нем, а что-то отбрасываем. Принимаем то, с чем согласны, что «понимаем», но отвергаем то, чего не понимаем.

Только нужно понять, что, если мы выбираем второй подход, мы самих себя делаем судьями Евангелия, и, что еще страшнее, считаем, что Христос ошибся и учил неправде. Но если Он в чем-то ошибался и учил неправде, то какова ценность других Его слов и всего Его учения?

Если читать Евангелие непредвзято, то не может быть никаких сомнений в том, что Христос сознавал себя Сыном Божиим, посланным в мир Отцом, чтобы спасти мир. И в этом весь смысл Евангелия, т.е. той благой вести, которую ученики Христа разнесли по всему миру, той тайны, которую Иисус Христос возвестил и явил миру.

Поэтому с приятия именно этой тайны и начинается христианская вера, и в вечном углублении в нее состоит христианская жизнь.

/Воскресные беседы на радио «Свобода»

Христос. Произнося это слово, мы привычно соединяем два имени – Иисус Христос, и забываем, что если первое имя – Иисус – есть действительно человеческое имя, довольно частое в Палестине этой эпохи, то второе – Христос – титул, Показать полностью… означающий «Помазанник».

Слово это переведено с древнееврейского «Мессия». Через все книги Ветхого Завета проходит пророчество о том, что Бог пошлет в мир Мессию, Помазанника, т.е. Человека, которого Он, Бог, облечет божественной властью, наполнит Своим Духом и пошлет для того, чтобы возвестить людям свою волю, спасти их от греха и зла, соединить навек с Собою.

Как царей и пророков помазывали елеем, символом духовной силы, так и этот Божественный посланец будет Мессией. Ожидание Мессии особенного напряжения достигло как раз в эпоху, описанную в Евангелии. Первое утверждение Евангелия в том и состоит, что Человек Иисус, начавший проповедь Свою в Палестине, и есть Мессия, Помазанник Божий – Христос. Тот, Кого ждали, о ком молились и кого провозглашали все пророки, пришел. Человек Иисус – есть Христос. Таково начало христианской веры.

+протопресвитер Алескандр Шмеман, 30 лет со дня кончины

«Благодарим Тебя, Господи!
Всякий, кто способен благодарить, достоин спасения и вечной радости.
Благодарим Тебя, Господи, что изволил принять службу сию, Евхаристию, приносимую святой Троице, Отцу, Сыну и Святому Духу и наполняющую наши сердца «радостью, миром и праведностью во Святом Духе» (Рим. 14:17).
Благодарим Тебя, Господи, что Ты открыл Себя нам и дал нам предвкушение Твоего Царствия.
Благодарим Тебя, Господи, что Ты соединил нас друг ко другу в служении Тебе и Твоей святой Церкви.
Благодарим Тебя, Господи, что Ты помог нам преодолеть все трудности, напряжения, страсти и искушения, восстанавливая среди нас мир, взаимную любовь и радость в общении Святого Духа.
Благодарим Тебя, Господи, за посланные нам страдания, ибо они очищают нас от самости и напоминают нам о «едином на потребу», о Твоем вечном Царствии.
Благодарим Тебя, Господи, что Ты нам дал эту страну, где мы можем свободно служить Тебе.
Благодарим Тебя, Господи, за эту школу, где возвещается имя Бога.
Благодарим Тебя, Господи, за наши семьи: за мужей, жен, особенно за детей, которые учат нас, как славить имя Твое святое в радости, движении и святой возне.
Благодарим Тебя, Господи, за всех и за все. Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и нет слова, достойного воспеть чудеса Твои! Господи, хорошо нам здесь быть».

Читать еще:  «С уходом малыша я исчезла». Пять потерь и новая история мамы

(Последняя проповедь о. Александра Шмемана)

Последние записи в этом журнале

На статью «Выйти из православного гетто к людям»

Давайте, братья и сестры, вернем уже людям Рождество! — предлагает нам Илья Ааронович Забежинский. Давайте уже перейдем на новоюлианский календарь,…

Молитвы и псалмы Литургии Преждеосвященых Даров

Начальный возгласБлагословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков. Аминь! Псалом 1031 Благослови, душа моя,…

Молитвы Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Констнантинопольского.

Молитвы Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Констнантинопольского. Молитва первого антифона Господи Боже наш, Чья власть…

+ Блаженнейший митрополит Владимир, 05.07.2014.

О чине Святого Света

Несколько очень хороших материалов о чине Святого Света (Благодатном огне): Беседа с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме…

Последняя проповедь протопресвитера Александра Шмемана

  • Главная
  • Персоналии
  • Протопресвитер Александр Шмеман

Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (13 сентября 1921, Ревель (Таллин) – 13 декабря 1983, Нью-Йорк) – священнослужитель Православной церкви в Америке, богослов, миссионер, проповедник, почётный доктор ряда университетов.

Родился в дворянской семье, ребёнком был увезён в эмиграцию, в Париж. Получил среднее образование в русском кадетском корпусе в Версале и во французском лицее Карно. Во время учёбы в Свято-Сергиевский православном богословском институте в Париже избрал специализацией историю церкви, был учеником Антона Карташёва. Позже преподавал здесь же историю (1945–1951), а в 1959 году защитил докторскую диссертацию «Введение в литургическое богословие». После переезда, по приглашению протоиерея Георгия Флоровского, в США преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии, был её деканом. Также преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах.

В 1946 году рукоположен во священника, в 1953 году возведён в сан протоиерея. После рукоположения служил помощником настоятеля церкви святых Константина и Елены в Кламаре (Франция), а в 1951 году назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция).

Протопресвитер Александр Шмеман сыграл ключевую роль в признании автокефалии Северо-Американской митрополии Русской православной церковью, что привело к преобразованию митрополии в 1970 году в Православную церковь в Америке.

Вслед за своими учителями Шмеман стремился переосмыслить православную традицию в свете достижений русского богословия XX века, освободить отношение к таинствам от магизма и обрядоверия, истолковать их в новозаветном духе, преодолеть разрывы между обрядом и жизнью, христианством и культурой, историей и современностью. Отец Александр хорошо знал и любил русскую культуру, читал о ней лекции для американских студентов, вёл беседы о вере и культуре для русскоязычной аудитории на радио «Свобода». Свою работу «Евхаристия. Таинство Царства» он писал «с думой о России, с болью и одновременно радостью о ней».

Отец Александр подчеркивал, что подлинная проповедь христианства в современном мире – «всегда задача “остатка”», что для её осуществления Церковь нуждается в «некоего рода “ордене”, чтобы выполнить то, что организация в одиночку не может и не должна совершать». Жизнь самого отца Александра была тесно связана с Русским студенческим христианским движением (РСХД). В 1963–1979 годы он был заместителем председателя РСХД в Америке, а в 1979–1983 – его председателем.

Читать еще:  Архимандрит Матфей — целая эпоха в истории русской церковной музыки

Говоря о болезнях церкви, отец Александр Шмеман отмечал, что главная современная ересь – секуляризм – связана с искажением веры в человека. «Если секуляризм, с точки зрения богословия, является ересью, то в основном это ересь по отношению к человеку. Это отрицание человека как существа поклоняющегося – homo adorans, того, для кого поклонение – это основной акт, который определяет его человеческую природу и осуществляет её».

Основные труды отца Александра Шмемана посвящены литургическому богословию и истории церкви. Русскому читателю более всего известны «За жизнь мира», «Исторический путь Православия», «Водою и Духом», «Великий пост», «Евхаристия. Таинство Царства», «Богослужение и Предание», «Литургия и жизнь», «Введение в литургическое богословие», «Святая святым», «Воскресные беседы», «Проповеди и беседы», «Церковь. Мир. Миссия». В 2005 году на русском языке были опубликованы дневники отца Александра Шмемана, которые он вёл последние десять лет своей жизни.

Благочиние

Взрослым

Благотворительность

Протопресвитер Александр Шмеман: Пасха. Залог преображения

В эти послепасхальные дни невольно возвращаешься все к тому же вопросу: раз в этом неслыханном утверждении «Христос воскресе!» действительно вся суть, вся глубина, весь смысл христианской веры, раз, по слову апостола Павла, если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15:17), то что означает это для нашей, для моей жизни здесь?

Протопресвитер Александр Шмеман: Сим победиши!

Праздник Воздвижения Креста. Столетиями в этот день в соборах архиерей, окруженный сонмом духовенства, посередине храма, поднимал высоко над молящимися крест и осенял им на все четыре стороны, а хор в это время громогласно пел: «Господи, помилуй!»

Протопресвитер Александр Шмеман: «О благодарении»

Протопресвитер Александр Шмеман: Да приидет Царствие Твое

Во всем христианском мире последнее воскресение перед Пасхой называется Вербным воскресением. В этот день вспоминают верующие, как за шесть дней до своих страданий и смерти Христос вошел в Святой город и встречен был восторженной толпой.

Протопресвитер Александр Шмеман: Кто жаждет, иди ко Мне и пей

Почему же захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус Сын Божий, пришедший в мир исцелить грех Своей безгрешностью, приобщить человека к Божественной жизни?

Протопресвитер Александр Шмеман: Образ Матери, заступницы, утешения, покрова над миром — с нами, над нами, в нас

Осенний праздник, праздник Покрова Божьей Матери, ставший особенно излюбленным у нас, хотя возник он не на Руси, а в Константинополе, и — как это ни покажется нам сегодня странным — возник как праздник победы Византии над нашими предками, осаждавшими тогда столичный город.

Протопресвитер Александр Шмеман: Смерть — не разлука, а соединение

В августе празднует Церковь конец земной жизни Марии, смерть Ее, которую называют Успением: словом, в котором соединяются сон, блаженство, мир, успокоение, радость.

Протопресвитер Александр Шмеман: Троица — исполнение всего совершенного Христом

«Праздник сошествия Святого Духа». Произносишь эти привычные с детства, знакомые слова, и вдруг поражаешься им: словно услышал их в первый раз. Да, с детства знаю, что через десять дней после праздника Вознесения, и значит — через пятьдесят дней после Пасхи, искони праздновали и празднуют христиане сошествие Святого Духа, по церковному его названию — праздник Пятидесятницы, а по народному, бытовому — Троица, Троицын день.

Протопресвитер Александр Шмеман: На пути в Вифанию и Иерусалим

Шестая и последняя неделя Великого Поста называется Вербной (неделя Ваий, по-славянски). На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим.

Протопресвитер Александр Шмеман: Благовещение

Когда-то это был один из самых радостных, самых светлых дней в году, праздник, с которым не только в сознании, но, я бы сказал, — и в подсознании, была связана какая-то ликующая интуиция, светлое видение мира и жизни.

Духовенство
Паломничества
События благочиния
Статьи о христианстве
Город Борисов

Проповедь

Все проповедиТекстЗвук

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector