0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Староверы: самые радикальные направления

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

Поповство и беспоповство | История старообрядчества

Поповцы — является наиболее многочисленным течением. Их отличительной чертой является признание необходимости священников при проведении богослужений и обрядов. При этом некоторые поповцы приемлют принятие священников из новообрядческой церкви. Для них также характерно участие в церковной жизни мирян, наряду со священниками. Наибольшее распространение поповство получило в Нижегородском крае, Донской области, Черниговщине, Стародубье. С точки зрения догматики, поповцы практически не отличаются от новообрядеской церкви, за исключением того, что они придерживаются дониконианских обрядов и богослужебных книг. На сегодня количество поповцев оценивается в 1,5 миллиона человек, при этом их основными центрами в России являются Московская и Ростовская области.

В 1846 году с присоединением к беглопоповцам Босно-Сараевского митрополита Амвросия (Поповича) возникла Белокриницкая иерархия, в настоящее время Русская Православная Старообрядческая Церковь.

В 1920-х годах к беглопоповству присоединился обновленческий епископ Николай (Позднев), став во главе беглопоповцев, в настоящее время беглопоповцы называются Русская Древлеправославная Церковь.

Некоторые беглопоповские согласия в течение XIX и XX веков по причине невозможности приёма беглых священников превратились в фактических беспоповцев, среди них часовенное и лужковское согласия.

Читать еще:  Не первый звонок: школьники и подлинная история России

Беспопо́вство — общее название приверженцев одного из двух основных направлений русского старообрядчества. Возникло в конце XVII века, по смерти священников «старого» рукоположения, то есть поставленных в Русской Церкви до реформы Патриарха Никона (середина XVII века).

Беспоповство (другое название — древлеправославие) имеет более радикальные отличия от новообрядчества. В 1654 году умер, не оставив приёмника, единственный старообрядческий епископ. Согласно церковным догмам, только епископ имеет право посвящать в священнослужители. Таким образом, формально следуя каноническим правилам, после смерти всех дониконианских священников, старообрядцы были вынуждены сформировать беспоповский толк. Беспоповцы, спасаясь от преследований селились в диких и необжитых местах — одним из который был берег Белого моря (от этого эту общину называли поморами). Количество беспоповцев оценивается в полмиллиона человек.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

БЕСПОПОВСТВО

Одно из главных направлений старообрядчества наряду с поповством. Возникло после церковного раскола XVII века.

Идеи

После церковных реформ патриарха Никона в середине XVII века верующие разделились на два лагеря: тех, кто принял нововведения (никониане в терминологии старообрядцев), и тех, кто остался приверженцами старой веры. Последние же разделились на два больших направления – поповцев и беспоповцев.

Взгляды последних получили свое оформление на беспоповских соборах 1694 и 1696 годов в Новгороде. Эти староверы считали, что мир после Никона вступил в последние времена, а пришествие Антихриста состоится совсем скоро, как и Страшный суд. Так как духовенства, поставленного до реформ, а значит истинного православного священства, со временем в силу естественных причин становилось все меньше, то данная группа старообрядцев решила отказаться от священников как института. Пользоваться же услугами никонианского духовенства, лишенного благодати, означало наложить на себя «печать Антихриста». При этом староверы-беспоповцы не отрицали священство как таковое, они лишь считали, что отсутствие истинных священников – признак наступивших «последних времен». С отказом от священства беспоповцы лишались исполнения практически всех таинств церкви, в том числе и причастия.

Главными центрами беспоповства стали Поморье и сибирские земли, затем течение распространилось по другим областям страны, например, по Поволжью и району Вятки.

Читать еще:  О Троицкой родительской субботе и самоубийцах

Однако данная ветвь староверия далеко не была единой. В XVIII-XIX веках происходило разделение на множество т.н. толков и согласий. Это объяснялось спорами по идеологическим вопросам. Беспоповцы обсуждали, например, возможен ли брак и сама семья в условиях скорого пришествия Антихриста и, соответственно, нужно ли отказываться от таинства брака и крещения или же венчать и крестить могут выбранные из мирян лица; нужно ли молиться за царя и его семью или нет, а также отношения с официальной церковью.

Направления

Практически во всех беспоповских согласиях сохранились таинства крещения и исповеди, которые проводили выбранные из общины духовные отцы или матери (так как беспоповцы не имеют церквей, все это осуществляется в молельных домах). Наибольшее же разногласие вызвал вопрос брака. Часть данной группы староверов поддерживала отказ от брака в условиях «последних времен», часть — нет.

Изначально поддерживало отказ от брака самое крупное и влиятельное согласие – поморское, центром которого с конца XVII века было Выговское общежительство на Русском Севере, основанное известными расколоучителями братьями Денисовыми, авторами «Поморских ответов» и «Винограда Российского». Однако в первой половине XVIII века ситуация изменилась. В 1736 году вышла книга старовера-поморца Ивана Алексеева «О тайне брака», в которой говорилось о возможности вступать в него. До сих поморское согласие признает брак. Однако настоящий раскол среди старообрядцев вызвало решение поморского согласия 1738 года о принятии моления за царя. После этого различные толки делились не только по взглядам на брак, но и на акт молитвы за государя.

В первой половине XVIII века из поморского образовалось новое согласие беспоповцев — федосеевцы, названные так по имени сторонника безбрачия и противника моления за царя Феодосия Васильева. Хотя нужно отметить, что браки, заключенные до перехода в староверие, федосеевцами признавались. Изначально данный толк был распространен в районе Новгорода и Великих Лук. Центром федосеевцев с 1771 года стало Преображенское кладбище в Москве.

После принятия моления за царя в 1738 году от поморского согласия отделился еще один крупный толк – филипповцы. Один из отцов Выговской обители Филипп, также не приветствовавший брак, увел своих единомышленников оттуда, основав затем монастырь на р. Умбе. В отличие от федосеевцев, с которыми они во многом схожи, тем более от склонных к компромиссам с властью поморцев, филипповцы всегда отличались большой непримиримостью по отношению не только к внешней жизни и государству, но и к другим толкам. Они предпочитали открытое неповиновение власти, доходившее до самосожжений. Сам основатель согласия Филипп погиб в такой добровольной «гари» в 1743 году. С течением времени данный толк все же отказался от практики самосожжения, однако оставался одним из самых строгих среди беспоповцев.

Читать еще:  Географ и глобус, или Счастье не за горами?

Примером толка, не отрицавшего брак, да и саму жизнь в обществе, является Аароново согласие, вышедшее из филипповского во второй половине XVIII века. Его лидерами были Семен Протопопов и Андрей Жуков по прозванию Аарон. Они считали, что миряне могут венчать вступающих в брак беспоповцев, однако не признавали браки, заключенные в никонианской церкви. Также они поддерживали моление за царя.

Среди беспоповской ветви старообрядчества существовали и толки радикального характера. Так, в 1770-е годы появился толк бегунов или странников. Для сохранения истинной старой веры они считали необходимым полный разрыв с внешним миром, так как тот был насквозь еретичным и готовым к пришествию Антихриста, которому служили и все государственные структуры. Они оставляли дома, чтобы «бегать и таиться» от Антихриста, отказывались от «антихристовой печати» — паспорта, а также присяги, воинской службы и т.д. (в чем с ними были солидарны многие согласия).

Особое место среди беспоповцев занимает нетовщина или Спасово согласие, от которого также впоследствии отпочковалось множество толков. Они считали невозможным совершение любых таинств из-за того, что вся благодать Божья вернулась на небо. Единственное, что остается, — уповать на Спаса. Многие нетовцы не признавали и крещения.

Помимо упомянутых, в беспоповстве существовало и существует огромное количество толков. Крупные согласия, такие, как поморцы, филипповцы и федосеевцы, всегда перекрещивают тех, кто переходит к ним из других толков. Часть же беспоповцев (те же нетовцы и их ответвление самокрещенцы, кержаки и др.). этого не делает.

В XXI веке самыми крупными беспоповскими согласиями считаются поморское (Древлеправославная поморская церковь, Восточная старообрядческая церковь в Польше) и федосеевское (Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector