0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поместить святого Валентина в церковный календарь

Содержание

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день отдания праздника Пасхи

Московская Патриархия окажет материальную помощь столичным клирикам

Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, викариев Московской епархии, представителей синодальных учреждений и подразделений Московской Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

Президент России поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства

Архив

Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают языческий «День всех влюбленных», в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина — 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА «Новости» генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

«Святой Валентин жил в III веке. Это общий святой и Католической, и Православной Церквей. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — сказал Ковалевский.

Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астерия, после чего вся семья сановника приняла христианство. Это вызвало гнев императора, и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен.

«В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных», — сообщил Ковалевский.

«Это — народная традиция, а не церковная», — подчеркнул он.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римского солдата, собеседник агентства назвал «не более чем легендой».

По его словам, «в католичестве память святого Валентина является факультативной».

«14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник — святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы чтим так же, как и Православная Церковь», — отметил Ковалевский.

«Никаких особых богослужений по случаю Дня святого Валентина у нас не проводится. За исключением, может быть, частных инициатив», — добавил он.

Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу в день святого Валентина, «но любовь связана с ответственностью, и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день», — сказал Ковалевский.

По его мнению, более благородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства (в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа). Существует традиция обновления в этот день супружеских обетов. Кроме того, святой Иосиф считается покровителем семей, день его памяти отмечается в марте, сообщил представитель Католической Церкви.

По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках 1/14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день «светским праздником».

«Те детали распространяемого «Жития» Валентина, которые дают повод для празднования «Дня влюбленных», являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции», — сказал отец Михаил.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. «Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным», — пояснил священник.

«Причем, — подчеркнул отец Михаил, — под «влюбленными» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью».

«Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли», — сказал священник.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, как церковно-общественный праздник в России отмечается День покровителей супружеской любви и верности — святых Петра и Февронии (25 июня/8 июля).

Кроме того, 2/15 февраля, в праздник Сретения Господня, Русская Православная Церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

РИА «Новости»/Патриархия.ru

День Святого Валентина: Библейский ответ влюбленным

Традиция празднования Дня святого Валентина или, как его еще называют, Дня всех влюбленных пришла в Россию в начале 90-х годов. За 25 лет этот праздник уже глубоко укоренился в нашей стране, особенно в молодежной среде.

Атрибутика праздника и его наполнение совершенно не соотносятся с тем образом жизни, который демонстрировал святой Валентин. Само понимание любви изменилось до неузнаваемости – ее стали использовать для оправдания порока, для манипулирования общественным сознанием.

Для православной молодежи встает вопрос: как относиться к «валентинкам»? Можно ли поздравлять друг друга с этим праздником? Разобраться с этими вопросами помог преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Олег Стеняев.

– Отец Олег, уже много написано разоблачающих статей о Дне святого Валентина. И тем не менее популярность Дня всех влюбленных все возрастает. На ваш взгляд, что хорошего и что плохого в этом празднике?

– Я думаю, что если люди дарят друг другу «валентинки» – ничего плохого в этом нет. Но мы должны помнить, что живем в своем «православном поле», у нас есть свой календарь и свой день памяти мученика Валентина. И в русской церковной традиции мы не придерживаемся «нового стиля».

У нас есть своя традиция – как отмечать память того или иного святого. Речь идет не просто о Валентине, а о святом Валентине. И в Библии сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Я не думаю, что святой Валентин вел такой образ жизни, какой проявляют многие люди в День святого Валентина – святые люди были прежде всего воздержанными.

Но с другой стороны, надо понять, что День святого Валентина – это часть молодежной культуры, а теперь уже и традиции. И наша задача – придать новый импульс этому празднику. Почему бы, например, не сделать «валентинку» с изображением святого Валентина, поместить в ней краткое житие этого угодника Божия или тропарь / кондак и рассылать? Я думаю, что таким образом мы можем придать другой вектор этому событию и помочь православным людям лучше сориентироваться. Естественно они на распутье, не знают, как им реагировать на День святого Валентина: с одной стороны, это не наш календарь, а с другой, если тебя поздравляют, как ты должен себя вести – отмалчиваться или протестовать? И православный христианин или православная христианка, которым присылают «валентинку», могут в ответ прислать иконку святого Валентина, кусочек из его жития, чтобы нам наполнять этот день каким-то своим смыслом, своим содержанием. Это очень важно.

Читать еще:  Протодиакон Андрей Кураев о культуре, книгах, политике и обществе

– День всех влюбленных празднуется во всем мире, это целая индустрия. При этом понятие любви зачастую совершенно извращено. Более того, любовью прикрываются пороки. Что такое любовь?

– В Библии слово «любовь» означает выстраивание таких отношений с объектом любви, которые соответствуют Божиим заповедям. А Божии заповеди делятся на две скрижали – заповеди первой скрижали регулируют наши взаимоотношения с Богом, а вторая скрижаль регулирует взаимоотношения человека с человеком. Если отношения с ближним мы выстраиваем так, что они противоречат Божиему закону, то это уже не любовь. Любой грех суицидален, несет в себе семена саморазрушения личности.И тот, кто потворствует греху и называет это любовью, на самом деле враждебен по отношению к тому, к кому он проявляет чувства в таком искаженном формате. Поэтому для христиан это слово имеет конкретный смысл, и вы правы: если на улице остановить 10 человек и задать им вопрос – что они понимают под словом «любовь», то мы получим 10 разных ответов, включая самые экзотические.

А в нашем понимании любовь есть совокупность совершенств, как сказано в Библии (Кол. 3: 14). То есть гармонизация отношений с Богом (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и Богом) и гармонизация отношений между людьми (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и человеком). Поэтому любовь раскрывается в той мере, насколько мы, выстраивая отношения с кем-либо, следуем букве закона Божия.

– В контексте библейского понимания любви, какое отношение у молодежи должно быть к празднику влюбленных и тому пониманию любви, которое он с собой несет?

– Здесь надо понять такую ситуацию. Если мы находимся на чужой площадке, то есть, когда окружение не наше… А, собственно говоря, христиане уже почти 2000 лет существуют в чужом окружении, как Христос говорил: «посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10: 16). То мы должны учитывать контекст, в котором существуем. И мы должны предавать формам мирским, то есть мирскому пониманию праздника какое-то свое звучание, другой смысл обнаруживать во всем этом. И я думаю, что если на сайте семинарии это повод для дискуссии – это уже очень важно. Кто-то наберет в поисковой системе «День святого Валентина» и попадет на сайт и услышит альтернативную точку зрения. Альтернативную той, которая массовая. То есть массовое представление мы преодолеваем нашей библейской и святоотечески выверенной позицией.

– Расскажите, а какое различие между чувством любви и влюбленности?

– Мне, может быть, трудно говорить о таких вещах (улыбается), я себя чувствую уже человеком другого поколения. Если говорить о теперешнем поколении молодых людей, то я немного себя чувствую «инопланетянином» среди них, потому что эти люди – они не читают книг, они живут в каком-то своем виртуальном пространстве, они даже не смотрят фильмы. Сейчас статистику проводили – в Америке, в Европе – оказывается, современный молодой человек не может полчаса смотреть фильм, не отвлекаясь на смартфон или на что-то еще. То, как сейчас молодежь воспринимает информацию, и то, как мы ее усваивали в свое время – это совершенно разные вещи, разные уровни восприятия и понимания. Информация для современного молодого человека – клиповая, урывочная.

Но в то же время мы знаем, что влюбленность присутствует в жизни людей. Из Библии мы знаем, что патриарх Иаков влюбился в Рахиль. Возникло теплое чувство, и он стал добиваться, чтобы эта влюбленность оформилась в то, что называется «любовью в семье» – семейные отношения.

Я думаю, очень важно контролировать себя на каждой стадии отношений с девушкой. И девушка должна контролировать себя на каждой стадии ее отношений с юношей. То есть о чистоте объекта любви человек должен заботиться больше, чем он уделяет внимание себе самому, потому что любовь предполагает перенос – когда мы воспринимаем объект любви как самого себя. В этом высокое назначение брака.

Входя в отношения с некой половой инаковостью, например, мужчина знакомится с представительницей женского пола, осуществляется принцип соборности, единения в браке. И семейная жизнь –очень важна, потому что когда человек женится, он разрушает эгоизм личности, замкнутой саму на себя. Человек – личность, эгоистически замкнутая. И когда проявляется дух влюбленности, человек вступает в брак и оформляет эти отношения, он дробит эгоизм личности, замкнутой саму на себя, на двоих. Когда появляется ребенок, человек вынужден дробить эгоизм личности, замкнутой саму на себя, уже на троих.

У нас второй ребенок, третий, четвертый, пятый… И чем больше семья, тем больше дробится эгоизм личности, замкнутой саму на себя. И великое назначение брака – преодоление этого эгоизма. Поэтому и Бог сказал«не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Это правило, которое работает в каждой ситуации. И надо стремиться ориентировать молодых людей, и юношей и девушек, на создание нормальной семьи, нормальных отношений, которые помогут им во многом преодолеть эгоизм собственной замкнутой на себе личности.

Православная церковь о дне святого Валентина: праздновать или нет

Несмотря на то, что в православной Церкви есть несколько упоминаний о разных святых под именем Валентин, День святого Валентина в православии не признан христианским праздником.

По мнению священников, нет греха в праздновании этого дня, если нет духовного поклонения придуманному миром Валентину.

Смело можно назвать этот день праздником всех влюбленных, дарить любимым и близким цветы, сердечки, конфеты, говорить красивые слова, слать любовные послания — наполнять мир радостью и любовью.

Святые с именем Валентин в православии

Несколько раз в году Церковь вспоминает о святых мучениках с таким именем, но это не имеет отношения к празднику влюбленных. Красивый праздник, наполненный прекрасными атрибутами, несет радость и любовь, но в православном календаре его нет.

  1. Православная церковь чтит Валентина Римского, который принял мученическую смерть во время христианских гонений в третьем веке.
  2. Вторым святым, также казненным за веру во Христа, в православной летописи упоминается епископ Валентин, служивший в итальянском городе Интерамны. Время его казни — февраль 14 числа, 270 год.
  3. О третьем мученике Валентине осталось одно упоминание о том, что его казнили в Карфагене в этот же день.

В церковных записях не найдены упоминания о романтической гибели или помощи влюбленным ни одного из перечисленных мучеников.

Хотя, исходя из исторических сведений о Николае Угоднике, когда в биографию Николая Мирликийского по ошибке были внесены данные о родителях священника из Пинар, так же Николая, можно предположить, что история не сохранила точных сведений о Святом Валентине.

Русская православная церковь отмечает день великомученика Валентина, 16 июля — Римлянина, 12 августа — епископа Интерамны.

Русские покровители влюбленных — Петр и Феврония

Альтернативой дню святого Валентина русская церковь предлагает праздник святых Петра и Февронии, которые считаются в православии ангелами — хранителями семейного счастья. Из-за любимой Февронии Петр отказался от власти, будучи князем, за что вместе с любимой был отправлен в изгнании.

Читать еще:  Эх, Машенька, я думал, ты хорошая девочка!

Простой народ поднял смуту в защиту любимого князя и его любви к простой девушке. Под давлением народа бояре вынуждены были вернуть на престол Петра и Февронию, которые честно правили и жили в счастье и гармонии.

Читайте о святых:

При приближении старости святая пара приняла постриг в разных монастырях, оставшихся в памяти Церкви Давидом и Ефросиньей.

Господь даровал чудо после смерти влюбленной пары, каждый из них умер в своем монастыре, но это случилось одновременно, в одно и то же время. Чудо заключалось в том, что лежавшие в разных местах тела супругов на утро оказались вместе.

С 2008 года в России появился свой русский праздник Любви и семейного счастья, он празднуется 8 июля в честь памяти Петра и Февронии.

Красивые легенды о покровителе влюбленных

Первая легенда приписывает покровительство влюбленным парам святому Валентину Интеранскому, жившему в Италии.

Клавдий Второй, правящий в Германии, собирал свою армию из неженатых мужчин, но таковых оказалось очень мало, ибо все спешили жениться. Тогда Клавдий выдал указ, запрещавший парням жениться до службы в армии.

Втайне от Клавдия Второго интеранский священник венчал любящие сердца, чем и заслужил негодование императора, его решено было казнить.

Помимо церковной деятельности епископ Валентин занимался лечением прихожан, среди них была и слепая девушка Юлия, дочь тюремного сторожа.

Через него епископ, будучи в темнице передал девушке записку с признанием в любви и мазь с шафраном, от которой она прозрела.

Валентин был казнен именно 14 февраля.

Нестыковка этой легенды с действительностью состоит в том, что в третьем веке еще не было обряда венчания.

Даже если молодые получили благословение по христианскому обряду, для императора Клавдия это не имело никакого значения. Третий век символизируется самыми жестокими расправами над последователями Христа.

По другой версии корни праздника Святого Валентина являются языческими. Церковь не могла смириться с «диким» обрядом жертвоприношения козы и собаки в день почитания братьев Ромула и Рема, которые по предания являются основателями Рима.

Из кожи закланных животных вырезались ремни, с которыми по городу бегали голые юноши и стегали всех прохожих. Считалось, что если кого коснется плетка, тот выздоровеет, а женщина сможет родить, будучи неплодной.

По другой легенде избиение беременных плеткой из жертвенных животных гарантировало рождение здорового ребенка, ведь детская смертность в древнем Риме была слишком высокой.

Фебруа — название ремней, от этого произошел февраль.

Чтобы избавиться от языческого поклонения Ромулу и Рему священники придумали день влюбленных, известного, как праздник Святого Валентина.

По третьей легенде в итальянском городе Терни жил молодой священник Валентин, который помогал людям и особую любовь оказывал детям. Он проводил с детьми много времени, лечил их и учил основам христианства, но об этом узнали римляне и арестовали юношу.

Дети очень скучали по своему наставнику, и каждый день бросали ему в окошко тюрьмы записки со словами любви и уважения. Эти бумажки были прочитаны тюремным сторожем. У старика была слепая дочь, которую он тайно привел к священнику на молитву исцеления, но девушка не прозрела, а молодой священник влюбился в нее.

Перед своей смертью юноша отправил Юлии, так звали дочь сторожа, записку в виде сердечка и вложил цветок — желтый крокус или шафран.

Девушка развернула записку, понюхала цветок и обрела зрение. После этого она прочила на записке «Твой Валентин». Юлия первая назвала тернийского священника святым.

Все легенды относятся к третьему столетию и пронесены через века людьми, которым так хочется счастья и любви.

Никогда человечество уже не установит правды, но легенды рождаются на былях и скорее всего в мире жил Валентин, который умер во имя любви:

  • к Богу;
  • к прекрасной девушке;
  • ко всем людям.

В пятом веке Папа римский озвучил 14 февраля днем Святого Валентина, который со временем превратился в день всех влюбленных.

Традиции празднования праздника влюбленных в разных странах

Началом расцвета этого праздника можно считать 19 век, в это же время коммерсанты всего мира открыли для себя возможность заработать на красивых посланиях. Так появились открытки, духи с посланиями, конфеты с изображением сердца, игрушки и многое другое. Все эти вещи стали называть валентинками.

О других традициях:

В США юноши и девушки устраивали вечеринки, на которых формировались парочки по простому выбору. В корзинке лежали имена присутствующих, написанные на листочках в виде сердечек. Вытягивая валентинку, парень выбирал себе девушку и дарил ей марципан.

Япония славится разнообразными формами шоколада, который в этот день дарят влюбленные друг другу. Это единственный день в году, когда девушка может первой объявить о своей любви.

Незамужние англичанки с утра высматривают птичку, которая принесет замужество. Малиновка предвещала моряка, воробей — бедняка, а вот встреча со щеглом означала мужа богатого.

Французы остаются французами, их валентинки прячутся в ювелирных украшениях.

Многие влюбленные верят, что свадьба, сыгранная в этот день, станет гарантией счастливой жизни. Глубокое заблуждение!

Счастье, мир и покой в доме дарует Бог, если семья живет по Его заветам. Только общая молитва объединяет и делает крепкой семью.

Поместить святого Валентина в церковный календарь

Не «закуклиться» внутри общины

Праздник святого Валентина появился у нас относительно недавно. И в течение короткого времени стал популярен и особенно любим молодежью.

Мы часто говорим о преемственности базисных традиций в нашей Церкви. И это не просто слова. Времена меняются, меняются люди, но глубинные смыслы Святой Соборной и Апостольской Церкви остаются незыблемыми.

Неизменяемость эта должна выражаться, кроме всего прочего, в императивах, которыми жила древняя Церковь. Одним из таких императивов было донесение Слова Божия во все уголки известного тогда мира. Ну не могли первые христианские поколения спокойно молиться, поститься и спасаться, когда знали, что где-то есть народы, не знающие Правду и не имеющие возможности ее узнать!

Приходя с миссией и сумев обратить многих, христианские проповедники не в силах были одномоментно изменить уклад жизни прежних язычников. Предстояло еще очень много сделать, очень много поработать. Свою задачу христиане первых веков видели не в том, чтобы «закуклиться» внутри своей общины.

Напротив, живой дух жаждал наполнения окружающего мира новым содержанием, жаждал полноценного изменения и обожения всего вокруг. Это был не брюзжащий и горделивый дух, это был дух, горящий огнем неугасимым, дух проповеди и решительных действий.

Благодаря этому духу Евангелие распространялось с огромной скоростью вопреки всему.

Одним из духовно-трудовых фронтов была борьба с языческими суевериями, обычаями и праздниками. Многие из этих явлений своими корнями уходили в период неолита и родоплеменных отношений и были связаны с примитивными представлениями человека о борьбе сил света и тьмы, о женском и мужском начале. Но все же нашлись пути преодоления языческих пережитков.

Охранять, не подпускать, не изменять

Христиане первых веков праздновали только одно событие – Воскресение Христово. Большинство впоследствии возникших церковных праздников призваны были заменить собою старые языческие (или видоизменить их, наполнив новым христианским смыслом). Так поступали и в Римской империи и впоследствии в других местах, куда приходили миссионеры.

Например, Купалу (дни летнего солнцестояния) заменили на Иоанна Предтечу, отсюда народное «комбинированное» название праздника «Ивана Купалы». День всех святых – первоначально праздник римского Пантеона. Пантеон – языческое святилище в честь «всех римских богов» – впоследствии в 609 году был вполне логично освящен как христианский храм в честь Всех Святых, и языческий праздник всех «богов» стал христианским праздником Всех Святых. И таких примеров множество, включая Рождество Христово и Богоявление.

Читать еще:  Испытание многодетностью: прыжки под куполом

В наше время горящее пламя миссии заметно ослабло. Сегодня многими, к сожалению, главная задача Церкви видится как охранительная: «Охранять, не подпускать, не изменять». Все как бы застыло, не течет и не движется, и самое неприятное – это принимается за норму.

Кто из святых Валентинов?

Древняя Церковь языческие пляски и мистерии превращала в благопристойные праздники, мы же чуть-чуть не православный праздник святого Валентина не хотим немного доработать и разместить на радость всем влюбленным и любящим в своем календаре. Тем более что праздник почти уже к этому готов. Историческая личность святого вполне установлена. Их, святых Валентинов, как минимум три. О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев.

Второй Валентин был епископом города Терни в Италии. Он был казнен во время гонений на христиан, в конце третьего столетия. Похоронен он в окрестностях Рима. Мощи покоятся в Терни, известен он по нашему церковному календарю как Валентин Интерамнский.

Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина Римлянина известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами, и тоже похоронен рядом с Римом. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине.

Понятно, что это наши общие с католиками святые, так как они жили и прославились в Церкви Небесной до нашего печального разделения. Они есть в православных святцах, правда, их память празднуется в другие дни. Но что мешает праздновать память одного из них (или всех трех сразу) 14 февраля?

Ведь понятно, что церковные праздники – это не «день седьмого ноября – красный день календаря», они абсолютно не привязаны, как было сказано выше, к конкретным датам.

К примеру, понимая, что в день святых Петра и Февронии многие хотят обвенчаться, а это период поста, еще одно празднование муромских святых несколько лет назад было установлено Церковью в сентябре – в непостный период. То есть в данном случае Церковь вполне обоснованно пошла людям навстречу. Что мешает сделать это и в данном случае?

«Свои – чужие» святые

К слову сказать, меня поражает стремление противопоставления праздников святого Валентина и Петра и Февронии, исходящее из принципа «свой – чужой». Противники празднования 14 февраля говорят, что, мол, незачем нам это праздновать, у нас есть уже «свои» святые покровители брака.

Но у нас есть и святые Адриан и Наталия, такие же покровители брака, между прочим, совсем не русские. Та же римская эпоха. Мощи святой Наталии находятся не в Муроме или Суздале, а в Италии, в Милане. И ничего страшного – эти святые, как и тысячи других прославленных на Западе и на Востоке, предстоят перед Господом и возносят свои молитвы за грешный род человеческий.

Но, может, уберем из святцев Адриана и Наталию за ненадобностью, у нас уже ведь есть святые покровители брака на Руси?

О чем молиться святому Валентину

Иногда приходится слышать о том, что история, тиражируемая в популярных СМИ о Валентине как покровителе брака, напрочь выдуманная, и молиться этому святому нет никакого смысла. Кто так говорит, совершенно не понимает, как работают духовные законы. Вера некоторых современных людей в святого Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт. Возникла она, конечно, не из церковной проповеди, а из средств массовой информации и влияния на нас западной культуры.

Но ведь Церковь не переубеждает людей, верящих в то, что в поисках работы нужно молиться мученику Трифону (который явно при жизни не был сотрудником кадрового агентства), а о приобретении жилища – святому Даниилу Московскому (который точно не был риэлтором).

Так для чего же нужно разрушать убеждение людей, желающих молиться святому о чем-то гораздо более важном – о любви? Ведь понятно, что ЛЮБОМУ СВЯТОМУ МОЖНО МОЛИТЬСЯ ВО ВСЕХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЖИЗНИ И ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ, понимая, что конечная инстанция любых наших просьб одна – Господь наш Иисус Христос.

«Валентинки» – не призыв к блуду

Поборники морали приводят мнение, что праздник Святого Валентина – это призыв к блуду. Но давайте честно признаем, что в массе своей такие элементы праздника появляются крайне редко. А если они все же появляются, то это совершенно не повод не праздновать событие в принципе.

Например, на Крещение некоторые не укоренившиеся в вере особы любят погадать (вспомним строки Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»), и исходя из вышеуказанной логики, надобно перестать праздновать Богоявление.

Мне самому неоднократно попадались так называемые «валентинки», и я признаюсь, ни разу не видел в них ничего пошлого. Наоборот, в них были довольно сильно выраженные высокие, добрые и теплые чувства. То же могу сказать и о материалах в СМИ, попадавшихся на эту тему. Естественно, сама тема этого праздника не лишена некоторого элемента эротизма, но это совершенно нормально в отношениях между полами и вполне соотносится со спецификой такого праздника.

Напомню особым ревнителям, что в Церкви, не как в СССР, секс есть, и он безусловно существует в рамках семейных отношений.

А все, что укрепляет семью и влияет на семейную жизнь благотворно, Церковь в подавляющем большинстве случаев приветствует.

Подводя итог, хочу отметить, что День святого Валентина может и должен занять свое достойное место в жизни православных христиан. Этот праздник при правильном его устроении может помочь супругам найти путь ко спасению, где двое станут, по словам, не единожды упомянутым в Писании, во едину плоть (Мф. 19:5-6) (Быт. 2:24) (Еф. 5:31).

Разве влюбленность, не говоря уже о любви, не должна сопровождаться молитвой? Разве не хорошо бы было, чтобы именно в этот день пускай и те, которые и не помышляли о молитве, но думали о своей влюбленности, зашли бы в церковь и поставили свечку? А мы, православные, им подсказали бы, как это сделать. Может быть, с этой свечки начнется возрастание человека во Христе. Может быть, это первый шажок к воцерковлению.

Приятно и подарочек получить в этот день. Кто-то скажет, что настоящая любовь не нуждается в подарках и очередных признаниях. Но согласитесь, что каждому из нас приятно снова услышать от своей половинки слова любви. Даже если чувство уже крепкое и проверенное годами и жизненными испытаниями, почему бы не напомнить друг другу, что оно не только надежно, как скала, но и трепетно и юно, как при первой встрече. Вот вам и повод.

По сути, в празднике всех влюбленных нет ничего плохого, если нет ничего плохого в ваших отношениях. Если ваше чувство глубоко, искренно и чуждо блуда, если оно развивается в христианском понимании, то почему бы не добавить в свой календарь и этот праздник. А вот если чувства лишены целомудрия, то каким бы красивым словом это ни прикрывать, грех останется грехом.

И не стоит противопоставлять «наших» святых «их» святым. Они все – наши. Чем больше семейно-любовных праздников, тем лучше! Молиться можно всем и сразу, все угодники Божии помогут!

И мы все в этот день, 14 февраля, можем молиться любому из имеющихся в Святцах святых Валентинов (как, впрочем, и другим святым) о браке, о любимых, о чистоте и верности.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector