0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Покрестите меня! — Побеседуем? — С какой стати?!

Популярные группы

Покрестите! — Побеседуем? — С какой стати?

Разговор о том, какими должны быть огласительные беседы перед крещением, продолжает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области.

Готовиться или нет?

Конечно же, к крещению взрослые, дети, подростки должны готовиться. Но вопрос не решается каким-то определенным количеством лекций. Я знаю историю, когда человек прослушал десять лекций, сдал зачет, но потом оказалось, что в Бога-то он не верит.

Кроме того, совсем не очевидно, что если даже человек пришел, крестился без какой-то вдумчивой подготовки, не разобравшись во всех вопросах, – это ложный путь. Вспомним духовный подъем среди интеллигенции в шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы, когда никаких лекций быть не могло.

Хоть это было и неправильно, но человек сначала принимал таинство, а потом, если он начинал участвовать в жизни Церкви, развивался и познавал веру. И поскольку этим путем прошло огромное количество людей, в том числе известных священников, деятелей Церкви, многих из которых я знаю, потому что когда-то был пономарем и на моих глазах они воцерковлялись, то нельзя сказать, что этот путь однозначно плохой.

Кому проводить беседы?

Важный момент – занятия должен проводить человек, имеющий дар общения с людьми, дар Божий, тогда он действительно может быть услышан людьми и по-настоящему привести их в Церковь. Но если лекции читаются формально, потому что предписали, то они могут и оттолкнуть людей от Церкви. Причем читающий формально лекции батюшка может быть очень хорошим и глубоко верующим, любящим своих прихожан, но не имеющим такого дара – выступать перед людьми. Ему поручено – он старательно подготовился, прочитал. Только вот пользы от этого может не быть совсем никакой.

Я сам крестился в 27 лет, был думающим и критичным молодым человеком. Попади я на скучную лекцию, то наверняка не стал бы креститься. Господь, конечно, ведет человека, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Но мы не должны сами устраивать людям препятствия и соблазны.

Я считаю, что огласительные беседы должны быть личным общением священника и человека, который хочет стать членом Церкви и жить церковно. Чтобы помочь ему в этом, священник сам должен жить церковно. Мирянин тоже может проводить беседы, но тогда он должен быть выдающимся и одаренным, чтобы его стали слушать.

У меня есть знакомый молодой батюшка, благочестивый и любимый народом, но не особенно речистый. Поэтому его родная мама, духовно опытная старушка, начитанная и бойкая на язык, была у него на приходе катехизаторшей. Она с людьми общалась лучше, чем он. Но, чтобы ее слушали, сын, священник, должен был стоять рядом. Иначе ее спросят, куда свечку поставить, но не будут слушать о вере Церкви. Поэтому ответственность ложится, хочешь не хочешь, на плечи духовенства.

А если речь идет о том, чтобы проводить беседы формально, то можно кого угодно поставить и священнику совсем не участвовать. Можно даже только через телевизор вещать.

Бывало так, что приходит человек, говорит: «Хочу креститься!» На предложение пообщаться возмущается: «С какой стати!» Тогда приходится отказывать в крещении. Нет, значит, нет. А бывало, что в ходе беседы выяснялось, что человек хочет креститься потому, что ему так сказал экстрасенс, чтобы дальнейшие экстрасенсорные манипуляции были успешными. Тогда стараешься человеку объяснить, что такое на самом деле крещение и кто такие экстрасенсы…

Все знают, но как-то забывают, что православие у нас – традиционная религия русского народа. Понятно, что Господь призывает к Себе, независимо от национальности, происхождения, воспитания. Но если в неверующем человеке вдруг проснулась естественная религиозность, то татарин чаще идет в мечеть, еврей – в синагогу, а русский – в церковь. Это естественная религиозная потребность человека – поклониться чему-то или кому-то, отметить какие-то значимые события своей жизни: рождение ребенка, брак, смерть. Атеизм, кстати, – тоже религиозность, только вырожденная. Вытравить религиозную потребность из человеческого естества невозможно, а попытка вытравить приведет не к исчезновению, а извращению религиозности.

Конечно, сама по себе религиозность не спасает; спасает жизнь по истинной вере. Но если православные церковные люди займут в этом отношении слишком жесткую позицию и будут отказывать невоцерковленным людям в исполнении их религиозных потребностей, то этим мы не увеличим число глубоко верующих людей, а подтолкнем немощных в вере в другие конфессии и даже религии, где их примут с радостью.

Обязаны ли крестить?

Очень плохо и грешно равнодушное отношение духовенства и церковных людей. Когда я два года служил в Хабаровске, всё-таки старался беседовать со взрослыми людьми, собирающимися креститься. Но меня сотрудницы храма упрекали, что раз человек деньги заплатил и записался, то мы обязаны его крестить, и нечего тут беседовать! Такое я слышал и позднее, даже от духовенства, что раз человек записался, то мы его обязаны крестить. Эта идея совершенно ложная! Но формальное проведение бесед – почти то же самое.

Очень долго готовилась к крещению моя родная бабушка. Ей было уже за восемьдесят, когда она крестилась. Сначала она была неверующей, а я уже был в Церкви. Потом она уверовала, молилась, но не решалась креститься. Года три задавала мне вопросы, я отвечал, читал ей иногда Библию. То есть она готовилась долго (так уж вышло), но не формально, не то, что я сказал бы: «Вот, бабуля, прослушай десять моих лекций, сдай зачет, и мы тебя крестим».

А бывает, пришел человек, говорит: «Хочу креститься». Ясно, что он верует, но по нему видно, что он не читал никаких книжек и не поймет никаких лекций. А кается искренне, простое слово о Христе принимает, ну и крестишь его. То есть в этом вопросе нельзя действовать строго по одним и тем же правилам во всех случаях.

Всё это очень сложно и неочевидно – пути человека к Богу. Формальностями ничего не решается. И даже, кстати сказать, в те древние времена, когда человека готовили к крещению по несколько месяцев, не все крещеные оставались верными детьми Церкви. Многие впадали в тяжкие грехи, а многие – в ереси. Гарантии ничто не дает.

Как крестить детей неверующих родителей?

Я не занимаю жесткую позицию, что если родители недостаточно воцерковлены, то их детей не крестить. Понятно, что если родители не веруют, если ими движут лишь какие-то посторонние, а то и греховные намерения, то крестить не надо. Помню, принесли крестить ребенка, и все – родители, бабушки, дедушки – неверующие. Я им отказал, и они были страшно возмущены, долго скандалили.

родители не отвергают Церковь, а сами не воцерковленные, то здесь, опять же, не надо действовать по жесткой схеме, а надо индивидуально рассматривать каждую ситуацию. Тем более, это было и раньше, и сейчас такое бывает, родители неверующие, бабушка верующая и все живут в одной семье. Ну что, неужели бабушку эту прогнать, если она принесла младенца, внука? Что плохого, если она его крестит тайком от родителей и сама будет иногда приносить причащать и рассказывать о вере? Хотя это нельзя делать нормой. Потому что вдруг родители скажут: «Мы вообще хотим стать мусульманами, почему такое насилие в нашей семье?» Но и обратное не надо делать нормой.

Дело не в нормах и правилах, они не решат проблемы, а в живом отношении самих церковных людей, в первую очередь духовенства. Думать, что мы введем какие-то нормы и правила катехизации, и от этого у нас всё засияет, – наивно.

Православная Жизнь

Main menu

С какой стати мне расплачиваться за мои грехи?

Вопрос читателя: Почему я должен расплачиваться за «свои грехи»? Я на этот свет не просился, меня родили, и мои грехи, в большей степени, порождены внешними условиями жизни. За что я должен расплачиваться?

Отвечает Александр Ткаченко:

Тезис первый: Закономерные последствия греха и есть наказание, которое человек добровольно принимает на себя, соглашаясь на грех.

В современных кинокомедиях есть широко растиражированный сюжет, суть которого в следующем. Человеку сообщают, что обычную электрическую лампочку очень легко засунуть себе в рот, но потом невозможно вытащить без помощи врача. Человек не верит этому парадоксу и решает проверить его истинность на себе. В результате оказывается в травмпункте, где уже сидит целая очередь из подобных экспериментаторов. Примерно так же себя ведут люди, слыхавшие, что воровать, завидовать, изменять супругу, осуждать других людей — это грех, но решившие опытным путем испытать на себе последствия этого греха.

Законы духовной жизни столь же непреложны, как и законы физики, химии или анатомии. Поэтому расплата за совершенный грех столь же неотвратима, как и расплата за лизание железной дверной ручки на морозе. Бессмысленно спрашивать здесь «почему я должен расплачиваться?», поскольку это просто закономерная последовательность событий. Тот, кто выбрал грех, одновременно выбрал и его неизбежные последствия. Согласно святому Иринею, определяя наказание грешнику, Бог всего лишь утверждает выбор самого человека: «На всех тех, кто по собственной воле удаляется от Него, Бог наложил как наказание отдаление, которое они выбрали. Следовательно, отдаление от Бога — это утрата всех благ, которые исходят от Него».

Внешние условия развития человека действительно могут влиять на его духовное состояние. Так, греховная жизнь родителей и других значимых взрослых может повредить духовное состояние детей, которых они родили и воспитывают. Эта поврежденность проявляет себя в различных греховных влечениях, дурных наклонностях и страстях, передающихся словно бы по наследству в пределах одного рода. В Священном Писании мысль о такой трансляции греха от старшего поколения к младшим выражается вполне определенно: Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны. Жены их несмысленны, и дети их злы, проклят род их. Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. ибо ужасен конец неправедного рода (Прем 3:11, 12, 16, 19).

Читать еще:  Преподобному Серафиму не нужны волшебства и мифы

Передаваясь из поколения в поколение, наклонность к тем или иным видам греха может столь сильно закрепиться в потомках такого неправедного рода, что противостоять этим грехам им будет куда труднее, чем остальным людям. Однако и здесь у человека остается выбор. Осознав в себе действие такого греха, он может, например, полностью снять с себя ответственность за свои действия и списать все свои непотребства на тяжелую наследственность. Этот вариант очень наглядно показан в фильме «Обыкновенное чудо», где Король, весьма симпатичный человек, делает всяческие гадости, объясняя их непреодолимым влиянием предков:

«— Добрый день. Я король, дорогие мои… Не знаю почему, понравилась Ваша усадьба. Так что разрешите погостить у вас несколько дней. Должен предупредить: гости мы беспокойные. Я страшный человек.
— Да?
— Да. Тиран, деспот, коварен, капризен, злопамятен… И самое обидное, не я в этом виноват… Предки виноваты! Прадеды, прабабки, внучатые дяди, тети разные, праотцы, ну и праматери. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлебывай их прошлое. Ну паразиты, вот, одно слово, извините за такую грубость выражения, резкость, паразиты, вот и все. А сам я по натуре добряк, умница, люблю стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю. Кошек, да, я кошек люблю. Но иногда такое выкинешь…»

После чего тут же попытался отравить жену хозяина ядовитым вином. А когда у него это не получилось, бесхитростно объяснил, что в нем проснулся злодей-дядя, имевший обыкновение травить тех, с кем не в меру разоткровенничался. Это — один из способов отношения к свойственному роду греху, по сути являющийся его добровольным принятием в собственную жизнь.

Но возможен и другой вариант, когда человек, осознав в себе его действие, начинает в меру своих сил противостоять этому влиянию грехов предков на его нынешнюю жизнь.

Тезис второй: Согрешает человек не самими полученными в воспитавшей его семье наклонностями, но тем, что оправдывает в себе эту ненормальность, не борется с ней, давая ей полную свободу в своей жизни.

Между тем с Божьей помощью такие проявления «семейного» греха можно обуздать в себе, сделать их подвластными разуму и совести. Эстафету этого греха возможно остановить на себе, не позволив ему перейти к своим потомкам. Оказавшись искалеченным грехами своих предков, человек может начать себя исправлять хотя бы для того, чтобы не передать эту наследственную духовную черноту уже своим детям. И даже если у него это получится сделать не в полной мере, Бог примет этот его труд как настоящий подвиг благочестия.

Внешние обстоятельства нашей жизни влияют на наше духовное состояние. И Бог учитывает эти обстоятельства. Он знает, в каких условиях вырос человек, какой была мера греха, вложенного в него его воспитателями, и о каждом из нас судит с учетом этих условий.

Очень хороший пример, поясняющий, как это может быть, приводит в своих поучениях преподобный авва Дорофей — христианский подвижник, живший в VI веке. Он рассказывает, как на невольничьем торге были выставлены на продажу две совсем маленькие девочки, и одну из них купила благочестивая христианка, мечтающая воспитать ее в чистоте и благоухании святых заповедей Христовых. Другую малышку купила совершенно развратная блудница, с тем чтобы научить ее своему мерзкому ремеслу. И конечно же, первая девочка выросла чистой душой и телом, боголюбивой и исполненной всяческих добродетелей. А вторая… Вторую ее злая наставница сделала орудием дьявола, научив самым изысканным и грязным видам разврата.

Внешние обстоятельства жизни девочек определили поведение каждой из них. Но одну они привели к благочестию, а другую — к греху, ставшему нормой ее жизни. И вот авва Дорофей восклицает: «Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о Суде, о Царствии Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, все скверное, все диавольское; как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом? Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он один ведает все и может судить согрешения каждого, как Ему Единому известно».

Тезис третий: Одна из основных истин христианства и состоит в том, что человек не способен сам расплатиться за свои грехи.

Если для определения греха использовать юридическую терминологию, то грех — это преступление, нарушение закона, установленного Богом. А если грех — преступление, то, согласно закону же, за него положено определенное наказание.

Этот образ используется в христианской традиции достаточно широко. Именно в таком понимании и возникает прямой, а не метафорический вопрос о расплате за грех. Ведь преступник, взятый под стражу, может заплатить залог и выйти на свободу до суда или уже по решению суда понести ответственность за свое преступление, выплатив штраф. Но в отношении греха это оказывается совершенно невозможным, поскольку ценой нарушения воли Божьей для человека стала смерть: какой выкуп даст человек за душу свою (Мф 16:26)?

Если рассуждать в юридических категориях, грех — это такое преступление, за которое положено лишь одно возмездие — лишение жизни. И никакие варианты замены наказания здесь не предусмотрены.

Впрочем, один вариант все же возможен, хотя и очень жесткий. Преступника может выкупить кто-то другой ценой собственной жизни, приняв за него полагающуюся по закону смерть. Но здесь есть условие: отдать свою жизнь за другого может лишь тот, кто сам невиновен в этом преступлении. А таких, по слову Библии, среди живущих на свете людей просто нет, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим 3:23).

Не может один должник поручиться за другого, не может один преступник вызваться пострадать за своего подельника. Принять за грешников заслуженную ими смерть мог только абсолютный праведник. В этом и был великий смысл искупительной жертвы Иисуса Христа за человеческий род. Сам Бог сошел с небес и воплотился, чтобы отдать Свою жизнь как выкуп за согрешивших людей и добиться их помилования.

Поэтому в юридическом смысле расплачиваться за свои грехи людям нет смысла уже хотя бы по той причине, что нам нечем за них платить. Мы или принимаем помилование, которое дал нам Господь ценой Своей Крестной смерти, или отказываемся от него. С этой точки зрения Иисус Христос выкупил все наши долги у безжалостных коллекторов, чтобы спасти нас от неминуемой расправы. И теперь перед каждым человеком стоит выбор: или продолжать грешить, увеличивая свой смертоносный долг и приближая час, когда в твою дверь позвонят коллекторы, или же — принять дар Иисуса Христа и сделаться Его подданным, оставив коллекторов ни с чем. Правда, это подданство потребует соблюдения определенных правил, которые и составляют суть жизни человека в Церкви Христовой. Но это — единственный доступный нам вариант расплаты за грехи в юридическом понимании этого слова.

Тезис четвертый: Чувствуя свою негодность для Царства Небесного и боясь заслуженного наказания, мы как будто забываем, Кто же нас будет судить в итоге и Кто будет определять меру нашего воздаяния.

В испуганно-возмущенном вопросе «почему я должен расплачиваться за свои грехи, ведь я не по своей воле пришел в этот мир?» звучит страх перед каким-то бездушным принципом, который извлек человека из небытия лишь для того, чтобы потом спросить с него по полной и снова ввергнуть не в небытие даже, а в бесконечное мучение.

Однако все, что мы знаем о Боге из Евангелия, говорит ровно об обратном. Не языческая Фемида с завязанными глазами будет взвешивать наши грехи на суде, а Тот, Кто защитил блудницу от заслуженной кары и первым ввел в рай осужденного за свои грехи разбойника.

Феофан Затворник писал: «Господь и на Страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». От нас зависит лишь одно: дадим ли мы Ему такую возможность. В этом и будет заключаться наша «расплата» за свои грехи. Все остальное еще две тысячи лет назад Господь заплатил за нас Сам.

Крещение взрослого человека. Что надо знать?

Главная » Статьи » Человек » Крещение взрослого человека. Что надо знать?

Обычно в наше время люди проходят Таинство крещения в детском возрасте. Все стремятся покрестить своих детей как можно быстрее после рождения. Так принято в православном обществе. Но последствия многолетнего порабощения Социализму сказываются до сих пор. Тогда людям внушали, что православная вера – это обман, «опиум для народа». За крещения ребенка наказывали в советском обществе довольно жестоко. Поэтому после распада Советского Союза люди топами принимали крещение во взрослом возрасте. О том, как проходит крещение взрослого человека, мы подробнее рассмотрим в этой статье.

Плюсы крещения во взрослом возрасте

Во-первых, человек сознательно проходит Таинство, по своей воле отрекается сатаны, всех дел его и сочетается Богу. Он уже не сможет сказать, что его насильно заставили принять веру. И потом шанс сменить вероисповедания сводится к минимуму.

Читать еще:  Алексей Баталов был аристократом и понятным каждому парнем

Во-вторых, ему не нужны крестные , чтобы поручиться за него. Он уже сам в состоянии произнести слова отречения. Обычно поиск крестных удлиняет время подготовки к Таинству и осложняет его.

Священнику, совершающему Таинство тоже легче, потому что он не станет громко кричать, как младенцы, когда их окунают в купель.

Как подготовиться к крещению взрослому

Человек, собирающийся принять Таинство крещения, должен быть полностью ознакомлен с догматами православной веры. Он не должен быть еретиком или случайно зашедшим в храм.

Для лучшей подготовки существуют в каждом храме подготовительные собеседования. Священник или другое благословленное на это лицо объясняет людям, что такое православная вера, кто такой Христос, в чем смысл этого Таинства. Все это надо знать желающим принять Святое Крещение.

Раньше такие люди назывались «оглашенными». Им не разрешалось присутствовать на самой важной части литургии – литургии верных, когда служится евхаристический канон.

Человек, который собирается принять крещение, должен знать наизусть Символ веры и молитву Отче наш, потому что именно это ему предстоит прочитать вслух на Таинстве.

Также оглашенный должен иметь основные понятия о Христе, Пресвятой Богородице, некоторых святых. О том, для чего Христос пришел на землю, от кого он воплотился, ради чего умер на кресте, на какой день воскрес. Не лишним будет изучить общие правила поведения в храме .

Оглашенный должен быть готов отречься от сатаны, дунуть и плюнуть на него, не смеясь при этом, отнестись к этому со всей серьезностью и ответственности. С этого момента диавол становится его врагом на всю жизнь, он будет мстить этому человеку и стараться совратить его с пути истинного. Но в то же время священник читает запретительную молитву, в которой запрещает диаволу владеть душой и телом оглашенного, просит Бога защищать во всем этого новокрещаемого, охранять от диавольских наветов.

Чего нельзя делать

Оглашенным надо знать, чего делать нельзя при подготовке и на самом Таинстве:

  1. Женщинам нельзя проходить Таинство в нечистоте.
  2. Нельзя вступать в интимные отношения накануне Таинства.
  3. Женщинам не стоит налагать на свое лицо множество косметики, потому что при погружении в воду она потечет.
  4. Нельзя наедаться и курить перед Таинством.
  5. Нельзя приходить в нетрезвом состоянии.
  6. Женщинам, недавно родившим, нельзя принимать Таинство раньше сорока дней после родов.
  7. Нельзя креститься в купальнике или нижнем белье.

Что нужно принести для крещения взрослого?

С собой оглашенному надо иметь:

  • нательный крестик на веревочке или цепочке;
  • белую крещальную рубаху (непрозрачную и длинную);
  • полотенце.

Крещальную рубаху надевают перед совершением Таинства. В ней священник погружает оглашенного в воду. Полотенце нужно для того, чтобы вытереться после погружения в купель.

Стоимость крещения взрослого

Все таинства в церкви бесплатные. Однако, все приходы существуют на добровольные пожертвования и принято (если есть возможность) жертвовать небольшую сумму священнику за уделённое время и совершение таинства.

Есть храмы в которых установлено фиксирование пожертвование за крещение. Средняя сумма пожертвования в городских храмах 2500 рублей. Цена может отличаться в зависимости от региона и храма.

Дни крещения взрослых

Крещение как взрослых, так и детей совершается в любой день. Во все праздники, посты, обычные дни. Креститься можно в любой день. Но договориться о крещении следует заранее, т.к. в каждом храме существует свой распорядок, как и у каждого священника. Возможно в этот день все священники будут заняты на других требах. Поэтому, обязательно заранее договоритесь о таинстве крещения на определённый день и время.

Видео о крещении взрослого:

Встреча с протоиереем Андреем Ткачёвым: Таинстве Крещения

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя, если этого желания нет – креститься не надо

После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься.

После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься. Он спрашивал: «Зачем вы хотите креститься? Для чего?» Люди отвечали разное. Кто-то говорил, что для здоровья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помощью, кто-то надеялся защититься от сглаза и порчи, кто-то хотел совершенствоваться. Но ни один ответ нашего учителя не удовлетворил. Он принялся доказывать, что с такими мыслями креститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не принимать крещение. И всё же червь сомнения в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю правильного ответа на вопрос: «Зачем креститься?» Нам не смогли объяснить этого на беседах. Может, попытаетесь вы?
Раиса.

Дорогая Раиса, получив Ваше письмо, я сразу вспомнила «любимый список крещёных людей» замечательного священника Дмитрия Смирнова: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Адольф Гитлер, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лаврентий Берия…

Отец Дмитрий говорит: «Если Вы веруете в Пресвятую Троицу и хотите стать членом Церкви, то надо креститься, потому что это реализуется только через таинство Крещения». Крещение означает новую жизнь, потому что Дух Святой нисходит на человека, – растолковывает священник и очень жёстко формулирует: «Крестить человека, который этого не понимает, всё равно, что крестить неразумное животное. Если крестим малыша, то взрослые должны понимать и воспитывать ребёнка соответствующим образом. Ведь крёстный от лица ребёнка обещает Богу, что этот маленький человечек вырастет христианином».

Поэтому, Раиса, замечательно, что Вы думаете о сути таинства, о том, как оно должно повлиять на Вашу жизнь. И надеюсь, эти размышления приведут Вас в храм.

Но ещё я поняла, кто же на самом деле «виноват» в том, что некоторых людей в якутских храмах отговорили креститься.

Ещё в 2002 году до Якутска дошли кассеты с записями огласительных бесед отца Михаила Зайцева, служившего тогда в Казанском храме г. Нерюнгри. Я спросила его: нельзя ли расшифровать эти плёнки и использовать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил огорошивал своим странным для священника заявлением, к концу бесед понимали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не благословил. «Понимаешь, – объяснил он, – я никогда не повторяюсь на беседах. Всё зависит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они образованны, как настроены, и т.д., и в зависимости от того, как они реагируют на мои слова, я строю свою речь. Никогда нельзя перенимать схему. Без должного наполнения она всё равно не будет работать». Видимо, это и произошло. Схема не сработала.

Но, может, Вам, Раиса, поможет интервью, которое мы записали с отцом Михаилом на эту тему почти десять лет назад.

Не надо креститься?

В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 5-7 ).

Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы мы попросили ответить священника Михаила ЗАЙЦЕВА.

– Отец Михаил, я слушала Ваши огласительные беседы (т.е. беседы, в которых перед совершением таинства Крещения вступающим в Церковь сообщается христианское вероучение) и была потрясена. Вы в самом начале на разные лады повторяли одну и ту же фразу: «Не надо креститься». Ну это как-то странно от священнослужителя слышать…

– Да, я сразу спрашиваю: «Что подтолкнуло вас к Крещению? Вы себе ответили: для чего я крещусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос креститься не надо. Добра не будет. Крещение – это особый завет с Богом, особые отношения с Ним, которые могут иметь для человека различные последствия: либо мир и благополучие, либо… совершенно обратное.

Вы прекрасно видите, в каком состоянии находится наше общество – падение нравов, попрание морали, деградация и физическая, и интеллектуальная, и духовная, разгул преступности и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зрения, что у нас сейчас 70% населения – христиане. И причём, простите, всех их угораздило покреститься в последние десять – двенадцать лет, на которые и приходится это дикое падение человеческое.

Страшная статистика, правда? Толпы пришли ко Христу – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы получаем по заслугам, и всё, что вокруг происходит, весьма логично: даже человеку соврать – нехорошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.

– Почему это происходит?

– Из моего опыта, разговоров с людьми, идущими на крещение, могу констатировать, что подавляющее большинство слабо представляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с которыми люди принимают крещение, часто противоположны тому, зачем вообще дано человеку это таинство. Большинство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.

Читать еще:  Осложнения при беременности и родах: сколько есть времени?

– Интересно, что обычно отвечают на Ваш вопрос?

– «Чтоб здоровье было получше», «…Ну, дела финансовые поправить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжёлая», «Что-то с кем-то не получается», «Ребёночка надо покрестить, чтоб не болел, – не дай Бог, сглазят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Крещение не надо. Зачем? Такие вопросы следует решать другим порядком: хочешь здоровья? – иди в поликлинику, ищи хорошего врача; желаешь денег? – лучше работать надо; порча, сглаз – это тоже не из области религии. Очень редко удаётся услышать правильный ответ.

Правильный ответ

– А каков он? Скажите!

– Креститься нужно, чтобы стать христианином, жить так, как Бог учил, душу свою спасти. Может быть, другим на этом пути помочь. Этим исчерпывается цель нашего крещения.

Всё остальное – второстепенно. Будут земные блага, не будут – мы не знаем. Может, наоборот, гораздо хуже станет. Этот вопрос второго порядка. Принципиально то, что нам предстоит умереть, дать отчёт перед Господом о своих делах и получить либо полное счастье в Вечной жизни, либо совершенно полярное.

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя. Если этого желания нет пока – креститься не надо. Стоит ещё подумать, порассуждать, попробовать прочувствовать.

То есть если человек ищет не Бога, а способ получить блага от Него – не надо креститься, повторять опыт миллионов несчастных людей, которые сами себя обманули (Бога обмануть нельзя). Крестятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наоборот происходит, потому что соврали Богу, получают соответствующее эхо.

Если человек не ищет личной встречи с Богом, если Бог для него что-то далёкое и непонятное – не надо креститься, рано. Если у вас нет уверенности в том, что ребёнок, которого вы собрались крестить, будет жить хоть в каком-то соприкосновении с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любовью и примером показать ему путь к Церкви, тоже не надо спешить, ничего хорошего не выйдет.

Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похожим на Бога (а именно это – цель христианства – обожение!), вот тогда всё замечательно, тогда надо идти креститься и в дальнейшем жить соответствующим образом. Если нет жажды Бога, стремления к Нему, желания жить, исполняя волю Господа, по заповедям Его, креститься не надо – последнее потеряете, жизненная практика показывает.

– Со мной такое было, и только много позднее я поняла, почему жизнь после Крещения на меня так «обрушилась».

Митрополит Антоний Сурожский не устаёт повторять, что в православии (в отличие от язычества) нет магии, которую он определяет как «насилие человеческой воли, человеческого произвола над природой и над другим человеком», что таинство – это не обряд. Таинство церковное – «это непосредственные Божии действия, которые через материю этого мира каким-то образом до нас доносят, доводят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таинство совершается Богом над человеком не без самого человека.

Можно ли сказать, что тех, кто во время Крещения устремляется к Господу, Бог принимает в Свою обитель, подаёт помощь и утешение, а тех, кто рвётся совсем в другом направлении, Он силой не держит, отпускает в те безблагодатные области духа, находясь в которых человек (какие бы материальные блага ни приобрёл) открыт для воздействия на него «духов злобы поднебесной», а значит, несчастен?

– Чувствует человек это или не чувствует, но он открывается новой Божественной реальности, которая отныне будет определять его жизнь до самой смерти и, главное, после.

Я не только из опыта своего могу сказать, об этом говорит Священное Писание: человек, который живёт в мире с Богом, в гармонии с Ним, от многих бед защищён. И так защищён, что никакое зло сквозь эту защиту не пробьётся. Праведники у Бога на особом счету и под особым покровительством. Праведный – тот, кто правды Божией ищет, – не удовлетворения своих эгоистических, земных запросов, а Бога. Вот эти люди, безусловно, под особым покровительством Господа, это касается всех сторон жизни – и физической, и интеллектуальной, и финансовой, и социальной, и политической. Сам Христос учит не заботиться и не говорить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 31-33 ). Вся история человека показывает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нормализуется, когда отношения с Творцом портятся, всё приходит в упадок.

Главное – надо понять: как человек приходит ко Христу, каким и зачем он приходит. Если Бог для него – лишь средство для решения земных проблем, о каком преображении может идти речь?

В руки, сложенные за спиной, не даётся ничего

– Значит, всё дело только в нашей внутренней готовности?

– Не только. Предположим, что человек идеально подготовлен, прошёл институт оглашенных (хотя бы те беседы прослушал, которые сейчас проводятся в храмах), предположим, воцерковился. Какие вопросы он ставит перед собой в качестве приоритетных после крещения? От этого всё зависит.

И ещё такой момент: мы покрестились во имя Духа Святого, но почему Его в нас нет? Тут надо помнить, что мы сотворены по образу и подобию Божиему. Образ есть. Подобия надо достигнуть. Иногда Господь при крещении даёт радость неземную, но она непостоянна, в силу того, что мы ещё во Христе непостоянны.

Всё необходимое в таинстве мы, безусловно, получаем и так или иначе это чувствуем, но стабильным такое состояние становится уже после того, как мы прошли свой личный путь. Да, мне дали всё в дорогу, снарядили всем при крещении. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хорошим снаряжением.

– Мой крестник маленький, когда его крестили, слышал звон колоколов, которого на самом деле не было.

– Да, с такими вещами я не раз сталкивался, когда люди в момент крещения переживали некоторое откровение. Но всё, о чём я знаю, было лишь знамением. Нужен путь. В вере, как бы это помягче сказать, нет иждивенчества. Господь не допускает нас до этого. Благодать даётся тогда, когда она востребована, когда она созидает. Господь даёт в протянутые и жадные руки. В руки, сложенные за спиной, Он ничего не даст. Надо желать и просить, и всё дастся.

– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я крестилась одна, и это было так таинственно и даже страшно, а вот большинство друзей моих и мама крестились среди большого количества народа – и это до некоторой степени мешает. Нет?

– Конечно, сам чин совершения Крещения очень важен. У нас в Нерюнгри при храме есть группа молодых людей, верующих, которые хотят чуть больше делать, чем просто в храм ходить. И к ним можно отсылать людей невоцерковлённых, только-только вступающих в Церковь. Народ ведь приходит самый разный. Один молодой человек, например, буквально был помешан на инопланетянах. Добрый парень, думающий, ищущий, он через общение с этой группой христиан пришёл к Богу. Или другой – музыкант, серьёзный, здравомыслящий, образованный… Для него стало откровением, как к нему отнеслись его сверстники: они говорили о Христе, об Евангелии, об Истине и пути к Богу, о божественном достоинстве человека, и он это для себя открывал. Они были обыкновенные люди, но он видел в них тот огонь, который в нём самом ещё не зажёгся.

Многие другие (обо всех не расскажешь) не ленились ходить в храм месяц-два, разговаривали с прихожанами, искали суть православия, Христа искали; пусть задавали поначалу совершенно жуткие вопросы, но они их задавали. Причём их никто не торопил с крещением. Ещё говорили: «Ты подожди, подумай хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно подготовленные люди искренно приходили к вере, чувствовали, что Крещение им необходимо, я их крестил по одному, причём литургическим чином, очень рано, в пять утра. Представьте, в храме присутствуют только священник, тот, кто крестится, и его поручители. Горят свечи, мы совершаем литургию, крестим человека, тут же его причащаем – это на всю жизнь.

Конечно, мы не можем крестить всех так, как это в древней Церкви было, когда крещаемый чувствовал, что в данный момент жизни он центр всей общины. Проблема чисто технически трудно решаема при том, сколько людей идёт сегодня в храмы с желанием покреститься. Хорошо, если человек горит во время совершения Таинства, он никаких внешних неудобств даже не заметит, но основная масса рвётся на Крещение не готовой, в состоянии некоторой мечтательности, и этим людям нужно помочь прочувствовать Христа.

Я думаю, что Христос при Крещении рядом с каждым.

– А что бы Вы сказали тем, кто принял Крещение?

– Минимум ты прошёл, дальше многое от тебя зависит. Ты можешь больше узнать о вере, о Христе, о Церкви. Ты можешь больше сделать для себя, для близких, для братьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответственности не несём.

В любом случае, Крещение – только начало пути, который состоит из многих-многих шагов, открытий, падений, восстаний. Но это путь преображения, когда мы каждый раз на протяжении какого-то времени открываем в себе всё новые и новые грани богоподобия. Радостно – сознавать, кем я был и как душа обновилась. Это счастье.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector