0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Погружаясь в воду очищения, Господь становится одним из нас

Погружаясь в воду очищения, Господь становится одним из нас

В церковной жизни мы все стараемся воспринимать верой. Потому что многое из того, что является содержанием богослужений, наших молитв, можно принять только на веру, а понять разумно – невозможно. Тем не менее, в жизни верующего человека всегда есть место для рассуждения, для того, чтобы выяснить, почему, как и зачем. И до определенной границы использование разума похвально, более того, оно является важным и необходимым.

И вот иногда в праздник Крещения люди спрашивают: как же так, как мог Христос креститься – ведь Он еще не был распят на кресте, и крест в то время еще не стал орудием нашего спасения.

Людей смущает то, что корнем слова «крещение» является слово «крест», то есть то самое орудие нашего спасения, на которое Господь взошел уже после Своего Крещения и проповеди. А все дело в том, что слово «крещение» — наше, славянское, русское слово. Его можно обозначить как не вполне точный перевод, или даже скорее «перевод-истолкование», «перевод-комментарий». Поскольку, если его переводить точно с греческого языка, то действо, которое совершил Спаситель, правильно будет назвать «погружение».

Христос погрузился в Иорданские воды. Погружение в воды этой реки, омовение в них практиковал Предтеча Господень Иоанн, который удостоился стать Крестителем Самого Спасителя. Он принимал людей, призывал их исповедовать свои грехи и после этого погружал в воды Иордана — для того, чтобы символически, духовно, прообразовательно смыть с них не только и не столько телесную грязь, сколько душевную и духовную нечистоту. К Иордану приходит также и Спаситель.

Конечно, Господь не нуждался ни в каком погружении или омовении. Он, чистый и безгрешный, пришел, как говорит евангелист, для того, чтобы исполнить всякую правду. Он пришел, чтобы повторить путь обычного грешного человека, который нуждался в таких знаках очищения и обновления.

Господь пришел, чтобы погрузиться на Иордане именно у Иоанна. Креститель стал участником этого действа: Господь приклонил Свою голову под его руку и с его помощью погрузился в воды святой реки.

Только все произошедшее не нужно воспринимать лишь как исполнение всякой правды. Господь погружался в воды реки, которая символически была наполнена грехами тех людей, которые приходили каяться в своих согрешениях, в своих падениях… И вот в эту реку, которая символически была местом очищения всего Израиля, вошел Господь для погружения.

Но незримое действие в отношении вод Иордана было в данном случае обратным — Господь символически очищает реку от всей той скверны, исповедуя которую люди погружались в воды. Спаситель не только очищает воды Иордана — Он освящает их.

В память об этом мы каждый год совершаем освящение воды в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения.

Мы молимся, чтобы в каждом храме, в каждой реке и озере ощущалась благодать Иордана, благодать этой святой реки, нас очищающая и освящающая. В сегодняшних словах молитв мы слышали всю историю спасения: Господь не стерпел зрети (то есть видеть), как человек мучается от греха, и пришел для нашего спасения.

И сегодня мы пользуемся этими плодами спасения, очищения, освящения и благословения. Сегодня каждый из нас может пить святую воду или окроплять ею жилище, или погружаться в нее и так далее – все формы возможны. Главное – чтобы наши акценты, наше внимание было сосредоточено на самом важном: погружение в святую воду – это не какой-то ритуал моржевания, это погружение с верой. То же самое — и окропление домов, и принятие внутрь освященной воды. Эта вода действует не магически, поскольку химически это та же самая вода, и в то же время мы верим, что она носит целебный характер. Но не будем забывать, что она становится целебной только в том случае, если мы принимаем ее с верой в Спасителя и просим Бога, чтобы Он с помощью этой святой воды даровал нам свою благодать и свою милость.

Приходите же в храмы, черпайте воду, приходите к водоемам, берите обильно божественную благодать, которую Господь щедро дает всем нам.

Дай Бог, чтобы эта вода, принимаемая нами с верой, служила к нашему очищению, освящению, здравию душ и телес и к благословению.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк,

priest_ruabko

протоиерей Игорь Рябко

Библия о воде

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

В Ветхом Завете вода составляет необходимую принадлежность быта и хозяйства, водоемы оказываются в центре внимания в решающие моменты истории Израиля. В климатических условиях Ближнего Востока забота о воде была равнозначна заботе о пропитании – «хлебе». Вода необходима и для роста употребляемых в пищу растений – этой цели служили дождевая вода и роса.

Образ водной стихии пронизывает религиозно-исторические представления ветхозаветного Израиля от преданий о творении мира до эсхатологических пророчеств, являя в них то животворное начало (потоки Эдемского сада, «живая вода» времени спасения), то враждебную творению смертоносную стихию, орудие Божественного суда (вода первобытной бездны, всемирного потопа).

Кара Господа пророками сравнивается с разносящей дамбу водной массой, смывающей и затопляющей все на земле. Вода предстает в этих пророчествах как стихия, враждебная человеку и всему творению, однако подвластная Богу и подчиняющаяся Его повелениям. Этот образ отчетливо представлен в рассказах о сотворении мира, о потопе, о переходе Израиля через Чермное море и др.

В рассказе бытописателя о сотворении мира земля и жизнь на ней появляются лишь после того, как по Божественному повелению вода первобытной бездны разделяется «твердью» (небом), а оставшаяся под небом вода, собираясь в моря, уступает место суше. В библейских толкованиях этого рассказа воспевается величие Творца, утвердившего землю посреди вод, проведшего «круговую черту по лицу бездны», укрепившего «источники бездны», давшего морю «устав, чтобы воды не переступали пределов его», завязавшего «воду в одежду».

Читать еще:  Ангельские чины и их имена. Ангелы

Воды бездны, как хаотическая стихия, противоположная упорядоченности тварного мироздания, подчинена власти Творца и используется Им в качестве орудия суда над отступившим от Него творением. Орудием суда Божия над человечеством, в котором умножился грех, становится вода потопа, когда по Божественному замыслу «разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились». В рассказе об Исходе евреев из Египта Бог как Владыка несущей гибель водной бездны спасает Свой народ от преследователей, ограждая его от вод Чермного моря и затем обрушивая ее на преследователей. Спасение у Чермного моря иногда изображается в сцене борьбы с драконом, символизирующей охваченное силами хаоса изначальное творение.

Некоторые детали рассказа о спасении Моисея дочерью фараона сближают его с повествованиями о потопе и о переходе Израиля через Чермное море: подобно тому как Ной с семейством во время потопа или народ Израиля при бегстве из Египта были спасены от гибельных вод, младенец Моисей был спасен дочерью фараона, нашедшей его в Ниле (это отражено и в имени Моисей, потому что она «из воды вынула его» – Исх 2. 10). Корзинка, в которой мать оставила Моисея на берегу Нила, и ковчег Ноя называются по-еврейски одинаково. Еврейское наименование тростника, в котором дочь фараона оставила корзинку, является частью еврейского названия Чермного моря. (букв. – тростниковое море).

Неиссякающие источники воды входят в представление о земле обетованной во время странствий народа по пустыне и в связанные с ним эсхатологические пророчества о новой земле. В эсхатологических представлениях ветхозаветных пророков уничтожающая грешников вода суда должна смениться «живой» водой потоков, истекающих из Иерусалима или из храма.

В ветхозаветном богослужении предписанные законодательством Моисея правила соблюдения ритуальной чистоты предполагают использование воды как основного средства очищения. При совершении этих обрядов необходима «живая» (проточная) вода или особым образом приготовленная на ее основе смесь. Очищение людей и вещей производится путем окропления водой или погружения их в воду. Часто требуется омовение не только тела, но и одежды. Внутренности приносимой жертвы также должны быть омыты водой.

В литературе межзаветного периода символика воды во многом основывается на ветхозаветных образах. В документах Кумрана образ орошенной водой земли подразумевает общину истинной веры. Она подобна «источнику вод, струящихся в пустыне», «деревьям жизни с источником тайны, сокрытым среди всех орошаемых деревьев». «Водою лжи» в кумранских текстах называется лжеучение. Сердце человека, «тающее» от страха, сравнивается с текущей водой.

В религиозной практике этого периода, прежде всего у фарисеев и ессеев, ритуалы очищения представляют стройную систему. Так, ессеи, по свидетельству Иосифа Флавия, ежедневно перед полуденным приемом пищи совершали очистительное омовение посредством полного погружения в воду. Эти данные находят подтверждение в кумранских рукописях, содержащих ряд правил о повседневных и особых омовениях. Очистительное омовение совершается также в знак обращения и покаяния. Община живет в напряженном ожидании эсхатологического очищения, когда Сам Бог оросит Духом истины, как вода очищения, Своих избранников и очистит их «от мерзости лжи и запятнанности».

Археологические находки многочисленных ритуальных купален в Иерусалиме, Кумране, крепости Масада и др. местах, а также свидетельства письменных источников этого периода показывают, что, с одной стороны, соблюдение ритуальной чистоты было предметом заботы для всех категорий иудейского населения (включая высшую, сильно эллинизированную аристократию), с другой – правила ее достижения не были едиными и соблюдались разными группами в различном объеме.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

В Новом Завете используются те же символы, связанные с образом воды, что и в Ветхом. Упоминание о космогоническом значении воды встречается только в 2 Петр 3. 5-6, где первобытная стихия бездны связывается с потопом: «вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою». Наиболее выразительно ветхозаветный символизм воды отражен в Откровении Иоанна Богослова, где и терминологически, и композиционно различаются «вода моря», символизирующая орудия, а также объект суда и наказания, и «вода живая» как устойчивый элемент ветхозаветной эсхатологии. О «воде живой» упоминается в последних 2 главах кн. Откровение Иоанна Богослова, повествующих о «новой земле», где «моря уже нет».

Проповедь Иоанна Крестителя о покаянии и о Крещении носила эсхатологический характер, возвещая начало суда и очищения Израиля. Водное Крещение Иоанна приготовляло приход «Сильнейшего», который завершит очищение, крестя «Духом Святым и огнем». Согласно Евангелию, именно через Крещение от Иоанна Иисус Христос впервые был явлен Израилю как Мессия.

1-е Послание Иоанна, развивающее мысль Ин 1. 29, 36, связывает Крещение со смертью, объясняя, что Господь Иисус пришел «водою и кровию и Духом». Об Иисусе Христе «три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь» (1 Ин 5. 8), что традиционно объясняется как указание на Духа-Утешителя, на Крещение Спасителя и христианское Крещение, на Страсти и Евхаристию.

Центральным местом богословия воды в Новом Завете есть монолог Спасителя у колодца Иакова, где Он говорит: «. кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Эти загадочные слова находят объяснение в контексте всей проповеди Христа в изложении евангелиста Иоанна: пить воду жизни – значит верить, дарованная Им «живая» вода, струящийся источник воды – это Его Слово и Он. В этом смысле принесенная Господом Иисусом вода жизни толкуется евангелистом как Святой Дух: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него».

Читать еще:  Житие петра и февронии муромских. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители счастливого супружества

Вода в книге Откровение Иоанна Богослова предстает как гибельная стихия и средоточие богоборческих сил. Из моря выходит зверь, получивший силу и власть от дракона. «Победившие зверя и образ его» стоят без ущерба для себя на «стеклянном море, смешанном с огнем», и «поют песнь Моисея». Они являют образ древнего Израиля, который прошел через уничтожившие египтян воды Чермного моря и остался невредимым. После появления Нового Неба и Новой Земли «моря больше нет». Метафора потопа используется, когда говорится о драконе, который пытается погубить жену, пустив ей вслед «воду как реку». Однако «многие воды», на которых сидит властвующая над миром «блудница», понимаются как подвластные ей народы.

В изображении апокалиптического суда вода показана космическим началом, орудием этого суда. Кара Господа постигает землю, отвергшую служение Тому, Кто создал небо, землю, море и источники вод: пресная вода становится горькой или превращается в кровь. Эти кары уничтожают необходимую для питья воду, а иссушение Евфрата 6-й чашей открывает путь апокалиптическим «бесовским духам». Сравниваемые с «шумом многих вод» голос прославленного Сына Человеческого, «голос с неба» и «голос многочисленного народа» в композиции этой книги близко соседствуют с образами суда: приговорами 7 Церквам, появлением ангела, возвещающего начало суда, и Верного и Истинного, «Который праведно судит и воинствует».

Суд, совершающийся над ветхим миром, предшествует времени спасения, когда старые небо и земля сменятся новыми. При этом «море», как враждебная творению стихия и средоточие богоборческих сил, принадлежит только ветхому миру. Его заменит «живая вода» спасения, которая истечет от престола Бога и Агнца. Прославленный Агнец как пастырь будет водить спасенных «на живые источники вод». Бог даст жаждущим «даром от источника воды живой». В завершающем книгу обетовании вновь используется образ воды жизни, дарованной жаждущим.

Индейская притча «Дыра»

И сказал Человек: «Хочу, что бы у меня было острое зрение». Гриф ответил: «У тебя будет моё». Человек сказал: «Хочу быть сильным». Ягуар ответил: «Ты станешь сильным, как я».

Тогда Человек сказал: «Хочу познать все тайны Земли». Змей ответил: «Я покажу тебе их». И все звери согласились помочь ему. А когда Человек получил от них все дары… он ушёл.

И тогда Сова сказала другим животным: «Теперь Человек знает много и способен на многое. Мне вдруг стало страшно». Олень ответил: «У Человека есть всё, что ему нужно. Он не будет больше грустить».

Но ответила Сова: «Нет. Я увидела дыру внутри Человека. Глубокую как голод, который ему не утолить. Вот почему он грустит и так многого хочет. Он будет брать и брать… Пока однажды Мир не скажет ему: «Меня больше нет и мне нечего дать тебе».

Последние записи в этом журнале

приве-е-ет!

Зашла сказать, что решила восстановить свой Инстаграм. Там я опять @merkulenish Буду показывать там свои кондитерские интересы: где была, чему…

Гречневое с шоколадом

Ловите невероятно удачный рецепт печенья. У меня здесь уже есть неплохая подборка разного, но хочу ещё. И обязательно полезное — с…

почти Наполеон

ку-ку) Я пропала из всех соц.сетей. Потому что лето. Сбежали с моими мальчишками в маленький городок Шенкурск. Дети на вольном выпасе круглые…

про путешествия

Я обожаю путешествовать.Обожаю самолёты, вокзалы, залы ожидания, чемоданы, читать табло прилётов-отлётов и читать путеводители Афиши. Но каждый…

Красим?

Я всегда красила яйца луковой шелухой. А год назад увидела эту красоту в любимом Seasons of life. Очень мне понравилась эта идея с натуральными…

Съешь этих мягких французских булок

Пасха скоро. Самое время показать вам свой рецепт пасхальных куличей. Он у меня не совсем традиционный, потому как я пеку куличи из французского…

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Магическое заныривание: погружаться или не погружаться?

Об окунании на Крещение, смыслах и традицияхмнения священнослужителей и мирян.

Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель храма во имя свв. апостолов Петра и Павла на Нивках в г. Киеве:

— Грядет праздник Крещения Господня, а с ним — Великий Водосвят.
Именно этот Водосвятный молебен более всего вызывает беспокойство у всех церковников: столько всего надо подготовить, продумать, создать торжественность службы, еще и удобство для того, чтобы освященную воду брали, всем бы ее хватило…
А еще — переживания по поводу ставших традиционными на Крещенские праздники погружения в реки, озера и иные водоемы.
В последнее время я встречаю все больше публикаций духовных особ, убеждающих, что погружаться на Крещение в воду не только не стоит, но и на грани кощунства. Написаны такие статьи убедительно.
Но лично я не могу быть против: сам-то я неоднократно погружаюсь в священные воды Иордана! Как я после этого могу запретить людям по искреннему желанию погрузиться в такие же, только у нас значительно севернее, крещенские воды?!
Весь Водосвятный молебен построен именно на прошениях — чтобы совершил Господь ту воду, что видим перед собой, водой Иорданской! А значит, как и в Израильских землях, христиане с благоговением призываются испить, почерпать и погрузиться в священные воды. И ключевое здесь слово: с благоговением.

Архидиакон Паисий (Кулиберов), насельник Свято-Троицкого Ионинского монастыря в г. Киеве:

— В праздник Крещения Христова есть традиция — троекратно погружаться в воду со словами «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» с уверенностью, что этим действом смываются и прощаются все грехи. Такое понимание праздника — неверное и ничего общего с его истинным смыслом и содержанием не имеет.
Праздник Крещения Христова не говорит о надобности окунаний — хоть в ледяную, хоть в подогретую воду, хоть с целью получить прощение грехов посредством окунаний, но раскрывает непостижимое действо Божественной любви к роду человеческому. Христос крестился в 30 лет, за три года до смерти на кресте и воскресения из мертвых Он создал Свою Церковь, ради всечеловеческого спасения Ее посредством.
С самых первых дней христианства и до нашего времени возникало и возникает множество лгунов и шарлатанов, искажавших и искажающих смысл Христовой веры, чьи бредни и несоответствия путали и путают людей, лишая возможности правильно понимать веру Христову. Из той же тьмы — и традиция окунаний в праздник Крещения Христова, ловко подсунутая врагами Христовыми.
Неосведомленные люди, верящие в басни, что благодаря окунаниям — с целью получения прощения грехов — можно обойти Церковь Христову и, ничего не делая для души в соответствии с тем, о чем говорит и учит Церковь Христова, влезть в Царствие Божие через прорубь — губительно ошибаются и напрасно себя мучают ледяной водой. Все такие окунания не что иное, как магия, и с православием ничего общего не имеют.
Наша цель — исцелиться от греховной зависимости посредством Таинств Святой Церкви, а не магических заныриваний куда бы то ни было. Троекратно — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа — погружается человек в купель святого Крещения, совершаемого в Православной Церкви законным священнослужителем (. ), один раз в жизни, чем и прообразуется погружение человека в жизнь ради Бога и по Евангелию Христа.
Церковные чинопоследования водосвятий в праздник Крещения Христова проводятся ради того, чтобы люди разнесли святую воду по домам, дабы окропить ею свои жилища и пить бы ее в подкрепление своих духовных и телесных сил, о чем и говорят сами чинопоследования водосвятий. А все эти купания — спорт для «моржей» и, повторюсь, напрасные самомучения для суеверных, коих, к сожалению, множество и среди людей церковных.
Итак. Слушать надо Христа говорящего и спасающего через Им созданную Церковь, а не всякую «блевотину», отравляющую души человеческие, изрыгиваемую врагами Церкви Христовой.

Читать еще:  Фаина: значение женского имени. Значение имени фаина, характер и судьба Значение имени для девочки

Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михаило-Архангельского монастыря в г. Юрьев-Польский:

— Я лично отрицательно отношусь к распространившемуся в последние 20 лет «православному моржеванию». Да и вообще — к культу «святых источников», так широко популярному сегодня.
В молитве «Последования великаго освящения воды святых Богоявлений» испрашивается благословение всем «приемлющим, пиющим и мажущимся (вариант – кропящимся)» Агиасмой. Как видим, никакого упоминания о купании в этой Великой Святыне нет. А если Церковь в Типиконе не установила чего-либо, то дополнять Устав народными суевериями не нужно и просто погрешительно. «Вне Типикона – когти диавола»(с) — архимандрит Серафим (Батюков).

Протоиерей Евгений Клименко, ответственный редактор газеты «Бердянск Православный»:

— Традиция купания на Крещение в Православии – поздняя. Если мы откроем «Настольную книгу священнослужителя», то на стр. 24 найдем такие строки: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках… Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Бердянск находится на берегу Азовского моря, и каждый год на Богоявление епископ с духовенством и прихожанами Крестным ходом идут на специально подготовленное место для Великого освящения воды. Люди, присутствующие на молитве, соборно просят, чтобы на воды морские сошла благодать. После освящения желающие могут окунуться, ощутив силу и благодать освященной воды.

Духовное значение крещенской воды такое: ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и искупаться, но нелепо думать, что, искупавшись, получишь больше благодати, чем тот, кто сделал несколько глотков. Если человек невоцерковленный окунется в воду, обращаясь к Богу искренне, от всего сердца, как он сам умеет, то Господь пошлет благодать, и у него будет своя встреча с Господом, которая обязательно приведет к храму и Святой Чаше. Если крещенское купание помогает человеку обрести Бога, то такому купанию можно только искренне радоваться.
Как показывает практика, множество людей относятся к крещенскому купанию просто как к экстремальной забаве, другие считают, что, искупавшись, омыли грехи, доказали себе и окружающим, что сильны телом и духом, а вера их крепка, и нет необходимости посещать богослужения, каяться в грехах. Очень часто такие купальние забавы сопровождаются неумеренной выпивкой и отборным матом. Но даже и те, кто не позволяют себе такого поведения, но не приходят на службу, искупавшись в проруби с чувством выполненного долга, просто сами себя обманывают.
Проанализировав все выше сказанное, могу отметить, что в крещенском купании нет ничего плохого, если человек не расценивает купание как языческое или околохристианское верование, почерпнутое в какой-нибудь газетенке или на сомнительном интернет-портале.
Кому позволяет здоровье, может окунуться. Только не надо искать в этом какой-то духовный смысл, омовение грехов, сакральную духовную силу.
Нужно понимать, что Церковь к купанию в ледяной воде не принуждает.

Тарас Борозенец, профессор Киевской духовной академии, богослов:

— Считаю этот вопрос неважным с богословской точки зрения. Можно купаться, можно не купаться. Главное — с верой!

Сергей Герук, православный журналист, г. Киев:

— Мне кажется, что большинство участников Крещенских купаний видят в этом ритуал — «чтоб оздоровиться», и о содержании праздника Богоявления имеют весьма смутное представление.
В «Настольной книге церковно-священнослужителей» С.В. Булгакова говорится: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви Великою Агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить ее тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить ее при святых иконах».
И потом, на мой взгляд, пляжные зимние сцены, которые демонстрируют все телеканалы, слишком резонируют с торжеством Крещенских православных богослужений.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector