0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подросток выбирает профессию. Как не ошибиться?

Содержание

Не надо меня профориентировать, или Почему подростки не хотят выбирать профессию

Когда начинать профориентацию? Кто должен ей заниматься? Почему даже в 10-11 классе подросток не хочет думать о выборе будущей профессии? Проблемы современной российской профориентации обсудили представители органов власти и эксперты на очередном заседании дискуссионного клуба «Мел» и РАНХиГС.


Игорь Сергеев,
ведущий научный сотрудник центра профессионального образования и систем квалификации ФИРО РАНХиГС

Хочу умышленно заострить несколько ситуаций: с конца восьмидесятых — начала девяностых многие понимают профориентацию как сопровождение профессионального самоопределения. Мы увидели человека, его интересы. Мы поняли, что это длительный процесс, что надо работать с человеком буквально с дошкольного возраста. Профессиональное самоопределение должно быть вписано в контекст более широкого понимания своего места в жизни.

Но на протяжении последних 20 лет сопровождение профессионального самоопределения толчётся в ступе одних и тех же идей. В проблеме, которую мы называем профориентацией, есть несколько сторон: работодатели, с которыми мы боимся сотрудничать (они работают сами, а мы — представители системы образования), родители, которые влияют на ребёнка и идут вразрез с нашим мнением, и межведомственное взаимодействие. Ведь у каждого ведомства свои профориентационные проекты на свои деньги. Это всё очень сложно. Поэтому профориентация ограничена пространствами специализированного кабинета.


Алексей Серебряков,
президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

Чем раньше, тем лучше начинать погружение в профессию, но наибольший результат это даст в начальной школе. Причём в игровой форме, соответствующей периоду развития. А дальше нужно системное развитие.
Есть две вещи, которых не хватает в современной профориентации. Во-первых, научной обоснованности и исследовательской работы. Тесты, книжки, пособия есть, а серьёзных исследований очень немного. Школьники не знают, что стоит за конкретной профессией, какая это работа.

Все говорят, что знают себя, но 90% потом не отвечают на элементарные вопросы

Мы все тестируем интересы, думаем, что это хорошая навигация, а они отвечают часто неосознанно. Может быть, ещё чуть-чуть, и я и мои коллеги встанем и скажем: «Тестирование на интересы вредно, потому что за ним ничто не стоит или стоит что-то, не связанное с реальной ситуацией». Методиками интереса надо заниматься тогда, когда есть осознанность, когда человек подготовлен.

Второй компонент, которого не хватает, — практичность. Как ребёнок может понять, что стоит за тем или иным направлением? Только через погружение, эмоциональные пробы, проекты, мероприятия. Сейчас мы организовывали целые профориентационные лагеря. Но если бы мы не создали целый комплекс от диагностики до погружения, потом опять диагностики, опять погружения с учётом понимания ребенка, всё было бы бесполезно.
Мне кажется, что современных школьников не интересует профориентация даже в 10–11-м классе. Вероятно, процесс начинается в начальной школе, но момент первого выбора сдвинулся с 15–16 на 20–23 года, и это нормально. Мы, общество, даём детям эти возможности.


Илья Бронштейн,
первый заместитель министра образования Московской области

Когда мы хотим поговорить о профориентации, придумываем разные термины, начинаем смотреть, есть ли завод рядом или другое место, куда можно направить детей, мы забываем две вещи: перспективный экономический план развития региона и понимание того, где ребёнок будет востребован. Не факт, что именно этот завод будет работать там в течение ближайших нескольких лет. Сегодня в стране нет общих инструментов, которые позволяли бы поместить ребёнка в некую экосистему свободного выбора, свободных тестов, свободных проб и свободных ошибок.

Любая профнавигация или профориентация, если она не имеет прямой корреляции с основной образовательной программой, где есть мотивация получить или не получить аттестат, уходит в зону добровольного выбора. Это не всегда то, что мы хотели бы видеть в связи с профориентацией. В идеале все хотят определиться с будущей профессией, но по факту 80% семей должны сами направлять, подсказывать, создавать удобные пространства для детей.
Сегодня у нас есть огромное количество информационных ресурсов, возможностей в цифровой среде. Есть много проектов, которые позволяют ребёнку не пройти раз в год тестирование, а увидеть те образовательные возможности, которые его окружают. Можно выбрать то, что есть у тебя во дворе, в твоём городе, по стране и миру. Я думаю, что будущее за такими решениями, а должны ли мы подсказывать — это дискуссионный вопрос, который можно обсуждать.

Нам нужно отказаться от позиции «Я знаю, как надо». Пока она у нас, пусть даже подсознательно, проскакивает, мы не приблизимся к новой схеме работы. Мы будем снова и снова по-разному форматировать то, что не работает. Когда я делал в школе первый медицинский класс, я чётко определил, какие у меня ключевые показатели эффективности. Главное — сколько человек решили для себя, что врачами они не будут. Уверен, что так мы точно внесли вклад в развитие нашей медицины.


Тимур Жаббаров,
генеральный директор Smart Coursе

То, с чем мы сталкиваемся у нескольких десятков тысяч ребят, то, что болит, не связано с осведомлённостью о рынке профессий в страшном, трудно прогнозируемом мире, с внешним контекстом. Оно касается их самих — того, насколько они готовы принимать решения, брать ответственность за сколько-нибудь рискованное действие на себя.

Часть людей, которые учатся в вузе, сомневаются к третьему курсу, правильный ли выбор они сделали. Но они не принимают решение бросить вуз или перевестись на другой факультет, хотя в целом хотели бы это сделать. Другие не получают удовольствия от работы, но опять же не принимают решения с этим что-то делать. Контекстов, в которых люди избегают принимать сложные решения, множество. Профориентация — первый из них.

Надо начать делать так, чтобы не только те ребята, которые прошли через «Сириус», «Артек», а обычные ученики средней общеобразовательной школы России были готовы брать на себя ответственность и принимать решения. Если посмотреть на «Атлас профессий», на прогнозы, которые делают все футурологи, мы не один раз принимаем решение о выборе профессии, и даже не один десяток. И в любом случае это далеко не самый частый и далеко не самый сложный выбор, который мы делаем в жизни. Поэтому важно сделать так, чтобы люди могли сделать такой выбор, оказавшись в менее безопасной среде, чем школа.
Самое лучше, что может сделать родитель, — отстать от ребёнка и не пытаться добиться какого-то внятного ответа. Но при этом продолжать общаться и любить, вне зависимости от выбора, который ребёнок сделает. Это, вообще-то, сложно. Ведь основная проблема, с которой сталкиваются подросток и родитель, — то, что они потеряли способность находиться в одной комнате, быть в контакте и не кидаться друг в друга стульями.


Наталья Алиева,
руководитель федерального проекта по профориентации «Zасобой»

Если говорить о том, что детей не интересует профориентация, то нужно учитывать, что поколение Z не интересует всё, что скучно, немодно, несовременно. Им не нравятся те форматы работы, которые применяют в школе. Это как раз проблема отсутствия экосистемы, которая должна быть создана для всех участников процесса: работников школы, работодателя, школьника, родителя.
Родители после профдиагностики обычно звонят и говорят: «А что дальше? Какие профессии востребованы и будут востребованы в будущем?» Я не могу ответить на этот вопрос, хотя в какое-то время мучила Министерство труда с просьбой сделать прогноз потребности профессий. Но мы столкнулись с тем, что предприятия не могут сделать этот прогноз.

Когда мы разрабатывали блокнот-навигатор «160 страниц о моём будущем», мы сделали фокус-группу из детей совместно с Российским движением школьников. Единственное, что они нам сказали: «Смайликов добавьте!» Очень важно в любом процессе взаимодействия с поколением Z учитывать форму.
Мы создали интернет-сообщество специалистов по профориентации, сегодня там более девяти тысяч человек. Мы увидели, кто эти люди. Во-первых, не во всех школах есть педагоги-психологи; там, где они есть, они не всегда работают на полную ставку. Некоторые — это учителя-предметники. Вот представьте себе, что учитель химии отвечает за профориентацию. Что делать? Очень важно сегодня создать экосреду, которая помогала бы школе проводить профориентационную работу.


Галина Резапкина,
старший научный сотрудник Центра стратегии, проектирования и правового обеспечения образовательных систем ФИРО РАНХиГС

Нужно ориентироваться не на лучших, не на одарённых, элиту и даже не на массовых, а на отстающих. Если мы все силы будем вкладывать в тех, у кого и так всё хорошо, мы будем увеличивать разрыв между школьниками.
Я не была в восторге от советской профориентации, но я не думала, что будет хуже. Потому что те азы, фундамент, который нужно было развивать, дорабатывать, полностью разрушен. В профориентацию пришли люди, которые не знакомы с базой профориентации. В то время хотя бы существовала система подготовки, нормативная база, которая закрепляла статус психолога или профконсультанта.

Профориентацией должен заниматься тот, кто способен на это: обладает определёнными знаниями и профессиональной подготовкой, имеет допуск к работе с методикой. А у нас люди работают или красиво и честно, но бесплатно, или за большие деньги непонятно как, потому что никто не контролирует качество профориентационных услуг.
Из психологов у нас получались не самые лучшие профконсультанты. У нас были журналисты, филологи, педагоги. Все тогда прошли серьёзный отбор, 10 методик. Образование особой роли не играет, здесь что-то другое.

Читать еще:  Последний экзамен. Как предупредить трагедию?


Ирина Кузнецова,
директор ГУ «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс“, Ярославская область

Вспомнила фразу: «Все великие идеи и стратегические задачи могут погибнуть в школе». Для того чтобы на школьном уровне что-то происходило, нужно очень правильно выстроить процессы интеграции. То, чего не хватает современной профориентации, — концептуальная основа.
После диагностики с ребёнком нужно говорить, давать пространство, помогать пробовать. Ребёнок должен развиваться и двигаться. Очень важно сегодня, учитывая смешение поколений, помнить про реалистичность. Например, мы были в экспозиционно-просветительском центре машиностроительного завода Рыбинска. У нас, взрослых людей, возникло чувство гордости от того, что там происходит, как специалисты разговаривают с ребятами. Но, по справедливости, нам нужно показать и валяльную фабрику, потому что это тоже часть того, в чём мы живём.

Вопрос в том, где и почему ты хочешь жить. Нужна активность, потому что будущее разнообразно, не определено во многом. Каким бы ни было поколение Z, вопрос «зачем?» становится всё более актуальным. Только после ответа на него нужно решать, как, куда и какими средствами двигаться. Сегодня нужно учить конструированию будущего, давать те элементы, из которых будут собираться разные возможности и траектории.
Цель профориентации в том, чтобы молодой человек сказал: «Это точно моё». Оно может быть не всегда с лёгким счастьем, может быть с тяжёлыми ступенями, но моё. Главное для родителей — верить в ребёнка и позволять ему быть собой.

И всё-таки к окончанию школы подростку необходимо определиться с выбором своей будущей профессии. Чтобы не промахнуться и выбрать дело по душе, приглашаем старшеклассников на профориентацию в Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Если вы хотите получать наши свежие статьи о выборе профессии, подпишитесь на нашу рассылку.

Почему подросткам так трудно выбрать профессию

Быть подростком и так непросто, а тут ещё и профессию приходится выбирать. В 14–15 лет проблема приобретает вселенский масштаб. Лайфхакер узнал у специалиста по профориентации, почему выбор даётся столь сложно и как родители могут в этом помочь.

Специалист по профориентации. Ведёт индивидуальные консультации и курсы, помогая старшеклассникам выбрать свой профессиональный путь.

Требование выбрать профессию обрушивается на детей внезапно, как стихийное бедствие. Беда пришла, откуда не ждали. Ещё недавно так интересно было фантазировать на тему «Кем я стану, когда вырасту?», но уже в 14–15 лет этот вопрос приводит подростков в ужас. Ведь они ещё не чувствуют, что выросли, а решение требуется принять чуть ли не немедленно и, как им кажется, на всю оставшуюся жизнь.

Те единицы, которым удалось легко сделать выбор и поверить в него, чувствуют себя счастливчиками. И немудрено, ведь автоматически для них решается масса проблем. Куда поступать? Какие предметы сдавать? Как лучше готовиться к сдаче ЕГЭ?

Окружающие замечают, что у этих ребят повышается уверенность в себе. Ещё бы! Они теперь знают, кто они. Будущий врач, будущий психолог… Неудивительно, что у них вдруг повышается мотивация к учёбе. Родителям теперь не приходится заламывать руки и угрозами добиваться выполнения домашних заданий. Ребёнок сам с увлечением изучает строение черепа, производные, готовится к олимпиадам. Родительский рай становится доступен некоторым из нас.

Но почему же это счастье обходит столько семей? На практике мне постоянно встречаются одни и те же причины.

Причина 1. Им ничего не интересно

Соцсети, тусовки, компьютерные игры — вот джентльменский набор современного тинейджера, внешне приличного ребёнка приличных родителей. На другое не остаётся ни времени, ни желания. Но он вечно занят как бы делами. Встроить иное в его жизнь — это как вывести на орбиту новый спутник: колоссальные затраты энергии, ресурсов и желания, которых нет. Замкнутый круг.

Но, не получив опыта, невозможно узнать, понравится ли тебе это занятие. А время идёт. Чем ближе окончание школы, тем тревожнее на душе, тем выше давление со всех сторон. И возрастающее, по законам физики, сопротивление подростка: «Отстаньте, я потом решу».

Почему так происходит?

Ничего не хочет тот, кто не верит, что у него получится.

Поэтому «ничего не хочу» — это защита от боли, которую может принести неудачный выбор. Если понять, что блокирует желания подростка развиваться, проблема выбора профессии разрешится.

Причина 2. Они интересуются слишком многим

Родители детей с этой проблемой могут нас не понять: столько интересов у ребёнка, а он выбрать не может?

«Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота…» — жизнь таких детей увлекательна, скучать некогда. Но нет никакой гарантии, что через год интересы не поменяются, а впрок учить все предметы подряд способны далеко не все.

Таким детям непросто найти дело жизни, но зато оно точно будет нестандартным и очень увлекательным. И обязательно на стыке различных направлений. Найти нечто, что объединяет интересы, — сама по себе интересная задачка. Интересуетесь спортом и психологией — приглядитесь к профессии спортивного психолога. Стремитесь общаться с людьми разных культур и вам присущ исследовательский азарт — подумайте о карьере специалиста по межкультурным коммуникациям.

Противоречивые интересы задают задачки посложнее. И здесь важно ориентироваться на способности и особенности мышления и характера. Придётся рассмотреть много различных профессий, в том числе и новых, только зарождающихся.

Причина 3. Они не знают своих способностей и особенностей

Яркие таланты легко заметить. Но ведь немногие могут похвастаться впечатляющими стихами, рисунками, успехами в спорте или программировании. А пятёрки по школьным предметам не мерило способностей. И потом, если ребёнок значительно отличается от родителей, они не в состоянии достойно его оценить.

Сложность заключается ещё и в том, что природные задатки могут оказаться непроявленными только потому, что им не давали простора для развития.

Если в доме не было красок, вы можете никогда не узнать, что в вашем ребёнке живёт художник.

Это особое наслаждение — обнаруживать различные способности и особенности. Их не нужно оценивать, им нужно радоваться. Иначе мы формируем у детей страхи и неуверенность в себе.

Часто в ходе консультаций со специалистом родители и дети с удивлением замечают, как по-разному они реагируют на мир, воспринимают информацию, принимают решения. И если раньше это было фактором стресса, то теперь становится поводом для взаимного познания.

Признавая любые способности и отличия своего ребёнка, мы даём ему благословение пользоваться ими и развивать их.

Причина 4. Они мало знают о профессиях

Это парадокс, но базовые знания о профессиях долго остаются на уровне детского сада. Детей учили на картинках отличать, что это повар, а это — милиционер. В школе познания не расширяются.

Попробуйте написать список из нескольких профессий и попросить ребёнка сказать, в чём суть каждой из них. Результаты вас неприятно удивят.

Даже о профессиях своих родителей подростки тоже ничего не знают. Как показывают опросы, они назовут организацию и/или профессию. Ведь нам некогда рассказать о своей работе, о своих достижениях, о том, как организована работа. А дети об этом вряд ли узнают сами.

И вот незнайками они приходят в девятый класс, где появляется предпрофильная подготовка. Замечательная идея за пару лет выродилась в формальные предпрофильные курсы — шесть занятий, которые призваны познакомить учащихся с тремя профессиями. Ни предварительной подготовки, ни последующего анализа не предполагается. Выбирают их подростки чаще за компанию. В результате знаний о профессиях и интереса у них не прибавляется.

Министерство образования посчитало, что сделало всё возможное для знакомства школьников с миром профессий, и умыло руки. Ах да! Ещё проводятся ярмарки-выставки учебных заведений. Там учащиеся тусуются у самых ярких павильонов, предполагающих шоу или раздачу бесплатных сувениров.

Ну, дети, теперь вы готовы к одному из самых важных выборов в своей жизни?

К сожалению, СМИ также нисколько не озабочены созданием интересных программ для знакомства подростков с профессиями. Хотя при появлении талантливых художественных фильмов резко возрастает интерес к профессиям харизматичных героев. Но это процесс стихийный, надеяться на него бессмысленно.

Что с этим делать? Родители, нам не остаётся ничего другого, как помогать детям знакомится с профессиями. Начинать нужно было давно, но лучше сейчас, чем никогда.

Чем шире круг известных профессий, тем выше шансы, что подросткам удастся найти для себя что-то подходящее.

Хотя многие взрослые тоже не догадываются о том, сколько профессий на белом свете. Открывайте профессиограммы, изучайте вместе со своими детьми!

Причина 5. Они не уверены в себе и боятся сделать выбор

Даже когда уже более-менее определился, сделать окончательный выбор бывает мучительно трудно. Он воспринимается как граница двух миров, за которой иная жизнь, другое окружение, возможности… А вдруг это не то? А вдруг реальность окажется не такой привлекательной? И жизнь под откос? От таких мыслей реально становится плохо.

Вот эту фатальность необходимо помочь снять. Объясните ребёнку, что поменять профессию и приобрести новую можно! Поэтому пусть выбирает вариант, который вызывает внутреннюю радость, соответствует интересам, способностям и полезен людям.

Никто не знает, как сложится жизнь, но это не повод отказываться от интересного выбора.

Нужно верить в лучшее, но и быть реалистом. Как много людей пошли в программисты или в юристы, не имея способностей. И несмотря на то, что кому-то удаётся жить безбедно, другим та же профессия не приносит успеха.

Возникнут трудности. Обязательно! Но, справляясь с ними, мы становимся сильнее. И это важно.

Делая выбор, мы направляем жизнь в определённое русло. Но мы сможем его изменить при желании. Люди так поступают постоянно.

Причина 6. Они имеют завышенные ожидания от профессии

Представления детей о жизни складываются под действием киноэкрана. Поэтому от профессии ждут, что она обеспечит миллионные гонорары и отпуск на личной яхте, как представителям шоу-бизнеса и эпатажным героям светской хроники. На меньшее мы не согласны!

Такой инфантильный взгляд на жизнь формирует общество потребления. Уж оно постаралось в этом отношении. Если у детей приоритеты смещены в сторону красивой жизни, значит, и работать они не захотят. Для них брать — хорошо, а отдавать — плохо. И этот перекос в мировоззрении нужно помочь преодолеть.

Отдавать — это счастье. Без него не даётся счастье получать.

Да, стремиться к высотам нужно. Но для этого придётся прикладывать усилия самому. Возможны в жизни периоды безденежья, и это нормально. Сначала стоит научиться вкладывать силы, энергию, время. В том числе и в освоение профессии.

Читать еще:  Дневник инокини: Кизляр ближе, чем кажется

Помогайте детям выстраивать баланс «брать — давать». Это поможет им выбрать такую профессию, которая принесёт и радость, и деньги. Главное — правильно расставить приоритеты.

Как видим, вопрос выбора профессии непрост. Поддерживайте ребёнка в этот сложный период. Уделите время и внимание, чтобы пройти его вместе. Поверьте, он сохранит чувство благодарности вам за это на всю жизнь. А вы сможете сблизиться с ним, прикоснуться к его будущей — уже взрослой — жизни.

Обращайтесь при необходимости к помощи специалистов, чтобы преодолеть трудности. И всё получится!

Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.
Читать еще:  Рецепты от Анны Людковской: Царская заварная пасха и декупаж яиц

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Подросток выбирает профессию.Как не ошибиться?

Современные дети быстро созревают физически, но позднее взрослеют психологически. Как влияет волевая незрелость на выбор профессии? Как можно помочь самоопределению подростка? Отвечает психолог Екатерина Бурмистрова.

Формирование воли и профессиональное самоопределение

Формирование воли подростка обычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена. Таких историй становится все больше и больше… Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.

Нынешние подростки — дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов. Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.

У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.

Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.

Профессия или заработок?

Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация. У нынешних подростков отсутствует идея, что профессия важна, и они больше думают не о профессии, а о заработке. Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия. И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное — сколько денег я заработаю.

Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра — нарисован цветок, на лепестках которого были написаны разные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.

Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист. В списке вообще не было никаких созидательных профессий. Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент. Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист. Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.

Сложности в выборе профессии

Профориентация — это и то, как родители реагируют на выбор профессии ребенка… Статус созидательных профессий сильно упал. Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, о тоске, которая постигает тех же топ-менеджеров на десятом году работы.

То есть у нынешних детей не может не быть проблем с выбором профессии. Все переносится только на семью. Только семья реально может помочь подростку в выборе профессии. Хотя именно в семье могут «обломать крылья» детской мечте. И родители, как правило, не дают детям право на ошибку в выборе профессии. Да и как дети сделают ошибки или хоть какой-то выбор в жизни и профессии, если родители до десятого класса везде детей сопровождают?

Несамостоятельность современных детей

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку. Это очень важно — от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей — так устроено наше общество и так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».

Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией — качественнее, быстрее, больше. Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест — кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.

Есть выход?

Как всего этого избежать? Мое мнение — хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько его психотип позволяет, в начальной школе нужно научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае — за него. Проверять — по требованию, когда ребенок просит проверять.

И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Хотя бы футбол после школы, а не только английский язык.

Мне кажется, мегаполис — очень узкий мир, он очень фрагментирован, мы не видим полной картины. У детей при огромном потоке информации крайне сужена социальная среда. В советское время было принято возить школьников на фабрики, заводы, сейчас этого нет. Поэтому задача родителей — расширять опыт ребенка, и социальный, и тот, когда ребенок может что-то сделать руками. Ведь ребенок очень долго помнит что-то сделанное им самим, например, испеченное печенье, сваренное мыло.

А огромный поток информации только дезориентирует ребенка, он не понимает, зачем учить химию или физику, например.

Еще важный момент: и в обществе, и в образовании у детей ориентированность направлена не на процесс, а на результат. Средний результат никого не интересует. Детей заставляют играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.

Получается, что ребенок в классе — один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это очень сложно, и это очень подогревается в обществе — все эти рейтинги, конкурсы т.п. И дети часто теряют мотивацию, понимая, что они не могут быть первыми.

Ко мне приходят на консультации подростки, и в числе других вопросов я спрашиваю: «А в вашей школе учиться модно?» Как правило, говорят, что учатся несколько человек, а большинству на все наплевать.

Нет готовых ответов

Мне бы хотелось, чтобы родители не ждали готовых ответов на подобные вопросы, а сами составили набор вопросов — себе, друг другу в родительской паре, педагогам ребенка, ребенку. Надо понять, где недостаточно ответов на эти вопросы.

И еще хочу напомнить один из великих, прочно укоренившихся мифов, что школа профориентирует, и ребенок может сам разобраться с выбором профессии. Это, увы, не так. Ребенок может профоринтироваться только в семье, общаясь с родителями и другими взрослыми. Иначе родители эту тему передают непонятно кому.

Главное, чтобы дети чувствовали интерес родителей к теме их будущей профессии. Хорошо, если дети включатся в диалог, или даже полифонию мнений, или даже отчасти в спор.

Подготовила Тамара Амелина
Источник: Православие и мир

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector