0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

“Почему они хватали сумки?” Но люди — не примитивные эгоисты

“Почему они хватали сумки?” Но люди — не примитивные эгоисты

Не хочу сказать что это как-то относится именно к этому случаю, но все же интересно почитать. Очень жаль что в России так все происходит.

Следственный комитет официально заявил, что одной из причин авиакатастрофы сгоревшего при посадке в Шереметьево «Суперджета» могла сдать «недостаточная квалификация пилотов». В авиакомпании после трагедии сообщили, что командир экипажа Денис Евдокимов — пилот опытный, на одних только «Суперджетах» налет более 1400 часов. Правда, про возраст и образование летчика в авиакомпании рассказать отказались.

Между тем — как это часто бывает после громких ЧП — вновь начались разговоры о системных проблемах российской авиации. Одна из них — летный состав. Оказывается, самые опытные пилоты массово уходят работать в зарубежные компании. Кто же тогда возит пассажиров вместо них?

— В последние годы эта тенденция обострилась, — говорит авиаэксперт Александр Романов, больше двадцати лет летавший первым пилотом на рейсах российских и зарубежных авиакомпаний. — Опытные пилоты из России едут работать в другие страны. Самое популярное направление сейчас — китайские авиакомпании. В КНР рынок внутренних и международных авиаперевозок сейчас активно растет и они охотно берут пилотов из России. Также многие российские летчики сейчас работают в других странах Азии — Япония, Южная Корея, Вьетнам, Индия. В Европе и Штатах наши тоже летают. И в итоге в стране уже который год дефицит пилотов. По официальной статистике, в нашей гражданской авиации сейчас работают 12 тысяч пилотов. А нужны 15-17 тысяч.

По словам эксперта, в глобальном смысле есть две причины утечки пилотов за границу. Первая, естественно, деньги. А вторая, — режим работы. И обе они взаимосвязаны.

— В России командир воздушного судна зарабатывает около 400 тысяч рублей в месяц, — говорит Романов. — И это при очень плотной загрузке, при работе на износ, можно сказать. В нашей авиации есть порочная практика оплаты труда: окладно-сдельно-премиальная. Чтобы хорошо зарабатывать, пилоты вынуждены брать больше рейсов, даже с переработками. Какое-то время человек работает на пределе. Но потом неминуемо наступает хроническая усталость. Понимая, что физически уже тянуть такой темп сложно, человек начинает отказываться от части загрузки. Компаниям это, естественно, не нравится. Потому что пилотов не хватает. Начинается давление.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ РАЗДУТЫЕ ШТАТЫ?

— Подождите, но есть ведь нормативы по работе пилотов, которые как раз заточены на борьбу с переработками.

— В этом плане в России тоже уникальная ситуация. В крупных зарубежных компаниях учет рабочего времени ведется в масштабах суток, недели, месяца. В России этот срок увеличили до квартала. То есть, все переработки по каждому отдельному пилоту подгоняются в конце квартала — ему выписывают какое-то количество выходных дней. Человек пахал три с лишним месяца, потом ему дали немного отдохнуть и он заново пашет в таком темпе. Нормальные западные и юго-восточные компании работают иначе. Есть только оклад, очень солидный. От количества вылетов он не зависит. Переработки у пилотов не допускаются. Причем, расписание составлено таким образом, что пилот знает все свои рейсы на три месяца вперед. Разумеется, человек ищет место, где можно хорошо заработать, не «убивая» свой организм.

Эксперт сравнивает зарплаты пилотов в российских и зарубежных компаниях. У нас — 400 тысяч рублей для командира экипажа (это около 6100 долларов по текущему курсу, — Авт.). А сколько — «у них»?

— В среднем это 15 тысяч долларов в месяц. У опытных пилотов с большим налетом может быть и больше. Естественно, на такие деньги отбирают самых лучших.

— Почему такая разница в зарплатах? Авиакомпании же не в убыток себе работают?

— Гражданская авиация никогда не была сверхприбыльной отраслью, но главная проблема российских компаний — раздутые штаты управленцев. На их содержание уходит львиная доля доходов. Насколько известно, за рубежом на зарплаты летному составу закладывают до 7% от общей прибыли компании. В России — около 1%.

Читать еще:  «Слава» не воробей — в чем виноваты хорваты

«КОГДА БОРТПРОВОДНИК В 40 ЛЕТ РЕШАЕТ, ЧТО ОН ЛЕТЧИК, ЭТО НЕПРАВИЛЬНО»

Что в сухом остатке? По разным оценкам каждый год из российских компаний в заграничные мигрируют сотни пилотов. Кто приходит вместо них? Сегодня в России работают всего два вуза, где учат на летчиков гражданской авиации, и еще полдюжины училищ и колледжей. Они в среднем ежегодно выпускают около 700 молодых специалистов, которым еще нужно здорово добирать практику. Но и этого количества российскому рынку не хватает. Поэтому сегодня во многих российских авиакомпаниях в качестве пилотов летают «переучки». Это и бывшие военные летчики, вышедшие на пенсию, и штурманы (на современных самолетах необходимость в таких специалистах давно отпала), и даже. бортпроводники.

Например, бывшим стюардом был второй пилот Ан-148 «Саратовских авиалиний», который в феврале 2018 года вылетел из Домодедово в Орск и через 7 минут упал в Подмосковье. (Погибли все, 71 человек, — Авт.). Сергей Гамбарян переучился на летчика в возрасте 40 (!) лет. Командиром того экипажа был бывший военный летчик Валерий Губанов.

Сергей Гамбарян переучился на летчика в возрасте 40 лет Личная страница героя публикации в соцсети

— Я еще могу понять, когда человек много лет учился на техническую специальность, работал в кабине, получал этот опыт, так сказать, с юных лет, — продолжает Романов. — Но когда бортпроводник в 35-40 лет вдруг решает, что он летчик, это неправильно.

Пилоты, даже вторые, неплохо зарабатывают. Если у командира экипажа выходит до 400 тысяч рублей в месяц, то у второго пилота — 250-300 тысяч (в среднем, 70% от оклада «главного», — Авт.). Так что у многих возникает искушение стать пилотом гражданской авиации.

150 ТЫСЯЧ ЗА ПРАВО ВОЗИТЬ ПАССАЖИРОВ

— Все поставили на коммерческие рельсы. Количество «переучек» в авиации стараются уменьшить, но их все равно много. Потому что помимо вузов и летных училищ есть большое количество учебных центров, где могут оформить нужные документы и сделать человеку допуск. Очень часто — просто приписывая выпускникам летные часы, которых на самом деле не было.

Самая громкая история последних лет произошла в Санкт-Петербурге. Там накрыли фирму, которая за деньги штамповала липовые авиационные свидетельства. Так, в 2011 году бывший летчик ВВС Андрей Минеев купил там за 150 тысяч рублей документы, по которым устроился в крупную авиакомпанию вторым пилотом. (Как вы понимаете, такое «вложение» окупается уже за первый месяц, — Авт.). Хотя любой специалист скажет: разные типы самолетов в управлении могут принципиально отличаться. То есть, садившийся за штурвал гражданского борта бывший военный подвергал своих пассажиров реальной опасности. Самое интересное, что человек отработал на международных рейсах четыре года! И вышли на него только после того, как начали проверять все удостоверения, выданные заинтересовавшей следствие фирмой. В итоге аннулированы больше полусотни летных свидетельств. Пилоту-обманщику светил реальный срок, но по амнистии все ограничилось двумя годами отстранения от полетов. А в Москве сейчас расследуют делишки другой подобной конторы, которая наторговала фальшивыми «правами» пилотов гражданской авиации на 10 миллионов рублей.

— Я знаю, что у нас сейчас сотни человек с такими уже аннулированными документами, — говорит Александр Романов. — Это клиенты фирм, которых уже уличили в мошенничестве. А сколько таких «недоучек» сейчас среди действующих пилотов гражданской авиации? Риторический вопрос.

«Я отдал почку незнакомцу». Рисковать жизнью ради других – почему кому-то это надо

Где-то на земле есть мужчина, немного похожий на актера Идриса Эльбу. По крайней мере, он был похож 20 лет назад. Я больше ничего о нем не знаю, кроме того, что он спас мою жизнь, подвергнув себя опасности. Этот мужчина ночью пересек четыре полосы автострады, чтобы забрать меня в безопасное место после автомобильной аварии, в которой я могла погибнуть.

Ситуация сама по себе была для меня встряской, но также она сформировала во мне навязчивую потребность понять причину его поступка; что побудило его сделать выбор, благодаря которому я жива, рискнуть собственной жизнью, чтобы спасти незнакомца от гибели? Другими словами, какова причина его или чьей-либо склонности к альтруизму?

Он не назвал имени, а я его не поблагодарила

Но сначала я расскажу о произошедшем. Мне было 19 лет, тем вечером я возвращалась домой в Тако́му, штат Вашингтон, по магистрали I-5, когда вдруг перед машиной выскочила маленькая собака. Я сделала именно то, чего делать не надо, — резко свернула в сторону. Вот тогда стало ясно, почему этого делать нельзя. В любом случае я задела собаку, из-за чего машина пошла юзом, ее закрутило поперек магистрали, пока мотор не заглох, а она не замерла на скоростном ряду автострады навстречу движению.

Читать еще:  Почему мы не молимся о России и сколько надо денег для счастья?

В тот момент я была уверена, что умру, но избежала этого благодаря действиям отважного мужчины, который, увидев мой заглохший автомобиль, за долю секунды принял решение съехать с дороги и в темноте пересечь четыре полосы автострады, чтобы спасти мою жизнь.

После того, как он снова завел мою машину, перенес меня в безопасное место и убедился, что все в порядке, он просто уехал. Даже не сказал своего имени, и я уверена, что забыла поблагодарить его.

Так что перед тем, как я продолжу, хочу воспользоваться моментом, чтобы поблагодарить того незнакомца.

Я рассказываю об этом, потому что события той ночи в некоторой степени изменили мою жизнь. Я стала психологом-исследователем и посвятила себя изучению способности человека заботиться о других.

Где она берет свое начало, как развивается и какие крайние формы может принять? Эти вопросы очень важны для понимания основных аспектов социальной природы человека.

Нами движет эгоизм или любовь?

Многие люди, от философов и экономистов до обычных людей, верят, что в основе человеческой природы лежит эгоизм, что нас мотивирует только личное благосостояние. Но если это правда, почему некоторые люди, такие, как спасший меня незнакомец, совершают бескорыстные поступки, помогают другим, подвергая себя огромному риску?

Ответ на этот вопрос требует изучения первопричин актов чрезвычайного альтруизма и отличительных особенностей людей, совершающих подобные акты. До недавнего времени эта тема была почти не исследована.

Действия мужчины, спасшего меня, соответствуют самому строгому определению альтруизма: это добровольный жертвенный поступок, мотивированный желанием помочь другому человеку. Это бескорыстный акт, обеспечивающий благополучие других людей. Как можно объяснить подобное действие?

Очевидно, отчасти дело в сострадании — ключевом элементе альтруизма. Тогда возникает вопрос: почему одни люди более сострадательны, чем другие? Возможно, дело в том, что мозг более склонных к альтруизму людей имеет отличия на фундаментальном уровне.

Чтобы выявить эти отличия, я начала с противоположной стороны: с психопатов. Для понимания базовых аспектов человеческой природы, таких как желание помогать другим людям, обычно изучают людей, у которых это желание отсутствует. Психопаты являются как раз такой группой.

Мозг психопата

Психопатией называют нарушение развития, во многом объяснимое генетикой. Она проявляется в виде равнодушия и отстраненности, имеет тенденцию вызывать антиобщественное и иногда агрессивное поведение.

Мы с коллегами из Национального института психического здоровья человека одними из первых в истории проанализировали нейровизуализации подростков-психопатов и пришли к выводу, который совпадает с результатами более поздних исследований: обычно у психопатов есть характерные особенности. Они в целом воспринимают человеческие эмоции, однако остаются равнодушными к признакам страдания других людей. В частности, им сложно распознать мимическое выражение страха.

Выражение страха говорит об эмоциональных страданиях. При виде его у людей обычно проявляется сострадание и желание помочь. Поэтому логично, что люди без сострадания невосприимчивы к этим сигналам.

Часть мозга, которая наиболее важна для распознавания выражения страха, называется миндалина. Люди без миндалины встречаются очень редко, распознавание страха у них сильно ослаблено. У здоровых взрослых и детей при виде выражения страха обычно наблюдается высокая активность миндалины, в то время как реакция миндалины психопатов, как правило, понижена. Иногда они вообще не реагируют, что может быть связано с проблемами выявления сигналов. К тому же миндалина у психопатов меньше среднего показателя на 18–20%.

Все приведенные данные надежны и обоснованы, а также очень интересны. Но в первую очередь меня интересует, почему люди заботятся друг о друге. Главный вопрос в том, может ли чрезвычайный альтруизм, который с точки зрения сострадания и желания помочь другим противопоставляется психопатии, зародиться в мозге, который также является противоположностью мозга психопата? Некий мозг антипсихопата… Способен ли он лучше распознавать страх других людей, лучше ли его миндалина реагирует на это выражение, и, возможно, она больше средней?

По результатам моего исследования, все эти допущения — правда.

Отдать почку незнакомцу

Мы исследовали группу поистине экстраординарных альтруистов. Это люди, которые отдали одну из своих почек незнакомому человеку. Каждый из них добровольно перенес серьезную операцию по извлечению собственной здоровой почки, которую пересадили больному незнакомцу, которого они могут никогда не встретить.

Распространенный вопрос: «Почему некоторые это делают?»

Читать еще:  Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима?

Возможно, дело в том, что мозг такого экстраординарного альтруиста имеет некоторые особенности. Он лучше распознает человеческий страх. Фактически он лучше выявляет страдающего человека.

Частично это объясняется более активной реакцией миндалины на мимику.

Помните, что у психопатов активность этой же части мозга понижена. Также их миндалина больше среднестатистической примерно на 8%.

В сумме эти данные свидетельствуют о существовании некоего континуума заботы в мире, с одной стороны которого находятся люди с высоким уровнем психопатии, а с другой — крайне сострадательные люди, склонные к чрезвычайному альтруизму.

Хочу добавить, что экстраординарные альтруисты отличаются не только повышенным состраданием. Более необычным является тот факт, что их сострадание и альтруизм распространяются за рамки их ближайшего окружения — друзей и семьи. Потому что сострадание к людям, которых вы знаете и любите, не является чем-то сверхъестественным. Чрезвычайное сострадание альтруистов распространяется за пределы этого круга, даже за пределы более широкого круга знакомых, и включает людей вне их социального окружения, незнакомцев, как мужчина, который меня спас.

«Я такой же, как все»

У меня была возможность спросить многих альтруистов — доноров почки, как они смогли расширить круг сострадания, чтобы отдать почку незнакомцу. И я обнаружила, что им сложно ответить на этот вопрос.

Я спрашиваю: «Как получилось, что вы, в отличие от многих других людей, готовы сделать это? Вы один из менее чем двух тысяч американцев, когда-либо жертвовавших почку незнакомцу. Что в вас такого особенного?»

И что же они говорят?

Они говорят: «Ничего. Во мне нет ничего особенного. Я такой же, как другие».

И я считаю, этот ответ говорит о многом, потому что круг этих людей выглядит не так, а скорее вот так. Здесь нет центра. Альтруисты буквально не думают о себе как о центре чего-либо, они не считают себя лучше или важнее кого-либо другого. Я спросила одну альтруистку, почему для нее важно пожертвовать почку, и она ответила: «Потому что здесь речь не обо мне». Другой сказал: «Я не другой. Я не уникальный. Ваши исследования покажут, что я такой же, как и вы».

Думаю, лучшим определением поразительного отсутствия эгоцентризма является смирение, которое, по словам св. Августина, является качеством, превращающим людей в ангелов.

Почему так происходит? Потому что если в круге нет центра, не может быть внутренних и внешних колец, все в равной степени заслуживают вашей заботы и сострадания. И я думаю, именно это отличает экстраординарных альтруистов от обычных людей.

Также я считаю, что многие или даже большинство могут обрести подобное ви́дение мира. Я так думаю, потому что в нашем обществе альтруизм и сострадание уже встречаются повсеместно.

Сострадание — часть человеческой природы

Стивен Пинкер и другие психологи показали, что во всем мире люди все реже остаются равнодушными к страданиям других. Это приводит к снижению уровня всех видов жестокости и насилия, от жестокого обращения с животными и домашнего насилия до смертной казни. Также это приводит к росту альтруизма.

Сто лет назад люди посчитали бы абсурдным то, как легко сейчас мы жертвуем кровь и костный мозг незнакомцам. Возможно ли, что через сто лет люди будут воспринимать донорство почки незнакомцу так же спокойно и нормально, как сейчас мы относимся к донорству крови и костного мозга? Возможно.

Какова же причина этих изменений? Одной из причин может быть повышение благосостояния и уровня жизни. Считается, что люди уделяют больше внимания внешнему миру, когда общество становится богаче. В результате происходит рост всех видов альтруизма по отношению к незнакомцам, от волонтерства до благотворительных пожертвований и даже донорства почки.

Однако все эти изменения также имеют странный и парадоксальный результат, а именно: несмотря на то, что мир становится лучше и гуманнее, и это действительно так, распространено мнение, что он становится более плохим и жестоким, хоть это и не так. Я не знаю точную причину, возможно, дело в том, что сейчас мы знаем намного больше о страданиях незнакомцев в отдаленных регионах, следовательно мы больше обеспокоены их страданиями.

Увиденные нами изменения четко показывают, что сострадание и альтруизм настолько же неотъемлемы от человеческой природы, как жестокость и насилие, а возможно, даже в большей степени. Я верю: пока есть люди, от природы более чувствительные к страданиям других, почти каждый может создать новый круг сочувствия, в котором не будет центра и который сможет охватить широкий круг людей, включающий незнакомцев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector