0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему обязательный ЕГЭ по истории — плохая идея?

Почему обязательный ЕГЭ по истории — плохая идея?

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа «боевой готовности»?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Ожидаете ли вы проблем с отпуском из-за переноса сроков ЕГЭ и летней оздоровительной кампании?

Да, планы уже пришлось изменить

Пока ситуация неопределенная, жду ясности

Нет, выхожу в отпуск по плану

Всего проголосовало: 78

Текущий номер

По-настоящему ценишь только ту победу, которая досталась в борьбе

номер 21, от 26 мая 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Миллион не поможет. Президентская программа «Земский учитель» требует серьезных и неотложных содержательных корректировок, убежден доктор педагогических наук, академик РАО Анатолий Цирульников. Он напоминает, что за 15-20 лет на селе было ликвидировано около 20 тысяч (!) малокомплектных школ, что стало одной из главных причин исчезновения с карты страны 20 тысяч деревень.

Домашние задания сегодня чаще раздражают или угнетают школьников, считает учитель географии Иван Колечкин. Нередко детям на дом дается то, что учитель не успел дать на уроке. Бывает, задания сваливаются на родителей – например, это касается «детских проектов». Наконец, часто ученики просто перегружены. По мнению педагога, нужно искать подходы к тому, чтобы уроки на дом были эффективными и мотивирующими.

Как заинтересовать детей физикой? Далеко не секрет, что не все школьники изучают ее с удовольствием, многим она кажется скучной и занудной дисциплиной. Может, стоит преподносить предмет по-другому? Своим видением на этот счет делится Алексей Иванченко – инженер-конструктор, физик-экспериментатор, изобретатель, член Ассоциации каскадеров России и ведущий телешоу «Просто физика» на канале «Наука».

Народный артист России, автор музыки ко многим легендарным фильмам, среди которых «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!» и «Три мушкетера», Максим Дунаевский – ровесник Великой Победы. В этом году ему исполнилось 75, но многие могут позавидовать его красоте, энергии и востребованности. В эксклюзивном интервью «Учительской газете» композитор рассуждает о музыкальном уровне в стране и рассказывает о своих преподавателях.

От редакции

Назад в историю

Почему рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным

Министр образования Ольга Васильева заявила, что с 2020 года в России планируется сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех выпускников школ. Несмотря на популярность в России лозунгов вроде «Без прошлого нет будущего», идея кажется спорной. В нынешней ситуации он может превратиться в аналог экзамена по идеологии и стать угрозой и без того не выдающемуся качеству высшего образования в стране.

Сейчас в перечень единого госэкзамена входит 14 предметов: русский язык, математика (базовая и профильная, для гуманитариев — попроще, для будущих математиков с физиками — посложнее), физика, химия, история с обществознанием (не факт, что эти два предмета вообще нужно разделять), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, география, четыре иностранных языка (английский, немецкий, французский и испанский), а также литература. Все это в большинстве своем вполне конкретные предметы с понятной специализацией.

Однако обязательных для всех выпускников государственных экзаменов из этих 14 предметов только два — в этом году это русский язык и математика. Остальные экзамены зависят исключительно от профиля выбранной выпускником специальности. Получается вполне логичная система. Пока ЕГЭ по истории не обязательный — его не сдают, например, будущие физики, биологи, химики, математики. Те абитуриенты, чья сфера знаний в принципе не зависит от знания какой-бы то ни было истории. Ну, разве только от знания истории своей науки и смежных с ней областей.

Понятно, что введение третьего обязательного экзамена для выпускников увеличит для них нагрузку. Но дело даже не в этой нагрузке.

Русский язык, понятное дело, нужно знать каждому человеку, который собирается получать высшее образование на русском языке. Да и вообще любому, кто хочет работать в России. Почему обязательна математика — тоже понятно. В математике, как и в физике, есть некий набор истин, не подвергающихся сомнению. К тому же именно математика не только помогает нам правильно посчитать, сколько мы получим денег по банковскому вкладу и заплатим по кредиту, но и вообще является универсальным языком для множества других наук. В этом смысле математика — тоже язык, причем всемирный.

В истории пространство точного знания крайне ограничено — это наука интерпретаций, причем часто критически зависимых от текущей политической конъюнктуры. История становится ареной настоящих битв трактовок.

Подробнее:

Денис Драгунский о разумном соотношении общественного и личного

Особенно рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным как раз в нынешней российской ситуации. Общество уже который год водит хороводы вокруг нескольких тем и никак не может прийти даже к видимости консенсуса. Иван Грозный и Сталин — выдающиеся политики-государственники, достойные памятников и почитания, или кровавые палачи и убийцы? Распад СССР — дело рук внешних врагов или следствие предельной неэффективности советской системы? Особняком в российских исторических дискуссиях стоит тема Второй мировой войны.

В ситуации, когда государство говорит о необходимости единого учебника истории, когда у нас постоянно идут разговоры о том, чтобы принять закон о некой единой государственной идеологии и даже записать соответствующее положение в Конституцию, обязательный ЕГЭ по истории как раз рискует стать экзаменом по идеологии. Существует риск, что проверяться на нем будет не столько знание реальных исторических фактов, их причин и следствий, сколько способность выпускников вызубрить «единственно правильную версию истории».

Читать еще:  Обзор православной блогосферы: летние каникулы

Но кроме чисто российских проблем стоит помнить, что история везде и всегда будет состоять из разных версий и взглядов. Поэтому единый учебник по истории и обязательный ЕГЭ, который явно придется строить на таком учебнике или на неких единых методических рекомендациях, скорее будет разобщать нацию, чем сближать.

Подробнее:

Виктория Волошина о том, как управляющие теряют контакт с управляемыми

Если ЕГЭ по истории станет обязательным, способные ребята, не сдав его, не смогут стать физиками, математиками, представителями других жизненно важных для нормального развития России сфер знаний. В конце концов, если же смысл в том, чтобы просто сделать еще один обязательный ЕГЭ по гуманитарному предмету — пусть это будет литература. Вокруг нее тоже кипят идеологические споры, но все-таки она учит людей мыслить гораздо лучше, чем простое заучивание исторических фактов с идеологизированным анализом их причин.

Когда министр образования Ольга Васильева говорит, что историю важно знать каждому, — с ней трудно спорить. Это правда. Причем историю России не знают у нас не только школьники, но и многие депутаты, чиновники, телеведущие, публично высказывающие совершенно дикие версии и трактовки исторических событий. Есть совсем уж нелепые примеры, получившие всероссийскую известность: вроде заявления орловского губернатора Вадима Потомского о «путешествии» Ивана Грозного с сыном в Петербург или знаменитой фразы одной из создателей движения «Антимайдан» сенатора Дмитрия Саблина о том, что «некоторые русофобы называют императрицу Екатерину Великую немкой».

Важнее, чем вызубрить сочиненный государством для своих текущих нужд вариант истории, думать о будущем страны. И не превращать ЕГЭ в фильтр для этого будущего.

На фоне разговоров об утечке мозгов из России нам только не хватало, чтобы способные ребята отсеивались на пути в вузы, не связанные с историческим знанием, по сугубо политическим причинам или просто из их нелюбви к истории. Вузы должны готовить прежде всего высококлассных профессионалов, но не обязательно патриотов в том смысле, который придает этому слову конкретное начальство.

ЕГЭ попал в историю

Демоверсии уже опубликованы, и учителя начали к ним готовиться. Известно, что в контрольных будет до 20 вопросов, включая задания по истории родного края. Учителя волнуются: все ли выпускники сумеют набрать нужные баллы?

История в последнее время стала одним из самых обсуждаемых школьных предметов. Споры вокруг нее не утихают. Так, сейчас идет жаркая дискуссия, нужно ли делать ЕГЭ по истории обязательным для всех. «Я полностью за это, — говорит академик РАН Александр Чубарьян. — Только надо, чтобы ЕГЭ был изменен. Он и сейчас уже меняется — практически отменена вся тестовая часть. В экзамене останутся только задания на понимание истории, эссе надо будет написать». Но у многих учителей прямо противоположная точка зрения.

Звучат и другие предложения. Например, дополнить данными по современной истории с 2008 по 2016 год, так как ученики изучают историю только до 2008 года. А с этого времени прошло много очень важных для страны событий.

По данным Рособрнадзора, ЕГЭ по истории сдают примерно 20 процентов выпускников. Популярность этого предмета растет. Но выбирают ЕГЭ по истории только те ученики, которые идут на исторические факультеты или факультеты международных отношений. Как показывает опыт ЕГЭ, лучше всего ученики знают историю России VIII-XVII веков и XVIII — середины XIX века, темы, связанные с Великой Отечественной войной, умеют анализировать различные источники. Среди любимых тем Древнего мира — Египет, Древняя Греция.

Плохо знают школьники Средние века. Учителя, которые коллекционируют перлы учеников говорят, что у одних Жанна Д’ Арк утонула, а не сгорела, у других глухим был Моцарт, а не Бетховен.

В школах появились новые учебники истории, которые написаны по историко-культурному стандарту. Вот что показали исследования Рособрнадзора среди учителей: 56 процентов признались, что лишь в основном ознакомлены с требованиями историко-культурного стандарта. Имеют самое общее представление, как работать в новых условиях и по новым учебникам — 23 процента. Около 4 процентов пока не очень изучили стандарт. И только 17 процентов педагогов хорошо знают, что это такое.

Кстати, 60 процентов учителей истории были откровенны: у них есть потребность в дополнительном профобразовании. Как, спрашивается, они будут готовить учеников к обязательному ЕГЭ?

Не всех педагогов устраивает, как выглядит сегодня ЕГЭ по истории. Из экзамена, например, убрали часть заданий, которые позволяют проверить знание фактов, событий, имен. Эти задания были в части А. » Их совершенно несправедливо называли «угадайкой». Попытки включить эти задания в часть В я бы назвала неудачными. Нельзя ставить в одну строку дату Карибского кризиса и год основания Москвы. Это некорректно, прежде всего, по отношению к выпускникам. — говорит Татьяна Апостолова, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Московского городского педагогического университета. — В ЕГЭ появились вопросы по всеобщей истории. Зачем? Так подробно как мы, всеобщую историю не учат ни в одной другой стране мира. Не очень понятен подбор вопросов по всеобщей истории. Я понимаю, если это будет падение Византии, оказавшее влияние на нашу историю. Но для чего школьникам так подробно учить чужие парламенты и революции? Нам бы свою историю хорошо знать».

Нет среди учителей единого мнения, нужна или нет в ЕГЭ по истории устная часть.

Сергей Кочережко, учитель истории и обществознания гимназии N 1 Самары, «Учитель года — 2015»:

— Я скорее противник обязательного ЕГЭ по истории. Почему? Если мы хотим воспитать любовь к Отечеству и его истории, то очень странно делать это, обязывая всех сдавать ЕГЭ по истории, учить огромное количество дат. Сегодня экзамен по истории сложный. Чтобы к нему подготовиться, надо изучать предмет не меньше трех часов в неделю. Поэтому если вводить ЕГЭ, то только разделив его на два уровня. Пока экзамен по истории по степени сложности можно назвать профильным. Значит, базовый должен быть гораздо легче, чтобы его могли сдать и «физики», и «математики», и «химики». Интерес к истории во многом зависит от учителя и родителей. Даже учебник тут не играет большой роли. Как и фильмы, которые сейчас появляются. Когда я услышал, что в фильме «София» показана большая любовь между Иваном III и Софией, сразу выключил телевизор. Этот брак у Ивана III был политическим и не первым. Первую жену предположительно отравили, и сдается мне, что любил он ее больше, чем Софию Палеолог.

Читать еще:  Откуда берется «сама виновата», или о том, чтобы не затыкать уши

Алексей Герасев, ректор Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук, профессор:

— Идея обязательного ЕГЭ по истории особых сомнений не вызывает. Но уместно разделить его на базовый и профильный, как по математике. В 2017 году пройдет первая всероссийская проверочная работа по истории для учеников 11-х классов. Ее результаты помогут ответить на вопросы, связанные с введением обязательного экзамена. Потребуется и дополнительная работа с учителями, проведение курсов повышения квалификации. Кстати, в этом году конкурс на профиль подготовки «История» был одним из самых высоких в нашем вузе. И уже сегодня в программы подготовки студентов включены вопросы оценивания учебных достижений школьников.

Игорь Карачевцев, заслуженный учитель России, лауреат премии Президента РФ в области образования, директор гимназии N 166, Санкт-Петербург:

— Проблему повышения интереса к истории с помощью экзамена не решишь. Хотя сейчас вполне можно услышать от ученика в ответ на вопрос, когда произошла Октябрьская революция: «Не знаю. Но не расстраивайтесь, я ведь не сдаю ЕГЭ. » Наша молодежь действительно плохо знает историю, а без знания не рождается патриотическое чувство. Но с помощью ЕГЭ воспитать патриотизм невозможно, нужно менять саму программу преподавания истории в российских школах.

Скажем, появились новые учебники. Они хорошие, но у них та же проблема, что и у прежних — перегруженность фактами, которые ученики с трудом запоминают. При этом учебник не подсказывает, что нужно затвердить, а что необходимо лишь для понимания логики событий. История — предмет гуманитарный, здесь важно уметь спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Важно говорить. А ЕГЭ — экзамен письменный. Я не против обязательного ЕГЭ по истории. Но это может заставить учителей вместо изучения предмета сосредоточиться на подготовке к тестированию.

Ирина Буденная, директор школы N 17, Усть-Илимск:

— Я уже несколько лет руковожу пунктом приема экзаменов и не могу сказать, что количество выпускников, выбирающих ЕГЭ по истории, растет. Обычно это 3-4 человека от школы. У нас в школе предмет преподает замечательный учитель Наталья Бочкова, лауреат профессиональных конкурсов, победитель нацпроекта «Образование». У ребят всегда высокие результаты, но надо понимать, что их она готовит к экзамену практически в индивидуальном порядке.

А вот если история станет обязательным экзаменом, думаю, нам придется столкнуться с целым рядом проблем. Нет единого учебника, очень часто интерпретация одних и тех же событий у разных авторов существенно различается. Видоизменяется и сам экзамен: сейчас ушла тестовая часть, появилось эссе, возможно, добавится и что-то еще. Это, кстати, тоже проблема — сформулировать экзаменационные задания так, чтобы по ответам можно было судить об уровне владения материалом, о понимании исторических закономерностей и процессов. Над этим должны очень серьезно поработать эксперты.

Нет общей методики подготовки, в отличие, скажем, от ЕГЭ по русскому языку или математике. Не хватает грамотных учителей. Пусть нашей школы эта проблема не касается, но я же вижу, что происходит в других. Разумеется, историю знать надо. Это бесспорно. Но не хотелось бы, чтобы введение обязательного экзамена по истории стало еще одним экспериментом на выпускниках школ.

Евгений Галдаев, директор школы N 112, Ростов-на-Дону:

— Я бы воздержался от введения обязательного ЕГЭ. Об истине в исторических событиях спорят различные слои общества, разделяющиеся по возрастным, социальным, профессиональным, партийным и другим признакам. Сейчас оспаривается многое. Например, что древнегреческий поэт Гомер был зрячим, а не слепым, что не было никакого татаро-монгольского ига, а был союз народов и совместная защита территории. Кто-то пытается доказать, что не существовало Киевской Руси, поскольку не было рядом с Киевом нормального торгового водного пути и не осталось материального подтверждения существования государственной монетной системы. Об альтернативном толковании событий Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны я уже не говорю. Пусть общество придет к согласию в оценке исторических событий, тогда и будем делать ЕГЭ обязательным экзаменом.

Подготовили Мария Голубкова (Санкт-Петербург), Наталья Решетникова (Новосибирск), Ирина Штерман, (Иркутск), Елена Мелихова (Ростов-на-Дону)

Почему нам не нужен обязательный ЕГЭ по истории

Министр образования Ольга Васильева заявила, что ЕГЭ по истории станет обязательным предметом для сдачи с 2020 года. Правда, спустя несколько дней уточнила, что «официальное решение ещё не принято». Почему у этой идеи больше минусов, чем плюсов — объясняет учитель Алихан Динаев.

1. Историю должен знать каждый

На этой неделе министр образования и науки России Ольга Васильева сказала, что итоговый экзамен по истории должен стать обязательным. «Вот я как историк убеждена, что он должен быть обязателен», — сказала министр. Она также добавила, что вопрос требует обсуждения, а решение не будет приниматься «сиюминутно», но при этом справедливо подчеркнула, что не может «человек, пройдя одиннадцатилетнее обучение, не знать своей истории».

С последней мыслью сложно поспорить. Любой уважающий себя человек должен знать историю своей страны, должен уважать и понимать её. Знание основ истории всегда входило, входит и будет входить в своеобразный «джентльменский» набор каждого образованного человека. Россиянам не знать историю России просто стыдно, а в некоторых случаях — даже позорно. Многие скажут, что не знать, когда Александр I на крови своего отца взошел на престол, не так уж и страшно. Но пробелы в образовании зачастую приводят к повторению трагических ошибок прошлого. Отсюда и появляются люди, которые, например, возвеличивают кровавого преступника Сталина, забывая про так называемые сталинские расстрельные списки. Известно по меньшей мере о 388 списках, которые собственноручно подписал «вождь», отправляя десятки тысяч человек на расстрел или в ГУЛАГ без суда, следствия и какой бы то ни было реальной вины.

Читать еще:  Мужчина вышел из комы, когда дочь навестила его в реанимации

Однажды на занятиях по политологии, которые в Грозненском нефтяном университете я как раз и веду, я дал студентам третьего курса задание — написать небольшое эссе на тему: «Мой политический кумир». Не знаю, сможете ли вы представить мои разочарование и ужас, когда один из лучших студентов в группе написал про Иосифа Сталина.

Своим идеалом в политике его назвал молодой чеченец, дедушек, бабушек и других родственников которого этот «идеал» одной далекой зимой выкинул из родных домов в холодные степи Средней Азии

Вот тогда я, как никогда ясно, осознал, что учить историю крайне необходимо. Однако же я категорически против того, чтобы ЕГЭ по истории вошел в число обязательных экзаменов для всех выпускников. И прямо сейчас объясню почему.

2. Каждый кулик хвалит свое болото

Во-первых, обратите внимание на то, как министр образования начинает аргументировать свою позицию: «Я как историк…», — говорит она. И тут мне моментально вспомнились мои вузовские преподаватели. Каждый из них на первой лекции без тени сомнения называл свой предмет самым главным, таким, без которого едва ли возможно физическое существование.

Приходит на лекцию, например, преподаватель философии и заявляет: «Философия — царица наук, важнейшая дисциплина, которую вы все обязаны знать». На следующей паре преподаватель статистики с не меньшей гордостью утверждает: «Вся современная наука, экономика и управление основаны на статистике. Это самый главный предмет для каждого из вас!». Через семестр в аудиторию вразвалочку заваливается преподаватель маркетинга в малиновом пиджаке (так и было, не шучу!) и, свысока посматривая на неоперившуюся молодежь, замечает: «Маркетинг — ключевой предмет во всем вашем обучении. Учите его, если хотите чего-то добиться».

Со временем до меня, наконец, дошло, что 99% преподавателей и ученых совершенно искренне считают, что именно их предмет — самый главный для человека и человечества. Ближе к четвертому курсу такие заявления из уст практически каждого педагога стали вызывать ироничную улыбку или плохо скрываемый сарказм. Наверное, поэтому я никогда не говорил своим студентам, что политология — важнейший предмет за все годы их обучения (хотя, чего греха таить, именно так я и считаю).

К чему этот поток воспоминаний?

Если через какое-то время в России будет министр-профессиональный географ, он будет точно так же заявлять, что нам нужен обязательный ЕГЭ по географии

3. Российские школьники чрезмерно перегружены

Есть и другая, куда более важная причина. Нынешние 11-классники и без того настолько сильно загружены, что ещё один дополнительный экзамен станет для них сущей катастрофой. Начнем с того, что с 2022 года ЕГЭ по иностранному языку будет обязательным для всех. Значит, история может стать уже четвертым обязательным предметом. А если выпускник собирается поступить на медицинский факультет, то ему нужно будет сдавать ещё и биологию с химией. И это уже шесть экзаменов! А вдруг он до последнего не сможет выбрать между профессиями врача и экономиста? Тогда ему нужно сдавать ещё и обществознание. А если он хочет поступить в престижный московский вуз, то вдобавок ко всему этому сплошному ужасу его ждёт еще вступительный внутривузовский экзамен (ДВИ). Вам не кажется, что восемь экзаменов для ребёнка — это полный кошмар и абсолютный перебор? Может, стоит пощадить их психику и здоровье?

При этом даже сейчас, когда обязательных экзаменов всего два, старшеклассники и так загружены до предела

Я активно готовлю 11-классников к ЕГЭ по обществознанию. Пару месяцев назад я предупредил их, что на следующем занятии меня не будет, и предложил им назначить какое-нибудь дополнительное время, чтобы компенсировать пропущенные уроки.

— Давайте в субботу в 14.30! — говорю я им.

— Нет, я не могу, — отвечает одна девушка. — У меня в это время дополнительные по русскому.

— А у меня по математике, — уверяет вторая.

— И я тоже не смогу, — заявляет третий.

Я предложил им ещё четыре варианта, но ни один их не устроил. И вовсе не потому, что мои ученики лентяи, не желающие учиться (впрочем, такие тоже есть). А просто потому, что их расписание забито под завязку. Буквально каждый день они с 8.00 — 8.30 и до 13.00 — 14.00 находятся в школе на уроках. После они едва успевают наспех перекусить, а затем до 18.00 и даже 19.00 часов вечера готовятся с репетиторами. Ну хоть после этого они могут отдохнуть? Разве что часок-другой, поскольку надо же еще делать домашние задания.

Мои занятия обычно заканчиваются в 18.30. И в одной из моих групп один очень умный и любознательный юноша регулярно отпрашивается в 18.00, потому что ему надо ехать к репетитору по русскому языку, с которым он, видимо, занимается еще полтора-два часа. Провожая его взглядом, я невольно задаюсь мыслью: «Бедный парень…». Сколько длится учебный день этих детей? Нередко они занимаются по 10-12 часов в день на протяжении всей недели, включая воскресенье. А учебная неделя может составлять и 60, и 70, и даже 80 часов — вдвое больше, чем стандартная рабочая неделя любого работающего.

Именно поэтому я горячо поддерживаю Ольгу Васильеву в её стремлении повысить уровень знаний по истории среди подрастающего поколения. Но вводить ещё один, уже четвёртый обязательный ЕГЭ по этому предмету — излишняя мера. Давайте пожалеем наших детей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector