1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему мы так боязливы? Урок княгини Ольги

Княгиня Ольга
план-конспект урока (8 класс) по теме

конспект занятия «Княгиня Ольга» в рамках элективного курса «Светочи России»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного мероприятия: «Мудрая?! Хитрая?! Святая?!»

1. Повысить интерес учащихся к истории России.

2. Содействовать формированию национального самосознания.

3. Воспитывать гражданские и духовные черты личности на примерах жизни и творчества выдающихся людей России, внесших огромный вклад в развитие страны.

4. Рассказать о наиболее ярких событиях из жизни княгини Ольги.

5. Высказать собственное суждение о человеке, в руках которого находится власть.

6. Развивать у учащихся навыки самостоятельной поисковой работы, отбора текстового материала для сообщений

Методы: заочное путешествие — одно из занятий курса «Светочи России», главной целью которого является гражданско-патриотическое воспитание.

Оборудование и материалы:
1. Портреты княгини Ольги.
2. Карта «Древнерусское государство в IX-XI веке.
3. Презентация «Мудрая?! Хитрая?! Святая?!»
4. Книжная выставка «Она сияла, как луна в ночи»

1. Вводная часть: путешествие

Ведущий 1 : Сегодня, мы отправимся в удивительное путешествие.
X век. Древняя Русь. Полулегендарное время, полусказочные события, былинные персонажи. Эпиграфом к нашей встрече послужат строки: «. Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою».
Н.М. Карамзин (слайд 2)

Богиня истории Клио:
Ибо зло племя человеческое
Прямое смирение отринули,
Стали жить в суете и неправде,
В распре великой,
И за то на них господь Бог разгневался,
Попустил на них напасти великие,
Скорби немерные, находы супостатные.

Сценка: На троне — женщина с ребенком на руках. Входят послы.

Послы: Здравствуй, княгиня!

Княгиня: Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли сюда?

Послы: Послали нас с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!» Пойдешь замуж за князя нашего, Мала?

Княгиня: Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди.

Послы уходят. Спустя время входят другие послы, более нарядно одетые.

Послы: Пришли мы, княгиня, просить выйти замуж за князя нашего, Мала!
Княгиня зовет слуг: Приготовьте баню для гостей великих. ( К гостям ): Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед людьми моими.

Княгиня: Заприте баню и подожгите ее! ( Из бани доносятся крики послов).

Княгиня подходит к бане: Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от рук ваших погибли!

Ведущий 1: Вы, конечно, узнали героиню этого эпизода? Назовите ее и вспомните, какие наказания она придумала для древлян. (Княгиня Ольга. Послов закопали в яму, древлян убили на тризне по Игорю).
Ведущий 2: Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов, которые часто читаются как приключенческий роман, выделяются истории жизни и деяний княгини Ольги.

Ведущий 1: Посмотрите, пожалуйста, на карту, на ней отмечен «путь из варяг в греки». Мы отправляемся в путешествие по местам, где побывала Великая княгиня Ольга. Почитают имя княгини Ольги на Руси. А кто знает, почему псковичи с особым уважением и гордостью произносят это имя? ( По преданиям и по летописным источникам известно, что Ольга родом из Пскова. В «Повести временных лет» Ольга впервые упомянута под 903 годом: «Игорь возмужал. и привели ему жену из Пскова, именем Ольга»).

Ведущий 1: Запись очень ценна: это первое письменное упоминание о городе Пскове. Короткая строка из летописи. Но легенды, которые сохранились в народе, более красноречивы.
Ведущий 2: Итак, мы отправляемся в Выбуты (слайды 3- 18)

Ученик: Пора парусов, пора колдовства.
Река в те века — дорога.
Княгиня Великая Плескова
На скользких плитах порога.
Холщовое платье, весло в руке,
Платок огневого окраса.
В моей стороне, по моей реке
Плыла по утру Прекрасна.
Упрямы короткие всплески весла.
Теченье долбленку сносило.
Река сумасшедшие воды несла,
Ярилась гремучая сила.
И пена клубилась, что грива коней,
Опасны, круты повороты.
И мели, и глыбы подводных камней
И скрытые водовороты.
Упорство Прекрасны, упрямство воды.
Но вот — за спиною пороги!
На мягком песке оставляют следы
Босые красивые ноги.

Ведущий 1: В селе Выбуты на реке Великой в небогатой семье родилась девочка, назвали ее древним славянским именем Прекрасна. Так пересказала одну из древних легенд писательница Вера Панова. Но существует и другая легенда, более романтическая.
Ученик: В Выбутской веси, недалеко от Пскова, на берегу Великой жила в небогатой простой семье девушка. Была она умна и хороша собой. А чтобы заработать себе на приданое, перевозила через реку Великую купцов и окрестных жителей. Река изобиловала порогами, подводными камнями, но Ольга мужественно занималась опасным делом. Однажды пришлось ей перевозить на другой берег князя Игоря. Весь путь беседовали они друг с другом. Поразили князя красота и разумность девушки. Полюбил он ее. И, вернувшись в Киев, прислал за ней сватов.
Ученица: Седые елки злыми иглами
Кололи молодое утро.
Перевозила князя Игоря
Девчонка на комяге утлой.
Плыла и пела песню грустную,
Веслом ломала первый лед.
Не знала, что княгиней русскою,
Потупясь, на берег сойдет.
Ведущий 2: Вы услышали два рассказа о том, как Ольга стала княгиней. Это легенды, но что в них бесспорно? ( Ольга из Выбут, из небогатой семьи).
Ведущий 1: Решила как-то Ольга побывать в родных краях. Гребцы сильные, дюжие повели ладью по реке Великой к Псковской земле. Когда день склонился к вечеру, сошла Ольга на родной берег и стала молиться. Вдруг три ослепительно золотых луча осветили мыс у слияния рек Великой и Псковы. Потрясенная увиденным, Ольга повелела: «Быть на этом месте храму Святой Троицы!» Так сказано в легенде. Но только сначала собор был деревянным. Свято-Троицкий собор, который стоит сейчас, уже четвертый по счету и ему три века.
Ведущий 2: Объехала северную Русь, область Новгородскую. Установила, какую дань следует ей платить, разделила земли на волости, области. Везде утвердила свою власть, установила порядки и законы. Умножилось богатство Руси при ее правлении. Весь народ, видя ее мудрость и справедливость, уважал Ольгу.
Ведущий 1: На склоне лет правительница совершает свое последнее путешествие в родные северо-западные районы русской земли. В легенде об этом говорится так: «Как-то летом Ольга посетила Луки на обратном пути из Пскова и Новгорода. Три дня стоял ее шатер на месте нынешней великолукской крепости. Каждый день священник совершал богослужение, а на Ловати, в присутствии великой княгини, крестили местных жителей. И сказала им Ольга: «Много страданий суждено пережить этому городу, но не даст Господь окончательно погибнуть ему: будут всегда хранимы ростки, из которых новые деревья увидят жизнь». На глазах у народа княгиня совершила чудо: посадила в землю яблоньку и тотчас на ней зарумянились и созрели сладкие плоды, и их было так много, что хватило всем собравшимся. Там, уде стоял шатер Ольги, после ее отбытия была немедленно сооружена часовня, просуществовавшая до конца XVII века. Интересно, что в глухих Великолукских деревнях старики и поныне называют «ранетку» «Ольгиными Яблоками».
Ведущий 2: Проживала Ольга в Киеве, с сыном своим Святославом. (Обратить внимание ребят на даты, записанные на доске). Сколько лет правила Ольга? И за это время летопись сообщает только об одном военном походе. Недаром история нарекла Ольгу Мудрою.
Ведущий 1: Все лето 946 года стояла Ольга около города Искоростень и не могла взять его, и замыслила хитрое дело. Какое? (Птицы, к лапкам которых Ольга приказала привязать горящие нити, сожгли Искоростень).

Читать еще:  Фейк с вами — почему любую информацию нужно проверять

Ведущий 2: 955-957 годы. Константинополь… Дабы углубить свои познания о святой вере, княгиня Ольга предприняла путешествие в Византию. Здесь ее ждало испытание: греки, с подозрением относившиеся к славянам, долго продержали ее корабли в Константинопольской гавани, не позволяя русской княгине войти в город. Когда княгиню Ольгу, наконец, приняли в Царьграде, ее ожидание было вознаграждено: Ольга крестилась в Константинополе, крестным отцом ее был сам император Константин Багрянородный. Имя св. Равноапостольной Елены было дано ей недаром; подобно матери императора Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме. Святая Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

2. Анализ творческого задания по группам (этап осмысления материала).

Ведущий 1: Работая по группам, используя разные источники, постарайтесь ответить на вопрос проблемного задания: «. Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою».
Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много места уделено в древнерусских летописях?

1 группа: Почему же Ольгу церковь назвала Святою? (слайды 19-27)

Ответ: Приняла веру христианскую. «Она первая из русских государей поняла, как глупо молиться идолам. » ( Ишимова, с.11). Способствовала распространению христианства на Руси. Она праматерь нашего православия. Именно на ее мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. Ольга заканчивает варяжскую историю на Руси и начинает русскую. Заканчивается княжеско-разбойнический период и начинается княжеско-богатырский. Святая воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга основала город Псков; там ей было видение трех светоносных лучей с неба, и на том месте был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Воистину удивительно это свидетельство истории: древляне так полюбили свою былую карательницу, что стали чтить как святыни даже те места, на которых останавливалось для ночлега и охоты войско Ольги во время того кровавого похода. Как же велико должно было быть то благо, которое святая княгиня принесла древлянам после своего преображения Божией благодатью, если они простили ей даже смерть своих родичей и полюбили ее!

Ведущий 2: В похвале княгине Ольге, созданной после ее смерти, летописец Нестор написал: «Она сияла, как луна в ночи. » Как вы понимаете эти слова? ( Княгиня Ольга была яркой, выдающейся личностью)

2 группа: Почему Нестор называл Ольгу Мудрой?

Ответ: Она – первая правительница. Реформатор. Впервые с Византией установились дипломатические и культурные отношения. Ольга не дала распасться еще слабой государственности, подавив восстания древлян. Летописи, расписывая злодеяния Ольги в отношении непокорных, всячески отмечают мудрость и милость правительницы к своим подданным. Как повествует Житие: «. управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов». Чего не было до Ольги – это культурного устроения земли, бросив военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные. Ольга ездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурную организацию. Одно из главных деяний княгини Ольги — установление первой на Руси системы сбора дани (налогов). Ею введены «уставы» и «уроки», то есть постоянные величины налогов.

При Ольге не записано летописцем ни ропота войска, ни мятежей народных. Без сомнения Ольга сделала все для блага и рассвета государства. При ней Русь стала великой державой известной в самых отдаленных странах Европы. За долгие годы правления Ольга заслужила звание «мудрейшей из людей».

3 группа: В чем Ольга была Хитрой? (Различные точки зрения на деятельность княгини по текстам источников).

Ответ: Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого «Плескова» — то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское.

По мере расширения земельных владений княжества, Ольга стремилась упрочить власть киевских князей на возможно большей территории. Укрепляя и расширяя международные связи, княгиня вступила в контакт с римской церковью, но предпочла более тесные торгово-экономические связи с Византией.

«Ольга, мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами. При Ольге Россия стала известною и в самых отдаленных странах Европы. » ( Н.М. Карамзин. Об истории государства Российского. М.1990 с.28)

«Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов Княжеской дружины, не присоединялись новые земли – тишина и замирение были на Руси!» (Энциклопедия для детей. История России М.1997 г. т. 5, ч.1, с.142).

Преставилась блаженная Ольга во святом крещении Елена 24 июля 969 г. Спустя двадцать лет по ее кончине исполнилось пророчество блаженной Ольги о земле Русской. Внук ее, великий князь Владимир, принял святое крещение и просветил святою верою землю Русскую. После смерти народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история мудрой. Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отчается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь.

3. Рефлексия
Ведущий 1: Пока мы «плывем на лодке», пока тихо звучит музыка, подумаем, чему же научило нас это путешествие, над чем заставило задуматься? ( История России богата именами выдающихся правителей, полководцев, дипломатов, просветителей, деятелей культуры. Среди них немало женщин. Однако женские имена в нашей истории долгое время незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчиненных мужу домашних «рабынях», якобы ничего для блага Отечества не сотворивших. В том, что это ошибочно, говорит имя великой княгини Ольги).

Ведущий 2: Составить синквейн

мстила, правила, любила

«Сияла, как луна в ночи»

Литература:
1. Святая Ольга // Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Т.1. СПБ: НИЦ, 1993.
2. Ольга, княгиня Киевская // Каргалов В., Сахаров А. Полководцы Древней Руси. М.: Мол. Гвардия, 1985.
3. Панова В. Сказания об Ольге. Л.: Детская литература, 1968.
4. Пушкарева Н.Л. Ольга, жена князя Игоря // Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М. :Мысль, 1989.
Работа была размещена на городском образовательном портале

Интегрированный урок история + литература «Личность княгини Ольги»

1. Изучить историю древнерусского государства середины X в., дать оценку правления княгини Ольги.

2. Познакомиться с тем, как на Руси постепенно распространяются идеи христианства.

3. Углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий.

4. Закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию.

Оборудование:

– историческая карта «Киевская Русь IX – X вв.»,

– атласы » История России с древнейших времен до кон. Х VII в.»,

– исторические документы: Н.М. Карамзин » История государства Российского», » Правда Роськая», «История в лицах», свидетельства историков, отрывок из «Повести временных лет» (эпизод » Месть Ольги»); С.М.Соловьев «История государства Российского»;

– репродукции портрета Ольги, репродукция картины В.М. Васнецова «Летописец Нестор», репродукция древнерусской миниатюры «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись», репродукция скульптуры М.М.Антокольского «Нестор – летописец».

Опережающие задания:

– работа с историческими документами по вопросам,

– чтение отрывка «Месть Ольги», приведение доказательств того, что он имеет фольклорную основу;

– индивидуальные ролевые задания «историку»: рассказ о Несторе, «искусствоведу»: рассказ по древнерусской миниатюре, «лингвисту»: работа со словарями.

Ход урока:

1. Постановка целей. Вступительное слово учителей.

Братья и друзья, отроки наши! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, поведем мы речь сегодня о княгине Ольге, о разных ликах ее, о деяниях ее во славу народа русского.

Читать еще:  Духовные упражнения. Выпуск 11. Христианство и религия

Узнаем мы, откуда есть пошла литература русская. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Запись темы урока в тетрадь.

2. Представление экспертов: «историка», «лингвиста», «искусствоведа». Остальные – думающие, умные, внимательные ученики.

3. Беседа.

Учитель истории: Изучая историю, восстанавливая ход давно минув­ших событий, как и ученые–историки, мы с вами также обращаемся к историческим документам.

– Как называются документы, которые рассказывают нам о давно прошедших днях? (Письменные исторические источники).

– Что к ним относится? (Летописи, исторические повести, описание путешествия, жития святых и др.).

Что такое летопись? Мудрецы советуют: чтобы понять смысл слова, зри в корень. (Летопись – писание по летам, изложение событий в форме «годовых статей»).

Запись определения в тетрадь: летопись – документ, в котором изложе­ны события в хронологическом порядке.

Совершенно справедливо говорят, что летопись – это прежде всего исторический труд. Но мы попытаемся выяснить в ходе беседы на уроках, по­чему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы.

Действительно, летопись, которая явилась сборником древних письменных произведений, можно считать первым литературным памятником. Создавалась она не год и не два. Собиралась два века, даже больше. С глубокой древности (с XI века). У этого памятника сменилось много состави­телей.

Учитель истории: после моего рассказа назовите самых известных историков – летописцев.

Итак, первым летописцем был Киево–Печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он ак­тивно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бе­жать в Тьмутаракань. Став монахом, он и составил летопись. Ученые назы­вают 1073 год.

Труд его продолжили другие: в первой четверти XII века монах Киево–Печерского монастыря Нестор, самый прославленный из летописцев.

Индивидуальное задание «историка» – сообщение о Несторе.

– Скажите: на какие три вопроса пытался ответить историк Нестор в своем труде?

До нас дошла «Повесть временных лет «, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Мы сказали лишь только о некоторых летописцах из длинной чреды авторов. На­зовите самых известных историков–летописцев.

Учитель литературы: То, что до нас дошли эти имена летописцев, свидетельствует о том, какое большое значение придава­ли летописанию в Древней Руси. Во многом они были схожи. Это был, можно сказать, коллективный автор – древнерусский летописец.

– Попробуйте описать его. Каким вы представляете себе летописца за работой? Поможет вам в этом иллюстрация скульптуры Нестора работы М.М.Антокольского и репродукция картины В.М.Васнецова. (В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд. Весь погружен в работу. Лежат огромные книги в толстых кожаных переплетах с медными застежками. Буквы раньше фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила – устав. Писали на тонко выделанной телячьей коже. Скрипит гусиное перо в руке летописца, выводя заглавие книги. )

На репродукции – произведение современного искусства – скульптура Нестора, а у вас на столах – репродукции древнерусской миниатюры из Летописного свода: согласитесь, очень необычно изображены предметы.

– Почему так изображены предметы? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?

Ответы на эти вопросы искал наш «искусствовед». Ему слово.

Индивидуальное задание «искусствоведа» – сообщение о своеобразии древнерусской живописи.

Учитель литературы: Итак, чтобы оценить достоинства древнерусской живописи, надо понимать «язык», на котором говорит художник. Ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца вообще.

Древнерусский летописец был многосторонним человеком: для одних он важен как историк, для других как политик, он же юрист, он же литера­турный талант. Оживают под его пером события и люди далеких лет.

Обратимся и мы к отрывкам из этой книги.

Учитель истории: Изучая историю древнерусского государства, мы обращаемся к великому труду монаха Нестора. Предлагаю решить хронологическую задачу: в лето 6453 от сотворения мира в Киевском государстве было совершено преступ­ление, за которое виновники расплатились совсем иначе, чем это могло быть в конце XI века.

– О каком историческом событии идет речь? За какие преступления рас­платились виновные?

– Почему историк дает нам дату о жизни славян от сотворения мира, а не от рождения Иисуса Христа? (Потому что в Киевском государстве еще не была принята новая религия – христианство.)

Поэтому для решения хронологической задачи историк дает нам еще одну дату – 5508 год (от сотворения мира) рождение Иисуса Христа.

– Итак, о каком событии идет речь? (О расправе Ольги над древлянами).
– За какие преступления расплатились виновные? (За убийство князя Игоря).
– За что же древляне так поступают с киевским князем Игорем? (За то, что хотел он собрать с них двойную дань).

  • Что такое дань? И почему древляне выплачивали дань киевскому князю?
  • Как называется объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани? (Полюдье).

– К чему же мы должны обратиться, чтобы понять поступок княгини Ольги с точки зрения законности раннего средневекового общества? Работа с историческим документом – статьей Н.М.Карамзина.

Обычаи и нравы славян X века раскрывает для нас «Правда Роськая»:

– Какое право утверждает первая статья этого закона? (Право кровной мести).

– Кто имеет право исполнить месть за убийство? ( Кровные родственники).

Родоплеменные обычаи и законы: кровная месть, народный суд – долго сохранялись у славян даже в период складывания государственности на тер­ритории их проживания

А теперь обратимся к сочинению другого историка – Кацвы «Киевская Русь в X веке», который также объясняет поступок Ольги.

– Что хотел под­черкнуть Нестор свидетельством о расправе? (Могущество Киева). Как объ­ясняет историк жестокость Ольги? (Справедливость, священная обязан­ность, подвиг).

В начале урока мы говорили, что «Повесть временных лет» – это не только историческое произведение, но и литературный памятник. Докажем справедливость слов Д.С. Лихачева, записанных на доске: » Повесть временных лет «. Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве.

  • Докажите, что фрагмент «Месть Ольги» имеет легендарную, фольклорную основу. (Троекратное повторение действий Ольги; наличие загадок, которые не могут разгадать незатейливые сваты (хотя в сказке наоборот); герои – простаки (древляне); языческие обычаи – тризна: хоронили в лодках (см. рисунок в учебнике истории, стр. 26 » Похороны знатного руса «); перед смертью омывали. Письменное изложение языческих легенд – уже литература).
  • Как можно озаглавить фрагмент? ( Месть Ольги).

– Что такое месть?

Индивидуальное задание «лингвиста» – объяснение с помощью словаря значений слова « месть».

– Изучите их. В каком из них сильнее выражена негативная оценка? Что добавляет к смыслу слова месть объяснение его происхождения? О чем го­ворят родственные слова в других языках? (О смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому. Месть = бумеранг).

– Какое из толкований слова соответствует, по вашему мнению, действиям Ольги?

  • Важно ли для Ольги, за что убили ее мужа? ( Подчеркнутое безразли­чие к нравственной оценке причины гибели ее мужа).
  • Как автор относится к действиям Ольги? Есть ли в тексте хоть один оценочный эпитет? (Нет. Не осуждается ее поступок, но по тому, как он описывается, прослеживается авторская позиция).
  • Какой она видится автору? ( Мудрая женщина, верная памяти мужа, автор восхищается ее умом, хладнокровием; она мстит убийцам мужа).
  • Какими способами она это делала? Пересказ. Ее месть направлена на невинных, а не на непосредственных обидчиков; ее месть связана с обманом, коварством; ее месть многократно по своей жестокости и размаху превзошла обиду и оскорбления.

Не будем забывать, что месть – одно из самых сложных и противоречи­вых явлений в жизни человеческого общества; его оценка зависит во многом от исторической эпохи, национальных традиций. Десять веков отделяют нас от событий, с которыми знакомил нас автор «Повести временных лет». Однако и в наши дни вопросы, связанные с явлением мести по-прежнему волнуют людей.

А сейчас, юные историки, наша цель – рассмотреть и оценить правление Ольги. Посмотрим на историческую карту «Киевская Русь»:

– Какие племена славян были подчинены киевскому князю?

– Сложно ли управлять такой обширной территорией? (Необходимо было заставить платить дань, вершить по праву суд в подвластных землях, подавлять недовольство подчиненных племен.)

В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини Ольги. Обратимся к сочинению Кацвы, который систематизирует сведения, взятые из летописи.

– Что делает Ольга, завершая отмщение древлянам? (Устанавливает уроки – размеры дани). С какой целью установлен четкий размер дани? (Чтобы не было возмущения со стороны племен). Что сделано для удобства сбора дани? (Установила становища и погосты, назначила в отдаленных ме­стностях княжеских приказчиков – тиунов).

В сочинении Н.М.Карамзина найдите свидетельства того, как была вос­принята деятельность Ольги славянами, жителями Пскова. (Хранили сани как вещь драгоценную).

– Каково же значение мероприятий, проведенных княгиней, в подвластных Киеву землях? Самую яркую оценку деятельности Ольги находим в труде Н.М.Карамзина (Укрепление власти, порядок в государстве, мир по всей стране, нет военных конфликтов, войн с другими государствами, Русь стала известна в отдаленных странах Европы). Что означают слова историка: «. стала известна в отдаленных странах Европы?»

Найдите свидетельства активных международных отношений Руси с другими государствами. ( 955 г. – поездка Ольги в Византию; 959 г. – посольство Руси в Германскую империю, установление взаимовыгодных отноше­ний с целью обмена посольствами и развития торговли).

– Каково значение столь активной внешней политики? (Ольга добилась международного признания без применения силы; сама приняла христианство). Став христианкой, узнав истинную веру, княгиня Ольга и сама должна была уже по-другому оценивать свою расправу над древлянами? (Обращение к схеме на доске).

Обратимся к сочинению Соловьева » История государства Российско­го»: в 955г. Ольга отправилась в Константинополь, столицу Византии, была с почестями принята самим императором Константином Багрянородным. Узнав истинную веру, с каким предложением княгиня обращается к своему сыну Святославу? ( Принять христианство самому и дружине).

Мы, как историки, можем продолжить рассуждение Ольги: почему для единого государства единая религия – единобожие? В каком средневековом государстве Западной Европы с принятием единой религии укрепилась власть императора? (Во Франкском государстве).

4. Подведение итогов.

– Как можно оценить личность княгини, каким она была человеком? (Мудрая, хитрая, справедливая.) Каким была правителем? (Талантливым, она много сделала для укрепления Руси во внутренней и внешней политике).

И напоследок текст – провокация: найдите сознательно заложенные в него ошибки: жена князя Игоря, жестоко отомстив за мужа, установила уроки и погосты на Руси, прожила долгую жизнь, и погребена была сожже­нием в 969 г., повелев после смерти делать над собой тризну.

5. Оценивание результатов работы учащихся на уроке.

Уроки жизни святой равноапостольной княгини Ольги. Урок 2

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Предыдущие выпуски

  • 27 июля 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 4
  • 26 июля 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 3
  • 20 июля 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 2
  • 19 июля 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 1

Время эфира программы

  • Четверг, 28 мая: 08:05
  • Четверг, 28 мая: 21:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 28 мая 2020 г. «День ангела»

День ангела. 28 мая

28 мая 2020 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 28 мая

28 мая 2020 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 28 мая

27 мая 2020 г. «Союз онлайн»

Паломники-онлайн-2019. Вознесение Господне

27 мая 2020 г. Трансляции богослужений

Божественная литургия 27 мая 2020 года

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

Епархия
Телеканал
Радио
Газета
Журнал
Типография
Семинария

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Согласны ли Вы с высказыванием Н.М.Карамзина о княгине Ольге:«Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою»? (Школьные сочинения)

«Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою», — так высказался литератор и историк Н. М. Карамзин.

Задумываясь над этой фразой, понимаешь, что княгиня Ольга была одним из великих правителей Киевской Руси. За девятнадцать лет своего правления в качестве регента, она сумела покорить всех своим умом, мудростью и способностью управления государством. Эти навыки помогли ей повысить авторитет Руси на международной арене, а также «навести порядок» во внутриполитических делах государства.

Мудрость – качество, присущее не каждому правителю. В истории было небольшое количество людей, которых нарекали Мудрыми. Как сказал Н. М. Карамзин, одной из них была Ольга. Известно, что во времена правления Ольги Русь не воевала ни с одним государством. Внешняя политика княгини осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она смогла укрепить международные связи с Германией, Византией и другими западноевропейскими державами.

Также при Ольге были установлены нормы и места сбора натуральной дани – уроки и погосты. Это способствовало зарождения налоговой системы. Эти факты поистине оправдывают то, что история нарекает Ольгу «Мудрою».

В Х веке на Руси все еще процветало язычество. Но княгиня Ольга стала первым правителем Древнерусского государства, принявшим христианство. Она пыталась донести основы христианской веры до язычников, а также стала воздвигать первые христианские храмы в Пскове, Киеве и Витебске. Своими действиями Ольга не только способствовала распространению христианства, но также подготовила государство к Крещению. Это один из самых важных шагов в истории развития христианства в России, поэтому церковь по праву может называть Ольгу «Святою».

«Предание нарекло Ольгу Хитрою…», – это утверждение также верно.

Согласно летописи под названием «Повесть временных лет», Ольга жестоко расправилась с древлянами, чтобы отомстить за смерть мужа. Обманом она смогла захватить город, в котором укрывались древляне, и убила множество человек, а некоторых забрала в плен. Это предание характеризует ее как хитрую правительницу с твердым характером.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что высказывание Н. М. Карамзина верно во всех отношениях. Факты, летописи и истории, дошедшие до наших дней, помогают нам узнать о каких-либо исторических событиях и личностях, дать им характеристики, а также определить значимость их исторического положения.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id9951

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector