1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему именно в пост положено вечернее причащение?

3. ВЕЧЕРНЕЕ ПРИЧАЩЕНИЕ

3. ВЕЧЕРНЕЕ ПРИЧАЩЕНИЕ

Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных Даров — это вечернее богослужение. Выражаясь точнее, — это Причащение после вечерни. В ранние времена церковной жизни это богослужение было лишено теперешней его торжественности и тогда его связь с вечерней была еще более очевидна. Поэтому первый вопрос касается именно этой характерной черты Литургии, связанной с вечерней. Мы уже знаем, что православное предание требует совершенного поста перед Евхаристией. Этот общий принцип объясняет то, что Евхаристия, в отличие от всех других богослужений, не имеет своего определенного часа, ибо время ее совершения зависит главным образом от того дня, в который она совершается. Так, по большим праздникам по Типикону полагается служить Литургию очень рано, т. к. всенощная (всенощное бдение) заменяет пост для приготовляющихся к Причастию. Но когда праздник менее значителен и не бывает всенощной, Евхаристия совершается позднее, т.ч. хотя бы теоретически в обычные дни недели она заканчивается в полдень. Наконец, в те дни, когда положен строгий или совершенный пост, к Причастию («нарушению поста») подходят уже после полудня. К сожалению, в настоящее время эти правила забыты и ими

пренебрегают, хотя значение их очень просто: Евхаристия всегда бывает завершением приготовления к ней, как исполнение ожидания, и потому час ее совершения соотносителен с постом, приготовляющим к ней. Этот пост либо отождествляется с всенощным бдением, либо же должен быть исполнен^ индивидуально. А т. к. Великим Постом среда и пятница суть дни совершенного воздержания, то причащение, как завершение поста, совершается за вечерним богослужением. Следуя той же логике, в Сочельники Рождества и Богоявления, два дня совершенного поста, Евхаристия совершается после вечерни. Однако, если канун этих праздников случается в субботу или воскресенье, т. е. в дни Евхаристические по православной традиции, совершенный пост переносится на пятницу. Другой пример: если Благовещение попадает на один из этих будних дней Великого Поста, Литургия совершается после вечерни. Эти правила, которые стольким кажутся устарелыми, второстепенными, на самом деле показывают основной принцип православной богослужебной духовности: Евхаристия всегда — конец приготовления и завершение ожидания; а т. к. в Церкви пост есть самое главное выражение приготовления, то совершенный пост венчается Причащением после вечерни.

Великим Постом, следуя церковному Уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Поэтому именно эти дни Великого Поста выбраны для Причащения, которое, как мы уже сказали, является главным оружием в великопостной духовной борьбе. Эти дни особенно напряженного физического и

духовного подвига освящены ожиданием Причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; цель этого подвига становится радостью ожидания вечернего Причащения. «Возведу очи мои к горам, откуда придет помощь» (псалом 120).

Каким серьезным и важным становится день, который я должен провести в обычных занятиях, но который весь проходит во свете приближающейся встречи с Христом; как все то обычное и незначительное, заполняющее мое ежедневное существование, то, к чему я привык и на что не обращаю никакого внимания, приобретает новое значение. Всякое слово, сказанное мной, всякое действие, всякая мысль, приходящая мне в голову, становятся важными, единственными, непреложными; или они по существу связаны с ожиданием Христа, или противоречат ему. Само время, которое мы обычно так легко тратим, приобретает свое настоящее значение, как время либо спасения, либо погибели. Вся наша жизнь становится тем, чем она стала после пришествия Христа на землю: вознесением к Нему или уходом от Него во тьму и погибель.

Действительно, нигде лучше и полнее не раскрывается значение поста, как в эти дни вечернего Причащения, значение не только Великого Поста, но и всей Церкви и христианской жизни в целом. Во Христе вся жизнь, время, история, сам космос стали ожиданием, приготовлением, надеждой, вознесением. Христос уже пришел, но Царство Его еще впереди! На земле, «в мире сем», мы можем

только предвкушать славу и радость Царства Небесного; однако в Церкви мы покидаем «мир сей» и духовно встречаемся со Христом за Его трапезой, созерцая в тайниках своего сердца Его нетварный свет и славу. Это предвкушение, однако, дается нам для того, чтобы мы, возлюбив Царство Божие, чаяли совершеннейшего общения с Богом в грядущем «невечернем дне». И каждый раз, как бы в предварение вкусив «мира и радости Царства Небесного», мы возвращаемся в земную жизнь и опять перед нами длинный, узкий и трудный путь. Из праздника мы возвращаемся в жизнь поста, в жизнь приготовления и ожидания. Мы чаем вечера этой земной жизни, когда мы сделаемся участниками «Света тихого, святой славы бессмертного Отца Небесного», — начала, которому не будет конца.

Читать еще:  Льготы на «коммуналку» для инвалидов: что происходит?

Почему именно в пост положено вечернее причащение?

Почему во время Великого поста в отдельные дни литургия совершается вечером? Ответ мы находим в книге протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост».

Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных Даров – это вечернее богослужение. Выражаясь точнее – это причащение после вечерни.

В ранние времена церковной жизни это богослужение было лишено теперешней его торжественности и тогда его связь с вечерней была еще более очевидна. Поэтому первый вопрос касается именно этой характерной черты Литургии, связанной с вечерней.

Мы уже знаем, что православное предание требует совершенного поста перед Евхаристией. Этот общий принцип объясняет то, что Евхаристия, в отличие от всех других богослужений, не имеет своего определенного часа, ибо время ее совершения зависит главным образом от того дня, в который она совершается. Так, по большим праздникам по Типикону полагается служить Литургию очень рано, так как всенощная (всенощное бдение) заменяет пост для приготовляющихся к Причастию.

Но когда праздник менее значителен и не бывает всенощной, Евхаристия совершается позднее, то есть хотя бы теоретически в обычные дни недели она заканчивается в полдень. Наконец, в те дни, когда положен строгий или совершенный пост, к Причастию («нарушению поста») подходят уже после полудня.

К сожалению, в настоящее время эти правила забыты и ими пренебрегают, хотя значение их очень просто: Евхаристия всегда бывает завершением приготовления к ней, как исполнение ожидания, и потому час ее совершения соотносителен с постом, приготовляющим к ней.

Этот пост либо отождествляется с всенощным бдением, либо же должен быть исполнен индивидуально. А так как Великим постом среда и пятница суть дни совершенного воздержания, то причащение, как завершение поста, совершается за вечерним богослужением.

Следуя той же логике, в Сочельники Рождества и Богоявления, два дня совершенного поста, Евхаристия совершается после вечерни. Однако если канун этих праздников случается в субботу или воскресенье, то есть в дни евхаристические по православной традиции, совершенный пост переносится на пятницу.

Другой пример: если Благовещение попадает на один из этих будних дней Великого поста, Литургия совершается после вечерни.

Эти правила, которые стольким кажутся устарелыми, второстепенными, на самом деле показывают основной принцип православной богослужебной духовности:

Евхаристия всегда – конец приготовления и завершение ожидания; а так как в Церкви пост есть самое главное выражение приготовления, то совершенный пост венчается Причащением после вечерни.

Великим постом, следуя церковному Уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Поэтому именно эти дни Великого поста выбраны для Причащения, которое, как мы уже сказали, является главным оружием в великопостной духовной борьбе.

Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием Причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; цель этого подвига становится радостью ожидания вечернего Причащения. «Возведу очи мои к горам, откуда придет помощь» (Пс.120:1).

Каким серьезным и важным становится день, который я должен провести в обычных занятиях, но который весь проходит в свете приближающейся встречи со Христом; как всё то обычное и незначительное, заполняющее мое ежедневное существование, то, к чему я привык и на что не обращаю никакого внимания, приобретает новое значение.

Всякое слово, сказанное мной, всякое действие, всякая мысль, приходящая мне в голову, становятся важными, единственными, непреложными; или они по существу связаны с ожиданием Христа, или противоречат ему.

Само время, которое мы обычно так легко тратим, приобретает свое настоящее значение, как время либо спасения, либо погибели.

Вся наша жизнь становится тем, чем она стала после пришествия Христа на землю: вознесением к Нему или уходом от Него во тьму и погибель.

Действительно, нигде лучше и полнее не раскрывается значение поста, как в эти дни вечернего Причащения, значение не только Великого поста, но и всей Церкви и христианской жизни в целом. Во Христе вся жизнь, время, история, сам космос стали ожиданием, приготовлением, надеждой, вознесением.

Христос уже пришел, но Царство Его еще впереди! На земле, «в мире сем», мы можем только предвкушать славу и радость Царства Небесного; однако в Церкви мы покидаем «мир сей» и духовно встречаемся со Христом за Его трапезой, созерцая в тайниках своего сердца Его нетварный свет и славу.

Это предвкушение, однако, дается нам для того, чтобы мы, возлюбив Царство Божие, чаяли совершеннейшего общения с Богом в грядущем «невечернем дне». И каждый раз, как бы в предварение вкусив «мира и радости Царства Небесного», мы возвращаемся в земную жизнь и опять перед нами длинный, узкий и трудный путь. Из праздника мы возвращаемся в жизнь поста, в жизнь приготовления и ожидания.

Мы чаем вечера этой земной жизни, когда мы сделаемся участниками «Света тихого, святой славы бессмертного Отца Небесного», – начала, которому не будет конца.

Читать еще:  Воспитание по Песталоцци: право на ошибки и другие открытия

Причастие в пост

Пост – это время, когда верующие стараются отодвинуть все суетные заботы, а освободившееся время посвятить заботам духовным. Кто молится обычно коротко, старается увеличить своё молитвенное правило. Кто не находит возможностей в течение года читать Священное Писание или труды святых отцов, находит их в этот период. И, конечно же, особое внимание верующие уделяют причастию в пост.

Есть ли причастие в пост

Причастие – это Таинство, установленное Самим Христом, через которое современный человек соприкасается с Господом. Это центр жизни Церкви, и потому Причастие есть всегда – и в пост, и в праздники.

Но нужно учитывать, что дни Великого поста – время для покаяния и размышления о своих грехах, а Литургия – это всегда большая радость и награда для христианина, потому в этот период она бывает только по субботам и воскресеньям, а в будние дни либо ее не бывает вовсе, либо совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На ней нет приготовления и Преложения (изменения) хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, но на этой особой службе, совершаемой только в пост, Причастие есть, так как Святые Дары сохраняются в алтаре с предыдущей полной Литургии. Таким образом, Церковь никогда не лишает верующего возможности приступить к Таинству Причастия, а вот подготовка к нему – это уже его личная задача.

Причастие во дни поста

Древние христиане причащались очень часто, так как не мыслили своей жизни в отрыве от Христа. Но со временем традиции менялись, поэтому сейчас можно встретить мнения о том, что причащаться нужно только несколько раз в год по большим праздникам или в посты. Как часто нужно причащаться, христиане обычно решают сами, посоветовавшись со священником. Но в дни поста, когда верующие стараются бороться со своими грехами, обращать взгляд внутрь себя, каяться и молиться, Причастие – это необходимое духовное лекарство. Кроме того, на Страстной неделе большинство верующих стараются причастится в Великий Четверг – день, когда Церковь вспоминает само установление Христом этого Таинства.

Причастие в пост: в какие дни возможно?

Причастие в пост возможно в любой день, когда в храме есть Литургия.

В дни Великого поста богослужебным уставом она предусмотрена не каждый день, а только в среду, пятницу, субботу, воскресенье и значительные праздники (день памяти Сорока Севастийских мучеников – 22 марта, Благовещение – 7 апреля и др.). Литургия в великопостные будние дни сильно отличается от привычной службы – это Литургия Преждеосвященных даров, но причаститься на ней, конечно, тоже можно. Более того, многие верующие стараются хотя бы раз в году посетить это особенное богослужение.

Во время поста, как и в дни подготовки к причастию, христианин воздерживается от скоромной пищи, больше молится, старается не грешить и примириться с теми, с кем в ссоре. Соответственно, если не произошло никаких событий, противоречащих тому, чтобы подойти к Таинству, прочитав накануне положенные молитвы и исповедавшись, верующие могут причащаться на любой Литургии в дни поста.

Подготовка к Причастию в пост

Подготовка к причастию в пост ничем не отличается от подготовки к Таинству в любое другое время. Необходимо соблюдать воздержание (в пище, супружеских отношениях, развлечениях), прочитать накануне положенное молитвенное правило, подготовиться к исповеди и покаяться. Очень желательно посетить вечернее богослужение. Как и всегда, непосредственно перед причастием нужен евхаристический пост: если богослужение утром, то от еды и питья отказываются с 12 часов ночи, если вечером (по древней традиции в некоторых храмах Литургию Преждеосвященных Даров в Великий пост служат во второй половине дня) – полное воздержание должно быть не менее 6 часов.

Но отказ от мяса и всяких лакомств – не гарантия готовности к причастию. В период поста, как и в любое другое время, у нас могут возникать конфликты с окружающими людьми, ссоры и недопонимания. Но нельзя подходить к Таинству, имея злобу и гнев в сердце. В дни поста нужно особенно внимательно относиться к тому, что происходит в душе, и идти к Чаше надо только очистив душу личным покаянием и прощением обид.

Зачем причащаться вечером?

По поводу вечерней Литургии в храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Во время Великого поста в храме прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских по средам будет совершаться вечерняя Литургия, на которой православные христиане смогут причаститься Христовых Таин. Для многих это будет первый опыт встречи со Христом на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров.

Что говорит устав?

Для чего нужно причащаться вечером? Неужели недостаточно причащаться утром, как это принято в современной церковной традиции? На то есть несколько причин.

Во-первых, так правильнее по уставу. В древности считалось, что пост — это полное воздержание от пищи. Это мы по своей немощи называем постом вкушение постной пищи. Древние христиане постились в течение первой и последней недели Великого поста совершенно и только в субботу и воскресенье ели постную пищу, называя это «разрешением поста», т. е. его окончанием. Когда же пост в церкви стал более длительным (не несколько дней, а несколько недель) и уже предполагал вкушение постной пищи, то среда (день предательства Господа) и пятница (день Его распятия) оставались самыми строгими днями поста. Именно в эти дни в церкви стали совершать Литургию Преждеосвященных даров. Поэтому в эти дни устав предписывает не вкушать пищу до захода солнца, то есть до вечернего богослужения — ведь причащаются натощак. Таким образом, причащаясь вечером, мы исполняем предписание церковного устава — не вкушать пищу до Литургии.

Читать еще:  Стрельба в колледже в Благовещенске. Что известно на данный момент

Приуготовление

Во вторых, нужно помнить, что Великий пост — это время глубокого анализа всей моей духовной жизни: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте (в пер. еп. Кассиана — „проверяйте“). Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13, 5), — призывал ап. Павел. Великий пост — это такой же призыв к познанию себя, к изучению того, насколько я правильно понимаю Господа, насколько я «в вере»?

Но я вижу, что часто в своей вере просто следую некоей привычке. Я по обычаю готовлюсь к причащению, подхожу к исповеди, совершаю домашние молитвословия, пощусь и читаю Св. Писание. И для того, чтобы пробудиться, посмотреть на себя со стороны, нужно попробовать сделать то же самое, но по-другому. Вечернее причащение — хорошая возможность проанализировать свою практику подготовки к Причастию.

И тогда мы увидим, что подготовка к Причастию состоит не только в вычитывании молитвенного правила — весь день становится приготовлением к причащению. Таким образом, в приготовление вносится осознанность. Ведь когда я причащаюсь за Литургией, которая совершается по утрам, то до нее мне остается только не позавтракать и прочитать утреннее молитвенное правило. Чтобы этим не ограничивалась вся наша подготовка, Церковь рекомендует накануне причастия приходить на вечернее богослужение и вечер перед причастием проводить с большим вниманием к своей духовной жизни. Однако мало кто из нас об этом задумывается и день перед Причастием мы, как правило, проводим так же беспечно, как и все остальные дни.

Однако подготовка ко Св. Причащению означает прежде всего приготовление всей моей духовной жизни. Когда я действительно с самого утра начинаю следить, что я говорю, о чем я думаю, что я делаю? То есть учусь «поступать достойно звания, в которое призван» (Еф. 4, 1). В переводе на нашу жизнь это означает воздерживаться от гнева, находясь в автомобильной пробке, отказаться от слушания радио по дороге, не злословить и уж тем более не ругаться матом, не лгать, не лукавить, помня, что сегодня причащение.

Праздник

В-третьих, вечернее причащение напоминает нам еще об одной очень важной вещи — о том, что каждый раз, когда мы причащаемся — этот день становится для нас праздником. Не может быть по-другому, даже если в этот день мы вынуждены заниматься неотложными делами.

«Христос посреди нас», Он после причастия Его Телу и Крови во мне и в каждом из нас — и это осознание меняет все восприятие моей жизни. Случился праздник — и уже не вспоминаются труды по подготовке к этому событию. И если эти труды проходили накануне, я о них уже давно забыл — то было вчера. Такая практика многих из нас усыпила: мы после причастия начали удаляться от своей повседневной жизни, дабы «сохранить благодать причащения». А «сохранение благодати» есть не что иное, как внимательная к себе жизнь. Ведь мы просим Господа после причастия: «Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня» (молитва 3-я св. Симеона Метафраста).

Воистину жизнь преображается, когда мы готовимся таким образом к Литургии. Никто нас не заставляет приходить на службу и голодать. Здесь первое, что нужно, — это ПОЖЕЛАТЬ поголодать или потерпеть до Причастия. Но открывшийся Христос делает так, что мы жаждем встречи с Ним, в том числе и вечером. И в этом смысл поста — когда мы не просто выбираем постное меню, но прежде всего — живем, ожидая встречи с Господом. Бог однажды открылся нам, чтобы мы все время ожидали встречи с Ним. И это предполагает активную позицию: я ХОЧУ причаститься. я ХОЧУ немного поголодать, чтобы вкусить пищу Небесную, чтобы встретиться с Богом, чтобы жить не одному, а со Христом в Его Церкви. И это мой выбор.

Только в таком случае, когда мое следование за Христом становится моим личным выбором, мы сможем качественно поменяться и исполнить повеление Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector