0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему грешница оказалась впереди апостолов?

Христос и грешница: мысли

В Евангелии от Иоанна есть трогательная история о том, как однажды ко Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Поставив несчастную перед Иисусом, «…сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 4-11).

Разбирать эту историю мы сегодня не будем. Нам важно попытаться разгадать одну из граней этого рассказа, скажу даже так: одну из самых таинственных загадок Евангелия: что писал Иисус перстом на песке? И вообще, писал ли или, может быть, рисовал абстрактные узоры, как делаем мы, например, во время разговора по телефону в задумчивости выводим каракули на салфетке.

Наверное, все-таки писал. Если бы это было неважным, то предание Церкви не сохранило бы эту, как кажется, совсем случайную подробность происходившего. Но предание сохранило, и Апостол[1] прилежно внес ее в текст Евангелия. Более того, упоминание о писании Иисусом на песке повторяется дважды!
Значит, эта маленькая деталь не случайна, а имеет отношение ко всему рассказу. Давайте постараемся разобраться с этим.

Но сначала вспомним: о чем рассказ? О том, что любовь и милосердие Божие превыше закона и разных правил. Господь дарует прощение там, где, по человеческому соображению, человек должен быть жестоко наказан. Там, где люди уже в человека не верят, Бог – верит!
Можно смысл этого эпизода служения Иисуса выразить более прямо: Господь говорит: Я верю, что, несмотря на прежние ошибки и падения, ты встанешь и пойдешь дальше; ты преодолеешь свой грех и слабость. Жизнь продолжается: иди вперед, Я прощаю тебя; верю в тебя.

А теперь давайте подумаем: что Иисус мог писать на песке? Как говорят многие богословы, Он, всеведущий Сердцеведец, например, мог писать грехи обвинителей, которые привели женщину. Или мог написать слово, краткое слово, которое могло бы быть таким: осуждение. Или таким: немилосердие. Да, в перечни грехов, популярные у иудеев, такие слова не входили, но значит ли это, что нет таких грехов? И что мы (и люди, окружавшие Христа, и те, кто привел прелюбодейку) не страдаем такими недугами души?
Христос мог писать что угодно, но для того, чтобы нам уловить смысл писания перстом на песке, мы должны узнать вот какую важную подробность:
Согласно иудейским представлениям, в субботу – священный день покоя – было запрещено делать любые записи. Иудей не мог написать и двух букв ни на бумаге, ни на камне, ни даже выцарапать иголкой на своем теле. Но в этот день разрешалось делать записи на песке пальцем[2].
Почему? Потому, что запись на песке считалась такой временной, эфемерной, условной – подует ветер, пройдет человек, и ее нет, – что это не считалось нарушением субботнего покоя. То есть нечто, написанное на песке, – являлось символом скоропреходящего и хрупкого.
А теперь смотрите, какая удивительная связь: грех этой женщины кажется обвинителям непрощаемым, незыблемым. Но Христос прощает этот грех и с любовью отпускает женщину. Параллельно Апостол отмечает, что Христос пишет что-то перстом на песке. Нет ли здесь связи? А, может быть, связь такая: и то, и другое в очах Божиих – не нечто непреодолимое и неотменимое, а что-то, что по милости Божией может быть прощено, исцелено и вменено, яко небывшее. Писание на песке Иисусом в данный момент является как бы иллюстрацией, символическим указанием на то, что на самом деле представляют наши грехи в очах Божиих.
Когда наш сын или дочь поступают недостойно, в наших, родительских, очах, это не делает их изгоями, проклятыми, отверженными. Нам больно, наше родительское сердце сжимается, но это не ослепляет нас в нашей горечи и не заставляет счесть, что он/она безнадежны. Мы верим в них, мы верим, что они могут измениться. И наша любовь, наше терпение оказываются тем лекарством, которое помогает нашим детям, пусть со временем, исправиться.

Неважно, что писал Иисус на песке. Он мог писать грехи людей, мог просто что-то чертить, но в сознании очевидцев навсегда запечатлелась эта связь: грех человеческий не непобедим любовью Божией.

Как созвучно это мысли святых отцов. У преп. Исаака Сирина читаем:
«Когда кто падает, да не забывает он о любви Отца своего; но если случится ему впасть и в многие согрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем стремлении, но, и побеждаемый, снова да восстанет на борьбу со своими противниками и ежедневно начинает полагать основания разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня (Мих. 7, 8).
Пусть он не прекращает брани до самой смерти и, пока есть в нем дыхание, не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его и терпит крушение весь груз, пусть не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость Свою и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть раскаленные стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога; таков мудрый больной, не теряющий надежды.
Брат, не нужно отчаиваться. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в спасении, но управляет кораблем, пока не приведет его в пристань; так и ты – видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути. Если кто падет, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (случайное повторение падений) в навык и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведет его в состояние усердных делателей и не возьмет души его до тех пор, пока не приведет его в меру высокую, в мужа совершенного (Еф. 4, 13). Итак, не ослабевай, но, пока есть время, делай, и поможет тебе Бог!»

Читать еще:  Паника, угрозы, наказание? Как мы искажаем смысл притчи о Страшном Суде

А у святителя Димитрия Ростовского читаем и более парадоксальные слова:
«Итак, если кто согрешил и сейчас же искренне покаялся, то не дерзай называть его грешником. Он – праведник, ибо встает тотчас после падения, встает с плачем и рыданием перед Богом, встает и снова изгоняет из своей души грех, как непотребного гостя. Об этом и святой Златоуст говорит: Если грех придет к твоей душе, то да будет он гостем у тебя, а не жителем. Такой грешник, который после падения тотчас встает покаянием, уже не грешник, но праведник, если бы даже ему случилось и часто падать. На таком сбываются слова Давида: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку (Пс. 36, 24)».

Дивное отношение Божие к нам! Бездна терпения и милосердия, потопляющая все наши грехи. Прощает, и паки прощает, и верит в нас. Впрочем, расслабившегося на пажитях слов о милосердии и долготерпении Божием пусть отрезвит повеление Божие, данное грешнице: иди и впредь не греши!


Христос и грешница. В. Поленов. 1888.

[1] Многие библеисты говорят, что этот эпизод не был в первоначальном Евангелии от Иоанна, а попал в текст Евангелия позже. В любом случае, это произошло в первохристианские времена, и рассказ этот взят из преданий о жизни и служении Иисуса. Принадлежит он авторству Иоанна или не принадлежит, не так уж и важно.

[2] Мишна. Трактат «Шабат». Гл. 12, мишна 5.

Христос и грешница

Библия – это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?

— так называется картина, пользовавшаяся в свое время широкой популярностью из-за “пикантности” сюжета. Считалось (и считается), что на ней изображен эпизод из Евангелия от Иоанна (Ин 8 , 3-11). В соответствии со своим и общественным пониманием художник изобразил действительно довольно-таки озверелую толпу, предводительствуемую двумя более почтенными людьми, которая приволокла и поставила перед Христом посильно упирающуюся даму, одетую с некоторой роскошью и с порочным выражением лица. Эта сцена отражает широко распространенное мнение, согласно которому благочестивые еврейские активисты хотели линчевать блудницу.

На самом деле все было совсем не так, о чем с предельной ясностью сказано в Евангелии. Начнем с того, что эта женщина была взята в прелюбодеянии, то есть это была замужняя женщина, изменившая мужу, уличенная в этом преступлении и подлежавшая казни через побиение камнями по закону Моисееву (Лев 20 , 10; Втор 22 , 22). И поскольку она вряд ли собиралась афишировать свой грех, то вряд ли и принаряжалась. Блудницы среди народа Израилева были, почетом не пользовались (поражение в правах для них и их потомства до седьмого колена также предписывалось законом), но никто бы и не подумал казнить блудницу.

Привели же ее ко Христу, как сказано, книжники и фарисеи, о которых нам известно, что они старались выглядеть важными и величавыми; представить их в таком вот азарте затруднительно. К тому же они всего-навсего блюли закон, а их общественная активность была направлена не против прелюбодейки, а против Самого Христа; женщина для них была только орудием, что вполне характерно для того, что Спаситель называл фарисейской закваской.

Хитрость фарисеев состояла в том, что они твердо знали закон, но полагали, что Благой Учитель вряд ли санкционирует казнь женщины, потому что Он все больше исцелял и воскрешал. А вот тут-то и можно будет обвинить Его в нарушении закона со всеми вытекающими последствиями!

Однако Христос знал закон не хуже, а лучше, полнее и глубже, чем книжники и фарисеи. Об этом свидетельствует Его ответ им: кто из вас без греха, первым брось в нее камень. Здесь опять-таки существует устойчивое непонимание Евангельского текста; считается, что Господь указал на то, что-де все вы люди грешные, так чего уж именно на эту бедняжку так набросились. И что книжники и фарисеи вняли этому мягкому укору и даже вроде покаялись.

И этого ничего тоже не было, а было предписание закона: наказание за грех может осуществлять только тот, кто сам в этом грехе неповинен. Тем самым Спаситель указывает, что осуществить по закону казнь неверной жены может только тот, кто сам никогда не нарушал брачной верности. И тут-то и расползаются обвинители, причем вовсе не потому, что осознали и покаялись, а потому, что все виновны и прекрасно понимают, что на первого, кто возьмется за камень, посыплются обличения его же единомышленников, – а также на второго, на третьего и так далее. Заметим, что согрешившая женщина не воспользовалась случаем и не улизнула со вздохом облегчения; нет, она осталась ждать праведного суда праведного Судии (а это значит, что грех свой она осознавала и была готова понести наказание), исповедуя Его при этом Господом. И Господь отпустил ей грех Своей властью, поскольку такое ее стояние свидетельствовало о покаянии, и сказал ей, как говорил обычно исцеленным: иди и впредь не греши.

И здесь мы находим настоящие начала настоящего (христианского) женского равноправия: то, что для женщины – наказуемый грех, для мужчины – грех не меньший.

Исходя из этого, можно подумать: почему у нас так любят говорить о том, что Бог проклял Еву, хотя ни о каком проклятии Евы (равно как и Адама) в Библии ни слова не сказано? Но это уже тема для другого разговора, а здесь уместно вспомнить о том, насколько бледными выглядят на фоне Христова учения “достижения” современного феминизма, согласно которым если мужчине можно грешить, то и женщине тоже. Унылый порочный круг порока.

Читать еще:  А где Христос? Христа нет.  Главное — что бы такого освятить

…И не нужно путать: в поэме графа Алексея Константиновича Толстого “Христос и грешница” речь идет действительно о блуднице, но там никто ее казнить не собирается; скорее напротив, она решается “опровергнуть” моральный аспект учения Христа, вступив с Ним в полемику. Завидев молодого человека, красивого и величавого, она и произносит перед ним речь, так сказать, гедонистической направленности, после чего ей говорят, что это не Христос, а Иоанн. Потом женщина видит Христа и, потрясенная Божественной кротостью Его облика, понимает, что перед ней Некто, обладающий властью прощать грехи, и что Он и ее может простить – и падает к Его ногам. И это совершенно другая история, вымышленная, но всецело проникнутая христианским пониманием Богочеловечности Христа.

Почему грешница оказалась впереди апостолов?

ПОЧЕМУ ГРЕШНИЦА ОКАЗАЛАСЬ ВПЕРЕДИ АПОСТОЛОВ?
Священник Константин Камышанов размышляет о том, как быть честным с самим собой и с Богом.

Любить людей без Бога очень трудно. Поститься без Бога тоже невозможно и даже вредно. Понять Бога без любви совсем нельзя. Читаем в сегодняшнем Евангелии:
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Как же так случилось, что апостолы не только не поняли Иисуса, но даже и не слышали Его?
Вспоминая Марию Египетскую, Церковь напоминает нам о том, что Бог воспринимается не только умом. И даже менее всего умом. Бог иррационален и постигается иррационально. То, что условно называют «сердцем» – лучший орган для постижения Бога. А пример Марии – пример такого сердечного сверхрационального общения с Богом.
Мария Египетская была, несомненно, талантлива сердцем. Как иначе можно объяснить то, что будучи полностью порабощена блудным грехом, она смогла услышать голос Божией Матери на входе в храм. Как она смогла ощутить на себе то, что Бог отталкивает ее от дверей храма?
Кто из наших современников и праведников слышит Божию Матерь? Кто из наших современных блудников ощущает на себе руку Бога? Она не только услышала голос Неба, она еще и поняла его.
Странно. Идут апостолы-праведники и не понимают Христа. Стоит Мария пред дверьми храма, и ей все понятно. Апостолы идут за Христом в Иерусалим и боятся. Мария бежит за Христом в пустыню и радуется. Апостолы разбежались от креста. Мария с воодушевлением сама себя «распяла» в пустыне.
Как могла грешница оказаться впереди апостолов? Они сидели и ели с Иисусом. Она ничего о Нем не знала. Они слушали Христа каждый день и могли всегда прикоснуться к Нему и не верили Ему, вплоть до воскресения. Ей достаточно было одного взгляда на икону, чтобы поверить сразу и безусловно.
В чем причина? Вспомним, кого более всех любил Господь? Иоанна. Почему? Потому, что тот более других был полон любовью. Отсюда делаем заключение: Богу дороже всего любовь.
Сегодня читается еще одно Евангелие, в котором рассказывается о другой блуднице, которая купила на все свои деньги драгоценного мира, возлила его на ноги Христа, омыла их слезами и отерла волосами. И характерный диалог Христа с фарисеем. Фарисей был абсолютно прав, укорив Христа в том, что люди закона не общаются с людьми греха. Он был прав с точки зрения закона. А Христос был прав с точки зрения того, что возвышается над законом – с точки зрения божественной любви.
Христос использовал покаяние блудницы для того, чтобы показать новую реальность отношений Бога и человека, основанную не на договоре обмена услугами, не на законе, не на меновых отношениях, а на бескорыстной любви. Блудница отдала Иисусу все что имела. Она ничего не ждала взамен. Она даже не смела стать пред Его лицом и только плакала, стоя в ногах возлежащих людей. Христос на ней показал новый образец угодника Божия – кающегося грешника, полного любви к Богу. Точно так же Мария Египетская, как только услышала голос Божией Матери и почувствовала в себе отблеск благодати Святого Духа, тут же отдала Богу все то лучшее, что имела – себя и свою любовь.
В истории человечества произошел тектонический разлом. Ушло время закона. Пришло время любви. И Церковь, озирая подвиг любви, показывает нам образец такого нового человека любви – Марию Египетскую. Услышала и вняла. Вняла и сделала. Сделала и приняла венец. Приняла венец и вошла на небо. Была противна ангелам, а под конец жизни стала угодна даже хищному льву, который помог Зосиме вырыть ей могилу.
Что происходит с нами и нашим сердцем, если мы не слышим Бога, не понимаем Его, не служим Ему, не принимаем от Него свой венец и не входим с Ним в Царство Небесное?

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Апостолы апостолов, или Почему воскресший Господь явился сначала женщинам

Ежегодно в третье воскресенье по Пасхе Православная Церковь чтит святых жен-мироносиц. В историю христианства эти замечательные и бесстрашные последовательницы Спасителя вошли как главные провозвестницы самого радостного и светлого события вселенского масштаба. Почему именно они, а не апостолы и ближайшие ученики Христа сподобились величайшей чести – первыми увидеть Господа после Его Воскресения?

О том, что именно женщины стали первыми и главными свидетелями Воскресения Сына Божия, единодушно повествуют все четыре евангелиста. Многие противники христианства первых веков, да и настоящего времени, указывают на то, что рассказы евангелистов как будто бы содержат разногласия и противоречия в отношении событий, связанных с Воскресением Христа. Однако святые отцы, комментируя описанные происшествия, поясняют, что в излагаемых историях речь идет о различных по времени посещениях разными женами-мироносицами Гроба Господня и что никто из евангелистов не касается уже рассказанного другим. Предание не сохранило для нас имена всех женщин, которые служили Спасителю при Его жизни, следовали за ним до Голгофы, присутствовали при Его крестных страданиях и погребении, а затем, после окончания времени покоя, устремились ко гробу для помазания Его тела.

Читать еще:  «Просила кесарево, а мне давили на живот». Дело 27-го роддома

Церковная традиция усвоила звание мироносиц Марии Магдалине, Иоанне, Марии – матери Иакова меньшего и Иосии, Саломии, Марии Клеоповой, Сусанне, а также сестрам Лазаря четверодневного – Марфе и Марии. Хотя на иконах чаще всего изображают лишь семерых из жен-мироносиц, но женщин этих было значительно больше, о чем свидетельствуют евангелисты Матфей и Лука (Мф. 27:55; Лк. 8:3; 24:1). Апостол Петр в Первом Послании называет женщин «немощнейшим сосудом» (1 Петра 3:7). Но поступки жен-мироносиц – это наглядный пример того, на какой самоотверженный подвиг способна слабая женщина, побуждаемая любовью и укрепленная благодатью Божьей.

Нигде в Новом Завете мы не встречаем указаний на то, чтобы Иисус Христос призывал или избирал женщин для служения, как это произошло с его учениками-мужчинами и апостолами. Но, по-видимому, каждая из Его последовательниц, услыхав проповедь, восприняла ее всей душою и уверовала всем сердцем и, подобно Марии – сестре Лазаря, выбрала для себя ту «благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:42). Многие из этих добровольных учениц Христа имели семьи и детей, некоторые были вдовами. Встречались среди них и бедные, и богатые, принадлежавшие к разным сословиям. Думается, что им было нелегко находить общий язык со своими домочадцами, объясняя каким-то образом частые отсутствия, управлять своими домашними хозяйствами и одновременно следовать за Спасителем, служа Ему, обустраивая Его быт и быт учеников, которые ходили вместе с Ним.

К примеру, упоминаемая жена Хузы, домоправителя Иродова, Иоанна. Предание почти ничего не говорит об этой мироносице после известных евангельских событий, но зато мы немного знаем о ее жизни до прихода ко Христу. Иоанна принадлежала к придворной знати. Будучи женой человека, приближенного к семье Ирода Антипы, она, безусловно, была в курсе многих так называемых дворцовых тайн. Каким-то образом ей удалось узнать, что Иродиада закопала усеченную голову Иоанна Крестителя в месте для сброса нечистот. Подвергая себя опасности навлечь гнев как своего супруга, так и Ирода и его нечестивой жены, она все же тайно откопала голову пророка и перезахоронила в другом месте – на горе Елеонской. Благодаря этой мужественной женщине удалось спасти и сохранить величайшую христианскую святыню, которая затем была обретена спустя триста лет. Среди исследователей Священного Писания есть мнение, что Христос исцелил сына Иоанны. Предположительно, царедворец, который обратился к Спасителю в Кане Галилейской с просьбой об исцелении сына, и был домоправитель Ирода Хуза. В Евангелии сказано, что после этого чудесного исцеления царедворец «уверовал сам и весь дом его» (Ин. 4:46–54). Вполне может быть, что из благодарности за избавление сына от недуга эта благочестивая женщина начала служить Христу «имением своим» (Лк. 8:3) и следовать за ним по городам и селениям. Мы не знаем, как царедворец отнесся к такой деятельности своей супруги. Но вряд ли такое было бы возможно сохранить втайне от мужа. Не исключено, что если он не разделял убеждений своей жены, то ей пришлось пожертвовать своей семейной, довольно безбедной жизнью и высоким общественным положением ради того, чтобы следовать за Спасителем и служить Ему. Во всяком случае, наверняка неизвестно, как и когда она оказалась среди других женщин, сопровождавших Мессию.

Совсем мало информации и об остальных женах-мироносицах. Например, о Сусанне упоминает только единожды евангелист Лука (Лк. 8:3). Гораздо больше известно о святой равноапостольной Марии Магдалине – самой ревностной и отважной из жен-мироносиц, которая вместе с другими последовательницами Христа оставалась до последней минуты со своим Господом. Ее любовь к Спасителю и безграничная преданность были так велики, что едва только закончилось время субботы, она тут же, сразу после полуночи, не дожидаясь рассвета, устремилась ко Гробу Господню. Ведь с тех пор как Сын Божий освободил ее душу и тело от тягчайшего недуга, служение Ему стало смыслом всей ее жизни. Святитель Иоанн Златоуст («О женах мироносицах»), восстанавливая последовательность событий той ночи и того утра, пишет, что Мария Магдалина посетила Гроб Господень четыре раза с разными группами мироносиц и удостоилась дважды увидеть Воскресшего Спасителя. Одной из первых она возвестила апостолам о том, что Христос жив и она Его видела. Сначала Ангел Господень, а затем Сам воскресший Сын Божий повелел ей передать это радостное известие всем ученикам.

Фактически Мария Магдалина и другие жены-мироносицы стали апостолами (посланниками, вестниками) для апостолов Христовых. А весть, принесенная ими, легла в основу всей нашей веры. Святитель Василий, епископ Кинешемский, в своем «Толковании на Евангелие от Марка» отмечает: «Только два слова – Он воскрес, – но какая громадная в них сила! Эти два слова перевернули весь мир, опрокинули и разрушили язычество до основания и создали великую Христианскую Церковь, сильную не столько численно, не столько материальными средствами, сколько своею верою и нравственной мощью». Может показаться странным, что такую важную миссию Господь доверил женщинам, серьезное отношение к свидетельским показаниям которых в древнем обществе было весьма сомнительным. Но, согласно евангельским событиям, из всех последователей Христа только женщины-ученицы да апостол Иоанн Богослов остались верны Ему в самый трудный час, не испугались, не спрятались, не предали и не отреклись. Кому, как не им, обладавшим совершенной любовью, не ведающей страха (1 Ин. 4:18), первыми узнать о том, что Господь Воскрес, и сподобиться лицезреть Его. Поскольку история грехопадения человечества началась с нашей прародительницы Евы, не сумевшей устоять в искушении, то и радостную весть о всеобщем Искуплении и Воскресении, ожидаемую столькими поколениями людей, первой получила женщина и об этом сообщила апостолам-мужчинам. В подвиге святых жен-мироносиц раскрылась вся полнота и высота женского служения Богу, миру и ближнему. Каждая эпоха в жизни Православной Церкви имеет своих «жен-мироносиц». Об этом свидетельствует многострадальная и многотрудная история нашего Отечества и народа, 70 лет находившегося под ярмом безбожного ига. И это очевидный факт, признанный многими, что большую часть православной паствы в годы лихолетий, да и сегодня тоже, составляли и продолжают составлять женщины. «Сила Божия в немощи совершается», – писал апостол Павел (2 Кор. 12:9). И эта сила проявляется в женщине-христианке умением верить, любить, быть преданной, творить добро и дела милосердия.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector