1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?

Почему у воцерковленных родителей дети уходят из Церкви?

Б еседа с клириком Свято-Троицкого храма города Челябинска отцом Алексием Зайцевым и протоиереем Василием Мазуром, настоятелем Свято-Сергиевского храма при областной больнице Херсона

У одного моего знакомого есть взрослый сын, недавно он поступил в институт. С самого детства он ходил регулярно в храм, ездил в паломнические поездки, принимал участие в олимпиадах по ОПК. А сейчас, став студентом, он полностью отошел от веры, в храм даже не хочет ходить. Почему у воцерковленных родителей дети уходят из церкви?

Отец Алексий: Отступление детей от Православной веры, от Церкви — серьезная проблема и глубокая боль для большинства современных родителей.

Мне кажется, что будет полезно указать на три основные причины этого явления.

Прежде всего, отмечу то обстоятельство, что Православие для большинства его современных последователей остается не религией служения, а религией потребления. Не многие стремятся предложить окружающим доказательство своей веры — собственный пример истинно христианского образа жизни. Напротив, важнейшие духовные потребности человека зачастую уступают место его повседневным житейским заботам, а Бог остается для него на втором плане. Лишь немногие оказываются способными пожертвовать своим земным благополучием ради своего вечного спасения. Чистая, живая вера в наше время становится редкостью даже для тех, кто регулярно посещает храм и приступает к Таинству Святого Причастия.

Пребывание в лоне Святой Церкви детей, не имеющих примера для подражания со стороны родителей, не может быть прочным.

Вторая причина заключается в том, что современные родители, будучи поглощены земными заботами и обустройством быта, крайне мало времени уделяют своим детям. Родители хотят прежде всего обеспечить материальную жизнь ребенка. Насколько важно уделять не меньшее внимание его духовному развитию, как правило, осознается только тогда, когда в жизни ребенка уже начинаются серьезные проблемы.

Родителям необходимо помнить о том, что, не уделяя должного внимания развитию своего ребенка, они утрачивают с ним теплые доверительные отношения. В данной ситуации дети все чаще стесняются или боятся рассказывать родителям о своих жизненных проблемах. Их они доверяют своим друзьям-ровесникам или старшим сверстникам, неизбежно попадая под их влияние. В большинстве случаев новая среда, в которую втягивается ребенок, оказывается далекой от Православия, либо враждебной ему. При недостаточном внимании родителей к развитию их ребенка, охлаждение чада к Церкви становится, практически, неизбежным.

Третья причина заключается в серьезных ошибках православного воспитания, допускаемых родителями. Таких ошибок может быть много. Например, чрезмерно жесткие, неразумные требования, предъявляемые к ребенку в области веры и внешнего благочестия. А если вдобавок совершенно не учитывается мнение ребенка, его реальные интересы и потребности, взаимоотношения с окружающими, его духовные и телесные немощи, то подобное «воцерковление», по вполне понятным причинам, может принести печальные плоды.

Нужно учитывать и то обстоятельство, что система семейного православного воспитания за годы советской власти была совершенно разрушена. Ценного опыта по данному вопросу современным родителям почерпнуть, как правило, неоткуда. В этой ситуации они нередко начинают выстраивать систему воспитания ребенка по своему собственному усмотрению. Если, при отсутствии опыта и недостатке знаний в области православного воспитания, полагаться только на собственную интуицию, то серьезных ошибок в процессе взросления ребенка не избежать.

Протоиерей Василий Мазур: Проблема воцерковленности христиан является давней, сложной и многогранной. Думаю, можно говорить о воцерковленности истинной и ложной. Истинная воцерковленность заключается не только в регулярном посещении Богослужений, занятий в воскресной школе, участии в Церковных Таинствах, но и в образе жизни христианина согласно Евангельским заповедям. Истинная воцерковленность предполагает гармонию внешнего и внутреннего благочестия. Конечно, такой путь чрезвычайно трудный. Он требует постоянного напряжения духовных и телесных сил.

В жизни мы часто сталкиваемся с проявлениями ложной воцерковленности, когда родители вместе с детьми регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, выполняют различные благословения настоятеля, скромно одеваются. Одним словом, в общине выглядят благочестиво, но за пределами храма ведут образ жизни людей невоцерковленных. Например, дома могут злоупотреблять алкоголем, сквернословить, смотреть непристойные программы по телевизору, нарушать посты. Ложь родителей глубоко ранит души детей, и, став взрослыми, они могут оставить церковную жизнь, не желая жить так, как родители, и не веря в то, что жизнь может быть другой.

Но и те, кто искренне стремится жить подлинной церковной жизнью и воспитать благочестие в своих детях, должны знать, что мелочей в духовной жизни не бывает. Нельзя достичь положительных результатов только с помощью запретов. Нужно научить детей жить христианской жизнью в условиях реального мира, который, по слову апостола Павла, «лежит во зле». Нужно родителям самим учиться пользоваться, без вреда для души, достижениями современной цивилизации: мобильным телефоном, телевизором, компьютером, интернетом, — и учить этому своих детей терпеливо и с любовью. Есть много и хороших фильмов, и песен, и интернет-сайтов.
Детям трудно устоять в христианском мировоззрении, ведь вся система образования с детского сада до университета агрессивно навязывает своим воспитанникам атеистические взгляды на мир. Для того, чтобы юноша или девушка прочно утвердились на фундаменте веры, нужно помогать им получать научные знания, свидетельствующие о том, что мир создан Богом. Сейчас издается много хороших книг, выпускается немало полезных фильмов, посвященных этой проблеме.

Но не только на это нужно обращать внимание при воспитании детей. Не будет нарушением свободы вашего сына или дочери, если вы поможете им в выборе друзей, вовремя оградив от неполезного общения.

Жизнь христианина немыслима без поста и молитвы, поэтому приучать к ним детей нужно с рождения. В доме всегда должна совершаться и общая, и личная молитва. Но молитвенные правила детям нужно давать такие, чтобы им хотелось их выполнять.

Посильный пост, соответственно возрасту, должны соблюдать и дети.

Каждому человеку Господь дает какие-либо таланты, и родителям нужно помочь детям понять и развить в себе дарования Божьи. Причем, нужно приветствовать не только избрание детьми пути, связанного непосредственно со служением Богу в Церкви: монашество, священство, иконопись и прочее — но обратить их внимание на то, что спасение для вечной жизни зависит не от того, какой род деятельности избирает человек, а от того, как он живет и трудится. Главное, чтобы будущая специальность не была греховной по своей сути.

В наше время, как ни в какое другое ранее, остро стоит вопрос о воспитании в детях стремления к целомудренной жизни. Ведь существующая система образования уже с раннего детства старается дать детям то, что для них противоестественно, — знания о сексуальной жизни. Ранняя интимная жизнь способна нанести огромный вред не только физическому, но, прежде всего, духовному состоянию юноши или девушки.

Очень важно воспитывать в детях стремление жить по средствам. Именно неспособность жить по средствам часто приводит к настоящим жизненным трагедиям. Начиная со школьных лет, многие дети заражаются завистью к материальным благам своих сверстников. У кого-то лучше мобильный телефон и компьютер, у кого-то — одежда и обувь и так далее. В студенческие годы это может возрастать с огромной силой и приводить к совершению безрассудных поступков ради удовлетворения материальных потребностей.

Нужно всю жизнь готовить детей к испытанию свободой, ведь многим юношам и девушкам после окончания школы придется жить вдали от родительского дома. Студентам, верующим в Бога, очень трудно вести благочестивую жизнь в среде, где церковная жизнь не только не приветствуется, но вызывает открытые насмешки. Родителям нужно всячески поддерживать в детях заложенное в них благочестие и молиться, чтобы в этот сложный период жизни их дети не уклонились с пути спасения. А если они все-таки уклонятся на стези неправедные, то не упреками, а горячей молитвой к Господу, Божьей Матери и святым угодникам возвращать их к благочестивой жизни.

Как бороться с этой проблемой?

Отец Алексий: Думаю, что бороться с этой проблемой можно, если родители попытаются устранить причины, из-за которых воцерковление ребенка оказывается столь непрочным, следуя несложным рекомендациям. А именно:

  1. родителям нужно не только говорить ребенку о вере, но и, насколько возможно, являть ему пример личного благочестия;
  2. необходимо уделять достаточно времени своему ребенку, сохранять с ним теплые, доверительные отношения, помогая ему на всех стадиях его духовного и телесного развития;
  3. нужно изучать специальную литературу по вопросу православного воспитания детей, поддерживать тесные отношения с людьми, которые приобрели положительный опыт в области воспитания, а также не стесняться обращаться к ним за советом.

К счастью, православной литературы по данному вопросу в настоящее время достаточно много. Здесь мне бы хотелось обратить внимание на циклы бесед монахини Нины Крыгиной, которые могут очень помочь современным родителям разобраться в принципах православного воспитания.

Если возникают сложности с воцерковлением собственного ребенка, важно не опускать руки и не обрушиваться с карательными мерами на свое чадо, а постараться найти конкретные причины данной проблемы и попытаться устранить их, уповая на неизменную помощь Божию, которая да не оставит нас!

Читать еще:  История врача: как я не поступила в университет

Понятно, что все идет от родителей, но ведь, наверное, и приходы должны что-то делать для подростков. Например, некоторые священники при храмах создают кружки, военно-патриотические центры, киноклубы, спортивные секции и т. д. Как вы считаете, должны ли приходы что-то делать, чтобы заинтересовать подростков?

Прот. Василий Мазур: В нашей стране Церковь отделена от государства. Когда-то (двадцать лет назад) в единой стране существовала только одна система образования и воспитания. Плохо, что она была построена «на песке», то есть на атеистическом фундаменте, но хорошо, что она была сильной, ее всячески поддерживало и развивало государство. Лозунг «Все лучшее — детям» имел под собой основание. Государство заботилось о том, чтобы дети были заняты полезными делами. В каждом городе и селе были дворцы или дома пионеров, при каждой школе работали различные кружки, спортивные секции. Сейчас вся эта система в значительной мере разрушена. Спрос остался, а предложений очень мало.

Вот многие церковные общины и пытаются восполнить это звено в цепи воспитания и образования. При храмах открывают различные кружки, спортивные секции и прочее. Но только ли положительное значение имеет эта тенденция? Хорошо, что дети не просто заняты чем-то полезным и интересным для них, вся их деятельность освящена словами Божьими: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13). Но существует, на мой взгляд, и опасность того, что дети эти кружки, секции, студии могут воспринимать как некую стартовую площадку для своей будущей деятельности, и когда они повзрослеют, то просто уйдут совершенствовать приобретенные при храме навыки в светские учебные заведения. Церковь должна воспитывать таких людей, которые, работая в светских учебных заведениях, при домах и дворцах молодежи, помогали бы детям идти по пути спасения.

Думаю, что при каждом храме должны быть и воскресная школа, и библиотека духовной литературы, и видеотека. Могут быть и компьютер с выходом в Интернет, и кружки, и секции. Но все это даст положительный результат только тогда, когда община храма будет жить по Евангельским словам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13: 35).

Только любовь может удержать человека в Церкви. Если в храме человека принимают с любовью все, от настоятеля до сторожа, если ему стараются помочь и словом, и делом, то разве он из него уйдет? От любви не уходят, ибо любовь — это жизнь, настоящая, счастливая, достойная человека как образа Божьего.

Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?

Спасибо за мнение! К сожаление за бездумным вычитыванием правил не всегда стоит вера и духовная жизнь. Я имею ввиду, что у человека, который в своей жизни столкнулся с тем, какой силой обладают молитвы и Вера, его не отвернешь от Бога. а это личный опыт.
к , сожалению чаще всего все своидся к бездумному обрядоверию. я помню у одной девочки лет 8 спросила: а ты зачем причащаешься? — она пожала плечами. так. просто.

Но тем не менее, если ВЫ , Настя, в группе, значит не все так плохо. Я думаю, что какой — то спад происходит у всех. иногда. спад это еще не уход.

Хочу еще, кстати, сказатьв тему, что молодежка у нас функционирует. периодически ездим в дома ребенка, дома престарелых, ходим на пикники желающие участвуют в многодневных скаутских походах БПС.

Кстати мысль. наши коллеги из Новосибирска на неделю жен мироносиц такую милую акцию устраивают. просто поздравление всех прихожанок. как бы хотелось тоже что — нибудь подобное.

#8 Мари, ну вы молодцы! в этом году тоже будете делать?
хочется и чтоб и у нас. что — то было. такое..

#9 Встречный вопрос: Настя, что значит здравое объяснение? с точки зрение науки? психологии? социологии? физики? биологии?
не могу знать какие объяснения Вам давали, но , Настя, попробую без цитат,а более приземленно (за цитатами лучше обратиться к священникам):
1) когда много человек о чем — то искренне просят, обязательно сбывается (хочу отметить — искренне — не просто стоят машут руками и поклоны делают)
2) Причастие — единнение с Богом!
3) в церкви созданы все условия для того, чтобы отключится от повседневности и успокоится(если говорить несколько обывательским языком) — (все виды психотерапии: музыкотерапия, ароматерапия, во время таинства исповеди очищаешься от того содеянного,что тебя мучало — есть возможность поведать сокровенное)
4) И даже иногда стоя на службе можно получить ответ на какой- то мучавший тебя вопрос — через какую — нибудь услышанную строчку, например из Евангелия.
(говоря специфическим языком, находясь в храме можно войти в ресурсное состояние и получить бонус))))))))))
если будут еще вопросы еще вопросы, попытаюсь ответить.

Почему у воцерковленных родителей дети уходят из Церкви?

Беседа с клириком Свято-Троицкого храма города Челябинска отцом Алексием Зайцевым и протоиереем Василием Мазуром, настоятелем Свято-Сергиевского храма при областной больнице Херсона

У одного моего знакомого есть взрослый сын, недавно он поступил в институт. С самого детства он ходил регулярно в храм, ездил в паломнические поездки, принимал участие в олимпиадах по ОПК. А сейчас, став студентом, он полностью отошел от веры, в храм даже не хочет ходить. Почему у воцерковленных родителей дети уходят из церкви?

Отец Алексий: Отступление детей от Православной веры, от Церкви — серьезная проблема и глубокая боль для большинства современных родителей.

Мне кажется, что будет полезно указать на три основные причины этого явления.

Прежде всего, отмечу то обстоятельство, что Православие для большинства его современных последователей остается не религией служения, а религией потребления. Не многие стремятся предложить окружающим доказательство своей веры — собственный пример истинно христианского образа жизни.

Напротив, важнейшие духовные потребности человека зачастую уступают место его повседневным житейским заботам, а Бог остается для него на втором плане. Лишь немногие оказываются способными пожертвовать своим земным благополучием ради своего вечного спасения. Чистая, живая вера в наше время становится редкостью даже для тех, кто регулярно посещает храм и приступает к Таинству Святого Причастия.

Пребывание в лоне Святой Церкви детей, не имеющих примера для подражания со стороны родителей, не может быть прочным.
Вторая причина заключается в том, что современные родители, будучи поглощены земными заботами и обустройством быта, крайне мало времени уделяют своим детям. Родители хотят прежде всего обеспечить материальную жизнь ребенка. Насколько важно уделять не меньшее внимание его духовному развитию, как правило, осознается только тогда, когда в жизни ребенка уже начинаются серьезные проблемы.

Родителям необходимо помнить о том, что, не уделяя должного внимания развитию своего ребенка, они утрачивают с ним теплые доверительные отношения. В данной ситуации дети все чаще стесняются или боятся рассказывать родителям о своих жизненных проблемах. Их они доверяют своим друзьям-ровесникам или старшим сверстникам, неизбежно попадая под их влияние. В большинстве случаев новая среда, в которую втягивается ребенок, оказывается далекой от Православия, либо враждебной ему. При недостаточном внимании родителей к развитию их ребенка, охлаждение чада к Церкви становится, практически, неизбежным.

Третья причина заключается в серьезных ошибках православного воспитания, допускаемых родителями. Таких ошибок может быть много. Например, чрезмерно жесткие, неразумные требования, предъявляемые к ребенку в области веры и внешнего благочестия. А если вдобавок совершенно не учитывается мнение ребенка, его реальные интересы и потребности, взаимоотношения с окружающими, его духовные и телесные немощи, то подобное «воцерковление», по вполне понятным причинам, может принести печальные плоды.

Нужно учитывать и то обстоятельство, что система семейного православного воспитания за годы советской власти была совершенно разрушена. Ценного опыта по данному вопросу современным родителям почерпнуть, как правило, неоткуда. В этой ситуации они нередко начинают выстраивать систему воспитания ребенка по своему собственному усмотрению. Если, при отсутствии опыта и недостатке знаний в области православного воспитания, полагаться только на собственную интуицию, то серьезных ошибок в процессе взросления ребенка не избежать.

Протоиерей Василий Мазур: Проблема воцерковленности христиан является давней, сложной и многогранной. Думаю, можно говорить о воцерковленности истинной и ложной. Истинная воцерковленность заключается не только в регулярном посещении Богослужений, занятий в воскресной школе, участии в Церковных Таинствах, но и в образе жизни христианина согласно Евангельским заповедям. Истинная воцерковленность предполагает гармонию внешнего и внутреннего благочестия. Конечно, такой путь чрезвычайно трудный. Он требует постоянного напряжения духовных и телесных сил.

В жизни мы часто сталкиваемся с проявлениями ложной воцерковленности, когда родители вместе с детьми регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, выполняют различные благословения настоятеля, скромно одеваются. Одним словом, в общине выглядят благочестиво, но за пределами храма ведут образ жизни людей невоцерковленных. Например, дома могут злоупотреблять алкоголем, сквернословить, смотреть непристойные программы по телевизору, нарушать посты. Ложь родителей глубоко ранит души детей, и, став взрослыми, они могут оставить церковную жизнь, не желая жить так, как родители, и не веря в то, что жизнь может быть другой.

Но и те, кто искренне стремится жить подлинной церковной жизнью и воспитать благочестие в своих детях, должны знать, что мелочей в духовной жизни не бывает. Нельзя достичь положительных результатов только с помощью запретов. Нужно научить детей жить христианской жизнью в условиях реального мира, который, по слову апостола Павла, «лежит во зле». Нужно родителям самим учиться пользоваться, без вреда для души, достижениями современной цивилизации: мобильным телефоном, телевизором, компьютером, интернетом, — и учить этому своих детей терпеливо и с любовью. Есть много и хороших фильмов, и песен, и интернет-сайтов.
Детям трудно устоять в христианском мировоззрении, ведь вся система образования с детского сада до университета агрессивно навязывает своим воспитанникам атеистические взгляды на мир. Для того, чтобы юноша или девушка прочно утвердились на фундаменте веры, нужно помогать им получать научные знания, свидетельствующие о том, что мир создан Богом. Сейчас издается много хороших книг, выпускается немало полезных фильмов, посвященных этой проблеме.

Читать еще:  Управлять инвалидной коляской «силой мысли»

Но не только на это нужно обращать внимание при воспитании детей. Не будет нарушением свободы вашего сына или дочери, если вы поможете им в выборе друзей, вовремя оградив от неполезного общения.

Жизнь христианина немыслима без поста и молитвы, поэтому приучать к ним детей нужно с рождения. В доме всегда должна совершаться и общая, и личная молитва. Но молитвенные правила детям нужно давать такие, чтобы им хотелось их выполнять.

Посильный пост, соответственно возрасту, должны соблюдать и дети.

Каждому человеку Господь дает какие-либо таланты, и родителям нужно помочь детям понять и развить в себе дарования Божьи. Причем, нужно приветствовать не только избрание детьми пути, связанного непосредственно со служением Богу в Церкви: монашество, священство, иконопись и прочее — но обратить их внимание на то, что спасение для вечной жизни зависит не от того, какой род деятельности избирает человек, а от того, как он живет и трудится. Главное, чтобы будущая специальность не была греховной по своей сути.

В наше время, как ни в какое другое ранее, остро стоит вопрос о воспитании в детях стремления к целомудренной жизни. Ведь существующая система образования уже с раннего детства старается дать детям то, что для них противоестественно, — знания о сексуальной жизни. Ранняя интимная жизнь способна нанести огромный вред не только физическому, но, прежде всего, духовному состоянию юноши или девушки.

Очень важно воспитывать в детях стремление жить по средствам. Именно неспособность жить по средствам часто приводит к настоящим жизненным трагедиям. Начиная со школьных лет, многие дети заражаются завистью к материальным благам своих сверстников. У кого-то лучше мобильный телефон и компьютер, у кого-то — одежда и обувь и так далее. В студенческие годы это может возрастать с огромной силой и приводить к совершению безрассудных поступков ради удовлетворения материальных потребностей.

Нужно всю жизнь готовить детей к испытанию свободой, ведь многим юношам и девушкам после окончания школы придется жить вдали от родительского дома. Студентам, верующим в Бога, очень трудно вести благочестивую жизнь в среде, где церковная жизнь не только не приветствуется, но вызывает открытые насмешки. Родителям нужно всячески поддерживать в детях заложенное в них благочестие и молиться, чтобы в этот сложный период жизни их дети не уклонились с пути спасения. А если они все-таки уклонятся на стези неправедные, то не упреками, а горячей молитвой к Господу, Божьей Матери и святым угодникам возвращать их к благочестивой жизни.

Как бороться с этой проблемой?

Отец Алексий: Думаю, что бороться с этой проблемой можно, если родители попытаются устранить причины, из-за которых воцерковление ребенка оказывается столь непрочным, следуя несложным рекомендациям. А именно: 1)родителям нужно не только говорить ребенку о вере, но и, насколько возможно, являть ему пример личного благочестия; 2)необходимо уделять достаточно времени своему ребенку, сохранять с ним теплые, доверительные отношения, помогая ему на всех стадиях его духовного и телесного развития; 3)нужно изучать специальную литературу по вопросу православного воспитания детей, поддерживать тесные отношения с людьми, которые приобрели положительный опыт в области воспитания, а также не стесняться обращаться к ним за советом. К счастью, православной литературы по данному вопросу в настоящее время достаточно много. Здесь мне бы хотелось обратить внимание на циклы бесед монахини Нины Крыгиной, которые могут очень помочь современным родителям разобраться в принципах православного воспитания.

Если возникают сложности с воцерковлением собственного ребенка, важно не опускать руки и не обрушиваться с карательными мерами на свое чадо, а постараться найти конкретные причины данной проблемы и попытаться устранить их, уповая на неизменную помощь Божию, которая да не оставит нас!

Понятно, что все идет от родителей, но ведь, наверное, и приходы должны что-то делать для подростков. Например, некоторые священники при храмах создают кружки, военно-патриотические центры, киноклубы, спортивные секции и т.д. Как вы считаете, должны ли приходы что-то делать, чтобы заинтересовать подростков?

Прот. Василий Мазур: В нашей стране Церковь отделена от государства. Когда-то (двадцать лет назад) в единой стране существовала только одна система образования и воспитания. Плохо, что она была построена «на песке», то есть на атеистическом фундаменте, но хорошо, что она была сильной, ее всячески поддерживало и развивало государство. Лозунг «Все лучшее — детям» имел под собой основание. Государство заботилось о том, чтобы дети были заняты полезными делами. В каждом городе и селе были дворцы или дома пионеров, при каждой школе работали различные кружки, спортивные секции. Сейчас вся эта система в значительной мере разрушена. Спрос остался, а предложений очень мало.

Вот многие церковные общины и пытаются восполнить это звено в цепи воспитания и образования. При храмах открывают различные кружки, спортивные секции и прочее. Но только ли положительное значение имеет эта тенденция? Хорошо, что дети не просто заняты чем-то полезным и интересным для них, вся их деятельность освящена словами Божьими: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13). Но существует, на мой взгляд, и опасность того, что дети эти кружки, секции, студии могут воспринимать как некую стартовую площадку для своей будущей деятельности, и когда они повзрослеют, то просто уйдут совершенствовать приобретенные при храме навыки в светские учебные заведения. Церковь должна воспитывать таких людей, которые, работая в светских учебных заведениях, при домах и дворцах молодежи, помогали бы детям идти по пути спасения.

Думаю, что при каждом храме должны быть и воскресная школа, и библиотека духовной литературы, и видеотека. Могут быть и компьютер с выходом в Интернет, и кружки, и секции. Но все это даст положительный результат только тогда, когда община храма будет жить по Евангельским словам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13: 35).

Только любовь может удержать человека в Церкви. Если в храме человека принимают с любовью все, от настоятеля до сторожа, если ему стараются помочь и словом, и делом, то разве он из него уйдет? От любви не уходят, ибо любовь — это жизнь, настоящая, счастливая, достойная человека как образа Божьего.

Ошибки в церковном воспитании детей. Почему дети из православных семей уходят из церкви? (часть первая)

Вот несколько взятых из жизни историй.

…Небольшой храм на окраине города. Идёт Божественная Литургия. Прихожане сосредоточенно молятся. Во время чтения Евангелия двери храма открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один – лет трёх, другой совсем маленький. Старший, постояв возле мамы десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми, топоча и разговаривая с самим собою на своём детском языке. Младший на руках мамаши то гулит, то лопочет, а то громко вскрикивает; затем начинает плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная молитва улетучивается; молящиеся начинают испытывать ужасный дискомфорт. Наконец, кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ на него он видит решительно сжатые губы или слышит отповедь: «Как же, Христос сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне; а вы что, гоните меня с детьми из храма?» У всех взвинчены нервы; Литургия обессмысливается…

…Выносится Чаша. К ней две женщины – мама и бабушка – подносят вопящего ребёнка. Он орёт: «Не хочу. », выгибается дугой, бьёт воздух руками и ногами. Мама скручивает ему руки и ноги, бабушка фиксирует голову, сюсюкая: «Ням-ням, Машенька, дядя тебе сейчас конфетку даст». Священник, проявляя чудеса ловкости, с третьей или четвёртой попытки умудряется вставить лжицу в рот ребёнка. На лицах мамаши и бабушки счастливая улыбка: причастили! Дитя продолжает кричать и биться…

… Вот дети постарше. Всенощное бдение в большом соборе. Мамаши в умилении молятся, стоя у солеи; их дети, сбившись в стаю, с визгом возятся в приделе. Порой детский шум заглушает хор, не говоря уже о чтецах. Попытки церковных служительниц урезонить их не имеют никакого успеха. В ответ на свои замечания они видят раскрасневшиеся лица и бессмысленные глаза. На секунду одёргиваемый ребёнок останавливается – и тут же опять вливается в обезличенную бесчинную детскую общность.

…Вот дети ещё постарше. Воскресенье. Мама трясёт Ваню за плечо: «Вставай, сынок, пора уже на раннюю, а потом — воскресная школа». Ваня, продирая глаза, жалобно стонет: «Мама, можно, я не пойду. Я так устал в школе за неделю…» Взгляд мамы становится жёстким: «Иван! Вставай! Разве можно пропускать Литургию! Да и в школе сегодня опрос!» Бедный Ваня чуть не плачет… но ничего не поделаешь. Через полчаса Ваня понуро бредёт рядом с мамой в предрассветной зимней мгле. «Господи, за что. » — не по-детски думает он. Вот церковь. Исповедь. В руки сына мама суёт написанную ею бумажку с надписью «грехи Вани» и подталкивает его в спину по направлению к аналою. Ваня даёт бумажку батюшке; тот пробегает её глазами и, накладывая епитрахиль на Ванину голову, читает разрешительную молитву, одновременно глядя усталым взором на ещё человек сто, желающих исповедываться. На Литургии Ваня дремлет, прислонившись к стене. В воскресной школе Ваня клюёт носом и получает двойку за то, что не знает, каким именно образом соединяются во Христе Божественная и человеческая природа. Вечером мама отчитывает сына за двойку… а ещё математику делать, завтра в школе контрольная. «Кончится это когда-нибудь?» — обречённо думает Ваня…

Читать еще:  «Сердце хирурга» и еще 5 книг о врачах, пациентах и их борьбе

…Но, наконец, всё и кончается. Дети вырастают, становятся юношами и девушками. Мама горько жалуется подруге, которая только вчера вернулась из длительной паломнической поездки по монастырям: «Сына как подменили. Ничего не понимаю. Был помладше – такой был хороший: и молитвы читал, и в церковь ходил… а сейчас – курит, по ночам домой приходит, хамит, даже богохульствует. Ты представляешь, я ему говорю что-то, а он мне: «Мама, ты достала меня со своей церковью! Я никогда больше не пойду в неё!» На маминых глазах наворачиваются слёзы…

Знакомые картины, не правда ли?

В чём же причины этого? Ведь мы исполнены самых благих намерений: изо всех сил воцерковляем своих детей, учим их… а они, вырастая, отвергают Церковь. Почему наши усилия дают обратный результат? Давайте попробуем разобраться в этом.

В деле церковного воспитания детей имеются две основные ошибки.

Первая – подмена внутреннего религиозного развития внешним. Вторая – перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь.

Да, Христос сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Но что значат эти слова Христа? Ведь, наверно, нельзя их осмыслять исключительно в том смысле, чтобы не препятствовать детям посещать Богослужения (и бесчинствовать на них). Здесь нужно сказать, что очень многие из православных христиан делают ошибку, когда отождествляют христианскую жизнь исключительно с участием в храмовом Богослужении. Так было в Ветхом Завете: на земле существовал единственный Храм, и непременной религиозной обязанностью членов Ветхозаветной Церкви было ежегодное его посещение. Новый же Завет провозгласил нечто совершенно иное.

Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине (Ин, 4, 21-24).

Совместная церковная молитва, безусловно, очень важна в духовной жизни, но она вовсе не покрывает весь объём её, а является лишь одним из элементов её, частью, — необходимой, но не главной. Самое главное совершается в сердце человека – поклонение Богу в духе и истине. Для этого христианин и должен стяжевать Духа Истины, это – цель духовной жизни; всё же внешнее является средством для этого. Такова иерархия христианских ценностей; если она покривляется, если, например, посещение Богослужений из средства становится целью, главным – тогда мы неизбежно впадаем в заблуждение и не получаем духовного плода.

Нужно добавить, что в сегодняшней церковной действительности, в силу многих и исторических, и духовно-нравственных причин, храмовое Богослужение в известной мере потеряло значение именно соборной молитвы, а стало «индивидуальным», что ли, средством спасения. Люди приходят в храм ради себя только; они не знают, кто стоит и молится рядом с ними; к Чаше приступают с целью личного освящения, ощущение единого Тела Христова очень мало в наших приходах. Да и сам процесс молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным на «отгорожение» от других людей, чтобы наша молитва не разорилась: приходится внутренне «защищаться» от ходящих, шепчущихся, разговаривающих, подвывающих хору и проч. незнакомых нам прихожан или случайно зашедших в церковь людей.

Итак, нельзя всю религиозную жизнь души сводить к «хождению в церковь»; тем более не получается это в отношении к детям. Многие родители уверены, что их дети могут познать Бога только в храме; между тем это совсем не так. Детское религиозное восприятие существенно отличается от взрослого. Не случайно сказал Господь: если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Эта заповедь, разумеется, не повелевает взрослым «примитивизировать» себя. Апостол Павел говорит: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14, 20). Это значит – уподобиться детям в отношении к Богу.

Дети способны воспринимать Живого Бога непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающем их прекрасном и удивительном мире, в детской сиюминутной радости жизни и т.д. Но самым ближайшим образом дети способны ощутить Бога в атмосфере мира и любви, которая окружает их. И тут-то вся «загвоздка»: таковая атмосфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей, в семье должен быть мир; родители должны именно этим создавать условия, чтобы не мешать детям воспринимать Бога и духовную сферу жизни. Это делается вовсе не разговорами о Боге на «птичьем языке» (типа: смотри, Боженька-то тебя накажет), а исключительно примером жизни. Если для мамы и папы Христос – не нечто внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без всяких слов воспримут Христа как Источника мира, добра и любви, которые есть в семье.

Но очень редки такие семьи. Чаще бывает – шум, скандалы, капризная неуступчивость родителей друг другу вплоть до мелочей, а главное – несоответствие исповедываемой веры и собственной жизни. Причём сами родители вполне могут это осознавать, но часто не бывает у них ни сил, ни желания, ни умения организовывать свою семейную жизнь так, чтобы в основе её лежали поклонение Богу в духе и истине, христианская нравственность, чтобы семья становилась подлинной домашней Церковью. Причина этих неумения и нежелания, я думаю, состоит в том, что духовная жизнь воспринимается внешне-формально, авторитарно, книжно, схематически. В таких условиях вполне логично желание переложить религиозное воспитание только на Церковь; а так как она понимается формально-автоматически, почти магически, то и церковность эта становится исключительно внешней: посещение богослужений, воскресной школы и т.д.

Разумеется, я вовсе не собираюсь отвергать важность и нужность всего этого; я лишь хочу подчеркнуть, что всё должно быть на своём месте. Начинается религиозное воспитание с того, что семья всеми силами должна стараться, какими угодно способами, достигать того, чтобы Бог был не просто некоей доктриной, служение которой отнимает время, отдых и силы, а Живым Богом, Тем, Кто есть центр жизни семьи. Никакое «напичкивание» внешней церковностью это не даст; это есть целенаправленный и осмысленный нравственный труд семьи, ориентированный не на соблюдение «буквы» прежде всего, а на создание настоящей домашней Церкви.

Необходимо учитывать и психологические особенности детей. Большинство сегодняшних православных родителей воцерковились сами в зрелом возрасте – через чтение книг, посещение храмов и монастырей, через «взрослое» по сути осмысление жизни, и т.д. У нас нет опыта собственного церковного детства, поэтому мы и детей наших хотим воцерковить, как маленьких взрослых. Но это ошибочно, потому что дети воспринимают мир по-другому. Их стихия – движение, игра, и – как я уже говорил – непосредственное восприятие мира, духовного в том числе. Детям трудно сосредоточиться на длительное время, или несколько часов неподвижно стоять на одном месте. Поэтому к храмовому Богослужению у них совсем другое отношение, чем у взрослых. В продолжение 5 – 10 минут, обрадовавшись красоте храма и храмового действа, больше дети не могут на этом сосредоточиваться и начинают развлекаться. Многие взрослые не понимают того, что происходит в церкви, а дети – подавно; они не могут воспринимать Богослужение интеллектуально, как это требуется по сути его; а для непосредственного восприятия им достаточно небольшого времени.

То же относится и к домашней молитве. Многие родители требуют от своих детей заучивания ими молитвенных текстов; и вот дети стоят перед иконами и бубнят их, а мама слушает и поправляет: «не поклонимся, а поклонимся, сколько раз тебе говорить?» Между тем, дети знают и любят молитву, и склонны к ней; только у них она занимает несколько минут, больше они не могут сосредоточиться. И нужно научить детей, чтобы они в эти несколько минут именно молились, то есть обращали своё чистое сердце к Богу, а не механически читали детские молитвословы или ковыряли в носу, пока мама не прочтёт своё полуторачасовое правило.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector