2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

План по теме социальная сущность человека. Человек как биосоциальное существо

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 2. Человек – биосоциальное существо

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Потребности и мотивы.

3. Способности человека.

4. Человек в системе общественных отношений

Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Индивид — единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.

Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.

Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.

Способности — свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28 — 41; 192 – 198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 — 37;

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.

Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческому роду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.

Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.

Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.

Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.

В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.

Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Каждый человек — личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» — неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.

Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.

Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.

Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Читать еще:  Можно ли вести бизнес по-христиански? — опрос экспертов

Разбор типового тренировочного задания

  1. Вставьте пропущенное слово:

_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Правильный вариант/варианты: 1) Человек.

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Бинарный урок (обществознание + биология) по теме «Биосоциальная сущность человека». 6-й класс

Класс: 6

Цель урока: ученик научится определять назначение человека как биосоциального существа.

Задачи урока:

  • предложить версии о происхождении человека;
  • перечислить признаки сходства человека с животным;
  • перечислить признаки, характерные только для человека;
  • составить схему “Человек – биосоциальное существо”.

Планируемые результаты:

  • Предметные – обучающие смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, раскрывать на конкретных примерах его природную и общественную сущности.
  • Метапредметные – обучающиеся смогут:
    • регулятивные — определять цель и проблему урока, планировать свою деятельность, направленную на решение проблемы урока, оценивать степень достижения поставленной на уроке цели;
    • коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его, работать в группах и парах;
    • познавательные – находить самостоятельно достоверную информацию в предложенных материалах, анализировать природные и общественные характеристики человека, представлять информацию в виде схемы.
  • Личностные – обучающиеся смогут оценивать собственные личностные качества, необходимые для успешной деятельности, аргументированно оценивать свою деятельность на уроке.

Тип урока: комбинированный, открытие новых знаний.

Формы работы: групповая работа, работа в парах, работа с текстами, составление схемы.

Оборудование: рабочие листы, чистые листы А4, маркеры, проектор

Ход урока

Этап урокаДействия учителейДействия учащихся
ОрганизационныйПриветствие учащихся. Представление учителей.
Стадия вызоваПросмотр фрагмента из м/ф “Маугли”.

Посмотрите, коллега, как Маугли похож на волчат.

Вовсе нет, коллега, он другой. Он же человек!

Он прыгает и резвится как волчата. Все его движения точно такие же, как у его “собратьев”!

Но он умеет стоять на ногах, он ходит!

Исходя из ваших версий, на какой вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке?

У нас получилось много версий. Значит, можем ли мы дать однозначный ответ на вопрос о сущности человека?

Поэтому, что мы должны сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Предлагают свои варианты проблемы урока.

Подтвердить или опровергнуть каждую из версий и прийти к одному выводу.

Прежде, чем выяснить сущность человека, мы предлагаем поговорить о происхождении человека. Существуют различные взгляды на эту проблему.

Организация работы в группах (3 группы). (Приложение 2)

О чем говорят мифы.

О чем говорит Библия.

Обратите внимание, ребята, сколько разных видений происхождения человека. Сколько народов, столько представлений.

Это предположение английский ученый – биолог Чарльз Дарвин сделал 150 лет назад после многолетних исследований. Он и его последователи утверждают, что превращение животного предка в человека стало возможным только благодаря труду.

Так к какому выводу мы пришли в ходе этой работы?

Вот и получается все-таки, что раз человек – продукт эволюции, значит он – биологическое существо.

Да нет же! Человек живет в обществе, а значит он социален.

А давайте посмотрим еще один фрагмент м/ф “Маугли” и еще раз убедимся в том, что человек относится к животным.

Просмотр фрагмента м/ф “Маугли”.

Древнегреческий философ Платон по этому поводу даже сказал: “Человек – та же курица, только без перьев”.

А Вы знаете, нашелся ученый, который возразил Платону. Это был французский физик Паскаль. Он сказал: “Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда”.

А скажите мне, если человек – существо биологическое, почему тогда его называют “вершиной природы”?

Звучит плач новорожденного ребенка.

Человек родился! Он является весьма сложным и неоднозначным существом.

Человек – существо биологическое.

Какой вывод можно сделать?

Тогда я ничего не понимаю, кто же такой человек? Ведь мы определили, что он схож с животными.

А мы выяснили, что он – существо социальное, которое без общества жить не может. Так кто же из нас прав, ребята? А то, что-то мы с коллегой запутались.

Озвучивают результаты работы.

Если человеческий ребенок живет среди себе подобных, т.е. среди людей.

А только частью общества?

Нет, он во многом схож с животными.

Уберите вывешенные на доске листы с не подтвердившимися версиями.

Что вы записали?

Предлагаются разные задания на выбор учащихся.

1. Составить таблицу “Характеристика понятий”

Человек как биосоциальное существо

Человек как биосоциальное существо.

1. Понятие «человек». Теории происхождения человека.

2. Бинарная природа человека. Биосоциальность и её сущность.

3. Отличительные особенности человека.

Человек – это целостное биопсихосоциальное существо, которое является и организмом (представитель Homo Sapiens), создателем и носителем культуры, а также главным участников исторического процесса.

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

    Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
    Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
    Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным). Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюции) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Бинарная природа человека проявляется в том, что он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Человек – биологическое существо

Человек – существо социальное.

Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы.

1. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

— моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

— обладает прогностической способностью, т. е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности.

2. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

3. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

4. Использует готовые природные материалы, не преобразуя их

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Социальная сущность человека

Обществознание. 10 класс.

Блок-модуль темы: «Социальная сущность человека» (& 4)

Пункт: Биологическое и социальное в человеке (стр. 43)

Задание 1.

Составьте схему

Человеческая природа

________________________ ________________________

(объяснение) (объяснение)

Задание 2.

Определите и сформулируйте точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке:

Пункт: Социальные качества личности (стр. 44)

Сформулируйте и запишите понятие.

Философская энциклопедия определяет:

1) личность — _________________________________

2) личность — _________________________________

Задание 2. Составьте таблицу

Научные подходы к личности

Первый подход

Второй подход

Задание 3. Составьте перечень.

Социальные качества личности:

Ответьте на вопрос:

Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт: Самосознание и самореализация (стр. 45)

Задание 1.

Сформулируйте и запишите понятия:

Самореализация_________________________________

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1) Что является одним из важных признаков самореализации?

2) Почему американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека?

3) Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Прочтите отрывок из документа и ответьте на вопросы

Из работы русского философа С.Л. Франка «Смысл жизни»

Вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» — в политику, борьбу партий и т.п., но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников – старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов – этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни.

Этот вопрос – не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен – и собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь, живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «обществе», был занят «делами», погружён в мелкие интриги и заботы – и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжёлым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное – жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было, и нет в ней смысла!

И всё-таки огромное большинство людей считает нужным отмахнуться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой «страусовой политике».

Вопросы к документу:

1) Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, «волнует» и «мучает» человека?

2) С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни?

3) Известен ли вам рассказ А.П. Чехова, на который ссылается автор приведённого фрагмента?

4) Почему многие люди всё-таки считают нужным «отмахнуться» от вечного вопроса о смысле жизни? В чём ограниченность «страусовой политики»?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector