0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский

Будущий святитель Петр (Могила) родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции – Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600–1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году – господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах – в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.

Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование.

С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого).

Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения – по мнению некоторых историков, враждебные. Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище.

Архимандрит Петр положил много сил и на основание нового высшего духовного училища при Лавре – первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований. Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства. Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы. Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.

Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегий с пространным курсом богословия и философии.

Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию. Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове. Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого, а прежний митрополит Исаия был «деградован.» Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками – от лаврской братии и братской школы. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южно-русской православной среде. Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице.

Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей – последний отдал Братскому мастырю. В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви , под развалинами которой обрели мощи равноапостольного князя Владимира. Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу. Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.

Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых – великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник. При этом

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника « Λίθος , или Камень», а также в подготовке вероисповедного трактата – т.н. «Исповедания Петра Могилы» (см. подробнее).

В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим. Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего.

Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Скончался 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма.

Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

filaretuos

Друзья и враги

Кто такой Петр Могила и какова была его роль в Православии

В образе Петра Могилы есть что-то загадочное и двусмысленное. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или был соглашателем православной веры тяготеющий к католицизму. Однако, его именем обозначают целую эпоху в истории православия западных окраин Руси и той культуры.

Его можно назвать самым сильным и властным западно-русских церковных деятелей 17 века. У него был державный пафос, умение и главное желание властвовать и побеждать.

Сын молдавского господаря ставший киевским митрополитом которого исторически больше характеризуют властителем церкви, чем её пастырем. Воспитан он был в польском западном духе. Он был убеждённым западником и во вкусах и в привычках. После смерти отца его опекунами были канцлер Жолкевский и гетман Ходкевич. У Петра Могилы были очень крепкие родовые связи с польским аристократическом обществом. Польские магнаты всегда сочувствовали ему и содействовали во всех его проявлениях и начинаниях.

Читать еще:  Воспитание по Песталоцци: Любовь – понятие конкретное

Очень и очень молодым, Петр Могила оказался Печерским архимандритом. Есть мнение, что именно и в Лавру он поступил для этого высокого сана на который его рекомендовало Польское правительство. И сразу архимандрит Петр стал действовать уверенно по своему. Он тут же начал в лавре создавать Латино-Польскую школу рядом с уже существующим Братским и Славяно-Греческим училищем. Православных в Киеве этот факт встревожил. Многие казаки и как сказано «неучёные попы» хотели архимандрита Петра до смерти забить и их едва уговорили не нападать на школу, архимандрита и латино-польских учителей. Пётр Могила вышел победителем из этого конфликта и даже Братское училище было передано в его ведение. И это же училище вскоре растворилось в Латино-Польской школе. Программа этой школы была взята из польских католических иезуитских школ.

Петр Могила планировал по всему Западному краю раскинуть сеть Латино-Польских школ для православных и создать церковно-учебный орден с Киевской Академией во главе. Пётр Могила был откровенным и решительным западником.Он стремиля и русских и нерусских объединить в единую религиозную культуру.

Петр Могила был не одинок, у него было большое окружение друзей-единомышленников. Это было новое поколение священников и ученых людей того времени, которые прошли западную школу и для которых своим назывался Запад, а не Восток. У многих православных были поводы подозревать в этом тайное униатство Петра Могилы. Ну, по крайней мере окружение Петра Могилы всё больше и больше о чём-то сговаривалось с униатами, с которыми постоянно встречались и они откровенно вырабатывали свой компромисс на которой бы пошли как униаты , так и православные в единую объединяющую их церковь.

Как позже оказалось, неоднократно православные Киева выдвигали план объединиться с униатами под властью своего особого и единого Заподно-Русского Патриарха, который был бы одинаково признан как Папой Римским, так и Вселенским Константинопольским Патриархом и Западно -Русский Патриарх находился бы в Киеве и вёл одинаково тесное сотрудничество как с Римом, так и с Константинополем. Сами униаты были согласны видеть в сане таким Патриархом Петра Могилу! Они считали, что Петр Могила вполне расположен к Унии.

Действительно, Петр Могила знал латынь и латинские книги инаходился уже давно в догматическом единомыслии с Римом.Но. всё это он принимал за православие и для него главными мотивами его деятельности были, успокоить церковь и привести церковь к церковно-политическому миру и благосостоянию.

В 1632 году умер польский король Сизигмунд Третий и в этом трауре православным удалось незаметно провести в Сейм пункты «Успокоения Греческой религии в Западной Руси», новый король Владислав это одобрил. Петр Могила Польским Королём Владиславом был утверждён на кафедру Киевского Митрополита. где уже был действующий митрополит Исаия Копинский -западнорусский церковный деятель, православный митрополит Киевский и всея Руси, экзарх Константинопольского престола. Зная, что хороший приём его в Киеве не ждёт, Петр Могила назначает хиротонию во Львове и в Киев он въезжает Митрополитом и Патриаршьим Экзархом.

Далее как водится, происходила вражда нового и старого митрополитов, но это не было враждой за власть, это был спор церковно-культурной и церковно-политической ориентации. Митрополит Исаия оставшись только со званием «архиепископа Северского и игумена Михайловского монастыря», удалился в Полесье, намереваясь возвратить себе Михайловский монастырь. По этому поводу ездил жаловаться королю на преследования со стороны Петра Могилы и его сторонников, но желаемой «управы» не получил.

1 февраля 1637 года оба митрополита встретились в Луцке, в доме местного епископа, и сделали неудачную попытку к примирению и умер в 1640 году.

Митрополит Петр Могила в 1646 году выпустил известный требник. В свой Требник Пётр Могила включил 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной церкви не существовавших. Содержание их были взяты из Римского Ритуала Папы Павла Пятого. Произошла довольно острая латинизация православного обряда, на что обратили внимание даже униаты.

Впрочем латинизацию западного православия начал не митрополит Петр Могила, она уже началась за долго до него, он лишь был замечен историей в настойчивости этого дела.

Трудно дать чёткую характеристику Петру Могиле. Что-то непонятное и нечёткое есть в его образе и его делах. Но, все должны согласиться, что для Церкви он сделал очень многое. Он поднял из запустения Православную Церковь на Западе Руси, но вместе с тем, всю ту церковь пронизил чуждым для православных латинским духом. Как скажут историки, он латинизировал школу, обряд, язык, богословие, мировозрение, психологию и даже душу народа. Назовут это «Интоксикацией Православной Церкви религиозной латинизацией» . Но , при всём этом церковь не ушла под Рим, она не стала ни Римско-Католической и ни Греко-Католической, Петр Могила удержал каноническую независимость. Для православных, дела Петра Могилы были менее опасны чем дела униатов ибо чистота православной веры при митрополите Петре Могилы не пострадала.

Однако есть и такие мнения, что митрополит Петр Могила прервал связь Киевской Митрополии с Константинопольском Патриархатом. Утвердил в Киеве чужую и искусственную западную латинско-польскую традицию и тем самым потерял внутреннюю свободу и независимость той отдельной своей церкви на Западе Руси, которая могла зародиться, останься митрополит Петр ориентирован на Константинополь.

У Петра Могилы много сторонников и противников. Историки говорят, что не верно винить во всём Петра Могилу, процесс политический был запущен до него, сам митрополит выражал дух того времени, а не прорубал новые пути для Церкви . И именно он сделал больше всех других архиереев той эпохи, чтобы укрепить и удержать Православную Церковь, как сейчас её называют «Западно-Русскую» в Киеве и на территории современной Западной Украины.

ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ВИКИПЕДИИ
==Митрополи́т Пе́тр (в миру — Пётр Симео́нович Моги́ла, или Петру Мовилэ, рум. Petru Movilă; 31 декабря 1596 (10 января 1597), Сучава, Молдавское княжество — 1 (11) января 1647, Киев) — епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, сын правителя Валахии (позже Молдавии) и представитель древнего влашского боярского рода Мовилэ.

Благодаря трудам Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор. «В 1632 году добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви» . При его участии был основан крупнейший на Украине центр просвещения — Киево-Могилянская академия.

8 декабря 2005 года по благословению патриарха Алексия II имя митрополита Петра было внесено в месяцеслов Русской православной церкви. День памяти по календарю РПЦ — 31 декабря (13 января).

Существует мнение, что канонизация произошла спешно и вопреки решению Синодальной комиссии РПЦ потому, что параллельно Киевский Патриархат также готовил канонизацию Могилы, которая последовала 12 декабря того же года.

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

Святитель Пётр внезапно умер в последнюю ночь 1646 года на новый, 1647 год, то есть 1 января 1647 года, в полном расцвете сил. Тело святителя Петра было перенесено из Киево-Печерской лавры в Софийский собор. 9/22 марта останки митрополита, не подвергшиеся во все эти месяцы тлению, были преданы земле на указанном им самим месте — в Великой Печерской (Успенской) соборной церкви возле левого клироса.

Тело митрополита Петра находилось на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великая лаврская церковь была взорвана. Взрывчатку заложили возле места погребения митрополита. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

В то же время личность митрополита Петра (Могилы) вызывала и даже после канонизации вызывает неоднозначные оценки в церковной среде.

Критично отзывался о его деятельности святитель Черниговский Филарет (Гумилевский) (прославлен в 2009): «Признаюсь искренно, что Могила мне очень не нравится по образу мыслей и некоторых дел, да и нет почти ничего у него собственного, а все, что названо его именем, принадлежит не ему. Потому мне очень не хотелось бы, чтобы дано было ему почетное место между учителями и просветителями Церкви. Папистический энтузиазм или фантазия не дают права на такое звание.»

Петр Могила положил начало деятельности по сохранению исторических памятников Киева и других мест. Среди них была реконструкция Софийского собора в Киеве. В народе верили, что пока собор стоит на кургане, Киев будет защищен от разрушения. Инициированные им планы обновления и сохранения были направлены, с одной стороны, на укрепление статуса Украинской церкви, а с другой — на подъём морального духа людей в период, насыщенный факторами, угрожающими национальному единству и свободе страны.

Петр Могила умер в 1647 году, незадолго до Национальной войны за независимость украинцев 1648–1654 годов. В своем завещании он повелел всем украинцам (или русинам) научиться читать и писать и завещал все свое имущество славному колледжу, который оставался на двести лет единственным высшим учебным заведением в православном мире в целом, а также в России, Беларуси и других странах. Выпускники колледжа распространяли идеи гуманизма и веры в право народа на самоопределение. Официальный язык в Могилянской академии, был русский, но основан на черниговском диалекте. После того, как казацкая тирания вошла в состав России в рамках политики Богдана Хмельницкого , выпускники Киевской академии помогли патриарху Никону объединить веру в «трех русских» (Россию, Украину и Беларусь) на основе украинской модели. Многие из выпускников Могилянской академии продолжили свою карьеру в Западной Европе, но многие из них также путешествовали по Украине и преподавали в деревнях и городах.

С именем Могилы связан целый период культурной истории Украины, известный как «Могилянский век». Одной из главных его характеристик был расцвет типографий. Несмотря на нестабильность, которая существовала в Украине в конце 1600-х годов, там действовало 13 типографий, из которых 9 были украинскими, 3 полякими и одна еврейская. Не все напечатанные книги были религиозными. В 1679 году , например, Новгород-Сиварская типография напечатала более 3000 экземпляров учебников для начальной школы. Это было частью усилий митрополита по поощрению грамотности среди людей.

Из вышеуказанных соображений можем делать выводы. Он был за право народа на самоопределение.

Могила представил свой «союзный план» относительно примирения с католической церковью. План включает признание папское божественное верховенство в Риме в обмен на сохранение законных прав патриархов на Востоке.

В 1628 году Петр Могила подписал в Киеве Заявления Синода, осуждающие тех православных священников, которые присоединились к унии с Римом и греко-католической церкви . В 1632 году он поддержал избрание Владислава IV королем Польши , чтобы отменить указы против Православной церкви и снять ограничения на использование украинского языка в школ и общественных министерств. Восстановление прав православных детских домов на территории Киевской митрополии и сохранение правового статуса православных братств. Софийский собор в Киеве и Выдубицкий монастырь были возвращены Православной Церкви.

Да, при митрополите Петре духовное образование в школах велось на латинском языке, нужно было вызвать симпатии Запада для сохранения чистого православия в этих землях.

Петр Могила не заботился только о Киеве . Он стремился укрепить дух православного христианства и укрепить местную национальную идентичность и уровень образования в Украине, России и румынских княжествах

Не надо забывать, что Петр Могила был с титулом Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

Читать еще:  Научитесь быть. Духовные вопросы пожилого возраста

Петр Могила был выбран на эту должность из-за его большого мастерства, его княжеского происхождения и потому, что он считался подходящим человеком, который справится с растущей угрозой иезуитской пропаганды. Он был коронован на высоком посту 28 апреля 1633 года в присутствии Патриарха Иерусалимского Феофана, который представлял Вселенского Патриарха Константинополя Кирилла Лукариса.
Кроме того, он умел говорить по-польски и попросил польское правительство защитить права православных верующих, снять запреты на строительство православных церквей, открытие колледжей, типографий для обслуживания православной общественности и возвращение церквей и монастырей взятых у Церкви.

Устроитель Москвы, уроженец Волыни

Завтра, 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Высоко-Петровском монастыре Москвы пройдут торжества, приуроченные к 500-летию древнейшего храма обители, построенного в память ее основателя.

Будущий митрополит всея Руси родился на Волыни (сегодня это западная часть Украины) в семье благочестивых и верующих родителей. Уже в 12 лет юный Петр уходит в монастырь и принимает иночество. Он начинает писать иконы, которые дарит братии и паломникам.

За добродетельную, подвижническую жизнь и ревностное несение вверенного послушания, игуменом обители было определено рукоположить благочестивого инока в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре, иеромонах Петр испрашивает благословение у игумена, чтобы оставить обитель. Получив оное, будущий митрополит покидает обитель, и в поисках уединённого места для монашеского подвига идет на берег реки Рать, где и ставит себе маленькую келью. Уже вскоре место тайного подвига иеромонаха Петра стало монастырем, где он был избран игуменом.

Святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее Петровская икона Божией Матери

Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Будучи игуменом, святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее по имени автора – Петровская икона Божией Матери.

Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар митрополиту написанный им Петровский образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время была не занята. Великий Владимирский святой князь Михаил Тверской направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении последнего на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. По совету Галицкого князя Юрия, игумен Петр также отправился к Константинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Константинопольский патриарх Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься. Ратский игумен Петр возведен будет на престол Русской митрополии»

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия, а враждовавших между собою князей призывал к миролюбию и единству.

В 1313 году, когда ханом стал Узбек (первый хан, принявший ислам), святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая – церковные люди по всем делам, не исключая уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, митрополит Петр принял сторону Ивана Калиты.

Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще поселком в стенах Кремля, но уже тогда шумным и многолюдным

Путешествуя по Руси, Святитель все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще маленьким поселком в стенах современного Кремля, но уже тогда это был достаточно шумный и многолюдный город. Митрополит Петр нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Рать, где прежде он был игуменом. Именно здесь и был устроен будущий Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь. Святитель Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – своего небесного покровителя – и Павла, отчего монастырь изначально именовался Петропавловским (и даже спустя более чем триста лет после переосвящения его главного храма, уже в честь самого святителя).

Молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укреплялся в мысли о перенесении митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. В 1325 году состоялся окончательный переезд. Князь выстроил для святителя «обширный» двор в восточной части Кремля, однако митрополит Петр по-прежнему любил останавливаться в основанной им небольшой обители. От монастыря к Кремлю была проложена хорошая широкая дорога в лесу, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его совету великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 года заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал Святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма, желал видеть строительство оконченным. Однако церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 4 августа.

Митрополит Петр сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов. Благодаря этому она стала духовным центром Руси

Переезд митрополита Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал Святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что он сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов, она стала духовным центром Руси, столицей Российской державы.

21 декабря 1326 года митрополит Петр отошёл ко Господу. Святое тело Первосвятителя было погребено в приготовленном самим почившим каменном гробу в Успенском соборе.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении Святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Уже в 1327 году, всего лишь спустя полгода после его кончины, митрополит Петр был причислен к лику святых Собором русских архиереев во Владимире. А через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте он был причтен к лику святых собором в Константинополе.

Святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба нарекались и избирались русские Первосвятители

Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, митрополит Петр призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца, где нарекались и избирались русские Первосвятители.

О святителе Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба.

В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей досточтимого митрополита. В память об этом событии установлены празднования – 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

Материал подготовил послушник Высоко-Петровского монастыря Богдан Семенюк

ПЁТР МОГИЛА

ПЁТР МОГИЛА — церковный деятель Речи Посполитой, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

Из древ­не­го молдавского бо­яр­ско­го ро­да, сын Си­ме­о­на Мо­ги­лы, гос­по­да­ря Ва­ла­хии (1600-1601, 1601-1602 годы) и Мол­до­вы (1606-1607 годы). Пе­ре­ехав по­сле смер­ти от­ца (1607 год) в Речь По­спо­ли­ту, Пётр Могила учил­ся во Львов­ской пра­во­слав­ной брат­ской шко­ле и, воз­мож­но, так­же в За­мой­ской ака­де­мии (в городе За­мосць) или в од­ной из кол­ле­гий ие­зуи­тов. По­сту­пив на во­енную служ­бу (около 1617 года), слу­жил при дво­ре сво­его опе­ку­на, гет­ма­на С. Жол­кев­ско­го, уча­ст­во­вал в бит­вах с ос­ма­на­ми под Це­цо­рой (1620 год), под Хо­ти­ном (1621 год).

Ду­хов­ный сан мог при­нять под влия­ни­ем митрополита Ки­ев­ско­го Ио­ва (Бо­рец­ко­го), на­зна­чив­ше­го Петра Могилу сво­им ду­ше­при­каз­чи­ком. Из­бран ар­хи­ман­д­ри­том (16 сентября 1627 года) Кие­во-Пе­чер­ско­го монастыря (бу­ду­щая Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра), по не­ко­то­рым дан­ным, ещё до при­ня­тия мо­на­ше­ско­го по­стри­га (1625 или 1627 годы). На вар­шав­ском кон­во­ка­ци­он­ном Сей­ме (1632 год), со­зван­ном по­сле смер­ти польского ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III, пра­во­слав­ны­ми шлях­ти­ча­ми Пётр Могила был из­бран ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским (3 ноября 1632 года); по­лу­чил при­ви­лей на ми­тро­по­лию (март 1633 год) от но­вого ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва IV, а так­же бла­го­сло­ве­ние и ти­тул «эк­зар­ха свя­то­го апо­столь­ско­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пре­сто­ла» (начало апреля 1633 года) от пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ки­рил­ла Лу­ка­ри­са. Ру­ко­по­ло­жен во Льво­ве (28 апреля 1633 года) ещё при жиз­ни пра­вя­ще­го митрополита Ки­ев­ско­го Ко­пин­ско­го Иса­ии, ко­то­ро­го Пётр Могила вре­мен­но за­клю­чил в Кие­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре.

В цер­ков­ной по­ли­ти­ке Пётр Могила опи­рал­ся на под­держ­ку пра­во­слав­ной шлях­ты Ре­чи По­спо­ли­той, одоб­ряя в то же вре­мя дей­ст­вия шлях­ти­чей про­тив вол­не­ний ка­за­че­ст­ва на Ук­раи­не. Ис­поль­зуя опыт Рим­ско-ка­то­личской церк­ви, Пётр Могила осу­ще­ст­вил мас­штаб­ные ре­фор­мы, на­прав­лен­ные на цен­тра­ли­за­цию управ­ле­ния ми­тро­по­ли­ей. Был соз­дан выс­ший цер­ков­ный суд — «кон­си­сто­рия», ре­ше­ния ко­то­ро­го долж­ны бы­ли ут­вер­ждать­ся ми­тро­по­ли­том; Петру Могиле под­чи­не­ны ра­нее срав­ни­тель­но са­мо­сто­ятельные пра­во­слав­ные брат­ст­ва; при­ня­ты ме­ры для под­го­тов­ки и вос­пи­та­ния при­ход­ско­го ду­хо­вен­ст­ва, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го еже­год­но съез­жа­лись на цер­ков­ные со­бо­ры для ре­ше­ния различных во­про­сов и от­чё­та пе­ред Петром Могилой; кни­ги на тер­ри­то­рии ми­тро­по­лии пе­ча­та­лись толь­ко по­сле их одоб­ре­ния ми­тро­по­ли­том.

В 1631 году Пётр Могила соз­дал при Кие­во-Пе­чер­ском монастырское учи­ли­ще по об­раз­цу кол­ле­гий ие­зуи­тов. В сентбре 1632 года оно бы­ло объ­еди­не­но с дей­ст­во­вав­шей в Кие­ве с 1615 года брат­ской шко­лой гре­ко-славянского про­фи­ля. С 1633 года объ­е­ди­нён­ное учи­ли­ще ста­ло име­но­вать­ся Кие­во-Мо­ги­лян­ской кол­ле­ги­ей (смотри Кие­во-Мо­ги­лян­ская ака­де­мия); Пётр Могила от­крыл её фи­лиа­лы в Вин­ни­це (1638 год) и Яс­сах (1640 год). Пётр Могила ос­но­вал шко­лу при пра­во­слав­ном брат­ст­ве в Кре­мен­це (1636 год), оп­ла­тил обу­че­ние за гра­ни­цей ря­да ду­хов­ных лиц — бу­ду­щих пре­по­да­ва­те­лей кол­ле­гии. В 1640 году про­сил ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча от­крыть в Мо­ск­ве мо­на­стырь для ки­ев­ских мо­на­хов, ко­то­рые пре­по­да­ва­ли бы там славянскую и греческую гра­мо­ту. В 1646 году Пётр Могила за­ве­щал кол­ле­гии свою библиотеку и ряд зе­мель­ных вла­де­ний.

Пётр Могила уни­фи­ци­ро­вал ли­тур­гию и об­ряд­ность, из­дав Треб­ник (1646 год, так называемый Треб­ник Пет­ра Мо­ги­лы), со­став­лен­ный на ос­но­ве славянского, греческого и латинского ис­точ­ни­ков. Для учеб­ных це­лей со­ста­вил на латинском языке «Пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры ка­фо­ли­че­ской и апо­столь­ской Церк­ви Вос­точ­ной» (об­су­ж­да­лось в 1640 году на со­бо­ре в Кие­ве, ут­вер­жде­но с ис­прав­ле­ния­ми в 1642 году на со­бо­ре в Яс­сах), дол­гое вре­мя счи­тав­шее­ся наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ным из­ло­же­ни­ем ос­нов пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния. Его крат­кая вер­сия — «Ка­те­хи­зис» — без ис­прав­ле­ний, сде­лан­ных в Яс­сах, из­да­на в 1645 году в Кие­ве сна­ча­ла на польском языке, за­тем на ста­ро­ук­ра­ин­ском языке, в 1646 году во Льво­ве, в 1649 году с ис­прав­ле­ния­ми в Мо­ск­ве на цер­ков­но­славянском язы­ке. Пред­став­лен­ные в «Ка­те­хи­зи­се» не­ко­то­рые взгля­ды Петра Могилы, под­вер­жен­ные влия­нию ка­то­ли­циз­ма (например, на вре­мя пре­су­ще­ст­в­ле­ние Свя­тых Да­ров на ли­тур­гии, о чис­ти­ли­ще), бы­ли осу­ж­де­ны со­бо­ром в Мо­ск­ве в 1690 году. Пётр Могила был авто­ром ря­да пре­ди­сло­вий и по­свя­ще­ний; от­ре­дак­ти­ро­вал (или сам пе­ре­вёл с греческого языка) «По­уче­ние» диа­ко­на Ага­пита императору Юс­ти­ниа­ну I. Для уче­ни­ков кол­ле­гии Пётр Могила со­ста­вил мо­раль­но-ди­дак­тическое по­уче­ние «Антологiа». Ему при­пи­сы­ва­ют сочинение «Lithos» на польском языке в за­щи­ту пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния, ли­тур­гии и об­ряд­но­сти и ре­дак­цию мо­раль­но-ас­ке­тического сочинения «Кни­га ду­ши, на­ри­цае­мая зо­ло­то». Нереа­ли­зо­ван­ны­ми ока­за­лись про­ек­ты Петра Могилы по ис­прав­ле­нию тек­ста славянской Биб­лии и но­вый пе­ревод жи­тия святого Си­ме­о­на Ме­таф­ра­ста. Пётр Могила опе­кал ти­по­гра­фию Кие­во-Пе­чер­ско­го монастыря, ос­но­вал ти­по­гра­фии в Ва­ла­хии (Ким­по­лунг, 1635 год; Яс­сы, 1641 год).

Читать еще:  Вербное воскресенье. День радостных ладошек

В 1643 году Пётр Могила со­вер­шил ка­но­ни­за­цию всех пе­чер­ских под­виж­ни­ков, по­коя­щих­ся в Ближ­них и Даль­них пе­ще­рах Кие­во-Пе­чер­ско­го монастыря, и из­дал текст мо­леб­на с их по­ми­на­ния­ми.

При Петре Могиле бы­ли от­рес­тав­ри­ро­ва­ны в Кие­ве ряд свя­тынь кня­же­ско­го пе­рио­да: Со­фий­ский со­бор, церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Бе­ре­сто­ве, Трёх свя­ти­те­лей, Ми­хай­лов­ская церкви Вы­ду­бец­ко­го монастыря; рас­чи­ще­ны руи­ны Де­ся­тин­ной церк­ви (при этом об­ре­те­ны ос­тан­ки, ото­жде­ст­в­лён­ные Петру Могиле с мо­ща­ми святого рав­но­апостольного князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча). Об­нов­лён Ус­пен­ский со­бор Кие­во-Пе­чер­ской монастыря, ряд мо­на­сты­рей в Кие­ве.

Пётр Могила не ли­шён был вла­сто­лю­би­вых ам­би­ций; вы­сту­пал за про­ект при­ми­ре­ния пра­во­слав­ной и уни­ат­ской (смотри Бре­ст­ская уния 1596 год) церк­вей (за так называемую но­вую унию) пу­тём соз­да­ния Ки­ев­ско­го пат­ри­ар­ха­та с опо­сре­до­ван­ной за­ви­си­мо­стью от Ри­ма. Та­кая по­зи­ция вы­зы­ва­ла не­од­но­знач­ную оцен­ку сре­ди пра­во­слав­ных ие­рар­хов, часть из ко­то­рых ви­де­ла в этом же­ла­ние Петра Могилы дей­ст­во­вать в уго­ду польским вла­стям.

Пётр Могила был по­хо­ро­нен в Ус­пен­ском со­бо­ре Кие­во-Пе­чер­ско­го монастыря, его мо­ги­ла унич­то­же­на при взры­ве со­бо­ра во вре­мя Великой Отечественной вой­ны. Фи­гу­ра Петра Могилы по­ме­ще­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции па­мят­ни­ка «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» (1862 год, ав­тор про­ек­та М.О. Ми­ке­шин). Пётр Могила ка­но­ни­зи­ро­ван в 1996 году Украинской пра­во­слав­ной цер­ко­вью Московского пат­ри­ар­ха­та как ме­ст­ноч­ти­мый свя­той; 8 декабря 2005 года — Русской пра­во­слав­ной цер­ко­вью как об­ще­рус­ский свя­той. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю РПЦ — 31 декабря (13 ян­ва­ря).

Сочинения:

Крест Хри­ста Спа­си­те­ля. К., 1632;

Пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры. М., 1696;

Ска­за­ния Пет­ра Мо­ги­лы // Ар­хив Юго-За­пад­ной Рос­сии. К., 1887. Т. 7. Ч. 1;

За­ве­ща­ние // Па­мят­ни­ки, из­дан­ные Ки­ев­ской ко­мис­си­ей для раз­бо­ра древ­них ак­тов. 2-е изд. К., 1897. Т. 2. Отд. 1.

Содержание

Отец его Симеон Могила был сперва господарём Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 году Могилам после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Речь Посполитую, где у них были сильные и богатые родственники: племянница Симеона, Раина Могилянка, была матерью Иеремии Вишневецкого, которому принадлежала почти вся левобережная Украина.

Во Львовской братской школе Пётр получил образование в строго православном духе. Завершил своё образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. В совершенстве овладел латинским языком. Сначала был военным, участвовал в Хотинской битве, но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан.

В 1627 был избран киево-печерским архимандритом, который прямо подчинялся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носил титул «великого архимандрита». Митрополит Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра определилась вражда между ним и преемником Иова Борецкого на митрополичьей кафедре — Исайей Копинским.

Пётр, не желая ни в чём повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631), но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили её исключительно власти константинопольского патриарха, Пётр объединил свою лаврскую школу с братской.

В 1632 году был представителем киевлян на сейме в Варшаве при избрании королём польским Владислава IV. Король признал легальное существование православной митрополии в Киеве и четырёх епархий, которые до того времени существовали явочным порядком. Был назначен королём на киевскую кафедру, которую продолжал занимать митрополит Исайя.

Исайя Копинский был признан лишённым сана, а на его место был выбран Могила, с сохранением лаврского архимандритства. «Деградование» Копинского и посвящение Могилы состоялось во Львове в 1633 году и было совершено львовским епископом, экзархом Константинопольского патриарха.

По прибытии в Киев его встретили двумя известными панегириками — от лаврской братии и братской школы. После этого Могила насильно выгнал законного и каноничного митрополита Исайю, с кафедры, посадив его в заключение. «Но более серьезную неприятность пришлось испытать Могиле от прежнего митрополита Исайи Копинского.Последний отрицал законность избрания печерского архимандрита на непраздную митрополичью кафедру и не хотел уступать ему своих прав.Предвиделось немалое смущение в церкви.Могила ррешился и против прежнего митрополита употребить самые крутые меры.По его распоряжению престарелого и больного старика ночью схватили в Киево-Мхаийловском монастыре,где он настоятельствовал в одной власянице,перебросивши через коня ,как какой-нибудь мешок,перевезли в Киево-Печерскую обитель.Лаврское заключение, из которого удалось освободиться Исайи Копинского, разумеется,не могло улучшить его отношение к Петру Могиле:действительно вражда и борьба между обоими митрополитами-как увидим продолжалась впоследствии,до самой кончины одного из противников.»(Голубев «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники.» 1 том, страница 552-553,издание 1883 год) [1] Могила приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря [2] [3] [4] . Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трёх Святителей, которую отдал братскому монастырю.

В 1635 году были раскопаны и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Пётр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец, обращался за помощью и к московскому царю.

Особенное внимание обратил Могила на киево-братскую школу, ныне называемую Могилянской. Хлопоты о переименовании её в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена.

13 января. Память святителя Петра Могилы, митрополита Киевского

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 13 января, в отдание праздника Рождества Христова, Православная Церковь совершает память святителя Петра Могилы, митрополита Киевского.

Будущий святитель родился 21 декабря 1596 года в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила, что значит возвышенность или холм.

Отец его был сперва господарем Валахии (1601 – 1607), потом Молдавии (1607 – 1609). В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. В Львовском братском училище Петр получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Хорошо владел латинским и греческим языками. Некоторое время был военным и даже участвовал в Хотинской битве. Позже решил принять духовный сан, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого.

В 1627 году он был избран Киево-Печерским архимандритом, номинально подчинявшимся Константинопольскому патриарху, но не Киевскому митрополиту, и носившим титул «великого архимандрита». Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра Могилы и под его руководством в 1628 году состоялось осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого. Тогда же определилась вражда между преемником Борецкого Исаией Копинским и Петром Могилой. Будущий святитель, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от Киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской.

В 1632 году, при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был Петр Могила. Он выхлопотал признание легального существования Православной Церкви наряду с униатской. Одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит Киевский Исаия Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран Петр Могила с сохранением лаврского архимандритства. «Деградование» Копинского и посвящение святителя Петра состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом Константинопольского патриарха. Затем Петр Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками – от лаврской братии и братской школы.

После того, как Исаия, не без борьбы, оставил свою кафедру, Петр стал восстанавливать права Церкви на некогда захваченные униатами монастыри и храмы, в том числе на Софийский собор и Выдубецкий монастырь. Также он восстановил старинную церковь Св. Владимира, церковь Спаса на Берестове и церковь Трех Святителей, которую отдал братскому монастырю.

В 1635 г. были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Петр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей. Обращался за помощью святитель и к Московскому царю.

Особенное внимание обратил Петр Могила на Киево-братскую, называемую Могилянской, школу. Хлопоты об ее переименовании в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский состав при Петре Могиле был на высоте своего призвания. Профессора посылались для учения за границу, прежде чем приступать к преподаванию. Много огорчений доставлял Петру Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, часто вполне несправедливо.

В бытность свою митрополитом Петр Могила издал следующие книги: «Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни Константинопольского патриарха Каллиста» (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на западнорусском литературном языке); «Аифологион, сиречь молитвы поучения душеполезные в душевную пользу спудеев» (1636); «Евхлогион, альбо Молитвослов» (или Требник; 1646). Петр Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан. Он подвергался обсуждению на Киевском соборе 1640 года и Ясском 1643 года. Он был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, однако напечатан был только в 1662 году, в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Петром Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645).

В 1685 году в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Устроена она была по образцу Киево-Могилянской и явилась центром высшего и среднего духовного образования в России.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Мелании Римляныни (439);

прп. Паисия Святогорца (прославление в 2015 году);

свт. Досифея исп., митр. Загребского (1945) (Серб.);

сщмч. Михаила Березина, пресвитера (1937);

мч. Петра Троицкого (1938).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector