0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первые дни Страстной: не поддаваться желудку

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Первые дни Страстной седмицы. Что поется на службах

Что особенного в службах Великого Понедельника, Вторника и Среды.

Мы вступаем в дни Страстной седмицы. Эту неделю святые отцы называют вершиной богослужебного года. Первые три дня Страстной седмицы посвящены последним дням общественного служения Спасителя, и богослужения этих дней раскрывают перед нами те события, которые произошли в Иерусалиме более двух тысяч лет назад.

После торжественного Входа в Иерусалим Спаситель на протяжении трех дней пребывал в храме и учил народ. Поэтому в первые три дня Страстной седмицы во время чтения богослужебных часов читается Святое Евангелие. Это чтения призвано символически изобразить Господа, учащего в храме, ведь Евангелие – это Слово Божие, поэтому когда мы слушаем чтение Евангелия, то будто слушаем самого Иисуса Христа.

Однако, помимо общей темы – поучений Спасителя, у каждого из трех дней Страстной седмицы есть еще литургическая тема.

В Великий Понедельник мы вспоминаем чудо, которое совершил Господь с бесплодной смоковницей. Также в этот день вспоминается история Иосифа Прекрасного, сына ветхозаветного патриарха Иакова, которого братья продали в рабство. Святой Иосиф – прообраз Спасителя, проданного и осужденного своими братьями-соплеменниками.

Основной темой Великого Вторника становятся притчи Иисуса Христа, а также таинственная беседа Спасителя со своими учениками на горе Елеонской, когда он поведал ученикам о будущем конце мира. Именно притчи, которые читаются во вторник, легли в основу песнопений, поющихся во все первые дни Страстной седмицы.

Первое песнопение «Чертог Твой» составлено по мотивам притчи о званных на пир. В основу второго, «Се жених грядет в полунощи», положена притча о десяти девах. Предлагаем это песнопение в русском переводе: «Вот Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!». В Греции это песнопение дало название утренним богослужениям понедельника, вторника и среды Страстной седмицы – «Утреня жениха». Во время этого песнопения в Греции, а сегодня и во многих наших церквях, в середину храма износится икона Спасителя в терновом венце. Она называется «Жених Церковный».

У Великой Среды две литургические темы: предательство Иуды и помазание некой женой-грешницей. Среди множества песнопений этого дня песнопение, написанное монахиней – преподобной Кассией. Стихиру «Господи, иже во многие грехи впадшая жена» очень любят в Греции, многие священнослужители и миряне знают ее наизусть. Поэтому в Великую Среду в греческие храмы стекается множество народа послушать эту стихиру. Вот она на русском языке: «Господи, во многие грехи впавшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы служение взяв на себя, с рыданием миро Тебе прежде погребения приносит, – ‟Увы мне”, возглашая, –‟ибо ночью для меня является страсть невоздержания, мрачной и безлунной – любовь к греху! Прими мои источники слез, из облаков изводящий воду моря. Приклонись к моим стенаниям сердечным, приклонивший небеса неизреченным Твоим самоумалением. Буду лобызать пречистые Твои ноги, и еще отру их головы моей кудрями, – те, шум от которых Ева в раю после полудня, услышав ушами своими, в страхе скрылась. Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует? Спасающий души, Спаситель мой, меня, рабу Твою, не презри, имеющий безмерную милость!”»
Существует Предание, связанное с этой стихирой. Монахиня Кассия в свое время отвергла попытку императора-иконоборца Феофила взять ее в жены.
Спустя много лет император решил посетить этот монастырь и увидеть Кассию. В это время святая писала эту стихиру. Услышав, что приехал император, она скрылась, не желая встречаться с еретиком. Преподобная оставила стихиру недописанной на словах «шумом уши огласивши…» и скрылась. Феофил зашел в ее келью, нашел стихиру и дописал: «страхом скрыся», намекая на то, что Кассия бежала от его лица, как Ева от Бога. Только узнав, что император уехал, святая вышла из своего убежища и дописала стихиру.

В Великую Среду в храме совершается Чин прощения. Мы привыкли, что этот Чин у нас совершается только в Прощеное воскресенье, однако даже во дни Великого поста мы друг друга обижаем, расстраиваем. И поэтому, по нашему Уставу, в конце богослужения Великой Среды все в храме испрашивают друг у друга прощения за те прегрешения, которые мы сделали в дни «святой Четыредесятницы, словом, делом, помышлением и всеми чувствы». Получив прощение от священнослужителей и друг от друга, мы вступаем в самые великие дни церковного года – Великие Четверг, Пятницу и Субботу.

Страстная седмица

Великий пост длится в течение сорока дней. Это – время покаяния, исправления жизни. По окончании поста следуют два праздника: Лазарева суббота и Вербное воскресенье. В эти дни бывает послабление поста, можно вкушать рыбную икру (на Лазареву субботу) и рыбу (в Вербное воскресенье). Эти два праздника не относятся к Великому посту.

По прошествии этих двух праздников наступает седмица особой строгости в воспоминание Страшных Страданий Христа. Эта торжественная и скорбная седмица посвящена страданиям Христа. Она не входит в число дней Великого поста и стоит особо. Все дни этой седмицы называются «Великими» (Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.).

Святой Пасхе предшествует Страстная, или Великая седмица. Так называются 6 дней перед Пасхой, в которые Церковь вспоминает последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христовы — Его предательство, суд над Ним, обвинение в богохульстве, истязания, издевательства и позорную смерть.

К событиям Страстной седмицы православные готовятся все предыдущие дни поста, чтобы укрепиться духом перед последними испытаниями. Пощение и состоит в том, чтобы должным образом подготовить душу к Крестному подвигу Христа. Переживание Страстей Христовых открывает душу навстречу Господу, приводит к покаянному чувству. Плач о грехах соединяется с внутренним озарением, что Господь страдает и умирает и за меня, грешного, но совсем скоро грядет Его Воскресение. Это чувство дарит уверенность в том, что каждый христианин может обрести спасение в Господе.

Смысл Страстной седмицы

Христос принял по Своей воле страшные муки, которые неподвластны даже человеческому воображению. И претерпел эти страдания, венчала которые Крестная смерть, ради грешных людей. Он принял на Себя грехи наши, грехи людей всего мира. Поэтому страдания эти настолько сильными и невообразимыми. Предреченные события многими ветхозаветными пророками сбылись в один день.

Этот самый важный в жизни человечества день называется Великая (или Страстная) пятница. В этот день совершилось великое событие – искупление рода человеческого от древней клятвы. Многие помнят события Ветхого Завета, когда Адам и Ева – первые люди – нарушили запрет Бога Отца от сотворения мира. Они съели запретный плод с дерева познания добра и зла. Поэтому Бог вынужден был изгнать их из рая и лишить их вечной жизни.

Но Милостивый Бог не мог взирать спокойно на нарушение Его Божественного замысла о вечном блаженстве людей. Он послал на землю Сына Своего Единородного, Которого любил больше всего, для того, чтобы Он искупил людей от этой клятвы и снова смог унаследовать жизнь вечную.

Люди, благодарные за такую невиданную и незаслуженную милость Божию, вспоминают события Великой Пятницы и посвящают этому событию самый строгий пост. Многие не принимают пищи вообще в этот день. В то же время верующие усиливают и душевный пост. Они скорбят и плачут, вспоминая Страдания Христовы и Страшную Крестную смерть, и спешат в храмы на службы.

Читать еще:  Я хочу, чтобы человека не сажали за телефон

Богослужения Страстной седмицы

На Страстную седмицу бывают самые красивые и торжественные церковные службы в году. Они неторопливы, полны скорби и величия. В Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду служатся утром Литургии Преждеосвященных Даров. На этих службах поются: «Се Жених» и «Чертог Твой».

Страдая вместе с Христом, Церковь ведет верных Его Крестным путем. Все богослужебные тексты вспоминают каждое событие, каждое слово Господа, сказанное на этом скорбном пути. Особое внимание на богослужениях уделяется Евангельским словам.

В первые три дня Страстной недели совершаются одинаковые богослужения, более долгие и торжественные, чем в предыдущие постные дни. Богослужения в эти дни состоят из великого повечерия, утрени и литургии Преждеосвященных даров. В эти дни на службах прочитывается весь Псалтирь, кроме 118 псалма, который относится к Великой субботе. Песнословия Псалтири исполнены плачем о падшей, греховной природе человека и ожиданием Спасителя мира.

Богослужения в первые дни Страстной недели сопровождаются Евангельскими благовествованиями об Иисусе Христе — Его жизни, учении, вольных страданиях, начиная от рождения, заканчивая Крестной смертью и погребением. Евангельские чтения в этот период напоминают верующим о том, что Иисус Христос — совершеннейший человек и Бог, по доброй воле пришел в мир и умер ради нашего спасения.

На вечерне в первые четыре дня читаются паремии из книги Исхода и книги Иова. События из книги Исхода рассказывают о тяжелой жизни евреев в египетском рабстве и избавлении от него, и являются образом духовного рабства греху и искуплением христиан из этого рабства через смерть Господа. Страдания невинного Иова это прообраз невинных страданий Иисуса Христа ради нашего спасения.

Страстная седмица: день за днем

Каждый день Страстной недели называется Страстным, или Великим, и посвящен особому воспоминанию.

Великий Понедельник

В этот день Церковь вспоминает невинного Иосифа, который прообразует собой Христа. Как Иосифа продали в рабство братья, так был продан и Господь. Как Иосифа сажают в заключение в Египте, так Иисус нисходит в темницу гроба. Как промысел Божий освобождает Иосифа из узницы, так воскресает Иисус Христос. Иосиф питал всех приходящих к нему хлебом во время голода, а Иисус Христос стал для всех притекающих к Нему Хлебом жизни. Воспоминание целомудренного Иосифа в Великий понедельник побуждает христиан провести Страстную седмицу как можно чище.

Евангельское чтение в этот день напоминает о иссохшей смоковнице, которая прообразует фарисеев и законников, не дающих духовного плода. Господь призывает своих учеников молиться, так как человек без веры и молитвы мертв.

В Великий понедельник служится литургия Преждеосвященных даров. На литургии Евангелие провозглашает слово Господне о признаках разрушения Иерусалима и о конце мира.

Великий Вторник

Во второй день страстной седмицы Церковь приводит в назидание верующим притчу о десяти девах. Елей в притче символизирует дела милосердия. Девы юродивые, у которых не достало елея, это суть благочестивые люди, которым не хватило дел милосердия. Через Евангельское благовестие о десяти девах Церковь призывает верных всегда бодрствовать, молиться и совершать милостыню и другие дела благочестия, чтобы пришествие Господа не застало нас врасплох.

На утрени читается Евангелие о том, как фарисеи и саддукеи, прикидываясь благочестивыми ревнителями о Боге, задавали Господу вопросы, стараясь подловить Его, чтобы предать на суд. Премудрый Господь, видя их помыслы, обличил лукавство и притворство книжников, обратившись к народу с проповедью о беззакониях священноначалия.

На Литургии Церковь благовествует о втором пришествии Христа и кончине века, продолжая тему, начатую в Великий понедельник.

Великая Среда

Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного, где Ему и ученикам была приготовлена вечеря. Женщина-блудница принесла миро, и возлила на голову Христа. Толкователи Евангелия объясняют ее поступок надеждой на очищение от духовной нечистоты, подобно тому как очистил Христос от телесной нечистоты Симона. Когда ученики стали упрекать женщину в напрасной трате мира, Спаситель запретил им, сказав, что она из любви ко мне сделала это.

Так и Церковь в среду Страстной седмицы учит верующих, что добрые дела это не только милостыня, но и посильное выражение любви к Богу. Сейчас принято оправдывать свое нерадение к Церкви тем, что Богу деньги не нужны. Однако приношение невидимому Богу, который незримо присутствует в храме, есть проявление любви к Нему. В благодарность о содеянном, Господь прославил эту женщину во всем мире, где было проповедано Евангелие.

В это же время иудейские законники ищут причины убить Иисуса. Один из учеников, злочестивый Иуда Искариотский, предложил предать Господа, оценив Неоценимого в 30 сребренников. Святая Церковь предупреждает нас об опасности сребролюбия, способного ввергнуть душу в ад.

В среду на Преждеосвященной литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. После этого отменяются земные поклоны. Также оставляется Псалтирь до окончания Светлой седмицы.

Великий (чистый) Четверг

В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа, на которой было установлено таинство Евхаристии, или Причастия, и совершено омовение ног апостолов.

В день опресноков по ветхозаветному закону настала пора заклать пасхального агнца, а для Иисуса Христа настало время отходить к Отцу Небесному. Господь с учениками пошел в Иерусалим, чтобы заменить ветхозаветную Пасху новой — своими Кровью и Телом. Перед вечерей Иисус Христос препоясался и омыл ноги ученикам, показывая тем самым, что Царство Небесное не от мира сего, и отличает его не слава и власть, а любовь, смирение и чистота духа.

В Великий Четверг служится Литургия св. Василия Великого. А вечером служится утреня Великой пятницы с чтением двенадцати отрывков из евангелия, описывающих страдания Христа. Служба эта так и называется «12 евангелий». Это – очень красивая и трогательная служба, во время которой народ стоит в храме с зажженными свечами, а на каждое начало чтения евангелия бывает колокольный звон.

На вечере Спаситель открыл ученикам, что будет предан, и указал, что предателем станет тот, кому Он передаст хлеб. Затем Иисус передал кусок хлеба Иуде, обмакнув его в солиле. С куском хлеба вошел в Иуду сатана, и Господь сказал: “Что делаешь, делай скорее”. После этих слов Иуда ушел с тем, чтобы вернуться с книжниками и законниками.

После этого Господь разрешил спор учеников, кто из них больше, предрек апостолам общее искушение, а Петру — троекратное отречение от Него.

После вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, и Христос поднялся на гору Елеонскую. В евангельских чтениях описаны душевные муки Иисуса и моление о чаше. Гефсиманская молитва Иисуса Христа учит христиан не отчаиваться, ведь молитва поможет преодолеть все скорби и искушения, а также утешит и ободрит. Кроме того, Господь внушает апостолам и нам: бдите и молитесь!

Страстная Пятница

В Великую Пятницу литургии не положено, служатся Царские часы. Вечером служится вечерня с выносом Плащаницы. Позже бывает утреня, во время которой совершается Погребение Христа – крестный ход с Плащаницей.

В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает страшные и спасительные страдания Иисуса Христа и Его смерть. В Великую пятницу каждое священное событие ознаменовано богослужениями:

  • утреня — взятие Господа в Гефсиманском саду и осуждение на смерть;
  • первый час — ведение Иисуса Христа на суд к Пилату;
  • третий час — осуждение на крестную смерть;
  • шестой час — крестные страдания Господа;
  • девятый час — смерть Иисуса Христа;
  • вечерня — снятие святого тела с Креста.

В этот день на утрени (на практике это богослужение происходит в четверг вечером) читаются 12 страстных Евангелий, повествующих о крестном пути, смерти и погребении Богочеловека.

Во второй половине дня в церквах выносят плащаницу, образуя этим снятие Пречистого Тела с креста Иосифом из Аримафеи.

Великая Суббота

В Великую Субботу служится литургия, на которой священнослужители переоблачаются в белые одежды, и читается воскресное Евангелие. Вспоминается сошествие Христа во ад и изведение грешников оттуда. В тот же день бывает освящение предметов Пасхальной трапезы (куличей, крашеных яиц и творожных пасх).

Утреня символизирует положение Господа во гроб, Его погребение. Посреди храма читают непорочны — стихиры, которым предшествуют стихи из 118 псалма. По окончанию канона под колокольный погребальный звон верующие совершают крестное шествие вокруг храма со святою плащаницей. Евангельское чтение повествует о запечатствовании гроба и выставлении стражи из римских воинов.

Читать еще:  10 лучших статей о том, где искать смысл жизни

На вечерней, соединенной с Литургией Василия Великого, в церквах читают 15 паремий — пророчества об унижении и оскорблении Господа и последовавшим за ними славным Воскресением.

Уже сама смерть Иисуса Христа — это предпразднство Пасхи, преддверие Его Светлого Воскресения. Как у тела дорогого покойника бдят родственники, так и христиане проводят ночь перед Пасхой в благоговейной страже у гроба Господа Иисуса Христа. При равноапостольном царе Константине бдение перед Пасхой проводили с особенной пышностью. Известно, что по повелению царя город был настолько ярко освещен, что затмевал своим блеском солнце!

Таким торжеством и всенощным бдением Церковь предупреждает верующих о необходимости всегда бодрствовать, чтобы не впасть в искушение и избежать нападений духовных врагов.

К торжеству пасхальной ночи готовит христиан чтение Апостольских Деяний, после чего храмы ярко освещаются и начинается торжественный благовест.

При пении канона плащаница переносится на престол, как истинный Хлеб и Питие, которым стал для нас Воскресший Господь.

Заканчивается Страстная седмица Светлым Христовым воскресением – Пасхой. Вечером служится полунощница, на которой Плащаница заносится в алтарь, а ближе к полуночи совершается пасхальный крестный ход. В полночь перед дверьми храма раздается пасхальный возглас священника и начинается Пасхальное Богослужение.

Заключение

В период Страстной седмицы православные люди стараются послужить Богу особым постом, во время которого плоть отвергается и возвышается дух человека. Каждый по мере сил показывает Богу свою любовь к Нему и верность, сочувствует страшным страданиям Христа, проливает праведные слезы от любви. Это – время тишины и бесстрастия, победы духа над плотью. И, как итог седмицы, следует радость о воскресшем Господе Иисусе Христе, безмерная и торжествующая над смертью.

10 фактов от митрополита Илариона о Страстной Седмице

Первые дни Страстной: не поддаваться желудку

Государственная Дума приняла в первом чтении закон об оскорблении чувств верующих. Комментирует протодиакон Андрей Кураев.

Фото Юлии Маковейчук

Принимается не новый закон, а единый законодательный акт, который одновременно вносит правку в несколько кодексов и законов. Поэтому здесь нет никаких препятствий к тому, чтобы и какие-то другие законы, касающиеся подобного же рода преступлений, претерпели некоторые изменения.

Хотелось бы, чтобы эта новелла была расширена и касалась бы не только чисто религиозных, но и национальных, гражданских святынь — таких, как, например, памятники воинам Великой Отечественной войны.

Было бы хорошо, чтобы Дума, принимая эти поправки, предварила их текст преамбулой с декларацией, поясняющей, что законодатель, определяя данные нормы, не намеревается вывести религиозную жизнь из области критики, полемики и дискуссии. Поправки вообще не запрещают ни критику, ни дискуссию. Речь идет только и именно о сознательном желании унизить святыню значимой группы людей. Если бы Дума сама дала пример такого внятного разведения критики, полемики и оскорблений, многие опасения критиков законопроекта были бы сняты.

Впрочем, главная проблема этой новеллы — в ее вкусовщине. Речь идет об оскорблении, а понятие «оскорбление» имеет в Уголовном кодексе вполне ясное определение: оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. А вот что значит «неприличное» — не оговорено.

В православной литературе неприличным порой называется то, что в современной мысли и языке входит в понятие нормы. Например, св. Афанасий Великий пишет – «неприлично было, чтобы однажды сотворенные разумные существа погибли и обратились в небытие» (Слово о воплощении). Недавно мы видели неожиданную реанимацию правил Трулльского собора в современном светском суде. Не получится ли теперь, что все то, что церковные писатели былых веков назвали неприличным, автоматически станет таковым для российских судов?

Так кто будет определять границы неприличия, если законодатель от этого сам уклонился?

Сузить новизну законопроекта я бы предложил за счет слова «чувства». Чувство — это реалия неизмеримая, сугубо приватная и никем не проверяемая. Сколько безнадежных скандалов даже в семейных парах связано с этим: «Ты точно меня любишь? Я чувствую, что твои чувства ко мне охладели!»…

Если я пришел к судье и прокурору и заявил, что мое чувство оскорблено — кто вместо меня это может проверить? Никакая экспертиза не может аннулировать мои чувства. Какие эксперты? У меня тонкая индивидуальная душевная организация, и вообще, вам, атеистам, нас, мусульман не понять, а вот именно это меня оскорбляет!

Открывается огромная возможность для взаимных жалоб и согласия или несогласия с ними суда. Или суды станут заложниками жалобщиков и будут обязаны автоматически штамповать заключения и штрафы по любому заявлению об оскорблении чувств (ибо проверить это никак нельзя ), или возникает основание для полного волюнтаризма — и соответственно, судьи будут действовать исходя из некой политики или личных симпатий и антипатий: вот это суд признает оскорблением, а здесь скажет — «утритесь!».

Суду предлагается покопаться в двух душах: он должен установить, есть ли реальная возмущенно-оскорбленность в сердце и чувствах истца. Но кроме того, суд должен установить, есть ли тайный и преступный умысел в сокровенных глубинах и замысле ответчика. И если истцу суд верит на слово («он говорит, что оскорблен, значит оскорблен»), то и ответчику суд должен тоже поверить на слово («я никого не хотел оскорблять!»). В итоге неизбежная боевая и времязатратная ничья.

Поэтому я выступаю за то, чтобы упоминание о чувствах вообще было убрано, а осталось нечто вполне очевидное: храмы, святыни, фундаментальные комплексы идей. Критика, философская дискуссия, карикатура, юмор и сатира должны остаться в легальном поле. Ну как мы будем запрещать другим рассказывать анекдоты про попов, когда сами с удовольствием их рассказываем в своей среде? Самые ехидные анекдоты о католичестве я слышал из уст католических священников, а самые едкие антисемитские анекдоты рассказывают сами евреи. В православной среде тоже есть свой внутриконфессиональный корпоративный юмор, полузакрытого характера.

Судебную перспективу имеют лишь редкие случае публичной демонстрации ненависти и мотивов.

Есть случаи, когда человек откровенно говорит: «Я хочу выразить свое мерзкое чувство к той или иной религиозной группе». Так на этой неделе сделали Александр Никонов и Аркадий Бабченко. Никонов с помощью фотошопа пририсовал к иконному лику Спасителя то свое место, которое обычно людям в лицо не тычут. А Бабченко публично в своем фейсбуке заявил, что он намерен придать вращательное движение всем царям, законам и попам, причем осью вращения будет опять же его причинное место (это в переводе на цензурный язык). Фемен всем тычут своими молочными железами, а у этих воинствующих атеистов мыслительные процессы и аргументы на еще более низком уровне.

Правда, здесь уже возникает вопрос психиатрической экспертизы: вменяемы эти люди или тяжело контужены.

Беседовала Мария Сеньчукова

Тяжесть в желудке после еды: что делать при первых симптомах

Состояние, с которым так или иначе сталкивался, пожалуй, каждый, — послеобеденная тяжесть в желудке — обычно проходит быстро. Но иногда неприятное ощущение появляется после, казалось бы, не столь обильного приема пищи или продолжается довольно долго. Отчего такое случается и как избавиться от тяжести в желудке, что можно и чего нельзя при этом делать — читайте в нашем обзоре.

Причины и симптомы возникновения тяжести в желудке после еды

Чаще всего тяжесть в желудке появляется, когда организм не справляется с количеством съеденного либо когда пища слишком тяжелая — содержит много жиров и углеводов, так что расщепить ее без дополнительных пищеварительных ферментов не получается.

Очень распространенные причины переедания — социальная и психологическая. Во многих традиционных культурах во время праздников принято собираться в кругу родственников и друзей и устраивать застолье. К тому же вкусная еда сейчас — самое быстрое и доступное удовольствие.

Большинство людей переедает эпизодически — в отпуске, на праздновании дня рождения, во время визитов к родственникам. Ведь в нашей культуре не попробовать каждое блюдо на столе или отказаться от добавки — значит проявить неуважение к хозяйке. Подобные «эпизоды» переедания, особенно сопровождаемые употреблением алкоголя, крайне неполезны для организма. В такие моменты печень, желчный пузырь, поджелудочная железа работают буквально на пределе своих возможностей даже у здорового человека. А у того, кто уже имеет проблемы с желудочно-кишечным трактом, после обильных застолий и возлияний может начаться обострение — иногда из-за сильных болей даже приходится вызывать скорую.

Читать еще:  Как нам пережить новости о трагедиях? 5 советов психотерапевта

Также есть немало людей, страдающих от состояния, которое называется нарушением пищевого поведения. Это им шутливо советуют повесить замóк на холодильник, взять себя в руки и наконец перестать есть, но на деле жесткие ограничения в еде лишь усугубляют проблему. Чаще всего эпизоды компульсивного переедания (а именно так называется это расстройство) человек вспоминает как некие «провалы». Вроде и есть ему не особо хотелось — а сам не понял, как буквально «смёл» со стола огромное количество продуктов. В итоге — сильная тяжесть в животе, а кроме этого — стыд и чувство вины за обжорство и неспособность контролировать себя.

Поскольку подобные эпизоды происходят обычно несколько раз в месяц, а то и чаще, это не может не отразиться на физическом здоровье. Из-за постоянного ощущения тяжести в желудке и боли некоторые прибегают к сомнительному способу решения проблемы — вызывают рвоту. Со временем из «крайней меры» это превращается в рутину — так компульсивное переедание плавно переходит в булимию. Что, конечно, приводит к появлению лишнего веса и связанных с ним негативных изменений — повышение уровня холестерина, нарушение чувствительности к глюкозе — вплоть до сахарного диабета.

На самом же деле, проблема людей, страдающих от компульсивного переедания не в отсутствии силы воли, а в том, что у них подобным образом проявляется реакция на стресс. Это не «распущенность», а заболевание, у которого есть свой код в международном классификаторе болезней (МКБ-10: 307.51 F50.8). Бороться с компульсивным перееданием нужно не самостоятельно, а обратившись за помощью к компетентному психологу или даже психиатру, так как последний по российскому законодательству может назначить антидепрессанты — у психолога такой возможности нет.

Существует еще один, довольно редкий тип переедания — когда «тянет» на определенные продукты. Классический пример подобного состояния — желание съесть что-то солененькое, часто встречающееся у беременных. Это может быть признаком нехватки в организме определенных веществ — витаминов, минералов, полиненасыщенных жирных кислот.

Как избавиться от дискомфорта в желудке после еды

Начнем с того, чего делать нельзя:

  • Вызывать рвоту. Так нарушается нормальная моторика желудочно-кишечного тракта, повышается внутричерепное и артериальное давление, что особенно опасно для гипертоников. Возможны надрывы слизистой оболочки желудка и язвы пищевода из-за воздействия соляной кислоты, защита от которой в пищеводе не предусмотрена.
  • Ложиться спать. Переполненный желудок ограничивает движения диафрагмы — сон будет поверхностным, возможно, неспокойным. К тому же в горизонтальном положении тела содержимому желудка легче попасть в пищевод, раздражая слизистую и вызывая изжогу.
  • Принимать слабительные. Основные процессы переваривания и всасывания пищи происходят в тонком кишечнике. В толстом — микрофлора лишь «допереваривает» некоторые из продуктов основного пищеварения, синтезируя вещества, необходимые для питания клеток, и некоторые витамины. Здесь также регулируется всасывание воды. Слабительные способствуют накапливанию воды в толстом кишечнике, из-за чего объем каловых масс увеличивается и кишечник начинает активней их выводить. При этом пища в толстом кишечнике успевает более-менее благополучно перевариться, усвоиться и отложиться в виде жира, если ее было слишком много. Потеря веса после слабительного происходит лишь за счет обезвоживания. В результате нарушается нормальная моторика кишечника. Если прием слабительных повторяется регулярно, чем нередко злоупотребляют люди, страдающие компульсивным перееданием, — возникает привыкание, кишечник перестает работать без стимуляции извне.
  • Устраивать разгрузочный день после переедания. После избытка пищи желудочно-кишечный тракт активизируется, вырабатывает больше ферментов, настраиваясь на активную работу. Но вместо ожидаемой большой порции пищи он получает в лучшем случае яблоки или кефир, а то и вовсе ничего, а выделившиеся ферменты начинают «переваривать» сам ЖКТ. При компульсивном переедании диеты и разгрузочные дни и вовсе противопоказаны — постоянное чувство голода формирует навязчивые мысли о еде и провоцирует вполне закономерные «срывы»: обычно, чем дольше длилась диета, тем дольше и обильней будет эпизод переедания.
  • Бегать и прыгать. Тяжелые физические нагрузки и резкие движения после переедания могут сделать только хуже. Поэтому не стоит прыгать, пытаясь «утрамбовать» содержимое желудка. Пища покидает его под действием сложных регуляторных механизмов, которые реагируют на состав еды (белки остаются в желудке дольше углеводов), ее объем, кислотность, уровень регуляторных пептидов и так далее.
  • Винить, ругать и наказывать себя. Вина, стыд и плохое настроение лишь провоцируют очередной «срыв», дают новый повод для переедания.

Важно позаботиться о профилактике. Что можно и нужно делать при тяжести в желудке:

  • Не садиться за стол в плохом настроении.
  • Не есть перед телевизором, компьютером или за чтением.
  • Ограничить потребление алкоголя: он тормозит центр насыщения.
  • Выпивать стакан воды перед едой. Это создает иллюзию сытости и наполненности.
  • Не поддаваться на уговоры хозяйки, которая может обидеться в случае отказа от добавки. Не стоит идти на поводу у других людей — нужно прислушиваться к собственному организму.
  • Не нужно доедать за ребенком или «давиться» продуктами, у которых скоро истекает срок годности. Конечно, выбрасывать продукты не хочется. Но последствия постоянных перееданий исправить бывает непросто. Лучше не наготавливать на неделю вперед, не покупать много скоропортящихся продуктов. Можно сократить объем порции, чтобы ребенок точно все доел, и, если что, предложить ему добавку.

Если же избежать переедания не удалось, избавиться от диспепсии и метеоризма можно, приняв препарат, улучшающий пищеварение. Такие препараты содержат натуральные пищеварительные ферменты, которые расщепляют пищу, помогая желудочно-кишечному тракту с ней справиться. Эти ферменты «разбирают» сложные молекулы еды на простые «кирпичики». Так, ферменты протеазы расщепляют белки до аминокислот, липазы «разбирают» жиры до глицерина и жирных кислот, амилазы «отщипывают» от крахмала или гликогена молекулы глюкозы. Только в таком виде питательные вещества могут проникнуть сквозь стенки кишечника в кровь и использоваться организмом.

Здоровым людям нет необходимости принимать ферменты постоянно, но после переедания такие препараты помогают быстрее избавиться от его последствий.

Итак, тяжесть в желудке — нередкое последствие переедания. Если подобные эпизоды повторяются чаще чем раз в неделю и не поддаются контролю, нужно обратиться к психологу или психиатру. Облегчить диспепсию, метеоризм, вызванные ферментной недостаточностью, можно, принимая препараты с пищеварительными ферментами. Такие средства помогают организму справиться с избыточной пищевой нагрузкой.

Активные ферменты для улучшения пищеварения

Один из препаратов, способствующих улучшению пищеварения, — Микразим ® . Его состав включает в себя липазу, амилазу, протеазу, необходимые для переваривания жиров, углеводов и белков, поступающих в желудочно-кишечный тракт с пищей.

Микразим ® — это современный ферментный препарат в желатиновых капсулах с микрогранулами размером менее 2 мм. Благодаря такому маленькому размеру, они быстро смешиваются с пищей и легко проходят к месту действия. Максимальная активность Микразима ® наступает уже через полчаса после приема, в процессе пищеварения она естественным образом уменьшается, после чего ферменты покидают организм через толстый кишечник, не поступая в кровь.

Одна капсула Микразима ® содержит оптимальное количество ферментов для нормализации пищеварения (10 000 ЕД при перекусах, 25 000 ЕД на основной прием пищи [1] ). Принимать Микразим ® рекомендуется после переедания или употребления излишне жирной пищи, при диспепсии, метеоризме и диарее, вызванных ферментной недостаточностью. Препарат назначают при хроническом панкреатите, а также после удаления поджелудочной железы или при нарушении процессов пищеварения, вызванном резекцией желудка.

Микразим ® выпускается в двух дозировках: по 10 000 ЕД и по 25 000 ЕД. Одна капсула принимается во время приема пищи и запивается достаточным количеством воды. Нельзя разжевывать капсулу или каким-то образом измельчать ее содержимое — так можно повредить оболочку микрогранул, защищающую ферменты от потери активности в кислой среде желудка. В случае необходимости микрогранулы Микразим ® можно извлечь из капсулы и смешать с жидкостью — так удобнее принимать препарат маленьким детям и людям с затруднением глотания.

Микразим ® противопоказан при остром панкреатите или обострении хронического, а также при индивидуальной непереносимости компонентов. Препарат не имеет возрастных ограничений, его можно принимать детям с первых дней жизни.

Перед применением необходима консультация со специалистом.

* Регистрационный номер препарата «Микразим ® » в Государственном реестре лекарственных средств — ЛС-000995 от 18 октября 2011 года, переоформлен 26 сентября 2019 года [2] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector