1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первая диссертация по теологии: кто и почему критикует?

В России защищена первая кандидатская по теологии: биологи были против

Темой диссертации стал «синтез святителя Филарета»

01.06.2017 в 19:15, просмотров: 14664

1 июня в России произошло знаковое событие: в докторантуре им. Святых Кирилла и Мефодия прошла первая в новейшей истории нашей страны защита диссертации по теологии. По ее итогам теологическое кандидатское удостоверение №1 получит декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), протоиерей Павел Хондзинский. Таким образом, к лику наук в нашей стране наряду с такими мирскими и прозаическими предметами, как физика с химией, отныне причисляются и изыскания из области иррационального.

Процесс восстановления теологии (богословия) в славной семье постсоветских отечественных наук был длительным и шел с переменным успехом противников и сторонников возможности существования науки о Боге и божественном откровении.

В отличие от высшего образования, где теология впервые с 1917 года вошла в официальный перечень направлений подготовки уже в 2000 году (на сегодняшний день бакалавров и магистров теологии готовят уже 36 вузов, включая 21 государственный), ее второе пришествие в науку подзатянулось. На протяжении десятилетия Минобрнауки отбивало все попытки представителей православия и других конфессий добиться включения теологии в перечень научных специальностей. А целый ряд ученых активно поддерживали это противодействие чиновников, характерным примером чего стало открытое письмо 2007 года о нарастающей клерикализации российского общества, подписанное девятью академиками РАН во главе с Жоресом Алферовым и Виталием Гинзбургом.

Впрочем, не прошло и года, как другая группа ученых публично выступила за признание теологии отдельной отраслью науки. В итоге, пролавировав еще какое-то время, но все явственнее ощущая нарастающий официальный тренд, министерство сдалось: с 2014 года в российской аспирантуре открылся первый набор на направление «теология», а два года спустя появился «Объединенный диссовет Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ им. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России пo защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук — теология (исторические науки, философские науки)».

В этом совете и прошла нынешняя защита.

Первым соискателем степени кандидата наук нового направления стал декан богословского факультета ПСТГУ Павел Хондзинский. Тема его исследования — «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского» — разбор методологических основ исследования русского богословия XVIII века, уточнил «МК» замдекана по научной работе ПСТГУ Антон Анашкин.

Оба официальных оппонента диссертанта — философы: доктор и кандидат наук. Оно и понятно: религиоведов в нашей стране десятилетиями готовили в рамках специальности «философия». Однако основные претензии к работе высказали не они, а биологи: их стараниями, по некоторым данным, обеспечено до половины отрицательных внешних отзывов из девяти.

Впрочем, позиция специалистов-дарвинистов исхода дела не изменила: «Отрицательные отзывы не несут никакой ценности. Научной ценностью могут обладать только отзывы тех, кто специализируется в анализируемых областях знания», — заявил доктор философских наук из МГУ Валерий Саврей. Да и вообще, есть пять признаков подлинного эксперта, а критики-биологи им не соответствуют, подчеркнул он. В итоге по предложению митрополита Илариона и с единогласного согласия присутствующих дискуссия, не успев толком развернуться, была закрыта. По итогам тайного голосования 21 голос был подан «за», и лишь один бюллетень оказался недействительным. Таким образом, первая отечественная диссертация по теологии фактически получила единогласное одобрение членов Диссовета.

Теперь слово за Высшей аттестационной комиссией (ВАК), которая должна утвердить это решение, а затем присвоить Хондзинскому искомую степень. Но вот что любопытно. Первый официально признанный отечественный ученый-теолог станет кандидатом не теологических наук, а философских, с указанием теологии в скобках: «Кандидат философских наук (теология)». Лишь со временем эта научная квалификация будет обозначаться как «кандидат теологии». А это вызывает ощущение, что, даже признав теологию наукой де-юре, власти не готовы сопрягать эти слова в официальных документах.

Заголовок в газете: Теология пока осталась в скобках
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27408 от 2 июня 2017 Тэги: Общество, Власть Организации: Минобрнауки МГУ Места: Россия

В России успешно защищена первая диссертация по теологии

Первая в истории современной России кандидатская диссертация по теологии успешно защищена деканом богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета протоиереем Павлом Хондзинским, передает Life.

Его исследование посвящено деятельности святителя Филарета Московского и проблемам русского богословия XVIII века. Работа была написана в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. Главой диссертационного экспертного совета по теологии из 23 ученых был председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Читать еще:  Преподобный Иоанн Лествичник: житие, проповеди, книги, молитвы

Павел Ходзинский рассказал «Интерфакс-религия», что занимается изучением темы жизни Филарета Московского уже более 15 лет. «В истории русской духовной мысли святителю Филарету принадлежит место, которое в истории русской словесности принято отводить Александру Сергеевичу Пушкину. Как Пушкин обращал в поэзию все, к чему бы ни прикасался, так под пером святителя все становилось богословием», — отметил священник.

Согласно общепринятой формулировке, теология — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями.

В октябре 2015 года президиум Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки одобрил паспорт научной специальности «теология» под кодом 26.00.01. После этого стало возможным формирование первого диссертационного совета по теологии. Его создали на базе МГУ, РАНХиГС, Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Кроме того, был создан экспертный совет ВАК по теологии. В него вошли более 50 светских ученых.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

© Информационное агентство «Znak»
Шеф-редактор Колезев Д.Е., kolezev@gmail.com
Учредитель: Панова О.Р.

Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126
Тел.: +7 (343) 385-84-82, e-mail: znak@znak.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.

При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Грамота от Филарета

Светское общественное мнение до сих пор почти уверено, что наука и религия друг друга исключают. Вам при защите кандидатской пришлось пройти через сопротивление?

Протоиерей Павел Хондзинский: Да, сопротивление было, но не по существу текста. Отрицательные отзывы на диссертацию написали. биологи. Но оказались «не в теме», и когда попытались сказать что-то по содержанию диссертации, у них это получалось неудачно.

В основном же полемика была вызвана вопросом «Можно ли богословие считать наукой?». Ведь для того чтобы быть богословом — и я об этом пишу и в диссертации, и в автореферате, — необходим личный опыт веры. Кроме этой обязательной предпосылки богословие как наука на самом деле не сильно отличается от любой другой гуманитарной науки. Да и сама-то установка на личное отношение к изучаемому предмету не чужда другим наукам, особенно связанным с областью искусства. Ведь о каком бы искусстве мы ни говорили, оно не может быть не переживаемо эмоционально. А значит, всякое изучение искусства, любое вынесение оценок по поводу того, прекрасна или неудачна та или иная картина или соната, также предполагает некий личный (эмоциональный) опыт. В богословии то же самое. Отличие только в том, что речь идет не об эстетическом, а о духовном опыте.

Но филолог не обязан писать стихи. А богослов между тем должен верить.

Протоиерей Павел Хондзинский: Да, филолог может не писать стихи, но любить слово он должен — ведь филология и есть «любовь к слову». Потому что если он не любит поэзию, он ничего не поймет в своем предмете. Точно так же, как человек без слуха не сможет заниматься музыковедением. Я же тоже «не пишу стихи», то есть не претендую на то, чтобы стать в один ряд с великими богословами, но исследую созданные ими тексты. Теолог так же занимается анализом, историей, систематизацией текстов, как и другие гуманитарии. Прежде всего, конечно, текстов святых отцов, но не только их.

Вернемся к «атаке биологов» на вашу диссертацию, она была инспирирована?

Протоиерей Павел Хондзинский: «Предварительный сговор» был. Это не то что не знакомые друг другу люди случайно прочитали диссертацию, и вдруг им всем пришло в голову одно и то же. Я знаю, что была сделана рассылка, в которой всех призывали «выступить на борьбу с лженаукой» и, закидав диссертацию отрицательными отзывами, сорвать защиту. Предупреждали: все равно, что писать, главное, чтобы отзыв был отрицательный; стесняться тут нечего.

Протоиерей Павел Хондзинский: Пришло пять отзывов. Их зачитывали полтора часа. Но в их содержании было много конфуза. Один из авторов отзыва, например, пенял мне, что я не обратил внимания на отрицательное отношение к святителю Филарету, которого в народе якобы звали Филькой, а сочиненной им манифест об освобождении крестьян «филькиной грамотой». Но выражение «филькина грамота» появилось в XVI веке, так Иван Грозный, юродствуя, называл письма митрополита Филиппа (Колычева). А о том, что манифест об освобождении крестьян писал святитель Филарет (Дроздов), никто в народе и не знал, так как манифест был подписан именем государя. Так что вышел анекдот какой-то.

В церковной среде когда кто-то говорит о себе «Я богослов», у него, как правило, с иронией уточняют «Четвертый?». Потому что настоящими богословами считают троих святых отцов — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Ну а ко всем остальным относятся скептически.

Читать еще:  Страстная седмица с детьми: рекомендации многодетной матушки

Протоиерей Павел Хондзинский: Совершенно верно, почему я и подчеркиваю, что мне была присуждена степень кандидата теологии. И хоть теология в буквальном переводе и означает богословие, но я немного различаю эти понятия. Богословие — это все-таки то, что мы еще называем Преданием церкви. Это прежде всего тексты Священного Писания, творения святых отцов, постановления вселенских соборов, и т.д. Вот это все можно назвать «большим» богословием церкви. А научное богословие — теология, — это своего рода «малое» богословие, которое изучает, кодифицирует, систематизирует «большое».

Как вы смотрите на происхождение мира и сочетаете научные гипотезы об этом с церковным взглядом?

Протоиерей Павел Хондзинский: Есть два принципиально отличных взгляда на этот вопрос. Мир создан Богом — из ничего. Или — мир всегда существовал и всегда будет существовать сам по себе. Понятно, что с христианской точки зрения альтернативы для первой точки зрения не существует, но нехристиане могут, конечно, выбрать для себя и вторую. Важно подчеркнуть, что ни та, ни другая не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты научно. Научные гипотезы — не более чем гипотезы, они все время меняются, так что, мне кажется, просто некорректно ставить вопрос о согласовании истин Откровения с гипотезой. Великий физик Нильс Бор заметил, что с помощью достаточно развернутой гипотезы можно объяснить все (при этом, она совсем не обязательно будет соответствовать истине). Конечно, всякий человек имеет право не верить в то, что Откровение — это Откровение, а верить в гипотезы — что ж, по старой немецкой поговорке, каждый умирает сам по себе. Кроме того, библейское повествование о сотворении мира не представляет собой научный трактат, и предъявлять к нему соответствующие требования по меньшей мере странно.

В вопросах о происхождении человека и происхождении языка каким теориям теология отдает предпочтение?

Протоиерей Павел Хондзинский: Точка зрения Откровения — человек не есть простое производное предшествующих форм животной жизни. При его появлении имел место особый Божественный акт. Одним из следствий этого акта и стал дар слова, который святитель Филарет считал чуть ли не важнейшей составляющей образа Божия в человеке.

Многие настаивают: наука есть эксперимент с повторяющимся результатом. В теологии есть такие повторяющиеся результаты?

Протоиерей Павел Хондзинский: Ну все, например, знают, что Моцарт — гениальный композитор. И это точно повторяющийся результат для всех, кто слушает его музыку. Но человеку, которому Моцарт вдруг не понравится, мы никакими экспериментами и их результатами не докажем, что Моцарт — гениальный композитор.

Наука невозможна без открытия? В чем новизна и открытие вашей научной работы?

Протоиерей Павел Хондзинский: Ее новизна состоит в том, что на материале богословского наследия святителя Филарета (Дроздова) я предлагаю другую концепцию развития и значения русской богословской традиции, которая важна, мне кажется, и для сегодняшнего дня. Дело в том, что на так называемый «синодальный период» (XVIII — нач. XX в.) привыкли смотреть скептически, между тем он заслуживает к себе внимания хотя бы по тому, что именно в это время Русская церковь вошла в ситуацию «нового времени», в «эпоху модерна», поставившую перед ней весьма сложные вопросы, часть из которых стоит перед нами и сегодня. Понятно, что эта ситуация транслировалась к нам из Европы, и западное богословие тоже искало ответы на те же вопросы, но вероучительные и ментальные расхождения с Западом не позволяли русскому богословию просто воспользоваться готовыми «рецептами». И значение русских богословов синодальной эпохи в том и состоит, что они сумели найти свое разрешение этих общих для всего христианского мира проблем. В целом же эти проблемы можно, наверно, свести к двум: как возможно сакральное присутствие Церкви в секулярном мире; как возможно совместить личное христианство с исполнением обязанностей гражданина в светском обществе, где отсутствуют формы повседневного христианского быта. То есть как остаться христианином в нехристианском мире, не уходя из мира. Вот святитель Филарет и был одним из тех, кто давал ответы на эти вопросы времени, и сам был велик именно тем, что сумел сохранить глубокую внутреннюю духовную жизнь в окружавшей его светской суете. Удалось же это ему в том числе потому, что на всякое порученное ему дело он смотрел как на свое послушание Христу. Чем не пример для нас?

Как прошла ваша защита?

Протоиерей Павел Хондзинский: В конечном счете все разрешилось благополучно. Диссертационный совет высказался в мою пользу: из 22 голосов 21 голос был подан «за».

Объединенный диссертационный совет по новой научной специальности «теология» приступил к рассмотрению диссертации на соискание степени кандидата философских наук Павла Хондзинского 3 марта 2017 года. Его работа стала первой работой по теологии в России, допущенной к защите государственным диссертационным советом. За неделю до защиты диссертации в соцсетях развернулась горячая дискуссия, но не по теме диссертации, а по факту того, что степень кандидата наук может быть присуждена по специальности «теология». Защита диссертации состоялась 1 июня 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия в Москве.

Читать еще:  Суицид – не выход: 10 советов родителям подростков

В январе 2015 года Высшая аттестационная комиссия утвердила теологию в качестве научной дисциплины. Протоиерей Павел Хондзинский защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук в «Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Его научным руководителем был кандидат философских наук, доцент кафедры Религиоведения «Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» Николай Павлюченков. Официальными оппонентами выступали доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии и общественных коммуникаций Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Александр Корольков и кандидат философских наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления Артем Соловьев.

Диссертация по теологии. Как написать и защитить?

Основная задача теологии, как науки – это изучение взаимоотношений Бога к человеку и человека к Богу. Диссертация по религии поможет растолковать неоднозначные места Писания, охарактеризовать в доступной форме основные религиозные доктрины, а также предоставить возможность соискателю ученой степени получить престижную работу по выбранной специальности.

Что такое теология: определение и характеристики

Теология – это наука, сочетающая в себе несколько религиозных направлений: история вероучений, основные формы религии, культурное наследие за выбранный промежуток времени, научная деятельность и религиозное образование.

Цель теологии – изучить религию изнутри, поэтому это научное направление имеет негласное название, как «нерелигиозное богословие» (прагматическое рассмотрение религиозной деятельности, связанной с действиями/сущностью Бога).

Университеты по теологии

Выучиться по специальности 48.03.01 «Теология» можно в двадцати девяти российских вузах. Самый высокий рейтинг по этому предмету удерживают вузы Казани. По уровню престижности специальности, теология находится на 160 месте.

В международном масштабе, теология входит в перечень гуманитарных дисциплин. Чтобы обучаться христианскому духовенству, в США специально создали три специализированных учебных заведения: Йельский, Пристонский и Гарвардский. В России обучение этой специальности возникло позже и без создания узко-профильных вузов.

Диссертация по теологии: нужна ли она?

Научная специальность «теология» введена в перечень дисциплин Высшей Аттестационной Комиссии под номером 26.00.01. Этот шифр можно найти сразу после «геоэкологии», «аэрокосмической съемки». Бакалавриат, магистратура и аспирантура по богословию были введены в российские вузы около десяти лет назад.

Окончание магистратуры/аспирантуры не предполагает обязательного написания диссертации по теологии – это можно сделать по желанию. Структурные элементы текста работы идентичны с другими научными трудами.

Первый опыт защиты диссертации по теологии: кто и когда?

Первая защита кандидатской диссертации по вере состоялась в России 01.06.2017 года. Соискателем ученой степени выступил декан православного Свято-Тихоновского университета, протоиерей Павел Хондзинский. В своей исследовательской работе, он рассмотрел тему о проблемах русского богословия восемнадцатого века в видении митрополита Московского (святителя Филарета).

Защита научно-исследовательской работы по теологии проходила в аспирантуре имени Кирилла и Мефодия. Автореферат диссертации получил у рецензентов неоднозначные оценки – пять отрицательных отзывов и четыре положительных. Основная причина – неверная трактовка методологии исследования, основанная исключительно на личностном опыте протоиерея Хондзинского.

За положительное решение о присуждении кандидатской ученой степени проголосовал 21 член Диссертационного совета из общего количества в 22 участника.

Если у вас возникли сложности с написанием научной работы по теологии или желаете заказать диссертацию по тематике, не связанной с богословием или религией, обращайтесь к специалистам нашей компании. Мы начинаем сотрудничество только после заключения официального юридического договора.

Что дает защита научной работы по теологии?

После окончания обучения специальности «Теология» и защиты диссертации (по желанию), существует несколько вариантов трудоустройства.

  1. Занятие учебно-воспитательной, экспертно-консультативной деятельностью (служение в мечетях, храмах, церковных приходах, преподаватели в вузах, работа в светских организациях).
  2. Организация культурных мероприятий и досуга, подготовка/организация религиозных праздников для прихода и т.д..
  3. Религиозно-просветительская деятельность для воинских частей

Для привлечения прихожан в приход, теологи разрабатывают разнообразные социальные проекты, взаимодействуют с органами государственной власти для получения разрешения на строительство домов милосердия/реабилитационных центров, организации телефонной линии (психологическая помощь в центре доверия) и т.д.

В работе теологу пригодится не только знание богословия, но и иностранных языков – все зависит от особенностей полученной специальности. Специалисты по православию изучают церковнославянский, латинский, древнегреческий языки, а по исламу – и арабский.

Примеры тем диссертаций по теологии

При трудностях в выборе темы по теологии, воспользуйтесь нижеперечисленными примерами.

  1. Православная оценка мистического опыта человека, живущего в эпоху постмодерна.
  2. Происхождение человека: современные представления о явлении.
  3. Вечность: онтология понятия в художественной культуре Европы и России.
  4. Естественное богословие, как религиозный ренессанс в западной теистической традиции.
  5. Границы Церкви: историческое значение, концепции развития и их современное состояние.
  6. Становление христианской образовательной системы.
  7. Педагогические идеи, рассматриваемые в святоотеческом богословии.

Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию сложных технических текстов, курсовых работ и рефератов. Мы гарантируем конфиденциальность всем клиентам и работаем только после заключения официального юридического договора. Будем рады сотрудничеству с вами!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector