0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Патриотизм помогает исполнить заповедь любви»

Ноябрьский номер журнала «Нескучный сад»: Где у христианина Родина?

Слова, замылившие взгляд на лозунгах, наполняются жизнью и требуют поиска истины. Патриотизм — одно из таких слов. Есть ли в патриотизме нечто для вечности, или это только дань нашему земному порядку вещей, следствие вавилонского разделения народов? Об этом — в Теме номера.

Боголюбово: епархия за госконтроль над монастырским приютом
История с побегом двух воспитанниц из Боголюбовского монастыря Владимирской епархии и письмом одной из девочек Святейшему Патриарху и президенту вызвала широкий резонанс. Бежать из монастыря девочкам помогли православные священники, а Владимирская епархия, как выяснил корреспондент «НС», надеется, что государство поставит боголюбовский приют под строгий контроль.

Тема номера:

Церковь в тылу врага
Для возрождения церковной жизни в оккупированном Пскове митрополит Сергий (Воскресенский), экзарх Московского Патриархата в Прибалтике, пошел на компромисс с немцами. Иерей Илья СОЛОВЬЕВ, главный редактор журнала «Церковно-исторический вестник», директор издательства «Крутицкое подворье», где недавно вышла книга К. П. Обозного «История Псковской Православной миссии. 1941-1944 гг.», называет такую позицию реалистичной.

С чего начинается Родина?
Гражданами неба называли себя христиане языческой Римской империи, когда Церковь была гонима патриотами Рима. Сегодня в России патриотизм по-прежнему нередко противопоставляется христианству, хотя Церковь и государство не враждуют. В каких случаях патриотизм противоречит христианству, а когда дополняет его?

«Патриотизм помогает исполнить заповедь любви»
Может ли христианин, живущий в безбожном государстве, идти на союз с завоевателями, если они «разрешают веру», открывают храмы? Размышляет клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш).

Литва между патриотизмом и Православием
Литва наряду с Польшей сегодня один из главных оплотов римского католицизма в мире. Католиками здесь называет себя подавляющее большинство населения. Но живут православные христиане и тут. Легко ли быть православным патриотом в стране победившего католицизма?

Также в ноябрьском номере читайте:

Необитаемый остров и его обитатели
Есть много способов уйти от мира — в знойную пустыню, в пещеры, в дремучие леса. Еще один вариант — поселиться на необитаемом острове. Отшельничество — это всегда экстрим: выжить в дали от цивилизации, без привычных бытовых условий совсем не просто.

Азы веры на языке современности. Катехизис возвращается
Этим летом Священный синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии начать подготовку нового православного катехизиса — особого краткого свода церковной догматики. Зачем Церкви понадобился новый «справочник о вере» и каким он будет?

Обличитель Златоуст
Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку — хотя бы потому, что в храмах служится составленная им литургия. Но если представить себе, как он во плоти вдруг оказался бы на этой литургии, — что бы он сказал с амвона?

Откуда берутся дети? Социологи утверждают – из головы
По статистике, большинство россиян согласны вырастить и воспитать одного, максимум двоих детей. Но есть и те, кто рожает пятерых и даже десятерых. Что-то заставляет одних четко планировать рождение только одного малыша еще за несколько лет до его появления на свет, других — бесконечно откладывать момент появления наследников или даже принципиально отказываться от мысли о детях, а третьих — безбоязненно рожать «сколько Бог даст».

Трудные поиски счастья. Тута Ларсен находит чудеса за соседней дверью
Большинство помнят ее как Тутту Ларсен, когда она работала виджеем на канале MTV . Но сейчас популярная телеведущая нашла новое творческое амплуа: она выпустила на телеканале «Звезда» цикл авторских передач «Обыкновенное чудо» о семейном счастье. Что подтолкнуло звезду шоу-бизнеса заняться социальной журналистикой и как она нашла свой путь к храму?

Бичи и нагайки. Как бомжи превращаются в казаков
В Свердловской области местные казаки реабилитируют бомжей и планируют заселить ими пустующие деревни. Казаками становятся и сами бывшие бездомные.

Маски генерала Власова
В мае этого года вышла книга отца Георгия Митрофанова «Трагедия России. “Запретные” темы истории ХХ века». Некоторые положения книги вызвали споры. В частности — оправдание генерала Власова. Кем все-таки он был, этот боевой генерал, в 42-м году перешедший на сторону нацистов, — предателем или борцом за обманутый Сталиным народ?

Журналист не должен бояться Церкви!
Сергей или Серж Шмеман — сын знаменитого русского богослова протоиерея Александра Шмемана, специальный корреспондент «Нью-Йорк Таймс» и «Херальд Трибьюн», лауреат престижной Пулитцеровской премии. Родился во Франции, вырос в Нью-Йорке, жил в Израиле, Париже, Москве, Германии и Южной Африке. «Не нужно убегать от жизни, — убежден он как христианин, а как журналист добавляет: — Не стоит бояться скандалов». С корреспондентом «НС» Сергей ШМЕМАН встретился в Москве, куда приехал на презентацию книги своего отца.

Патриотизм есть любовь, которая является естественным состоянием человека.

Понятие православного патриотизма шире и конкретней-это любовь к границам ответственности очерченным рукою Бога: личности, семье, нации, государству и Церкви.

— О христианском патриотизме подробно написано в Социальной концепции Церкви, где приведены и слова святого праведного Иоанна Кронштадтского:

«Люби отечество земное… оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное… то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».

«Вселенский характер Церкви не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине».

Читать еще:  Вестник Рождества № 6. Разговор о Боге: без воды и елея

Святитель Филарет Московский: « Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин ».

» Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша .»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

« Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить ».

Cвятейший Патриарх Алексий II:

« Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть. »

иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш)
« Патриотизм помогает исполнить заповедь любви »

«Нация — это сообщество людей, которые готовы идти на смерть друг за друга, не зная друг друга лично.»

1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,

4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.

http://www.pravoslavie.ru/smi/51196.htm
Игумен Нектарий (Морозов)
« Какой бы век ни был на дворе, патриотизм — понятие священное »

http://www.blagobor.by/vopros/17-11-11
Есть ли в Священном Писании упоминание о любви к Родине ?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров), Православие.ру

В Священном Писании ясно выражена мысль, что з емное наше Отечество дает нам Бог :

« Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле » (Еф. 3: 14–15)

Поэтому мы должны любить свою Родину как данный нам дар .

иерей Максим Первозванский :

«В Евангелии есть много мест, которые « нормального » человека шокируют, например: « кто не возненавидит отца своего и матери, тот не может быть Моим учеником » (Лк. 14:26)

Получается, я должен возненавидеть своих родственников? А как же « Бог есть любовь » (1Ин.4:8)?

Но эти сверхъестественные требования Евангелия обращены к тем людям, которые как раз любить умеют!

Христос говорит о том, что, если тебе вдруг придется ради Него выбирать, семья или Он, — ты должен выбрать Его. В этом и состоит жертва любящих Бога.

То же самое относится и к любви к Pодине. Если слова « мое Отечество на Небесах » понимаются в смысле « и потому здесь, на этой земле, я никому нечего не должен », они становятся подменой, оправданием пустоты там, где естественное чувство к Родине, родным могло бы стать ответственностью за них.»

«Есть на свете предметы, которые можно воспринять только глазом (напр., свет или цвет); есть такие предметы, которые доступны только уху и слуху (напр., звук, пение, музыка); подобно этому есть такие предметы, которые могут быть восприняты, пережиты и приобретены только любовью (будь то любовь чистого инстинкта или любовь, прокаленная духом). К таким предметам при­надлежит и родина. С человеком, у которого нет реаль­ного, живого опыта в этой сфере, который никогда не ощу­щал сердцем, что есть для него родина, трудно было бы даже беседовать на эту тему.» http://www.soldatru.ru/art/art/art136.php

«Национализм [ патриотизм ] есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания.
Вот почему национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ — к духовному расцвету. Это есть некий восторг (любимое выражение Суворова!) от созерцания своего народа в плане Божием и в дарах Его Благодати. Это есть благодарение Богу за эти дары; но в то же время и скорбь о своем народе и стыд за него, если он оказывается не на высоте этих даров. В национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Карамзин обозначил когда-то, как «народную гордость»; — и источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы ее истории; — и источник государственного правосознания, связующего «всех нас» в живое государственное единство.» И.А.Ильин.

Православие говорит: архангел Михаил — патриот Царства Небесного.
В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: « Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола ».

«Патриотизм помогает исполнить заповедь любви»

– Отец Макарий, в начале Великой Отечественной войны часть русской эмиграции, в том числе и духовенства, считала, что сопротивляться немцам не нужно, что это Бог послал их освободить Россию от богоборческой власти. Действительно, на многих оккупированных территориях фашисты открывали храмы, закрытые большевиками. Допустимо ли христианину идти на союз с завоевателями?

Мне кажется, на этот вопрос можно ответить, лишь рассмотрев конкретную историческую ситуацию. В истории немало примеров, когда Православная Церковь или Поместные Церкви так или иначе подчинялись завоевателям, вступали с ними в какие-то объединения. Например, после захвата турками Восточной Римской империи в XV веке образовалось прочное сотрудничество между Патриархатом и турецким султаном. Турки оставили церковную власть за патриархом, признавали его «милет-баши» (главой народа). В Бостоне наши прихожане-греки, хорошо знакомые с историей своего народа, говорили мне, что за 400 лет туркократии (так они называют османское иго) они потерпели меньше ущерба, чем за последующие 100 лет от родной греческой власти. Например, при вмешательстве гражданских лиц в церковные дела — особенно при печально знаменитом патриархе Мелетии (Метаксакисе), когда была проведена реформа календаря («новый стиль»), вызвавшая в Церкви раскол. Это, конечно, частные мнения, но не единичные. Но после 1941 года, когда в ходе оккупации России прояснилось подлинное лицо национал-социализма, стало очевидно, что с такими завоевателями невозможен никакой компромисс, а надо биться до конца, насмерть.

Читать еще:  Нобелевская премия за биоритмы — что открыли три американца

Один мой собеседник, только начавший интересоваться христианством, возмутился, когда мы заговорили о Нагорной проповеди: «Значит, и Гитлеру надо было подставить левую щеку?» Я ответил: «Нет, подставлять левую щеку надо тому врагу, которому это принесет пользу, даст возможность исправиться». Как апостол Павел говорит: « Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12: 20). А подставив другую щеку Гитлеру, мы бы лишь помогли ему преумножить злодеяния. Печально, что в среде русской эмиграции некоторые приветствовали его вторжение в СССР. Но это та ситуация, которую нам, потомкам, оценить очень трудно. Приведу аналог из физики: взрывная волна быстрее скорости звука, поэтому ее невозможно описать обычными уравнениями аэродинамики, нужны другие характеристики. Вот и 41-й год был для России ударной волной, которая выбивает у человека из-под ног привычные критерии: нацизм — с одной стороны, коммунизм — с другой. И в русских эмигрантах, наивно поверивших в возможность освобождения от одного зла силами другого, и особенно в генерале Власове и его армии я вижу продолжение трагедии, случившейся в России в 1917 году, – заката и падения Православной империи . Вернее, начавшейся раньше: революция стала лишь вспышкой болезни общества. И разве гражданская война менее страшна, чем переход русских воинов на сторону завоевателей 20 лет спустя? И то и другое — трагедия, и люди, которые стали участниками этих трагедий, достойны сожаления. Степень их вины пускай определяет земное, гражданское правосудие; а мы должны молить Небесного Судью, чтобы Он простил им их прегрешения.

– Никак не осуждая людей, мы не можем не пытаться оценить этот опыт с нравственной точки зрения, чтобы понять, чему он нас учит? Получается, что те, кто приветствовал нацизм, «неразличили духов»? Ведь такое мнение было у части Православной Церкви.

– Действительно, отдельные члены Церкви заблуждались, но — не вся Церковь. В этой связи чаще всего упоминают благодарственный адрес Гитлеру митрополита Анастасия (Грибановского), первоиерарха Зарубежной Церкви, упуская из виду его датировку (1938 год, задолго до начала войны) и повод написания (государственное финансирование строительства православного храма в Берлине). Помимо того, надо учесть послевоенную обстановку, когда каждый стремился заявить о своем антинацизме и обличить нацизм своих политических и идейных противников. Потому и полились помои на Зарубежную Церковь из «прогрессивного лагеря», Западно-Европейского экзархата (Константинопольской Патриархии), представитель которого, архимандрит Иоанн (Шаховской), писал некогда с неподобающим красноречием: «Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась… Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и послушанием высшему зову». Можно только надеяться, что будущий архиепископ Сан-Францисский пролил за это слезы покаяния. (Иоанн (Шаховской) занимал кафедру в одном и том же городе в одно и то же время со своим тезкой, святителем Иоанном Шанхайским (Максимовичем), и, к сожалению, многие верующие в России по ошибке приписывают эти подлые слова великому русскому святому наших дней.) Итак, не Церковь запуталась в различении духов, а отдельные ее представители совершили ошибки в оценке ситуации — как оно не раз бывало в прошлом, в том числе и в России и после революции, и ранее. Изучая историю, мы извлекаем из нее уроки, делаем выводы и формулируем их — в частности, в «Основах Социальной концепции РПЦ», где идет речь о взаимоотношениях Церкви с гражданской властью.

– А если священник служит в храме, открытом оккупантами, он совершает предательство или свидетельствует об истинном отечестве христианина, небесном?

– Священник служит не власти, не захватчикам, а Богу и народу. Тут я никакой нравственной дилеммы не вижу. Открыли храм, и долг священника — совершать там богослужение. И человеческий, и профессиональный. Вот возносить за богослужением молитвы о победе врагов, то есть о поражении своей родины, недопустимо.

– Могли православные люди считать своей родиной СССР?

– А что же еще им надо было считать родиной? СССР существовал в границах исторической России, в нем жили те же народы, те же люди. В других социальных условиях, под другим идеологическим началом, но исторически это была та же самая страна. В которую в 1941 году пришли захватчики.

– Когда Христос призвал отдавать кесарю кесарево, кесарь был оккупантом. Ученики отказывались платить подати не просто государству, а оккупационным войскам. Можно ли сказать, что Христос запретил бороться с оккупантами?

– Конечно, это сильная натяжка. Оккупант — сегодняшнее понятие. А 2000 лет назад был Рах Romana — Римский мир. Могучая Римская армия навела порядок на территории всего Средиземноморья, и продержался этот порядок 1400 лет, до падения Константинополя. Если считать их оккупантами (не только по отношению к евреям, но ко всем народам, проживавшим в Империи, тогда — от Испании до Персии), то можно далеко зайти, заявить, что мусульманские районы России оккупированы русскими. И кавказские террористы так и утверждают. Осторожнее надо со словами. Взаимоотношения народов складываются долго, сложно, с учетом исторических событий. Апостол Павел в Послании к Римлянам дал точную характеристику тогдашней геополитической ситуации: «… существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Потому Спаситель и заповедал отдавать земной власти то, что установлено в ее законе. Позже, в XIII веке, святой благоверный князь Александр Невский после поражения от хана Батыя сказал ему: я кланяюсь тебе, потому что Господь дал тебе власть над нашей землей. Но нельзя много веков спустя слепо копировать политические шаги даже святых. В XX веке была совсем другая ситуация, и мы не могли, не имели морального права поклониться Гитлеру. Он нес не порядок, а смерть, разрушение, целенаправленное уничтожение целых народов.

Читать еще:  Олеся Деснянская: Завтра все может кончиться – эта идея со мной всегда

– О патриотизме ничего не сказано в Священном Писании, и сегодня можно услышать, что в таинстве крещения, вступая в Церковь, человек меняет гражданство — отечество земное на небесное.

– О христианском патриотизме подробно написано в Социальной концепции Церкви, где приведены и слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Люби отечество земное… оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное… то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества». Приходится с огорчением заметить, что те, кто лишает христианина земного отечества, заблуждаются.

– Но ведь святые отцы нередко говорили о призрачности отечества земного. Например, святитель Григорий Богослов: «Земные же эти отечества и породы суть только забава нашей временной жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый украл или насилием, или собственным бедствием и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы ни играли названиями…» Как понять такие слова святителя?

– Понять их совсем несложно, если уяснить себе, что такое нация. Нация — это сообщество людей, которые готовы идти на смерть друг за друга, не зная друг друга лично. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), — говорит Спаситель . Как любовь к Богу — стержень отечества небесного, так любовь к ближнему — земного. И ничто так не помогает человеку исполнить заповедь Спасителя о любви к ближнему, как патриотизм. Примеров в истории не счесть. Однако нации существовали не всегда. Вспомните княжеские междоусобицы. Пришел один князь, выгнал другого. А народ продолжает жить как ни в чем не бывало. Тем более рабы. Какая у раба родина, если его в любой момент могут продать? Или у кочевых народов, перемещавшихся с места на место, спасавшихся от голода, эпидемий? В точности об этом и говорит святитель Григорий: посмотрите, что именуется у него отечеством? Но со временем ситуация изменилась, образовались большие национальные сообщества. И в этих сообществах, если они строятся на христианских ценностях, должно возрастать качество любви к ближнему. Так что патриотизм — духовная ценность. Другое дело, что не надо его ни в коем случае путать с национализмом, высокомерием по отношению к другим народам. От этого и предостерегает апостол Павел: «…все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 27-28). Это ведь не значит, что мы перестаем быть мужчинами или женщинами! Речь идет о равном достоинстве перед Богом каждого человека, независимо от его пола, социального положения и национальности, но никак не об отказе от индивидуальных особенностей, в том числе национальной. Это четко выражено в Социальной концепции: «Вселенский характер Церкви не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине».

– Значит, вы не согласны и с теми, кто считает разделение людей на нации во время строительства Вавилонской башни, как говорится в Библии, Божьим проклятием?

– Насколько я помню, в книге Бытия вообще нет слова «проклятие». Люди пошли небогоугодным путем, стали строить Вавилонскую башню — и в результате потеряли способность общаться друг с другом. Это естественное следствие человеческой греховности. Люди утратили общность языка, но в результате национального строительства приобрели возможность любить ближнего, сохранять и укреплять эту любовь.

– Может ли здоровый патриотизм противостоять глобализации — основной тенденции развития современного мира? Ведь антихрист предсказан как некий глобалист.

– Откровение Иоанна Богослова — единственная книга Нового Завета, которая никогда не читается на богослужениях. И это не случайно — в ней много трудного, таинственного, мы точно не знаем, когда и как придет антихрист, но современные неофиты почему-то часто склонны именно к апокалиптическим фантазиям. Неполезно это. В глобализации, как и во многих других социальных и политических явлениях, есть и положительные, и отрицательные стороны. Безусловно, растет благосостояние, люди стали меньше воевать, чаще пытаются договориться. Это плюсы глобализации. Но все же продолжается насилие, нарушение суверенитета, материальные блага распределяются неблагоприятно для многих народов. Вот и нужно противостоять не глобализации как таковой, а этим уродливым явлениям современного глобального мира. Здоровый патриотизм, без ненависти к другим народам, с уважением к их культуре, самобытности, праву на суверенитет, противостоять этому может и должен. Как и всякое здоровое человеческое чувство.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector