0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Память о войне: источник патриотизма или объект манипуляций?

Избранное: статьи, эссе, интервью

«Дело не только в том, что девочка, давно имевшая проблемы со здоровьем, потеряла его там окончательно. Дело в навсегда искалеченной душе. Никто не вернет человеку нескольких месяцев взаперти по абсурдному обвинению». Инокиня Евгения (Сеньчукова) – о том, почему она призывает молиться за Аню Павликову.

Как в богослужебно-производственном процессе был утерян Христос, в чем преимущества «безбожной» Европы, как мы решаем наши проблемы без Бога и что делать, если невозможно изменить мир и страну – рассказывает настоятель домового храма святых апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Митрофанов.

Известный российский режиссёр Александр Сокуров дал Софико Шеварнадзе большое интервью и рассказал о своём видении истории. Сценарист, создавший ряд культовых фильмов, ответил на вопросы об отношении к Иосифу Сталину, перестройке, большевикам и советской власти.

Президент России Владимир Путин сравнил коммунизм с христианством, а мавзолей Владимира Ленина — с почитанием мощей святых. О том, что коммунистическое учение взяло от христианства на примере компартии СССР, рассказывает автор книги «На весах веры: От коммунистической религии к новым «святым» посткоммунистической России», доктор исторических наук, профессор СПбГУ Сергей Львович Фирсов

Впервые имя протоиерея Дионисия Поздняева оказалось на слуху в 1995-ом году. Тогда священник, узнав о российских летчиках, оказавшихся в индийской тюрьме, и что им грозит смертная казнь, обратился к главе ОВЦС МП (тогда еще митрополиту) Кириллу (Гундяеву) и к правозащитникам. Отец Дионисий крестил летчиков прямо в тюрьме, а в 2000-ом году, благодаря общим усилиям, они были освобождены.

Совет Федерации отправил на экспертизу школьный учебник истории для 10-11 классов, так как при описании событий на Украине в 2014 году авторы допустили формулировки, не устраивающие сенаторов. Историю, то есть, продолжают писать и переписывать, исходя из сиюминутных потребностей или того, что этими потребностями считается.

«Коммунистическая идеология очень сродни христианству»,- заявил Владимир Путин в фильме «Валаам», который был показан в прошлое воскресенье в эфире телеканала «Россия 1». Настоятель московского храма Троицы в Хохлах отец Алексей Уминский по просьбе «МБХ медиа» рассказал, что он думает об этом и других утверждениях президента.

Как 100 лет назад церковь отделялась от государства

2017 год был годом непростых столетних юбилеев. О двух русских революциях вспоминали, боясь сказать что-то лишнее: настолько большая часть нашей современной жизни определяется событиями тех лет, что порой проще промолчать.

Тридцать лет историк Анатолий Разумов ищет имена репрессированных и собирает по крохам их биографии. Он занимается этим ровно столько лет, сколько вообще говорят о репрессиях в новейшей истории России, — с 1987 года. Его «Ленинградский мартиролог» — это собрание из 16 томов, в них 50 тысяч имен и биографий только расстрелянных ленинградцев. Он — один из создателей мемориала «Левашовская пустошь» на месте бывшего расстрельного полигона НКВД.

Специалист по истории советских спецслужб Никита Петров читает интервью главы ФСБ Александра Бортникова, находит в нем старые мифы, подтасованные цифры, несуществующие документы, и объясняет, почему не нужно воспринимать его всерьез.

Почему целомудрие — это не система запретов, а близость супругов — не уступка греху, в чем сходство отношений супругов с единством Христа и Церкви, и как говорить об этом с детьми

Мы так и не смогли избавить от него себя и страну – даже за сто лет, прошедших после большевицкого переворота

«Революция, изменившая мир» — долго видел я в этой, набившей оскомину советской фразе только фигуру пропаганды. Теперь, в год столетия этой революции, должен признать: то, что свершилось в России в 1917-18 гг., действительно изменило мир — где больше, где меньше, а у нас в России — всецело, что называется — «до основания».

Андрей Десницкий: Немагическая формула
о том, почему бессмысленно спорить о переводе молитв

В СМИ прошла «сенсационная новость»: римский папа собрался переписывать молитву «Отче наш». И вместо «не введи нас во искушение» теперь у него в тексте будет стоять «не дай нам впасть в искушение».

Чем определяется это новая государственная субкультура

Михаил Наумович ЭПШТЕЙН (род.1950) — философ, филолог, культуролог, литературовед, эссеист

Как вести себя у мощей святых, нужно ли “коллекционировать” святыни и почему стремление большинства людей приложиться к мощам сродни магии — размышляет протоиерей Георгий Митрофанов

У нас любят восхищаться советским кино — имея в виду его эстетические заслуги; но одно из его действительных свершений, что становится ясно сейчас, — воскрешение Сталина. Начиная с 1970-х на экране был выращен новый — уютный, домашний — Сталин: неторопливо разминающий «Герцеговину Флор», с мягким акцентом и походкой, не представляющий никакой опасности. Миллионы советских детей росли с этим милым, как в «Спокойной ночи, малыши!», дедушкой Сталиным

Каннский лауреат о «Нелюбви» и любви к человеку.

Картине аплодировали после официального показа. Ведущие СМИ отозвались одобрительными рецензиями. Фильм покупают десятки стран. Жаль, государство не приняло участие в судьбе действительно общественно значимой картины. О фильме и его судьбе говорим с режиссером.

Интервью фронтовика, писателя и почетного гражданина Петербурга Даниила Гранина

«Есть сторона войны, которая раскрывается только спустя годы и которой историкам трудно пользоваться. Война, которую я пережил, не связана с документами. Она и событийно тоже — не бог весть что. Но она относится к пониманию чуда».

Андрей Десницкий: Разговор с дедом про Вену
о том, что бы он спросил сегодня у генерал-майора Глеба Десницкого

Советский офицер танцует с австрийской девушкой на площади Карл-Реннер-Ринг в Вене.

Я, как мой дед ровно семьдесят два года назад, впервые оказался в прекрасном городе Вене. Только я привез туда жену, отмечать ее юбилей — а дед, гвардии полковник Глеб Сергеевич Десницкий, привел туда дивизию, и совсем по другому поводу.

Когда в 1992 году доктор исторических наук Сергей Владимирович Мироненко возглавил только что образовавшийся Государственный архив РФ, его предупредили: на науку у вас не останется времени. Через 23 года из-за конфликта с министром культуры Мироненко покинул директорский пост и перешел на должность научного руководителя архива. «Я благодарен Владимиру Мединскому за перемены в моей профессиональной жизни. У меня наконец появилось время на науку, и я смог закончить книгу “Александр I и декабристы”», – говорит он.

Карта сайта

О Великой Отечественной войне и нашем патриотизме

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду —
На всех. На все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мёртвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки
Ещё кого-то, кого нет.
И ставит, ставит обелиски.
К. Симонов
(1971)

9 мая 1945 года победоносно завершилась Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Главную роль в победе над фашизмом сыграл советский народ и его Вооружённые Силы. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военачальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.
Разгром фашизма стал событием всемирно-исторического значения, открывшим перед спасённым человечеством перспективу справедливого и прочного мира на планете.
Наша Победа не ушла в прошлое. Это живая Победа, обращённая в настоящее и будущее. Память о минувшей войне бережно хранится и передаётся из поколения в поколение.
В этой войне произошёл небывалый взлёт патриотических чувств, необыкновенный духовный подъем в стремлении отстоять независимость Родины. Тогда каждый человек ощущал себя гражданином в высоком смысле этого слова, чувствовал, что судьба страны в его собственных руках. Это было время, когда от каждого человека зависело настоящее и будущее.
Война унесла жизни миллионов советских людей, десятки миллионов получили ранения и обморожения, были контужены, истощены. Наши люди гибли на полях сражений и в своих домах от бомб и снарядов. Их расстреливали, вешали, травили собаками, сжигали в лагерных крематориях.
Но как враг не старался, ему не удалось сломить дух нашего народа, его волю к победе. Война с первых дней выявила огромную силу патриотизма подавляющего большинства граждан Советского Союза, самоотверженность и подвижничество.

Читать еще:  Людмила Петрановская о том, как воспитывать

Военные годы остались где-то далеко позади, но сама война всей силой человеческой памяти крепко держит нас. И это вопреки отчаянным попыткам тех, кому бы очень хотелось как можно скорее и навсегда погасить эту память, чтобы её уже никогда не могли подхватить как эстафету новые поколения. Но вы по;мните!

По;мните!
Через века;,
через года;, —
по;мните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, —
по;мните!

Не плачьте!
В горле
сдержи;те стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
……………..
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните.
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, —
заклинаю, —
по;мните!

Однако, не все «помнят». И чем дальше во времени мы уходим от войны, тем больше и чаще искажаются её результаты, вычёркиваются из истории её герои. Сегодня уже немало не только молодых людей, но и людей среднего возраста, которые плохо знают историю нашей страны и легко могут поверить россказням разного рода, так называемых, «либералов», «западников». Они на все голоса вещают о том, что наш народ не столько сражался с фашистами, сколько со «Смершем», особистами и тупыми командирами; что в Курской битве мы просто завалили фашистские танки и самоходки телами наших бойцов; что Ленинград лучше было бы сдать фашистам, меньше было бы жертв.
Вот уже и Александр Матросов – «зэк», для которого жизнь – копейка, панфиловцы – вымысел советской пропаганды, «молодогвардейцев» придумал «спьяну» Фадеев. И они уже замахнулись на память маршала Победы Г.К. Жукова!
А Зоя Космодемьянская, оказывается, была «психически больна»,
«Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется “мутизмом”: она просто не могла говорить, так как впала в “кататонический ступор с мутизмом”, когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит…» Особенно образно в этом «диагнозе» выглядит слово «подиум».
Именно так психиатру Бильжо видится казнь Зои и, вообще, война для него – проход по подиуму.
Подлая сплетня про «шизофрению» – унижение памяти о народной героине – лишь одно из звеньев в цепи той целенаправленной политики по разложению национального самосознания народа, которую проводят «радетели правды». Их цель доказать, будто в нашей стране вообще не было и не могло быть никаких героев и патриотов, что вся история России – одна лишь грязь, преступления, и всяческие мерзости.
На Западе, который всем своим существованием обязан подвигу советского народа, сносятся памятники героям-освободителям. А наше старшее поколение с удивлением узнаёт от них и о том, что, оказывается, войну выиграли американцы.
И позже – воины-интернационалисты в Афганистане «заколачивали бабки», а в Чечне наши солдаты меняли оружие на водку и наркотики. Так и шли, пьяные и обкуренные на бандитов.
А когда началась эта переоценка ценностей? И почему?
К смене ценностей во всех сферах российской жизни под влиянием Запада привели сдвиги 90-х годов. Такие, ранее непоколебимые понятия, как чувство любви к Родине, осознание долга перед Отечеством, беззаветное служение своему народу, перестали быть ориентиром российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порождённые либеральной идеологией. Экономическая независимость стала преобладать над духовным богатством, особенно в сознании молодого поколения. При этом превалирующими в системе ценностей становятся деньги, материальное благополучие, тогда как понятие «патриотизм», практически отсутствует. Даже употребление слова «патриотизм» стало постыдным и использовалось в уничижительном смысле — «квасной, кондовый, лапотный, посконный патриотизм».
Утрата «патриотизма» связана и с потерей социального авторитета группами граждан, выделяющихся жертвенностью и служением Отчизне, подвигами и достижениями. То есть, снижение престижа защитника Отечества, рабочего и крестьянина, учёного, инженера, педагога. На этом фоне для молодёжи более привлекательной становится профессия экономиста и менеджера (продавца), чем профессия инженера или хлебороба.
Начался колоссальный процесс замещения наших исконных ценностей, идей. Идея коллективизма замещается индивидуализмом. Идея сопереживания замещается эгоцентризмом. Идея любви, семьи, воспитания детей, замещается сексом. Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории замещается обезличенным западничеством.
Все, что является негативом, — в истории превозносится, а героические страницы истории России и русского народа исключаются.
К сожалению, основы подобного отношения к патриотизму заложены российской Конституцией: в Основном Законе термины «патриот» и «патриотизм» отсутствуют.
Но наш российский менталитет основан не на потреблении, как в западных странах, а на единстве и сплочении. Патриотизм – это не любовь к государству. Нет! Это любовь и благодарность к тем людям, кто был до нас, к тем, кто живёт вместе с нами, и к тем, кто будет жить после нас. Это ощущение себя в потоке времени. Именно это и ведёт всегда нас к Победе. Ведь за тысячелетнюю историю нашей Родины враги ни разу не смогли захватить её. Менталитет у нас такой! Прямо противоположный западному…. Поэтому нас им никогда не понять. И мучаются их стратеги уж сотни лет над загадкой русской души.
И, к счастью, за годы, после принятия Основного Закона, многое изменилось — и Россия, и её граждане, и сам патриотизм. В российском обществе начинает осознаваться потребность в формирования патриотических чувств, особенно, у подрастающего поколения. Общество начало отказываться от идеала, создаваемого либеральной идеологией — «гражданина мира», формирование которого не предполагает воспитание патриота, заботящегося о своём Отечестве.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно животрепещущим, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Человек вне патриотизма — это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишённый человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь ущербную личность – недочеловека.
Возвращение Крыма вызвало такую волну патриотизма, какого, может быть, не было со дня запуска первого корабля в космос с человеком на борту.
В результате, отчётливо обозначились в обществе и антипатриоты – либералы, поддержка которых, как выявили выборы в Государственную Думу последнего созыва, мизерна, так сказать, «в пределах погрешности».
И появились новые герои – наследники Великой Победы, которые, не щадя жизни, стоят на защите дальних рубежей нашей родины и борются с Исламским государством на территории Российской Федерации.
Так, Александр Прохоренко вызвал огонь на себя под Пальмирой:
«Командир, я окружён. Они здесь. Я не хочу, чтобы они взяли меня и утащили в плен. Запрашиваю атаку с воздуха. Я хочу умереть с достоинством, хочу, чтобы все эти ублюдки погибли вместе со мной».
Военнослужащий Липецкого авиацентра подполковник Олег Пешков погиб при исполнении воинского долга в Сирии 24 ноября 2015 года.

Но не кончилась история,
И не сгинула страна,
Если Родина героями
От врагов защищена.
Слава Богу, что защитники
У России в небе есть,
Для которых принцип жизненный –
Долг помноженный на честь, — поётся в песне, посвящённой ему.
А наши журналисты, погибшие на Донбассе!
От рук киевских военных погиб корреспондент информагентства «Россия Сегодня» Андрей Стенин. Автомобиль, на котором репортёр ехал на редакционное задание, был расстрелян и сожжён на шоссе около Донецка. В самом Донецке был убит оператор «Первого канала» – Анатолий Клян. Он был одним из пассажиров автобуса с солдатскими матерями, которые требовали роспуска одной из воинских частей. Под Луганском под обстрел попала съёмочная группа «Вестей» в тот момент, когда журналисты готовили репортаж о гуманитарном коридоре для мирных граждан. Звукоинженер Антон Волошин погиб на месте, корреспондент Игорь Корнелюк скончался в больнице.
Военный корреспондент Евгений Поддубный каждый день совершает подвиг, рискуя жизнью, в сирийском Алеппо.
Стойкость жителей Донбасса….
Как они осмелились на это? Как понять эту самоотверженность и твёрдость духа? Откуда это среди людей, которых киевские власти называют «титушками», «колорадами» и заставляют забыть свою идентичность?
Патриотизм и русская идея – вот источник каждодневного молчаливого подвига Донбасса!
А наши полицейские! Они гибнут на своём посту, но не сдаются. Вся страна узнала имя простого парня из Дагестана. Младший лейтенант Магомед Нурбагандов был захвачен боевиками, которые потребовали от него, чтобы он, обращаясь по видео к коллегам, посоветовал им увольняться из правоохранительных органов.
— Работайте, братья! — в ответ произнёс Магомед Нурбагандов, — больше ничего не скажу.
Боевики расправились с ним, записав казнь на видео.
Живут среди нас люди, к которым испытываешь особо трепетное отношение. Опалённые войной, пережившие все ее ужасы, они остались человечными, добрыми и терпеливыми. Это – ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
Всех нынешних героев не перечислишь – их тьма!
Именно поэтому обречены на провал усилия тех, кто сегодня желает переписать историю, умалить значение Победы, мужество и героизм нашего народа. Сегодня с ветеранами войны, в одном строю стоят наши дети, внуки и правнуки. Стоят люди, для которых честь офицера, доблесть солдата и беззаветная преданность Родине превыше всего. И сколько бы поколений ни сменилось, эта великая связь времён не прервётся.
Не верю в предсказания, но была поражена тому, что первая половина одного из них уже сбылась!
«Когда мёртвые встанут рядом с живыми, тогда Россия возродится и весь мир увидит величие её духа, и все народы пойдут за ней».
Бессмертный полк! Вот они, миллионы живых и мёртвых, идут по России… по Европе, Азии, Америке….идут повсюду, где есть люди русского мира. Народное движение! Не приказ сверху, не запланированная акция….
А русофобия разгорается. Особенно в Европейском союзе, где нет собственной идентичности. Когда ЕС расширился и включил в себя Восточную Европу, у новых его членов — у тех стран, которые когда-то были связаны с советской Россией, — появилось желание создать себе новую, европейскую, идентичность. А создать эту идентичность проще всего, придумав себе врага, противника. Россия играет роль идеального врага, этакого агрессора, который и помог им присоединиться к ЕС. Но любая ложь когда-нибудь вылезет наружу. И тогда сбудется вторая половина предсказания…. А мы, писатели, художники, композиторы, кинематографисты, постараемся, чтобы она сбылась….

Читать еще:  «Видеть любовь» — выставка памяти Александра Соколова

Читатели «СБ» — о важности сохранения памяти о Великой Отечественной войне

Никогда больше!

Невозможно забыть

Наша читательница 14-летняя Анастасия Напреенко из Климовичского района в своей «Балладе о матери» описывает реальные события из жизни Константина Герасимова, который был награжден орденом Славы III степени, медалью «За боевые заслуги» и также посмертно представлен к ордену Великой Отечественной войны. Его жена Мария Прохоровна, проводив мужа на фронт, так его и не дождалась, оставшись с двумя сыновьями.

— Она, как и многие женщины-матери, отдавала последнюю крошку хлеба детям, — пишет школьница. — Согревала теплом, подбадривала, невзирая на голод и пули над головой.

Анастасия передала свои чувства к семье Герасимовых в стихотворных строках:

Освободилась деревенька, и зазвучал победы звон.

А писем нет от Константина, и ждет жена его домой.

Лежат награды боевые там, под иконкой, в тишине —

Все, что осталось ей от мужа в той страшной, сумрачной войне.

Так будем помнить тех героев, кто край родной свой защитил,

Собою Родину святую во имя мира заслонил! Женщина и война. Значения, которые несут в себе эти слова, противоположны. Матери войны из последних сил старались сберечь детей в невыносимых условиях. А война беспощадно губила жизни.

Опаленная войной

— Получается, папа так и не узнал, что у него появилась дочь, — пишет Галина Ивановна. — Погиб у реки Проня под Славгородом. Тот день, когда маме сказали об этом, стал одним из самых страшных.

Полицаи за каждым домом закрепили делянки ржи. Местным женщинам нужно было ходить жать каждый день. Мама так и родила меня прямо в поле. Потом брала меня — несколько дней от роду — и шла на работу. Оставит меня в тени, а сама — за серп.

Мама рассказывала, что все, что было у нас в хозяйстве — куры, поросята, корова, — все забрали полицаи. Был ужасный голод.

Однажды мама пошла на соседний хутор к своей сестре за продуктами. Рассказывала потом, что по ней стреляли. Меня оставила в доме одну. Это было в 1944-м.

А в 1947 году наступил голод. Из-за дождей все сгнило. Сгнивший картофель не выбрасывали, делали крахмал. Добавляли в него измельченный папоротник, желуди и пекли блины.

Навеки в памяти людской

Чтобы не допустить новой войны, нужно знать историю своей родины. Для этого, считает наша читательница Валентина Ковалева из Гомеля, нужно вернуть в школу уроки патриотического воспитания.

— Как педагогу с 38-летним стажем мне больно осознавать, что наши дети почти ничего не знают о юных героях Великой Отечественной войны, — пишет Валентина Петровна. — Да что греха таить, большинство молодых учителей, пришедших работать в школу, мало знают о военном прошлом. Помню, как вместе с моими коллегами рассказывали о бессмертном подвиге Марата Казея, Аркадия Каманина на классных часах, на сборах пионерских отрядов. Дети становились более вдумчивыми, появлялось понимание того, что такое война и какую беду принес фашизм на нашу землю.

Валентина Ковалева уверена, что значимый вклад в патриотическое воспитание молодежи привнесет акция памяти «Во славу общей Победы», организованная Белорусским культурным центром духовного Возрождения к 75-летию Великой Победы:

— Обязательно стоит принять в ней участие. Чтобы привести в порядок мемориалы и воинские захоронения в своем городе или деревне, собрать сведения о военных событиях 1941 — 1945 годов той местности, где живешь, узнать о подвигах своих земляков, которые добыли для нас Великую Победу, принять участие в торжественном заборе земли с мест захоронений и боевых действий и поблагодарить ветеранов Великой Оте­чественной войны за мирное небо над головой.

Эссе «Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников»

Эссе «Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников»

«И сто, и двести лет пройдёт,

Никто войны забыть не сможет…»

Всё дальше и дальше от нас уходит время Великой Отечественной войны. В этом году мы отмечаем великую дату -75 — лет Победы. Время неумолимо. Ветераны уходят от нас, унося с собой свои воспоминания. Это страница истории нашего народа и мы не должны допустить, чтобы она исчезла навсегда. Ведь «Память – одно из важнейших свойств бытия, основа культуры и нравственности»,- так писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв, знаменитый русский филолог.

Прямая обязанность учителя — помочь сохранить молодому поколению память о героических фактах нашей истории, воспитать у учеников гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Но сегодня, к сожалению, очень часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Читать еще:  «Государство вписывает тебя в сценарий с мучительной смертью от удушья»

Я считаю, что духовно – нравственное развитие личности начинается в семье. Родители наших сегодняшних учеников — это школьники 90-х. Это было непростое время: тема воспитания детей настолько отстала от образования, что в программах школ перестали появляться такие понятия, как мораль, нравственность, духовность, патриотизм, когда происходили процессы, разрушающие и дезориентирующие человека. Таким образом, выросло целое поколение россиян, лишённых очень важных нравственных, а в первую очередь, патриотических ценностей. Безусловно, назрел момент, когда необходимо взять курс на воспитание нового поколения, которому присуще чувство патриотизма, гражданственности, любви к родному краю, Отечеству, в увековечивании памяти предков, павших за свободу и независимость Родины.

С внедрением ФГОС приоритет в воспитании отдан реализации духовно-нравственному развитию и формированию гражданско-патриотического сознания, привитию духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Совместная деятельность родителей с детьми способствует укреплению семьи, формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию культуры, гражданской позиции, патриотического сознания. Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью. Поэтому материалы о Великой Отечественной войне, без сомнения, содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания младших школьников.

Именно на примерах подвигов отцов, дедов в Великой Отечественной войне, тех испытаний, которые достойно и мужественно вынес наш народ, повышается рост духовно – нравственного потенциала обучающихся, способность сделать правильный нравственный выбор, убеждённость в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится её славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Применяя разнообразные формы и методы работы я стараюсь этот потенциал использовать в полной мере.

В своей практике я применяю как традиционные, так и инновационные методики. Основными из них являются классные часы, проекты, экскурсии и информационно-коммуникационные технологии.

Одной из главных форм воспитательной работы является классный час. Его просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны. Классные часы имеют самую разнообразную тематику: «Дети Великой Отечественной войны», «Свеча памяти», « Воины-сибиряки», «Блокада Ленинграда», «Дмитрий Михайлович Карбышев», «Пионеры –герои», «О героях былых времён», «Города-герои», «Поклонимся Великим тем годам». Целями и задачами таких классных часов является знакомство с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, подвигами героев, развитие способности сопереживать, воспитание патриотизма.

Использование информационно-коммуникационных технологий, наглядного материала, записей музыкальных произведений, мультимедийных презентаций, документальных фильмов о войне и отрывков из художественных фильмов, позволяет сделать классные часы яркими и незабывающимися, помогают детям проживать события, связанные с тематикой мероприятия.

На классных часах, знакомясь с материалами о героях Великой Отечественной войны, дети открывают для себя смысл таких важных понятий, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Подвожу учащихся к пониманию, что наш народ победил потому, что любит свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц и площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важную роль для младших школьников играют литературные произведения о войне, несущие незыблемые вечные истины. Известно, что словесное искусство, как наиболее духовная область человеческой деятельности, обладает огромными воспитательными возможностями. Оно учит читателей эмоциональной восприимчивости и способствует выработке нравственной жизненной позиции и обретению истинных ценностей. Произведения о войне глубоко волнуют учащихся. Они заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах: о добре и зле, о войне и мире, о жизни и смерти. Литература о Великой Отечественной войне — дань памяти подвигу тех, кто приближал великую Победу, кто отстоял свободу и доказал ценой собственной жизни, что главное в нашем мире — добро, милосердие и сострадание. Поэтому в своем классе мы с удовольствием читаем вместе произведения о войне, а потом их анализируем, рассуждая, как бы мы поступили на месте героев. «Четвертая высота» Елены Ильиной , «Улица младшего сына» Льва Кассиля , «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей» Сергея Алексеева – вот неполный список полюбившихся произведений.

Каждый год в марте в школе запускается проект «Песни о войне». Цель проекта – содействие патриотическому воспитанию учащихся через разучивание и инсценирование военных песен. В песнях о войне отражаются боль и радость отдельных людей и всего народа. В начале проекта мы с ребятами выбираем песню, изучаем ее историю, рассказываем детям о том, что роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Песни складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба. Больше месяца каждый класс школы репетирует свое выступление. А презентацией проекта являются майские концерты, посвящённые Дню Победы. Выступления получаются яркими, проникновенными, незабываемыми.

В текущем учебном году мы с ребятами класса в рамках проекта провели исследование по выявлению самой популярной военной песни среди учеников, педагогов школы и среди родителей. Ребята предположили, что самой популярной будет песня « День победы». Предположение подтвердилось частично. После опроса выяснилось, песню «День Победы» чаще других называли учителя и воспитатели. У учащихся на первом месте оказалась «Катюша», а у родителей « Три танкиста». По результатам исследования была оформлена газета, в которой ребята рассказали об истории создания любимых военных песен.

Мною был запущен проект «Маленькие граждане большой страны». Целью проекта изначально ставился сбор информации об участии семей в Великой Отечественной войне. Но по ходу проекта пришлось эту цель корректировать, так как без помощи родителей информацию собрать было невозможно. Собранные материалы использовали для проведения классных часов, а потом появилась «Книга Памяти».

Особую роль в формировании гражданско-патриотических чувств мы отводим такой форме работы как экскурсии к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Они призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Во время экскурсий идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в детях чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за освобождение нашей страны от фашистских оккупантов. Участие в экскурсии, если она отличается высокой содержательностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление подражать героям.

Традиционными стали для учащихся нашей школы и встречи с ветеранами войны и труда. Такие встречи обладают огромным воспитательным значением. Дети получают возможность услышать об ужасных моментах войны из первых уст. Ведь, одно дело, когда тебе говорит об этом учитель в классе, и совсем другое впечатление от рассказа участника той страшной войны. Память старшего поколения, которую они несут ребятам, в своих простых рассказах о пережитом, врезается в детские души очень сильно. Ребята готовят концертные номера и сувениры, а взамен получают тёплое и душевное общение.

Работа по духовно-нравственному воспитанию на примерах Великой Отечественной войны, даёт свои результаты. Они подтверждаются положительной динамикой уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся по результатам диагностик, проводимых в начале и конце учебного года, и в сравнении от 1 к 3-му классу. Творческие успехи обучающихся я также расцениваю, как положительный результат своей работы.

Несмотря на определённые трудности, я работаю над созданием таких условий в нашем образовательном учреждении, чтобы духовное наследие Великой Отечественной войны, подвиги и судьбы соотечественников стали предметом познания детей, источником их социального и духовного развития, позволяли формировать правильное отношение к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого, объяснять понятия добра и зла, формировать представление о значимости России. А в конечном итоге — воспитать поколение, готовое отстаивать интересы своей страны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector