3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отвечает ли начальник за души подчиненных?

Содержание

7 вещей, о которых руководители никогда не расскажут своим подчиненным

Подчиненные нередко жалуются на своих начальников. И в какой-то степени это норма, ведь у каждого из них свои интересы. Но может быть, ваш начальник совсем не так плох, как кажется. Возможно, вы просто не до конца его понимаете. Люди, занимающие руководящие должности, имеют свои проблемы и особенности, о которых не всегда знают те, кто находится в их подчинении.

Мы в AdMe.ru разобрали некоторые из этих особенностей. Возможно, с помощью этой информации вам будет проще понять начальника и договориться с ним.

1. Руководитель не понимает вашего недовольства зарплатой

На самом деле он считает, что это вы ему дорого обходитесь. Ведь кроме обязанности платить вам зарплату он должен обеспечить вам рабочее место, заплатить за вас налоги, предоставить больничный и даже провести корпоратив. А ведь вы не единственный, кто у него работает.

Примерно так рассуждает руководитель какой-нибудь небольшой фирмы. Скорее всего, он уверен, что вы и так получаете более чем достаточно.

Совет: если вы действительно хотите получать больше денег на работе, не выражайте недовольство своей текущей зарплатой. Вместо этого объясните фактами, почему вам следует платить больше: возможно, вы стабильно перерабатываете, увеличилась нагрузка или вам предложили похожую должность с большей ЗП у конкурентов. Факты будут более понятными и убедительными, чем эмоции.

2. Он считает, что вам живется проще, чем ему

Как ни крути, у руководителя отдела или директора компании больше ответственности, чем у рядового работника. В его подчинении несколько человек, возможно, у него есть собственный начальник. А если он самый главный в компании, то его благополучие гораздо больше вашего зависит от успешности дела. Вы в случае проблем просто найдете другую работу. А он вполне может остаться в долгах и без средств к существованию.

Да, у него наверняка больше денег. Но не удивляйтесь: возможно, он завидует вашему дружескому общению с коллегами, совместным походам в бар после работы и тому факту, что по окончании рабочего дня вы спокойно можете выкинуть все дела из головы.

Совет: вам может казаться, что вы делаете всю работу, а начальник только прохлаждается и мало вам платит. На самом деле ответственности и рисков он несет больше, чем вы. Учитывайте этот момент во время переговоров.

3. Иногда вы бесите его безо всякой причины

Ваш директор — такой же человек, как и все остальные. И эмоции влияют на него не меньше, чем на других людей. Поэтому причина его недовольства вами или вашей работой может быть в плохом настроении. Возможно, его только что разозлил ваш коллега, огорчил с утра сын-подросток или он банально не выспался. А вы попали под горячую руку.

Или вы вместе работаете над сложным проектом, и руководитель морально измотан не меньше вашего. Чем хуже он справляется с эмоциями, тем быстрее его начнут раздражать все вокруг, в том числе и вы.

Совет: если вы не находите изъянов в своей работе и в поведении, но конфликт с начальником все же произошел, не стоит долго переживать, зацикливаться на этом и искать причину в себе. Возможно, всему виной его негативные эмоции, а не ваш непрофессионализм.

4. У него есть свой босс, которого он не хочет разочаровать

Часто ваш начальник — одновременно и чей-то подчиненный. В этом случае руководить он может с особым рвением и тщательностью. Ведь от качества выполнения вами работы зависите не только вы, но и он. Если его начальство решит, что вы работаете плохо, это будет значить, что и он — никудышный руководитель.

А если такой человек стал руководителем недавно, для него это стресс. Скорее всего, именно это объясняет, почему он вмешивается во все ваши дела и долго и тщательно проверяет все, что вы ему принесли.

Совет: если вы недавно пришли на работу или у вас сменилось руководство, придется смириться с тем, что первое время к вам присматриваются и проверяют более тщательно, чем вам хотелось бы. Не стоит оскорбляться и раздражаться. Если вы хороший специалист и сможете доказать это делом, скоро начальник успокоится и отстанет от вас.

5. У него не получается общаться с вами на равных

Возможно, в вашей компании приняты линейные отношения. Вы по-дружески общаетесь с руководством, всей компанией ездите отдыхать и знакомы с семьями друг друга. Однако не стоит думать, что ваш начальник держит вас за хорошего друга. Ведь большую часть времени вы так или иначе проводите на работе, где вы его подчиненный, а не приятель. Мы быстро привыкаем видеть друг друга в определенных ролях, и изменить их в общении с давно знакомым человеком довольно сложно.

Совет: избегайте панибратства и иллюзий о большой дружбе. Как бы ни были близки ваши отношения с руководителем, помните, что профессиональные интересы у вас разные, да и возможности тоже. Ваш босс все еще может вас уволить, несмотря на хорошее отношение к вам.

6. Иногда он считает себя правым, просто потому что он начальник

Рабочая иерархия часто прививает определенные стереотипы. И не все руководители могут противостоять им и сохранить незашоренный взгляд. Иногда у людей появляется иллюзия, что они знают больше вашего, ведь иначе зачем их поставили вами руководить?

И вряд ли вы словами убедите человека, что знаете свое дело лучше. При большой степени эгоцентризма начальник может думать, что и работа ваша — раз плюнуть. Он бы и сам мог ее выполнить, просто у него не хватает на это времени.

Совет: если вы уверены, что все сделали правильно, а начальник продолжает с вами спорить, уступите. Если он сам увидит негативный результат и свой провал, скорее всего, станет скромнее и перестанет вмешиваться в вашу работу.

7. Он считает, что вы недостаточно его уважаете

Сейчас все больше компаний отходит от жесткой иерархии в пользу линейных отношений, где люди могут более свободно выражать свое мнение. Однако остается немало руководителей, которые иерархию любят и чтят. Для таких людей руководящая должность — это в том числе и власть, и возможность показать, кто тут главный.

Такие начальники могут требовать от вас жесткого исполнения регламента и настаивать, что последнее слово должно быть за ними, даже если очевидно, что ваш вариант решения задачи эффективнее.

Совет: если вы дорожите этой работой, постарайтесь соблюдать требуемую субординацию. Есть компании с жесткими правилами, и бороться с этим бесполезно. Если же вам тяжело работать в такой обстановке, лучше поискать место с более неформальными отношениями.

Проблема рабочих отношений часто в том, что люди перестают видеть друг в друге людей, а видят только функции, которые должны выполнять то, что от них требуется. Но для нормального общения необходимо уметь поставить себя на место другого. А как вы решали конфликты с начальством?

Ответственность руководителя за действия подчинённых: «Почему же ты смотришь на соломинку в глазу твоего брата, а в своем глазу не замечаешь бревна?»

Евгений Севастьянов

Консультировал в области регулярного менеджмента более 70-ти компаний: от 10 до 9.000 человек (включая: холдинги, сети магазинов, фабрики, сервисные компании, строителей, государственных служащих, веб-агентства, интернет-магазины). Ученик Александра Фридмана.

Один из соавторов книги «Социальные технологии Таллиннской школы менеджеров. Опыт успешного использования в бизнесе, менеджменте и частной жизни»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/140084653/

Читать еще:  Елена Альшанская: Бэби-боксы не спасают жизни

кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям

Искажённая реальность: почему многие мечтают стать руководителем?

Среди многих руководителей и подчинённых бытует заблуждение, что быть руководителем легко и весело — получай большое денежное вознаграждение, все свои задачи водружай подчиненным, развались вальяжно в кресле, попивай кофе, грозно покрикивай и время от времени участвуй в переговорах.

Именно поэтому большинство людей ставит перед собой цель — стать руководителем. А если уж так случилось, что руководителем вдруг не стал, значит, жизнь не сложилась.

Посмотришь на таких руководителей и диву даёшься: они ни за что не отвечают, у них во всём виноваты подчинённые

К сожалению в некоторых компаниях данные заблуждения укрепляются фактическим положением дел. И действительно, посмотришь на таких руководителей и диву даёшься: они ни за что не отвечают, у них во всём виноваты подчинённые, отсутствие квалифицированных кадров на рынке труда и обстоятельства непреодолимой силы.

Цель статьи — ещё раз напомнить, что руководитель — это такая же профессия, как бухгалтер, токарь, программист, строитель, дизайнер и т.д.) А раз так, то требует: серьёзных профессиональных навыков в области управления людьми; скрупулёзного изучения менеджмента; наличия ответственности за всё происходящее на вверенном участке и владения важными компетенциями.

Кризис у ворот: время обратить внимание на руководителей

На мой взгляд, в кризис (мудрецы обычно кризисов не дожидаются) необходимо разбираться не только с эффективностью подчинённых, но и с руководителями. Во многих компаниях проблема низкой производительности труда кроется в отсутствии сильного “сержантского состава” из руководителей среднего звена.

Такое положение дел не удивительно. Ведь руководителем, как правило, назначают наиболее подготовленного специалиста. При этом обучением новоиспеченного руководителя менеджменту и навыкам руководства людьми никто себя не утруждает. Считается, что “раз специалист хороший, и управлять будет хорошо”. А по факту получается, что руководит хреново — в отделе бардак и круговая порука.

Неизбежность провала новичка-руководителя определяется заложенным сценарием

Дальше сценария два. Первый: руководитель-новичок, как хороший специалист, делает большинство работы вместо своих подчинённых (долго так всё-равно продолжаться не может: либо такой руководитель вымотается, либо подчинённые обнаглеют до такой степени, что на них обратит внимание высшее руководство).

Второй сценарий: руководителю-новичку подчинённые садятся “на уши” с посылом: “нам дают слишком много работы, требуют слишком строго и т.д.”. Новичок возмущается таким положением дел и наивно полагает, что если он добьётся преференций и халявы для своих подчинённых, то те его будут слушаться и сносно работать. В итоге, теперь они выступают единым фронтом против руководства компании.

К удивлению руководителя-новичка, его подчинённые становятся всё более расхлябанными и требовательными, а производительность труда снижается до минимума. Заканчивается всё тем, что его — руководителя — и часть “заводил” в отделе увольняют.

Вроде он делал всё для своих коллег-подчинённых, а в ответ получил “чёрную” неблагодарность

При этом руководитель в шоке от несправедливости, наступает сильное разочарование. Вроде он делал всё для своих коллег-подчинённых, а в ответ получил “чёрную” неблагодарность, как со стороны коллег, так и со стороны своего руководства.

В отдел набирают новых сотрудников и подыскивают нового руководителя. Обучению и навыкам руководства снова никто не уделяет внимания. Вот цикл и замкнулся. Как говорят в таких случаях: “бери мочало — начинай сначала”.

Но почему же, почему же всё именно так происходит в вашей компании / подразделении? Ответ очевиден: посмотрите в зеркало.

Горький опыт, как хорошее лекарство — неприятно испить, но, как правило, вылечивает

Правильно будет начать с воспоминаний о своём личном опыте. Года эдак 3 назад я “обнаружил” себя руководителем неуправляемой компании. Это когда руль тянешь влево, а машина поворачивает вправо или не откликается вовсе. В голову закрадывались следующие мысли в отношении моих тогдашних сотрудников: “Бездельники, интриганы, безалаберные, без мотивации, неэффективные. Я тут вкалываю, а они несколько раз в день устраивают получасовые кофе-пития, перекуры, обсуждение свежих новостей и сплетен. Этим людям ничего не надо и т.д.!”

Мысли мыслями, а желание исправить ситуацию было очень сильным. Однако методы я выбрал, как потом выяснилось, мягко говоря, с нулевой эффективностью. Как я с этим боролся раньше? Я заменял одного сотрудника за другим, и в какой-то момент получал ровно тоже самое от новичков.

Озарение принесло боль и было жестоким и жёстким. В какой-то момент я понял, что дело исключительно во мне. А мои сотрудники — нормальные и хорошие люди. И работают они так только по одной простой причине. Поскольку я как руководитель позволяю им так работать. А в другой компании, где будет грамотный и подготовленный руководитель, очень вероятно, что они будут работать в несколько раз эффективнее.

Отсюда и выводы обобщенные.

Аксиома: Руководитель несёт полную ответственность за все действия, поступки и результаты своих подчинённых

В случае провалов и неудач — причины прежде всего необходимо искать в себе и менять своё поведение, а не валить всё на отсутствие квалифицированных кадров и безграмотность подчинённых. Брать на себя ответственность за последствия своих действий и действий подчинённых.

Такая модель поведения мотивирует руководителя развивать свои узкие места, учитывать недостатки, принимать более эффективные решения в будущем.

Ну как мы можем нести всю ответственность за другого человека?

Уже слышу, раздаются недовольные голоса “Ну как мы можем нести всю ответственность за другого человека? А если я ему поручил, а результат неудовлетворительный?”

Несостоятельная отговорка. Давайте разберём подробнее возможные причины “почему ваш подчинённый выполнил неправильно задачу” и варианты действий руководителя (попробуем опровергнуть сформулированную аксиому).

Задача была неправильно понята подчинённым

При постановке задач необходимо их формулировать подробно, а также убеждаться, что подчинённый её правильно понял (как это сделать? да хотя бы попросить его пересказать своими словами “что и как он должен сделать”).

Задача была не выполнена вовремя (или вовсе не выполнена) из-за того, что подчинённый забыл

Руководитель ответственен как за промежуточный контроль при выполнении задач, так и за внедрение системы, при которой все задачи попадают в личные планы и просто технологически не могут быть забыты сотрудниками. Подробнее об этом в статье “Ежедневный план и отчёт: Как организовать, чтобы сотрудники сами планировали свой рабочий день”

Подчинённым был выбран неправильный или неэффективный способ выполнения задачи

Способ выполнения типовых задач должен определяться регламентами (за их составление несёт ответственность руководитель). А если задача нетиповая? Значит, способ её выполнения определяется руководителем либо самостоятельно, либо, при необходимости, во время обсуждения задачи с исполнителем.

Следствием халатного выполнения задачи подчинённым стали серьёзные потери для компании (пример: некорректные оригиналы актов выполненной работы, дополнительные обязательства от имени компании)

Уважаемый руководитель, просчитывать риски, находить критические точки на пути выполнения задач — это часть ваших обязанностей. Поэтому о точках, где возможны убытки и репутационные потери для компании, необходимо позаботиться заранее.

Поставьте эти точки на свой личный контроль, дополнительно обсудите их при постановки задачи. Составьте список ответов на типовые вопросы, организуйте их отправку контрагентам, так чтобы люди не могли брать на себя повышенные обязательства. Подробнее о последнем “Противоядие от несбыточно-щедрых обещаний ваших менеджеров по продажам и последующих убытков”.

Подчинённый оказался не способен выполнить задачу по своим морально-профессиональным качествам

Каждый руководитель должен хорошо знать область ближайшего развития своих подчинённых и постоянно отслеживать её актуальное состояние. Более того, одна из задач руководителя — её расширение. Область ближайшего развития определяет, какую работу человек выполнить может, а какую нет. Так что полную ответственность и в данном случае несёт руководитель.

Подчинённый бестолковый и не был изначально способен выполнить задачу

Кто виноват, что у Вас до сих пор работают бестолковые и неэффективные подчинённые? Система образования? Вышестоящий руководитель? Или, может быть, Вы сами? Своевременно продумывайте технологию замены бездельников.

И не забывайте действовать — находитесь в постоянном поиске исполнителей-профессионалов. Недаром в каждом виде спорта есть скамья запасных. И если она отсутствует в вашей компании / подразделении — виновны в этом только Вы.

Подчинённый не выполнил задачу с целью Вас подставить или другими корыстно-вредительскими целями; нарушил договорённости (например, попытался воспользоваться клиентской базой, намеренно не выполнил работу)

Каждый руководитель участвует в найме человека. И каждый день решает, будет ли он с ним работать дальше или нет. Как правило, случайных событий не бывает. А подобные случаи проистекают исключительно из-за отсутствия своевременных решений руководителя. Иначе говоря: “пригрели у себя на груди змею — несите за это ответственность!”

Пример: менеджер по продажам начал параллельно с основной работой «левачить». Виноват ли руководитель отдела, который это не заметил? Да, но и его руководитель, директор по развитию, виновен, ибо не разработал систему предупреждения подобных случаев. А собственник, в свою очередь, не сформулировал чётко принцип «кто ворует клиентов имеет дело с нашими юристами» и не донёс его до «коммерческого директора».

Читать еще:  И как после всего этого любить людей? Слово в Неделю о расслабленном

Уверен, что список есть чем дополнить. Коллеги, какие варианты Вы бы могли ещё добавить? Пишите в комментариях к статье или мне напрямую через социальные сети:

Выводы для руководителя: устраняйте причины, а не последствия

Если ваш подчинённый сделал что-то не так, то в первую очередь задайте себе вопрос: какие мои действия привели к такой ситуации (такому поведению). На самом деле, для Вас это единственная возможность избежать подобного развития событий в будущем, а также развивать свои навыки управления людьми.

Лично мои проблемы начали решаться только тогда, когда я полностью признал свой скудный опыт и занялся длительным и целенаправленным изучением менеджмента и теории управления людьми (и учиться мне ещё, и учиться). Моими лучшими учителями здесь были: Александр Фридман и Владимир Тарасов.

Следует ли отсюда, что за проступки подчинённых наказывать следует только руководителей, а самих виновных — лишь пожурить? Отнюдь. И об этом мной написано достаточно (например, “Без кнута не обойтись: наказание за неисполнение регламентов”). Правда в том, что во многих местах в лучшем случае наказывают подчинённых, а вот об ответственности руководителей забывают напрочь.

А в вашей компании борьба идёт с последствиями или с причинами?

Типичный подход, когда борьба идёт лишь с последствиями, а не с причинами. А выражается в конечном итоге, в потерянной прибыли, неэффективной работе компании и повышенных нагрузках на топ-менеджерах, которые вместо стратегического развития занимаются оперативным управлением.

Возникает резонный вопрос: Какими компетенциями должен обладать руководитель, чтобы эффективно управлять подчинёнными и решать все поставленные задачи для его подразделения? Об этом я как раз расскажу в следующей статье. Оставайтесь на связи! 🙂

Когда послушание – пункт должностной инструкции

В прошлых беседах игумен Нектарий (Морозов) говорил о послушании между родителями и детьми, между супругами, а сегодня предлагаем вашему вниманию его рассуждения о том, каким должно быть послушание со стороны подчиненного по отношению к начальнику.

Терпеть, любить, молиться

Приступая к этой теме, необходимо сначала ответить на вопрос: каково должно быть в принципе отношение христианина к своему начальнику?

Если говорить в общем и целом, то, безусловно, верующий человек должен воспринимать начальника как того, кому он Промыслом Божиим подчинен, к кому он должен относиться с уважением и кого должен стараться, насколько это возможно, слушаться. А в идеале – любить его и за него молиться. При этом взаимоотношения с руководителем могут строиться по-разному, потому что начальники бывают всякие. Иногда это человек, преисполненный чувства ответственности, понимающий, что люди, которые ему подчиняются, так или иначе находятся на его попечении, ответственно относящийся к результатам совместной работы – своей и своего коллектива. А иногда начальник может оказаться человеком случайным, безответственным, более того – постоянно наносящим вред той работе, которую подначальная ему структура должна выполнять. И в этом случае христианину потребуется еще и терпение начальника, и несение этого как некоего креста.

Каков бы ни был начальник, за него надо молиться

Одно дело – когда требования руководителя обусловлены здравым смыслом, другое дело – когда ты видишь, что его задание – профессиональная ошибка и выполнение его приведет к плохим последствиям. Еще хуже, если ты понимаешь, что, когда ты точно и добросовестно выполнишь задание, которое тебе дается, и последствия будут плохие, в этом будешь обвинен ты, а он даже не заступится перед работодателем.

Разум и совесть

Правильно ли для христианина будет в случае каких-то грубых ошибок, наносящих урон и общему делу, и сотрудникам, или злонамеренных действий сообщить о них вышестоящему начальству? Как ни странно – опять-таки в зависимости от ситуации. Если мы понимаем, что действия нашего начальника причиняют вред конкретно нам и вред этот, скажем так, умеренный, то есть не сопряженный с опасностью для жизни, здоровья и целостности личности, то лучше потерпеть и уступить. Если же мы понимаем, что недочеты и недостатки в работе нашего руководителя могут представлять угрозу для нас и других людей, вообще носят характер преступный, то, безусловно, здесь, скорее всего, нам придется об этом извещать вышестоящее начальство. Но опять же, только в том случае, если это, по здравому нашему рассуждению, даст результат, ведь руководитель может оказаться только лишь частью единой системы, против которой бороться или бессмысленно, или даже опасно. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда наша христианская совесть требует тех или иных поступков вне зависимости от того, каковы будут их последствия.

При этом всегда нужно отдавать себе отчет, чего же ты на самом деле хочешь добиться, рассказывая кому-то об ошибках или неверных действиях своего начальника: ты действительно желаешь улучшения работы твоего коллектива или просто стараешься подсидеть начальника и занять его место? Кроме того, если руководитель совершает какие-то ошибки, но он хороший человек и хорошо относится к своим подначальным, заботится о них – тогда заявлять кому-то о том, что он не соответствует занимаемой должности, скорее всего, будет тоже непорядочно. Тут на все случаи один ответ не дашь.

«Я несчастный человек, мне никто не говорит о моих ошибках»

Более, наверное, распространенная ситуация, когда мнения подчиненного и руководителя о том, каким образом нужно реализовывать ту или иную работу, не совпадают. Может быть так, что подчиненный, как человек, практически реализующий конкретное задание, проект, будет обладать большими знаниями и у них с начальником возникнет по этому поводу какая-то полемика. Вот тут у христианина может возникнуть вопрос: а не должен ли я просто сделать, как мне сказал начальник, ни о чем не полемизируя, даже не заявляя о том, что у меня другая точка зрения, ничего не доказывая и ничего не отстаивая? На мой взгляд, это совершенно неправильно. Почему?

Я помню, мне когда-то давным-давно попалась книга одного известнейшего японского бизнесмена. Это был создатель огромной корпорации, которая занималась производством всевозможной электротехники. Он, будучи уже в преклонных летах, как-то раз собрал совет директоров, каких-то старших сотрудников корпорации и сказал: «Вы знаете, я несчастный человек, потому что, когда я в чем-то ошибаюсь и делаю что-то не так, никто не поправляет меня и мои ошибки совершаются беспрепятственно. Это очень тяжело и страшно, я нуждаюсь в том, чтобы мне о моих ошибках и глупостях говорили».

Я тоже считаю, что хорошо, когда подчиненный уведомляет своего руководителя о том, к чему те или иные действия могут привести, говорит о своем несогласии. Просто это не должно превращаться в ожесточенную борьбу, в спор, не должно переходить в плоскость личных отношений.

Но при этом еще нужно понимать, что порой может страдать одно конкретное дело, однако весь процесс в целом будет от этого выигрывать. Руководитель – это человек, который должен заботится не об одном, а обо всех направлениях деятельности подначальной ему структуры. А каждый из исполнителей чаще всего думает непосредственно о том участке работы, который поручен ему, и не видит всей совокупности. Но, безусловно, очень разумно поступает руководитель, который это объясняет своему подчиненному, избавляя его, таким образом, от мучений по поводу мнимой неразумности решений.

Конечно, бывают такие начальники, которые совершенно не хотят слушать никакой критики. В этом случае очень много значит опыт. Если человек знает, что раз за разом, говоря о должном и о том, как избегнуть недолжного, он натыкается только лишь на обиду и гнев и никакого положительного результата такие разговоры не приносят, тогда смысла в них, конечно, нет. И это тоже надо вовремя понять и принять или менять работу – иногда это будет единственным выходом.

Обозначить границы

Отношения между подчиненным и его начальником в общем-то четко регламентированы, но зачастую эта модель отношений выходит за рамки только лишь рабочих, когда начальник требует послушания уже там, где не имеет права. Если мы видим, что руководитель покушается на наше личное время, силы, которые должны отдаваться семье, на здоровье, еще на что-то, то, наверное, нужно все-таки определенную границу устанавливать, потому что иначе наступит такой момент, когда человек надорвется и не сможет дальше даже обычную свою работу выполнять. Здесь необходимо бывает проявить и твердость, и в то же время деликатность. И, опять же, неконфликтность. А руководитель, безусловно, должен понимать, что его сотрудники – это живые люди, со своими обстоятельствами, жизненными интересами, проблемами, и он не имеет права отнимать у них то время и те силы, которые предназначены для их личной, семейной или общественной жизни, для отдыха или хобби.

Читать еще:  Ирина Языкова: Церковное искусство должно быть литургическим

Если начальник призывает принять участие в хищении или явном криминале, о послушании не может быть и речи

Бывают ситуации, когда начальник призывает принять участие в каком-то хищении или покрыть его или пойти на какие-то иные действия явно криминального характера. Идти на это ни в коем случае не нужно, причем не только с христианской точки зрения, но и с точки зрения здравого смысла: слишком велика вероятность, что ты окажешься тем единственным человеком, который будет за всё это отвечать. Если же речь идет о каких-то небольших, скажем так, частных нарушениях, на которые руководитель идет для того, чтобы сохранить коллектив или предприятие, которое он возглавляет, то тут мне трудно какой-то один рецепт предложить, потому что очень разные бывают рабочие ситуации, и, сказав что-то общее, я окажусь в чем-то и не прав, и не искренен.

Порой начальники морально подавляют своих подчиненных, при этом любая попытка отстоять свое достоинство обращается в угрозу увольнения с испорченной репутацией. Как вести себя, чтобы не противоречить Евангелию?

Если для начальника хамство, крик, ругань, нецензурная брань – норма общения с подчиненными, то, естественно, лучше от него уходить. Если нет возможности найти другую работу или эта работа важна и дорога для тебя, то здесь, наверное, нужно понять, что достоинство в принципе нельзя утратить: оно у тебя либо есть, либо его нет. И когда тебя оскорбляют, то это не значит, что ты сам по себе как-то от этого становишься хуже, слабее. И тогда эту ругань вполне можно потерпеть без урона для своего собственного достоинства, но в то же время с большим уроном для своего самолюбия, с которым нам, христианам, очень важно бороться. То есть всю эту неприятную ситуацию можно обратить себе на пользу. И морально подавляться совершенно не обязательно. Вот это – немощь конкретного человека, его слабость, и всё.

Но если мы видим, как на наших глазах унижают другого человека и он близок к тому, чтобы сломаться, или кого-то несправедливо в чем-либо обвиняют, гонят, притесняют, даже, может быть, преследуют в юридическом отношении, то, конечно, наш христианский долг – вступиться за него. Но, опять же, успешность тех или иных поступков зависит от того, насколько они обдуманны. Поэтому нужно не очертя голову бросаться на борьбу со всем дурным во имя всего доброго, а думать, что конкретно в этой ситуации мы можем сделать.

Иногда, правда, бывает, что реально ничего нельзя сделать, но важно просто возвысить свой голос для того, чтобы человек, с которым происходит какая-то беда, понимал, что он не одинок и что есть люди, которые внимательны по отношению к своей совести. Это важно еще и потому, что тебе самому необходимо знать, что ты – не бесчестный человек и что если бы при тебе происходило предание на суд Христа и Его распятие, то ты бы не кричал: «Распни, распни Его!» Или не находился бы в этой толпе с полным одобрением всего происходящего.

Что делать, если начальник ругает вас на глазах у подчиненных

Ваш босс устраивает публичные выговоры и демонстрирует явную недоброжелательность к вам. Как сделать так, чтобы его поведение не сказалось на ваших отношениях с подчиненными?

Будьте честны

Во-первых, все зависит от причины недовольства. Что вы сделали не так? Если вы допустили профессиональную ошибку и выговор получили заслуженный, будет лучше сознаться в промахе. Самый выигрышный вариант в данном случае — признание своей ошибки. Все люди ошибаются. Если в случившемся действительно есть ваша вина, не стоит выдумывать себе оправдания, нервничать и занимать оборонительную позицию.

Не отмалчивайтесь. Вы заслужите куда большее уважение со стороны коллег и подчиненных, если скажете: «Да, я кое-что не учел. Раньше я никогда не сталкивался с подобной проблемой, но теперь сделал выводы, приобрел новый опыт и впредь буду знать, как избежать подобной ситуации. В ходе следующей рабочей встречи мы детально разберем этот случай».

Не провоцируйте скандал на глазах у коллектива. Если вы понимаете, что руководитель не прав, попросите его о личной встрече. Лучше выяснить отношения тет-а-тет, иначе ваш воинственный настрой может вызвать новый приступ раздражения у руководителя. Оставшись с ним наедине, попросите его объяснить, в чем суть его претензий, и аргументируйте свою позицию. Это поможет вам разобраться в проблеме.

Поговорите с сотрудниками

Уважение подчиненных невозможно потерять моментально — для этого должна найтись существенная причина, напрямую затрагивающая каждого сотрудника. Все зависит от прошлого опыта общения. Если у вас до этого были неплохие отношения с подчиненными, вряд ли один-единственный промах повлияет на ваш авторитет. Дайте сотрудникам понять, что вы делаете одно общее дело — как начальник вы берете на себя ответственность за все неудачи подчиненных.

Соберите работников и обсудите произошедшее. Что было упущено? Что вы все сделали не так, что нужно сделать для того, чтобы исправить ошибку? Передайте подчиненным пожелания босса, поблагодарите за готовность помочь.

«Нашему отделу не удалось выполнить план, так что от начальства я получил по полной, — рассказывает менеджер по маркетингу Сергей. — Тогда я собрал своих ребят и объявил им, что шеф мной недоволен. Я знал, что мои подчиненные не халтурили и делали все возможное, о чем я им и сообщил. Потом каждый высказал свою точку зрения, и в ходе обсуждения мы нашли довольно рискованное решение. Я потратил несколько месяцев на то, чтобы уговорить руководство послушаться нашего совета по расширению рынка. В итоге все получилось, и компания приобрела новые доходы».

Не стоит переносить негатив на подчиненных. Но если ошибка произошла по вине конкретного сотрудника, хотя вы давали другие распоряжения, накажите провинившегося. Докладывать начальству об этом не обязательно: по большому счету руководству все равно, кто виноват, главное — результат. Подумайте, какие меры стоит принять (перераспределить задачи, продумать систему контроля), чтобы избежать промахов в будущем.

Демонстрируйте уверенность

Хороший лидер — сильный лидер. Не позволяйте подчиненным видеть ваши слабости. Иногда слишком велико желание пожаловаться подчиненным и коллегам на то, какой ваш шеф самодур и идиот, но это только навредит вашему авторитету.

«Я всего месяц работала в компании, и шеф достал меня со своими придирками: то я посылаю не того сотрудника на проект, то не советуюсь с ним по элементарному вопросу, — рассказывает event-менеджер Елена. — Он считал меня молоденькой и несмышленой дурочкой, которая долго в компании не продержится. Все свои претензии он любил высказывать в своем кабинете, но громко и с открытой дверью, так что все сотрудники слышали каждое его слово. Как-то после очередной выволочки я, вся в слезах, разговорилась со своей коллегой в курилке: та покивала головой и согласилась с тем, что у директора тяжелый характер. На следующий день, когда начальник вновь принялся отчитывать меня по какому-то непринципиальному поводу, моя коллега сама вклинилась в разговор и четко объяснила, что его претензии совершенно неуместны. Начальнику нечего было сказать в ответ. А мне было очень стыдно: оказывается, я вообще не умею за себя постоять. Мне понадобилось много времени, чтобы выработать командный голос».

Будьте откровенны с начальником

Личные разногласия также могут стать причиной озлобленности босса. Разберитесь, почему начальник к вам неравнодушен. Возможно, у этого человека есть друг, которого он хочет посадить на ваше место. А может, это просто личная неприязнь. Если вы дорожите своей работой, стоит попробовать наладить отношения с руководством.

Используйте свой авторитет, лидерские качества, заручитесь поддержкой коллег и подчиненных. Если вы хороший руководитель, за которым стоят люди и с которым хотят работать другие сотрудники, ваши позиции не так-то легко будет атаковать. Были случаи, когда в критической ситуации подчиненные писали генеральному руководству записку, в которой просили защитить своего начальника и оставить его работать на своем месте. Но для начала советуем самому руководителю поговорить по душам с боссом. Никогда не помешает искренне спросить, почему он так себя ведет. Говорите о своих эмоциях: «Я подозреваю, что вы испытываете ко мне не очень теплые чувства. Я хочу понять причину и сделать все, чтобы изменить ситуацию к лучшему».

Ведите себя с подчиненными как ни в чем не бывало. Им важно, чтобы ваш конфликт с начальством не отразился на них самих. Поддерживайте нормальную работу отдела. Не впутывайте сотрудников в свои проблемы. Если вы неплохой руководитель, подчиненные со временем поймут, что злоба шефа необоснованна, и даже посочувствуют вам.

Наталья Чудова, Иветта Александрова
По материалам «Труд»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector